Разногласия в церковной среде случаются. Есть разные трактовки отрывков Писания, есть противоречивые взгляды на брак, аборты, интимную жизнь. Но всё это не мешает православной Церкви держаться вместе, единой христианской традицией. А потому всего удивляет тот факт, что есть священнослужители, которые всерьёз пошли вразрез с православным учением.

Один из таких бывших священников — игумен Евмений. Что с ним произошло, и почему рядом с его именем у верующих ассоциируется какая-то секта? Ответы — ниже.

Биография Евмения Перистого: с 14 лет интересовался верой и в 1992 году стал настоятелем Макарьево-Решемского монастыря

Евмений Перистый родился 19 мая 1969 в Донецкой области.

Уже с четырнадцати лет он ощутил в себе тягу к духовному знанию.

19 мая 1969 день рождения Евмения Перистого

Его заинтересовало православие, да, собственно, в те годы в СССР альтернативы христианству было найти затруднительно. О других учениях он узнал позже.

Игумен Евмений

Затем Евмений служил в армии, а после неё решился на монашеский постриг. Это произошло в 1989 году в Киево-Печерской лавре. Евмений Перистый имел склонность к публицистике, так что стал возглавлять издательство лавры — «Свет Печерский».

1992 в этом году, Евмений получил сан игумена и стал настоятелем Макарьево-Решемского монастыря

Позднее, в 1992 году, Евмений получил сан игумена и стал настоятелем Макарьево-Решемского монастыря, что в п. Решма (Кинешемский район, Ивановская область).

Службу, на первый взгляд, нёс достойно:

  • руководил издательством;
  • управлял Просветительским центром «Свет Православия»;
  • семь лет реабилитировал наркоманов;
  • общался с молодёжью в качестве миссионера.

7 лет игумен Евмений (Перистый) занимался реабилитацией наркоманов

К настоятелю Евмению появилось много претензий, и его освободили от должности

Но деятельность Евмения Перистого не была безупречной. 10 февраля 2006 году в епархии ей дали не самую хорошую оценку. Отметили следующие негативные итоги настоятельства игумена:

  • в братии лишь два человека;
  • богослужения не проводятся, как должны, ежедневно;
  • один из двух храмов в плохом состоянии;
  • местные жители недовольны деятельностью игумена Евмения.

При этом в епархии не забыли, что в качестве просветителя игумен Евмений отлично справлялся с возложенными на него обязанностями. Поэтому вынесли решение — освободить его от должности настоятеля. До конца года ждали разрешения свыше, и наконец, оно пришло.

Игумен Евмений стал служить в Московском Патриархате, но 2008 его отправили за штат из-за не православных взглядов

Игумен Евмений не остался без дела и два года состоял в Московском Патриархате — в Синодальном миссионерском отделе. Также он:

  • работал в отделе по взаимодействию с вооружёнными силами;
  • был клириком Белгородской епархии и храма святителя Николая патриаршего подворья.

Помимо этого игумен Евмений проводил миссионерскую деятельность по собственной инициативе. Он издавал книги о помощи душевнобольным, о духовности и о любви. К тому же он стал проводить семинары под названием «Альфа-курс», что быстро сделало игумена Евмения известным.

Альфа-курс это программа практического знакомства с христианством которую пропагандирует игумен Евмений

В некоторых источниках игумена Евмения ошибочно называют автором «Альфа-курса». В действительности эта программа появилась в Англиканской Церкви в 1970 году. Суть её — в непринуждённых беседах с людьми, далёкими от Церкви. То есть, это миссионерская и просветительская программа по разработанным в Англии методикам.

Несмотря на популярность, курс не имеет однозначной оценки в православии. Ряд священников отзываются о нём негативно и подчёркивают в нём ярко выраженную протестантскую идеологию. На видео ниже иерей Даниил (Сысоев) озвучивает главную претензию православия к «Альфа-курсу» игумена Евмения — его общехристианскую, а не сугубо конфессиальную направленность:

На игумена Евмения поступало много жалоб с требованием проверить характер его деятельности. В итоге его семинары привлекли внимание высокопоставленного духовенства, которое нашло их содержание недопустимым для православной Церкви. Вопросы вызвали следующие детали:

  • акцент на психологию, которой автор отдаёт большее предпочтение, чем учениям Святых отцов;
  • проповедь неконфессионального христианства, подчас с критикой православной Церкви;
  • добавление в православную проповедь мистических практик, напоминающих индуистские.

Ровно за то же критиковали и книги игумена Евмения. Их усмотрели идеи, которые противоречат православию и могут отвратить от него людей, ещё только встающих на религиозный путь. Пресс-служба Синодального миссионерского отдела подчеркнула, что эта литература издаётся без благословения православной Церкви и не имеет отношения к её миссионерской деятельности

В феврале 2008 игумена Евмения отправили за штат Белгородской епархии с правом перейти в любую другую епархию. Этим правом игумен до сих пор не воспользовался.

Сегодня он работает в реабилитационном центре «Отчий Дом», что в деревне Мухортово, издаёт книги, ведёт канал на YouTube, ведёт активную публичную деятельность и продолжает следовать своим убеждениям.

Игумен Евмений остаётся в православии, но критикует современную Церковь

Игумен Евмений не скрывает того, что его не устраивает следовать религиозным догмам. Выше традиции он ставит опыт, а потому постоянно находится в поиске. Полученными выводами он делится с теми, кто готов слушать.

При этом отец Евмений подчёркивает, что не опирается на светское или церковное образование.

Игумен Евмений опирается лишь на опыт и знания, которые ему интересны.

У него таковых просто нет. Он считает их ненужными, поскольку они не дают ответов на многие вопросы, с которыми сталкивается человек в жизни. Эта неудовлетворённость — главный мотив его духовных поисков.

Чтобы их вести, игумен Евмений сам занимается своим образованием: слушает, читает и смотрит лишь то, что способно его заинтересовать. При этом источник знаний — не обязательно книги или фильмы. Даже общение с тем или иным человеком способно принести знания.

Игумен Евмений не боится общаться с людьми других религий и считает, что от них можно услышать немало полезного. Главное — это никому ничего не навязывать:

«Нередко из-за разномыслия в понимании священных текстов люди устраивают споры и ругань с представителями другой религиозной системы.

А ведь духовные книги существуют для созидания, для открытия глубины, которая может объединить нас.

Считать, что только моя группа «попадет в рай”, или «достигнет освобождения”, — в чистом виде гордыня!».

Евмений игумен

Картина мира, с точки зрения игумена Евмения, у каждого человека ограниченная. Пытаясь её кому-то навязать, ты втискиваешь человека в рамки. А это не полезно для развития — ни твоего, ни другого человека.

Поэтому игумен Евмений никогда не отрекался от христианства. Он лишь пытается совместить его с полученными знаниями и опытом. Иногда выводы прямо противоречат православным идеям:

«Могу ли я принять ту мысль, что Существо, создавшее всех, покарает за несовершенства, которые заложены в нашей биологической природе, в извечном конфликте человеческих проявлений и человеческих же представлений об идеальном?

Могу ли я поверить в то, что Создатель лишает меня права на собственный поиск, на опыт, на эксперимент?

В Библии сказано, что «не может дерево доброе приносить плохие плоды».

Если Бог — доброе дерево, то мы — добрые плоды.

Если же мы плохие плоды, каково же тогда дерево, на котором они выросли?

Взрослея, мы уже не боимся рассуждать и ставить эти вопросы на уровне логики и сердца».

Евмений игумен

Хоть у игумена Евмения есть свои, особые взгляды, это не мешает ему, пусть и без благословения, проповедовать христианские идеи. В книге «О побеждающем христианстве» он пишет о том, что православие имеет огромный потенциал духовности, который необходим современной России.

Но при этом игумен Евмений негативно оценивает современную православную Церковь. Он считает, что из неё ушла мудрость, не хватает талантливых людей. Слишком много лет враги пытались задавать православие.

Игумен Евмений прозван «православным гуру» за любовь к восточным учениям

Игумен Евмений положительно относится к любым религиям. Он утверждает, что нет разницы, какую из них взять за основу для духовной жизни. Сам же он на тренингах использует технику, которую называет «христианская медитация». Его даже прозвали «православным гуру».

Игумен Евмений практикует «христианскую медитацию»

Игумен Евмений — «православный гуру»

На официальных страницах в Интернете игумен Евмений публикует фотографии и изображения, которые вводят православную аудиторию в недоумение. Те, кто хорошо знаком с взглядами игумена, не удивляются тому, что он фотографируется на фоне храмов других религий. Привыкли.

Футбольная икона, кощунственный материал по мнению РПЦ, которую игумен Евмений опубликовал в интернете

А вот «Футбольная икона» с изображением Богородицы и младенца Иисуса Христа — это уже кощунственный материал.

С другой стороны, вовсе не игумен Евмений писал и освящал эту «икону», так что обвинять его в её существовании несправедливо.

Симпатия игумена Евмения к Восточным учениям общеизвестна, но для некоторых людей знакомство с таким батюшкой оказывается неожиданностью.

Игумен Евмений не прав в том, что проповедует не православные идеи в лоне Церкви

Биография Игумена Евмения не производит отталкивающего впечатления. Читатель вправе спросить: а что с ним произошло такого, что православная Церковь негативно относится к этому положительному и рассудительному человеку? Ну, есть у него свой путь, разве плохо?

Нет, не плохо. Его дело, всё-таки. Единственная проблема — это то, что отец Евмений продолжал, а возможно, и продолжает подкреплять свои идеи духовным саном православия.

Взгляды Евмения различаются с теми, что проповедует Русская православная Церковь.

Выступать и издавать книги как бы от её лица её представителя — недопустимо и нечестно. Евмений Перистый вправе высказывать и проповедовать от своего имени всё, что пожелает. Но он поступил бы правильно, если бы не вёл эту проповедь в лоне православия.

В противном случае он просто вводит слушателей в заблуждение, которые могут довериться сану священника и получить искажённое представление о православной традиции.

В этой статье я хочу кратко рассказать читателям о том, что же представляет собой «Альфа-курс», его история и особенности вероучения. Также я постараюсь рассказать вам об опасностях, которые таит этот, казалось бы, безобидный способ проведения досуга. Конечно, я хорошо понимаю, что каждому автору всегда нужно знать меру между количеством представленного материала и его качеством. Поэтому здесь я старался сжато написать самое главное, иногда оставляя без внимания другие аспекты открытого и интересного вопроса сектантской мимикрии. Это всего лишь статья, а не академическая лекция, в которой я намеренно не привожу ссылок на источники и литературу. Надеюсь, что каждый, кто интересуется этой темой, продолжит ее изучение в библиотеке под духовным руководством своего священника-духовника.

История этого религиозного культа началась не так давно – примерно с 1977 года. Тогда несколько человек, которые якобы почувствовали духовное «перерождение от Святого Духа», основали в Лондоне некий ресторан, в который могли приглашать своих неверующих друзей, и рассказывать им о Христе. Со временем это заведение стало довольно популярным, а количество постоянных его клиентов возросло настолько, что небольшое заведение питания перестало вмещать всех желающих. Более того, со временем завсегдатаи ресторана фактически составили автономную религиозную общину христианского направления. Именно тогда авторитетный англиканский пастор Чарльз Марнхам пригласил их всех стать членами собственного прихода Св. Троицы в Бромптоне. Так «Альфа-курс» получил покровительство Англиканской Церкви. Сейчас обучение базируется на книге англиканского священника Никки Гамбла «Вопросы жизни».

Игумен Евмений (Перистый)

С того времени чума «Альфа» курса перекидывалась то на протестантов, то на харизматов, то на католиков, а однажды даже инфицировала самых настоящих православных. «Альфа-курс» оказался достаточно удобным и необременительным способом убедить людей в том, что они уже узнали самое главное о Боге и личных отношениях с Ним. Причем, построенные в форме развлечений и игровых занятий подобные встречи вовсе не производят впечатления чего-то сложного или такого, что утомляло бы людей интеллектуальными нагрузками. От адептов там не требуется ничего необычайного, кроме посещения самого курса и желание играя учиться о Боге. Показательно, что обучение каждый раз до сих пор начинается… обедом.

Бесспорно, за всю эту ненавязчивую простоту курс получил бешеную популярность. Как свидетельствуют официальные издания этого культа, сегодня почти в 170 странах существуют общины, которые используют курс в своей практике. Количество студентов, которые уже прошли «Альфа-курс» – примерно 15 миллионов человек. Сам курс во всем мире имеет одинаковый смысл и состоит из двенадцати семинаров на которых рассматриваются «ключевые вопросы христианской веры». В то же время существует несколько разновидностей курсов в соответствии с целевой аудитории: «Альфа» для подростков, «Альфа» для студентов, «Альфа» для пожилых людей, «Альфа» в католическом контексте, «Альфа» на рабочем месте, «Альфа» в армии и «Альфа» в тюрьмах. Все «церкви» фактически преподают один и тот же курс, делая изменения лишь с учетом культурных особенностей своей аудитории.

Популярность курса можно объяснить в первую очередь неграмотностью самих неофитов. Люди фактически «с улицы» приходят учиться основам христианства, но не имеют с чем сравнивать полученную там информацию. Им не известно ни чистое учение Церкви, ни какие-либо аргументы против ересей. Они не имеют с чем сравнивать полученные знания, которые вполне искренне, наивно и по-детски считают нормой. Именно поэтому ни один адепт «Альфы» не воспримет критику в собственный адрес. Свое хорошее настроение и прекрасно проведенный в этом обществе досуг они с чистой совестью будут считать убедительным свидетельством правдивости всего учения.

Другой секрет успеха «Альфы» – в ее поддержке представителями различных «церквей», религиозных организаций, сект и религиозных культов. Интересно, что с одной стороны секта «Альфа-курса» действует как самостоятельная организация, а с другой – может совмещать свою ересь с ересями тех общин, которые ее любезно к себе приглашают. Среди них – англикане, римо- и греко-католики, баптисты, пресвитериане, методисты, пятидесятники, общины «Армии спасения» и многочисленные «домашние церкви».

В чем же опасность «Альфа-курса»? Прежде всего, в том, что «Альфа» – это попытка построить отношения с Богом вне истинной Церкви. Хотя действительно, истинная христианская доктрина является единственной, но понимание Бога в каждой из «церквей», общин и деноминаций разное. Причем, настолько принципиально разное, что это уже столетиями мешает реальному объединению. «Универсальность» учения «Альфы» – это компромисс, на который вынуждены идти его авторы, ища для себя больше сторонников. Наконец, это принцип любой секты: «Не важно, что вы проповедуете. Главное – что это приносит лидеру в конечном итоге».

Итак, чтобы подобная информация удовлетворяла в равной степени всех слушателей, ее нужно подавать достаточно «разведенной», старательно обходя острые догматические углы. Непонятно вообще, как можно рассказать о Боге, упорно замалчивая фундаментальные христианские, апостольские и святоотеческие традиции. Ведь это – основа всей христианской доктрины. Основное, о чем необходимо помнить каждому исследователю сектоведения это то, что какого-то отдельного Господа нашего Иисуса Христа вне Церкви не существует и не может существовать. Если же вам предлагают универсальное учение, которое может удивительным образом удовлетворить представителей сотен деноминаций, будьте уверены, что вас обманывают. Там проповедуется искаженный Христос, карикатурно изображенный людьми, которые не имеют никакого отношения к Церкви.

В то же время англиканство, в лоне которого появился и утвердился «Альфа-курс» – это одно из немногих ответвлений в «христианстве», где официально задекларированы и исповедуются извращенные взгляды на ключевые принципы христианской жизни. Вспомню, что именно там впервые были введены т.н. женское священство, женатый епископат, благословения однополых пар и даже показательное возведение женщины-лесбиянки в сан «епископа». Очевидно, что ни к Церкви, ни к Богу эти верующие не имеют никакого отношения.

Второе. Другая опасность курса «Альфы» – это то, что в настоящее время его члены сформировали четкий и однозначный культ с разветвленной сетью представителей и людей, а также с собственной вероучительной системой «универсального христианства». Сам культ имеет собственные шаблоны поведения, собственную иерархию и выработанные правила собственного функционирования, которые нельзя изменять. То есть это то, что в скором времени можно назвать привычным и понятным нам термином «секта». Каждый, кто принимает участие в обучении «Альфа-курса», прежде чем узнает ответы на вечные вопросы о цели жизни, об Иисусе Христе и причине человеческих страданий, станет членом секты, где обязательно получит и определенные права, и собственные обязанности. Если вам предлагали весело провести время и пообщаться о Боге в Альфа-курсе, лучше сразу отказаться. Дешевле выйдет.

Третье. Тот вариант курса «Альфа», который имел возможность изучать в оригинальных документах автор этого текста, был его версией для православных христиан России. Из-за отсутствия каких-либо знаний о культе, его опыте и методах, культ в свое время был допущен к использованию миссионерскими отделами епархий РПЦ. Однако богословы и исследователи быстро убедились, что за замечательной вывеской неформальных семинаров о Боге скрывается опасное неопятидесятническое харизматическое движение. Движение, которое через неформальное общение, дружеские ужины, нетипичный подход к ведению бесед всячески пытается проникнуть в «традиционные» церкви путем миссионерского новаторства. Жвижение, которое фактически скрывает сущность своего настоящего учения через маскировку под католицизм, Православие и т.д. На самом деле, Альфа – это уже и не католицизм. И вовсе не Православие. «Альфа-курс» был запрещен в Православной Церкви, а священник, который был идеологом этого движения, был освобожден от всех постов и отправлен за штат. Кстати, его зовут игумен Евмений (Перистый). В одном из интервью этот монах открыто хвастался, что во время занятий использовал свои знания и опыт «НЛП-программирования» и другие методы воздействия на подсознание ради большей эффективности курса.

Четвертое. Как уже упоминалось, курс является непосредственным следствием особого «Божьего откровения» нескольким англичанам, которые с момента получения ими особых «Даров Святого Духа» считали своим долгом делиться этой информацией с другими. Итак, вопреки распространенному заблуждению о том, что секта не имеет собственного вероучения, а проповедует универсальное и чистое учение Библии, вероучения и методы, использованные в «Альфе», напоминают собой типичные черты т.н. харизматического пятидесятнического движения. Это один из самых вредных образцов тоталитарных псевдохристианских сект, добравшихся до Украины. Люди, которые попадают в плен к неохаризматам, рискуют довольно быстро лишиться не только собственных сбережений, но и духовного и душевного здоровья. Наука и принципы «Альфы» имеют больше общего с «Посольством Божьим» Сандея Аделаджи, чем с традициями Церкви апостольского Предания.

Пятое. Интересно, что все попытки автора этих строк получить на официальных интернет-ресурсах более детальную информацию о самом курсе завершились неудачей. Обычно веб-представительства «Альфы» предлагают информацию о местах встреч, дают краткую справку о курсе, а также о том, какую продукцию можно там приобрести. Никакой информации из предыдущих семинаров – аудио-, видео- или текстовой продукции скачать сторонним пользователям не предлагают. Скорее всего, здесь следует говорить не только об определенной финансовой выгоде корпорации «Альфа», но и ее справедливом страхе перед разоблачением. Честная христианская миссия не может быть жадной.

Шестое. Следует отметить, что для человека не знакомого с опытом неповрежденной христианской традиции предлагаемое курсом обучения будет выглядеть достаточно убедительным, истинным и авторитетным. Именно в этом одна из главных его опасностей. Ложка дегтя ереси в бочке меда правильных слов способна погубить человеческую душу для вечности. Любимый принцип дьявола – полуправда. Итак, людям без систематического духовного образования в своих суждениях о сектах лучше не полагаться на собственные знания и ощущения, а доверять тем, кто занимается их выявлением, изучением и нейтрализацией профессионально.

Если я часто критикую католиков, то обычно делаю это не из-за своего плохого характера, а потому, что как профессионал способен отличать не только больных и здоровых, но и различные духовные недуги между собой. Ныне я официально обвиняю униатскую иерархию и духовенство, которые ради развлечения своей паствы приютили в своей Церкви настоящую неохаризматическую пятидесятническую секту. Об этом нужно говорить открыто и всюду где возможно. Греко-католики миряне и сознательное католическое духовенство должны дать отпор очередной «универсальной религии» и в конце концов вернуться к своим православным истокам. Хотя бы тех, которые были задекларированы в первоначальных намерениях Брестской унии. Современные реалии УГКЦ – это совсем не идиллическая картина, о которой когда-то мечтал Ипатий Потий со своими корыстолюбивыми и честолюбивыми братьями.

Известный российский сектовед профессор А.Л.Дворкин в своем комментарии относительно данного курса достаточно справедливо замечает, что, наблюдая за тем, как Англиканская церковь постоянно и катастрофически теряет свою паству в Британии, можно прийти к выводу, что «Альфа» отнюдь не способствует евангелизации британцев и многочисленных эмигрантов. Спрашивается, зачем тогда вводить «Альфа-курс» у нас, если его успешность далеко не очевидна даже на его родине?

Что бы кто ни говорил, но опасность сектантства в Украине – это достаточно конкретная и болезненная проблема нашего времени. Украинский народ представляет собой уникальный почву для разного рода псевдоцерковных гастролеров и их практических экспериментов. С одной стороны у «худшего» из наших людей горит в душе неугасимая лампада веры в Бога и в торжество Его Небесного царства. С другой – тот поверхностный уровень богословских знаний, который есть у современного «рядового» христианина, делает его чрезвычайно уязвимым перед вызовами язычества, мракобесия, безбожия и сектантства. Цель истинной Церкви – расчистить путь от греха и страстей к Богу, а не запутывать людей в этом еще больше. Если у вас подобные вещи практикуются и сейчас, то мой совет прост – быстрее меняйте своего духовного врача. Он у вас сам безнадежно болен.
Протоиерей Евгений Заплетнюк, клирик УАПЦ

Источник: «Украина сектантская”

01 сентября 2016

«Бог и Жизнь — тождественные понятия»

— Игумен Евмений, как вы стали священнослужителем? Расскажите о вашем пути.

— Мне неинтересно возвращаться в свою биографию. Это прекрасная история, уже пересказанная мною много раз. Каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, то занимаемся реконструкцией. У меня очень богатое воображение, и я могу добавлять детали, которых в первоначальном варианте не было (смеется — прим.авт.).

— Сейчас у вас должность — душепопечитель Центра восстановления Отчий Дом. А что обозначает это слово?

— Оно самое обычное. Означает то же, что и в западной культуре слово «психотерапевт». «Псюхе» — душа, «терапос» — забота. То есть человек, который заботится о душе. В нашей стране (не считая крупных городов) отсутствует культура обращения к психотерапевтам. Когда слишком «прижмет», люди идут в церковь или спешат в больницу, где их помещают в отделение неврозов.

Там ждет известная атмосфера: медсестры, таблетки, диета, процедуры… И это не всегда способствует выздоровлению, так как для начала человек должен идентифицировать себя «больным», согласившись с правилами предлагаемой игры.

В нашем центре пространство исцеления выстроено иначе. Люди, переживающие затруднения в жизни, могут «перезагрузиться». Вместе с ними мы проходим их жизненный кризис. И не в больничной атмосфере, а в бревенчатом доме на берегу Волги, в живом общении.

Классика психотерапии — находиться в кабинете, говорить о проблемах во время часовой сессии, сидеть друг напротив друга и ни в коем случае не прикасаться к пациенту! Классический психотерапевт использует особые техники, будто человек — поломавшаяся машина.

Душепопечитель действует иначе: проживает свою жизнь в едином пространстве с обратившимися за помощью, видя в них не пациентов, а людей, которых ему послал Бог, чтобы они разделили с ним часть жизненного пути.

Ну, к примеру, человек переживает развод. Ему больно, но он не больной. Или мама, у которой сын — наркоман. У нее страдает душа. Или недавно приехала женщина, которая пятый раз в течение года попадает в автомобильные катастрофы. Мы помогаем пережить, переосмыслить, понять суть ситуации.

— Очень понравилась ваша фраза: «окончание духовного поиска — принятие того, что есть. Даже не как «лучшего», а как единственного и уже совершенного, и глубинного согласия с этим, уникальным и прекрасным». Получается, что любую проблему нужно сначала принять?

— Если жизнь обратилась к вам репликой проблемы — нужно услышать ее и понять, в чем суть послания. Если что-то складывается не так, как нам хотелось бы, я предлагаю в глубине души произнести: «Спасибо, Господи! Пусть не моя (маленькая), но Твоя (огромная) воля да будет! В чем суть этого послания? Каков мой следующий шаг?» И тогда начинают происходить чудеса…

И, наоборот, если мы конфликтуем с реальностью, удерживая в голове картинку, «как все должно быть», то, сверяя ее происходящим, застреваем. Необходимо признать простой факт: жизнь — большая, безграничная, а мы на ее фоне — крошечные. Но когда я нахожусь в полном согласии с жизнью, то расширяюсь до ее безграничности.

При этом мы не отрицаем, что есть и темные стороны: наркомания, войны, на которых умирают люди, потому что политики не могут договариваться, аборты (в год вырезается больше нерожденного населения, чем людей за всю вторую мировую войну)… Мы не можем всего понять и осознать все сложные переплетения жизни.

Наш человеческий разум — лишь песчинка в огромном мироздании. Но когда я принимаю жизнь такой, какая она есть, все намного проще.

«Религиозный путь — это приключение!»

— Еще вы писали: «Слышание жизни такой, какова она есть, освобождает от необходимости опор на мировоззрения или идеологии». У меня много знакомых, которые не привязаны к определенной религии. Они могут и в храм зайти, и мантры попеть, и Тору почитать… Хотелось бы узнать о вашем отношении к подобному религиозному эклектизму.

— Религиозный путь человека — очень интересное приключение. Это путь в глубину через вдумчивое следование указателям, которые оставили нам люди, шедшие этой дорогой до нас. Но невозможно поехать в Таиланд, Китай, Индию и Иерусалим одновременно. В лучшем случае, в аэропорту сможете подойти к стойкам авиакомпаний каждой из этих стран. Но проследовать — значит, избрать одно из направлений.

Я очень уважаю всех тех людей, которые прошли одним из путей с полным посвящением, с аскезой, с осознанным принятием правил и ограничений, предписываемых той или иной традицией. Но, наблюдая наш современный отечественный Нью Эйдж (общее название совокупности различных современных околомистических течений и движений — прим. авт.), который чаще обозначают словом «эзотерика», замечаю, что среди последователей разных его направлений есть много людей-кайфушников. Они живут от переживания к переживанию, воспринимают различные инсайты и энергетические феномены за конечную цель духовного пути.

Поясню примером: человека пригласили на праздник. Он пришел. Там крем с пироженки слизнул, тут шампанского глотнул… и отправился в поисках нового торжества. А кто-то подошел заранее, все это приготовил, украсил зал, встретил гостей, а в конце помог навести порядок и помыть посуду. Первые — кайфушники, вторые — посвященные служители.

Кайфушники не хотят вкладываться, брать обязательства, бунтуют против ограничений, накладываемых той или иной традицией. И даже ропщут, если за некоторые из «предлагаемых блюд» приходится заплатить, утверждая, что «духовность должна быть бесплатной». Но если совершается красивое богослужение, значит, кто-то этим живет, кто-то шьет одежды, кто-то украшает пространство… Люди-кайфушники не посвящают себя глубокому исследованию, утверждая: «вот такой у нас широкий взгляд!» На самом деле, это поверхностность.

Далай-лама недавно заявил, что все духовные пути ведут в одно измерение — глубину того, что люди называют «Божественным Покоем». Но когда человек прожил свою традицию, 70 лет этим занимался углубленно, а в 90 лет сказал об этом из сердца, из опыта, то это — правильный ответ. А когда двадцатилетняя девочка с важным видом произносит: «Все религии ведут к одному Богу!», — это неправда, это не опытное знание, поскольку она еще не успела пройти ни одним из путей.

— То есть нужно найти свой путь и уважать другие верования?

— Согласие с равнозначностью разных духовных традиций без ощущения ценности и уникальности своей, чаще всего идет от поверхностности. У меня много друзей из разных традиций, и у каждого из них есть собственный глубокий опыт. Если меня спросят, то смогу рассказать о своем духовном пути и понимании феномена внутренней жизни, с уважением и интересом выслушав свидетельство моего собеседника…

— Для духовного развития обязательно нужна религия?

— Вектор, коридор и маршрут в разных религиозных системах проложены веками. На этом пути есть люди, которые прошли его большую часть и готовы сопровождать других.

Но ведь и творческая реализация тоже может быть духовным путем! Когда человек осознает, что не им, а через него проходит творческий поток, будто бы Бог держит его кисточку или смычок, когда он творит…

Или, к примеру, психотерапевт может посредством своего призвания реализовывать духовный путь, докапываясь до сути происходящего с пациентом, до его теневых глубин, помогая Богу исцелять… Любая профессия и даже повседневная жизнь могут быть духовным путем. Но эти дорожки люди интуитивно прокладывают сами, а путь, который задают традиции, протоптан веками.

Но и там существуют определенные тупики и ловушки. Например, можно так увлечься церковным пением, священными текстами, аскезами, что совершенно забыть про Бога и про то, ради чего это все. Ведь любая духовная традиция тесно переплетена с миром культуры, в котором за тысячелетия собрано много интересного.

Еще одна ловушка: нередко из-за разномыслия в понимании священных текстов люди устраивают споры и ругань с представителями другой религиозной системы. А ведь духовные книги существуют для созидания, для открытия глубины, которая может объединить нас. Считать, что только моя группа «попадет в рай», или «достигнет освобождения», — в чистом виде гордыня!

«Добро пожаловать на волну!»

— Как же понять, где мой путь?

— Мы живем в информационно перенасыщенном веке, все тексты доступны, все видео открыты. Люди уже не столько ищут новую информацию, сколько защищаются от той, что непрерывно валится на них. Но у нас остается единственный критерий — научиться слышать свое сердце и благодаря этому находить резонансных людей и резонансную, необходимую на пути информацию. Вот вы читали мою стену в социальной сети, вам стало интересно. Значит, мы в резонансе. Добро пожаловать на общую волну!

В XXI веке работает только живой, честный, искренний контакт людей друг с другом. Причем он может то появляться, то угасать. Раньше мы все были ориентированы на стабильные отношения, дружбу, брак. Современное общество иное. Сегодня никто не может дать гарантий, что лучший друг или жена будут такими же послезавтра. Или мы обвиняем людей в непостоянстве и поверхностности, или говорим: «Хорошо, согласен! Все непостоянно. Что я могу сделать, учитывая этот фактор?» Так же происходит с миром верований, ценностей и убеждений.

Поэтому даже конфликтовать полезнее, чем занимать позицию «вежливого человека», привыкшего подавлять негативные эмоции внутри под предлогом толерантного всеприятия. Если люди умеют конструктивно конфликтовать, то энергия начинает в отношениях двигаться. Через конфликт мы или больше сближаемся, или понимаем, что наступило время расстаться, если наши противоречия принципиальны.

К сожалению, многие не умеют дискутировать конструктивно, этому нигде не учат. Чаще всего, когда мы узнаем, что человек иной, «другой», воспринимаем его как угрозу, группируемся и уже готовы к отражению удара…

— А я вот всегда считала, что ругаться и ссориться — очень плохо, что лучше промолчать…

— Такая она интересная, наша жизнь… Считается, что есть хорошие люди и плохие, существуют люди моральные и аморальные. Но ведь «добрые» люди только относительно злых являются таковыми. А ведь убийцы, насильники, наркоманы, гитлеры и иуды выявляют, оттеняют хорошее, помогая ему проявляться. Таким образом, зло служит добру, помогая ему выявляться и самоопределяться.

— В одной своей заметке вы сетуете, что у многих людей сейчас отсутствует свой собственный центр и они подвержены множеству влияний. Как же вернуться к себе?

— Когда человек рождается, он центрирован, честно ориентирован только на самоощущение. Он целостен, но еще невежественен, он ничего не знает об этом мире. В процессе воспитания ему начинают объяснять, кто такой он, что такое мир, какие принципы и правила в нем существуют. Поскольку младенец полностью доверяет старшим, то воспринимает эту информацию безусловно, мол, так оно и есть. Взросление и зрелость в жизни человека наступают тогда, когда в нем начинают проявляться сомнения, когда все, в чем его убедили (про жизнь, мир, любовь, брак, семью, религию) ставится под вопрос.

В этом сомнении мы вырастаем из гипноза социальной «матрицы». Но этот процесс не минутный, потому что поставить под вопрос нужно очень многое, а ответ следует сверять не с другими версиями «правильных ответов», а с импульсом своего сердца: так ли это для меня?

Например, некоторые религиозные традиции нас учат, что большинство людей за (даже малейшие) грехи Бог пошлет человека в ад. Но ведь что является грехом, а что нет, определено другими людьми.

Могу ли я принять ту мысль, что Существо, создавшее всех, покарает за несовершенства, которые заложены в нашей биологической природе, в извечном конфликте человеческих проявлений и человеческих же представлений об идеальном? Могу ли я поверить в то, что Создатель лишает меня права на собственный поиск, на опыт, на эксперимент?

В Библии сказано, что «не может дерево доброе приносить плохие плоды». Если Бог — доброе дерево, то мы — добрые плоды. Если же мы плохие плоды, каково же тогда дерево, на котором они выросли? Взрослея, мы уже не боимся рассуждать и ставить эти вопросы на уровне логики и сердца.

«Призвание добавляет в жизнь красоту»

— Сейчас много говорится о предназначении — проходят тренинги, семинары, лекции на эту тему. А нужно ли его специально искать или оно откроется в подходящее время?

— Если перееду на постоянное место жительство в Америку, нужно ли мне учить английский язык? С одной стороны, разговорный уровень можно получить без особых усилий, просто общаясь. С другой стороны, нюансам языка можно обучиться только целенаправленно изучая его. Точно также и с предназначением.

Есть люди, которые раскрыли в себе и воплотили свое предназначение. Нам хочется быть похожими на них. В чем история успеха, к примеру, Вадима Демчога, Кирилла Серебренникова или Ивана Вырыпаева? Как они поняли, что можно вот так, нарушая законы театрального жанра, писать пьесы, ставить постановки, которые сначала вызывали отторжение у театральной публики, а потом вдруг приобрели колоссальный успех? Они рискнули действовать исходя из внутреннего импульса!

Люди, ощутившие и раскрывшие свое предназначение, чувствуют жизнь как некую сверхзадачу, что являются орудием Высших Сил, действующих через них, разбивают барьеры и стены привычного.

Ощущение собственного призвания добавляет в жизнь больше красоты и динамики. Но вместе с тем, откликнувшиеся на призыв, не вполне принадлежат самим себе. То есть, их личная жизнь как будто подчинена этой самой сверхзадаче. Сравните: каждый день человек идет с работы, думает, что нужно зайти в магазин, купить молока и хлеба, не забыть моющее средство… Дом, работа, выходные… И так проходит вся жизнь. И вот совершенно иной уровень: человек осуществляет важную миссию на Земле, реализует творческий импульс, идущий через него, а люди, средства и возможности подтягиваются…

Для меня такой пример — 28-летняя девушка Лида Мониава. Она возглавляет Детский хоспис «Дом с маяком», — центр, помогающий детям с неизлечимыми заболеваниями. В 22 года она поняла, что государство неспособно обеспечить таких ребятишек всем необходимым. Сейчас под ее честное имя годовой оборот пожертвований составляет 300 миллионов рублей!

Призвание требует посвященности. Ты будто стоишь перед Богом и говоришь: «Я хочу полноценной большой жизни. Не только для себя, но и для других. Желаю быть ценностью для Мироздания!» Тебе словно отвечают оттуда: «А ты готов к тому, что на себя и на близких у тебя будет гораздо меньше времени?». Если «да», то на следующее утро, зазвонит телефон. И ты поймешь, что это ответ на твои молитвы. И тогда нужно действовать смело, иначе можно упустить шанс.

Для человека призвания, конечно, есть риск остаться в полном одиночестве и быть непонятым даже самыми близкими.

И в этом процессе (перехода с уровня обычного человека на вершину жизни в призвании) проявляются настоящие друзья, настоящая любовь, люди, которые поддержат тебя на крутых виражах…

— Получается, у каждого есть этот шанс, но не все готовы сказать ему «да»?

— Это не выбор ума, это в большей степени о душе. Многие чувствуют это внутреннее движение, будто тебе подсказывают, ведут. Некоторые из них не верят в Бога в религиозном смысле, но видят и чувствуют знаки Вселенной. К примеру, собрался ты с кем-то встретиться по поводу нового проекта или с надеждой на близкие отношения. Только взялся за дверную ручку, появился легкий рвотный рефлекс, чувство «не хочется», будто что-то изнутри подсказывает: «туда ходить не нужно».

Прислушиваемся ли мы к этим импульсам? В нашей власти активировать или приглушить эти интуитивные подсказки. Если же мы открываемся жизни, то она непременно поведет нас к воплощению нашего призвания. На своем семинаре «Путешествие героя» я обучаю именно этому.

«Распробуйте вкус молчания Бога…»

— Что общего между молитвой и медитацией? Знаю, что в вашем Центре Восстановления, вы предлагаете оба варианта для исцеления душевных ран…

— Молитва — это слова, обращенные к Богу, а медитация — слушание Его ответа. На медитации мы пребываем в тишине и через открытое безмолвное пространство, через присутствие в настоящем моменте слушаем Бога… Божий ответ на молитву всегда тихий, внутренний, несловесный…

Обычно, когда мы обращаемся к человеку, а он не оборачивается и не отвечает, мы воспринимаем это как игнорирование. А молчание Бога — это и есть искомый всеобъемлющий ответ. Но чаще всего мы не вслушиваемся, мы привыкли ждать только вербальные ответы…

— Чтобы воспринимать этот ответ, нужно избавиться от мыслей? Остановить мыслепоток в голове?

— Когда человек влюбляется, у него нет потребности читать книжки со стихами о любви, он и так наполнен этим состоянием. Точно также с идеей избавиться от мыслей. Она актуальна, пока человек не влюбился в переживание Божьего Присутствия. Как только это произошло, то мысли исчезают, словно мухи осенью, и поиск «дополнительной литературы» с ответом на вопрос «как остановить мыслепоток», становится неактуальным.

Ничего не имею против мыслей. Я говорю о необходимости остановки автоматического думанья, с которым мы себя ассоциируем и которое происходит без нашего контроля. Медитация — прекрасная возможность слышать то, что происходит в моих глубинах за пределами механической умственной работы.

С мыслями ничего делать не нужно, так как желание остановить «мыслемешалку» — тоже мысль. Смотрите, в Библии есть отличный намек-указание на то, что «мир Божий, превыше всякого ума» (Фил. 4,7). Для того, чтобы обрести мир Божий, над умом нужно подняться.

Ум индивидуальный и обусловлен мозгом, а сознание — коллективное поле, чувство любви к жизни за пределами концепций о Любви и Жизни. В этом пространстве мысли упорядочиваются, успокаиваются и служат нам.

Мысли — отличная штука! Что бы мы без них делали? Задача человека на пути самопознания — освободиться от их рабства. Этому и способствует практика медитации.

— Чтобы подняться над умом, получается, нужно быть в моменте? Здесь и сейчас?

— Конечно! Для этого нет необходимости ехать в Гималаи или в Иерусалим, не нужно никаких особенных чудес. Вы, ваше тело, ваше присутствие проявлено прямо сейчас, в моменте. И Бог существует прямо здесь, его нет ни в прошлом, ни в будущем, — это лишь концепции нашего ума. Бог в своей полноте уже здесь и сейчас. Чувствуете?

Досье

Игумен Евмений — священнослужитель Русской Православной Церкви с 1989 года, настоятель Макариев-Решемского мужского монастыря (1992 — 2006 г.), сотрудник Миссионерского Отдела Московского Патриархата (2006—2009 гг.), ведущий нескольких программ на телеканале «Психология 21», писатель. В настоящее время — душепопечитель Центра Восстановления «Отчий Дом».

Книги: «Пастырская помощь душевнобольным», «Духовность как ответственность», «Здравствуй, малыш (книга о здоровой беременности)», «Аномалии родительской любви», «Луч надежды в наркотическом мире», «Батюшка, я — наркоман», «О побеждающем христианстве», «Притчи православного миссионера», «Дневник моей тишины».

Беседовала Марина Чайка.
Фото: из личного архива игумена Евмения.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *