Игумен (от греч. ἡγούμενος — «ведущий») — духовный сан в Православной церкви, который обычно носит настоятель монастыря. Игумен должен:

Вопрос-ответ Кто такой иеромонах и чем он занимается?

  • нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужений;
  • нести ответственность за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода;
  • добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов.

Кто может получить сан игумена?

В 2011 году Архиерейский собор Русской православной церкви, приняв предложение патриарха Кирилла, постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и архиереев, если они вступают в управление монастырём. Одновременно с саном игумена должен вручаться посох.

При оставлении должности настоятеля (наместника) монастыря звание игумена будет сохранено за человеком в память о понесённых трудах.

Страница для печати

Епископ Феодосий, в крещении Живко Шибалич, родился 29 июня 1963 года в Чачке, в семье Милана и Биляны (урожденной Йович), в монашестве монахини Марфы. После окончания начальной и средней школы в Горьянах и Ужице учился на Богословском факультете в Белграде, где защитил диплом. С юных лет питал большую любовь к Церкви и богослужению. В 17 лет впервые посетил монастырь Высокие Дечаны, где его с отеческой любовью принял блаженно почивший архимандрит Иустин, игумен этой святой лавры. Еще тогда молодой Живко принял решение посвятить себя монашеской жизни и предать себя на службу Богу. Как студент Богословского факультета в Белграде, слушал лекции известных сербских богословов, которые своим духовным и богословским трудом оказали глубокое влияние на молодого Живко и целое поколение тогдашних студентов факультета.

Однако сердце будущего архиерея стремилось к монашескому подвигу, и 6 января 1987 года он принимает решение стать послушником в монастыре Црна Река под Нови Пазаром и продолжить духовное возрастание под руководством тогдашнего игумена, будущего епископа Рашко-Призренского Артемия. Послушник Живко с первых дней выделялся трудолюбием и смирением и не жалел себя во всех поручаемых монастырских послушаниях. 21 ноября 1989 года на монастырский праздник Святых Архангелов он был пострижен в малую схиму с именем Феододсий, в честь святого Феодосия Великого, родоначальника монашеского общежития. Новое монашеское имя указало на его дальнейший монашеский путь и служение, которое будет посвящено духовному строительству одного из самых больших общежительных монастырей – Высоких Дечан.

На Светлую среду 1990 года тогдашний епископ Рашко-Призренский Павел рукоположил отца Феодосия в сан иеродиакона в Кафедральном соборе Вмч.Георгия в Призрене. Видя его труды, старание и духовные дарования епископ Рашко-Призренский Артемий рукоположил его в иеромонахи на праздник Сретения Господня в 1992 году в монастыре Челие под Вальево. Это еще больше укрепило его духовную связь со святым аввой Иустином Челийским (Поповичем), творения которого будут долгие годы учить будущего архиерея любви и страху Божьему. С мая 1991 по март 1992 гг. иеромонах Феодосий несет послушание в Епархиальной резиденции в Призрене как диакон и водитель епископа Артемия. В марте 1992 года несколько монахов из монастыря Црна Река переходят в монастырь Високие Дечаны, где 22 октября 1992 года епископ Рашко-Призренский назначает отца Феодосия настоятелем и возводит его в чин игумена. Молодой 29-летний игумен славной царской Дечанской лавры отец Феодосий с ревностью приступил к духовному и материальному обновлению этой обители, где за несколько лет собралось тридцать молодых монахов. С момента обновления общежития в 1992 году в монастыре развивались различные виды послушаний и деятельности: резьба по дереву, иконопись, производство свечей, книжное издательство. Ухоженные поля, сады и огороды свидетельствовали о том, что монастырь стал ухоженным хозяйским домом. Монастырская винодельня в Великой Хоче под Ораховцем производит традиционное дечанское вино и ракию, чем продолжается многовековая традиция дечанских монахов. Руководство Высокими Дечанами, тем не менее, было нелегким крестом для молодого игумена и его братии. В это время резко обострились межнациональные отношения на Косово и Метохии, и началось открытое вооруженное столкновение, которое принесло муки и страдания и еще больше углубило язву недоверия между этническими общинами в южном сербском Краю. С первого дня игумен Феодосий старался, помимо регулярного богослужения и монашеской жизни, установить самый непосредственный контакт с верующим народом и помочь всем, кому была необходима помощь в эти тяжелые дни.

Уже в середине 1998 года монастырь принял в своих стенах первых сербских беженцев, а после эскалации конфликта, начала военных действий и бомбардировок Сербии со стороны НАТО в начале 1999 года Дечанский монастырь организует активную гуманитарную помощь для мирных жителей. Игумен Феодосий и его монахи посещали местечко Дечаны и окрестные села, привозили еду и средства гигиены, не делая разницы между людьми по национальному признаку. Сама обитель принимала беженцев, не взирая на их этническое происхождение и вероисповедание. Поэтому игумена Дечан и братию и сербы, и албанцы запомнили как людей, всегда готовых помочь, не делая разницы между страдающими и ждущими руку помощи. Этой деятельностью продолжено свидетельство богатой христианской и монашеской традиции Дечанского монастыря, хранящего непрерывное предание монашеской жизни от средневековья и до сего дня. Несмотря на то, что монастырь и сам подвергся бомбардировкам НАТО, а потом и вооруженным нападениям албанских экстремистов, заступлением святого короля Стефана Дечанского, чьи мощи почивают в обители, он остался невредим, а братия во главе с игуменом Феодосием сумела пережить эти трагические дни и продолжить свою миссию в полные неизвестности послевоенные годы на Косово и Метохии.

Став свидетелем великий страданий сербского народа и ситуации, при которой на просторах Метохии осталось не больше двух тысяч сербов, игумен Феодосий в послевоенные годы прилагал особые усилия для возвращения изгнанных сербов и помощи тем, кто, несмотря ни на какие опасности, остался в родных селах и домах. Одновременно монастырь Дечаны был серьезной опорой для ближайших женских монастырей Печской Патриархии, Гориоча и Девича, где дечанские монахи регулярно служили и помогали сохранить эти святыни. Понимая в какой мере сильные монастыри являются важным фактором для сохранения и будущего сербского народа на этих просторах, игумен Феодосий вместе с монашеством из других обителей прилагал постоянные усилия для того, чтобы стимулировать возвращение первых вернувшихся беженцев и для того, чтобы помочь им начать новую жизнь на опустошенных родных очагах. Возвращением сербов в село Осояне в 2002 году начался процесс возвращения в Метохию, продолжающийся и по сей день. Этот процесс трудно было бы представить без помощи монастырей, особенно Печской патриархии и Высоких Дечан.

Одним из тяжелейших испытаний для игумена Феодосия, братии Дечан и всей Рашко-Призренской епархии был мартовский погром 2004 года, когда в течение двух дней было подожжено 35 православных святынь (среди которых монастыри Девич и Святые Архангелы) и изгнано более 5 тысяч православных сербов. В связи с необходимостью активизации Церкви на этой территории Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании 10-19 мая 2004 года принял решение об избрании игумена Феодосия, настоятеля монастыря Высокие Дечаны, епископом Липлянским, викарием Рашко-Призренской епархии, с резиденцией в монастыре Высокие Дечаны.

Божественную литургию, на которой совершена епископская хиротония избранного и нареченного епископа Феодосия совершил Его Святейшество Патриарх Сербский Павел в сослужении семнадцати архиереев, двух новоизбранных и нареченных викарных епископов, множества священников и диаконов. Перед началом литургии нареченный епископ Феодосий прочитал Исповедание веры и Архиерейскую клятву перед Патриархом, епископами, духовенством и народом. После епископской хиротонии владыка Феодосий преподал свое первое архипастырское благословение народу, наполнившему монастырский храм. В этот год тяжелейшего страдания сербского народа на Косово и Метохии хиротония епископа Феодосия стала событием, которое послужило стимулом и влило новые силы всей епархии и верующему народу на этих многострадальных просторах. Владыка Феодосий стал носить титул епископа Липлянского по древней епископии города Улпияне (или Юстиниана Секунда), а позднее известной под именем епископии Липлянской – одной из древнейших православных епархии на этой территории.

Как викарный епископ Липлянский и настоятель Дечанского монастыря владыка Феодосий еще больше умножил свои труды и подвиги в служении Богу. Он снова уделял особое внимание помощи народу, особенно на территории Метохии. Решением Священного Архиерейского Собора в мае 2005 года владыке Феодосию доверена забота о восстановлении храмов и монастырей уничтоженных во время Мартовского погрома 2004 года. С осени этого года начался процесс восстановления, проводившийся в сотрудничестве с Обществом защиты памятников культуры Сербии и временными косовскими институтами под наблюдением Миссии ООН и Совета Европы, согласно Меморандуму о восстановлении, который в марте 2005 года от имени СПЦ подписал Святейший Патриарх Павел. В течение последующих пяти лет было восстановлено около двадцати объектов СПЦ, среди которых соборная церковь Св.вмч. Георгия с епископским двором и старым зданием семинарии в Призрене, храм Свт. Николая в Приштине, церкви в Печи, Вучитрне, Подуево, Истоке и др. Восстановление разрушенных святынь осуществлялось при постоянной поддержке Его Святейшества Патриарха Сербского Павла и Священного Архиерейского Синода СПЦ с тем, чтобы после восстановления разрушенных объектов последовало духовное восстановление приходской и богослужебной жизни. С 2005 года владыка Феодосий активно участвует и в работе Косовского совета Священного Архиерейского собора СПЦ как заместитель председателя совета. Одновременно по решению Священного Синода он был задействован как один из представителей СПЦ в переговорах о статусе Косово и Метохии, особенно в 2007 и 2008 гг., когда внес особый вклад в определение мер по защите сербского духовного и культурного достояния и сохранению святынь Сербской Церкви. Владыка Феодосий провел много встреч с многочисленными международными представителями, которым постоянно указывал на тяжелую ситуацию, в которой находится сербский народ на Косово и Метохии.

Решением Священного Архиерейского Синода в феврале 2010 года, которое подтверждено Архиерейским Собором СПЦ на его рабочем заседании в мае того же года, епископ Рашко-Призренский Артемий освобожден от должности епархиального архиерея и почислен на покой. Викарный епископ Феодосий в это время активно помогает местоблюстителям епархии, епископу Афанасию (с февраля по май 2010) и митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию (с июня по декабрь 2010). Вместе с этими двумя архиереями владыка Феодосий приложил немало усилий в нормализацию духовной ситуации в Рашко-Призренской епархии.

Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем заседании 18 ноября 2010 года по предложению Патриарха Сербского Иринея принял решение об избрании владыки Липлянского Феодосия в качестве правящего Рашко-Призренского епископа.

Торжественный чин возведения на трон новоизбранного епископа Рашко-Призренского совершен 26 декабря 2010 года в восстановленном соборном храме Св.вмч. Георгия в Призрене. Епископа Феодосия на трон епископа Рашко-Призренского возвел Его Святейшество Патриарх Сербский Ириней на Божественной литургии, где Патриарху сослужили 14 сербских архиереев и более 70 священнослужителей СПЦ и других Поместных Православных Церквей. Весть об избрании епископа Феодосия епархиальным архиереем Рашко-Призренской епархии была принята с великой радостью священством, монашеством и верующим народом этой богоспасаемой епархии, что можно было видеть на торжественной интронизации, на которой собралось более 1500 верующих, большое количество монашествующих и весь клир Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии.

По теме:

Поклонская заявила, что с экс-схиигуменом Сергием ее познакомили люди из РосгвардииЭкс-схиигумен Сергий обещал никого не пускать в монастырь, пока его не восстановят в санеПредставители епархии Екатеринбурга напишут заявление в СКР на экс-схиигумена СергияСуд принял новое решение по делу о штрафе Сергия за экстремистскую проповедьЭкс-схиигумен Сергий устроил крестный забег вокруг захваченного им монастыряЭкс-схиигумен Сергий назвал отлучение от церкви «смертным приговором» и пригрозил гостямКремль: в ситуации с монастырем Сергия должны разбираться правоохранительные органыСуд епархии отлучил от церкви бывшего схиигумена Сергия РомановаЭкс-схиигумен Сергий написал заявление в церковный суд на патриарха КириллаСуд епархии лишил сана восемь священников, оставшихся с Сергием в монастыреСергий не придет на суд по его отречению из-за «потрясения» от инструкции по COVIDСуд Екатеринбургской епархии рассмотрит вопрос об отлучении от церкви схимонаха СергияСвердловские следователи проводят проверку по нескольким заявлениям на схимонаха СергияКурганских паломников просят не ездить в свердловский монастырь, захваченный СергиемПредставитель епархии: монахинь, решивших остаться с Сергием, нельзя расстричь153 монахини заявили, что останутся с экс-схиигуменом Сергием вопреки решению епархииС YouTube по решению Роскомнадзора удалят канал с видео экс-схиигумена СергияРПЦ оформит в документы на постройки на территории монастыря, захваченного СергиемСторонников Сергия для зачисления детей в школу обязали взять справку об отречении от негоВ Екатеринбург для решения «проблемы Сергия» приехали сотрудники администрации президентаСо сторонниками Сергия, второй день митингующими у епархии, поговорила полицияВ действиях адептов Сергия, напавших на Собчак, нашли признаки уголовного преступленияБольше сотни сторонников Сергия собрались на митинг у здания епархии в ЕкатеринбургеМонахинь из захваченного отцом Сергием монастыря переводят в другие обителиЭкс-полковник ГРУ Квачков продолжит поддерживать Сергия, несмотря на отлучение от церквиСуд оставил в силе штраф экс-схиигумену Сергию за отрицание коронавирусаМитрополит Кирилл назвал сторонников Сергия раскольниками и запретил им доступ в ЦерковьСК: травмы на теле девочки, скончавшейся в монастыре Сергия, не являются криминальнымиНа теле девочки, которая умерла в монастыре экс-схиигумена Сергия, нашли травмыСледователи: причиной смерти ребенка в монастыре Сергия стало тяжелое заболеваниеЭкс-схиигумен Сергий возмущен проверкой СКР по факту смерти в монастыре 15-летней девочкиГлава СК поручил проверить смерть девушки в монастыре, захваченном отцом СергиемВ монастыре, захваченном экс-схиигуменом Сергием, умер подростокНастоятельница монастыря, где заперся экс-схиигумен Сергий, обратилась к его сторонникамСуд вызвал экс-схиигумена Сергия на апелляцию по делу об отрицании коронавирусаЕкатерина Гордон приехала в монастырь к экс-схиигумену Сергию, чтобы защитить егоРелигиовед: адепты Сергия могут использовать детей в монастыре как живой щитЕкатеринбургская епархия: обучение детей в школе при монастыре Сергия незаконноЭкс-схиигумен Сергий заявил о наборе более сотни детей в монастырскую школуДетский омбудсмен РФ просит Генпрокуратуру и СКР проверить монастырь СергияБывший схиигумен Сергий заявил, что Среднеуральский монастырь не принадлежит РПЦЕпархия призвала бывшего схиигумена Сергия покинуть захваченный им монастырьПатриарх Кирилл подписал решение суда о лишении сана схиигумена СергияСобчак попросила СК и Генпрокуратуру проверить данные о насилии над детьми у отца СергияМонастырь, где власть захватил схиигумен Сергий, покинули 38 человекСхиигумен Сергий начал призывать к агрессивным действиямСуд назначил схиигумену Сергию штраф за экстремистские высказыванияКсения Собчак в своем фильме связала проект схиигумена Сергия с Владиславом СурковымВ защиту отца Сергия выступил экс-начальник колонии, где сидел схиигуменОтец Сергий благословил отсидевшего за попытку госпереворота экс-полковника ГРУ КвачковаЕпархия и схиигумен Сергий провели два крестных хода в Екатеринбурге во время вспышки COVID-19. Репортаж Znak.comАвтобус, который должен был везти к схиигумену Сергию его поклонников, сняли с маршрутаОтсидевший за попытку госпереворота экс-полковник ГРУ Квачков приехал к схиигумену Сергию»Есть опасения за митрополита». «Царские дни» впервые будет охранять казачий спецназПредставители монастыря Сергия не подавали властям заявку на крестный ходВ Екатеринбургской епархии шесть священников, сторонников отца Сергия, отдали под судМария Шукшина сняла фильм о «тайных» скитах схиигумена СергияСхиигумен Сергий пригрозил силовикам, занявшимся проверкой детей из его монастыряСхиигумен Сергий предложил Путину передать ему полномочия президентаСхиигумен Сергий заявил, что патриарха и Екатеринбургского митрополита нужно лишить санаСхиигумена Сергия будут судить за возбуждение ненавистиДепутат Госдумы, поддержавший Сергия, осудил его позицию по коронавирусу и властиИгуменья Питирима сделала заявление о вымогательстве у Сергия $5 млн для ее монастыряВ РПЦ заявили, что схиигумен Сергий стал проблемой для Церкви в последние два годаВ Кремле не следят за делом опального уральского схиигумена СергияСуд назначил схиигумену Сергию штраф за отрицание коронавирусаАктриса Мария Шукшина поддержала схиигумена Сергия: «Мы не хотим цифрового концлагеря»В РПЦ прокомментировали ответ схиигумена Сергия на открытое письмо митрополита КириллаОпальный отец Сергий ответил на открытое письмо митрополита КириллаСторонники опального отца Сергия заявили, что он ведет их на небесаМитрополит Кирилл обратился к взбунтовавшему схиигумену Сергию с открытым письмомСторонники отца Сергия примут участие в Царских днях вместе с остальными верующимиСторонники отца Сергия провели для журналистов PR-тур в монастыре, где укрылся схимникСреднеуральский женский монастырь, который захватил Сергий, открывается для посещенияЕпископ Савва назвал схиигумена Сергия «пустым местом»Прихожане схиигумена Сергия заявили о своем несогласии с лишением его санаСхиигумен Сергий заявил, что не покинет Среднеуральский монастырь несмотря на лишение санаЦерковный суд лишил сана схиигумена СергияВ Екатеринбургской епархии заявили, что отец Сергий стал священником в нарушение канонаЕпархия попросила бывших воспитанников монастыря Сергия сообщать о случаях насилияГенпрокуратура потребовала удалить обращение схиигумена Сергия с призывом не голосоватьВ монастыре схиигумена Сергия ответили на обвинения в жестоком обращении с детьмиПредставитель схиигумена Сергия — о конфликте с Собчак, священниках-матершинниках и монахе на YouTubeЕкатеринбургская епархия проверит сведения о насилии над детьми в монастыре СергияПосле инцидента с Собчак паломникам закрыли вход в Среднеуральский женский монастырьСхиигумен Сергий призвал не голосовать за поправки в КонституциюРежиссер Сергей Ерженков получил перелом кисти во время потасовки в монастыре на УралеСобчак опубликовала видеозапись потасовки в Среднеуральском монастыреПредставители Сергия назвали заявление Собчак о нападении провокациейКсения Собчак заявила, что на нее напали в монастыре, где живет схиигумен СергийСторонники схиигумена Сергия заявили о возможности создания им своей церквиЦерковный суд в очередной раз перенес заседание по непослушанию схиигумена СергияПравославная журналистка, расследовавшая деятельность схиигумена Сергия, рассказала Znak.com его историюСхиигумен Сергий объяснил, как, отбыв срок за убийство, стал священником в обход каноновСуд 7 июля рассмотрит дело о фейке про COVID-19 в проповеди схиигумена СергияОбщественник минбезопасности Свердловской области заявил о «теневом правительстве»Схиигумен Сергий: настоятельница ушла из монастыря после просьбы о тесте на COVID-19Схиигумен Сергий: история «уральского раскольника». Подкаст «Снизу постучали»»Это вариант из выдуманной реальности». В епархии заявили, что Сергий не готов к диалогу

Святые Древней Руси
Первое столетие монгольского завоевания было не только разгромом государственной и культурной жизни Древней Руси: оно заглушило надолго и ее духовную жизнь. Это может удивлять тех, кто считает бесспорным, что политические и социальные катастрофы с необходимостью влекут за собою пробуждение религиозного чувства. Религиозная реакция на катастрофу, конечно, сказалась в русском обществе: проповедники видели в ужасах татарщины казнь за грехи. Но так велики были материальное разорение и тяжесть борьбы за существование, что всеобщее огрубение и одичание были естественным следствием. Около столетия Русская Церковь не знает новых святых иноков-преподобных. Единственная канонизуемая Церковью в это время форма святости – это святость общественного подвига, княжеская, отчасти святительская. Защита народа христианского от гибели заслонила другие церковные служения. Нужно было, чтобы прошла первая оторопь после погрома, чтобы восстановилось мирное течение жизни, – а это ощутимо сказалось не ранее начала XIV века, – прежде чем проснулся вновь духовный голод, уводящий из мира.
Новое подвижничество, которое мы видим со второй четверти XIV века, существенными чертами отличается от древнерусского. Это подвижничество пустынножителей. Все известные нам монастыри Киевской Руси были городскими или пригородными. Большинство их пережило Батыев погром или позже было возобновлено (Киево-Печерский). Но прекращение святости указывает на их внутренний упадок. Городские монастыри продолжают строиться и в монгольское время (например, в Москве). Но большинство святых этой эпохи уходят из городов в лесную пустыню. Каковы были мотивы нового направления монашеского пути мы можем только гадать. С одной стороны, тяжелая и смутная жизнь городов, все еще время от времени разоряемых татарскими нашествиями (Ахмылова рать – 1322, Федорчукова рать – 1328), с другой – самый упадок городских монастырей могли толкнуть ревнителей на поиски новых путей. Излюбивши пустыню, они явили большую отрешенность от мира и его судьбы, чем подвижники киевские: в этом могло сказаться культурно-общественное потрясение татарской эпохи. Но, взяв на себя труднейший подвиг, и притом необходимо связанный с созерцательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси.
Главою и учителем нового пустынножительного иночества был, бесспорно, преподобный Сергий, величайший из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», то есть испытавшими его духовное влияние. Тем не менее справедливость требует указать, что новое аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах, и преподобный Сергий как бы возглавляет его. Предание о четырех северных монастырях («заволжских») возводит их основание к XIII веку или в более далекое прошлое. Из них Спасо-Каменный на Кубенском озере приобретает в XV веке исключительное значение в качестве школы духовной жизни и митрополии монашеских колоний, наряду с обителями преподобного Сергия и Кирилла Белозерского. Но предание, связывающее темное начало монастыря с белозерским князем Глебом (1260), говорит лишь о том, что выброшенный бурей на остров князь нашел здесь спасавшихся иноков; оно ничего не знает о монастыре или церкви. Первым игуменом считается Дионисий, поставленный при Дмитрии Донском. Для нас эти древние северные монастыри остаются анонимными. Но с 20-х годов XIV века мы знаем имена святых, одновременно с преподобным Сергием и независимо от него взыскавших пустыню. В 1329 г. другой преподобный Сергий пришел на Валаам, и, вероятно, к этому времени относится основание здесь знаменитого монастыря. Приблизительно в ту же пору Кирилл основал Челмскую обитель в глуши Каргонольского уезда. Оба монастыря возникли на Новгородской земле, не знавшей татарского разорения и культурного разрыва. Но образы этих новгородских святых для нас даны чрезвычайно бледно поздним житийным преданием.
Из города Владимира вышел св. Пахомий (1384), основавший в костромских лесах Нерехтский монастырь. Нижегородский святитель Дионисий основал свой Печерский монастырь в подражание древнему Киевскому, и непосредственное влияние на него св. Сергия могло сказаться лишь с 1365 г., когда преподобный приходил в Нижний с политической миссией от митрополита. Святые Стефан Махрищский и Дмитрий Прилуцкий – сверстники преподобного Сергия, но и несомненные «собеседники» его. Трудно сказать, насколько выбор ими пустыни для основанных ими монастырей обусловлен его прямым влиянием.
Из всех подвижников XIV века лишь для преподобного Сергия мы имеем современное житие, составленное его учеником Епифанием (Премудрым), биографом Стефана Пермского. Епифаний был иноком Троицкой обители при жизни преподобного Сергия, и в течение двадцати лет после его кончины собирал заметки и материалы для будущего обширного жития. Несмотря на многословие, неумеренное цитирование священных текстов и «риторическое плетение словес», оно содержательно и вполне надежно. Бессильный в изображении духовной жизни святого, биограф дал точный бытовой портрет, сквозь который проступает внутренний незримый свет. Обширность этого жития была причиной того, что искусное его сокращение, выполненное заезжим сербом Пахомием, совершенно вытеснило на Руси первоначальный труд Епифания.
Епифаниева биография преподобного Сергия представляет единственное древнерусское житие, широко известное в настоящее время. Это избавляет нас от необходимости пересказывать его содержание. В большей мере, чем для преподобного Феодосия, мы можем ограничиться анализом духовного направления Сергиевой святости.
Как и в житии Феодосия, детство Сергия (Варфоломея) рассказывается не по литературным шаблонам, а по семейным преданиям. Епифаний умеет передать столько подробностей о родителях и родственниках святого, что, вероятно, из этого источника (может быть, в передаче племянника Феодора), если не от самого Сергия, дошли до нас и два мистически-значительных предания, относящихся к детству Варфоломея. Одно говорит о посвящении его Пресвятой Троице еще до рождения в троекратном утробном вопле младенца во время литургии. Догматически-троичное истолкование этого события сохраняет следы на многих страницах жития. Так понимает его иерей Михаил, до рождения младенца предрекающий родителям его славную судьбу, о том же говорит и таинственный странник, благословивший отрока, и брат святого Стефан, предлагая освятить первую лесную церковь во имя Пресвятой Троицы; это же предание знает в Переяславле епископ Афанасий, заместитель митрополита. Думается, мы совершили бы ошибку, если бы захотели объяснить эту столь настойчиво проводимую идею позднейшим перенесением в биографию святого троичного богословия, создавшегося вокруг необычного имени Сергиева храма. К тому же, Епифаний сам бессилен раскрыть богословский смысл этого имени.
Другое известное предание о чудесном даровании отроку способностей к книжному учению в благословении старца важно, как освящение духовной культуры – более авторитетное, ибо благодатное, – чем прославление природных дарований св. Феодосия или св. Авраамия Смоленского. В отношении к науке (духовной) своих святых Древняя Русь удержала оба эти типа – естественного и сверхъестественного приятия, и не знает вовсе столь выраженного в древнем подвижничестве Востока аскетического отвержения культуры.
Когда, похоронив родителей, Варфоломей зовет своего старшего брата Стефана, уже постригшегося в Хотькове, «на взыскание места пустынного», это он берет почин нового, необычного подвига. Варфоломей вообще не имел учителя в своей духовной жизни. Брат Стефан, не выдержавший сам тягости лесного жития, и приходивший к нему для богослужения монах Митрофан, постригший его, могли ознакомить его с обиходом «монастырского дела» – не более. Св. Сергий сам находит свой путь.
При всей необычности Сергиева подвига, не следует все же забывать, что избранное им лесное урочище (Маковец) находилось в четырнадцати верстах от Радонежа и в десяти – от Хотьковского монастыря, где постриглись его родители и брат. Оттуда или из другого места навещал его игумен Митрофан, кто-то снабжал его, хотя и скудно, хлебом, за «укрухом» которого каждый день являлся из чащи укрощенный медведь. Двадцатилетний Варфоломей еще не отважился удаляться на десятки и сотни верст от человеческого жилья, как это сделают его ученики. Но Маковецкая пустынь уже не пригородный монастырь. Жизнь в ней уже северная Фиваида, среди зверей и бесовских страхований, среди природы, суровой к человеку, требующей от него труда в поте лица. В последнем уже дано отличие северной трудовой Фиваиды от южной, созерцательной, – Египта.
Пустынножитель, помимо своей воли, превращается в игумена монастыря. Не без сожаления встречает он первых своих учеников, которых не могли отпугнуть труды сурового жития. «Аз бо, господие и братиа, – говорит он им, – хотел есмь един жити в пустыни сей и тако скончатися на месте сем. Аще ли сице изволшу Богови еже быти на месте сем монастырю и множайшей братии, да будет воля Господня». Так же вздыхает он и отрекается, понуждаемый братией взять на себя игуменство после смерти Митрофана. Но, «побежен был от своего милованного братолюбия», принимает поставление от епископа вместе со священством, от которого он отказывался доселе. Наконец он получает от цареградского патриарха грамоту, чрезвычайно смутившую его смирение, с предложением устроить в монастыре «общее житие». Сергий советуется в Москве с митрополитом и лишь тогда заводит у себя общежитие, взяв на себя все бремя хозяйственной и административной ответственности. Письмо патриарха Сергию косвенно свидетельствует о том, что киновийная жизнь, разрушившаяся в Киеве еще в XII столетии, ко временам Сергия была уже неизвестна на Руси. Так, шаг за шагом, преподобный Сергий возвращается из излюбленной им пустыни в человеческий мир, хотя бы замкнутый монастырской оградой, – чтобы вскоре переступить и эту самую ограду. Пустыню он завещает своим более счастливым ученикам, сам же выходит на проторенную стезю Феодосия.
Основоположник нового иноческого пути, преподобный Сергий не изменяет основному типу русского монашества, как он сложился еще в Киеве XI века. Образ Феодосия Печерского явно проступает в нем, лишь более утончившийся и одухотворенный. Феодосия напоминают и телесные труды преподобного Сергия, и сама его телесная сила и крепость, и «худые ризы», которые, как у киевского игумена, вводят в искушение неразумных и дают святому показать свою кротость. Крестьянин, пришедший поглядеть на св. Сергия и не узнавший его в нищенской ряске, пока появление князя и земной поклон перед игуменом не рассеяли его сомнений, повторяет недоумение киевского возницы. Общая зависимость от Студийского устава заставляет Сергия, как и Феодосия, обходить по вечерам кельи иноков и стуком в окно давать знать о себе прегрешающим против устава. Как и Феодосии, во дни голода и скудости Сергий уповает на Бога и обещает скорую помощь: и помощь является в виде присылки хлебов от таинственных христолюбцев. Все это традиционные черты в облике преподобного Сергия. Смиренная кротость – основная духовная ткань его личности. Рядом с Феодосием кажется лишь, что слабее выражена суровость аскезы: ни вериг, ни истязаний плоти, – но сильнее безответная кротость, доходящая у игумена почти до безвластия. До введения общежития Сергий однажды нанимается к одному из своих монахов строить сени в его келье за решето гнилых хлебцев. Крестьянину, смеявшемуся над его убожеством, он кланяется в ноги и сажает его с собой за трапезу. Мы никогда не видим преподобного Сергия наказывающим своих духовных чад. Преподобный Феодосий принимал с радостью вернувшегося беглеца. Преподобный Сергий, когда его родной брат – вероятно, вместе с частью монахов – вступил с ним в спор за старшинство, тайно оставил обитель и удалился к своему другу, игумену махрищскому Стефану, чтобы строить себе новую обитель на Киржаче. Только приказание митрополита Алексия заставило его вернуться в свой монастырь, куда его призывала раскаявшаяся братия. И чудеса святого благодетельны и безгневны; он не карает грешников. Единственное исключение только подтверждает это. Богач, отнявший борова у бедняка и не вернувший его, несмотря на свое обещание святому, наказан лишь тем, что нашел похищенного борова, «всего кипяща червьми»: это скорее символическое осуждение «вражией части», как с хлебами ослушания у преподобного Феодосия.
В самых чудесах своих преподобный Сергий ищет умалить себя, принизить свою духовную силу. Исцелив ребенка, которого считали мертвым, он говорит отцу: «Прельстился еси, о человече, и не веси, что глаголеши: отроча бо твое, носящу ти его семо, на пути студенью изнемогши, тебе мнится, яко умре. Прежде бо общего воскресениа не можно есть ожити никому же». Свой источник он изводит из земли молитвой только вследствие ропота монахов на отсутствие питьевой воды и запрещает называть этот источник Сергиевым: «Яко да никогда же слышу от вас моим именем источник он зовущ: не бо аз дах воду сию, но Господь дарова нам недостойным».
Столь же традиционно – в палестинском духе – соединение задач монастыря с благотворительностью. Преподобный Сергий немедленно за введением общежития «заповеда нищих и странных довольно упокоевати и подавати требующим», связывая с исполнением этого христианского долга будущее процветание обители. Еще более поразительна программа монашеской жизни, которую, с особой торжественностью, Епифаний влагает в помышления Сергия после принятия им игуменства: «Помышляше во уме житие великого светильника, иже во плоти живущей на земли ангельски пожиша глаголю Антония великого и великого Евфимия, Савву Освященного, Пахомия ангеловидного, Феодосия Общежителя и прочих: сих житию и нравом удивляяся блаженный, како, плотни суще беснлотныа враги победита, ангелом сожители, авишася диаволу страшни, им же царие и человецы удивльшеся к ним приходяще, болящаа различными недугами исцелевахуся; и в бедах теплии избавителие и от смерти скории заступницы на путех и на мори нетруднии шественницы, недостаточествующим обильнии предстателие, нищим кормители, вдовам и сиротам неистощаемое сокровище». Трудно представить себе большее несоответствие между египетским идеалом Антония или Пахомия и выраженным здесь призванием каритативного служения миру. Кто бы ни был автором этого размышления, Сергий или Епифаний, ученик его, оно дает чисто русское понимание иноческого служения.
Но в этом древнем лике русского святого мы можем разглядеть и новые черты. Простота и как бы открытость характеризуют духовную жизнь Феодосия. Сергиева «простота без пестроты» лишь подготовляет к таинственной глубине, поведать о которой бессилен его биограф, но которая говорит о себе еще не слыханными на Руси видениями. Древние русские святые чаще имели видения темных сил, которые не пощадили и преподобного Сергия. Но только с Сергием говорили горние силы – на языке огня и света. Этим видениям были причастны и некоторые из учеников святого – те, которые составляли мистическую группу вокруг него: Симон, Исаакий и Михей. Однажды, когда преподобный Сергий совершал литургию в сослужении двух священников, Исаакий и другой ученик увидели сослужащего ему четвертого – светоносного мужа в блистающих ризах. На настойчивые вопросы учеников Сергий открывает свою тайну: «О, чада любимаа, аще Господь Бог вам откры, аз ли могу се утаити? Его же видесте, – ангел Господень есть, и не токмо ныне днесь, но и всегда посещением Божием служащу ми недостойному с ним; вы же его видесте, никому же поведайте, дондеже есмь в жизни сей». Тот же Исаакий просил у Сергия благословения на вечное молчание. И когда учитель благословлял его, он увидел «велик пламень, изшедше от руку его» и окружающий всего Исаакия. Симон же, экклесиарх, рассказывал: «Служашу бо, рече, святому, видал огнь, ходящь по жертовнику, осеняюще олтарь и окрест святыа трапезы окружая; и когда святый хотя причаститися, тогда божественный огнь свится, яко же некая плащаница, и вниде во святый потирь и тако преподобный причастися».
Два видения в житии принадлежат самому Сергию, но в них участвуют и его ученики. Однажды ночью в своей келье преподобный слышит голос, называющий его по имени: «Сергие!» Открыв окно, он видит необычайный свет в небе и множество «зело красных птиц», слетевшихся над его монастырем. Небесный голос дает ему обетование: «Им же образом видел еси птица сиа, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати».
С той же мыслью святого об учениках его связано и другое его – исключительное по значению – видение. Преподобный Сергий первый из русских святых имел видение Богоматери. Вот как оно описано у Епифания.
Однажды блаженный отец молился по обычном своем правиле перед образом Матери Господа нашего Иисуса Христа. Отпев благодарственный канон Пречистой, присел он немного отдохнуть и сказал ученику своему, Михею: «Чадо, трезвись и бодрствуй, ибо чудное и ужасное посещение готовится сейчас нам». И тотчас послышался голос: «Се Пречистая грядет». Святой же, услышав, заторопился из кельи в сени. И вот великий свет осенил святого, паче солнца сияющего, и видит он Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, блистающих неизреченной светлостью. И как только увидел, пал ниц святой, не в силах терпеть нестерпимую зарю. Пречистая же своими руками коснулась святого, сказав: «Не ужасайся, избранник мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках, о которых ты молишься, и об обители твоей. Не скорби уже, ибо отныне она всем изобилует, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Господу неотлучна буду от обители твоей, подавая потребное неоскудно, снабдевая и покрывая ее». И сказав сие, стала невидима. Святой же, в исступлении ума, одержим был великим страхом и трепетом. Понемногу придя в себя, нашел он ученика своего лежащим от страха, как мертвого, и поднял его. Тот же начал бросаться в ноги старцу, говоря: «Поведай мне, отче, Господа ради, что это было за чудное видение, ибо дух мой едва не разлучился от союза с плотью из-за блистающего видения». Святой радовался душою, и лицо его цвело от этой радости, но не мог ничего отвечать, кроме одного: «Потерпи, чадо, ибо и во мне дух мой трепещет от чудного видения». Так они стояли и дивились про себя. Потом он сказал ученику своему: «Чадо, позови мне Исаака и Симона». И когда они пришли, он рассказал все по порядку, как видел Пречистую с апостолами и какие чудные обещания изрекла Она святому. Услышав, они исполнились неизреченной радости, и все вместе отпели молебен Богоматери и прославили Бога. Святой же всю ночь оставался без сна, помышляя в уме о неизреченном видении.
Для двух из этих таинственных видений (двух литургических) мы можем найти аналогии в житии Евфимия Великого, издавна известном на Руси. Но и тут не представляется возможным говорить о простом литературном заимствовании. Слишком тесно они связаны с остальными видениями этой группы. Почти не сомнение, что предание о них сохранено мистической троицей учеников преподобного: Исаакием, Михеем и Симоном. Если Исаакий и Михей своей кончиной упредили св. Сергия и были связаны обещанием молчания до смерти, то от Симона Епифаний мог узнать о тайнах, оставшихся неведомыми для остальных монахов. Соединим эти видения с влечением преподобного Сергия к пустыне, которое, при отсутствии аскетической суровости, объяснимо лишь созерцательным складом ума; вспомним о посвящении всей его жизни Пресвятой Троице, – для бедной богословием Руси Пресвятая Троица ни до Сергия, ни после него не была предметом умозрения, – и мы с необходимостью придем к предположению, что в лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого, в православном смысле этого слова, можем назвать мистиком, то есть носителем особой, таинственной духовной жизни, не исчерпываемой подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы. Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас. Видения суть лишь знаки, отмечающие неведомое.
Но в свете этих видений вполне позволительно указать на родственность духовной жизни преподобного Сергия современному ему мистическому движению на православном Востоке. Это известное движение исихастов, практиков «умного делания» или «умной» молитвы, идущее от св. Григория Синаита с середины XIV столетия. Новую мистическую школу Синаит принес с Крита на Афон, и отсюда она широко распространилась по греческому и юго-славянскому миру. Св. Григорий Палама, тырновский патриарх Евфимий, ряд патриархов константинопольских были ее приверженцами. Богословски эта мистическая практика связывалась с учением о Фаворском свете и божественных энергиях.
С середины, особенно с конца XIV века начинается – или возобновляется – сильное греческое и славянское влияние на северную Русь. При жизни преподобного Сергия в одном из ростовских монастырей, мы видели, изучались греческие рукописи, митрополит Алексий переводил им исправленное Евангелие с греческого подлинника. Сам преподобный Сергий принимал у себя в обители греческого епископа и получал грамоты от константинопольского патриарха. Одним из учеников преподобного Сергия был тезоименитый ему Сергий Нуромский, по преданию, пришелец с Афонской горы, и есть основания отождествлять ученика преподобного Сергия Радонежского Афанасия, Серпуховского игумена, с тем Афанасием Русином, который списал на Афоне в 1431 г. «под крылием св. Григория Паламы» сборник житий для Троицы-Сергия. Библиотека Троицкой лавры хранит древнейшие славянские списки Григория Синаита XIV и XV веков. В XV же веке там были списаны и сочинения Симеона Нового Богослова. Все это еще не устанавливает прямых влияний Греции на религиозность преподобного Сергия. Но пути духовных влияний таинственны и не исчерпываются прямым учительством и подражанием. Поразительны не раз встречающиеся в истории соответствия – единовременно и, по-видимому, независимо возникающие в разных частях земного шара духовные и культурные течения, созвучные друг другу. В свете мистической традиции, которая утверждается среди учеников преподобного Сергия, его собственный мистический опыт, озаряемый для нас лишь видениями (можно сопоставлять светоносные видения Сергия с Фаворским светом исихастов), приобретают для нас большую определенность.
От мистики до политики огромный шаг, но преподобный Сергий сделал его, как сделал шаг от отшельничества к общежитию, отдавая свое духовное благо для братьев своих, для русской земли. Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в преподобном Сергии своего небесного покровителя. В сознании московских людей XVI века он занял место рядом с Борисом и Глебом, национальными заступниками Руси.
Князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним из ее стен, бывал в Москве, крестил сыновей Дмитрия Донского, брал на себя выполнение политических поручений. Нет сомнения, что в своих политических шагах преподобный Сергий руководился волей митрополита Алексия, совмещавшего сан святителя с властью правителя государства. Это Алексий посылает Сергия в Нижний Новгород к рассорившимся братьям-князьям, чтобы заставить покориться младшего, противника Москвы. По приказанию митрополита Сергий «затворил» все церкви в Нижнем, чтобы вынудить князя к подчинению. Эта небывалая на Руси мера, соответствующая католическому интердикту, не имела успеха, но ответственность за нее, как и за ее неудачу, ложится всецело на митрополита. В другой раз преподобный Сергий ездил послом к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к примирению и союзу с великим князем Дмитрием. На этот раз его миссия увенчалась успехом. Всякий русский помнит благословение преподобным Сергием Донского на его битву с Мамаем. Уже перед самым боем подоспел скороход с посланием от святого: «Без всякого сомнения, господине, со дерзновением пойди противу свирепства их, никакоже ужасайтеся, всяко поможет ти Бог». В течение всей кровавой Куликовой сечи прозорливый старец в своем монастыре указывал братии перипетии боя, называл имена павших. Летопись рассказывает, что св. Сергий дал князю даже двух своих иноков, из бывших бояр. Пересвета и Ослябю, из которых первый пал в битве (безоружный – «схима вместо шлема»).
Достойно внимания, что жития преподобного Сергия – как Епифаниево, так и Пахомиево – не упоминают ни об иноках воинах, ни о политических миссиях преподобного Сергия. Летописи и жития освещают нередко разные стороны деятельности святых. В этом нужно видеть тонкое различие оценки. Не все в политической деятельности преподобного Сергия было «оцерковлено». Его помощь московскому князю против удельных принадлежит его времени, и мы не в праве канонизовать ее, как и политику святых князей. Остается вечным в церковном сознании благословение Сергия на брань с врагами христианства. На Куликовом поле оборона христианства сливалась с национальным делом Руси и политическим делом Москвы. В неразрывности этой связи дано и благословение преподобного Сергия Москве, собирательнице государства русского.
Когда митрополит Алексий перед кончиной хотел избрать преподобного Сергия своим преемником, возложив на него попечение об общерусском церковном (и конечно, государственном) деле. Сергий оказался непреклонным: «Владыко святый, аще не хощеши отгнати мою нищету от слышания святыни твоея, прочее не приложи о сем глаголати к моей худости». Сергий умел отстоять на какой-то границе права своей духовной жизни и над национальным церковным служением. Но и ему приходилось приносить жертвы родине, как ранее – своим братьям. В его завершенной святости, по-видимому, не было места для тяжелых конфликтов, – или они остались скрыты от нас. Преподобный Сергий, в еще большей мере, чем Феодосий, представляется нам гармоническим выразителем русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте. Но в следующий век пути разойдутся: ученики преподобного Сергия направятся в разные стороны.
Георгий Федотов

Большой энциклопедический словарь

ИГУМЕН — ( греческий hegumenos, букв. — ведущий), настоятель православного монастыря (в женских — игуменья). Обычно в сане архимандрита.
ИГУМЕН — название город Червень в Белоруссии до 1924.
ИГУМЕНОВ — Виктор Михайлович (р. 1943), российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1966), заслуженный тренер СССР (1974). Чемпион мира (1966-67, 1969-71), Европы (1970), СССР (1965, 1970) по классической борьбе.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

игумен — настоятель православного монастыря
игуменья — настоятельница православного монастыря

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль

ИГУМЕН — малый или мужской род игуменья женский род настоятель ница монастыря. Игумен саном ниже архимандрита.
» ИГУМЕН — Игумен малый или мужской род сибирское небольшая птица из рода куликов, короваек. Не всем чернецам (или не всякому старцу) в игуменах быть. Знает про то игумен, который звонок бубен. Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын, меня не надуешь. Это игумен, вокруг г уменьшительное Такой игумен, что ходит по гумнам. Попадья умрет, поп в игумны; а поп умрет попадья по гумнам. За что игумен, за то и братья. Каков игумен, таковы и братья. Игумен за чарку, братья (чернецы) за ковши. Игуменья за чарочку, сестры за ковши. Игуменов или игумнов; игуменьин, им принадлежащий Игуменский, им свойственный, к ним относимый. Игуменство средний род сан, званье, должность игумена и игуменьи. Он сидит на игуменстве десятый год. Игуменить, игуменствовать, быть игуменом или игуменьей, править должность эту.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

игумен — смотрите также духовенство

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ИГУМЕН — игумена и ( устаревший, устаревшая форма и обл.) игумна, малый или мужской род ( греческий hegumenos, букв. предводительствующий) ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Настоятель мужского монастыря.
ИГУМЕНСКИЙ — игуменская, игуменское ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Прил. к иг уменьшительное Игуменский сан.
ИГУМЕНСТВО — игуменства, множественное число нет, малый или мужской род ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Сан или должность игумена или игуменьи. Получить игуменство.
ИГУМЕНСТВОВАТЬ — игуменствую, игуменствуешь, совершенная форма ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Быть игуменом или игуменьей.
ИГУМЕНЬЯ — игуменьи, родительный падеж или река множественное число игумений, женский род ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Настоятельница женского монастыря.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

игумен — игу́мен — игу́мен, -а
игуменский — игу́менский — игу́менский
игуменство — игу́менство — игу́менство, -а
игуменья — игу́менья — игу́менья, -и, родительный падеж или река множественное число -ний

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

игумен — малый или мужской род Настоятель мужского православного монастыря.
игуменов — прилагательное Принадлежащий игумену.
игуменский — прилагательное
— — — 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : игумен, игуменья, связанный с ними.
— — — 2) Свойственный игумену, игуменье, характерный для них.
— — — 3) Принадлежащий игумену, игуменье.
игуменство — средний род Пребывание в сане игумена, игуменьи.
игуменствовать — совершенная форма непереходные Пребывать в сане игумена, игуменьи.
игуменьин — прилагательное Принадлежащий игуменье.
игуменья — женский род Настоятельница женского православного монастыря.

Энциклопедический словарь «Святая Русь»

ДАНИИЛ игумен — (2–я пол. XI—XII в.), игумен одного из черниговских монастырей, автор «Жития и хождения Даниила, Русской земли игумена». Даниил посетил Палестину в 1104—07, где некоторое время сопровождал короля Балдуина I в одном из его походов, и описал свой путь, природу Палестины, христианские святыни, пересказал ряд библейских и апокрифических легенд. В Палестине провел 16 месяцев, жил в монастыре святой Саввы под Иерусалимом, посетил различные земли в Иерусалимском королевстве, Иерихон, Вифлеем, Галилею, путешествовал и вокруг Тивериадского моря. Даниил описывает подробно и торжественное богослужение у Гроба Господня, где он поставил лампаду «от всея Русскыя земля». В монастыре святой Саввы Даниил записал для поминовения имена многих русских князей. В. Л. Янин полагает, что в перечне этих княжеских имен отразилась система старшинства, разработанная как средство против усобиц по инициативе Владимира Мономаха на княжеских съездах к. XI — новое, ново- XII в. Возможно, кроме «Хождения» Даниил является также составителем памятника «Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят» (Б. А. Рыбаков). Это слово является важным источником для изучения древнерусского язычества. Л. К.
ИГУМЕН — — См.: СВЯЩЕНСТВО. ИГУМНОВ Константин Николаевич (19.04/1.05.1873–24.03.1948), русский пианист, педагог, искусствовед. С 1899 — профессор Московской консерватории (в 1924—29 — ректор). Выдающийся представитель русской фортепьянной школы, воплотивший в своем исполнительском искусстве ее лучшие черты — глубину и совершенство замысла, безупречный вкус, благородство выражения. Игру Игумнова отличала поразительная естественность фразировки, необыкновенная певучесть и красота звукоизвлечения. Прославился исполнением сочинений Ф. Шопена, Л. Бетховена, русских композиторов. Непревзойденный интерпретатор П. И. Чайковского. Создатель одной из советских школ пианизма, получившей мировую известность. Среди его учеников Л. Оборин, О. Бошнякович, Кулагин Аджемов и другие Э. Афанасьев

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

Игуменакис — смотрите также Авситидийского-Игуменакиса…
Авситидийского — Игуменакиса симптом — (истор.; И. Т. Авситидийский, отеч. дерматовенеролог конца 19 — начала 20 век ; Higoumenakis, греческий врач) — утолщение грудинного конца правой ключицы; вероятный признак позднего врожденного сифилиса. Это интересно

Россия

По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *