GAKKEN – это одно из крупнейших японских издательств, лидер в издании педагогической литературы и пособий для развивающего обучения. Несколько лет назад в издательстве GAKKEN была разработана серия развивающих игр для детей, которую мы и представляем вашему вниманию. В основу этого проекта легли методические разработки профессора Такаси Муто, широко известного в Японии специалиста по развитию интеллектуальных способностей, в том числе и у детей. По его мнению, ребёнок развивается тогда, когда чем-нибудь с увлечением занимается. Занятия в форме игры доставляют ему удовольствие. Когда ребёнку нравятся задания, обучение становится эффективным. Особенность обучения в этом возрасте в сочетании радости, движения и мышления! Книга «Развивающие игры для детей от рождения до 1 года” научит вашего малыша:
– различать отдельные предметы;
– произносить звуки и подражать им;
– произносить слоги;
– находить предметы на картинках.

НОВАЯ серия развивающих игр для детей, в основу которой легли последние методические разработки профессора Такаси Муто, широко известного в Японии специалиста по развитию интеллектуальных способностей у детей. Весь проект в целом и каждая книга в отдельности направлены на комплексное развитие малыша: четкие яркие иллюстрации стимулируют визуальное восприятие, милые очаровательные персонажи вызывают симпатию у малыша, упражнения для пальчиков развивают мелкую моторику у самых маленьких, а дети от 3-х лет уже учатся пользоваться восковым мелком. Наклейки, прилагающиеся к книге, превращают процесс обучения в веселую игру.

В книге изложены сведения, необходимые молодой семье, желающей иметь детей. Даны советы, как подготовиться к родам, и рекомендации по уходу за ребенком. Описаны основные трудности, с которыми придется столкнуться молодым родителям, и приведены пути преодоления этих путей.
Вы узнаете о том, как бороться с болезнями традиционными и нетрадиционными способами, как оказывать первую помощь при несчастных случаях, как восстановить форму после родов и еще о многом другом. Простота изложения и масса полезных сведений делают эту книгу незаменимой в любой молодой семье.
Содержание:
Глава 1. Советы будущей маме — обеспечьте
здоровье вашему малышу
Глава 2. Приданое ребенка
Глава 3. Уход за грудным ребенком
Глава 4. Питание ребенка до года
Глава 5. Сделайте ребенка здоровым
Глава 6. Психофизическое развитие ребенка
Глава 7. Личность ребенка
Глава 8. Питание ребенка от года до трех лет
Глава 9. Питание кормящей мамы
Глава 10. Восстановление формы после родов
Глава 11. Причины дискомфорта малыша
Глава 12. Что полезно знать о некоторых
заболеваниях взрослых и детей
Глава 13. Информация для родителей о детских
инфекциях
Глава 14. Лекарственные растения для детей и
взрослых
Приложения

Ежемесячно по мы собираем детей 8–12 лет, чтобы помочь им овладеть важнейшими жизненными навыками. На занятиях дети учатся понимать себя и окружающих (в том числе родителей), находить друзей и разрешать конфликты, быть самостоятельными, ответственными, организованными.

Мы приглашаем в безопасное пространство, где можно наработать опыт успешной коммуникации и уверенного поведения, командного взаимодействия и лидерства.

В каких случаях полезны эти занятия?

Навыки саморегуляции, самодисциплины и уверенного поведения в обществе становятся особенно значимыми в школьные годы. Несколько десятилетий назад с обучением этим навыкам семья справлялась самостоятельно. Были общепринятые нормы поведения и родители могли опираться на авторитет традиции.

Сегодня же растущему человеку приходится сталкиваться с многообразием обычаев, взглядов, требований общества, порождаемых разными социальными слоями и транслируемых через СМИ, блоги, жизнь реальных и вымышленных «медийных персон». Осознавать и утверждать свою индивидуальность, согласовывать свои планы с потребностями окружающих приходится учиться с малых лет. Но не каждый родитель готов квалифицированно ответить на все «недетские вопросы», возникающие у ребенка в процессе социализации. Помочь становлению личности ребенка и призваны наши занятия.

Обучение жизненным навыкам предлагают своим детям родители:

  • которым важно развитие детей;
  • которые понимают, что ребенка нужно научить эффективно взаимодействовать в среде сверстников и взрослых;
  • которые осознают, что научиться слышать, слушать и сотрудничать можно, если уделять этому внимание специально, практиковаться и видеть обратную связь на свое поведение.

Благодаря участию у ребенка формируются более открытые и доверительные отношения со старшими, становится проще находить общий язык с родителями. Выигрывают все!

Преимущества занятий в нашем центре :

Квалификация ведущего. Занятия ведет специалист с педагогическим и психологическим образованием и 18-летним опытом работы с детьми.
Возможность практиковаться в новых жизненных навыках. 2/3 времени наших занятий отдано командным, творческим заданиям и развивающим упражнениям.

Индивидуальный подход к участникам. Каждый ребенок находится в фокусе внимания ведущего. Ценность имеют опыт, открытия и мысли каждого. Дети учатся видеть и принимать свою уникальность и отличия других людей.

Обратная связь. В процессе игр и упражнений ребенок получает от тренера и детей комментарии и реакции в ответ на свои высказывания и действия. Это помогает ему развиваться, выбирать более успешные стратегии поведения.

Развивающее занятие: «Уверенное поведение».

Не для кого не секрет, что дети часто испытывают давление сверстников, а иногда и агрессию со стороны взрослых. «Троллинг», «хейтеринг», «буллинг» прочно вошли в наш лексикон, и вместе с тем, как с этими явлениями справляться неизвестно. Родители часто говорят «веди себя хорошо», а что за этим стоит в понимании детей. Пассивный ребенок будет позволять другим поступать с ним так, как им хочется, при этом, не возражая, в то время как агрессивный ребенок — будет толкать, бить, кричать и запугивать других детей, чтобы достичь желаемого. Ни одна из данных моделей поведения не является благоприятной, в отличие от ассертивности. Термин «ассертивность» от английского глагола «to assert»– настаивать на своём, утверждать, заявлять, отстаивать свои права, т.е. Уверенное поведение в рамках уважения к себе и к другим.

На развивающем занятии будут рассмотрены следующие темы:

  • Самооценка и способы её повышения
  • Личные границы
  • Как отказать, чтобы не обидеть, учиться говорить решительное «НЕТ»
  • Застенчивость – это хорошо или плохо
  • Стресс и тревожность
  • Выражение своих негативных чувств в приемлемой форме
  • Проявление уважения в общении с другими
  • Возможные пути развития событий при неуверенном поведении
  • Поиск ресурсов при противостоянии «обидчикам»
  • Виды реакций «здесь и сейчас» при насмешках, обзывании и других видов «троллинга»
  • Способы противодействия давлению сверстников

В ходе занятий мы используем игры, практические упражнения, методы арт-терапии, видеоанализ, мультметафоры и активные обсуждения.

Дата проведения — 30 марта 11.00 – 14.00

Возраст — 8 – 12 лет.

Тренер — педагог, психолог Наталья Аракелян.

Записать ребенка можно в любое время, позвонив по контактным телефонам или оставив заявку через форму обратной связи. Каждое занятие оплачивается отдельно в день проведения. Рекомендуем регистрироваться заранее, так как после набора 15 человек запись на занятие прекращается.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Наркулова Б.А. 1 Усенбаева С.С. 1 Аманбеккызы Ж. 1 Джахаева А.П. 1 1 Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. 273 KB игра формирование личности ребенка. 1. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Серия или выпуск: – Издательство: М.: Просвещение Год: 1991. С. 64. 2. Амонашвили Ш.А. Книга для учителя / 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с. 3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой // Психологическая наука о школе. Просвещение. 1997. – 179 c. 4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. – 228 с. 5. Богословский В.В. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1981. – 382с. 6. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – C.55.

Введение

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; » Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… »

Обзор литературных данных

Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Другое трактование природы, игры – удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

Й. Гейзинга, автор классического произведения «Гомо людекс” («Человек, который играет”), подчеркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы.

Уже в мире животных она рушит границы физического существования. «Животные могут играть, значит, они уже где-то больше, чем просто механизмы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы больше чем просто умные существа, потому что игра – занятие очень умное. «С точки зрения линейного детерминированного мира, игру можно рассматривать только как надменность, которая не опирается на какой-либо традиционный фундамент.

Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. .

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Элоконин, в игре интеллект направляется за эмоционально – действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития”.

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Игра значений и речевая деятельность интуиция, фантазия, мышление. Игровая деятельность строится, таким образом, который в результате возникает воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия.

Сознательность ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата.

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

Палочка имеет определенное значение, которое в новом действии приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.

На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.

Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.

С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира.

Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры.

Ребенок может овладеть широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре, в игровой форме. В этот процесс освоения прошедшего мира через игровые действия в этом мире, включены как игровое сознание, так и игровое неведомое.

Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции.

Интуиция, в переводе с латинского – созерцание, усмотрение, видение. Основной показатель интуиции «свернутое» восприятие ситуации в целом, непосредственно – эмоционально, образно.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

По этому игра – всегда импровизация .

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Методы исследований

В игре, как и в остальных видах деятельности идет такой же процесс воспитания.

Изменение роли игры в дошкольном возрасте по сравнению с ранним детством связано в частности с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других более «взрослых” видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.

Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и младшем школьном возрасте весьма условны, т.к. один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении, или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

Иногда элементы игры полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги, психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5-6-7–летнего возраста в старших группах детского сада и в начальных классах школы в полуигровой форме в виде обучающих дидактических игр.

Игры детей дома и в школе можно использовать для практического определения уровня воспитанности или уровня личностного развития, достигнутого ребенком.

В качестве примера такого использования игры приведем опыт проведенный В.И. Васкиным. Используемыми были дети в возрасте от трех до двенадцати лет. Методика исследования состояла в следующем. В центре большого по площади стола на его поверхности лежала конфета или какая-либо другая очень привлекательная вещь.

Дотянуться и достать ее рукой, стоя у края стола, было практически невозможно. Ребенку, если бы ему удалось достать конфету или данную вещь, не залезая на стол, разрешалось взять ее себе. Не далеко от положенной на столе вещи находилась палочка, о которой ребенку ничего не говорилось, Т.е. не разрешалось и не запрещалось пользоваться ею во время эксперимента. Проведено было несколько серий опытов с разными испытываемыми и в разных ситуациях.

Результаты и их обсуждение

Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игр, как способ раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Для определения уровня развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали педагогическое наблюдение, беседы, изучения дошкольной документации и творческих работ дошкольников.

Для получения необходимых данных нами был проведен опрос. Мы исследовали составленные нами задачи, проводили беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня знаний детьми игр, мы использовали следующие критерии: объем знаний детьми считалок, мирилок, зазывалок; желаний играть в определенную игру и вносить свои творческие желания в этот процесс.

Выбор первого критерия был обусловлен тем, что чем больше объем знаний у детей и использования творческого подхода к процессу обучения детей, тем лучше будет проходить интеллектуальное развите. Другой критерий был отобранный нами сюжет для выбора детьми творческих игор.

Выбранные нами критерии не могут быть универсальными, т.к. процесс интеллектуального развития детей глубоко индивидуален.

Основная цель опрашивания – раскрытие творчесва, нравственного, интеллектуального потенциала детей.

Результаты экспериментальной проверки эффективности использования упражнений и творческих заданий, как условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя результаты ответов экспериментальной группы на первое задание «Назови как можно больше отличий» мы выяснили, что из семнадцати детей, четырнадцать выполнили с удовольствием задание, находили отличия до десяти признаков не более чем за три минуты. Только трое детй выполняли залание без энтузиазма. Поэтому отстали во времени, но с заданием справились.

Проанализировав, мы пришли к выводу, что предложенные задания были выполнены лучше экспериментальной группой, чем контрольной группой.

Таким образом, данные повторного опрашивания показывают, что развитие творческих способностей экспериментальной группы, сравнительно с контрольной группой можно считать отличными.

Заключение

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способостей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

Библиографическая ссылка

Наркулова Б.А., Усенбаева С.С., Аманбеккызы Ж., Джахаева А.П. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 37-40;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4510 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Раннее развитие малышей стало сегодня почти правилом среди родителей и педагогов. Однако, круг игр, которые принято считать развивающими, к сожалению, зачастую достаточно узок. «Рамки и вкладыши Монтессори», «Уникуб», пазлы, игры-шнуровки, развивающие пособия по методике Зайцева, математические пособия, головоломки, логические игры с кубиками — вот, пожалуй, и весь список популярных среди заботливых родителей пособий. Однако, на самом деле, понятие «развивающая игра» намного шире и выходит за рамки названий конкретных игр и игрушек. Игра является не только основным ведущим видом деятельности ребенка, она представляет собой ту реальность, в которой живет малыш. Средствами своего воображения он создает сказочные города, населяя их волшебными жителями.

Любая игрушка для ребенка — одушевленный персонаж, живущий по законам, известным только ему одному. Любое событие малыш наполняет особым смыслом, и все, что происходит вокруг, оживляется творческой фантазией ребенка. Вот почему для того, чтобы процесс обучения ребенка был максимально эффективным, необходимо вплетать в него игровую деятельность и творческую активность малыша. И наоборот, любая детская игра может стать обучающей и развивающей, если взрослый увидит в ней элементы, которые развивают те или иные качества, навыки ребенка, и сделает на них акцент.

Многие родители совершаю две типичные ошибки по отношению к своим детям. Если малыш занят своими делами, гуляет со сверстниками, катает в сотый раз любимые машинки или перебирает детали конструктора, а то и просто часами листает книжки или мечтает о чем-то своем, родители стремятся переключить ребенка на развивающие игры, которые несомненно полезны и нужны. Однако, не стоит забивать свободное время ребенка до отказа многочисленными обучающими заданиями. Помните, что общение с друзьями, самопроизвольные игры малыша, где он проявляет море фантазии и творчества, не менее важны для его гармоничного развития. Вторая ошибка часто заключается в нежелании откликнуться на просьбу ребенка поиграть с ним. У родителей часто находятся дела поважнее. Однако даже самая лучшая и дорогая игра интереснее для ребенка, если с ним занимаются мама или папа. Минимум полчаса, а лучше час в день необходимо уделять малышу и только ему. Это время вы, как раз, можете использовать, чтобы поиграть вместе с ним в различные развивающие игры, пообщаться по душам. Так вы сохраните доверие и контакт со своим чадом. Это является самой главной воспитательной мерой в общении с ребенком.

Играя с двух-трех-летним ребенком, помните, что способности к концентрации внимания у малыша невелики. Ребенок вообще способен в этом возрасте сосредоточится только на том, что ему очень интересно. Так что любая игра должна быть тщательно продумана, подготовлена и длиться ровно столько, сколько сохраняется к ней интерес малыша. Заставлять ребенка играть даже в самую полезную игру не стоит, лучше вернитесь к ней позже, когда он отдохнет и вновь проявит интерес к данной затее. Многие даже очень интересные и полезные игры воспринимаются детьми не сразу.

Если малыш отказывается играть, лучше отложить занятие, возможно, он еще не дорос и ему сложно воспринять те или иные задания. Развитие каждого ребенка идет индивидуально и неравномерно. Поэтому при выборе игр стоит ориентироваться не только на возраст малыша, но и на его способности и интересы. Быть может, ваш ребенок не умеет делать то, что уже с легкостью освоил сосед, зато проявляет способности в другой сфере деятельности. Так или иначе, во все новые развивающие игры обязательно сначала играйте вместе с малышом до тех пор, пока он не сможет свободно выполнять все задания сам, только тогда можно переходить на более сложные уровни.

В процессе развития малыша не избежать кризисных этапов (обычно между 2-3 годами), когда ребенок, осознавший себя как отдельную личность, имеющую собственные желания, отвергает всякие попытки взрослых навязать ему развивающие игры. Летят в сторону кубики Зайцева и «Уникуб». Ребенок самозабвенно гоняет мяч со сверстниками во дворе или занимается всякой «ерундой», как кажется родителям. Принуждение только усугубит ситуацию, поэтому папе и маме стоит на время оставить малыша в покое. Оказавшись на новом этапе развития и удовлетворив свою самостоятельность, ребенок рано или поздно снова попросит вас поиграть с ним, помочь в чем-то, что-то объяснить. Вот тогда-то и можно предложить ему вернуться к оставленным на время развивающим играм и вместе поиграть в них. Не исключено, что теперь они покажутся малышу еще интереснее чем прежде.

Если ваш малыш ранимый мечтатель, любящий задумчивость и тишину, не спешите загонять его в стандартные рамки развития. Возможно, ему тяжело справиться с логическими играми, он с трудом собирает простейшие пазлы, зато он может часами слушать музыку, мечтая о чем-то своем, сочиняет сказки или отлично рисует. Что ж, обратите внимания на особенности и способности вашего ребенка, поддержите его. Любое грубое слово, принуждение, насмешки способны разрушить тонко организованный душевный мир малыша. Ведь главное в отношениях с ребенком, сохранить доверительные отношения, помочь ему раскрыть свои таланты, вселить уверенность в своих силах. Только тогда любое развитие будет идти по правильному пути самореализации маленького человечка.

Для того чтобы игры имели обучающий и развивающий характер, необходимо тщательно подготовиться к ним, продумать все нюансы, а также правильно выбрать время и место их проведения. Не начинайте важную игру, если не располагаете достаточным временем. Внезапный перерыв в захватившем малыша занятии, способен сильно его разочаровать и огорчить, а то и начисто отбить интерес к полезной деятельности. Сложные занятия не стоит начинать, если малыш не в настроении, хочет спать или плохо себя чувствует. Важные события в жизни ребенка или значительные перемены в его режиме дня (переезд, рождение братика или сестренки, смена детского сада и т.п.) также являются факторами, которые могут помешать малышу сконцентрировать свое внимание на том или ином предмете. Начиная играть, обязательно убедитесь в наличии всех необходимых желемнтов и деталей игры.

Маленькие дети очень быстро отвлекаются и теряют интерес к любому виду деятельности, если им приходится подолгу ждать, пока мама найдет, например, картон для изготовления подставки под пластилиновую фигурку или затерявшиеся краски, чтобы раскрасить сделанные поделки из соленого теста. Лучше заранее заготовить все необходимое для игр и сложить в отдельные ящички или коробки, а перед началом каждого занятия проверять наличие нужных деталей. Многие материалы для творчества достаточно долго и хорошо хранятся, например соленое тесто для лепки можно положить в целлофановом пакете в холодильник, а цветы и травинки для аппликации засушить, прикрыв листами бумаги и положив под пресс.

В стремлении навести порядок в комнате ребенка, не спешите избавляться от старых игрушек и вспомогательных пособий, которые вы использовали во время игр с малышам, даже если он уже в них не играет. Многие из них могут быть очень дороги ребенку. Выбросив ненужный, на ваш взгляд старый предмет, вы можете обидеть малыша. Предоставьте ему самому решать, что делать со своим игрушечным хозяйством. А старые материалы возможно пригодятся вам как составные элементы других игр или понадобятся при «повторении пройденного». Поощряя стремление ребенка к творчеству и стимулируя его фантазию в различных видах деятельности, не разрешайте ему, тем не менее, использовать игры не по назначению и тем самым портить их. Необходимо прививать малышу бережное отношение к своим игрушкам и не позволять, из кубиков с алфавитом, например, делать мячи для метания во время игры в «войнушку».

Необходимым навыком, который обязательно нужно привить малышу является уборка игрушек после себя. Ребенок должен знать, что у каждой вещи есть свое место и нести ответственность за свое игрушечное хозяйство. Помогая малышу убирать за собой, постепенно перекладывайте эту обязанность на него, развивая такие качества личности, как самостоятельность и аккуратность. Никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже хорошо справляется сам! Так малыш привыкнет к постоянной опеке, контролю и потеряет всякую инициативу не только в играх и быту, но и в отношениях с окружающими.

Детская комната малыша должна быть спланирована так, чтобы все игрушки были доступны ребенку, и он мог бы легко их достать и убрать на место. Невысокая детская мебель, специальные полочки, стульчики, все это поможет малышу научиться структурировать свое пространство, легко наводить в нем порядок. К тому же лежащие на глазах интересные игры должны привлекать внимание ребенка и стимулировать его инициативу в освоении новой игры. Однако, не стоит требовать от ребенка слишком много. Ему еще трудно наводить идеальный порядок среди множества игрушек. И если детали от какой-то даже очень дорогой игры потеряны, не кричите на малыша. Так вы отобьете у него охоту играть в ваши развивающие игры. Он не станет их брать из страха что-нибудь напутать или потерять. Рано или поздно, во время уборки, деталь найдется, если нет, то постарайтесь заменить ее, сделав самостоятельно.

Главное в игре — положительные эмоции малыша и его интерес к постижению новых знаний. Не вмешивайтесь в работу ребенка без надобности, когда он не просит помощи и хочет сделать что-то самостоятельно, даже если вы видите, что процесс идет не правильно. Ведь делая ошибки, и исправляя их, ребенок учится мыслить, что намного важнее правильного конечного результата. Бывает и так, что ребенок хочет играть по своим придуманным правилам, пренебрегая инструкцию к игре. Не мешайте ему. Творческая интерпретация малышом любой игры является ценным стимулом к развитию мышления и фантазии ребенка. Во время игры родители часто так огорчаются, если их малыш делает что-то не правильно, что начинают ругать его, учить, понукать. Но необходимо сдерживать свои эмоции. В игре вы с ребенком неравных. Рассуждайте вместе с ним, стимулируйте малыша к размышлениям над собственными ошибками и к поиску самостоятельного выхода из сложных ситуаций. Вместе радуйтесь успехам в игре и хвалите ребенка, вселяя в него уверенность в своих силах.

Все творческие работы малыша должны быть ценны для вас, так же как и для него. Устраивайте выставки работ ребенка. Выделите для этого специальную полку или столик. Периодически меняйте экспозицию, показывайте ее родным, близким, друзьям. Если ребенок будет знать, что его работы интересны и ценны для окружающих, он сохранит интерес к творчеству надолго. Никогда без ведома малыша не выбрасывайте его старые рисунки и поделки. Создайте с ним архив творческих работ и вместе с ребенком решайте их судьбу. Лучшие произведения можно сохранить, а потом подарить своему чаду, на 18-летие, например! Поверьте он с большим интересом будет разглядывать свои творения детских лет, только не забывайте подписывать возраст, в котором создавались работы.

Когда вы устраиваете игры для нескольких детей, то продумайте поощрения каждому. Все участники независимо от результата должны выйти из игры с хорошим настроением. Это не значит, что нельзя определять победителя. Дети должны учится играть и проигрывать. Однако даже побежденный ребенок обязательно отмечается призом за участие и старания, что стимулирует его интерес к дальнейшей борьбе и совершенствованию. А в командных играх, необходимо равномерно распределять силы участников, и, если есть возможность, ставить по одному взрослому в каждую группу детей.

Если вы изучаете с детьми суть окружающих явлений и ставите эксперименты, в которых используете горячую воду, огонь, режущие и колющие инструменты, обязательно познакомьте ребят с правилами техники безопасности и не оставляйте их одних. Чувство опасности у малышей притуплено, а вот любопытство обострено до предела, поэтому так велико количество несчастных случаев среди детей младшего возраста! То же можно сказать и о подвижных играх, связанных с прыжками, лазаньем, балансированием, акробатическими трюками. Взрослые должны позаботиться о безопасности и качестве спортивных сооружений и надежной страховке для детей.

Ребята очень любят играть на природе, однако при этом бывают часто бездумно жестоки к окружающим их животным и растениям. Необходимо объяснять им, что нельзя ломать ветки деревьев, засорять водоемы, мучить и пугать насекомых. Это можно сделать на примере сказок Виталия Бианки, в которых главные герои животные со своими чувствами, мыслями и настроением. Почитайте их детям, чтобы они поняли, что окружающая их природа живая! Для игр и развлечений подбирайте детям удобную и легкую одежду, которую просто отстирывается в случае загрязнения. Ругать ребенка, за то, что он измазал новый костюмчик или платье не имеет смысла.

Тяга к творческой активности и экспериментам в детском возрасте так велика, что малыш просто не может усидеть на месте, и не испачкаться ему очень сложно. Быстро летит время, и дошкольное детство коротко, а потому, не стоит раньше время стремиться усадить ребенка за парту и донимать серьезными, как кажется родителям, занятиями. Вдоволь наигравшийся малыш проявит в школе намного больше сообразительности и смекалки, чем ребенок, которому не давали свободы и раньше времени заставляли учиться. Детство в памяти ребенка должно остаться веселым и интересным, наполненным замечательными играми, заботой и пониманием родителей.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *