Содержание

Подвижные игры для физкультурных занятий, организованных прогулок, и развлечений с детьми 2 младшей группы. Программные подвижные игры для удобства разделены по характеру основных движений.На сайте вы можете ознакомиться с играми для детей 3-4 лет. По опубликованным играм также составлена картотека.

Картотека подвижных игр для детей 2 младшей группы

Выглядит так


Картотека выполнена в Ворде, формат А 4 (книга), содержит все перечисленные ниже игры.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ
Картотека подвижных игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для средней группы
Картотека подвижных игр для подготовительной группы

Игры для детей 2 младшей группы с основным движением ходьба и бег

Найди флажок

Для игры понадобятся флажки по количеству детей.
Цель игры «Найди флажок»
Учить детей ходить по площадке в произвольном направлении не наталкиваясь друг на друга, строиться в колонну, ходить колонной за ведущим, ориентироваться в пространстве, выполнять действия по сигналу, обучать вниманию и находчивости в поиске предмета.
Правила игры «Найди флажок»
Дети сидят на скамейках или стульях. Воспитатель показывает детям разноцветные флажки.
«Давайте поиграем, вы закроете глаза, а я спрячу флажки, потом вы попробуете их найти»
Дети закрывают глаза. Спрятав флажки, воспитатель предлагает: «Идите искать флажки». Дети ищут флажки, кто найдет флажок первым, подходит к

воспитателю, остальные строятся за ним в колонну. После того, как дети найдут все флажки, они проходят колонной за ведущим. Воспитатель встает по ходу колонны, собирает флажки. По сигналу воспитателя: «На места», дети садятся на скамейки или стульчики. Игра повторяется.

Найди свой домик

Для игры детям понадобятся «условные» домики, можно использовать обручи, стульчики, нарисованные на земле квадратики, кружки.
Цель игры «Найди свой домик»
Учить детей ходить и бегать по площадке в произвольном направлении не наталкиваясь друг на друга, выполнять действия по сигналу, ориентироваться в пространстве, внимательно запоминать место, куда надо вернуться.
Правила игры «Найди свой домик»
Дети занимают домики. По сигналу воспитателя «Погуляем», дети выходят из домиков и ходят по игровой площадке в любом направлении. По сигналу «Домой» Дети бегом возвращаются в свои домики, важно, чтобы каждый занял именно свой домик.

Найди свой цвет

Для игры понадобятся платочки 4 цветов и по одному флажку таких же цветов.
Цель игры «Найди свой цвет»
Учить детей ходить и бегать по площадке в произвольном направлении не наталкиваясь друг на друга, выполнять действия по сигналу, ориентироваться в пространстве, обучать смекалке и вниманию в поиске нужного цвета, собираться группами возле одного ориентира не мешая друг другу.
Правила игры «Найди свой цвет»
Цветные флажки ставятся по углам игровой площадки. Дети делятся на группы, каждая группа детей получает одинаковые платочки и встает к флажку такого же цвета. По сигналу воспитателя «Погуляем» дети ходят по игровой площадке в любом направлении. По сигналу «Найди свой цвет» дети возвращаются к флажкам того цвета, какого у них флажки. Пока дети ходят, воспитатель переставляет флажки так, чтобы каждый раз ребята находили свой цвет в другом месте.

Мыши и кот

Для игры понадобится игрушка-кот.
Цель игры «Мыши и кот»
Учить детей ходить и бегать в прямом направлении (шеренгой), выполнять совместные действия, воспитывать волю (не бояться кота, подойти к нему близко)
Правила игры «Мыши и кот»
Роль кота исполняет воспитатель все дети — мышки. Мышки сидят на стульчиках или скамейках — тут у них норка.
Воспитатель с котом отходит от детей на 5-6 м., присаживается, поглаживая кота произносит:
Котик хитрый здесь сидит,
Притворился, будто спит
Вот, мышата побежали — дети на носочках подбегают к коту
Потихоньку запищали — произносят звук пи-пи-пи
Котик глазки открывает — воспитатель манипулирует котом
И мышаток догоняет
Мяу-мяу — ребята убегают на свои места, возвращаются в норки

Поезд

Игра может проводиться с использованием гимнастического оборудования :доска, скамейка, два параллельно расположенных шнура.
Цель игры «Поезд» Учить детей строиться в колонну по одному, ходить колонной по одному в сцеплении и без, выполнять действия по сигналу воспитателя.
Правила игры «Поезд»
Группа детей строится в колонну, ставя руки друг другу на плечи. Воспитатель дает сигнал «Ту-ту», дети идут друг за другом притопами, произносят «чух-чух». Воспитатель объявляет остановку, «Мы приехали в лес, выходите из вагончиков, будем собирать грибы и ягоды», Дети расходятся, изображая (повторяя за воспитателем) сбор грибов и ягод. Воспитатель объявляет «Поезд отправляется дальше, занимайте свои вагончики». Дети строятся, дается сигнал к движению. В следующий раз — «Мы приехали на полянку, можно побегать, половить бабочек» или другие варианты.
Если в игре используется гимнастическое оборудование: «Поезд едет по мостику» и т.п., дети строятся в паровозик без сцепления.

Лохматый пес

Для игры понадобится игрушка-собака.
Цель игры «Лохматый пес»
Учить детей ходить и бегать в прямом направлении (шеренгой), выполнять совместные действия, воспитывать волю (не бояться лохматого пса, подойти к нему близко)
Правила игры «Лохматый пес»
Роль лохматого пса исполняет воспитатель. Дети сидят на стульчиках или скамейках
Воспитатель отходит от детей на 5-6 м., присаживается, поглаживая собаку произносит:
Вот сидит лохматый пес
В лапы свой уткнул он нос
Тихо, смирно он сидит
То ли дремлет, то ли спит
Подойдем к нему — дети подходят к собаке
Разбудим — дети топают ногами
И посмотрим, что же будет — дети ожидают, что произойдет
Воспитатель манипулирует собакой, произносит «Гав», дети убегают на свои места.

Скворечники

Для игры понадобятся обручи по количеству детей или на земле надо нарисовать кружки.
Цель игры «Скворечники»
Учить детей бегать врассыпную, выполнять действия по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве, быстро находить и занимать место.
Правила игры «Скворечники»
Вначале игры обручи раскладываются (чертятся кружки) на 1 меньше, чем детей. Детям предлагается изображать скворцов: птички летают, клюют зернышки, качаются на веточках, но вдруг подул ветер, скворцы прячутся в скворечниках , «Скорее ищите свободные скворечники, вдруг кому-то домика не хватит». Выясняется, что одного скворечника не хватает. «Надо быть проворнее, в другой раз скорее занимай любой скворечник» В конце игры воспитатель незаметно подкладывает еще один обруч (рисует кружок), чтобы у каждого был свой скворечник.

Бегите ко мне

Цель игры «Бегите ко мне»
Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую не наталкиваясь друг на друга, бегать со сменой направления.
Правила игры «Бегите ко мне»
Группа детей строится в шеренгу, воспитатель отходит от детей на расстояние 5-6 м. , дает сигнал «Бегите ко мне», дети бегут, останавливаются возле воспитателя, воспитатель предлагает детям остаться на месте, сам идет в один из углов игровой площадки, или на противоположную сторону ( в зависимости от задачи: перебегать с одной стороны площадки на другую или бегать в разных направлениях), поворачивается к детям, дает сигнал «Бегите ко мне».

Птички в гнездышках

Для игры понадобятся обручи по количеству детей или на земле надо нарисовать кружки.
Цель игры «Птички в гнездышках»
Учить детей бегать врассыпную, выполнять действия по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве, быстро находить и занимать место.
«Птички в гнездышках»
На игровой площадке раскладываются обручи (чертятся кружки) по количеству детей. Детям предлагается изображать птичек: птички летают, клюют зернышки, качаются на веточках, но вдруг пошел дождь, птички возвращаются в уютные гнездышки, «Скорее ищите свои гнездышки, чтобы не промокнуть». Выглянуло солнышко, птички могут снова полетать

Игры для детей 2 младшей группы с основным движением прыжки

По ровненькой дорожке

Цель игры «По ровненькой дорожке»
Учить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед, выполнять действия по тексту
Правила игры «По ровненькой дорожке»
Воспитатель предлагает детям погулять, Дети пристраиваются за воспитателем, начинают ходьбу. Воспитатель произносит:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки — дети идут за воспитателем
По кочкам, по кочкам — дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед
И в ямку — бух — дети приседают
Вылезли из ямки — дети встают, игра продолжается

Поймай комара

Для игры понадобится пруток длиной 1.5 м. с подвешенным к нему игрушечным комаром
Цель игры «Поймай комара»
Учить детей прыжкам на двух ногах с места вверх
Правила игры «Поймай комара»
Лети строятся в круг на расстоянии вытянутых рук, в центр круга встает воспитатель с прутком. Воспитатель по кругу проносит пруток с подвешенным комаром над головами детей удерживая его чуть выше поднятой руки ребенка, побуждая его подпрыгнуть вверх. Стоит немного подыграть детям, иногда опуская комара ниже.

Воробышки и кот

Для игры понадобится устойчивая скамейка, бревно, кубы в таком количестве, чтобы все дети могли найти себе место на возвышенности (высота 15-20 см.) и маска кота. Роль кота исполняет ребенок, воспитатель руководит игрой.
Цель игры «Воробышки и кот»
Учить детей спрыгивать с высоты.
Правила игры «Воробышки и кот»
Дети занимают место на возвышенности — воображаемые крыши домов или гнездышки. Кот устраивается поодаль. Воспитатель предлагает: «Летите, воробышки», дети спрыгивают с возвышенности, изображают полет воробышек (руки в стороны, имитируют полет птиц), бегают врассыпную. Неожиданно кот просыпается, произносит «Мяу» — это сигнал воробышкам вернуться на крышу или в гнездышки. Кот ловит воробышков не успевших занять свое место, если ему это удается, он отводит их к себе в домик.

С кочки на кочку

Для игры понадобятся обручи 4-5 штук, или на земле рисуют кружки — это кочки, 2 шнура, чтобы обозначить речку, или на земле проводится 2 черты.
Цель игры «С кочки на кочку»
Учить детей прыгать на двух ногах из обруча в обруч (из кружка в кружок) выполняя несколько прыжков подряд.
Правила игры «С кочки на кочку»
На площадке двумя веревками обозначается речка (раст 2-3 м.) поперек речки воспитатель раскладывает 4-5 обручей подряд. Детям предлагается перебраться с одного берега речки на другой не замочив ног. Дети на двух нога прыгают из обруча в обруч друг за другом.

Лягушки

Для игры понадобится большой шнур их которого выкладывается круг, где свободно поместятся 1/2 группы детей (или чертится на земле) и стульчики для второй половины группы.
Цель игры «Лягушки»
Учить детей прыгать на двух ногах в ограниченном пространстве, перепрыгивать на двух ногах через шнур, взаимодействовать
Правила игры «Лягушки»
Одна группа детей встает в круг — это лягушки, вторая группа детей вместе с воспитателем садится на стульчики они наблюдают за лягушками. Воспитатель произносит
Вот лягушки пол дорожке
Скачут вытянувши ножки — дети прыгают в кругу
Ква, ква, ква, ква,
Скачут вытянувши ножки — дети приседают, замирают
Воспитатель обращается к детям, сидящим на стуле, «Напугаем лягушек?», дети дружно хлопают в ладоши, испуганные лягушки перепрыгивают через шнур на двух ногах. Дети меняются местами.

Кони

Для игры понадобится веревка длиной 6-7 м.
Цель игры «Кони»
Учить детей подпрыгивать на двух ногах продвигаясь вперед
Правила игры «Кони»
Дети изображают коней, строятся на одной стороне площадки вдоль веревки. Воспитатель произносит
Гоп, гоп, гоп, поскакали в галоп — дети начинают подскоки с продвижением вперед
Скачут кони скоро, скоро
Через реки, через горы
Гоп, гоп, гоп
Проскакав на противоположную сторону дети останавливаются, назад возвращаются шагом

Игры для детей 2 младшей группы с основным движением подлезание

Наседка и цыплята

Для игры понадобится 2 стойки, между которыми на высоте 50 см крепится веревка длиной 7 м., если игра проводится на участке, можно натянуть веревку между деревьями.
Цель игры «Наседка и цыплята»
Учить детей подлезать под веревку выс. 50 см. не касаясь руками пола
Правила игры «Наседка и цыплята»
Дети- цыплята стоят за веревкой, воспитатель изображая наседку идет искать корм, пройдя по площадке, зовет цыплят «Ко-ко-ко», дети, убрав руки за спину (сложили крылышки) подлезают под веревку, проходят на середину площадки, присаживаются, пальчиками стучат по полу (клюют зернышки). Воспитатель изображая наседку зовет цыплят «Ко-ко-ко», дети тем же способом возвращаются домой

Мыши в кладовой

Для игры понадобится 2 стойки, между которыми на высоте 50 см крепится веревка длиной 7 м., если игра проводится на участке, можно натянуть веревку между деревьями, небольшие игрушки по количеству больше чем детей.
Цель игры «Мыши в кладовой»
Учить детей подлезать под веревку выс. 50 см. не касаясь руками пола
Правила игры «Мыши в кладовой»
На одной стороне площадке ставятся стойки с натянутой веревкой — это кладовая, в кладовой на раст 1,5-2 м от веревки раскладываются игрушки. Дети — мыши садятся на стульчики. Воспитатель изображая кошку располагается недалеко от кладовой. Кошка засыпает, мыши проникают в кладовую (подлезают под веревку), присаживаются возле игрушек, изображают, что они грызуны. Вдруг , кошка просыпается, произносит «Мяу», мышки пугаются, оставляют игрушки и убегают, подлезая под веревку на стульчики.

Кролики

Для игры понадобится ( в зависимости от числа играющих) 2 — 4 стойки к которым крепятся обручи, и столько же шнуров, из которых выкладываются круги.
Цель игры «Кролики»
Учить детей подлезать в обруч, прыгать на двух ногах, ориентироваться в пространстве
Правила игры «Кролики»
Дети — кролики располагаются в кругах (клетках) по 4-5 человек, перед кругами стоят стойки с обручами (вход в клетку). Воспитатель изображает хозяйку кроликов, по очереди подходит к каждой клетке, «открывает» клетку, предлагая кроликам пощипать травку, Кролики по очереди покидают клетки, прыгают по площадке, приседают «щиплют травку», Хозяйка зовет кроликов домой, кролики, по очереди подлезая в обручи, возвращаются в свои клетки.

Игры для детей 2 младшей группы с основным движением метание, катание

Кто бросит дальше мешочек

Для игры понадобятся набивные мешочки по количеству детей, длинный шнур, и 5 разноцветных флажков на стойках
Цель игры «Кто бросит дальше мешочек»
Учить детей метанию вдаль
Правила игры «Кто бросит дальше мешочек»
Дети встают вдоль шнура по очереди одновременно 4-5 человек. Флажки расставляются по направлению броска на расстоянии 50 см. один от другого. Игроки одновременно бросают мешочки, по флажкам определяют, кто бросил дальше, выходят следующие игроки.

Сбей кеглю

Для игры понадобятся большие кегли и шары из расчета 3 кегли и 1 шар на одного ребенка
Цель игры «Сбей кеглю»
Учить детей прокатывать шар в прямом направлении к цели
Правила игры «Сбей кеглю»
На одной стороне площадки выкладывается веревка, на расстоянии 1,5 м. от нее ставятся в ряд кегли расстояние между ними 15 см. Дети могут выполнить упражнение по одному, или на расстоянии 1,5 м. друг от друга могут встать другие игроки. Дети прокатывают шары, стараясь сбить кегли.

Попади в круг

Для игры понадобится большой обруч, или на земле чертится большой круг.
Цель игры «Попади в круг»
Учить детей метанию в горизонтальную цель
Правила игры «Попади в круг»
В середине площадки кладут большой обруч, на расстоянии 1,5 м от него по кругу встают дети, по сигналу воспитателя «Попади в круг», дети прицеливаются и бросают набивной мешочек , стараясь попасть в круг (в обруч)

Докати мяч

Для игры понадобится мяч и несколько игрушек
Цель игры «Докати мяч»
Учить детей прокатывать мяч к цели
Правила игры «Докати мяч»
На площадке расставляются игрушки на расстоянии 50 см. одна от другой по линии прокатывания мяча. Воспитатель предлагает «Прокати мяч зайчику» или мишке, или лисичке и т.д по удалению. Играть можно по одному по очереди или свободно поставить несколько детей.

Картотека развивающих игр для детей

старшего дошкольного возраста

Эмоциональное развитие

Составила:

педагог-психолог

Сухенко Т.А.

Цели:

1. Совершенствовать опыт эмоционального реагирования путем подачи различных по интенсивности, продолжительности и новизне сенсорных стимулов, носящих в основном комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т. д.;

2. Стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения.

Слушаем тишину

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям закрыть глаза и послушать звуки окружающего мира.

Вы тихонечко постойте,

Не кричите и не пойте.

Вы послушайте скорей

Шум природы и людей,

А потом скажите мне,

Что там слышно, в тишине?

Педагог просит детей по очереди называть смешные или немного грустные звуки, а также звуки, вызывающие испуг, удивление и т. д.

Цветные мыши

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее раскладывает на полу обручи красного, синего и желтого цвета. Обручи служат норками для мышей. Предлагая детям «превратиться в мышек», педагог повязывает на руку каждому ребенку одну цветную ленточку (красного, синего или желтого цвета), затем читает стихи:

Красные, синие, желтые мыши

Около норок в салки играли.

Странное что-то случилось с мышами:

Желтые мышки вдруг кошками стали.

Дети с желтыми ленточками, «став кошками», ловят мышей. Мыши в свою очередь стараются попасть в свои норки. При повторении игры «кошками» становятся другие подгруппы детей с красными, а затем с синими ленточками.

Рисуем загадки

Для проведения игры детей необходимо разбить на пары: одни «рисуют», проводя пальцем по спине сверстников, несложные предметы (домик, солнце, цветок и т. д.), другие пытаются их отгадать. Затем дети меняются ролями.

Рисовать загадку можно на щеках, ладошках, коленках и т. д. Дети, которым загадывают загадки, могут закрыть глаза.

Дождь и дождик

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в капли дождя. Читая текст, педагог акцентирует внимание детей на том, что дождь может быть очень разным.

Вот появилась тяжелая, черная грозовая туча, и на землю медленно стал капать злой и страшный дождь.

Педагог предлагает детям изобразить грозовой дождь.

Вот ветер принес другую тучу, и пошел частый, моросящий, очень грустный, тоскливый дождь.

Дети изображают «грустный», моросящий дождь.

Однажды, в теплый летний день на землю полил веселый, шумный, озорной дождь! Он барабанил по крышам домов, как бы просил всех выглянуть в окно и порадоваться его приходу!

Дети изображают «веселый» дождик.

В заключение педагог предлагает нарисовать в альбомах разные «настроения» дождя: злой, грустный, веселый.

Вариантами такой игры может служить изображение ветра, снега и т. д.

Чувствительные растения

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в различные растения: березу, иву, дуб, травинку, кустарник, кустик ягод и т. д. Предлагает детям передать движениями то, как реагирует то или иное растение на тихий, нежный ветерок, на сильный, холодный ветер, на ласковое солнышко, на мелкий, моросящий дождь, на сильный ливень, на крупный град, на приход темноты, на теплое, ясное утро, на первые заморозки.

Детям предоставляется полная свобода импровизации.

В гостях у царя зверей

Игра проводится с подгруппой детей. Для игры выбираются «лев» и «звери». Педагог просит детей, исполняющих роли «зверей», подготовить небольшой этюд, образно передающий повадки определенного животного. Затем «звери» подходят к сидящему на стуле «льву».

Звери. Здравствуйте, лев, царь зверей! Нужны вам работники?

Лев. Нужны!

Звери. Выбирайте!..

Дети по очереди изображают различных животных. «Лев» пытается отгадать их. Первое верно угаданное «животное» становится «львом».

Угадай-ка

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям отгадать «живые загадки», а затем тихонько, чтобы не слышали другие дети, дает одному из участников игровое задание. Ребенок выполняет его. Дети пытаются отгадать продемонстрированный им образ. Примерный перечень заданий:

• Изобрази свирепого медведя, бегущего за Машей;

• Изобрази, как лиса уговаривала колобка сесть ей на язычок;

• Покажи, как расстроенный заяц бежал по тропинке в надежде, что кто-нибудь поможет ему выгнать лису из избушки;

• Изобрази, как дул волк на соломенный домик Ниф-Нифа;

• Покажи, как ловит комаров веселый лягушонок;

• Покажи, как кот Леопольд шел на рыбалку.

В дальнейшем при повторении игры задания можно усложнить, например предложить двум детям изобразить фрагмент из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: веселый Буратино убегает от злого Карабаса-Барабаса и т. д.

Живые картинки

Педагог заранее готовит детей к показу «живых картинок»: вместе обдумывают сюжет, позы, жесты, выражение лиц, одежду, украшения, которые будут демонстрировать.

Перед началом игры необходимо установить возвышение типа театральной сцены и прикрепить занавес. Когда дети полностью готовы к показу той или иной «живой картины», педагог открывает занавес. Дети-зрители, рассматривая «картины», пытаются угадать их название.

Маленький народ

Игра проводится с подгруппой детей. Ее содержательную основу составляет стихотворение Д. Хармса. Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания текста разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

Тра-та-та, тра-та-та

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя – вот такой!

Другой дядя – вот такой!

Третий дядя – вот такой!

А четвертый – вот такой!

Одна тетя – вот такая!

А вторая – вот такая!

Третья тетя – вот такая!

А четвертая – вот такая…

Д. Хармс

Маланьины дети

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Дети имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…

Воздушные шары

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «превратиться в воздушные шары». Для этого, подходя к каждому ребенку, он имитирует процесс накачивания шаров, затем «скручивает» из каждого «шарика» различных животных (например, Саша становится лошадкой, Вика – зайцем, Оля – обезьянкой и т. д.). Педагог предлагает детям изобразить «воздушные шарики», летящие по небу, и читает стихи:

Шарики воздушные

По небу летят.

Шарики воздушные

Похожи на зверят.

Разноцветные шары

Очень ярки, посмотри!

Дети стремятся передать движениями особенности формы своего шарика. При повторении игры педагог изменяет форму «шаров».

Передай голосом

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

В мире животных

Педагог делит детей на две команды: одна – «зрители», другая – «животные» разных стран. Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям» понаблюдать за «животными».

Педагог. Уважаемые телезрители! Начинаем передачу «В мире животных». Давайте посмотрим, кто живет в жарких странах.

Перед вами индийский слон. Это крупное животное, питается листьями. В жаркую погоду любит обливать себя водой из хобота. Это доставляет ему массу удовольствия. Он бережно охраняет своих детей, а когда им грозит опасность, приходит в яростное, злобное состояние.

Ребенок из команды «животных» изображает слона: как питается, как обливается водой, как отдыхает в жаркую погоду, как заботится о своих слонятах.

А вот обезьяна – быстрое, ловкое животное. Посмотрите, как она смело прыгает с одного дерева на другое! Большую помощь в этом ей оказывает длинный хвост. Обратите внимание на веселый, озорной нрав обезьяны. Она может рассмешить каждого, посмотрите как! Огорчает обезьяну появление хищников: тигра, пантеры и т. п. Она начинает тревожиться и старается быстро спрятаться.

Другой ребенок изображает повадки обезьяны, способы ее передвижения и т. д.

Таким образом представляются самые различные животные.

Говорящие руки

Педагог обращает внимание детей на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее педагог просит детей с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.

При повторении игры можно предложить одному ребенку руками сообщить какую-нибудь информацию. Остальные дети будут пытаться отгадать, что он хотел сказать.

Сурдопереводчики

Игра проводится по аналогии с предыдущей: одна команда детей – «зрители», другая – «артисты». Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям», которые «ничего не слышат», зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики, послушать сказки, загадки, стихи. «Артисты» передают движениями содержание текста. Для этого лучше использовать несложные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т. д.) или загадки. Вот примеры загадок.

1. Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет двести рос. (Слон.)

2. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака.)

3. Летом ходит без дороги

Среди сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

4. Идет, иглы на себе несет.

Чуть кто подойдет,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног. (Еж.)

5. Они в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели на цветы,

Домой меда принесли. (Пчелы.)

6. Я орешки грызу,

На деревьях живу.

В лесу резвлюсь,

Детей не боюсь! (Белка.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

подготовительная группа

К 1. «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

К 2. «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

К 3. «Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

К 4. «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

К 5. «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

К 6. «Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

К 7. «Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

К 8. «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

К 9. «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

К 10. «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

К 11. «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

К 12. «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

К 13. «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

К 14. «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

К 15. «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

К 16. «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

К 17. «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

К 18. «Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

К 19. «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

К 20. «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

К 21. «Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».

Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

К 22. с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом… (не бывает).

К 23. «Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

К 24 «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

К 25 «Расскажи без слов».

Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

К 26 «Найдите, что опишу».

Цель: развивать умение искать растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

К 27 «Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

К 28 «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

К 29 «Что вокруг нас?».

Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

К 30 «Скажи, что ты слышишь».

Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.

К 31 «Кто же я?».

Цель: указать названное растение.

Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

  • Не пропусти мяч
  • Лес, болото, озеро
  • Цепочка
  • Игра с мячом
  • Пассажиры-билетики
  • Быстро по кругу
  • Попрыгунчики
  • Волки и овцы
  • Три, тринадцать, тридцать
  • Змея
  • «Лежачая» змея
  • Точки нажима
  • Передача по кругу
  • Перемена мест
  • Рейс амебы
  • Нагруженный
  • Мины
  • Удержи шарик на лету
  • Прятки наоборот
  • Горящий лес
  • Салки-монетки
  • Эстафеты
  • Прогрессирующая эстафета
  • Веселые старты

Не пропусти мяч

Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего — ногой выбить мяч из круга. Задача играющих — не выпустить мяч из круга, отбить его в центр водящему. Разнимать руки нельзя. Не разрешается ходить за черту ни водящему, ни стоящим в круге. Если посланный водящим мяч пролетит над руками или головой, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает. Он становится в круг, а его место занимает тот, кто пропустил мяч.

Лес, болото, озеро

Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга на равном расстоянии от первого. В 1-ый становятся играющие, а остальные получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу или рыбу (можно договориться и называть растения). Быстро считает до установленного числа. Все бегут и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного или птицы, потом возвращаются и все сначала. Слово «лягушка» позволяет встать в любой круг. Побеждают те, кто ни разу не ошибся.

Менять круг нельзя. Если прибежавший с опозданием хотя бы одной ногой не ступит в тот круг, он получает штрафное очко. Также и тот, кто не успел добежать до круга.

Цепочка

Определяем размеры территории на которой будет проходить игра. В начале игры ведущий — один человек. Он догоняет разбегающихся участников. Догнав кого-нибудь, он берёт его за руку, и они вместе догоняют следующего, и так далее, пока не образуется цепочка. Если игроков много, можно образовать 2 цепочки. То есть, когда образуется цепочка в четыре человека, они делятся на пары.

Игра с мячом

Участники делятся на 2 команды, им даются опознавательные знаки, чтобы они могли узнавать друг друга. Задача каждой команды — перебросить друг другу мяч 10 раз, не уронив его. Игроки другой команды стараются забрать мяч. Если мяч упал или попал к другой команде, игра и счёт начинаются заново.

Пассажиры-билетики

Группа делится на 2 равные команды, образуя пары. Одна — пассажиры (внутренний круг), а другая — «билетики» (внешний круг). Ведущий стоит в центре, и по его команде начинается движение. Пассажиры поворачиваются направо и бегут по кругу, а «билетики» — налево; все при этом поют песню » Мы едем, едем, едем в далёкие края». Внезапно ведущий кричит: «Контролёр!». «Билетики» останавливаются на месте, а пассажиры стараются встать впереди «билетиков» (ища пару). Ведущий тем временем старается опередить кого-то и занять пустое место. Оставшийся без места становится ведущим.

Быстро по кругу

Сядьте в круг и посадите в центре ведущего с закрытыми глазами. Передавайте какой-нибудь предмет по кругу. Когда ведущий скажет «стоп!», предмет перестают передавать, и человек, который его держит, получает от ведущего любую букву из алфавита, кроме сложных. Когда буква дана, предмет начинает двигаться по кругу, пока ведущий его опять не остановит. Человек, у которого в руках предмет, должен, пока предмет не обойдёт круг, назвать 8 предметов, начинающихся с буквы, которую дал ведущий. Если игрок не справился — он выходит в центр, и игра продолжается.

Попрыгунчики

Возьмите пустую большую картонку для яиц. На донышке каждого углубления напишите числа от 1 до 30. Положите картонку-мишень на пол (на полу не должно быть ковра!). Разбейте игроков на 2 команды. Проведите линию в полутора-двух метрах от мишени и дайте каждой команде 4-5 шариков. Цель — попасть в ячейки и набрать как можно больше очков, но шарик должен один раз удариться об пол, прежде чем попасть в мишень.

Волки и овцы

Из группы (36 человек) выбирается 9 овец и 3 волка. Остальные становятся в круг, взявшись за руки — это ограда. Овцы стоят внутри круга, а волки снаружи. Ведущий разбрасывает листочки с зелёной бумагой (вместо травы) за пределами круга. Суть игры в том, что овцы должны собрать всю траву за пределами круга и принести её в круг. Волки ловят овец, вышедших из круга. Ограда пропускает овец и препятствует волкам. Овца, которую осалил волк, выходит из игры. Можно менять волков и овец. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана вся трава или пойманы все овцы.

Три, тринадцать, тридцать

Игроки образуют круг, встав друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину его становится водящий. Если он говорит: «Три» — все игроки должны поднять руки в сторону, при слове «тринадцать!» — поднять их вверх, при слове » тридцать!» — положить их на пояс (можно придумать другие движения). Водящий быстро называет любое из 3-х указанных выше чисел. Допустивший ошибку отходит на шаг назад, но продолжает играть. Выигрывает тот, кто до конца остаётся на своём месте. Водящий может растягивать слова: «Три-и-и-и…».

Змея

Разделитесь на две команды (не менее 20 человек в каждой). Команды выстраиваются в ряд. Перед ними на небольшом расстоянии ставится какой-нибудь предмет. По сигналу первый игрок из каждой команды бежит к этому предмету, обегает его, возвращается к своей команде, берёт за руку другого игрока и бежит с ним. Когда они возвращаются к команде, то берут двоих игроков, потом четырёх, затем восемь… Цепочка не должна размыкаться!

«Лежачая» змея

(Лучше, чтобы ведущий стоял у начала «змеи», так безопаснее). Соберите большие команды и поставьте их на старт. Задача — образовать «змею», которая протянется по всей комнате (спортивному залу, полю), и опять вернётся обратно. По команде ведущего первый игрок из каждой команды ложится лицом вниз и вытянув руки в сторону старта. Как только первый игрок лёг, подбегает второй, берётся за ступни первого и ложится таким же образом. Когда вся команда легла, составив часть «змеи», первый игрок встаёт, добегает до хвоста змеи и всё начинается сначала. Игра продолжается до тех пор, пока вся команда не вернётся на старт.

Точки нажима

Используя разметочный скотч, сделайте 2 параллельных линии на полу, на расстоянии 2 шагов. Это нейтральная зона. Команды стоят на линии, лицом друг к другу. Одна команда «приглашает» другую на нейтральную зону, таща за руки. Тот, кого вытянут, становится членом другой команды. Команды могут пробовать что угодно, чтобы заманить в нейтральную зону. Единственное условие — они не должны отходить назад от своей линии.

Передача по кругу

Команды выбирают капитана и становятся в затылок друг другу, образуя два круга. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу ведущего каждый капитан поднимает мяч над головой, передаёт его стоящему сзади, и мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда, обойдя круг, мяч возвращается к капитану, он его передаёт впереди стоящим (т.е. в обратном направлении). Затем все по знаку капитана поворачиваются лицом к центру и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, тот поднимает его над головой.

Перемена мест

Две команды по 8-10 человек становятся шеренгами вдоль линии лицом друг к другу, на расстоянии 10-12 м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу ведущего они бегут навстречу друг другу, стараясь как можно быстрее оказаться за противоположной линией, развернуться и встать в шеренгу. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. Повторяя игру, можно менять способы передвижения: прыжками, на одной ноге, со скакалкой.

Рейс амебы

Эта игра требует серьезной работы в команде. Разделите группу на 2 команды. Игроки каждой команды плотно становятся друг к другу. Обвяжите каждую команду веревкой. Установите дистанцию в 15 метров, или дайте задание пробежаться вокруг коробки, перебраться через препятствия и вернуться. Все начинают бег по сигналу ведущего, при этом они могут сталкиваться, а коробка падать. Чтобы не было травм, участники должны снять обувь.

Нагруженный

Разделите группу на 2 команды, не более 12 человек. Приготовьте и поставьте в одном конце комнаты два стола с предметами так, чтобы на каждого члена команды приходилось хотя бы по одному предмету. Команды выстраиваются в шеренги на другом конце комнаты. По сигналу ведущего один игрок от каждой команды бежит к «своему» столу и выбирает наугад любой предмет. Затем он бежит назад и передаёт взятый предмет другому игроку. Тот бежит к столу, тоже выбирает предмет, возвращается и передаёт его следующему и так далее, до тех пор, пока одна из команд не очистит свой стол от предметов и не перенесёт их в свой угол. Если что-то упало, нужно остановиться и поднять.

Мины

С завязанными глазами нужно дойти до назначенного места, не задев расставленных предметов (обувь, часы, посуда и др.). Примечание: если хотите развеселить участников, на второй или третий раз, когда все уже видели, что это за предметы, попросите кого-нибудь снять часы и положите их на поле. Затем завяжите участникам глаза и замените часы… яичной скорлупой, положив её так, чтобы с большей вероятностью на неё наступили. Сложно передать чувства человека, знающего, что на игровом поле есть часы, и слышащего хруст под собственной ногой…

Удержи шарик на лету

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Задача — не дать опуститься воздушному шарику на пол, подталкивая его всеми частями тела. После того, как шар упадёт один раз, его нельзя подталкивать ногами, и так до тех пор, пока нельзя будет подталкивать ничем. Можно усложнить так: рассчитаться на первый-второй, первые подталкивают, а вторые их удерживают. Или по-другому: одни держат свой шарик, другие — другой, при этом нужно свой удержать в воздухе и помешать другим делать то же самое.

Прятки наоборот

Один участник прячется, все остальные ищут его. Тот, кто находит спрятавшегося, прячется вместе с ним, и так до тех пор, пока не останется один ищущий.

Горящий лес

Задача — перебежать с одного края поля (по которому проведена черта) на другой. В центре поля есть 3-4 водящих, которые салят тех, кто бежит. Осаленные останавливаются там, где их осалили, расставляют руки по сторонам, изображая горящее дерево (сходить с места нельзя). Остальные продолжают бегать туда и обратно. Их задача усложняется тем, что нельзя касаться «горящих деревьев». Тот, кто коснулся, останавливается и «горит». Игра может продолжаться, пока не останется 2-3 «несгоревших» участника. Они и будут победителями.

Салки-монетки

Две команды, выстроенные в шеренгу, становятся друг против друга, на расстоянии двух метров. Одна из них «орлы», другая — «решки». Ведущий подбрасывает монету и выкрикивает, что выпало. Если орёл, «орлы» бегут за «решками», и наоборот (обычно получается путаница). Та команда, что гонится, должна осалить как можно больше людей из другой команды, и тогда осаленные переходят в их команду. Салить можно, пока игрок не добежал до заранее обозначенной границы. Игра продолжается до тех пор, пока все не станут членами одной команды, но это происходит редко, поэтому играйте, пока не выдохнетесь.

Эстафеты

  • С надувным шариком. Участников разделить на две команды. Каждой дать по палочке и надувному шарику. Задача каждого игрока — добежать до места передачи эстафеты и не давать палочкой шарику упасть на землю.
  • С ватой. Для этой эстафеты готовятся специальные трубочки, загнутые с одного конца. Надо как можно скорее дойти до места передачи эстафеты, не уронив вату. Для этого нужно постоянно» втягивать воздух через трубочку, на конце которой находится кусочек ваты.
  • С мячом. Задача для игрока — прыгая с мячом между ногами достичь места передачи эстафеты.
  • Взявши ноги другого… в руки.
  • Крабом (ползком).
  • Кидать камешки в стакан.
  • Прыжки в мешке.
  • Бег с препятствиями (вся команда держится за кусок туалетной бумаги, которую нельзя разрывать).
  • Выпить всю воду в бутылке через трубочку, подбегая по очереди .
  • Передать спичечный коробок носом .
  • Мыльная эстафета (намыливая руки, выстрелить как можно дальше мылом).
  • Кто дольше булькнет (набрать немного воды в рот и по сигналу ведущего… полоскать горло).
  • В руке ложка, в ложке — картошка (можно использовать 2 палочки вместо ложки).
  • И для осанки польза (мешочек с опилками держать на голове).
  • Гонка на одеяле (один сидит, двое везут).
  • С надувным шаром (два игрока бегут от старта к финишу, держа воздушный шарик лбами).
  • Оседлай коня (один опускается на четвереньки, другой садится ему на спину. Конь везёт наездника к финишу, а наездник держит в руке ракетку, на ней лежит волан для бадминтона).
  • Змея (один ложится лицом вниз, все остальные пробегают над ним, оставляя его между ног, возвращаются, второй ложится головой к ногам первого, все пробегают таким же образом — до тех пор, пока не улягутся все).

Прогрессирующая эстафета

Для нескольких команд из 6-8 человек поставьте стулья в разных концах комнаты, зала и т.п. На каждый стул стопкой положите карточки с заданиями по количеству игроков в команде. По сигналу ведущего первый игрок из каждой команды бежит к стулу, берёт карточку, читает и выполняет задание. Потом быстро возвращается к команде, берёт за руку второго игрока, они вместе бегут к стулу, берут другую карточку, читают и выполняют задание, и т.д.

Примерные задания:

  • спойте «В лесу родилась ёлочка»;
  • подпрыгните 5 раз;
  • снимите, а затем наденьте обувь.

Веселые старты

Примечание: по этому принципу можно соединять любые игры из рода эстафет, разделив отряды на команды; можно объединить эстафеты тематически, придумав название, ведущих, героев игры.

1. Один человек из группы должен попрыгать на одной ноге.
2. Кинуть тарелку от стартовой черты так, чтобы она попала в какую-нибудь цель. Если тарелка в цель не попадает, то вновь кидать нужно с того места, где она упала. После попадания в цель тарелку относят в коробку. Требуется одно попадание от группы.
3. Для вожатых: попасть в мишень из лука (на стрельбище). Для девушек-вожатых — попасть в мишень большего размера; для юношей — в мишень меньшего размера.
4. Попасть 3 раза в баскетбольную корзину с отмеченной линии (участвует один или несколько человек).
5. Возле столовой один человек должен достать ртом яблоко из тазика с водой.
6. Один человек из группы должен пропрыгать, не сбиваясь, 10 раз на скакалке без остановки.
7. Цветы. Команды ложкой наполняют вазу водой, а последний участник ставит цветок.
8. Кустарники. Передать веточку с завязанными глазами. (Все встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга )
9. Ежик с яблоком. По очереди, передвигаясь на четвереньках, ребята должны перенести на спине по одному яблоку. Кто быстрее наполнит лукошко?
10. Виноград. Гроздь винограда из земли Ханаанской. Кто быстрее и больше надует шариков и сделает гроздь винограда (по 20 шариков на отряд).
11. Виноградари. Быстро перенести эту гроздь вдвоем и не лопнуть. На определенное расстояние.

Победит группа, которая раньше всех выполнит задания и прибежит к флагштоку.

Юлия Бутолина
Игра с правилами. Педагогическое сопровождение игр с правилами

1. Игры с готовым содержанием и правилами, значение, виды.

У каждого метода имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми.

Русские народные игры были впервые собраны и обработаны Е. А. Покровским. Богатство содержания, разнообразие форм, простота, занимательность, юмор — характерные их черты.

Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами.

Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В одних играх осуществляется музыкальное развитие (музыкальный слух, чувство ритма); другие специально предназначены для развития движений, третьи разработаны педагогами для упражнений детей в правильном звукопроизношении, счете и т. д. В некоторых играх закрепляются знания детей об окружающих предметах и явлениях. Есть такие игры, в которых у детей развивается сенсорные способности, а также сообразительность, смекалка, внимание. Таким образом, по своему содержанию игры с готовыми правилами охватывают самые разнообразные стороны жизни и развития ребенка.

В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

Для всех игр с готовым содержанием и правиламихарактерны следующие особенности:

Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры;

Действия и отношения играющих регулируются правилами;

Наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру;

Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.

2. Организация педагогического сопровождения подвижных игр детей раннего и дошкольного возраста.

«Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников”

У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководить игрой”. Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – «руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Подбор и планирование игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, места проведений, интересов детей.

Предварительная работа:

— чтение художественных произведений, беседы.

— организация наблюдения за природой, деятельностью людей различных профессий (водители, дворники и др.);

— подготовка атрибутов игры (вместе с детьми или в их присутствии).

Организация игры:

В зависимости от сюжета проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой. Знакомство с новой игрой – педагог четко, лаконично, в течение 1,5 – 2 минут объясняет детям правила игры, формирует у детей представления об игровых образах.

Объяснение несюжетной игры – в этом случае педагог рассказывает последовательность игровых действий, правил и сигналов, указание местоположения играющих и игровых атрибутов

Объяснение игр с элементами соревнования –педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования («Кто быстрее добежит до стула», делит детей на команды, в конце оценивает результат.

Распределение ролей – водящего можно назначить с помощью считалки или выбрать желающего (в младшей группе – водящий – воспитатель);

Оценивание игры – педагог должен отметить положительные качества детей, назвать тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем проанализировать причины нарушения правил.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т. е. иметь свою игровую позицию.

Подвижные игры.

Подвижная игра- это сознательная, активная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

По определению П. Ф. Лесгафта (основателя российской системы физического воспитания) подвижные игрыявляется упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры– неизменное средство физического воспитания; пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств, как условие развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

По П. Ф. Лестгафту – систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело.

Подвижные игры классифицируются по возрасту,

по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,

по видам движений (игры с бегом, метание и др. ,

по содержанию: подвижные игры с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, мишку, воробушка и др.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.Типы игр: перебежки, ловишки; игры с элементами соревнований, игры-эстафеты, игры с предметами. Для детей раннего возраста используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)

Спортивные игры с (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц,развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.

3. Организация педагогического сопровождения дидактических игр детей раннего и дошкольного возраста.

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. В игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, предложенный Е. Е. Кравцовой. Он заключается в том, что воспитатель должен «мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. «Внезапно кричу: «Ой – ой, я забыла деньги на проезд!” Нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились,снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке. ”

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом. В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими. Задачи всестороннего развития ребёнка будут решаться полноценно только при условии правильного обучения речи.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры. Младшие дошкольники осознают игровой результат. Старшие начинают вспоминать результат,связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры — сюжет и роль необязательны и могут отсутствовать.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Различие сюжетно-ролевой и дидактической игр нужно искать в содержании той сферы действительности, которую они отражают, и в соотношении их компонентов

Дидактические игры.

Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Виды дидактических игр:

— сюжетно-дидактические («магазин»)

— игры с предметами («чудесный мешочек»)

— настольно-печатные («лото», «домино»)

— словесные («кем быть?», «времена года», «профессии».)

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в учебных целях, они остаются играми. Детей в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, дети незаметно для себя решают дидактическую задачу.

Структура дидактической игры:

1. Обучающая задача – определяет игровые действия, правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;

2. Игровая задача

3. Игровые действия

Отбирая игры, педагог исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности Педагогу нужно тщательно подготовиться к проведению игры, продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия. Наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей необходимо обратить внимание во время игры. Если ребенок в игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить.

В проведении дидактических игр с детьми младшего возраста нужна активность, инициативность педагога в обучении детей приемам игровых действий, показам.

У детей среднего возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь педагог принимает самое активное участие в игре, он является и учителем, и участником игры, учит детей и играет с ними. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить знания и умения, полученные на занятиях.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и развитым мышлением, что легко воспринимают словесное объяснение игры. Могут легко организовать игру самостоятельно, педагог как консультант. В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (труд людей, техника в городе и в деревне).

У детей подготовительной группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Педагог создает развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр. Игра в этом возрасте помогает детям развивать умение самостоятельно организоваться, подчиняться правилам, согласовывать свои желания с желаниями других, высказывать оценочные суждения, чувство самоконтроля. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью, мышлением. У них появляется интерес к играм, в которых есть элементы соревнования, выигрыш.

Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от педагога, от того, как он сумеет подобрать игры, усложнить дидактическую задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.

Подвижные игры

П/и «Самолеты»

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Материал:

Инструкция: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

П/и «Кот на крыше»

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Материал: маска кота.

Инструкция: Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем,говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

П/и «Кто скорее соберет?»

Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Материал: 2 корзины, набор муляжей «Овощи» и «Фруктов»

Ход игры:Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

П/и «Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Материал: маска кошки.

Инструкции: В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

П/и «Удочка»

Цель: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Материал: веревочка с мешочком на конце веревки.

Инструкция: Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.

П/и «Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Материал: маска совы

Инструкция: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова».Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

П/и Мы веселые ребята

Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Материал:

Инструкция: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

П/и Ловишки с ленточками

Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.

Материал: Ленточка

Ход игры: дети стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки.

Игру можно проводить с усложнением:

— в кругу стоят двое ловишек.

— ловишки нет, мальчики собирают ленточки у девочек, а девочки у мальчиков.

П/и «Четыре стихии»

Цель: развивать внимание, память, ловкость.

Материал: мяч

Инструкция:

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом какое либо из слов стихии (например — воздух). Тот кто поймал мяч должен назвать обитателя воздуха. Если названа земля – животное, если вода – рыбы. При слове огонь все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая рукам.

П/и «Прятки» (ориентироваться в пространстве)

Цель: Научить детей играть по правилам игры:

1. Прятаться только на участке (в группе)

2. Водящему не разрешается подсматривать

3. Водящий идёт искать только после определённых слов.

Материал: предметы за которые можно спрятаться.

Инструкция: Воспитатель выбирает водящего по считалочке.Водящий закрывает глаза и говорит вслух слова: «1, 2, 3, 4, 5, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Пока он произносит слова, все остальные прячутся на отведённой им площадке (группе) .

Дидактические игры.

Д/и «Слушай хлопки».

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал:

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

Д/и «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Материал: мяч

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу,отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья.Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Д/и «Испорченный телефон».

Цель: развитие слухового внимания.

Материал:

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока.Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего. Давайте поиграем».

Д/и «Назови лишнее слово»

Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.

Материал:

Инструкция: Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

— «Лишнее»слово среди имен существительных:

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето.

— «Лишнее»слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

— «Лишнее»слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

Д/и – упражнение «Опиши соседа»

Цель. Учить внимательно, рассматривать человека, давать словесный портрет.

Материал: картина или предметы для запоминания.

Инструкция: Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

Д/и «Привет»

Цель: развивать коммуникативные качества личности.

Материал:

Инструкция: Начните, пожалуйста, ходить по комнате.Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием,например: «Как хорошо, что ты здесь!»)А можно говорить:! Привет! Меня зовут Иван. А тебя как зовут?» А когда уже кого-то знает, как зовут,то можно просто подтверждать это: «Меня зовут Иван, а тебя — Ирина!И ответ: «Да, меня зовут Ирина, а тебя — Иван»!

Д/и «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Материал: Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Инструкция: Дети сидят на стульях.Взрослый говорит: «Дети, посмотрите,какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Д/и «Громко — тихо»

Цель.Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Материал: машина большая и маленькая

Инструкция:Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина,она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?»Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?»Дети тихо произносят: «би-би». Педагогубирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Д/и «Встань на место»

Цель:упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Материал:

Инструкция: педагог по очереди вызывает детей, указывает,где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

Литература

1. Миленко В. «Знакомство с понятием дидактическая игра».// Дошкольное образование» //2006 №11.

2. Урунтаева Г. А «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте».

//Дошкольная психология / М. 1999

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *