Консультация для родителей «Подготовка ребенка к школе»

г. Богородицк, Тульская область,
учитель-логопед Деревягина Елена Сергеевна
оригинал стать скачать

Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.

Не перекладывайте свои обязанности на воспитательницу или учительницу первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование!
Рассмотрим подробнее, какие ошибки возникают у неподготовленных к школе детей на письме:
1) пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок — цыпенок);
2) перестановки букв (свет — всет);
3) замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.)
4) слитное написание слов (всаду, наземле…)

Да и почерк…Как курица лапой написала!
Всё это – не вина учительницы, а неумение родителей подготовить своего ребенка к школе. Чем же это объяснить и как помочь родителям предупредить трудности в овладении ребенком грамотой?

Трудности в овладении структурой слова заключаются в том, что ребенок до пяти-шести лет слышит и воспринимает слово как единый звуковой комплекс, которым малыш овладевает в процессе слухоречевой имитационной памяти при восприятии бытовой, ситуативной речи.

Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он — левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Во-вторых, , учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.

3. Следующий необходимый навык -штриховка.Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода,транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже лото,например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 — 5 лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

7. Полезно проводить с ребенком веселую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: «Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?» Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.

8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый, мягкий звук»… Он учится читать. Можно сшить или купить ему «кассу» букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.

9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: «Кто? Что делает?», слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.

10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: «Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок», либо сделайте вид, что не заметили его.

11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг), знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам «прибавить» , «отнять», «получится», решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых предметах.

12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов. Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей сказки.

13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.

14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.

15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.

16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

Помните,вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!
При подготовке консультации использовались материалы следующих авторов:
Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001.
Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб., 1995.
Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

  • Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
  • Задания, игры и упражнения для подготовки к 1 классу в домашних условиях.
  • Занятия логикой и математикой для дошкольников и младших школьников.

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

3. Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

На страницах нашего сайта мы познакомили вас со всевозможными играми, направленными на развитие отдельных психических функций или свойств личности ребенка: развитие воображения, развитие внимания, игры на развитие мышления и развивающие игры для детей. Они необходимы для обучения, развивают такую способность, как обучаемость.

Обучаемость — это универсальная способность человека, обеспечивающая эффективное усвоение знаний, умений и навыков. Она развивается в ходе специальной деятельности, позволяющей ребенку проявлять собственную высокую активность при получении знаний, их использовании, осуществлении новой для ребенка учебной деятельности.

Такая деятельность имеет две принципиально разные формы. Первая — это игра, построенная на учебном и даже научном материале. В ходе такой игры ребенок усваивает новые знания и приобретает навыки и умения по определенному учебному предмету. Вторая— это урок, проводимый в необычной, нетрадиционной форме. Такой урок, содержащий классические учебные упражнения и задания, вместе с тем воспринимается ребенком как игра. Дети не устают на таких уроках, но учебный материал осваивают более прочно и глубоко.

Познакомимся подробнее с различными формами активизации учебной деятельности детей.

☺ Игра «Я знаю…»

Игра направлена на развитие и актуализацию речевого запаса. В этой игре участники в ритме отскакивающего мяча должны проговаривать пять слов на соответствующую тему. Классический вариант игры знаком еще нашим бабушкам. Ребенок берет мяч и, ритмично отбивая его от земли, говорит: «Я знаю пять названий цветов (или мебели, или посуды, или животных и т.п.): роза, мимо­за, гвоздика, тюльпан, ромашка». Затем мяч переходит к следующему игроку, и он, отбивая мяч, перечисляет свои пять названий цветов и т.д. Игрок не должен повторять те слова, которые уже были произнесены другими, иначе он выбывает из игры. В случае потери мяча или «опоздания» в произнесении слова в ритме удара мяча игрок также выбывает из игры. Игра ведется до тех пор, пока не останется один участник, не выбывший из игры. Он победитель. Число участников игры не ограничено.

Для учебных целей используется усовершенствованный вариант игры. Все дети делятся на две команды, выбирается ведущий. Жребием определяется команда, которая начинает игру. Ведущий передает мяч первой команде и объявляет тему игры, например «Школа». В дальнейшем ведущий следит за временем игры и соблюдением игровых правил.

Первый участник первой команды начинает: «Я знаю пять уроков: русский, математика, чтение, труд, физкультура». Мяч переходит ко второму участнику пер­вой команды, и он продолжает: «Я знаю пять предметов школьной мебели: парта, стул, доска, шкаф, стол» и передает мяч третьему участнику. И так далее: «Я знаю пять предметов в портфеле…»; «Я знаю пять имен одноклассников…»; «Я знаю пять кабинетов…»; «Я знаю пять учителей…» и т. п. Если кто-то теряет мяч, не произносит или не успевает произнести слово, то этот участник выбывает из игры, а мяч переходит другой команде. Игра проводится в течение двадцати минут. Какая команда больше времени «удержит» у себя мяч и потеряет меньше участников, та и выиграла.

Игру «Я знаю…» можно проводить в индивидуальном зачете. В этом случае дети по очереди берут мяч, называют слова и передают мяч следующему игроку. Игра ведется до тех пор, пока не останется один победитель.

В учебных целях можно использовать темы:

«Математика». «Я знаю: пять цифр, чисел, знаков, терминов, дробей и т. п.»;

«Природоведение». «Я знаю: пять дней, животных, растений, рек, городов, деревьев, овощей, машин и т.п.».

Чтобы определить, что должен знать ученик, можно обратиться к учебнику, программе и определить конкретные направления перечисленных понятий.

Игра «Я знаю…» может проводиться как в школе, так и в детском саду. Она динамична, нравится детям, обогащает их словарный запас, тренирует навык активного использования имеющихся слов, а также систематизации учебных и научных понятий.

☺ Игра «Словечко — солнышко»

Игры «в слова» являются основными учебными играми в начале обучения ребенка. Обогащение словарного запаса, освоение структурных языковых форм, стилистики — важнейшие факторы дальнейшего успеха в учении.

Для этой игры на доске или на планшете рисуют солнышко. В центре солнышка пишут какое-либо существительное. Дети делятся на две команды. Каждая команда получает «свое солнышко» с существительным.

Задача игроков — по очереди выходя к доске, писать на каждом луче солнышка прилагательное, сочета­ющееся с существительным в центре. Например, цветок красивый, желтый, ароматный, полевой, прекрасный, целебный и т.д. Какая команда заполнит больше лучиков за десять (или пять) минут, та и выиграла.

☺ Игра «Паучок»

Эта игра аналогична предыдущей. Детям предлагается нарисовать «ножки у паучка». Тело «паучка» — корень слова, а ножки позволяют образовать однокоренные слова.

Дети делятся на команды, каждой дается задание (корень слова). Какая команда нарисует больше ножек у «паучка» за пять минут, та и выиграла. В качестве «тела» паучка необязательно выбирать корень слова. Можно взять любую часть слова или речи и дать соответствующее задание («Как можно больше слов с таким суффиксом», «Как можно больше родственных сказуемых»).

☺ Игра «Архимед»

Эта игра, основанная на активной работе фантазии и мышления, является прекрасным средством стимулирования интереса к учебе. Ее можно использовать в игре детей начиная с 9 —10-летнего возраста.

— Как известно, Архимед воскликнул «Эврика!», когда ему в голову пришло гениальное решение сложной задачи, казалось, нерешаемой.

Вы предложите своим детям стать «Архимедами» и решить нерешаемые задачи. Ниже предлагается ряд проблем. Попросите ребенка дать как можно больше решений этих проблем. После того, как он «решит» одну проблему, предложите ему поискать еще решение, и так до тех пор, пока он не «иссякнет». Те проблемы, которые он не хочет решать, пусть не решает. Проблемы, по которым получено наибольшее число решений, указывают на сформированную у ребенка сферу интересов.

Проблемы для решения.

1. Как развести сад на Луне?

2. Как распознать инопланетянина?

3. Как построить машину для расчесывания собак?

4. Как из мухи сделать слона?

5. Как без космического корабля слетать на Марс?

6. Как сосчитать все звезды?

7. Как сделать машину для воспитания детей?

8. Как сделать машину для приготовления уроков?

9. Как сделать машину для перемещения во времени?

10. Как оживить куклу?

11. Как научиться читать мысли другого человека?

12. Как выучить язык зверей?

13. Как разогнать тучи?

14. Как написать слово не используя карандаш или ручку?

15. Как вырастить возле дома тропический сад (или одно растение, например, пальму)?

Данная игра ориентирует в интересах по объекту и углубляет понимание многозначности последнего.

☺ Игра «Шерлок Холмс»

Эта игра, с помощью которой дети лучше усваивают алфавит, активно формируют навык чтения. Шерлок Холмс расследует преступление о пропаже алмаза. Ему в руки попало письмо, в котором преступник сообщает своему сообщнику, где он спрятал алмаз. Но письмо зашифровано. На листе изображена таблица с буквами, каждая буква помечена цифрой. Первая буква письма — цифрой «1»; вторая — цифрой «2»; третья — цифрой «3», и так далее. Необходимо как можно быстрее расшифровать письмо и найти алмаз. Кто быстрее справится, тот и выиграл.

Ответ: «Алмаз спрятан в камине».

Эту игру можно проводить на уроке, в конкурсах, в КВН, в интеллектуальных эстафетах. Подготовить ее очень просто. Буквы любой фразы разместить по клеточкам таблицы и пронумеровать по порядку их места во фразе. Таким образом можно «зашифровать» не только задание для Шерлока Холмса, но и любое из­речение, строку из стихотворения, пословицу. В любом случае у детей тренируется оперативный навык чтения.

☺ Игра «Буквоед»

Участникам игры необходимо как можно быстрее добраться к волшебнику Грамотею. «Да вот беда, буквенные колеса от вашего алфавитного автомобиля сломались. Страшный зверь Буквоед пришел и съел несколько букв, и теперь колеса не вращаются. Нужно за две минуты «починить» колеса. Кто справится, тот и попадет к Грамотею».

Побеждают те дети, которые успели за две минуты дописать все необходимые буквы. По желанию и необходимости можно составить множество таких «колес». Данную игру можно использовать в других играх или КВН.

☺ Игра «Выложим карты на стол»

В этой игре, предложенной итальянским педагогом Ф. Пассаторе, происходит формирование речевых навыков. Суть игры состоит в том, чтобы составить иллюстрированный рассказ. Игра проводится в группе детей. Надо приготовить специальные «карты»: на пятьдесят одинаковых картонных карточек наклеить разнообразные вырезки из старых журналов и газет. Эту работу дети выполняют на подготовительном этапе игры (например, на уроке труда).

Когда «карты» готовы, можно приступать к игре. Участники игры садятся вокруг стола, разыгрывают право первого хода. Карты тасуют и выкладывают на середину стола «рубашкой» вверх. Первый игрок снимает верхнюю карту и интерпретирует рисунок, начиная со слова «Однажды…». Остальные внимательно слушают, готовясь продолжить эту интерпретацию. Сосед снимает следующую карту, выкладывает ее рядом с первой и описывает, но так, чтобы его описание было связано с предыдущим. Затем следующий участник открывает третью карту и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не «обойдет» всех участников. В результате в ходе коллективного творчества получается иллюстрированное описание, которое дети могут пересказать. Так как комбинация тасуемых карт каждый раз бывает новая, эту игру с данным комплектом карт можно проводить многократно.

☺ Игра «лучший счетчик»

Дети делятся на две (можно на три) команды. Ведущий задает всем вопрос: «Сколько в комнате окон?» Кто первым ответил, тот получает балл. Если первый ответ неправильный, то игрок из команды выбывает. Вопросы идут по нарастающей сложности счета. Если кто-то из членов команды не участвует в работе (не дал ни одного ответа за игру), команда штрафуется на три балла.

Рекомендуем посмотреть:

Обучающие игры для младших школьников

Игры для развития внимания детей

Развивающие игры для детей. Игры на развитие мышления

Развивающие игры для детей от 5 до 8 лет

Обучающие игры для детей от 5 до 10 лет. Формирование навыков личностного поведения в ролевых играх

Транскрипт

1 ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

2 Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях Основной вид деятельности дошкольника игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе. Дидактические игры для подготовки ребенка к школе В какие игры можно играть дома с ребёнком Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов). Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания. Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате. Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры. Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики. Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать. Игры на развитие мелкой моторики Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон. Для развития мелкой моторики также выполняйте с ребёнком как можно чаще следующие упражнения: штриховать карандашом в различных направлениях;

3 рисовать красками, карандашами; лепить из пластилина, глины; вырезать из бумаги; делать аппликации; рвать бумагу руками; складывать бумагу; складывать мозаику; собирать из конструктора; завязывать шнурки; вязать верёвочные узлы; пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы); вязать, вышивать. Игры на развитие памяти ребёнка Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом. Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5 15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

4 «Запоминайка» В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. Для развития памяти также нужно: пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку; рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал); пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал); смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его. Игры на развитие внимания ребенка Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он в комнате. Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.). Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать. Задания для ребёнка: 1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

5 * * * Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Испугалася коза, Растопырила глаза: «Что такое? Почему? Ничего я не пойму». К. Чуковский Когда вы закончите читать стихотворение, уберите картинку и задайте ребёнку следующие вопросы: 1. Кто был на горке? 2. Кто был под горкой? 3. Что делала девочка в песочнице? 4. Кто качался на качелях? 5. Какое время года на картинке? 6. Какие предметы перечислены в стихотворении? 7. Кто испугался и растопырил глаза? Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание. 2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

6 После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1). 1. Кто изображён на картинке? 2. Какое время суток на картинке? 3. Из чего сделан парус? 4. Кто главный герой сказки (и т. п.)? 3. Рисунок на спине. Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей. 4. Волшебное слово. Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: «Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. Пожалуйста, подними руки вверх»! Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот. Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми. 5. Треугольники. Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, ответить — пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания. 6. Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы — часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и т.д. Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания. Игры на развитие мышления ребенка «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3 4 букв: нож, лес, стул. «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает. «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д. Для развития мышления также нужно: разгадывать ребусы; составлять ребусы;

7 рисовать комиксы; составлять из предложенных слов предложения; составлять из геометрических фигур картинки. Задания для ребёнка 1. Отгадай ребусы. 2. Нарисуй продолжение комикса. 3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

8 4. Предложите ребенку игру — найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать — писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д. 5. Нелепицы Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц. Игры на развитие пространственных представлений у ребенка 1. «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка. 2. «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет. Для развития пространственных представлений также нужно: срисовывать буквы, цифры, картинки;

9 рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты; играть в игру «Морской бой». Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка 1. «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. д.). 2. «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему. Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

10 Для развития эмоциональной сферы также нужно: при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение; чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.). Игры на развитие воображения ребенка Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели. Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи. Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я поварёшка, живу на кухне» и т. д.). Для развития воображения также нужно: соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина); мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина); придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.). Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен. Для развития мотивации учения в школе почаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого. Начало школьной жизни большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. Ни в коем случае взрослые не пугайте ребенкадошкольника школой, учебой. Игры на развитие мотивационной готовности 1. «Загадки на школьную тему». В случае, если ребенок затрудняется с ответом, необходимо вместе с ним вспомнить, какие предметы нужны для школы, стараясь, чтобы большинство предметов ребенок назвал сам. Если же ребенку непонятна сама суть загадки, то следует вместе с ним разобрать ее построчно. 2. «Продолжи предложение». Предложите ребенку ответить на вопросы: как обращаются к учительнице? Что такое урок? Как узнают, что начинается урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Что такое школьный дневник? и т. д.

Главная > Развитие > Методики раннего развития > Развивающие игры для подготовки детей к школе

Автор статьи: Ксения Кокорева.

Подготовка к школе через игру — идеальный вариант для адаптации будущего первоклассника и формировании ответственного отношения к выполнению учебных заданий.

Готовим руку к письму

Одной из первостепенных задач является подготовить руку ребенка к письму. Умение долго писать, не уставая, с самого начала правильно держать ручку и карандаш, наносить разнообразные линии необходимо будущему первокласснику. Родителям стоит обратить внимание на специальные ручки – тренажеры и разнообразные прописи для дошкольников. Также в формировании навыков письма помогут такие игры, как «Зашифрованная картинка».

На одном листе, при помощи 5 – 10 точек, намечаем контур предмета, в окружении других, беспорядочно нанесенных точек. Возле каждой точки стоит какой-нибудь значок – буква, цифра или геометрическая фигурка. На втором листе бумаги запищите в строку последовательность точек, согласно которой ребенок должен их соединить, чтобы получить изображение. Например: 1А3Б8Г и т.д.

Ход игры: вручаете будущему первокласснику листочек с шифром и рассказываете ему о том, что это, наверняка, какая-нибудь тайна. Загодя положите рисунок – загадку в какое-нибудь неприметное место и «случайно» наткнитесь на него. Пусть ребенок сам догадается применить имеющийся у него «шифр», а когда малыш разгадает рисунок, придумайте, чтобы могло означать это послание.

Кто-то передал ребенку привет? Или приглашает на праздник? Изображенный предмет фигурировал в какой-то сказке? Дайте волю своему воображению и вместо простого развивающего занятия у вас получится настоящее приключение.

Игра помогает ребенку совершенствовать умение наносить прямые линии, тренирует мелкую моторику, развивает мышление и учит действовать, согласно инструкции.

Расширяем кругозор

Находкой и большими помощниками при подготовке детей в школу станут для родителей разнообразные электровикторины, заниматься с которыми малыш может уже с трех лет. Правила просты: соединив вопрос с ответом, ребенок узнает правильный ли он сделала выбор по загоревшейся лампочке и зазвучавшей мелодии. Занимаясь с электровикториной, ребенок незаметно, в увлекательной форме, выучит правила русского языка, запомнит множество иностранных слов, познакомится с математикой, геометрией, живой природой и другими областями знаний, необходимыми для дальнейшего успешного обучения в школе.

С пользой скоротать время в дороге Вам помогут аудиоэнциклопедии Чевостика, которые расскажут малышу обо всем на свете: окружающем мире и этикете, искусстве и науке.

Учимся читать

Бывает так, что будущий первоклассник прекрасно знает весь алфавит, не соотносит букву и звучащее слово. Например, не понимает, что слово «арбуз» начинается с «А». В таком случае стоит обратить внимание на разнообразные лексические настольные игры, кубики с буквами, звуковые плакаты. Поможет и обыкновенный постер с алфавитом и рисунками. Как вариант развивающего занятия, можно предложить такую игру: выкладываются несколько карточек с картинками, а задачей ребенка станет подобрать букву (на кубиках или карточках), с которой начинается слово. Картинка, изображающая арбуз – слово «арбуз» — буква «А» — такая логическая цепочка должна сформироваться в результате этого занятия.

Развиваем логическое мышление

Развивающие игры для подготовки к школе обязательно включают в себя занятия по математике и развитию логического мышления. В этом прекрасно помогут разнообразные пособия Никитиных. Большинство из них как раз и направлены на развитие пространственного воображения, графических способностей, умения систематизировать, анализировать, «читать» схемы, а также дают начальные знания математики.

Логическое мышление – основа всего обучения в школе. Не умея логически мыслить, выстраивать в голове некие системы, маленький человек не способен овладеть ни русским ни иностранным языком, ни математикой. Развитию логики (и не только!) посвящен планшет «Логико — малыш». Ребенка наверняка заинтересует уже сам процесс передвижения разноцветных фишек, и он легко и весело получить знания об окружающем мире. Кроме того, в ходе занятий с планшетом, развивается мелкая моторика, память, словарный запас. Играть можно в одиночку и с друзьями. А можно устроить соревнование или викторину, с призами и подарками! Интересны и полезны игры, которые разработала Олеся Емельянова (серия игр «Учись играя»). Ненавязчивые, с юмором, забавными картинками и простыми правилами, эти игры познакомят будущего первоклассника с алфавитом и, что очень важно, слогами, основами математики, геометрии, помогут в развитии наблюдательности и логического мышления.

Учимся взаимодействовать, общаться и работать в команде

Будущий первоклассник должен научится взаимодействовать с коллективом. Для этого помогут разнообразные коллективные игры, например «Активити» или «Скажи иначе» (у обеих игр есть версии для дошкольников).

А же что делать, если под рукой только цветные карандаши и несколько листов бумаги? Поиграть в игру «Рисунок на двоих»!

Игра рассчитана на двух участников. Дети получают бумагу и карандаши. По команде они должны начать рисовать каких-нибудь существ. На счет «десять» ребята обмениваются листами и каждый должен закончить работу другого – тоже при счете до «десяти».

Когда работа будет закончена, обсудите получившиеся рисунки, насколько точно были угаданы замыслы друг друга, предложите вместе доработать свои «шедевры».

Такая совместная игра учит работать в парах, развивает воображение, учит восстанавливать целое по деталям.

Не забываете, что ребенок — Ваша маленькая копия. Готовьте его к школе с радостью, и он захочет учиться!

условия перепечатки

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *