9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала

Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии

В Библии, в книге Иезекииля, есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к ГОГУ В ЗЕМЛЕ МАГОГ, КНЯЗЮ РОША, МЕШЕХА И ФУВАЛА… Так говорит Господь: вот Я — на тебя, ГОГ, КНЯЗЬ РОША, МЕШЕХА И ФУВАЛА… ГОГ ПРИДЕТ НА ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЕВУ» (Иезекииль 38:2–3, 38:18 и далее). Рош упоминается также и в книге Бытие (46:21). Здесь же упомянута и Орда и форме АРД (Бытие 46:21). О ГОГЕ и МАГОГЕ говорит библейский Апокалипсис (20:7).

По мнению некоторых средневековых хронистов, Гог и Магог — это готы и монголы. Например, в XIII веке венгры считали, что Гог и Магог — это татары , с 174. По сообщению ИМ Карамзина, название Гог и Магог относилось некоторыми историками к хазарам , примеч. 90 к т. 1. То есть к казакам, см. ниже.

С другой стороны, средневековые византийцы были уверены, что в этом месте книги Иезекииля речь идет о РУССКИХ и писали не «князь Рош», а прямо — «князь РОС». Например, Лев Диакон в своей известной «Истории», описывая поход великого князя Святослава Киевского на Византию в конце якобы X века, пишет о русских следующее: «О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: «Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос»» , с. 79. Отметим, что Лев Диакон говорит здесь не Рош, а Рос.

А теперь посмотрим на этот же текст в первопечатной Острожской Библии, рис. 38 и рис. 39. Там совершенно ясно сказано — КНЯЗЯ РОССКА!

Рис. 38. Фрагмент Острожской Библии (пророчество Иезекииля 38:2–3), где князь Роша впрямую назван как КНЯЗЬ РОССКА. То есть РУССКИЙ КНЯЗЬ. Взято из .

Рис. 39. Фрагмент Острожской Библии (Иезекииль 38:2–3), говорящий о Князе Росска, в более четкой прорисовке, сделанной М.М. Гринчуком (МГУ). Подковками обозначены пробелы, отсутствующие в исходном тексте и добавленные М.М. Гринчуком для удобства чтения.

Наша реконструкция очень проста.

1) Под словом РОШ или РОС (РАШ или РАС) имеется в виду Русь. Кстати, в западноевропейском восприятии слово Россия пишется, например по-английски, как Russia и до сих пор читается как Раша, то есть все тот же Рош. Под именами ГОГ и МАГОГ (а также МГОГ, ГУГ, МГУЩ) скрываются все те же русские и татары, образовавшие «Монголию» — Магог, то есть Великую Империю.

2) Под словом МЕШЕХ (МШХ или МСХ) имеется в виду МОСОХ — легендарная личность, по имени которого, как утверждали средневековые авторы, была названа МОСКВА! Так считали многие средневековые авторы.

3) Под словом ФУВАЛ (ТБЛ или ТВЛ) имеется в виду ТОБОЛ в Западной Сибири, за Уралом. Дело в том, что буква «фита» (греческая «тэта») может читаться и как Т, и как Ф. Кроме того, звук В часто переходит в Б и наоборот из-за двойного прочтения греческой «виты» = «беты». До сих пор Тобол и Иртыш — один из центров казачества. Впрочем, отождествление Фувала из русского синодального перевода с Тоболом не нуждается в рассуждении о различном звучаний «фиты».

Берем английскую Библию и смотрим, как в ней переведено слово «Фувал». И с удивлением видим TUBAL, то есть попросту ТОБОЛ! Полностью этот фрагмент из Иезекииля в английском переводе звучит так: «Gog, the land of Magog, the chief prince of Meshech and Tubal» (Ezekiel 38:2), и далее: «О Gog, the chief prince of Meshech and Tubal» (Ezekiel, 38:3). Гог назван здесь «великим князем» в земле Магога, Мешеха и Тубала (Тобола). CHIEF PRINCE на русский язык переводится в точности как ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ!

Нельзя не обратить внимания и на следующее пикантное обстоятельство. Как мы видим, в каноническом англиканском переводе Библии XIX века (London: British and Foreign Bible Society, Instituted in London, in the Year 1804; appointed to be read in the Churches; printed by Eyre. Spottiswoode) почему-то пропущено имя РОШ! Сравните с нашим русским синодальным переводом.

В чем дело? По-видимому, слово РОШ, то есть Ross по-английски, резануло слух «политически грамотному» английскому переводчику Библии. Который, несомненно понял, о ком здесь идет речь. А поняв, испугался. Неудивительно, что он предпочел тут же вычеркнуть опасное имя «русских» из канонического библейского текста. Дабы не задавали правоверные англичане XIX века ненужных вопросов, о каких таких русских говорила «древняя» Библия, якобы задолго до Рождества Христова?

Отметим, впрочем, что, проявив похвальную бдительность по отношению к имени РОШ, переводчик халатно пропустил, по-видимому, незнакомое ему, но не менее опасное слово ТОБОЛ — Tubal. И неудивительно. В Англии XIX века далеко не все переводчики знали что-либо о российской Сибири. А знали бы, наверное, тут же бы вычеркнули.

Цитированное нами место в книге Диакона, в котором вместо Рош прямо сказано РОС, вызывает особенно сильное раздражение у современных комментаторов. Они пишут так: «В Библии слово Рош является ОШИБКОЙ греческого перевода, ОДНАКО ВИЗАНТИЙЦЫ НЕИЗМЕННО ПОНИМАЛИ ЕГО КАК НАЗВАНИЕ НАРОДА и начиная с пятого века прилагали к различным варварским племенам… Когда в IX веке на исторической арене появились росы, эсхатологическое сознание византийцев немедленно связало их с библейским «Рош»… Текст Иезекииля непосредственно применен к русским в первый раз в житии Василия Нового: «Варварский народ придет сюда на нас свирепо, называемый Рос и Ог и Мог» (Житие Василия Нового, 88–89). Здесь также, как и у Льва Диакона, библейский текст искажен… Так и родилось слово РОССИЯ. Что же касается ГОГА И МАГОГА, — продолжает комментатор, — то они уже в Апокалипсисе названы НАРОДАМИ (20:7–8). Начиная с Евсевия их на протяжении всего средневековья отождествляли с враждебными племенами. Наиболее распространено было представление о том, что ЭТО СКИФЫ, отчего схоластическое СБЛИЖЕНИЕ С РУСЬЮ ПОЛУЧИЛО ЕЩЕ ОДНО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ» , с 211–212.

Приведенное выше место из славянской Острожской Библии, где написано даже не РОС, а еще откровеннее — КНЯЗЯ РОССКА, то есть РУССКОГО КНЯЗЯ, историки предпочитают вообще никак не комментировать. Наверное, сказать нечего.

По-видимому, и знаменитая Ассирия, то есть Сирия или Ашур (описанная в том числе и в Библии) также отождествляется, по крайней мере в некоторых хрониках, с Русью-Ордой. При обратном прочтении, например при арабском или еврейском, СИРИЯ превращается РУСЬ, АССИРИЯ — в РОССИЮ, а АШУР — в РАША.

Отождествление библейской Ассирии с Русью, по-видимому, помнили даже еще в XVIII веке, во времена русско-шведских войн. Современный шведский историк Петер Энглунд, исследовавший старинные шведские документы XVIII века и написавший на их основе книгу «Полтава. Рассказ о гибели одной армии» , сообщает следующее: «С церковных кафедр и на полевых богослужениях священников, подобных Вестерману, заставляли трубить на весь мир о том, что Господь поддерживает шведов и что они — ИЗБРАННЫЙ НАРОД И ОРУДИЕ. Это была не только игра на потребу галерке, КОРОЛЬ И САМ БЫЛ УБЕЖДЕН, ЧТО ТАК ОНО И ЕСТЬ. ПОДОБНО СЫНАМ ИЗРАИЛЕВЫМ, шведские воины были посланы на землю для того, чтобы покарать еретиков и грешников… Для доказательства этой избранности пускались в ход ЗАГАДОЧНЫЕ ФОКУСЫ СО СЛОВАМИ. Один священник доказывал перед своим эскадроном, что шведы — израильтяне своего времени, ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ПРОЧЕСТЬ ЗАДОМ НАПЕРЕД НАЗВАНИЕ АССУР (враг Израиля АССИРИЯ), ТО ПОЛУЧИТСЯ… РУССА!» , с. 19–20.

Это старинное свидетельство комментируется современными историками с усмешкой. Пишут так: «Сам король Карл XII считал, что шведские воины, подобно СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, посланы на землю для того, чтобы покарать еретиков и грешников. А один священник на полном серьезе доказывал, что шведы — современные ИЗРАИЛЬТЯНЕ, потому что если прочесть с конца название Ассур (враг Израиля Ассирия), то получится… РУССА!» (Азаров М, Полтавский бой глазами шведов // Литературная Россия. 1997, 11.07. № 28 (1796), с. 14). Сегодня, конечно, комментаторы к таким уцелевшим свидетельствам относятся лишь как к проявлениям очень дремучего средневекового невежества, не скупясь на ехидные многоточия и восклицательные знаки.

Петер Энглунд внушает нам, что отождествление Ассирии с Русью, о котором еще помнили в эпоху XVII — начала XVIII века, было всего лишь «загадочным фокусом со словами» и будто бы священник в своей речи сам объяснял такое отождествление «чтением задом наперед». Сомнительно. Вряд ли шведский священник, напутствовавший уходящую в атаку кавалерию, пускался в лингвистические экскурсы перед своими солдатами. Скорее всего, на кровавом поле боя под Полтавою в шведских войсках звучал еще не забытый клич реформаторской эпохи XVI–XVII веков, что-то вроде «Разгромите Ассирийцев!». Ведь еще сравнительно свежи были в памяти Западной Европы воспоминания о том, что могущественная библейская Ассирия — это именно Русь, а не что-то другое. Это уже потом, в тиши кабинетов, историки XVIII–XIX веков, всматриваясь в дошедшие до них старые документы, начали вкладывать в уста героев XVIII века свои собственные лингвистические комментарии, основанные на недавно созданной скалигеровской хронологии.

Возвращаясь к началу настоящего раздела, зададим вопрос так когда же была написана библейская книга Иезекииля? Неужели за много веков до нашей эры, как нас уверяет скалигеровская история? Как мы уже поняли, из утверждения Льва Диакона ясно следует, что написана она была не ранее XII века нашей эры. В противном случае придется признать, что в Палестине за несколько сот лет до нашей эры оживленно обсуждался вопрос о русском вторжении с севера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

2 сентября 2020 | logosinfo.org

Служение Иезекииля охватывает период с 593 до, минимум, 571 г. до Р.Х. Падение Иерусалима состоялось в 587/586 г. Последующие 15 лет Иезекииль служил как утешитель изгнанников. Пророчество о Гоге расположено между серией пророчеств о восстановлении Израиля (гл.34-37) и видением о восстановлении храма и города (гл.40-48).

И было ко мне слово ГОСПОДНЕ: сын человеческий! обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит ГОСПОДЬ Бог: вот, Я— на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! Иез.38:1-3

Стоит обратить внимание на то, что эта глава является к параллелью к главе Иез.13, как показано в статье Ричарда Дэвидсона о структуре книги Иезекииля. Это может указывать как на то, что Гога и ложных пророков вдохновляет одна личность, так и на то, что деятельность Гога опирается не только на политическую мощь, но и на ложное учение, подделывающееся под Божью весть. Так же присутствуют параллели и с Иез.14, где описаны суды над отступническим Иерусалимом. Таким образом, Гог — это отступивший от истины народ, преследующий верный остаток. Бог судит людей согласно полученному свету. Если Гог подвержен такому же суду, как Иерусалим, значит, он имел все возможности для того, чтобы узнать истину и принять ее.

Гог — это имя, которое Больше нигде не упоминается в Ветхом Завете. Так же как и Рош. Магог — это имя второго сына Иафета, который в свою очередь, является сыном Ноя.

Сразу же вобьем себе в голову: Рош — это не Россия.

Мешех и Фувал часто умоминаются в ассирийских источниках, поэтому их можно идентифицировать с большой достоверностью. Территории этих двух «областей» Магога находятся рядом, Фувал восточнее Мешеха, поэтому логичнее всего предположить, что Рош — это тоже область Магога и эти области перечислены с запада на восток. Сейчас это территория азиатской части Турции.

В главах 38 и 39 семь раз встречается утверждение «так говорит ГОСПОДЬ Бог». Это выражение делит главу на семь разделов.

Текст 17 является ключевым для понимания пророчества.

Так говорит ГОСПОДЬ Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них? Иез.38:17

Этот текст утверждает, что Бог уже говорил о Гоге в пророчествах. Поскольку больше нигде у пророков Гог не упоминается, можно сделать вывод о том, что Бог говорил о Гоге, не называя этого имени. Поэтому нам нужно найти параллели, которые существуют между пророчеством о Гоге и другими пророчествами.

Первая явная параллель — это то, что Гог приходит с Севера. Вторжение с севера — это частая тема ветхозаветных пророчеств. Север — это символ противящихся Богу сил. Бог правит на севере.

Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.

Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. (Псалтирь 47:2,3)

А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера… (Исаия 14:13)

Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. (Иов 37:22)

Вторая идея, которая имеет параллели у других пророков — это жертвенное заклание Яхве. Ну а третье — это идея Великой Борьбы, которая проходит через всю Библию, начиная от Быт.3:15 и заканчивая книгой Откровение.

Основная весть 38 и 39 глав достаточно понятна — когда Израиль вернется из плена и будет жить безопасно в своей земле, придут враги с целью уничтожить его, но Бог уничтожит этот союз.

Вопрос: Когда это должно случиться?

После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. Иез. 38:8

И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их. Иез. 38:16

Мы должны понимать, что эти три выражения сами по себе не подразумевают автоматически конец времени. Их можно перевести как «последующее время». Однако сам характер битвы, которая представлена как последняя война Господа с Его врагами, носит явно эсхатологический характер.

Таким образом, это пророчество никак не могло исполниться до возвращения Израиля из плена. С другой стороны, мы не видим, чтобы оно исполнилось и после возвращения из плена. Но мы видим, что Гог и Магог упоминаются в книге Откровение.

В книге Откровение события, описанные в Иез.38:19-22 находят свое отражение в Откр.16:18-21. Великий град, который упоминает Иезекииль, упомянут также и в седьмой язве. У Иезекииля катаклизм направлен на Гога и союзников, в Откровении язвы направлены на всех нераскаявшихся грешников.

Также в Откр.16 говорится о битве между Христом и Его врагами.

Пророчество о Гоге также имеет параллели с Откр.19.

И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,

чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. (Откровение Иоанна Богослова 19:17,18)

Образ жертвенного заклания присутствует и в других пророческих писаниях, но Откр.19:19 описывают заговор зверя, царей земли и их войск, которые вместе с ложным пророком собрались воевать против Христа и Его народа. Затем описано Божье вмешательство и их поражение.

А теперь я хочу представить то, о чем пишет Москала (Jirí Moskala). Ввиду того, что мы имеем многочисленные параллели между последней битвой при Втором Пришествии, то Гог и его союзники — это зверь (из моря), ложный пророк (зверь из земли) и «цари земли».

Сами же имена Гога и Магога появляются в двадцатой главе Откровения и там они уже обозначают врагов народа Божьего всех поколений.

Пророчества Иезекииля и Откровения говорят о Божьей любви и заботе о Своем народа, а также о Его величии и силе побеждать.


Вспомним одно из самых утешительных в искушениях последних времен тайнозрений Апокалипсиса.
«Когда же окончится тысяча лет,— то есть времена царства Христова на земле от первого пришествия до событий, предшествующих в видении Тайнозрителя кончине мира, — сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань, число их как песок морской. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огнь с неба от Бога и пожрал их, а дьявол прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь, во веки веков» (Ап. 20, 7-10).
Кто такие Гог и Магог? Общее поименование врагов Божиих, воинственный народ, избранный Богом на обучительное наказание Своей Церкви, или сам человек беззакония, сын погибели, грядущий прельщать землю чудесами и знамениями ложными? Имя собирательное, нарицательное или собственное? С несомненностью это станет известно только по исполнении самих предизображаемых Тайновидцем событий.
Однако возможное уточнение конкретно-исторического содержания, обнимаемого именами апокалиптических Гога и Магога, приоткрывая тайны Апокалипсиса, позволяет увереннее ориентироваться в ходе последних событий перед кончиною века и составляет, так сказать, стратегическую разведку «стана святых и города возлюбленного» в его борьбе с антихристом и воинством его.
Облегчить эсхатологическую экзегезу предречений Священного Писания о войне Гога и Магога позволит сравнительное исследование параллельных мест.
Обращая внимание на обычай пророческих книг под разными образами и с различных точек зрения подавать одно и то же прозреваемое событие, православный толкователь апокалиптической войны антихриста со «станом святых», замечает: «Не к этому ли времени относится сказанное в гл. 16 ст. 14 о трех нечистых духах, которые исходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя? Нельзя ли понимать под нечистыми духами трех главных помощников антихриста, или Гога, действующих по внушению враждебной силы, ложными убеждениями на царей земных, чтобы вооружить их против веры Христовой и верующих» (Ф. Яковлев, Апостолы, вып. 2. Толкование апокалипсиса, с. 415).
Св. апостол и евангелист Иоанн сообщает: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя (…), и он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон (…), и произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле (…), и град величиною с талант пал с неба на людей и хулили люди Бога за язвы от града» (Ап. 16, 13-21).

В вышеприведенном чтении Апокалипсиса, изображающем битву при Армагеддоне, ничего не говорится о Гоге и Магоге, вывод же о трех духах нечистых, как главных помощниках Гога, сделан из сопоставления с проречением пророка Иезекииля на Гога, прозревающем те же военно-эсхатологические события победы Св. Церкви над антихристом, которые показаны в апокалипсисе св. Иоанна Богослова.
«И было ко мне слово Господне,— говорит пророк Иезекииль,— сын человеческий, обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала (…), после многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную от многих народов, на горы Израилевы; которые были в постоянном запустении, но теперь жители ея будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. И поднимешься, как буря, и пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою (…). И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев мой воспылает в ярости Моей (…), и буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» (Иезек. 38).
Апокалиптические духи, предтечи и слуги антихриста (Ап. 16, 14), и князья Гога и Магога, Рош, Мешех (по-церковнославянски-Мосох) и Фувал, составляющие его ближний триумвират, суть служебные силы-ангелы,— предстоятели и хранители трех древнейших народов, кои составят в последние времена предмет особого внимания и попечения со стороны антихриста.
Как свидетельствует св. Иоанн Кассиан Римлянин: «Достоверно, что злые духи какую брань ведут с людьми, такую же взаимно ведут между собою. Ибо из-за некоторых народов, принятых по некоторому, свойственному им содружеству со злом, они с неослабным усилием непрестанно производят раздоры и сражения» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, Писания, Свято-Троицкая Лавра, 1993, с. 313).
Церковное предание, библейская историография и эсхатологическая экзегетика, Гогом и Магогом называют скифские народы, под каковым именем греки и евреи подразумевали славян, князем Роса, Мосоха и Фувала обозначая государства Российское, Московское и Сибирское (по реке Тобол.) Свят. Димитрий Ростовский в «Летописи» замечает: «Еще же и Москве и прочему русскому народу, и всему славянскому языку от Мосоха (седьмой сын патриарха Иафета) произыти глаголют многи, якоже и святый пророк Иезекииль именно Мосоха, князя быти Русска рече» (Димитрий Ростовский, Летопись, М, 1784, с. 244).
Составитель «Полного церковнославянского словаря» свящ. Гр. Дьяченко, в статье к слову «Росс» подчеркивает особенность пророческой речи, усвоенную историческими писателями, упоминавшими о скифах или славянах, употреблять имя владетельного чина, престола или начальства в значении подчиненных ему народов.
«Крайне важно проследить название Рос-Русь. Слово рос в смысле главы властелей, царя, употреблялось у славян-алан в глубочайшей древности. Пророк Иезекииль, а за ним и 70 толковников формулу Хакан-Русь передают с почти буквальной точностью, Иезекииль выражением: неси рош, а 70 толковников выражением: архон рос. Не можем не обратить, по этому поводу особенного внимания на известные места у пророка гл. 38, ст. 2 и гл. 39 ст. 1,2. В них говорится о Гоге страны Магога, верховном или главенствующем князе в таком именно значении еврейских слов: гог эрець гамагог нэси рош,— «Гог страны Магога, князь верховный, или князь — глава, с чем согласны лучшие еврейские комментаторы. Евреи, как известно, считали скифов, то есть славян, происходящими от Магога, сына Иафетова, и потому называли их народом магогским, магогитами, или великим гогом. В соответствие тому и греки также производили скифов, то есть славян, от того же Магога, а потому также считали их происходящими от колена Иафетова. Отсюда же в переводе на свой язык такого еврейского понятия о скифах, как о Магоге, или великом Гоге, они называли и земли, населенные славянами, великой Скифией. Кроме того у греков существовало особое название для всех царей-властителей собственно варварских, языческих народов. Название это, как очевидно из положительных исторических свидетельств, было у древнейших греческих писателей Рос. Это-то название особенно подходило к названию скифского, славянского властителя, князя-главы, Кагана-Русь, почему-то его именно и употребили здесь, говоря о царе скифов-славян, древнейшие 70 переводчиков» (с. 546-547).
После принятия христианства на Руси в качестве государственной религии, победы над татарами и покорения Сибири, князь Рос, Мешеха и Фувала, русский царь по своему положению помазанника Божия и правопреемника вселенских императоров соединил в своем лице державу повелителя разнонародного царства с благодатью защитника и покровителя народа Божия, внешнего епископа Православной Церкви.
Великий князь Димитрий Донской выходил на Куликово поле под алой хоругвью с Нерукотворенным Образом Спаса, знаменовавшей соединение двух военных сил, покровительствующих Московскому государству,— благословение и наследие потомства Иафетова, власть князя Рош и заступление Спаса Вседержителя.
Красный цвет одежды — багряница, порфира — являлся исключительной привелегией византийских императоров. Багрянородными или порфирородными, порфирогенитами назывались те из них, которые родились в особой порфирной зале императорского дворца в знаменование родственного преемства или природной легитимности престолонаследования.
Не случайно видим Божию Матерь на иконах образа Пресвятыя Богородицы Державныя, явленной во дни всероссийской смуты и отречения от российского престола Государя Императора Николая II облеченной в пурпур.
Слово Рош имеет двойное значение— главный и красивый, красный, что нашло отражение в русском языке в частности в таких идиомах, как красная площадь и красный угол.
Святоотеческое понимание императорской власти, самодержавия римских, византийских и по преемству от них русских, или московских царей как «удерживающего» (2 Сол. 2,7) явление в мир антихриста, таким образом, имеет ввиду временное подчинение скипетру православных государей области одного из главнейших князей и миродержителей века сего, князя Рош, Мешеха и Фувала, которому, согласно апостолу Павлу, в последние времена попущено будет выйти из-под державы Вселенского Православия и на стороне антихриста поднять восстание против Святой Церкви, этой земли Израилевой, «стана святых и града возлюбленного».
Каким же образом произойдет в последние времена это отъятие удерживающего от среды (2 Сол. 2,7), этот называемый в апостольских посланиях «тайной беззакония» (2 Сол. 2,7), переход предержащей власти из рук вселенских православных императоров, князей Роша, Мосоха и Фувала в руки сына погибели, человека, беззакония, антихриста, еврейского мессии и царя из колена Данова?
Я. Брафман в «Книге кагала» поясняет: «С территорией еврейского царства знакомят нас правила о «Хезкат-Ишуб», то есть о власти кагала над территорией и населением этого района.
В силу правил о «Хезкат-Ишуб» власть кагала простирается далеко за рубеж всех прав какого-либо частного общества; в силу этих правил местный кагал имеет право все, что входит в район данной территории, подчинить своей власти: Право, о котором идет речь, называется «Хазака», то есть право владения недвижимым имуществом. Считая недвижимое имущество христиан своей собственностью и руководясь словами закона: «кто раньше имуществом нееврея завладеет, тому оно и принадлежит», кагал предоставляет каждому еврею возможность завладеть этим имуществом, если только последний купит у кагала «хазаку» на него, то есть право на владение этим имуществом (…). Покупая «хазаку» на недвижимое имущество христианина, еврей приобретает право исключительного владения этим имуществом или, точнее, исключительного воздействия на него, влияния на это имущество, что и означается словами в купчих актах: «предоставляется (такому-то) в полное владение имуществом посредством каких бы то ни было мер», а до того времени, купившему «хазаку» предоставляется исключительное право арендовать, нанимать упомянутое в гахлате (купчей) на хазаку имущество христианина, открывать торговлю, передавать это право другим лицам или, вообще, как в актах сказано: «распоряжаться имуществом по своему произволу: продавать, завещать, отдавать в наем или под залог и дарить, одним словом: распоряжаться всем этим как будет купившему угодно, как каждый человек распоряжается своей собственностью (с. 129-131).
На протяжении многих веков в отношение территории, имущества и людского христианского населения Императорской России прослеживается применение наследственного права «хазаки» со стороны могущественного еврейского семейства наследников древних хазарских «красных» царей (хазар,собственно,и значит, красный), известного непосвященному в еврейские родовые тайны христианскому миру под именем Ротшильдов, которое в понятиях обычного уголовного права не может быть квалифицировано иначе как насилие, убийство, грабеж.
«В неряшливой, возбуждавшей общее презрение толпе франкфуртских евреев в продолжение целых веков скрывались предки Ротшильдов — теперь баронов, членов парламента и пэров королевства. Мы не знаем ни их имен, ни даже истинной фамилии. Ротшильд — простое прозвище, буквально означающее «красная вывеска», происшедшее от того, что на доме, где жили деды и прадеды банкиров, действительно была таковая», — пишет дореволюционный исследователь биографии еврейского семейства, купившего у международного кагала «хазаку» владетельных прав русских царей, князей Роша, Машеха и Фувала. (Е. Соловьев, Ротшильды, СПб, 1894, с. 22).
Династия Ротшильдов стояла во главе французской революции.
В книге Н. Л. Кэй «Мировой заговор» приводится высказывание другого известного исследователя семьи Ротшильдов, генерала Спиридовича, который замечает интересную деталь: «Когда все было приготовлено для революции, то красный флаг Ротшильдов был вывешен в Париже в 1789 году и Франция оказалась в еврейских руках» (с. 5).
«Начиная с 1770 года все время шел беспрерывный поход Ротшильдов, со всеми секретными масонскими и другими организациями, с их мировой прессой и биллионами денег, против Романовых. Ротшильды не пропустили не одного случая, чтобы нанести ущерб русским царям политически, финансово, и физически» (с. 9),— пишет Н. Л. Кэй.
Достаточно известны и исследованы в настоящее время связи главарей революционеров-большевиков и их зависимость от еврейских денег, способствовавших свержению российского самодержавия и закабалению некогда могущественной Российской державы под революционным знаменем коммунизма — красным полотнищем Ротшильдов.
Приведем один малоизвестный факт.
Архим. Константин в книге «Чудо русской истории», описывая крестьянские волнения, прокатившиеся по России в связи с реформой в 1861 году и отмечая необъяснимый внутренними причинами народной жизни, если не принять во внимание действие чуждой подстрекательской силы, спровоцированный характер русского простонародного бунта, глубокомысленно замечает: «Только мы, свидетели дальнейших путей русской государственности и русской общественности можем оценить всю значительность отрывка из частного письма, принадлежащего перу одного относительно незначительного революционера описываемой эпохи: «здесь проезжал полковник, ходивший на усмирение крестьян в Пензу, и рассказывал, что там взбунтовалось тысяч 30, но которые были разъединены. Над первой толпой, встретившей их и состоящей по крайней мере тысяч из 12, развевалось красное знамя (…). Вот оно, красное знамя начинает развиваться и у нас и осенять собою толпы собравшихся, хотя и невооруженных, но все-таки на защиту великого дела социализма — общинного владения землею». Это сообщение отвечает действительности. О красном знамени сообщает и ген. Дренякин в донесениях государю.

Это был первый случай употребления красного знамени в русской революционной борьбе!» (Архим. Константин, Чудо русской истории, Джорданвиль, 1970, с. 214).
Николай Козлов

Эта и следующая глава посвящены Гогу и Магогу – могущественным врагам народа Израиля. Они совершат массированный набег на Израиль и вызовут испуг у израильтян, но их армия будет уничтожена и их планы не сбудутся. Скорее всего, это пророчество исполнилось вскоре после возвращения народа Израиля из плена: то ли в то время, когда они сражались с царем Сирийским, особенно Антиохом Епифаном, то ли во время других сражений, здесь не записанных. Но раз священная история Ветхого Завета касается времен, описываемых этим пророчеством, то нам необходимо разобраться в этих главах; хотя, не имея ключа, нам будет трудно понять их значение. Бог через пророка заверил Свой народ в том, что после их возвращения на родину настанут счастливые времена, но чтобы они не ошибались в отношении обетовании, касающихся царства Мессии и духовных привилегий этого царства (словно на их основании они могут надеяться непрерывно наслаждаться процветанием здесь, на земле). Он говорит, как Христос сказал Своим ученикам, чтобы предотвратить их ошибку, что в мире они будут иметь скорби, но при этом должны мужаться, ибо в конце одержат победу. Несомненно, на данное пророчество о Гоге и Магоге ссылается пророчество о последних днях, которое, похоже, все еще не исполнилось (0тк 20:8); оно гласит, что Гог и Магог соберут армию и выступят против стана святых; подобным образом на пророчество Ветхого Завета об уничтожении Вавилона ссылается Книга Откровение (Отк. 18). Но в обоих случаях ветхозаветные пророчества исполнились в Иудейской Церкви, как исполнятся и новозаветные пророчества, когда настанет время христианской Церкви.

Данная глава повествует; (I) о попытках Гога и Магога напасть на землю Израильскую, об их приготовлениях и огромной армии, которую они собрали, чтобы привести на поле боя (ст. 4-7), об их планах и целях, которые они при этом стремились достичь (ст. 8-13), и о руке Божьей, присутствовавшей во всем этом (ст. 4).

(II) О великом ужасе, который поразит землю Израильскую (ст. 15,16,18-20).

(III) О божественной силе, которая будет сдерживать этих врагов, и о божественной защите Израиля (ст. 2-4,14).

(IV) О поражении, нанесенном врагам Израиля непосредственно рукой Бога (ст. 21 – 23), о чем более подробно мы узнаем в следующей главе.

Стихи 1-13. Требовательным толкователям придется много поработать, чтобы выяснить, кто же такие Гог и Магог. Не стоит делать вид, что мы можем что-то добавить к их наблюдениям или разрешить их противоречия. Скорее всего, Гог – это царь, а Магог – царство, и, следовательно Гог и Магог следует воспринимать так же, как фараона и египтян. Некоторые полагают, что здесь речь идет о таких дальних странах, как Скифия, Татария и Россия, другие – что они расположены ближе к земле Израильской, в Сирии, Азии и Малой Азии. Иезекиилю велено пророчествовать против Гога и сказать ему: «Бог – на тебя» (ст. 2,3). Отметьте: Бог не только видит тех, кто в данное время является врагом Его Церкви и сражается против нее, но и предвидит тех, которые будут таковыми, и предупреждает их через слово, что Он – против них; тем не менее Ему угодно использовать их ради достижения собственных целей и ради славы Своего имени; безусловно, гнев человеческий обратится во славу Ему и остаток гнева Он укротит (Пс 75:11). Давайте обратим внимание:

I. Бог решил привести данного врага в замешательство. Поразительно, что именно этот факт поставлен первым в пророчестве; вначале предсказано, что Бог вложит удила в челюсти его и повернет его, а потом – что Он выведет его против Израиля (ст. 4). Это сделано для того, чтобы народ Божий имел уверенность в своем избавлении до того, как ему будет показана подстерегающая его опасность. Так трепетно Бог беспокоится об утешении Своего народа, чтобы они не испугались; еще до того как бедствие коснулось их, Он говорит им, что оно закончится хорошо.

II. Какие меры Он намеревался предпринять, участвуя в данном событии, чтобы поразить врага и расстроить его планы.

1. В этом походе против Израиля объединятся многие великие и могущественные народы (ст. 5,6): Персия, Эфиопия и т.д. Армия Антиоха состояла из всех перечисленных здесь народов и многих других. Эти народы враждовали друг с другом, но тем не менее объединились против Израиля. Как умножились те, которые беспокоят народ Божий!

2. Они были хорошо обеспечены оружием и обмундированием и вывели на поле боя огромное войско: коней и всадников (ст. 4), всех в полном вооружении, в бронях и со щитами для защиты, всех вооруженных мечами для нападения. Отданы приказы тщательно подготовиться для этого похода (ст. 7): «Готовься и снаряжайся. Посмотри, какие военные приготовления ты уже совершил, и готовься дальше, чтобы не оказалось, что чего-то недостает тебе и всем полчищам твоим». Пусть сам Гог следит за подготовкой союзников. Пусть заботится об их безопасности как главнокомандующий; пусть обратится к ним со словом, чтобы обнадежить их, и возьмет их под свою особую защиту. Военачальники, вместо того чтобы безрассудно и самонадеянно подвергать опасности жизни солдат, отправляя их в безнадежные мероприятия, должны учиться быть их стражами и, всякий раз подвергая их жизнь опасности, стараться поддержать и прикрыть их. Данный призыв приготовиться звучит несколько иронично: «Делай все, что в твоих силах (англ.пер.), но Я все равно поверну тебя»: подобная фраза звучит у Исайи 8:9: «Вооружайтесь. но вы будете сокрушены «(англ.пер.).

3. Их планы направлены на горы Израилевы (ст. 8), против земли. избавленной от меча. Не так давно меч войны тревожил ее; тем или иными судом, в большей или меньшей мере он опустошал ее; совсем недавно этот народ был собран из многих народов и возвращен из народов: он имел сравнительно короткое время для передышки. вряд ли сумел восстановить свою силу с тех пор, как был побежден в войне и оказался в плену: поэтому его соседям не следует бояться, что они будут сильным противником. более того, именно поэтому очень скоро они найдут жестокий повод для ссоры с ним. Это народ, который живет безопасно: все они живут без стен, и нет у них ни шпоров, ни дверей (ст. 11). Это четкий знак, что они не замышляют ничего плохого для своих соседей, ибо не боятся и не ожидают ничего плохого от них. Нельзя представить, чтобы люди, замышляющие зло другим, не заботились о собственной защите; и это усугубляет грех захватчиков. Низко и бесчеловечно замышлять против ближнего своего зло. когда он без опасения живет с тобою (Прит 3:29). Но посмотрите, что в данном мире облака возвращаются после дождя и что у нас есть мало оснований считать себя в безопасности, пока мы не окажемся на небесах. Совсем недавно Израиль был избавлен от меча одного врага, и вот – меч другого поднимается против него. Прежние бедствия не избавляют нас от грядущих бедствий; и как только нам кажется, что можно снять сбрую хотя бы на какое-то время, новый внезапный сигнал тревоги призывает нас вновь препоясаться; поэтому мы не должны хвалиться и терять бдительность.

4. Прежде всего, разрабатывая этот план, враг стремился обогатиться и стать хозяином если не страны, то ее богатства, хотел грабить и нажиться за счет награбленного: «В то время, когда Бог решит осуществить задуманное, врагу придут на сердце мысли, и он задумает злое предприятие (ст. 10)». Отметьте: все зло, совершаемое людьми, особенно зло, причиняемое Церкви Божьей, исходит от злых помыслов, приходящих им на ум, от амбициозных и алчных мыслей, от ненавистных мыслей в адрес тех, кто благочестив ради своего благочестия. На ум Антиоху пришли мысли о том, каким замечательным народом являются эти благочестивые иудеи, насколько сильно их поклонение осуждает и свидетельствует против идолопоклонства их соседей, и поэтому, из враждебности к их религии, он решил мучить их. Ему на ум пришло, что они были богатым народом, занимающимся хозяйством и торговлей, живущим на вершине горы (ст. 12), к тому же они были слабы, неспособны оказать никакого сопротивления, и поэтому довольно легко будет отнять у них то. что они имеют; кроме того, этот грабеж значительно прославил бы его победоносный меч. Такие мысли пришли ему на ум; одна злая мысль порождала другую, пока, наконец, он не принял решение (ст. 11,12): «Поднимусь я на землю неогражденную; более того, я хочу этого; мне ничего не будет стоить завладеть ими. Пойду и побеспокою беззаботных, не предупредив их, но не для того, чтобы подавить их растущее величие, или наказать за насилие, или потребовать возмещения за причиненное ими зло (он не мог предъявить никаких оснований для развязывания с ними войны), а только для того, чтобы произвести грабеж и набрать добычи (ст. 12)». Это был открытый вызов справедливости и правосудию; это было все равно что убить путника на большой дороге, чтобы завладеть его деньгами. Такие мысли пришли на ум нечестивого правителя, и Бог знал их; более того, Он знал их до того, как они пришли ему на ум. ибо Он разумеет помышления издали (Пс 118:2).

5. Согласно задуманному плану он посылает всю свою армию на землю Израиля и находит союзников, имеющих такие же планы и готовых прийти ему на помощь (ст. 9): «Ты поднимешься, как буря, со всей силой и яростью, с максимальной свирепостью, и пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, чтобы сделать ее темной и напугать ее; ты и все полчища твои, все армии, которые ты приведешь на поле боя, и многие народы с тобою (которые перечисляются в ст. 13): Сава и Дедануsub> арабы и идумеи, купцы Фарсисские из Тира и Сидона, другие приморские города со всеми молодыми львами, жаждущими добычи, за счет которой они живут, скажут тебе: «Ты пришел, чтобы произвести грабеж на этой земле?»» Да, это так, и поэтому все они желают ему успеха. Или, возможно, они завидуют ему и жалеют, что ему достанется такая добыча. «Ты пришел за богатством, хотя сам и так богат?» Или, зная, что Бог на стороне Израиля, они подобным образом высмеивали его попытки, предвидя, что они ничем не оправдаются и что он будет огорчен добычей, на которую рассчитывал. Или если он придет, чтобы набрать добычи, то они придут и присоединятся к нему и добавят свои армии. Когда Лисий, генерал армии Антиоха, выступил против иудеев, то соседние народы присоединились к нему (1Мак 3:41) в надежде разделить с ним добычу, а на самом деле, чтобы разделить с ним вину. Когда видишь вора, сходишься с ним.

Стихи 14-23. Данная последняя часть главы является повторением первой; сон повторяется, ибо он обязательно исполнится и поэтому к нему нужно очень внимательно отнестись.

1. В данных стихах еще раз предсказывается, что этот злобный враг совершит массированное нападение на землю Израиля (ст. 15): «Ты пойдешь из пределов севера (Сирия расположена севернее Ханаана), и с тобой – войско многочисленное; ты придешь, как туча, чтобы покрыть землю Израиля» (ст. 16). Слова (ст. 14) «Когда народ Мой будет жить безопасно, ты узнаешь это» можно воспринять двумя путями:

(1) как подразумевающие, что именно этот факт побудит его предпринять эту попытку. «До тебя дойдет информация о том, как открыто и, следовательно, беспечно живет народ Израиля, и в результате родится план напасть на него, ибо когда ты узнаешь, что он не только богат, но и является легкой добычей, то очень скоро примешь решение завоевать его». Отметьте: Божьему провидению нужно приписывать даже самые незначительные ситуации, которые порождают (кажется, неумышленно) самые первые мысли о великих мероприятиях. Чтобы достичь Свои цели. Бог позволяет людям узнать то, чем они наверняка неверно воспользуются, как в данном случае.

(2) Как подразумевающие безуспешность данной попытки. Как и ранее, данное пророчество начинается словами: «Когда народ Мой будет жить безопасно не только в своем представлении, но и в реальности, поскольку будет жить безопасно под божественной защитой, то разве ты не узнаешь об этом благодаря своим бесплодным попыткам уничтожить его?» Очень скоро ты убедишься в том, что нет волшебства против Иакова и ни одно орудие, сделанное против него, не будет успешно; ты познаешь на собственном опыте, к своему стыду, что хотя они не имеют ни стен, ни запоров, ни дверей, но имеют самого Бога – огненную стену вокруг него, познаешь, что тот, кто касается его, касается зеницы Его ока, а кто тревожит его, тот делает это себе во вред. И именно для демонстрации этого всему миру Бог приведет могущественную вражескую армию против Своего народа. Те, которые собираются против Израиля, говорят: «Давайте произведем грабеж и наберем добычи», но они не знают мыслей Господних (Мих 4:11,12). «Я приведу тебя на землю Мою». Довольно странная новость; Бог не только позволит Своим врагам выступить против Своих детей, но и Сам приведет их; но если мы понимаем, к чему Он стремится, то легко примиримся с ней. Это будет сделано для того, «чтобы народы узнали Меня, что Я являюсь единственным живым и истинным Богом, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою!»; чтобы благодаря твоему поражению и уничтожению, которое совершится перед глазами их, все народы увидели и сказали: «Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь Своему народу». Отметьте: Бог подвергает Свой народ опасности и посылает бедствие, чтобы затем прославиться за его избавление; Он позволяет, чтобы враги Его Церкви на какое-то время одержали победу (хотя те своим грехом оскверняют Его имя), чтобы потом Он был прославлен за то, что одержал над ними окончательную победу и освятил Свое имя их гибелью. Сказано, что это будет в последние дни, а именно в последние дни ветхозаветной Церкви; именно тогда Антиох угнетал Израиль; но в последние дни новозаветной Церкви восстанет другой такой же враг, который таким же образом будет побежден. Отметьте: в слове Божьем хранится действенная защита от бед и опасностей, которые могут коснуться Церкви даже в последние дни.

II. Приводится ссылка на предсказания пророков, служивших ранее (ст. 17): «Ты ли – тот самый, о котором Я говорил в древние дни, о котором говорил Моисей в своем пророчестве о последних днях (Втор 32:43: «Он воздаст мщение врагам Своим») и Давид (Пс 9:16: «Обрушились народы в яму, которую выкопали»), о котором часто упоминается в псалмах?» Это левиафан, о котором говорил Исаия (Ис 27:1), собрание народов, о котором говорил Иоиль (Иоил 3:1). Возможно, многие пророки говорили об этом событии, хотя и не записывали свои пророчества, ибо все они говорили и писали то, что касалось этого события. Отметьте: между Божьими пророками присутствует привлекательная и восхитительная гармония и согласованность, хотя они жили в разные века, ибо все они были водимы одним и тем же Духом.

III. В этих стихах предсказано, что яростный и грозный враг будет полностью разбит во время своей попытки напасть на Израиль, которая закончится его гибелью. Многие предполагают, что это пророчество исполнилось, когда Маккавеи одержали много побед над армией Антиоха и поразительные суды Божьи обрушились на его голову, ибо сам он умер от страшной болезни. Но эти события здесь представлены, как обычно, в фигуральных выражениях, осуществления которых мы не должны ожидать буквально, но они могут исполниться раньше, чем мы ожидаем.

1. Бог будет в высшей степени недоволен этим дерзким нападением: «Когда он гордо и во гневе придет на землю Израилеву, надеясь победить всех, кто противостанет ему, тогда гнев Бога воспылает в Его лице (англ.пер.)». Это ссылка на поведение человека, цвет лица которого меняется, когда его в высшей степени оскорбляют и он решает продемонстрировать свое негодование (ст. 18). Бог заступится за Свой народ и будет говорить в ревности Своей, в огне негодования против Своих и его врагов (ст. 19). Посмотрите, что Бог позволяет грешить и предоставляет людям повод совершить грех, используя его для достижения собственных целей; это согласуется с Его ненавистью ко греху и недовольством грехом. Бог приведет врага на землю Свою, чтобы он познал, какой легкой добычей он может быть, и чтобы тем самым прославить Себя; но тем не менее, когда враг придет на эту землю, то гнев Божий воспылает и Он будет говорить с ним в огне Своего негодования. Если кто-либо спросит: «Почему Он таким образом обнаруживает ошибку, ибо кто может противостать Его воле?», то легко ответить: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?»

2. Его армии окажутся в замешательстве и сильно испугаются (ст. 19): «Произойдет великое потрясение на земле Израилевой – всеобщее крушение (ст. 20), которое повлияет на рыб и птиц, на зверей полевых и пресмыкающихся, особым образом воздействует на всех людей, которые на лице земли, ибо очень скоро их поразит страх». В результате этого землетрясения обрушатся горы – природные высоты и упадут утесы, а также падут стены и башни – искусственно возведенные высоты; все они падут на землю. Некоторые полагают, что здесь речь идет о страхе, который охватит всю землю Израильскую из-за ярости врага. Но, скорее, здесь говорится о страхе, который поразит врага из-за гнева Божьего; все, на что они надеялись и в чем были уверены, окажется несостоятельным, и их сердца затрепещут.

3. Он будет разбит и полностью уничтожен; и земля, и небо вооружатся против него.

(1) Земля выстроит свою армию, чтобы уничтожить его. Если народ Израиля не имеет силы и смелости противостоять ему, то Бог призовет меч против него (ст. 21). В Его распоряжении всегда находится меч, который упился на небесах (Ис 34:5). На всех горах Израиля, где он надеялся найти много добычи и за счет ее обогатиться, он натолкнется на мечи, которые будут поражать его, ибо меч каждого человека будет против брата его, как было с Мадиамом (Пс.82;10). Великие мужи Сирии будут сражаться и побеждать друг друга, будут обвинять и вызывать друг друга на дуэли. Отметьте: Бог может и часто делает противников Своего народа собственными губителями, которые уничтожают друг друга. Тем не менее Он сам будет их губителем и возьмет это дело в Свои руки, чтобы оно было сделано основательно (ст. 22): «Я буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием». Отметьте: Бог судится с теми, против кого Он выступает, чтобы их уста были закрыты и Он был оправдан в суде Своем.

(2) Против них также выступит армия небес: «Я пролью на него всепотопляющий дождь» (ст. 22). Он придет, как буря, на Израиля (ст. 9), а Бог придет, как буря, на него и прольет на него каменный град, как на хананеян (ИНав 10:11), огонь и серу, как на Содом, и палящий ветер (Пс 10:6). Подобным образом Гог и Магог в Новом Завете будут поглощены огнем с неба и ввержены в озеро серное (0тк 20:9,10). Таковой будет вечная участь всех нераскаявшихся непримиримых врагов Церкви и народа Божьего. 4. Всем этим Бог прославится. Он достигнет цели (ст. 16), к которой стремился (ст. 23): «И покажу Мое величие и святость Мою».

Отметьте: уничтожая грешников, Бог продемонстрирует, что Он – великий и святой Бог, и Он будет совершать это до самой вечности. И если не люди прославят и не освятят Его, как должно, то Он сам возвеличит и прославит себя. А мы должны желать и каждый день молиться: «Отче, да святится имя Твое».

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 38 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *