О. Всеволод Шпиллер в прихожей. После смерти

Сергей Федоров-Мистик

Из файла "Явления"

Когда я после смерти о.Всеволода, впервые на самое короткое время оказался в его квартире на ул.Черняховского и встретился с Агриппиной Николаевной Истнюк, я был неприятно поражен. Как так, почему домработница пребывает в молнеевидной благодати в какой пребывал о.Всеволод? Значит все мои видения молнеевидной благодати при жизни о.Всеволода самообман, самовнушение. Ведь не может же и домработница и святой одинаково светиться. И только потом я узнал, кто такая Агриппина Николаевна Истнюк. Духовная дочь иеромонаха Павла Троицкого, Преподобного духовника о.Всеволода. О самом о.Павле я узнал значительно позднее. Но от первого визита к Агриппине Николаевне я пребывал в растерянности и расстройстве. Затем мои старушки опять стали просить меня посетить Агриппину Николаевну, и так какое-то время я стал почти регулярно   бывать на квартире о.Всеволода. Первое, что поражало это духовное присутствие в квартире самого о.Всеволода. «Батюшка здесь» – ответила мне Агриппина Николаевна на восторженные отзывы о явности этого благодатного присутствия. Однажды, на кухне мы говорили об о.Всеволоде.

Таинство исповеди в контексте канонического права

Я стоял в проеме дверей  ведущих на кухню, но чуть в глубине коридорчика. Разговор был увлекательным. О.Всеволод очевидно слушал нас находясь в комнатах, но мы на этом не очень акцентировались. Но тут он вышел на кухню, пройдя  вплотную со мной. Душа ушла в пятки, когда я попал в поле его существования. Агриппина Николаевна и виду не подала, и все-таки чувствовалось, она знает, что на кухне нас трое. Но для нее это было естественно. Потом уже, когда она вышла провожать меня в прихожую, я  присев на корточки завязывал ботинки. Поднял голову, и «прибалдел». В прихожей стояла Агриппина Николаевна, а за ее спиной, видимый другим зрением, но как-то слишком реально, о.Всеволод, и оба смотрели как я завязываю шнурки. Мы простились. Впечатление было таким сильным, что я зарисовал это. Представил духовнику. Глядя на мою фигуру на рисунке, ошалевше прислонившуюся к косяку двери, и Агриппину Николаевну заваривающую кофе, и силуэт о.Всеволода выше дверей, духовник спросил: «Это вы?» «Да это я» Духовник молча рассматривал рисунок, потом спросил: «А в Кузнецах вы чувствуете присутствие о.Всеволода? –Да. Но на квартире сильнее. Это все произошло вплотную, я весь затрепетал» Духовник с удовлетворением принял в дар рисунок.
В следующее посещение квартиры о.Всеволода меня охватил ребячий, безответственный задор: «А возьму-ка я благословение у о.Всеволода. Так  и обращусь к нему, глядя на него, — Благословите, Батюшка! — Так я думал подходя к дому, где жил о.Всеволод. Очевидно, мои мысли были видны, и прочитаны. В квартире было разлито присутствие о.Всеволода, но такого личного, глаза в глаза не было. «Ну и слава Богу, — подумал я, -а, то ведь это действительно чрезмерное дерзновение, напугал бы еще Агриппину Николаевну, и вообще неизвестно какие духовные последствия»
Но как же я был потрясен позднее, когда оказалось, что духовник о.
Всеволода, живущий где-то в тверских лесах, давно видит меня и передает мне свое благословение.

Вместе с Агриппиной Николаевной мы часто слушали записи проповедей о.Всеволода. Я приносил с собой магнитофон и пленки. И магнитофон и пленки даны мне были на время. Я занимался  вокалом в музыкальной школе по определенной методике, мне подсказал ее композитор Вилли Брайнен, для этого нужно было слушать самого себя. Своего магнитофона у меня не было и друг нашей семьи духовное чадо о.Всеволода Александр Степанович Алешин дал мне свой, да еще записи проповедей о.Всеволода в придачу. Старушки, которых я посещал, были на небесах, когда я приходил к ним с этими записями. Но после смерти о.Всеволода 8 января 1984 года меня просили вернуть и магнитофон и записи.  Однажды в конце ноября 1984 г. меня попросили зайти к Агриппине Николаевне по поводу каких-то «коробочек», так старушки называли кассеты. Когда я приехал, Агриппина Николаевна спросила меня знаю ли я что-нибудь об о.Павле? В то время в Кузнецах был за штатом иеромонах Павел Лысак, которого в эти годы уже посадили в тюрьму. Нет речь шла о духовнике о.Всеволода, затворнике и духовидце, который пребывая где-то в тверских лесах видит мысли людей находящихся в Москве. На днях от него приехали связные, привезли письма, некоторые это ответы на еще не отправленные письма к нему. И вот связная Галина передала благословение о.Павла две кассеты с записями службы о.Всеволода «Литургию, и чтение канона Андрея Критского передать мне. «Сереже, который вам помогает»
«Я даже не поняла, о каком Сереже идет речь, – сказала Агриппина Николаевна, — Но Галина пояснила: «Сереже,  духовному чаду о. N»
Кассеты посылал о.Павлу  дьякон о.Николай Кречетов, он же их и записывал. Они находились еще в Москве, когда от о.Павла пришло такое благословение, хотя ни о кассетах, ни обо мне ему никто не сообщал. Потом мне рассказывали как духовные чада священники умоляли в письме о.Павла о встрече с ним, он  ответил: «Зачем? Я вас вижу, и все о вас знаю»
Тогда же я был ошеломлен случившимся. «Он очень прозорливый, пояснила Агриппина Николаевна, — Он в вас что-то видит» (Находясь в тверских лесах!) Я недоумевал.   
«Все просто, все по православию. Вас кто-то любит, и хотят сделать вам радость»
Агриппина Николаевна просила нигде не упоминать имя о.Павла. Еще при жизни о.Всеволода какое-то время было запрещено упоминать его даже в записках о здравии, чтобы соседство имен о.Всеволода и о.Павла не вызвало подозрений сотрудников КГБ несущих службу в алтаре Николо-Кузнецкого храма.
Позже духовник объяснил мне, что о.Павел это духовный отец о.Всеволода. «Это абсолютно святой человек. Ему никто не говорил о вас. Он просто увидел, что вы любите слушать проповеди о.Всеволода, и ходите с этими записями к  другим людям. И послал их вам. Это милость Божия. Если нужно Бог пошлет вам и магнитофон». Недели три до этого я обратился к духовнику с письмом с просьбой помолиться о том, чтобы Бог послал мне магнитофон для занятий пением. (Черновик этого письма сохраняется в моих дневниках до сих пор.) Духовник тоже предупредил очень серьезно, чтобы я ни единой душе не говорил о даре  и об о.Павле, а записи Литургии хранил как святыню. «Разрешайте слушать, переписывать, но никогда не отдавайте»
Вместе с Агриппиной Николаевной мы очень хотели услышать Литургию в служении о.Всеволода, но оказалось что иностранная пленка скользила в старом магнитофоне, звук был плавающим, и разобрать было ничего нельзя. Я был огорчен. Узнав об этом, Агриппина Николаевна спросила меня по телефону: «А сколько стоит магнитофон?» И когда через час я оказался на ее квартире с авоськами, она, указав на конверт, лежащий на столике, сказала: «Вот возьмите, и завтра  идите и покупайте себе магнитофон. Это вам дар свыше. Эта мысль мне пришла сейчас, мне как раз сегодня принесли пенсию за четыре месяца» Я купил магнитофон, и когда мы прослушали Литургию, вместе с о.Всеволодом ее служил старец о.Тихон Пелих, я показал Агриппине Николаевне письмо написанное к о.Владимиру с просьбой помолиться, чтобы Бог послал мне магнитофон. И вот через три недели мы слушаем запись Литургии, дар преподобного старца, на новом магнитофоне.
«Это никакая не Агриппина! Это Бог вам послал магнитофон. Это милость Божия. Только дар не падает с неба, а приходит через людей»   

Ссылки на рисунки Федорова-Мистика

Рисунок "Отец Всеволод Шпиллер накануне своего отпевания" http://www.proza.ru/2009/12/25/1601 

Рисунок "Призывание" Явление о.Всеволода на литургии Василия Великого, через неделю после смерти  http://www.proza.ru/2010/01/30/62

Рисунок "Явление прт. Всеволода Шпиллера патриарху Пимену 7 февраля 1984г. Николо-Кузнецкий храм. Праздник иконы Божией Матери "Утоли моя печали" http://www.proza.ru/2009/05/25/733   

Рисунок "Беседа с о.Всеволодом в день его поминовения" http://www.proza.ru/2010/12/26/64

Рисунок "о.Всеволод на празднике иконы Божией Матери Взыскание погибших 1984г. (еще не прошло 40 дней)" http://www.proza.ru/2010/03/01/138

Рисунок "Пречистая. Николо-Кузнецкий храм 6 февраля 1985 г".http://www.proza.ru/2010/01/23/34   

Рисунок Набросок. "Явление Пречистой в Кузнецах 6 февраля 1985 г."  http://www.proza.ru/2009/12/26/31

Рисунок "О.Всеволод на Всенощной в храме на Преображенской http://www.proza.ru/2009/12/26/56

Рисунок "На службе о.Владимира" http://www.proza.ru/2010/12/26/1038

Рисунок "О.Всеволод на кухне своей квартиры. (после смерти)" http://www.proza.ru/2009/12/26/75

Рисунок "О. Всеволод в прихожей. После смерти."   http://www.proza.ru/2011/01/18/1712

Рисунок "Панихида в Кузьминках" http://www.proza.ru/2009/12/26/5

Рисунок "Агриппина Николаевна и о.Всеволод у дверей храма. Кэузнецы" http://www.proza.ru/2011/01/07/264

Рисунок "Слушая литургию о.Всеволода" http://www.proza.ru/2011/01/07/961

Рисунок "Прозрачный силуэт"  http://www.proza.ru/2009/12/26/433

Рисунок "Архм. Иоанн Крестьянкин выход в метафизику" Печоры Псковские http://www.proza.ru/2010/01/06/1448

Рисунок "О.Иоанн Крестьянкин среди нас на квартире (метафизически)" http://www.proza.ru/2010/12/27/81

Набросок "Архм. Иоанн Крестьянкин после кончины" Михайловский храм.  http://www.proza.ru/2010/01/01/169

Рисунок "Ангельские силы и о.Иоанн в духовных небесах" http://www.proza.ru/2011/02/06/141

Рисунок "О.Павел Троицкий моление"  http://www.proza.ru/2010/01/30/71

Рисунок "О.Павел в полнеба" http://www.proza.ru/2010/04/04/812

Рисунок "О.Павел на отпевании старушки"  http://www.proza.ru/2011/01/01/197

Рисунок "Митрополит Антоний Блюм. Выход в метафизику" http://www.proza.ru/2010/01/22/1649

Рисунок "Архимандрит Авель Македонов над головой в электричке" http://www.proza.ru/2010/01/06/1198

Рисунок "Патриарх Алексий II, выход в метафизику"  http://www.proza.ru/2010/01/23/53

Рисунок "Духовник созерцает свое чадо через стену кабинета" http://www.proza.ru/2010/01/23/490

Рисунок "Архимандрит Кирилл Павлов на исповеди" http://www.proza.ru/2010/03/01/1016

Набросок "Старец. Выход в метафизику на литургии" http://www.proza.ru/2009/12/12/626

Рисунок "Старец в метафизике на Всенощной  праздникаПреображения" http://www.proza.ru/2011/01/15/159

Рисунок "Выход семейного старца в метафизику" http://www.proza.ru/2011/01/18/72

Набросок "Отец Илий в Оптиной" http://www.proza.ru/2011/01/09/238

Рисунок "Прп. Савва Сторожевский явление в храме Успения на Городке. Звенигород 1985 г." http://www.proza.ru/2010/01/30/55

Рисунок "Первое явление схм. Серафимы Кочетковой старицы Спасо-Влахернского монастыря" http://www.proza.ru/2010/01/23/84

Набросок "Явление схм.Серафимы Кочетковой дом причта при храме Вознесения в Перемилово" http://www.proza.ru/2009/12/19/171

Набросок "О.Александр Мень на своем отпевании в Новой деревне" http://www.proza.ru/2010/01/01/751

Рисунок "Явление высоко-духовной личности" http://www.proza.ru/2010/01/01/228

Рисунок "Псалтырь по княгине Пересветовой" http://www.proza.ru/2010/01/06/1319

Рисунок "Ангел маленькой Лизы" http://www.proza.ru/2011/01/29/1184

Рисунок "Ангел крестника Алеши" http://www.proza.ru/2010/12/26/1316

Рисунок "Спасаем колодец. Ангел" http://www.proza.ru/2011/01/15/291

Рисунок "Игорь Борисович Померанцев на своем отпевании. Храм Ильи Обыденного" http://www.proza.ru/2010/01/23/106

Рисунок "Явление Игоря Борисовича Померанцева на даче. (Загорск)" http://www.proza.ru/2010/02/20/1330

Рисунок "Смерть Пантелеймона Ивановича Васильева" http://www.proza.ru/2010/01/26/113

Рисунок "На свадьбе" http://www.proza.ru/2011/01/01/925

Рисунок "Горький в своем доме-музее на Никитской" http://www.proza.ru/2011/01/01/802

Рисунок "Темный дух арбатской квартиры" Иллюстраия к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2011/01/29/1661

Рисунок "Встречи друзей на квартире одержимого человека" http://www.proza.ru/2011/01/30/121

Рисунок "В автобусе". Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2010/01/23/546

Рисунок "В крематории. Души как дети." http://www.proza.ru/2010/01/23/120

Рисунок "На поминках Ольги Дриневич" http://www.proza.ru/2011/01/21/252

Рисунок "Улыбка Натальи на ее отпевании" http://www.proza.ru/2011/01/17/148

Рисунок "Отпевание Леонида К. Храм Ильи Обыденного 2008г." http://www.proza.ru/2011/01/29/543

© Copyright: Сергей Федоров-Мистик, 2011
Свидетельство о публикации №211011801712

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Федоров-Мистик

Рецензии

Написать рецензию

Сергей, С праздником Вас! Творческого беспокойства, житейского счастья и умиротворения.
Ваша Татьяна.

Татьяна Алейникова   18.01.2011 23:30   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Сергей Федоров-Мистик

Епископ Иаков (Тисленко)

Иаков (Тисленко) (род. 1960), епископНарьян-Марский и Мезенский.

В миру Евгений Иванович Тисленко, родился 19 августа1960 года в городе Минеральные Воды Ставропольского края.

В 1965 году семья переехала в город Владимир.

В 1977 году по окончании средней школы № 31 города Владимира поступил на филологический факультет Московского государственного университета им. М. В.

ДЕЛАЙ, ЧТО ДОЛЖНО

Ломоносова, который окончил в 1982 года по специальности филолог-русист со знанием английского языка.

В 1982-1984 годах служил в рядах Советской Армии.

В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1992 году — Московскую духовную академию.

В 1990 году был принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

В 1990-1994 годах нёс послушание референта патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

19 декабря 1991 года был пострижен в монашество с именем в честь святого апостола Иакова, брата Господня. Постриг в Свято-Троице-Сергиевой Лавре совершен её наместником архимандритом Феогностом (Гузиковым).

В 1994-1999 годах преподавал в Московской духовной семинарииСвященное Писание Ветхого Завета.

С 1995 по 2011 год руководил киностудией Троице-Сергиевой Лавры "Обитель".

8 апреля 2001 года был рукоположен в сан иеродиакона епископом Красногорским Саввой.

Архимандрит Иаков (Тисленко)

5 октября 2008 года был рукоположен в сан иеромонаха наместником Троице-Сергиевой Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом.

В 2009-2011 годы исполнял обязанности редактора газеты Троице-Сергиевой Лавры "Маковец".

27 декабря 2011 года был избран епископом Нарьян-Марским и Мезенским.

6 января 2012 года был возведен в сан архимандрита епископом Архангельским Даниилом (Доровских).

3 февраля 2012 года был наречён , а 25 февраля того же года — хиротонисан во епископаНарьян-Марского и Мезенского. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослужили: митрополиты Крутицкий Ювеналий (Поярков), Астанайский Александр (Могилев), Волоколамский Иларион (Алфеев), Архангельский Даниил (Доровских); архиепископы Истринский Арсений (Епифанов) и Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков); епископы Красногорский Иринарх (Грезин), Дмитровский Феофилакт (Моисеев), Солнечногорский Сергий (Чашин), Подольский Тихон (Зайцев).

Труды

  • Созидатели Руси.
  • О началах Премудрости. Изъяснение учительных книг Священного Писания Ветхого Завета.
  • От восток Солнца: путешествие на Сахалин и Курилы.

Награды

  • набедренник
  • медаль Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского (1988)
  • грамота за миссионерскую деятельность (от митр. Восточно-Американского Илариона, первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, 2010)

Использованные материалы

О. Всеволод Шпиллер в прихожей. После смерти

Млекопитающие
Отряд Хищные

Белый медведь

Белый медведь (III). Полярный гигант, самый крупный в наше время хищный зверь на планете — масса до 1000 килограммов! Длина тела может быть более 3 метров, когда медведь стоит на четырех лапах, его высота в холке достигает около 1,5 метров. Площадь его "ладошки" в 2-2,5 раза больше, чем у спортсмена-штангиста тяжелого веса. Когти на пальцах лап длиной до 5-6 сантиметров. Клыки — 5 сантиметров и больше! Хвост только оплошал, всего лишь 20-25 сантиметров. А он, в общем-то, полярнику и не нужен.

Не случайно за зверем прочно укрепилось определение — владыка Арктики.

По образу жизни белый медведь относится к наземным животным, но это условно и далеко не верно. Тверди земной зверь почти не знает. Он не наземный, а "наледный", ибо всю свою жизнь, а она может длиться до 40 лет, белый медведь в бегах по льдам, притом и плавучим, где кругом разводья, коварные трещины, где гигантские торосы наступают и днем и ночью с грохотом, треском, шумом. Но живет белый медведь, только вот владыкой перестал быть после того, как в Арктику проник человек. Преследование зверя особенно активно началось с XVII века с развитием полярного судоходства.

По меткому выражению доктора биологических наук С.

Филолог, фотограф, епископ «всея Арктики и Антарктики» Иаков: Самое трудное – захотеть измениться

М. Успенского, большого знатока природы Севера, белый медведь — "законченный бродяга". И все же пути его странствий по необозримым просторам Северного Ледовитого океана были перехвачены. В итоге он как вид "добрел" до порога Международного союза охраны природы и природных ресурсов еще в 50-х годах текущего века, где на него обратили самое пристальное внимание — в большой опасности владыка Арктики.

Положение белого медведя, по данным Красной книги СССР, таково: в середине 50-х годов общая численность вида, возможно, не превышала 5-10 тысяч особей. В начале 70-х годов она определялась примерно в 20 тысяч, в том числе в Советской Арктике в 5-7 тысяч (число берлог на острове Врангеля составляло 200-250). В конце 70-х годов общая численность вида равнялась приблизительно 25000 особей.

Чем же вызвана тревога за судьбу огромного зверя? До середины 70-х годов главной причиной сокращения численности белых медведей был их промысел. В последние годы все более и более важную роль приобретают такие явления, как отравление пестицидами, применяемыми человеком и "пробравшимися" разными путями даже в отдаленные районы Арктики. Несомненно отрицательно влияют загрязнение просторов океана продуктами нефти и факторы беспокойства, особенно по отношению к медведицам и их молодняку в тех местах, где образуются "родильные колонии".

В зоопарках мира по состоянию на 1 января 1985 года содержалось около 300 особей, в отечественных зоопарках около 40 особей.

Белый медведь, несмотря на то, что он обитает в суровых условиях, — зверь очень пластичный. Он хорошо переносит неволю и нередко размножается. Достаточно сказать, что одна из медведиц Московского зоопарка по кличке Звездочка, прожившая в зоопарке около 30 лет, в общей сложности принесла, выкормила и выходила 14 медвежат. Успешно размножаются белые медведи во многих других зоопарках страны и зарубежных.

В СССР ограничения в охоте на белого медведя были введены еще в 1938 году. С 1956 года вид охраняется полностью и разрешен лишь ограниченный отлов медвежат для отечественных зоопарков и на экспорт. В 1960 году на острове Врангеля был организован специальный заказник с целью охраны этого уникального пристанища белых медведиц, где они собираются для выведения потомства. В целях усиления охраны белых медведей в 1976 году заказник был преобразован в заповедник.

В 1973 году в городе Осло состоялась специальная конференция представителей СССР, США, Канады, Норвегии и Дании, на которой был разработан и принят текст Международного соглашения по охране белых медведей на всем побережье, островах и плавучих льдах Северного Ледовитого океана-ареала владыки Арктики. В следующем, 1974 году между этими пятью странами было заключено официальное соглашение по охране белых медведей, которое вступило в силу с 1975 года. Весьма отрадно и поучительно, что на встрече представителей стран — участниц Соглашения по охране белых медведей, которая состоялась в 1981 году, было решено продолжить срок действия Соглашения как вполне себя оправдавшего.

Сейчас наши специалисты предлагают организовать кроме острова Врангеля и другие зоны размножения белых медведей с их охраной (например, на Земле Франца Иосифа). Что же касается предотвращения гибели зверей от загрязнения природной среды Арктики, то эта острая проблема затрагивает не только белых медведей, но и всю природную среду. Тема эта особая, и на ней мы останавливаться не будем.

Несмотря на то, что в охране белого медведя как вида достигнуты большие успехи, помогать ему все равно нужно. Ему и без пресса человека живется нелегко. Почти полгода темная полярная ночь, зима с морозами до — 45° С. Бураны, метели, шквальные ветры, холодная "обжигающая" вода, в которой приходится плавать и нырять. А лето? Оно короткое, туманное, без тепла, + 3° С, по арктическим понятиям, уже "жарко". Лед, на котором живет медведь, дрейфует; со страшным треском и грохотом разламываются на глыбы огромные льдины, среди которых прямой дорожки не найдешь, а ходить приходится много "что потопаешь, то и полопаешь").

Ни былинки, ни травинки круглый год, все кругом белым-бело до самого горизонта. Только медведицы, когда им приходится временно перейти на оседлый образ жизни, вступают на землю. А для чего? Примерно в течение 8 месяцев медведица вынашивает свое чадо. Месяца за два до родов она покидает ледяные просторы и выходит на сушу, в основном это берега тихих арктических островов. Здесь она роет лапами в многометровых по высоте сугробах берлогу. Берлога — это овальная камера длиной до 2,5 метра, шириной до 2 метров и высотой около 1,5 метра. Из этой камеры к поверхности сугроба пробит лаз шириной сантиметров 70-75 и длиной метра два. Когда закончены все строительные работы, будущая мамаша залезает в камеру и, свернувшись там кренделечком, терпеливо ждет появления потомства. А пока придет час "таинства", метели и бураны покроют берлогу толстой снежной пеленой, этакой крышей, толщина которой может быть и больше метра.

Интересно отметить, что вообще малообщительные между собой медведицы, не имеющие добрых чувств к себе подобным, во время размножения меняются в характере и образуют целые поселения. К примеру, на острове Врангеля за многие последние годы родильные берлоги в одно и то же примерно время устраивают 200-250 белых медведиц. Причем в тесноте, на расстоянии 10, 20, 50 метров друг от друга. Случалось, что в одном огромном сугробе находили по 5 берлог, и все они были обитаемыми.

Имеются сведения, что несколько лет назад в море Бофорта (на Аляске) были найдены медвежьи берлоги не на островах, а среди многолетних льдов, вдали от материка.

В берлоге медведицы проводят примерно 6 месяцев. Малышей бывает 2-3, у молодых самок по 1, в редких случаях старые самки приносят 4 медвежат. Малыши появляются где-то в декабре-январе. Рождаются они беспомощными, лишь слегка покрытыми белой шерсткой, через которую просвечивает розоватая кожица. Глаза закрыты, уши тоже. Масса не превышает 700-800 граммов, а длина тельца — до 30 сантиметров. Подошвы лапок голые, коготки на пальцах прозрачные и кончик носа розовый. Глядя на новорожденных, не верится, что они дети такой махины, как их папа-самец, да и мамаша не мала, ее масса может достигать 300-350 и больше килограммов. В нежных объятиях такой мамы-махины, на ее лохматой груди и согреваются малыши примерно в течение 2 месяцев. К этому времени у них прорезаются зубы, а еще раньше, примерно на 30-й день, открываются глаза и слуховые отверстия. В возрасте 3-4 месяцев малыши на питательном материнском молоке заметно увеличиваются в массе — до 10-15 килограммов. Бывают они в это время очень забавными, шустрыми и готовы покинуть берлогу, чтобы следовать за самкой. При опасности ворчат, шипят, кусаются и дерутся передними лапками. Выведя их из берлоги, медведица быстро покидает земную сушу и уходит со своим выводком в ледяную пустыню.

Там семья будет бродить вместе больше года. За это время нужно освоить многие законы Севера, познать все хитрости добывания пищи. Дело это сложное, трудное: корм в Арктике найти непросто.

Белый медведь — типичный хищный зверь. Его основное "меню": кольчатая нерпа, морской заяц, хохлач, гренландский тюлень и другие ластоногие. Когда случается голодная пора, медведь не брезгует падалью, ухитряется ловить мелких зверьков, поедает выбросы моря и другую животную пищу.

У белого медведя отлично развито чутье. Обнаружив добычу, искусно маскируясь, огромный зверь ловко подкрадывается к ней. При этом медведь ложится, ползет, распластавшись, по льду, таится среди ледяных нагромождений. Тюлени тоже осторожны и чутки. Они следят за окрестностями, лежа на льду около лунки или разводья. Наконец, медведь "на старте". Напружинился — и молниеносный бросок на добычу. Страшный удар передней лапой и… обед.

Бывает, охотится белый медведь и в ледяной воде, ныряет, но не замерзает. Что, шуба густая? Нет, хотя шуба и густая и теплая, но она греет зверя, пока сухая, а в воде быстро намокает. Когда медведь после плавания или ныряния выбирается на лед, он сразу с силой отряхивается, даже прижимается к ледяным торосам, как бы выжимая воду из густого меха. Природа наделила зверя второй шубой, которая и позволяет ему пребывать в воде и нередко уплывать в открытые пространства на десятки километров. Вторая шуба жировая. Она под кожей, толщина ее в несколько сантиметров. Вот этот "изолятор" и спасает организм белого медведя от переохлаждения.

Каков характер белой "махины"? В неволе белый медведь — один из самых опасных зверей. Учитывая его огромные размеры и колоссальную физическую силу, обращаться с ним нужно очень осторожно. Помещения для его содержания и транспортировки должны быть особенно прочными. В природе зверь особой опасности не представляет и при встрече с человеком обычно уступает ему дорогу. Это подтверждается многочисленными встречами "нос к носу" с белыми медведями в Арктике наших ученых-зоологов, путешественников, охотников, зимовщиков полярных станций и т. п. Вообще белый медведь — любопытный зверь и нередко интересуется поселениями людей, домиками и складами охотничьих зимовий, расположением метеостанций, лагерями экспедиций. Подходя к ним, медведь не стесняется их обследовать: он ведь владыка здешних мест. Но его намерения не агрессивны. Однако люди несведущие обычно теряются и встречают "гостя" воинственно. А это приводит к трагедиям, как для одной, так и для другой стороны. Поэтому привлечение белых медведей к жилью (для фотографирования) недопустимо, как и остальные в доступных для них местах пищевых отходов или отходов зверобойного промысла. Специфическая особенность этого вида заключается также в его крайней беззащитности перед человеком; восстановить численность белого медведя нелегко, истребить — очень просто.

Вообще люди издавна охотились на белого медведя, главным образом в Гренландии, в арктической Америке и на северных побережьях Скандинавского полуострова. Шкура использовалась для изготовления одежды и предметов домашнего обихода, жир для самых разнообразных хозяйственных целей, а мясо шло в пищу. В XII — XIII веках на берегах Баренцева моря появились русские зверобои, а позднее с освоением и других областей Арктики белый медведь и здесь стал объектом охоты.

В итоге еще в начале XX столетия повсюду было замечено — численность белых медведей убывает, но факт констатировали, а тревоги не последовало. Только норвежские охотники с 1945 по 1963 год убили около 6000 белых медведей. В 1965-1966 годах в Канаде добыли 600 зверей, а на Аляске увлекались охотой с самолетов. Это не могло не повлиять на количество медведей и в наших пределах: ведь звери государственных границ не признают.

В целях сохранения белых медведей в СССР в 1956 году охота на них была полностью запрещена. Тем самым наша страна подала пример активной деятельности в защиту живого памятника суровой природы Арктики.

Коротко о некоторых особенностях биологии. Самки становятся половозрелыми на 4-м году жизни, самцы на год позже. Брачный период примерно в конце марта — в апреле. Рожает самка 1 раз в 3, а реже в 2 года и в течение своей жизни приносит 10-15 медвежат. А жизнь ее в природе не так продолжительна, как указано выше для белых медведей. Сорок лет живут они в условиях неволи, в природе — не более 20-25 лет. Молодые медведи начинают вести самостоятельный образ жизни в возрасте 1,5-2 лет.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *