Известный священник и публицист иеромонах Макарий (Маркиш) преподает в Иваново-Вознесенской Духовной семинарии, участвует в различных форумах, круглых столах, интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и православной культуры. Отец Макарий помогает преодолеть "бессознательность", суеверия, невежество в вере, диктат "злых старушек – римских мам", которых можно встретить в храме. Эта книга – передача живого опыта общения священника с людьми в простой форме вопросов и ответов, это православная миссия, участие в которой – обязанность каждого христианина, тем более священника.

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Псевдоправославие

Дорогой читатель!

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства "Никея".

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.

Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru

Спасибо!

От издательства

"Душа человека по природе христианка", – писал Тертуллиан в третьем веке.

Иеромонах Макарий (Маркиш) ЭТИ «НЕУДОБНЫЕ» СОБЕСЕДНИКИ

И действительно, вряд ли найдется человек, в душе которого окончательно утеряно то, что дает ей столь высокое определение. Какими бы приземленными ни казались ценности общества, будь то общество строительства коммунизма или общество потребления, все равно остаются в сердце каждого человека самые высокие порывы – желание любить и прощать, стремление к добру, неудовлетворение лишь материальным изобилием и зов к поиску истины. Тянется душа к Своему Творцу.

Как заметил живший в четвертом веке богослов и философ Августин: "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе". Ищет душа своего Творца. Так было и так будет.

Вот и сегодня ищут люди дорогу в Церковь, туда, где высокие стремления сердца находят свои исполнения, туда, где должна совершиться встреча человека со Христом. Но на этом пути возникает немало прагматичных вопросов: как и что правильно сделать, сколько и в какой последовательности. И если человек начинает заострять свое внимание именно на этой "дисциплинарной" – нужной, но второстепенной – стороне церковной жизни, то зачастую его душа так и не встречается с живым Богом. Душевное удовлетворение, которое испытывает человек от исполнения необходимых правил, еще не имеет ничего общего с духовной жизнью и с православием. Наверное, подобное удовлетворение переживали фарисеи, не захотевшие принять Христа. Возможно, что-то подобное испытывают и люди, ревностно отслеживающие в храмах, кто, как и что делает, чтобы ненароком не прошли не там или не вовремя. Внешнее восприятие правил становится серьезным барьером на пути в Церковь, а православные с уже устоявшейся внешней церковностью бывают еще более страшным препятствием для людей, ищущих Христа.

Но, к сожалению, существует еще одна не менее серьезная проблема. Когда указанные искажения, да и просто отсутствие элементарного уважения к человеку, становятся не болезнью одной личности, а совместным религиозным убеждением группы людей внутри Церкви. Так и формируется сектантское сознание: мы здесь внутри спасаемся и делаем все правильно, а там, вне, сплошной мрак и грех. А если еще появляется духовный лидер в подобной группе, как принято сейчас говорить – младостарец, благословения которого воспринимаются как Божественное повеление, тогда есть все основания говорить о псевдоправославии.

В этой книге собраны вопросы людей, так или иначе столкнувшихся в своей церковной жизни с проявлениями псевдоправославия. На эти вопросы отвечает современный проповедник и публицист иеромонах Макарий (Маркиш). Как-то спросила отца Макария одна женщина: "Я всю жизнь хотела быть счастливой и думала, что Христос тоже этого хочет. А недавно мне сказали, что это бесовский помысел, что христианство состоит совсем не в этом…" На что он ответил: "А в чем же тогда? Выгнать мужа, убежать от детей, ходить в уродливом тряпье, мучить себя голодом, ломать себе хребет на непосильном "послушании" – и главное, безоговорочно подчиняться какому-нибудь самозваному "старцу" или "матушке"? И не смей пикнуть! Так, что ли?..

Да, Господь ставит нам задачу: быть счастливыми. Счастливыми и в этой жизни, и в будущей. Каждому ясно, что нынешнее счастье – ничто, если оно не имеет продолжения. Спаситель открывает Свою Нагорную проповедь (Мф. 5) "заповедями блаженства", "макаризмами": каждый стих начинается со слова "блаженны" – по-гречески makarioi (макарии), что в точном переводе на русский как раз и значит "счастливы".

Но что такое счастье? Читайте Нагорную проповедь, и вы убедитесь, что Христос опровергает привычные стереотипы. Счастливыми Он называет не гордых, но нищих духом, т. е. смиренных, не удовлетворенных, но алчущих и жаждущих правды, не победителей, но миротворцев…

И хотя счастье в конечном итоге зависит от того, что во мне самом, что происходит в моей душе, мы прекрасно понимаем: "поиски счастья внутри себя" – дело абсолютно гибельное. Ведь душа-то наша несовершенна, не свободна от греха, требует покаяния и исправления… Отсюда вывод очень простой и определенный: счастье возможно и достижимо только с Иисусом Христом, только на пути к Нему и за Ним".

Г лавный редактор издательства "Никея"Владимир Лучанинов

Предисловие

Печатное слово и мамы римские

За рубежом есть пословица: "У католиков папа в Риме, а у православных в каждом приходе папа". Когда я поделился этим грустным наблюдением с одним нашим священником, он согласно кивнул: "Да-да… и три-четыре мамы в придачу".

Превосходную статью "О плевелах церковной литературы" ("Одигитрия", 2007, № 1) должен прочесть каждый, кому дорого дело православной миссии, – то есть каждый верующий. Я сразу же сделал с нее пачку ксерокопий для раздачи прихожанам, а сегодня эта статья широко разошлась в Интернете. В своем отклике на нее (2007, № 6) П. Тихомиров ссылается на "бабушек из церковных лавок", которые саботируют православное печатное слово своим невежеством и упрямством. Это и в самом деле так. Но не много ли чести "мамам римским" в черных платках, тем самым "злым старушкам", на которых сетовал приснопамятный Патриарх Алексий II? Можно ли видеть в них источник некой слепой и неуправляемой силы? Разумеется, нет.

Сила эта знакома нам всем, независимо от вероисповедания, опыта, образования и возраста. Называется она рынок, и недаром ее тоже упоминает П. Тихомиров в своей статье.

Не надо при этом думать, что отличительное качество рынка – это алчность: она в куда большей мере присуща, скажем, ворам и вымогателям, ничего общего с рынком не имеющим. Рынок держится совсем другими началами: спросом и предложением.

В церковной жизни, как и повсюду, мы сталкиваемся с ними непрестанно. "В проповедях, в радиопередачах не нужны никакие сложности и рассуждения, – инструктировали меня однажды. – Люди любят строгость, чтобы все было четко и просто, без проблем". Пришлось заметить в ответ: "Бывает, люди любят одно, а Христос – совсем другое…" И протоиерей Димитрий Смирнов отзывается об одном особо злостном сеятеле церковно-литературных плевел: "Ему нельзя никак объяснить, что его продукцию даже сжигать нельзя – надо где-то в лесу закапывать. "А людям нравится" – вот его аргумент".

Удивительно и прискорбно: рыночное начало, словно смрад, распространяется по всем путям и направлениям, и мы с покорностью к нему приспосабливаемся. Пушкин заметил некогда с горечью: "…Живя в нужнике, поневоле привыкнешь к… и вонь его тебе не будет противна, даром что gentleman". Что ж, надо согласиться, что органические удобрения необходимы для истощенных лихолетьем полей, и следует спокойно, без лишних эмоций, отгружать их туда, где им место. Но в Церкви им не место. Церковь, в отличие от торговли, сельского хозяйства, промышленности и даже политики, не живет законом спроса и предложения. У Церкви другое начало. Приходится учитывать, однако, отчаянные усилия наших противников, видимых и невидимых, направленные к тому, чтобы опровергнуть эту истину и запереть нас навеки в том самом отдельно стоящем дощатом сооружении. Поэтому плевелы церковной литературы в обозримом будущем не переведутся.

Что делать? Если невозможно уничтожить семена ядовитых сорняков, то как защитить от них драгоценные добрые всходы? Ведь, следуя аналогии притчи о пшенице и плевелах, жнецам просто нечего будет убирать в житницы…

Иеромонах Макарий (в миру Марк Симонович Маркиш; род. 1954, Москва) — иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор. Публикации отца Макария можно встретить в аналитическом обозрении «Радонеж», в информационно-аналитической службе «Русская народная линия», в журналах «Фома», «Нескучный сад», «Русский Дом» и Orthodox Life (США), в интернет изданиях «Православие и мир», «Истина», «Православие.ru», «Милосердие.ru», «Одигитрия» и многих других. Активный участник православной сети «Елицы», созданной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, для объединения православных христиан. Участник миссионерского интернет-проекта «Батюшка онлайн» «ВКонтакте», отмеченного Патриархом Московским и всея Руси.

Ведет страницу http://СвященникОтвечает.рф. Участник телепроекта «Медиа отец», частый гость ТВ"Союз".

Биография

Родился в 1954 году в Москве. Отец Симон (Шимон) Перецович Маркиш (1931—2003), известный переводчик, филолог, литературовед, профессор Женевского университета (1974—1996). Мама Инна Максимовна Бернштейн (1929—2012), известный советский и российский переводчик. Внук еврейского поэта Переца Маркиша, правнук поэтессы Рохл Бернштейн.

В 1971 году окончил 2-ю физико-математическую школу в г. Москве. Выпускник отделения автоматизированных систем управления Московского института инженеров транспорта. В середине 1980-х с семьей эмигрировал в Америку. Имеет сына и дочь. С 1985 года работал программистом в США.

В канун праздника Богоявления в 1987 году принял Крещение в Богоявленском храме Бостона. В 1999 году окончил Свято-Троицкую Духовную семинарию в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк).

В 1994 и 1998 годах приезжал на родину. В мае 1999 года, во время бомбардировок Сербии бесповоротно решил вернуться в Россию, что и осуществил в 2000 году.

По возвращении в Москву, через небольшой срок, по благословению епископа Ивановского Амвросия (Щурова), переехал в Иваново, где поступил послушником в Свято-Введенский монастырь. Здесь 2002 году принял монашеский постриг, в 2003-м был рукоположен в сан священника. С 2002 года отец Макарий преподает на кафедре Богословия и Общих Церковных дисциплин Иваново-Вознесенской Духовной семинарии, где является духовником и живёт в настоящее время.

Иеромонах Макарий (Маркиш) — автор многочисленных книг и публикаций, является одним из разработчиков «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором РПЦ в 2008 году. Настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских святых в городе Иванове 2012—2013 гг. В настоящее время клирик Успенского кафедрального собора города Иваново. Несёт послушание руководителя Информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии, возглавляет епархиальную Комиссию по вопросам семьи и материнства. Работает в правлении двух общественных групп: Комитет защиты семьи, детства и нравственности «Колыбель» и Христианская ассоциация молодёжи и семьи.

Книги

  • «Ключи от Неба, или Руководство к действию»(«Даниловский Благовестник»2014)
  • «Таинство Крещения: Беседы с родителями и крестными»(«Никея»2014)
  • «Этот плохой хороший интернет.

    Диалог с Иеромонахом Макарием

    Техника безопасности в компьютерных сетях» Сборник(«Даниловский Благовестник» 2013)

  • «Готовиться к жизни вечной»(«Даниловский Благовестник»2012)
  • «Шаг на встречу. Три разговора о крещении с родителями и крестными»(«Никея»2011,2013), Эл. формат(право изд-ва)
  • «Чтоб жизнь прожить… Беседы перед венчанием и немного после»(«Даниловский Благовестник»2011,"Никея" 2013), Эл. формат(право из-ва)
  • «Мужчина и женщина. Вопросы и ответы»(«Никея»2011), Эл. формат(право из-ва)
  • «На пороге Церкви. Вопросы и ответы» («Никея»2011), Эл. формат(право из-ва)
  • «Псевдоправославие. Вопросы и ответы» («Никея», 2010), Эл. формат(право из-ва)
  • "Американский просветитель русского народа"Переводы работ иеромонаха Серафима (Роуза) («Никея»2010)
  • «Неудобные вопросы и непредвзятые ответы» Сборник («Даниловский Благовестник»2010)
  • «Уроки любви» («Даниловский Благовестник»2008)
  • «Лицом к лицу: вопросы жизни» («Даниловский Благовестник»2008)
  • «Давайте уничтожим ад!» Сборник: Иеродиакон Никон (Муртазов), Иеромонах Макарий (Маркиш) («Благо»2005), Эл. формат

Чтобы слово не было праздным…

Монах Макарий

Вениамин Топилин

Лето. Салоники. Вечер. Дневная жара постепенно  ушла, уступив место мягкому теплу. Площадь Аристотеля. Людно как всегда.

 Двое, —   мужчина и женщина пересекают площадь.   От магазинов доноситься музыка. Ароматы вин и различных кушаний, бродят по площади,  встречают своих  посетителей и увлекают в   уличные рестораны. Людское море шумит без остановки. Разговоры, общение и так до поздней ночи.

Монах Макарий идет под ручку с женою.

Ватопед святогорская обитель. При всей своей грандиозной истории, переживала разные времена. Расцвет и упадок, чередующиеся циклы. Известность и забвение. Через все превратности исторических изменений, пришлось пройти Святой Ватопедской обители.

Указами Византийских царей, — монастырь был выстроен, поддерживаем и храним.  Многочисленность монашеской братии сохранялась почти всегда,  не смотря на происходящие    потрясения.

 Католическое и турецкое владычество, набеги пиратов,  нарушали  жизнь монастыря…

Наступил 1989 год.

МАКАРИЙ (иеромонах) ( род. 1954)

Этот год оказался испытанием для братии     живущей в  монастыре и той братии, которая пришла из Нового Скита.

Столкнулись два направления, принципа монашеского жительства. Ватопедские монахи жили особножительным уставом. Вновь прибывшая братия, принесла в монастырь общежительные принципы жизни.

Старые монахи приняли в штыки новые правила. Вновь поставленный игумен Ефрем, очень расстраивался и переживал по этому поводу. Старец Иосиф, — вдохновитель  Богом установленного общежития,  поддерживал и наставлял молодого игумена.

 Старые монахи имели по кельям свой стол, еду, ели мясо, некоторые курили. О. Ефрему приходилось выслушивать такие речи:
— отец, неужели твои монахи, не едят мяса? – говорили они. Ведь они не смогут вынести тяжелые послушания. Надо обязательно есть мясные продукты. Если они будут постоянно поститься, то превратятся в немощных доходяг.

— Братия, не волнуйтесь – говорил о. Ефрем. Помощью Божией и поддержкой Божией Матери  они   живут так   долгое время и имеют силы и не болеют.

Молодой игумен, по совету своего старца,  монаха Иосифа, не принуждал насильно менять жизнь старой братии. Кто- то из отцов, но не все, видя добрый пример, меняли жизнь. Так прожили какое-то время, снисходя, терпя и ожидая доброго изменения в старой братии.

Монах Макарий,  был из числа  старой братии. Он так и не смог приноровиться к новым правилам и порядкам. Роптал, искушался на все, что делал молодой игумен, для восстановления духовной и материальной  жизни обители.  Монах Макарий не смог смириться и решил уйти в мир. Один из духовников монастыря, часто беседовал с ним,   уговаривал остаться. Увещеваниями, мольбами, а где-то  угрозами Божьего наказания — пытался удержать его.  Макарий остался непреклонен. Сняв рясу он уехал с Афона.

Проживал в Салониках, работал. Нашел себе женщину и сожительствовал с нею.

В один из вечеров прогуливаясь по площади Аристотеля, он неожиданно встретил монастырского духовника.

Монах Макарий был без бороды, но духовник узнал его. Они поздоровались.

— Отец Макарий, как же мы ждем тебе обратно на Святую Гору! – сказал с печалью в голосе духовник. -Мы часто вспоминаем тебя — возвращайся, отец!

-Отец Духовник, я бы рад, да разве примут меня обратно, — с моими — то грехами?

— Все будут рады твоему возвращению, — бодро и  проникновенно, — ответил духовник.

-Хоть сегодня я уехал  бы от сюда, но не могу, — тяжело вздохнул Макарий. Живу не один, связался с женщиной, женился.  Как я ей объясню?

— Отец, положись на помощь Матери Божией, — сказал духовник. Все у тебя управиться и развяжется — вот увидишь! Только не оставляй решимости вернуться  на Святую Гору.

Они еще о многом говорили, вспоминали общих знакомых. Приветливо и по-доброму поговорив,  расстались.  Отец Макарий, возвращался  домой, —   на душе было  тепло  и радостно. Давно эти чувства не согревали его душу. Пришли теплые воспоминания о монастыре и Святой Горе. Но мысль  о жене и предстоящем тяжелом разговоре, заронила сомнение в здание решимости.

Сора с женой произошла сразу в прихожей. Она налетела на о. Макария, как камнепад в горах.

— Ты обещал заплатить за свет! – орала она. -Сколько можно тебе говорить! — Ты все витаешь, где – то в облаках. – Опустись на землю! – Я устала бороться с твоей рассеянностью! – Ты какая-то тряпка, а не мужчина, — голосила она.   Камни падали, снося все на своем пути. Деревья, тропы, автомобильная дорога,  семейное гнездо было погребено под огромным слоем камней и грязи.

Отец Макарий наклонив голову, терпеливо слушал.

— Но я забыл, прости! – спокойно сказал Макарий.

— Ты надоел мне со своим, прости – убирайся! — Все, моему терпению пришел конец. — Мы расстаемся, и в этот раз навсегда!

Макарий, поспешно собрал вещи и вышел из дома. Как зазевавшегося моряка во время шторма,  смывает волна,  и уносит в клокочущее море. Так Господь уводил Макария из мира. Моряк этот был с другого корабля. На этот же корабль, он попал по искушению.

Приехав на Афон,  не медля, —  поспешил к духовнику. Увидев монастырского духовника, монах Макарий,  с горячностью и слезами стал благодарить его:

— Отец Духовник,  если бы не ты и твои добрые, ободрительные слова, погиб бы я,  с плачем —  говорил отец Макарий. – Слава Богу, что Господь, даровал мне встречу с тобою в Салониках.

 – Матерь Божия, благодарю тебя! И  очень много добрых слов  говорил и  говорил,  отец Макарий.

Отец Духовник, смотрел с недоумением на о. Макария. Молчал и слушал эти благодарения и похвалы. Дав выговориться, отцу Макарию.

Он сказал:

— Отец Макарий, я живу в обители вот уже тридцать лет, — спокойно проговорил духовник. — И за это время,  я ни разу не выехал не то что, в Салоники, но даже в Уронополис. Ты мог увидеть там кого угодно, но только не меня.

Отец Макарий, плакал и не переставал благодарить духовника…

Рядом с монастырем есть кельи, в которых проживают монахи и в одной из них до сих пор живет  и здравствует  монах Макарий.

© Copyright: Вениамин Топилин, 2017
Свидетельство о публикации №217080600801

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Вениамин Топилин

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Вениамин Топилин

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *