Краткая история монастыря.  Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г.  освящен во имя Сретения Владимирской ик. Божией Матери, с юго-востока пристроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. После Октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. В конце 1925 г. монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений была разрушена. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории велись расстрелы. В память о всех жертвах богоборческой власти при входе в монастырь был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.

Патриарх назначил нового и.о. наместника Сретенского монастыря

В 1991 г. сохранившийся Cобор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
Святыни: мощи сщмч. Илариона Троицкого, икона с частице мощей прп. Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.
Духовенство: наместник – архимандрит ТИХОН (Шевкунов), игумен КИПРИАН (Партс), иеромонах АМВРОСИЙ (Коньков), иеромонах ИОВ (Гумеров), иеромонах ЛУКА (Ауле), иеромонах ИОАНН (Лудищев), иеромонах КЛЕОПА (Данелян), иеромонах АРСЕНИЙ (Писарев), иеромонах ПАИСИЙ (Бочкарев), иеромонах СИМЕОН (Томачинский), иеромонах ИГНАТИЙ (Шестаков), иеромонах НИКОДИМ (Бекенев), иеромонах ИРИНЕЙ (Пиковский), иеромонах ПАВЕЛ (Щербачев), иеромонах ЗОСИМА (Мельник), священник ВЛАДИМИР (Щетинин), иеродиакон МАКАРИЙ (Лободюк), иеродиакон ФЕОФАН (Бортников), иеродиакон НИКОН (Париманчук), иеродиакон НАФАНАИЛ (Муралашвили), иеродиакон ФЕОДОСИЙ  (Кулиш), иеродиакон АНТОНИЙ (Казаков), иеродиакон СЕРАФИМ (Чернышук), иеродиакон СЕВАСТИАН (Астафуров), иеродиакон ФИЛАРЕТ (Трунин), иеродиакон МАТФЕЙ (Самохин), диакон Антоний НОВИКОВ.

18 марта 2010 г.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Некоторое время назад интернет обошел видеоролик, в котором в режиме реального времени демонстрировалось сожжение сербской церкви в Косово. Ликующая, поющая и даже пританцовывающая от радости толпа сначала поджигала, потом наблюдала за сожжением храма.

В реальности таких храмов было несколько десятков.

17 марта 2004 года стал, по словам Патриарха Сербского Иринея, «днем тяжелейшего страдания, возможно, самого тяжелого страдания сербского населения в Косово и Метохии».

Косово и Метохия шесть лет спустя. На вопросы Анны Даниловой отвечает иеромонах Игнатий Шестаков.

— Отец Игнатий, 17 марта исполнилось шесть лет антисербским погромам в Косово и Метохии, произошедшем в 2004 году. В этот день в Сербии будут служиться панихиды по погибшим. Расскажите, пожалуйста, что произошло в те дни?

Поводом для начала погромов послужило сообщение в албанских СМИ об утонувших в реке албанских детях и о том, что в этом якобы виноваты сербы. В течение нескольких дней практически на всей территории Косово и Метохии вспыхнули беспорядки, происходили столкновения, погромы сербских святынь и населенных пунктов, столкновения албанцев с силами УНМИК и КФОР. Первые беспорядки произошли в Косовской Митровице, а потом они перекинулись одновременно практически на всю территорию Края. Пик погромов пришелся на 17-19 марта 2004 года.

То, что погромы были похожи на хорошо спланированную и скоординированную акцию практически сразу признали и сами представители УНМИК и КФОР, непосредственные очевидцы и участники событий. Многие из них открыто назвали это этнической чисткой.

В результате погромов было убито 19 человек, ранено более 140, выгнано из домов 5 тыс. человек. Более 900 сербских домов и квартир сожжено, полностью очищено от сербов 6 городов и 9 сел, уничтожено 35 храмов и монастырей.

Многие пострадавшие объекты Сербской Православной Церкви были практически полностью уничтожены. Т.е. сожжены, разрушены, осквернены так, что их использование по назначению стало невозможным. Что-то было попросту стерто с лица земли, как это произошло, например в Джаковице, где храм с приходским домом разрушили и разровняли грейдером. Сейчас на этом месте небольшой сквер.

В Призрене, где находилась кафедра Рашко-Призренской епархии, 17-18 марта 2004 года пострадали все православные храмы и церковные объекты. Всего более десяти объектов, не считая сербских домов и целого сербского квартала.

Это древний храм Богородицы Левишской (XVI в.) , храм Христа Спасителя (XIV в.), кафедральный собор св.

Беседы с батюшкой. Святитель Савва Сербский

вмч. Георгия (1856 г.), две церкви свт. Николая (XIV и XVI вв.), церковь св. Недели (XIV в.), церковь св.Пантелеимона (XIV в.), церковь свв. Косьмы и Дамиана (XIV в.), церковь св. Недели в Живиняне.

Монастырь Свв. Архангелов (XIV в.) разграблен и сожжен толпой албанцев на глазах военнослужащих немецкого контингента КФОР. Семинария свв. Кирилла и Мефодия и епископский двор были сожжены.

— Найдены ли инициаторы погромов? Принимают ли участие в их поиске международные организации?

По подсчетам в беспорядках участвовало приблизительно 50 тыс. албанцев. По данным КПС наказание в той или иной степени понесли 266 человек. Международный обвинитель 29 сентября 2004 года выдвинул обвинение против шестерых албанцев из Гнилана в связи с мартовскими событиями. В мае 2005 года Окружной суд в Гнилане осудил их за убийство и соучастие в убийстве серба Словодана Перича и нанесении тяжких телесных повреждений его матери Ане Перич, которая впоследствии скончалась.

Но проблема в том, что режиссеры и организаторы этих событий не найдены и не осуждены, хотя все говорит, что эти события были заранее срежиссированы. На деле получается, что эти организаторы во многом достигли своей цели, потому что большая часть изгнанных в о время мартовских погромов сербов так и не вернулись в Косово и Метохию.

— Сегодня в связи с Косово часто звучат слова о геноциде сербского населения в регионе. Справедливы ли они? Много ли сербов осталось в регионе?

На мой взгляд, говорить о геноциде сербского населения на территории Косово и Метохии абсолютно правомерно. Что такое геноцид, если то, что происходило и происходит в отношении сербов Косова и Метохии не геноцид?

Если говорить о цифрах, то по подсчетам Координационного центра по Косово и Метохии, только за период с 10 июня 1999 года по 10 июня 2003 года было совершено 6392 нападения на сербов. В результате чего 1197 человек было убито, 1305 ранено и 1138 захвачено. На 2004 год было известно, что 155 человек из числа захваченных были убиты, чуть более ста бежало или отпущено на свободу. Судьба же более 850 лиц сербской национальности была неизвестна.

За прошедшие десять лет, при международном протекторате Косово и Метохия из многонационального края превратилось в мононациональный.

Сейчас проезжая по Косово и Метохии мы просто даже не сможем сказать, где именно находилась та или иная сербская деревня. Многое в буквальном смысле стерто с лица земли, распродано, застроено новыми, уже албанскими, домами, магазинами, складами и автостоянками.

Вместе с тем было бы неправильно говорить только о плохом или о том, что сербов совсем не осталось в Косово и Метохии. Сербы, несмотря на все трагические события, продолжают жить в Косово и Метохии. Есть достаточно большие сербские анклавы или целые территории, например, к северу от Косовской Митровицы (как и северная часть города). Есть сравнительно большие сербские анклавы и намного южнее этого разделительного рубежа: Грачаница, Ново Брдо, Косовска Каменица, Шилово Штрпце, Прилужье, Липлян, Гораждевац, Осояне, Клина, Ораховац, Хоча.

Хотя, конечно, есть и много городов и населенных пунктов, где некогда значительное сербское население практически снизошло на нет. Например , Призрен – древняя сербская столица. До 1999 года здесь находилась епископская резиденция, духовная семинария и проживало около 8 тысяч сербов. Сейчас их едва наберется два десятка.

Что касается общего количества сербов, проживающих на территории Косово и Метохии, то точное их число определить сложно. Чаще всего в последнее время встречается цифра около 100 тыс. человек.

— Какова роль миротворцев в регионе?

— Мне кажется, говоря сейчас о роли миротворцев в регионе, нужно понимать о каких именно миротворцах идет речь. Изначально это был многонациональный контингент, и хотя он имеет единое командование, солдаты и офицеры разных стран и национальностей по-разному относятся к исполнению своих обязанностей .

Ну, например положение монастырей, охраняемых итальянцами это не совсем то же самое, что положение монастырей охраняемых немцами .

Что касается мартовских событий 2004 года, то стало совершенно очевидно, что 40-тысячный контингент КФОР и УНМИК оказался не готов в должной степени защитить сербов и их святыни. Французы не смогли, или не захотели, защитить монастырь Девич, а немцы монастырь Архангелов под Призреном.

Сейчас стремление уменьшить континент КФОР или передать охрану тех или иных объектов в руки Косовской полицейской службы (КПС), состоящей в основном из албанцев, вызывает оправданное беспокойство и опасения сербов.

Вопрос о роли миротворцев в регионе довольно многоплановый . Например, где в действиях всего международного контингента миротворчество, а где просто оккупационная политика?

— Восстанавливаются ли пострадавшие во время погрома 2004 года?

— Если речь идет о святынях, пострадавших во время погрома 2004 года, то определенное восстановление было произведено, и средства на это были выделены международным сообществом, но, опять же качество этого восстановления не всегда удовлетворительное, что даже стало предметом для полемики внутри самой Сербской Церкви.

Сейчас ряд храмов освящены, и в них вновь совершается богослужение.

— Какова роль Рашко-Призренской епархии в жизни региона?

По сути дела Сербская Церковь и конкретно Рашко-Призренская епархия – это чуть ли не единственный сербский общественный институт, реально действующий на территории Косово и Метохии, и объединяющий всех сербов региона. Церковь во многом взяла на себя те функции, которые, по сути, принадлежат государству.

Нельзя забывать и неоценимое значение Церкви в духовной жизни сербов Косово и Метохии. Так что она играет огромную, вернее сказать ключевую роль в самом сохранении сербского населения Края.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *