6.4. Значение христианской культуры

Христианство оказало и оказывает огромное влияние на мировую культуру. Особая ее роль обнаруживается в становлении европейской культуры, которая фактически есть христианская культура. Христианство впервые поставило личность выше природы и общества, заложив тем самым основы гуманизма. Свобода личности стала главной меркой для оценки природного и общественного порядка. Е. Спекторский, русский правовед и теоретик культуры, в своей книге «Христианство и культура» специальный раздел посвятил теме христианства и правовой культуры, где обосновал идею, что христианство создало основу для разработки проблемы естественных прав человека, а также выдвинуло мысль о правовом государстве, охраняющем права и свободы своих граждан и контролируемым ими.

Величайшей заслугой христианства является его универсализм: все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия.

Христианство впервые сделало природу предметом для преобразующей свободной воли.

В христианстве формируется уважение к внутреннему миру человека, чего не было, к примеру, в античной культуре. Совесть и христианское чувство греха заложили основу для роста самосознания человека и стимулировали появление нового искусства и гуманитарных наук. Было создано не только самостоятельное христианское искусство, но и светская культура попала под сильное влияние христианства. Христианская культура стремилась возвысить людей над бренным миром, подчеркнуть их нравственную силу. Строительство великолепных храмов, иконопись, развитие музыкального церковного искусства, скульптуры, религиозной философии и многое другое – все это достижения христианской культуры.

Невозможно найти крупных писателей, художников, композиторов, ученых, которые не испытали бы на себе влияние Библии. На темы библейских сказаний созданы известнейшие произведения. Эта книга является концентрированным выражением мудрости десятков поколений людей.

Христианство оказало влияние и на другие религии. Достаточно вспомнить его влияние на ислам, о котором говорилось ранее.

Значение Библии, как и всего христианства, выходит далеко за пределы религиозных потребностей, поскольку устанавливает нормы человеческой нравственности, дает оценку поступкам, представление о личностном идеале. Поэтому более двух тысячелетий христианство служит источником вдохновения, морали, истины для миллионов людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ОРКСЭ. Уроки 14-15 Тема: Искусство в религиозной культуре

Выполнила: учитель начальных классов ВединееваО.В МБОУ СОШ № 7

Искусство в религиозной культуре христианства

  • При входе в храм или молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. В большинстве случаев предметы искусства, находящиеся здесь, связаны с учетом той религии, в храме которой мы находимся. Искусству часто придаётся особый религиозный смысл.

Искусство в религиозной культуре христианства

  • В основе христианства лежит уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Коль скоро Христос жил среди людей, о нём можно не только написать в книге, но его можно и изобразить. Очень скоро среди христиан получили распространение изображения Христа,, его матери Марии и святых. Эти изображения стали называть иконами (от греческого «образ», «изображение»). Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей православного искусства. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён, — Иисусу Христу, Богоматери, святым.

Искусство в религиозной культуре христианства

Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.

Искусство в религиозной культуре христианства

Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.

Искусство в религиозной культуре христианства

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Покровитель Москвы. Ему молятся те, у кого работа связана с оружием, риском для жизни, а также спортсмены и предприниматели, открывающие свое дело.

Искусство в религиозной культуре христианства

НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ

Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого.

Искусство в религиозной культуре христианства

ТРОИЦА

Молитвенное обращение к Святой Троице поможет справиться с любыми испытаниями, найти правильный путь. Перед святыней надо читать молебны, чтобы очиститься от тех грехов, которые вас мучают, не дают спокойно жить. Считается, что молитва, произносимая у иконы «Святая Троица» — это прямой разговор с Богом.

Искусство в религиозной культуре христианства

Икона «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Названа в честь своей стойкости, не поврежденности, какие бы бедствия, стихии и войны не пережил образ Божьей Матери, находящийся в Киевском монастыре.

Неподвластное разуму человека чудо, делает эту икону защитницей во всех бедах, болезнях и несчастьях. Икона отведет беды, пожары, не впустит в дом лихих людей, будет способствовать укреплению семейного счастья.

Искусство в религиозной культуре христианства

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Заступница. Она помогает всем, кто попал в беду или у него появились трудности на работе, а также в личной жизни.

Путеводительница поможет принять правильное решение, убережет от ошибок. Благословляя молодых перед вступлением в брак, тоже обращаются к Богоматери «Казанская». Жизнь молодых будет очень счастливой, если венчание происходит в день празднования Святого образа.

Искусство в религиозной культуре христианства

Богородица Умиление

Господь Вседержитель

Искусство в религиозной культуре Ислама

  • Ислам не рекомендует изображать людей и животных. При этом мусульмане огромное значение придают Священному Писанию – Корану. Поэтому среди них большое развитие получило искусство – каллиграфии . Оно берёт своё начало в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатлённые на бумаге или на чём-нибудь ином, конечно же, должны быть и внешне прекрасны. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божье Слово. Иногда каллиграфы, несмотря на запрет изображения, так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва.

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама

Искусство в религиозной культуре Ислама

  • У мусульман в силу особенностей их религии очень популярным стало декоративное искусство, умение создания орнаментов. В исламе развилось искусство арабесок – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растений. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и других зданий.

Арабеска

Арабеска

Искусство в религиозной культуре Иудаизма

  • Центр иудейской религиозной жизни — это синагога, а главная святыня любой синагоги – это свиток Священного Писания, Торы. Поэтому В иудаизме особое развитие получили те виды художественного творчества, которые связанные с украшением синагоги и священных предметов иудаизма.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма

  • На стержни, которые держат в синагогах свиток, надевается корона Торы – в знак того, что именно Писание – владыка народа. Вместе с короной или вместо неё на стержни иногда надеваются роскошные навершия, напоминающие о плодах райского дерева.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма

  • Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом. В качестве закладки, помогающей сразу найти необходимое для чтения место, служит щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используются специальные указки.

Искусство в религиозной культуре Иудаизма

  • Синагогу украшают разнообразные светильники, здесь стоит и семисвечник – минора, напоминающий о семисвечнике разрушенного Иерусалимского храма. Не только в синагоге, но и дома ритуальные предметы используются во время встречи важнейших праздников иудеев. Для празднования субботы необходимы подсвечники, бокал, сосуды для благовоний. В каждом доме есть особая лампа с восьмью фитилями, которая зажигается во время празднования Хануки, и серебряная коробочка-ларец для хранения лимончика-этрога в период праздника Суккот.

Искусство в религиозной культуре Буддизма

  • В буддизме важнейшую роль играют изображения Будды. Существует три вида этих изображений: Будда в образе учителя – сидящий с приподнятой правой рукой,

Искусство в религиозной культуре Буддизма

Будда торжествующий – сидящий с опущенными руками

и Будда «спящий» – фигура лежащего Будды, уходящего в нирвану.

Искусство в религиозной культуре Буддизма

  • Все детали скульптур, картин подчиняются «32 иконографическим признакам великой личности», которые подробно изложены в священных текстах. В разных направлениях буддизма существуют разнообразные изображения спокойных и грозных божеств – покровителей буддизма.
  • Во время одного из обрядов монахи- буддисты в Тибете тщательно изображают мандалу (в переводе «круг») – символический вид буддийской Вселенной. Её делают из окрашенного песка, а в конце ритуала разрушают изготовленное изображение. Это символизирует отрешённость монахов от всего земного и от сотворённой ими самими красоты.

Создание мандалы

Мандала из цветного песка

6.1. Возникновение христианства

Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии, греховности человека, отношение к собственности, организации общин. Как форма социального протеста против существующих общественных порядков, христианство получило быстрое распространение среди народов Римской империи. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей – это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.

Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение даровано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороны иудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе не значит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение. Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создав самобытное учение.

Кратко охарактеризуем идейные предпосылки христианства. Прежде всего, это неоплатонизм в варианте учения Филона Александрийского и этическое учение римского стоика Сенеки. Так, Филон соединил понятие логоса, трактуемое в библейской традиции как творящее слово, с эллинистической, понимающей логос как закон, направляющий движение космоса. Помимо этой, и другие идеи Филона – о прирожденной греховности всех людей, о непрерывном творении (эманации), о Сущем как первоначале мира и другие – оказали заметное влияние на формирование вероучения христианства. Этическое учение Сенеки, его формулировка золотого правила морали также были восприняты христианством.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии обогащало новую религию. Нельзя не отметить и взаимосвязь христианства с иудаизмом. Оформление иудаизма как монотеистической религии, где признавался лишь один культ бога Яхве, явилось шагом на пути к более развитой форме религии. Ветхий Завет был включен в Библию. Христианство формировалось в среде иудеев, но вскоре вступило в острый конфликт с иудаизмом. Идея богоизбранности только одного еврейского народа претила духу христианства, в котором богоизбранным считался каждый отдельный человек.

Вопрос об историчности Христа до сих пор является объектом многочисленных дискуссий. В конечном итоге споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ – мифологической и исторической. Представители мифологической школы полагают, что Иисус Христос – это не историческая личность, а мифологический персонаж. Историческая школа называет Иисуса Христа реальной личностью, который явился в мир, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни. Сторонники этого подхода считают, что Христос сформулировал ряд базисных идей нового вероучения. При этом реальность Христа, по их мнению, подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей: Иоанн Креститель, апостол Павел и т. д. В последние годы большинство религиоведов разделяют точку зрения представителей исторической школы.

Раннехристианские общины не знали догматики и культа, которые сформировались значительно позднее. Главное, что объединяло представителей этих общин – вера в добровольную искупительную жертву, принесенную за грехи всех людей посредником между Богом и человеком – Христом. К концу I – началу II веков окончательно произошел разрыв между вероучением этих общинами и иудаизмом. Ко II веку относится и изменение социального состава таких общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то позднее в их состав вошли ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Произошло и деление общины на клир (должностные лица, управляющие имуществом и руководящие богослужением) и мирян. Священники, диаконы, епископы, митрополиты постепенно вытеснили пророков и сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Религиозные общины тяготели к союзу с императорской властью. И со стороны последней также ощущалась важность новой религии, понятной всем народам империи. В IV веке гонения христиан сменились их активной поддержкой. При императоре Константине христианство стало приобретать статус государственной религии Римской империи.

Формирование самой христианской догматики происходило в идейной борьбе между сторонниками разных толкований основных идей этой религии. На первых семи Вселенских соборах (первый, Никейский, состоялся в 325 году, а седьмой, тоже Никейский, прошел в 787 году) были сформулированы основы христианского вероучения. Идейная борьба, ведшаяся на этих соборах, была сосредоточена вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. В результате в христианство вошли следующие догматы:

• Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность;

• боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христа божественной ипостаси. Христос рассматривался и как истинный Бог, и как истинный человек. Божество и человечество соединились в нем;

• искупление. Христос пришел в мир, дабы принести искупительную жертву за грехи человечества, а тем самым спасти его;

• изображение образа Христа в человеческом облике. При этом Христос должен являться взорам верующих в ореоле своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы;

• необходимость изображать священные лица и поклоняться этим изображениям. Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей («членов»). В первых восьми говорится о троичности Бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов; четыре последних посвящены церкви, крещению и «вечной жизни». Этот символ веры был принят на Никейском (325 год) и Константинопольском (381 год) соборах. Кроме апостольского, известны символы веры святого Афанасия (где более подробно излагается учение о Троице и воплощении Христа); символ веры Тридентского собора (символ веры католицизма).

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств, обрядов. В конце V века сложилось таинство крещения, еще позже – причащения. Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.

По мере распространения христианства происходило разделение христианских церквей, и 1054 год стал годом окончательного разрыва западного и восточного христианства. Восточное христианство составили первоначально четыре автокефальные (самостоятельные) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V века армянское духовенство, поддержав монофизитов (учивших о единой божественной природе Христа), и тем самым приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства, поставило себя и свою церковь в особое положение (неортодоксальное христианство).

В результате Реформации (XIV–XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве – протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *