Введение

Глава I. Богослужение общественное и частное 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви 2. Требник История происхождения Требника Виды Требников и их содержание Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви Последование молебных пений 3. Таинства и их назначения 4. Виды священнодействий (обрядов) и их значение 5. Пастырь – совершитель Таинств Глава II. Богослужение Таинств Крещения и Миропомазания 1. Молитва матери по рождении ребенка Молитвы в первый день Молитва о женщине, извергшей младенца Молитвы сорокового дня 2. Схема богослужения Таинств Крещения и Миропомазания Молитвы младенцу, предваряющие крещение Чин оглашения Чин крещения Чин миропомазания Воцерковление 3. Символика Таинства Крещения 4. История формирования чинопоследования Крещения Наречение имени Молитвы сорокового дня Чин оглашения Молитвы запрещений в чине оглашения Отречение от сатаны Сочетание Христу Чин Крещения Освящение воды Освящение елея и помазание им воды и крещаемого Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды 5. Богословский смысл Таинства и содержание молитвословий чина Крещения Молитва на наречение имени младенцу Молитвы сорокового дня Чинопоследование оглашения Молитва во еже сотворити оглашенного Молитвы запрещения злых духов Отречение от сатаны Сочетание Христу Завершительная молитва чина оглашения Чин Крещения Освящение воды Освящение елея Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды 6. Символика Таинства Миропомазания 7. История формирования чина Миропомазания Хождение вокруг купели Чтение прокимна, Апостола и Евангелия Омовение частей тела, помазанных святым Миром Пострижение волос Воцерковление 8.Приготовление святого Мира Схема чина мироварения 9.Освящение приготовленного Мира Схема чина освящения Мира 10. Богословский смысл Таинства и содержание молитвословий чина Миропомазания Помазание святым Миром новокрещенного Хождение вокруг купели и слушание чтения Священного Писания Молитвы на измовение святого Мира Молитва на пострижение волос Воцерковление Глава III. Таинство Покаяния 1. Символика Таинства 2. История формирования Чина Покаяния Установление Таинства Покаяния Публичное Покаяние Тайная исповедь 3. Схема чинопоследования исповеди 4. Богословский смысл Таинства и содержание молитвословий Священник – совершитель Таинства Покаяния Подготовка священника к совершению исповеди Увещание к кающемуся перед исповедью Священное Писание о покаянном делании христианина Подготовка кающегося к исповеди Начальный момент исповеди Покаянное обращение к Богу Молитвы священника о кающихся и обращение к ним Чтение Символа веры Исповедание кающимся своих грехов О епитимиях 5. История совершения исповеди в Русской Церкви Глава IV. Богослужение присоединения к Православию 1. История принятия в Церковь иноверных 2. Чины присоединения к Православию через Таинство Крещения Схема чинопоследования Происхождение и содержание чина 3. Чины присоединения к Православию через Таинство Миропомазания Схема чинопоследования Происхождение и содержание чинопоследования 4. Чины присоединения к Православию через Таинство Покаяния Схема чинопоследования Происхождение, содержание и виды чинопоследований Глава V. Богослужение Таинства Брака 1. Союз брачный Возникновение брачного союза и формы его совершения Формы совершения брака в Древней Церкви Форма заключения брака в Русской Церкви 2. Символика Таинства Брака 3. Схема богослужения обручения и венчания Обручение: Венчание: 4. Богословский смысл священнодействий обручения и венчания и содержание молитвословий Обручение Начальный момент обручения Обручение кольцами Венчание Начало венчания Тайносовершительный момент венчания Чтение Священного Писания и общая чаша Образ круга во славу Святой Троицы Окончание чина венчания 5. История чина обручения 6. История чина венчания 7. Совершение браковенчания в Русской Церкви Богослужение Таинства венчания второбрачных 1. Историческое формирование чина венчания второбрачных 2. Схема чина венчания второбрачных 3. Идейный смысл молитвословий чина венчания второбрачных 4. Совершение чина браковенчания второбрачных в Русской Церкви Глава VI. Богослужение Таинства Елеосвящения 1. Символика Таинства 2. История формирования чина Елеосвящения Пресвитеры – совершители Таинства святого елея Епископы – совершители Таинства святого елея 3. Лица, воспринимающие силу Таинства святого елея 1. Болящие 2. Кающиеся 3. Здоровые Лампада для елея Возжжение светильников Употребление вина и воды в Таинстве Елеосвящения Схема чинопоследования Елеосвящения 4. Содержание богослужебных текстов чина и их богословский смысл 5. Совершение Таинства Елеосвящения в Русской Церкви Чин причащения больных на дому 1. Таинство святой Евхаристии 2. История чинопоследования причащения больных 3. Схема чинопоследования 4. Священнодействия чина и их духовный смысл Чин бываемый на разлучение души от тела 1. История чинопоследования «Отходной» 2. Схема чинопоследования 3. Богословский смысл молитвословий чина Глава VII. Таинство Священства 1. История возникновения чинов посвящения 2. Символика хиротонии и хиротесии Чин посвящения в чтеца и певца 1. История возникновения чина 2. Схема чина поставления чтеца, певца, свещеносца 3. Идейный смысл священнодействий чина Посвящение в иподиакона 1. История возникновения чина 2. Схема чина посвящения в иподиакона 3. Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона Рукоположение во диакона 1. История установления чина 2.Схема чинопоследования хиротонии во диакона 3. Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона Рукоположение во священника 1. История установления чина 2. Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера 3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера Рукоположение во епископа 1. История установления чина 2. Схема чина хиротонии во епископа 3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа Возведение в чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита 1. Возникновение хиротесий в священные чины (протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита) 2. Схема хиротесий в чины протодиакона и протоиерея 3. Схема хиротесий в чины игумена и архимандрита 4. Идейный смысл священнодействий чинов возведения в протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита Глава VIII. Богослужение погребений и поминовения усопших Молитвенное «последование по исходе души от тела» 1. Понятие о смерти и молитвенном последовании об умершем 2. Схема чина по Требнику Чины отпеваний 1. Понятие о них и назначение Чин отпевания мирских человек 1. История формирования чина отпевания мирских человек 2. Схема современного чинопоследования отпевания мирских человек 3. Содержание и смысл молитвословий и священнодействий Чин отпевания мирских человек в Светлую седмицу Пасхи 1. Происхождение чина 2. Схема чинопоследования Чин отпевания младенцев 1. Происхождение чина 2. Схема современного чинопоследования 3. Содержание и смысл молитвословий чина Чин отпевания монахов 1. История чина 2 Схема современного чинопоследования 3. Содержание молитвословий чина Чин отпевания священников 1. История чина 2. Схема современного чинопоследования 3. Содержание молитвословий чина Чины отпевания архиереев 1. История чина 2. Схема чинопоследования 3. Содержание молитвословий чина Чинопоследование над усопшим неправославным 1. История возникновения чина 2. Схема чинопоследования Чинопоследование панихиды 1. Понятие о панихиде и времени ее совершения 2. Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера в притворе храма по Типикону 3. Лития об усопших Поминовение усопших по уставу православной церкви 1. Молитва за усопших 2. Церковный устав о поминовении Глава IX. Богослужение молебных пений. 1. Виды молебных пений 2. Содержание молебных пений и история возникновения чинов 3. Чинопоследование молебна общего Символика водоосвящения История формирования чина Схема чина Содержание молитвословий чина Глава X. Богослужение освящения храма 1. История формирования чина 2. Схема чинопоследования освящения храма архиереем I. Утверждение святой трапезы II. Омовение и помазание святым Миром трапезы III. Облачение престола и жертвенника IV. Окропление святою водою и помазание Миром всего храма V. Крестный ход со святыми мощами VI. Положение святых мощей под престол и в антиминс 3. Литургический смысл священнодействий и молитствований чина освящения храма 4. Особенности чина освящения храма священником 5. Малое освящение храма 6. Освящение принадлежностей храма 7. История чинов малого освящения храма и его принадлежностей в Русской Церкви Устав, бываемый о поколебавшейся святой трапезе Чин во отверзение церкви от еретик осквернившейся Чины и молитвы на освящение различных церковно-богослужебных принадлежностей 8. Чинопоследование освящения нового дома 1. Схема чинопоследования 2. Происхождение чина и содержание молитвословий Библиография

Введение

Предметом Литургики является богослужение Русской Православной Церкви. Богослужение через священнодействия вводит человека в особую, духовную суть жизни Церкви, низводя на человека благодать Божию и давая средства к освящению людей.

Церковь Христова есть «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Она по своей природе – Единая, Святая, Соборная и Апостольская (Символ веры). Все, что входит в Церковь, становится святым, ибо Бог – свят (Лев. 11:44), и прославляем может быть в совете святых. Принцип соборности Церкви подчеркивает. эту мысль. Все множество вошедших в Церковь людей родилось в ней от «воды и Духа» (Ин. 3:5), очистилось от грехов и через Причащение Тела и Крови Христовых выразило свою готовность принять в храмину своей души Великого Царя – Христа Бога. В Церкви люди молитвенно «сосредоточивают мысль, могущую изгнать всякую житейскую заботу»,1 и потому сердце их обретает способность участвовать в лицезрении славы и любви Божией на Небе. Рождение это совершилось Богом через святых апостолов, поставленных Сыном Божиим на дело служения спасению людей от греха и духовной смерти. Всех вошедших и входящих в Церковь роднит и объединяет смерть Сына Божия на Кресте (Еф. 2:16), усвоение любви и правды Царства Божия, открытого Им людям. Эта жизнь стала доступна через благовестие Евангелия Иисусом Христом и Его апостолами, но преимущественно открылась в день Пятидесятницы ниспосланием от Отца Духа Святого в виде огненных языков (Деян. 2, 1–4) – событием, ставшим началом бытия Церкви Христовой, преображающей души уверовавших благодатью (Святых Таинств.

Богослужение в Церкви условно делится на два вида: общественное и частное. Общественное богослужение совершается по уставу Церкви, изложенному в Типиконе. Оно охватывает богослужение суточного, седмичного и годового круга. Частное богослужение вначале входило составной частью в общественное богослужение, но затем выделилось в обособленное от этого круга богослужение. Это можно сказать обо всех Таинствах, кроме Таинств Священства и Евхаристии.

Поэтому Литургика, по программе 4 класса МДС, целенаправленно изучает чинопоследования Таинств и обрядов, изложенных в Требнике, архиерейском Чиновнике, в Чинопоследованиях соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви и в книге «Последование молебных пении».

При изложении всех видов богослужения даются исторические сведения об установлении чинопоследований, развитии их обрядовой стороны, а также структуры построения и символическое значение священнодействий каждого чина.

Введение.

В настоящее время Русская православная церковь по-прежнему занимает в нашей стране ведущее место по числу сторонников вероисповедания, хотя уже с 1917 года является отделенной от государства. Русская православная церковь (РПЦ) является самостоятельной церковью. Ее возглавляет патриарх, избираемый поместным собором пожизненно.

Православному христианину в течение его жизни полагается отправлять достаточно большой круг разного рода богослужений, то есть обязанностей в соответствии с канонами и обычаями своей веры. В последние годы растет число людей принимающих крещение, скрепляющих свой брак церковным венчанием, провожающих в последний путь своих близких в соответствии с православными обычаями.

Наряду с этим увеличивается состав богослужения, оно становится все более сложным и многообразным. Как нужно исполнять свой христианский долг, правильно подготовится к приобщению к Святым Таинствам, в чем заключается их обрядовая и духовная сторона?

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на двух первых Вселенских соборах 325 и 381 годов. Это представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д. Все основные положения веры объявляются богоявленными и вечными.

Таинства христианства.

Таинства — культовые действия, во время которых «сообщается верующим невидимая благодать божья ”, то есть происходит оживление религиозного сознания путем напоминания содержания и смысла основных положений вероучения.

Православная и католическая церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Первоначально в христианстве было всего два таинства – крещение и причащение. Все семь были признаны официально только в 1279 году на соборе в Лионе. Все таинства являются заимствованными из дохристианских культов, получившими в христианстве некоторые специфические черты.

Крещение является одним из главных таинств и символизирует принятие человека в христианскую церковь. Во многих языческих религиях практиковали обряд омовения водой как очищение от злых духов. Христианство толкует крещение как смерть для греховной жизни и возрождение для жизни духовной, святой. В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической – просто обливают водой. Православная традиция говорит о том, что вода должна быть без примесей. Примесью считается и подогрев, поэтому если крещение происходит зимой, по строгим требованиям канона, вода должна быть естественной (уличной) температуры. При крещении происходит имянаречение. Обычно имя выбиралось священником исходя из имен святых, которым посвящен тот или иной календарный день. Недобросовестный священник мог дать младенцу такое имя, которое уже вышло из обихода или звучит странно для современников.

Причащение, или святая евхаристия («благоденственная жертва”), занимает важное место в христианском культе. По легенде, этот обряд был установлен самим Христом на тайной вечере. В память об этом событии верующие вкушают причастие – хлеб и вино, веря, что вкусили тела и крови Христовой. Истоки этого обряда лежат в древних верованиях и основаны на симпатической магии (путем поедания части объекта придать себе качества этого объекта). Впервые обряд вкушения хлеба и вина как способа приобщения к божественным силам возник в Древней Греции. Ранние христиане этого обряда не знали. Только в 787 году Никейский собор официально закрепил это таинство в христианском культе.

Покаяние вменяется православным и католикам в качестве обязательного регулярного действия. Исповедь является сильнейшим способом контроля за мыслями и поведением верующего. В результате исповеди и покаяния должно следовать прощение грехов. Отпущение грехов – прерогатива священника, который накладывает наказание или предлагает путь исправления грехов (отлучение от церкви – полное или временное, предписание поститься, молиться в течении определенного времени). В раннем христианстве исповедь была публичной – вся община судила о степени проступка верующего. Только с XII века вводится тайная исповедь, при которой верующий кается в своих грехах одному священнику. Тайна исповеди гарантируется. Процедура исповеди у православных и католиков различна. Католики исповедаются в закрытых кабинках, при этом они не видят священника, а священник – исповедующегося. Таким образом, священник говорит с «душой” человека, не обращая внимания на его внешний облик, который может вызвать разные чувства. Православный верующий исповедуется в притворе церкви. Священник покрывает его голову покрывалом и возлагает на нее свои руки. Личность исповедующегося для него не является тайной, как и для других присутствующих.

Проблема соблюдения тайны исповеди всегда решалась непросто. Нарушение тайны исповеди для «предотвращения большего зла” допускалось в случаях, когда на исповеди раскрывались сведения о противоправительственных действиях. В 1722 году Петр Великий издал указ, по которому все священники были обязаны доносить властям о каждом выявленном случае бунтарских настроений, замыслов против государя и прочего подобного. Духовенство с готовностью выполняло этот указ. С другой стороны, церковь присвоила себе право решать вопросы о прощении за антисоциальные поступки – убийства, воровство и т. д.

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. Тело человека смазывают ароматическим маслом (миро), с помощью которого якобы передается благодать божья. Древнее магическое происхождение этого обряда не вызывает сомнений. Помазание же как посвящение практиковалось уже в Древнем Египте и у иудеев. В Новом Завете нет ни слова о миропомазании, но оно было введено в христианский культ, очевидно, с учетом его психологического воздействия.

Брак как таинство утвердился только в XIV веке. Обряд этот в христианских церквях относится к самым красивым и торжественным действиям, призванным оказать глубокое эмоциональное воздействие. Очень многие неверующие люди идут на совершение этого обряда из-за его красоты и торжественности.

Елеосвящение совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом – елеем, которое якобы является священным. Православная церковь считает, что с помощью этого обряда совершается исцеление от болезней. Католики проводят его как благословение умирающего. Связь с древними магическими обрядами прослеживается в церемонии елеосвящения – читается семь апостольских посланий, произносится семь эктений (прощений), совершается семь помазаний больного елеем.

Таинство священства совершается при вступлении человека в духовный сан. Епископ передает «благодать” новому священнику, возложив на его голову свои руки. В отдаленном виде этот обряд напоминает обряды инициации в древние времена. Подобные действия проводили и проводят различные закрытые общества (рыцарские ордена, масоны). Торжественность церемонии призвана подчеркнуть роль священников в выполнении миссии церкви. Посвящаемый дает клятву беззаветного служения и получает соответствующие облачения.

Христианские обряды.

Молитва. Церковь требует постоянно молится, обращаясь к Богу или святым за помощью. Утверждается, что молитва каждого будет услышана и исполнена по вере его. Корни молитвы – в магических заклинаниях, которыми древний человек призывал духов на помощь или заклинал оставить его. Некоторые христианские молитвы просто заимствованы из более ранних религий – у древних греков, римлян, иудеев. Обязательность каждодневного молитвенного обращения к Богу с соответствующим каноническим текстом усугубляется тем, что Бог понимает только определенный язык, используемый церковью. У католиков это латынь, у православных – церковнославянский язык. Поэтому обычно после обязательного молитвенного зачина верующий обращается к Богу уже на своем родном языке и беседует с ним «без протокола”.

Иконы. Православная и католическая церковь придают большое значение культу икон. В раннем христианстве шли ожесточенные споры об иконах, которые расценивались как пережитки язычества и идолопоклонства. Действительно, в культе икон сохраняются пережитки фетишизма. Это проявляется в тех правилах, которые нормируют уход за иконой и оговаривают случаи ее уничтожения. Сжигать или как-то по-другому уничтожать икону нельзя. Если она пришла в ветхость и из-за этого больше вводит в искушение, чем придает святости, ее надо ранним утром пустить по речной воде – Бога сам распорядится ее судьбой. Именно так и поступили с идолом бога Перуна в Киеве, когда князь Владимир с дружиной впервые крестил своих подданных. Фетиши-идолы должны были творить чудеса, это же требуется от икон – они «плачут”, покрываются «кровавым потом”, «сами собой” светлеют или темнеют и т.д. В католицизме больше скульптурных изображений божеств и святых, а в православии именно иконопись является ведущим религиозным искусством. Поэтому чудесных историй, связанных с иконами в православии больше.

Крест. Поклонение кресту является самым вариативным обрядом. Крестом увенчаны храмы, одежды священников. Его носят на теле верующие, без него не обходится любой обряд. По утверждению церкви, крест почитается как символ мученической смерти Христа, распятого на кресте. До христиан крест почитали как священный символ в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и в Иране, в Новой Зеландии и Южной Америке. Древнеарийские племена почитали вращающийся крест – свастику (символ Хорса, бога солнца). А вот ранние христиане не почитали крест, считали его языческим символом. Только с IV века в христианстве утверждается образ креста. Так до сих пор до конца и не ясно, почему у католиков крест четырехконечный, а у православных – шестиконечный. Почитаются также восьмиконечные, одиннадцати- и восемнадцатиконечные кресты.

Реликвии. В православии и католицизме широко распространен культ реликвий. Но особенно велика его роль в католицизме. Реликвии – это различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, Богородице, апостолам и святым. Среди средневековых реликвий можно было увидеть части одежды Иисуса, волосы Богородицы, ребро Николая Чудотворца, капли крови Иисуса, зуб святого Петра, молоко Божьей Матери.

Мощи. Культ мощей соседствует с культом реликвий. Здесь православная церковь не отстает от католической. Мощи – это останки умерших, сохранившиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. Нетленность останков человеческого тела сильно действует на воображение – это знали еще древние египтяне, совершенствуя свое искусство мумифицирования. Условия, при которых тело не разлагается, существуют в природе в местах с низким содержанием влаги в воздухе и почве. Киево-Печерская лавра является таким особым климатическим заповедником, в пещерах которого тела умерших высыхают, но не разрушаются, и даже сохраняют индивидуальные черты. Естественно, этот монастырь пользовался и пользуется до сих пор самой широкой славой. Когда в конце XIX века «запас” вновь обретенных мощей был исчерпан ( а без него невозможно поддерживать живое увлечение верой), церковь обосновала новое представление о мощах. Ими объявлялись не только целиковые останки человеческого тела, но и его фрагменты. Это значительно оптимизировало процесс обретения новых святых мощей.

Святые места – это места, связанные с событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих. В православии и католичестве почитается множество гор, водоемов, могил «божьих угодников”. Обычно в святом месте появляется образ Богородицы или другого ответственного лица христианского пантеона и обращается к верующим. С этими появлениями связывают наступление поворотных событий в жизни человечества или особую целительную силу данных мест. Иногда вместо самой Богородицы или другого святого появляется изображение – икона, выполненная на различных материалах, или предмет из разряда священных (легендарная Чаша Грааля, предметы старинной церковной утвари). Святые места привлекают к себе людей, отчаявшихся найти исцеление.

Культ святых основан на вере в то, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни получают божий дар чудотворения и способность влиять на судьбы людей после своей смерти. Культ святых берет начало в культе героев присущем древним религиозно-мифологическим представлениям. Мало того, многие святые христианства были просто заимствованы из древнегреческого культа (древнеримский бог Сильван превратился в святого Сильвана, бог Аполлон – в святого Аполлона), даже их храмы просто приспосабливались под христианский культ. Каждому святому присвоена особая «специальность” – святой Петр покровительствует рыболовству, святая Елена – льноводству, святой Модест оберегает скот от падежа, святой Фалалей заведует уродаем огурцов. При головной боли следует обращаться к Иоанну Предтече, при болезнях глаз – к святому Никите и Симеону Праведному, при зубной боли – к священномученику Антипе, при желудочных заболеваниях – к Артемию Великомученику. Канонизация конкретной исторической личности в ранге святого или мученика обусловлена всегда политическими соображениями (как в случае с последним российским царем).

Посты играют важную роль в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Для верующего обязателен пост по средам и пятницам в течении всего года, в крещенский Сочельник, в день усекновения головы Иоанна Предтечи и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (Масленицы), и продолжается семь недель до Пасхи. Он разделяется на части: святую четыредесятницу и Страстную Седмицу. Успенский пост продолжается с 1 по 15 Августа. Рождественский пост длится сорок дней (с 28 Ноября по 7 Января).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *