УДК 811.161.1’42

ББК Ш141.12-51 ГСНТИ

Н. И. Коновалова

Екатеринбург, Россия В ЛАБИРИНТАХ «САКРАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ» РОССИЙСКИХ СМИ

Аннотация. Выявляются векторы функционирования лексемы «сакральный» в современном газетном дискурсе. Инструмент их выявления — анализ типовых контекстов и экспликация в них ключевых маркеров сакрального, что при опоре на разного рода внеязыковые и лексические ассоциации позволяет выявить степень осознания и трансформации сакрального содержания. Расширение лексической сочетаемости слова приводит к его семантической диффузности, что демонстрирует два параллельных процесса — десакрализацию сакрального и сакрализацию профанного.

Ключевые слова: газетный дискурс; десакрализация; социальная мифологизация; сакральный ло-кус; сакральный атрибут.__________________________

16.21.51 Код ВАК 10.02.19; 10.02.01

N. I. Konovalova

Ekaterinburg, Russia

IN THE LABYRINTH OF «SACRED FANTASY”

Key words: newspaper discourse; desacralization; social mythologization; sacred locus; sacred attribute.

Сведения об авторе: Коновалова Надежда Ильинична, доктор филологических наук, профессор, директор Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

Place of employment: Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, оф. 282. e-mail: sakralist@mail.ru.____________________________________________________________________

В настоящее время лексема «сакральный» употребляется в самых разных контекстах, «размывающих» ее исходную семантику. Особенно ярко этот процесс демонстрируют современные российские СМИ: сакральный знак, сакральный круг, сакральный смысл прощения, сакральная астрология, сакральная Азия, сакральный правитель Евразии, сакральная власть, сакральные кнопки, сакральный характер съезда, сакральный студенческий памятник, сакральный смысл файлообмена, закон о сакральном, русская нефть и русский газ сакральны, сакральная тотальная революция, сакральная шпана, сакральный смысл моих усов и т. д. Такие лабиринты «сакральных фантазий» медийного дискурса свидетельствуют о необходимости определить прежде всего суть этого понятия и современные представления о нем в сознании представителей российского «потребителя» СМИ, которые определяются как собственно языковыми, так и внеязыковыми (социальными, культурными, территориальными и пр.) факторами.

Еще несколько лет назад слово «сакральный» практически не использовалось в лингвистической литературе, его можно было встретить в работах культурологов и фи-

лософов в связи с исследованиями проблем мифологического сознания и отражения ар-хетипических образов в искусстве. В лингвистическом плане обращение к отдельным сакральным характеристикам отмечается с конца 90-х гг. ХХ в. В первую очередь это касается работ, посвященных лексике и фразеологии библейского происхождения . Особое внимание уделяется понятию сакральности исследователями библейских текстов и религиозного дискурса .

Можно отметить, что феномен сакрального в основном рассматривается в работах, выполненных на стыке лингвистики и смежных парадигм гуманитарного знания: культурологии, психологии, социологии, этнографии, этнологии и др. Это объясняется потребностью в выявлении национальной специфики отдельных фрагментов языковых систем, особенностей национального менталитета и традиций русской духовной культуры.

В узком смысле «сакральное» связывается с понятием «религиозное». При таком подходе всё сакральное, в том числе и слово, считается «важнейшей составляю© Коновалова Н. И., 2014

щей почти любой религии» . Исследователями феномена сакрального в традиционном понимании особо отмечается, что сакральное слово используется в сакральной коммуникации, сакральном дискурсе .

Заметим, однако, что более детализированные словарные дефиниции сакрального дают основания для расширительного определения сути этого понятия, включающего целый спектр содержательных характеристик:

• ‘священный’, ‘обрядовый’, ‘ритуальный’, ‘таинственный’, ‘магический’, ‘сверхъестественный’. В этот ряд включаются как субстанциональные свойства сакрального, так и функциональные — признаки, которые характеризуют форму его проявления (обряд, ритуал, магия). Здесь понятие религиозное — лишь один из компонентов, составляющих сверхъестественное, одна из его ипостасей;

• ‘относящийся к существу, персонажу, лицу’, а также ‘к вещи, зданию, действию, таинству’. Данные характеристики демонстрируют воплощение сакрального в некотором персонифицированном или опредме-ченном начале. Ср. понимание сакрального как свойства, носителем которого может стать лицо, вещь, пространство, некоторые «моменты времени» и т. п., но не сами по себе, а только если их наделяет этим свойством некая мистическая благодать. Она может представать как всемогущий Бог, как души умерших, как неопределенно-диффузная сила и т. п., и всё, что кажется вместилищем этой силы, предстает как сакральное, одновременно опасное и драгоценное, завораживающее .

Отмеченные семантические компоненты находят отражение в понимании сакрального представителями Французской социологической школы, которые рассматривали сакральное как психологическую категорию («категорию чувствительности»). Религия при этом является лишь системой управления сакральным, свойства которого используются в обрядах. Вполне закономерно, что при расширительном понимании сути сакрального в фокус интерпретации попадают и языковые единицы религиозного (и, шире, — культового, обрядового) содержания, и демонологическая лексика и фразеология как два полюса одного феномена.

Наблюдения над способами репрезентации сакрального содержания в текстах современных российских СМИ позволяют выделить основные векторы функционирования лексемы сакральный. Инструментом их выявления является анализ типовых контекстов и экспликация в них ключевых маркеров сакрального, что при опоре на разного рода

внеязыковые и лексические ассоциации позволяет выявить степень осознания сакрального содержания.

1. Использование лексемы сакральный, соотносимое с традиционным (узким) пониманием ее смысла. В сознании современного носителя языка в той или иной степени представлены структуры мифологического сознания, которые дают возможность адекватной интерпретации сакрального содержания. Вернисаж с сакральным названием. В Москве открылась выставка «Классическое искусство исламского мира 1Х—Х1Х веков. Девяносто девять имен Всевышнего («Азербайджанские известия». 2013.

1 марта); Форму держит лишь отшлифованный в веках латинский текст литургии: музыкальное же содержание, влитое Берлиозом в этот древний сакральный сосуд, окончательно и бесповоротно порывает с принятыми в мессе риторическими формулами и традиционными типами мелодического движения (Газета. 2005. 4 июля).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Использование лексемы сакральный, соотносимое с широким пониманием ее смысла, в том числе применительно к традиционной народной культуре и современным магическим практикам:

а) ритуалы, в том числе различные оккультные практики: Однако люди пришли сюда не затем, чтобы поклониться святыне. Что происходит за тяжелыми дверьми, до поры до времени неизвестно, но просветленные лица побывавших внутри обещают чудо. Сакральный смысл происходящего подчеркивался ритуальным поведением: нужно было снять обувь, босиком по ледяному каменному полу пройти в центр церкви и лечь на мягкий матрас (Литературная газета. 2005. 13 июля). Здесь мы видим типичный пример использования сакрального знака с целью воздействия на адресата, которое не предполагает рациональной оценки содержания, принимаемого как нечто данное;

б) сакральная символика: Сакральный круг. Одна из практик защиты — сакральный круг. Эти круги — начало создания защитной оболочки, которая и предохранит вас от всякого рода болезненных проникновений или магических вмешательств (Ай, болит. 2012. 10 янв.); Сакральный знак — вечно синее небо (о шаманской общине. — Н. К.). Шаманская община «Тэнгэри» считается одной из самых известных в России (Новости Байкальского региона. 2008. 15 окт.); Это сакральный знак, символ вечности. А рядом написано китайскими иероглифами пожелание добра (Жизнь. 2005. 5 авг.);

в) сакральные локусы: Сакральные Жигули. С Жигулями и Самарской Лукой

связано множество любопытнейших легенд, в том числе и самых неправдоподобных. Это очень интересное место на Земле. Те, кто занимается уфологией и неизведанным, считают, что здесь, как и в Бермудском треугольнике, на Тибете, острове Пасхи, наиболее часто встречаются НЛО и разные необъяснимые явления (Городские ведомости. 2013. 11 авг.). Далее текст газетной заметки насыщен «сакральной» лексикой: миражи, фата-моргана, загадочные записи неземной архитектуры, легенды о свитках с какими-то уникальными знаниями, фантастических предметах, тайных картах, таинственном племени женщин, обладающих волшебной силой, о карликах-старцах с большими горящими глазами — и т. п. Еще пример: «Сакральная Азия». Персональная выставка профессионального путешественника и фотографа Вячеслава Киплюкса «Сакральная Азия. В поисках нового пути». В экспозиции будут представлены снимки сакральных мест и «энергетических центров» Бурятии, Монголии, Тибета, Индии, Камбоджи, Лаоса и Вьетнама (Областная газета. 2012. 19 марта). Пафос статьи заключается в том, что, увидев сакральные памятники древних цивилизаций, человек освободится от гнета материального мира, откроет духовные ценности и истинный путь в жизни. Другие примеры: Закон о сакральном. Депутаты Госсобрания Горного Алтая разрабатывают поправки к закону об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), которые позволят усилить охрану священных для местного населения … и других памятников природы. Верования коренного населения Алтая тесно связаны с окружающей природой, большинство водоемов, перевалы, горные вершины для алтайцев священны. Согласно поверьям, там обитают духи-защитники. «Оказывается, в Республике Алтай существуют серьезные проблемы в части реализации правового статуса таких сакральных мест», — поясняется в сообщении. (Честное слово. 2012. 8 авг.); В четверг, 31 января, на второй встрече Открытой площадки «Новый Николаев» были представлены доклады на тему «Сакральный Николаев». В результате, прозвучали две точки зрения на один вопрос о «са-кральности» нашего города (МК. МК. UA : Николаевская информационно-аналитическая интернет-газета. 2013. 5 февр.); Камень-бык — одно из главных сакральных мест у баргу-зинских бурят ;

г) сакральная атрибутика: В Ненецком краеведческом музее в конце 2011 года презентовали каталог «Сакральные предме-

ты ненцев архангельских тундр», который содержит описание коллекции предметов ненецкого культа ; Сакральный хлеб лучше всего получается у серпуховички. <…> Татьяна Панкратова подтвердила свое реноме лучшего в России специалиста по караваям. Именно она — сотрудница компании «Серпуховхлеб» — стала на днях победителем в номинации «Выпечка каравая» на 9-м чемпионате Подмосковья по хлебопечению. <…> Важен и тот момент, что для любого русского, каравай — не просто хлеб. Это, отчасти, сакральный объект, национальный символ гостеприимства. По русской традиции, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришел из языческой древности, когда хлеб был божеством ;

д) нумерология, астрология: Сакральная пятница. Минувшая пятница (2011 год) вновь вызвала ажиотаж у любителей астрологии, суеверных людей и просто верящих в чудеса. Этот день стал сочетанием 11 числа 11 месяца 11 года, да еще и

11 часов 11 минут 11 секунд. Именно в это время нужно было загадать желание, которое обязательно должно было бы сбыться. Ну а тем, кто не успел загадать желание

11.11.11, нынешний календарь предоставит еще один шанс — это грядущее воскресенье, которое станет символическим сочетанием следующих цифр — 20.11.2011. А для пущей верности сокровенную просьбу можно произнести в 20 часов 11 минут (Карсунский вестник. 2011. 21 нояб.).

Можно отметить общую тенденцию в функционировании самого понятия сакральное и сакрального знака — десакрализацию. Это находит отражение в забвении одних и переосмыслении других базовых культурных компонентов, их социальной мифологизации, в рождении новых смыслов, ориентированных в значительной мере на сферу профанного. Ср., например:

— сакрализация власти: Путину нужна сакральная власть? Гражданское общество против клерикализации государства и массовых нарушений свободы совести в России ; Русская нефть и русский газ сакральны, они не должны принадлежать кучке сомнительных олигархов с кривыми, испуганными физиономиями или гладкобедрым чиновникам. Россию спасет только революция, сакральная, тотальная революция, сотворенная солнечными земными крайними энергиями пробудившейся души (Литературная газета. 2003. 19—25 марта); Поэто-

му наш съезд имеет сакральный характер, — подошел к главному лидер «Роди-ны». — Нам надо убить дракона! (Коммер-сант-йаііу. 2005. 14 июня). Использована экспрессивная метафора, характеризующая, по мнению политика, основные качества нынешней власти — «бесконечную ложь», «непроходимую серость», «шкурный лоббизм» и «необъяснимую ненависть к своему народу». Другой пример: Сакральные кнопки. Когда делегации из парламентов европейских стран приезжают к нам и видят, как проходит голосование по законопроектам, то не могут удержаться от того, чтобы не поделиться своим опытом … у них там «мертвые души» в зачет не идут: если депутата нет в зале, за него проголосовать никто не имеет права. У нас по-другому… Экскурсанты направились в зал пленарных заседаний, где с балкона могли наблюдать, как с полсотни депутатов по устоявшемуся правилу несли дежурство у кнопок для голосования, успевая нажимать сразу несколько «аккордов». В это время на всех думских мониторах высвечивалось табло с числом проголосовавших «за» и «против» очередного проекта закона, в сумме приближающимся к четырем с половиной сотням. … Сакральные кнопки неизменно окрашивали экраны думских мониторов в сигнальный красный цвет — «не прошло» (Правда. 2013. 11 авг.);

— сакрализация традиционных ценностей, ностальгическое обращение к прошлому (прежде всего — к духу советской эпохи) как источнику душевных сил: Перемещать сакральный символ (о памятнике. — Н. К.) с места ни в коем случае нельзя, — считает Шапошникова (Труд. 2005. 27 июля); В Брянске, как и в Казани, всего один сакральный студенческий памятник — Ильичу, но уже немолодому (Новые известия. 2005. 29 июля); Использование печатного текста в коллаже — свидетельство невероятного уважения к печатному слову. 1920-е годы в СССР — это время, когда газета была не просто новостями, а воспринималась как рупор освобожденного народа. Это сакральное отношение к газете имеет свою историю, напрямую связанную с историей свободы слова и цензуры (Коммерсантъ. 2011. № 59 (4600), 6 апр.);

— сакрализация профанного: Новая религия придает сакральный смысл файло-обмену. Движение «копимизма», которое в январе официально получило статус религии в Швеции, начинает активно набирать популярность в других странах. Последователи этого сообщества выступают за свободный обмен информацией,

а нажатие комбинации клавиш CTRL+C и CTRL+V (скопировать и вставить) считают священным действием. Церковь «копи-мизма» (образовано от словосочетания copy me — «скопируй меня») основал шведский студент Айзек Герсон в 2010 году, а 5 января 2012-го она получила официальное признание властей. Те, кто исповедует эту религию, считают копирование информации священным актом, который не может быть ограничен ни одним законом — новая сакрализация на основе семы «тайное знание» (т. е. знание, изначально существующее для узкого круга посвященных).

Анализ многочисленных контекстов употребления лексемы сакральный свидетельствует о возможности неоднозначной (множественной) интерпретации его содержания, в основном на уровне профанно-бытового осмысления. Часто при этом мы видим смешение паронимов сакральный и сакраментальный (последний в абсолютном большинстве случаев специализируется на сочетаемости с существительным вопрос). Ср., например: Им нужны средства в основном на лекарства. Ну а на сакральный вопрос: на что бы вы потратили миллион, если бы он на вас внезапно свалился? — ничего вразумительного (Парламентская газета. 2013. 25 июня).

Сакральность, таким образом, с одной стороны, явление стабильное, с другой — динамичное: в процессе функционирования сакральный знак может десакрализоваться. Анализ контекстов употребления лексемы сакральный в российских СМИ показывает, как расширение лексической сочетаемости слова приводит к его семантической диф-фузности, а далее начинается два параллельных процесса: с одной стороны, десакрализация сакрального, с другой — сакрализация профанного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная

коммуникация. Логико-семиотический анализ

вербальной магии. — М. : Новый век, 2000.

2. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. — М. : ОГИ, 2003.

3. Карасик В. И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной грамматики. — Волгоград, 1999.

6. Ленхобоева Т. Сакральная Бурятия // Центральная газета. 2012. 27 июня. URL: http://

пауа-Ьигуайуа.

7. Михновец Н. Г. Варианты бытования сакрального текста как факторы его устойчивости и продуктивности в русской культуре // Филологические науки. 2006. № 6. С. 59—67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. На пресс-конференции «Путину нужна са-

3561 -neneckij -kraevedcheskij -muzej -prezentoval-ka talog-sakralnyh.html.

10. Никитина Т. Г. Проблемы изучения

этнокультурной специфики фразеологии. — Псков, 1998.

11. Новая религия придает сакральный смысл фай-лообмену // Вести^и. 2012. 10 мая. URL: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=790138.

13. Юдин А. В. Христианский ономастикон в русских заговорах // Русское языкознание : межвед. науч. сб. — Киев, 1992. Вып. 25. С. 130—137.

Статью рекомендует к публикации д-р филол. наук, проф. Т. А. Гридина.

Часть серии по

Христианский мистицизм

Богословие · Философия

Практики Монашество

  • Монашество
  • Аскетизм
  • Духовное руководство

Медитация

  • Медитация
  • Lectio Divina
  • Вызов мистических святых

Активный аскетизм

  • Созерцание
    • Исихазм
    • Иисусова молитва
    • Квиетизм
  • Этапы христианского совершенствования
  • Обожествление
    • Катарсис
    • Теозис
  • Кенозис
  • Духовная сухость
  • Религиозный экстаз

Пассивный аскетизм

  • Воздержание

Христианский мистицизм относится к мистическим практикам и теории в христианстве . Мистицизм — это не столько доктрина, сколько метод мышления. Его часто связывают с мистическим богословием , особенно в католической церкви (включая традиции как Латинской церкви, так и восточно-католических церквей ) и православного христианства (включая традиции как Восточной православной церкви, так и восточного православия ).

Атрибуты и средства, с помощью которых изучается и практикуется христианский мистицизм, разнообразны. Они варьируются от экстатических видений мистического единения души с Богом и теозиса (люди обретают божественные качества) в восточно-православном богословии до простого молитвенного созерцания Священного Писания (например, Lectio Divina ).

Христианский мистицизм — практика в христианстве, направленная на единение с Богом, осознанное познание Бога. Основным инструмент на пути к Божественному является глубокая молитва, связанная с образами Иисуса Христа и Святого Духа.

Христианский мистицизм неотделим от Христа — только при его посредничестве можно восстановить прерванную связь между человеком и Богом. При этом для постижения истины нужно, наряду со следованием мистическим практикам, очищаться, творить дела любви во славу Христа.

Ключевыми составляющими христианской мистики являются личность, свобода и любовь. Именно личная составляющая отличает христианскую мистику от внехристианской, так как первая подразумевает не только отрешённость, но и воплощённость, конкретность.

Среди известных христианских мистиков нужно отметить Псевдо-Дионисия Ареопагита, Св. Максима Исповедника, Св. Фому Аквината, Якоба Бёме, Ангелуса Силезиуса, Майстера Экхарта, Иоганна Таулера, Валентина Вайгеля.

История христианского мистицизма началась с возникновения христианства. Это подтверждается в ряде цитат из Библии, например, «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1-е Иоанна 3:2).

Способы, с помощью которых христианские мистики приближались к Богу, весьма разнообразны и подкреплены, как правило, сложной системой интеллектуальных обоснований, основанной на христианском учении. Это также отличает их от внехристианских мистиков, у которых во главе угла стоит практика, а не теоретические изыскания. Христианская мистика большое внимание уделяет трактовке библейских текстов, поиску в них аллегорического смысла. Каждое течение христианских мистиков выделяло в Библии ключевые фрагменты, на основе которых строило своё постижение божественного. Например, в отшельнической традиции кармелитов таким фрагментом являлись 3–4 стихи первой книги Царств.

Мистики христиане для постижения Бога двигались различными путями, например, учились думать как Христос.

Важнейшим понятием христианского мистицизма является «обожение» — «теозис». Это преображение человека, когда он приближается к Богу через жизнь в гармоничном общении с Ним, Церковью, человечеством и всеми творением, включая себя.

Есть различные трактовки этапов приближения к Богу в христианском мистицизме, например, очистительный, аскетический и озарительный, объединительный, дающий возможность лицезреть Бога лицом к лицу. Другая распространённая трактовка шагов мистического пути — очищение (соответствует телу), просвещение (относится к разуму) и единение (категория духа).

Очищение подразумевает исполнение требований, касающихся телесного аспекта жизни («умерщвлении духом дел плотских»): соблюдение постов, воздержания, молитв в строго определённое время и в необходимых позах (например, на коленях). К этой же категории относятся акты милосердия — помощь голодным, предоставление ночлега и т.д. В процессе очищения христианин должен избавиться от пагубных привычек, страстей и др. Этот путь связан с понятием аскезы, что первоначально трактовалось в том плане, что мистик является «духовным атлетом», соблюдающим самодисциплину и смирение.

Просвещение — это проникновение ума как в суть Священного Писания, так и постижение истины, скрытой в самой природе. Это позволяет лицезреть Бога в различных стихийных проявлениях. Как говорится, «неверующий смотрит вокруг и нигде не видит Бога, а мистик смотри вокруг и видит только Бога».

Единение, которое также называют контепляцией, заключается в познании сердцем божественной любви: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».

Важную роль в христианском мистицизме играет религиозная община, без связи с которой даже отшельники не могут идти по пути познания Бога. Групповые поклонения, обряды — как например — Евхаристия, открытие своей души перед исповедником — всё это проявления общинной основы в христианском мистицизме.

Несмотря на множество направлений мистицизма и известных мистиков, которые добились больших успехов на своём пути, положение практикующих мистические учения со стороны официальной Церкви было далеко не однозначным. Любой мистик, который переживал божественное откровение, рисковал быть обвинённым в ереси, если его духовный опыт не сочетался с церковной доктриной. Именно поэтому он должен был смягчать и затаивать свои духовные открытия, что в целом тормозило развитие христианского мистицизма.

В настоящее время христианский мистицизм претерпел серьёзные изменения. С одной стороны, вероятно, сохранились различные мистические традиции, которые практикуются в закрытых сообществах, а с другой — элементы мистицизма особенно католического, были переняты учением нью-эйдж, хотя и серьёзно переработаны им (например, отрицается догма о постижении Божественного только через Иисуса Христа, который рассматривается только как один из просветлённых мастеров). Прогнозы дальнейшей судьбы христианского мистицизма тесно связаны с будущим, которое уготовано самой христианской вере — будет это трансформация и новое развитие или закостенение и упадок.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *