1. Введение содержание и смысл этических учений Поведение человека и его мотивы Объективная содержательность нравственного мира. Всеобщность нравственной проблематики Благо как сущность нравственного бытия Божественное откровение как источник нравственного знания Ценностное отношение к Богу, к людям, к себе и к миру Переживание, мотивы и сущность ценностного выбора Смысл и способы личностной жизни: этический аспект Личность, общество и нравственная проблематика Нравственный поиск Установки и практика нравственной жизни Добро и нравственный закон Благо и блаженство Достоинство личности и созидание души Свобода и самоопределение Грех и добродетель Нравственный долг, правда и право Критерии и ориентиры нравственной жизни 2. Катастрофа и катастрофы До грехопадения (образ и подобие) Грехопадение Падшесть. Греховность Грехи ума и сердца От помысла – к страсти Гордость – фундаментальная страсть Искушения и соблазны Работа диавола Влияние мира Влияние плоти Грех душевности Совместность усилий диавола, мира и плоти Предательство Бога, ближних и себя Приложение к главе 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И КОНЕЦ СВЕТА Деградация личности и общества Искаженность установок на грех и добродетель Непонимание очевидностей Мир пристрастий современного человека Нравственная сфера и душевные болезни Психопатии и неврозы 1.ВОЗБУДИМЫЕ ПСИХОПАТЫ (эпилептоиды) 2.ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОПАТЫ (истероиды) 3. ШИЗОИДНЫЕ ПСИХОПАТЫ 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛАБИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ 5. НЕУСТОЙЧИВЫЕ ПСИХОПАТЫ 6. ЦИКЛОИДНЫЕ ПСИХОПАТЫ 7. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ ПСИХОПАТЫ 8. АСТЕНИЧЕСКИЕ ПСИХОПАТЫ 9. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПЕРЕВЕРТИИ 10. ПАРАНОЙАЛЬНЫЕ ПСИХОПАТЫ Нравственные особенности человека «лютого» времени Антихрист и «его» народ Апостасия 3. Начало пути Неизбежность и необходимость покаяния Смысл и содержание покаяния Полнота и этапы покаяния Три «ипостаси» покаяния Покаяние как нравственное возрождение Покаяние как жизнь Покаяние и Царство Небесное 4. Фундамент жизни. искание праведности Духовная нищета, ее значение и подлинность Смирение: мир с Богом, с миром и с собой Пути обретения духовной нищеты Смиренномудрие и блаженный плач Разные слезы Кротость – выявление смирения Спаситель и святые – образцы кротости Терпение и долготерпение Послушание Ложное смирение и послушание Алчба и жажда правды Какова правда? Милость Божия и милость человеческая Светлость чистого сердца Миротворчество как практика новой твари Радость гонимых за Христа Уподобление Христу и единство с Ним «Новая тварь” Структура заповедей блаженства Как исполнить неисполнимый закон 5. Закон Божий Закон Ветхий. Его величие и недостаточность Нравственный Евангельский закон Суть и смысл Евангельского закона Описание нового творения Христос – исполнитель закона Закон и служение Различие закона Моисеева и новозаветной христианской нравственности Связь Евангельского закона с Ветхим Заветом 6. Нравственное бытие и воля Божия Воля Божия о человеке Суд Божий и суд человеческий Значение Промысла в жизни человека и его действия Содержание нравственной жизни и Промысл Промысел и благодать Свобода человека и ее извращения «Работа” Христа и соработничество человеческое Искание воли Божией Различение духов Исполнение воли Божией 7. Истинный порядок нравственных ценностей Необходимость нравственных порядков Заповеди как принципы устройства Знание того, что важнее Способы реализации нравственных норм Установления Божии и человеческие Самоотверженность Готовность без сомнений Прежде всего – Царство Божие и правда его Внутреннее важнее внешнего Другие принципы Часть 2. Исповедание Бога Бог – впереди всего Следование за Христом Переживание благости Божией Искание мира Божественного Бог – свет нравственный Праведность личности во Христе Иисусе Благочестие и благоговение (страх Божий) 9. Человеческие отношения – поле греха и добродетели Нормы отношений, работающих на со-единение Самоотвержение в человеческих отношениях Неосуждение Желание и делание добра Чистота внутреннего мира в общении Служение имеющимися дарами Семейная жизнь. Супружеские отношения Семейная жизнь. Родители и дети Грехи человеческих отношений Грехи ложных интерпретаций Работа контрольных свойств 10. Общественная нравственность Принцип собранности Этика общественного служения Личность и общество: нравственные смыслы Малые группы и нравственность Большие группы и нравственность Община и Церковь 11. Построение внутреннего мира «Сокровенный сердца человек» «Чувства добрые» Противостояние злу «Невидимая брань» Преодоление искушений Духовное рассуждение Стяжание внимания Трезвитесь и бодрствуйте Горение сердца Восприятие благодати Укорененность в духе и стяжание добрых начал Благость и ее производные Стояние в свободе Тело – Храм Божий Пост и воздержание Молитва и безмолвие Цели и результаты пути К докладу 12. Радости и скорби Радости и скорби греховные «Всегда радуйтеся» Страх Божий и радость Значение скорби – всегда Скорби и нравственный мир Скорбь и святость. Добровольные страдания Значение скорби – теперь Скорбь, смирение и терпение «Печаль яже по Бозе» Скорби и радости: временная и вечная жизнь К докладу 13. Любовь божественная и человеческая Любовь Божественная Райская любовь к Богу и к Небу Райская любовь Адама и Евы Любовь и грехопадение Восстановление заповеди в Ветхом Завете – «Возлюби Бога и ближнего» Восстановление заповеди в Новом Завете: «Заповедь новую даю вам…» Любовь к Богу и к ближнему в их взаимодействии Любовь к врагам Свойства любви Возрастание в любви Любовь и молитва Любовь и Евхаристия Любовь и община Любовь и единство исповедания Любовь верных и ненависть мира Виды искажений и подмен любви Любовь к миру и к Богу К докладу 14. Вера и надежда: этическое содержание Вера как религиозная категория Вера – уверенность Доверие Богу Вера и верность Вера и спасение Евангельские образцы спасительной веры Неверие и маловерие Вера и дела Взаимосвязь веры и надежды Упование и вечность Надежда как добродетель Упование и молитва К докладу 15. Христос и святость. Ценность личностного мира Христос – новый Адам Служение Христа «Небесность» Христа Совершенства Христа Возрождение личности Ценность человеческой личности Явление совершенного человека Подражание Христу Святость совершенного человека Апостольство и святительство Мученичество Преподобничество Святость в миру Дары духовные. Плоды духовные К докладу 16. Слава и благодарение Благослови, душе моя, Господа Хвали, душе моя, Господа Слава Божия в Новом Завете Слава и Евхаристия Заключение. Обзор этических дорог. Смерть и жизнь

Тридцать первого июля депутаты Ивано-Франковского областного совета предложили сделать курс «Основы христианской этики» обязательным для школьников во всей Украине. Они попросили об этом президента Владимира Зеленского, Верховную Раду и Кабинет министров. Франковские депутаты утверждают, что без христианской морали нет общечеловеческих и семейных ценностей. А то, что этот курс преподают не во всех школах, «делает невозможным духовное и морально-этическое воспитание детей». Отвечает за то, чтобы адресаты получили обращение, заместитель председателя облсовета Василий Гладий. Он тоже проголосовал за. «Я думаю, речь шла о христианских ценностях, а не о религии и вероисповедании. Больше о человеческих ценностях. Этот предмет актуален для украинского общества», — сказал он «Бабелю».

Сейчас «Основы христианской этики» — факультативный курс. Это означает, что программу одобрило Министерство образования и науки, но каждая школа сама решает, вводить ли у себя такой предмет. Программа рассчитана на весь период обучения — с первого по 11 классы. Этот курс — самый популярный среди входящих в перечень программ духовно-нравственного направления. В некоторых школах также преподают «Библейские истории и христианскую этику» (1—11 классы), «Школу семейной жизни» (9—11 классы) и «Православную культуру Слобожанщины» (5—8 и 10—11 классы).

В некоторых украинских школах христианскую этику изучают еще с 1990-х. Например, в Ивано-Франковской области ее преподают с 1992-го. Долгое время курс не был всеукраинским и отличался в зависимости от региона. В 2010 году в Украине появилась единая программа курса «Основы христианской этики», по которой предмет преподают до сих пор. Ее составил коллектив авторов под руководством декана гуманитарного факультета Национального университета «Острожская академия» Василия Жуковского. «Это была очень тяжелая работа. Мы думаем, что христиане такие толерантные и терпеливые люди, но работать с ними очень сложно. Каждый считает себя экспертом и не хочет идти на уступки», — вспоминает он.

На курсе христианской этики школьники читают Библию, учатся любить Бога и семью. Школьники изучают темы «Иисус Христос — идеал для подражания», «Божьи заповеди — нравственный указатель для человека», «Морально-этические основы христианской семьи», «Семья в цивилизационном измерении», «Христианское призвание мужчины и женщины» и «Морально-этическое содержание блаженств». На уроках дети, согласно программе, должны слушать духовную музыку, рассматривать картины на библейскую тематику, готовиться к религиозным праздникам, изучать молитвы и обсуждать примеры из Священного Писания. При этом в описании программы сказано, что курс «не является учением веры, не включает религиозных обрядов, не ставит целью привлечение к определенной конфессии». Главная цель, согласно документу, воспитать в детях нравственные принципы.

Василий Жуковский называет Ивано-Франковский облсовет, который хочет сделать курс обязательным, «золотым». Но считает, что против него будут родители, а также представители других вероисповеданий. «Вы же видите, что сейчас президент творит? Предоставляет государственный статус праздникам мусульман и евреев. Он фактически уравнивает христианскую религию, мусульманскую, иудаизм», — говорит автор программы. По его мнению, мусульманство и иудаизм «задавят христианство» в Украине. Жуковский утверждает, что представители других религий хотят вытеснить из школ курс по христианской этике, ввести там собственные курсы. По его мнению, делать курс обязательным нужно постепенно. «Начать можно с Ивано-Франковской области, потому что она больше всех готова. А потом уже распространять эту практику на другие регионы», — считает Жуковский.

В Ивано-Франковской области «Основы христианской этики» изучают почти все дети. Предмет преподают в 647 учебных заведениях — это 95 процентов от всех школ области. Также курс популярен во Львовской, Волынской, Тернопольской и Черновицкой областях. Значительно менее популярным он оказался, например, в Хмельницкой области — там его преподают только в 10 школах. В Киеве предмет выбрали 36 школ — всего восемь процентов от всех школ столицы. Всего курсы духовно-морального направления преподают в 5 279 украинских школах — это треть всех средних учебных заведений в стране. Если же считать учеников, изучающих предмет, то их немного больше 13 процентов от всех школьников Украины.

«Бабель»

В этом году программа курса должна очередной раз возобновлять гриф — Министерство образования и науки требует делать это каждые пять лет. Ранее гриф ставила специальная Комиссия МОН по христианской этике, но министерство ликвидировало ее в мае 2020 года. В МОН объяснили, что меняют порядок грифования факультативных курсов, но Василий Жуковский убежден, что так министерство решило убрать из школ «Основы христианской этики». «Нет комиссии, программу принять нельзя, время вышло. Получается, преподавать тоже нельзя», — говорит он. Автор программы надеется, что курс в школах все же останется, и адаптирует его к требованиям «Новой украинской школы».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *