Христианский Египет

Игорь Исиченко (архиепископ), 11 — 17 января 2003 года, "Зеркало недели"

Страна древнейшей в мире цивилизации — Египет — на первый взгляд производит впечатление типичного исламского государства. Пирамиды, Карнак, «Книга мертвых» кажутся осколками умершей культуры, чужой рядом с неумолкаемым шумом восточных базаров и холодной изысканностью мечетей. Но достаточно внимательно осмотреться на улицах Каира, чтобы среди сотен непривычной формы крестов, словно цветы распускающихся под палящим солнцем, заметить ненавязчивое присутствие христианского меньшинства. Оно как бы теряется в 68-миллионной стране. Это уже потом узнаешь, что его исчисляют кто в семь, кто в десять, а кто и в пятнадцать миллионов. Однако после завоевания Египта в VII в. мусульманами христиане превратились в дискриминированное меньшинство.
Были периоды, когда принадлежность к Церкви обрекала на глумление, преследование, даже на смерть. Средневековые правители заставляли христиан носить тяжелые железные цепи с многокилограммовыми металлическими крестами на шее (в память о ссадинах от них египетские христиане татуируют на запястье изображение креста). Местный язык был запрещен. Рассказывают, что говорившим не на языке пророка Мухаммеда, а по-египетски в ХІІ—ХІІІ вв. отрезали языки. Поэтому к XV в. египетский язык исчез из повседневного употребления и превратился в мертвый. Египтяне переняли язык, одежду, многие бытовые привычки завоевателей-арабов. Значительная часть коптов обратилась в ислам и полностью ассимилировалась среди потомков кочевого народа из Аравийской пустыни, стремящихся освоить побережье Нила и вести здесь хозяйство, учась у аборигенов. Но самые стойкие сохранили веру — и собственно христианская вера стала главным признаком национальной идентичности сообщества, называемого коптами, то есть египтянами (от арабского произношения слова «Египет»).
Коптам нелегко и в наши дни. Мусульманское окружение не отличается толерантностью. Мне довелось общаться с молодой женщиной, которую за обращение в христианство пыталась отравить родная мать: шариат приговаривает к смерти отступника от мусульманской веры. Многие помнят погромы, прокатившиеся по Египту в восьмидесятые годы прошлого века. В городе Асьют, центре провинции с миллионным коптским сообществом, хорошо помнят толпы фанатиков, рвавшихся в христианские кварталы. Об этих событиях напоминают полицейские заставы на дорогах, обязательные группы вооруженных охранников у монастырей, церквей, входов в христианские районы города и сел. И теперь сооружение новых мечетей поддерживается властью, для выделения же земли под строительство христианского храма необходимо личное разрешение президента страны. Буквально перед моим приездом в Египет, осенью прошлого года, был разрушен новый храм, построенный без необходимого разрешения.
Сравнивая свое современное положение в стране с прошлым, христиане демонстрируют глубокое уважение к президенту Хосни Мубараку. Его портреты можно увидеть едва ли не во всех церковных офисах рядом с фотографиями папы Шенуди ІІІ и местного архиерея. Иронизируя по поводу восточного отношения к власти, нельзя не отметить искреннюю благодарность за преодоление президентом волны насилия, угрожающе нараставшей еще десять-пятнадцать лет назад.
Копты — монофизиты. Это значит, что они не приняли постановлений IV Вселенского собора в Халкидоне 451 года и не признают объединения в Иисусе Христе двух сущностей: божественной и человеческой. Различия в догматике не позволяют проводить совместные богослужения коптами и православными. При этом первые называют собственную церковь православной, различая Коптскую (монофизитскую) и Греческую (то есть собственно православную, диафизитскую) православные церкви. Коптская церковь поддерживает близкие отношения с Армянской и Сирийской церквями, с недавно образованной церковью Эритреи. А вот крупнейшая из монофизитских церквей, Эфиопская, после провозглашения собственного патриархата остается в расколе, хотя ее верные бывают в Египте на богослужениях.
Со времен Халкидонского собора в Египте возникли две параллельные церковные структуры. Православную Александрийскую Патриархию сейчас возглавляет относительно молодой и весьма деятельный Патриарх Петр VII. Главой Коптской церкви является Шенуда ІІІ, также имеющий титул Александрийского Патриарха. С древних времен александрийские архиереи носят особый титул «Папы», как и их римские собратья по епископскому служению. Сохраняя традиционные резиденции в античной столице Египта Александрии, оба церковных лидера осуществляют руководство преимущественно из каирских резиденций.
Папа Шенуда ІІІ — настоящий образец харизматического лидера. Все копты знают его аскетизм. Монахом он постился по 200 дней в году. И сейчас три дня в неделю Папа живет в монастыре св. Шенуды в Нитрийской пустыне. Во время межконфессиональных конфликтов прошлого века он несколько лет провел под домашним арестом. Полиция хотела арестовать ППапа Шенуда ІІІ — настоящий образец харизматического лидера. Все копты знают его аскетизм. Монахом он постился по 200 дней в году. И сейчас три дня в неделю Папа живет в монастыре св. Шенуды в Нитрийской пустыне. Во время межконфессиональных конфликтов прошлого века он несколько лет провел под домашним арестом. Полиция хотела арестовать Папу, но копты не пустили в монастырь.
Его еженедельные встречи с верными в соборе святого Апостола Марка в Каире собирают тысячи людей со всей страны. Само появление Папы сопровождается чисто восточным всплеском энтузиазма. Восклицания, аплодисменты, песнопения… А он спокойно поднимается на амвон, склоняется перед алтарем, садится за стол и начинает отвечать на записки, передаваемые присутствующими. Затем читает проповедь. И хотя его окружают профессиональные и добровольные телохранители, Папа производит впечатление вполне доступного человека.
По примеру Папы каждый коптский епископ еженедельно проводит аналогичную встречу с верными своей епархии. Я был на встрече в кафедральном соборе города Бени-Суейф, где епископ Гавриил, организатор моей поездки в Египет, обращался к сотням людей, вечером выходного дня (в мусульманской стране это — пятница) целыми семьями пришедших послушать толкования очередного раздела Евангелия от Луки. Признаюсь, я завидовал египетскому владыке, т.к. не могу себе представить в нашей преимущественно христианской стране такого количества добровольных и чрезвычайно внимательных слушателей, собравшихся на встречу с архиереем во внелитургийное время.
Чувство национальной солидарности в противостоянии внешнему насилию стало в свое время едва ли не важнейшим импульсом в создании Коптской церкви в противовес Православной церкви, поддерживаемой римским императором. Православная церковь воспринималась большинством коптов чуждой, греческой, «мелкитской», то есть царской. И после раскола из пятимиллионного населения Египта в ней осталось меньше десяти процентов. Общественное мнение связывало сопротивление Халкидонскому собору с традиционным противостоянием Александрийской школы богословам из Антиохии и Константинополя, с борьбой против эллинизации Египта. Древние монастыри стали оплотом коптской оппозиции Халкидону. И когда в Египет вторглись сначала персы, а затем арабы, копты не стали защищать чуждые им императорские интересы. Египет был навсегда потерян для православной Византийской империи. Удивительное дело! Коптская церковь по своим догматическим учениям намного дальше от Православной, чем римо-католическая. Но строение храмов, чин богослужений, формы личной набожности, даже коптская письменность, сохраненная в церковных книгах, весьма подобная нашей кириллице, — все это кажется значительно более близким к византийско-славянской церковной ментальности, чем латинский обряд.
Копты всегда бережно сохраняли монастырскую традицию. Разрушаемые кочевниками, лишенные правительственной поддержки, монастыри продолжали оставаться твердынями веры и национального духа. Характерно, что в монастырских храмах и сейчас стремятся проводить большинство богослужений на коптском языке, вытесняемом в приходских церквях более понятным арабским. Феноменальное возрождение переживает монашеская жизнь в течение последних тридцати лет. В определенной степени это объясняется особой заботой о ней Папы Шенуды ІІІ. Но есть и другие факторы: значительный рост монашеских устремлений среди молодежи, активный приток в монастыри образованных людей, превращающих их в современные центры духовного возрождения, богословские и учебные центры.
Уклад монашеской жизни в Египте отличается искренней и гармоничной непосредственностью. Ему чужда демонстративная экзальтация и высокомерное противопоставление монашеского отшельничества суете светского человека. Вот в Нитрийской пустыне вы заходите в монастырь Пресвятой Девы «Дейр Аль-Суриян» (Сирийский), где напротив келий растет со времен преподобного Ефрема Сирина роскошное тамариндовое дерево, — и здесь же, на солнцепеке, видите в кресле пожилого человека с ясным и кротким взглядом, беседующего с несколькими посетителями в традиционных крестьянских одеждах. И лишь особо почтительное отношение гостей к этому человеку и низкие поклоны монахов, подходящих за благословением, подскажут вам, что это настоятель, известный в Египте богослов епископ Меттаос.
В Сирийском монастыре среди 145 монахов есть подвижники и с 45-летним опытом монашеского служения, и представители всех прочих генераций включительно с 15 послушниками. Кто-то обрабатывает землю на 700 принадлежащих монастырю гектарах, кто-то ухаживает за скотом, занимается ремеслом. А отец Иоанн, если благословит епископ, может показать свою одинокую келью среди пустыни, куда в порядке исключения подведено электричество и где на мощном компьютере отец готовит материалы для вэб-страницы монастыря, размещенной на сервере в Каире.
Копты-миряне относятся к монастырям с огромным пиететом. На юге, в небольшом монастыре св. Фомы у города Сохаг, я попал на крещение младенца, специально привезенного сюда отцами за сотни километров. Кстати, крестят копты только полным погружением в глубоких ваннах. А в монастыре Пресвятой Богородицы «Эль-Мухаррак» неподалеку от Асьюта по большим праздникам летом собираются сотни тысяч верных! И ежедневно перед резиденцией, выделенной мне в этом монастыре, с утра до позднего вечера проходили толпы богомольцев. Кстати, в каждом монастыре предусмотрены бесплатное жилье и питание для гостей. Заметно, что пожертвований хватает не только на это, но и на проведение во всех монастырях довольно масштабных строительных и реставрационных работ.
Присутствие многовековой традиции чувствуется в этих местах как-то особенно по-домашнему. Не успеваешь изумиться аскетической пещере преподобного Антония на 300-метровой высоте на горе Кользим, как в обычном селе Менегре тебе показывают у церкви тесный шалаш с глиняным полом абсолютно без мебели, где восемнадцать лет прожил игумен Абдель Месих Эль-Макари, умерший в 1963 году. Современные монашеские жилища, правда, больше напоминают небольшие городские квартиры: две комнаты, одна из которых доступна лишь для ее обитателя, душ, туалет.

Почему египетские христиане принимают ислам

Но и здесь господствуют сдержанность и простота. Нигде нет телевизоров. Правда, довольно много телефонов, но для внутренней связи. Благословение на использование внешнего телефона (как правило, мобильного) получают выполняющие работу за пределами монастыря.
Новое в монашеской жизни Египта хорошо заметно в монастыре преподобного Макария в Нитрийской пустыне. Еще тридцать лет назад он лежал в руинах. С тех пор сообщество высокообразованных монахов, возглавляемое чрезвычайно авторитетным духовным писателем Маттой Эль-Мескином (одну из его книг о молитве опубликовало украинское издательство «Свічадо»), не только восстановило монастырь, но и организовало на земле бывшей пустыни замечательное хозяйство с применением современных технологий, создало издательство, построило современный центр духовного отдыха и учебы. И это в условиях сохранения очень строгого устава, когда большинство монахов пребывают в уединении, в труде и молитве. Встреча с родственниками вообще-то возможна, но раз в год в общем зале для встреч с богомольцами. Выходы из монастыря в мир не практикуются.
Паломничество в Египет, задуманное мной как встреча с прошлым, стала открытием нереализованных возможностей Церкви в Украине, так хорошо заметных на фоне проповеднического мужества коптского сообщества. Сообщества современных людей, оставшихся народом благодаря Церкви и в Церкви строящих свое будущее.

 

Христианство в Египте, Ливии и Пентаполе

Распространение христианства в пределах сирийского языка представляется естественным ввиду близости Палестины, исторических отношений иудеев к Месопотамии и единства языка.

Египет был издавна такою областью, сношения евреев с которою никогда не прекращались.

Мифы о коптах. Христиане Египта отнюдь не являются забитым этнографическим меньшинством

Даже во времена Соломона лица, компрометировавшие себя политически, удалялись в Египет (2 Парал. X, 2). Дальнейшая колонизация в Египте при Птолемеях повела к тому, что здесь образовалась еврейская община (храм Онии). Здесь был совершен перевод священных книг на греческий язык, перевод — известный под именем перевода LXX; здесь же святое семейство находит убежище от преследований Ирода. Естественно, таким образом, предполагать, что в Египте христианство распространилось весьма рано.

Евангелист Марк мученически скончался в Александрии . Можно даже ставить вопрос, не был ли и ап. Петр в Египте, потому что церковь в Вавилоне соизбранная (1 Петр. V, 13) могла быть церковью в Вавилоне египетском (на месте нынешнего Ma’cpy-ль-атика = старого Каира). Акты Марка содержат в себе черты, которые начало проповеди христианства в Александрии представляют вполне естественным. Ев. Марк, идя по Александрии, разорвал свой башмак и зашел к первому встретившемуся башмачнику починить его. Во время починки башмачник Анниан уколол себе палец и при этом невольно воскликнул: « » («единый Боже!»), что и послужило для апостола удобным поводом начать свою проповедь.

Естественность происшествия располагает к мысли, что мы стоим на почве живого исторического воспоминания. Этот и был первым преемником евангелиста на александрийской кафедре.

Христианство здесь прежде всего установилось между евреями и людьми, говорившими по-гречески (во всяком случае, в первое время мы не видим на епископских кафедрах лиц с именами коптскими). Это и естественно, потому что римское правительство, у которого Египет был провинцией, покровительствовало людям, принимавшим римскую культуру, и относилось недоверчиво ко всему, что отзывалось древнеегипетской культурой. История Египта была слишком древня, чтобы можно было предположить, что египтяне поддадутся новому греческому и римскому влиянию. Недоверие у местного населения должны были испытать и Птолемеи и их преемники. Коптское население платило ненавистью своей метрополии, и александрийцы пользовались дурной славой у природных египтян. Это было препятствием к распространению между египетскими туземцами христианства, начавшегося в Египте между людьми греческого языка, что подтверждается свидетельствами о силе язычества в Египте даже в V веке (борьба аввы Шенути с фиваидскими язычниками пред 450 г.).

Нужно принять затем во внимание, что весь юг Египта граничил с варварскими народами, поддержание мирных отношений с которыми составляло одну из труднейших политических задач египетских администраторов, и что эта задача до известной степени разрешалась тем, что с «варваров» брали клятвенные обязательства пред языческими богами (Осирис, Исида и др.), которых чтили эти («блемии и нобаты» — эфиопские племена); поэтому считалось политичным — щадить язычество на юге Египта, чтобы ударом, наносимым политеизму, не разрушить и всех политических результатов в отношении к влеммиям и нубийцам. И языческий храм на острове Филах (), священное место этих договоров, продолжал благоденствовать до VI в., пока, наконец, Юстиниан I не приказал его разрушить и заарестовать всех жрецов его.

С севера Египта христианство подвигалось медленно вверх по Нилу, но, во всяком случае, подвигалось настолько успешно, что при Септимии Севере (202 г.) были исповедники христианства в Фиваиде, а это такая область, которая была заселена сплошь коптами. Следовательно, христианство проникло и в этот слой египетского населения. Но условия распространения христианства здесь были довольно своеобразны, и может быть, ни в одной местности оно не было усвояемо с таким наслоением иностранного элемента, как в Египте. Египетский (коптский) хамитский язык далеко не сроден с индогерманским греческим, но подвергся сильнейшему давлению со стороны развитого синтаксиса последнего. Копты заимствовали не только греческие слова (имена, глаголы), но и греческие частицы (вроде , , ). Таким образом, самый строй коптского языка приспособлялся к греческому языку. Язык коптский в лексикальном отношении до такой степени был национален и проникнут религиозными воззрениями, что создатели христианской письменности на языке коптском затруднялись христианские понятия передавать коптскими словами, потому что с ними были соединены египетские представления. По-видимому, не было и попыток перевести такие имена, как , на коптский язык; понятия и передавались этими же греческими словами (коптское ni-niqi ни-нифи — дыхание, дух, по-видимому, слишком напоминало бога Кнефа). Подле коптского уав = святой, очень часто встречается греческое : коптское слово лексически означало собственно «чисто вымытый»; отсюда «жрец» = уив писалось иероглифически в виде человека, простирающего руки, чтобы умыться, к воде, которая льется из находящегося над ним кувшина.

Коптскому населению пришлось знакомиться с христианством чрез посредство богослужения, совершаемого на греческом языке, перевод богослужебных чинов на коптский язык, видимо, совершился тогда, когда коптские христиане были уже знакомы отчасти с греческим языком из богослужебной практики. Поэтому некоторые части богослужения оставлены без перевода (возгласы « », « », « , », « », « (nim = имярек) , , », « », « », « », и большая часть дальнейших возгласов и ответов из Canon missae). Во второй половине III века уже существовал перевод Нового Завета на коптский язык. Антоний (251—356), будучи 18-ти лет, начал свои аскетические подвиги: на него, не говорившего по-гречески среднеегипетского уроженца, во время чтения евангелия произвели сильное впечатление слова Спасителя: «аще хощеши совершен быти…» (Мф. XIX, 21), которые он буквально понял и исполнил. Следовательно, слова эти были читаны на коптском языке.

Одновременно с Египтом, по-видимому, началась христианизация и в других областях, объединенных с Египтом политически, — в Ливии и Пентаполе, к западу от Египта. Они были отделены от Египта узкою полосою песчаной земли, так что сношения между ними и Египтом были постоянные. Предание о кончине Марка в Александрии говорит, что он удалялся для проповеди в Ливию и умер по возвращении из нее. Таким образом, весьма возможно, что Ливия была просвещена с самого начала христианской эры. В Евангелии (Мр. XVI, 2) упоминается Симон Киринеянин (в Ливии), отец Александра и Руфа; эти последние, очевидно, были хорошо известны первоначальным читателям Евангелия от Марка, если он их упоминает.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ В СВЕТЕ НОВОЙ ХРОНОЛОГИИ

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АЛЬБОМ
Составители и авторы текста Г.В.Носовский и А.Т.Фоменко
Фотографии — Ю.Л.Масляев

ДРЕВНИЙ И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЕГИПЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НОВОЙ ХРОНОЛОГИИ

0.3. КОПТЫ

В книге мы датировали десятки египетских зодиаков. Оказалось, что датировка одного из них — зодиака Бругша (он был изображен на крышке деревянного гроба), — дала середину XIX века, рис.В.1. Такая поздняя дата стоит несколько особняком среди других датировок "древне"-египетских зодиаков.

Кто в Египте мог еще и в XIX веке хоронить по "древне"-египетскому обычаю? Что это были за люди? Почему древне-египетская погребальная традиция, дожившая, как оказывается, до XIX века, полностью исчезла в XX веке? Все эти вопросы сводятся, по сути дела к одному: существовала ли в Египте культурная традиция, которая была уничтожена в XIX веке? Если да, то какие следы от нее остались? Ведь несмотря на любую чистку какие-то следы должны были сохраниться. Все-таки XIX век — не очень далекое прошлое. В него не так уж трудно "заглянуть".

Ответ лежит почти на поверхности: КОПТЫ, египетские христиане.

Краткая историческая справка: "с 1517 по 1798 год, когда Наполеон присоединил Египет к Франции, Египет являлся частью Османской империи. в 1801 году Наполеон был вынужден уступить Египет англичанам. С этого времени начался колониальный период в истории Египта, закончившийся лишь после провозглашения независимости Египта в 1953 году" , с.70.

Итак, в XIX — первой половине XX века Египет находился в полной зависимости от европейцев (англичан). Интересно посмотреть — что же происходило в это время в египетской христианской коптской церкви. Якобы недавно "освобожденной европейцами от ужасного гнета мамелюков-мусульман"?

Оказывается, ПЕРВЫЕ 50 ЛЕТ КОЛОНИАЛЬНОГО АНГЛИЙСКОГО ГОСПОДСТВА КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЛЕЖАЛА БУКВАЛЬНО В РУИНАХ. Монастыри разгромлены. Церкви опустошены. Церковная иерархия, по сути дела, отсутствует — по крайней мере, никак себя не проявляет , с.70-71, 134-135. И лишь после 50-ти лет "культурного карантина" (напомним — карантина под надзором европейцев!) потихоньку начинается "возрождение" коптской церкви. "XIX век стал временем коптского возрождения и церковных реформ" , с.136. По сути дела — "с нуля", поскольку пришлось восстанавливать не только храмы и монастыри, но и саму "церковную идеологию"! , с. 134. Сообщается следующее: "внешним проявлением реформ (речь идет о коптской церкви середины XIX века — Авт.) стало строительство новых и возрождение старых храмов и монастырей, появление церковной прессы , организация школ в целью просвещения (или воспитания в новом духе? — Авт.) верующих. НО ГЛАВНЫМ БЫЛО … ВОЗРОЖДЕНИЕ САМОЙ ЦЕРКОВНОЙ ИДЕОЛОГИИ" , с.134.

Ясно, что за 50 лет "культурного карантина" все образованные копты, еще помнящие старые традиции, должны были уйти из жизни. Только тогда и было начато "правильное возрождение". Подконтрольное.

Вспомним, что очень похожий "карантин" (и, кстати, примерно в то же время — в конце XVIII века) был наложен и на православный Успенский монастырь в Крыму. Причем — тоже сразу после присоединения Крыма к Российской империи Романовых. Успенский монастырь "выдерживали" в полном разорении даже дольше — около 80 лет, , . И лишь потом начали его "правильно возрождать". Благо никого из старых монахов Успенского монастыря в Крыму к тому времени уже не оставалось. И можно было с "чистой совестью" рассказывать все, что угодно о "подлинном прошлом Успенского монастыря, страждущего в былые времена по гнетом плохих крымских ханов-иноверцев". Так и с коптской церковью — возрождение происходило в значительной степени по европейским правилам. Или, по крайней мере — под бдительным надзором европейцев. Однако со временем все равно стали проступать отдельные черты уничтоженной картины. Копты начали вспоминать о своем о прошлом. Эти воспоминания оказались крайне интересны (см. ниже).

Перейдем к более подробному рассказу. Исследователи отмечают: после наполеоновского завоевания культурная традиция коптов претерпела глубокий разрыв , с.70-71. Лишь во второй половине XIX века религиозная жизнь коптской церкви начинает постепенно подниматься из руин. "XIX-XX века открывают новую страницу в истории Коптской церкви. Начинается ее ВОЗРОЖДЕНИЕ, связанное с деятельностью патриарха Кирилла IV (1854-1861 гг.) и его преемников. Открываются школы, новые храмы, зарождается церковная пресса … В 1875 году в Каире основывается духовная семинария" , с.70. Но в первой половине XIX века коптская церковь находилась еще в обстановке "культурного вакуума, с которым столкнулись церковные иерархи, начав деятельность по ВОЗРОЖДЕНИЮ исконной коптской самобытности" , с.134.

Таким образом, "исконную коптскую самобытность" возродили в XIX-XX веках. Но как это было сделано? Верно ли, что коптская церковь и коптские традиции приобрели после "восстановления" те же самые формы, которые существовали в XVIII веке, при мамелюках? По-видимому — нет.

Современные исследования коптской старины обнаруживают поразительные вещи. Оказывается, христианский культ "дореформенных" коптов был весьма близок к "древне"-египетскому культу Осириса. "Некоторые исследователи связывают быстрое распространение христианства в Египте тем, что КУЛЬТ ХРИСТА БЫЛ БЛИЗОК ЕГИПЕТСКОМУ КУЛЬТУ УМИРАЮЩЕГО И ВОСКРЕСАЮЩЕГО ОСИРИСА" , с.53 Более того, "магическая и медицинская литература коптов является НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ" , 100. Интересно, кстати, что имеют в виду современные комментаторы под лукавым словом "магическая литература"? Приведенный в пример свидетельствует о том, что речь, скорее всего, идет О ХРИСТИАНСКИХ МОЛИТВАХ. Вот, например, один из таких "магических текстов"; "Хор, Хор, Фор, Элоэй, Адонай, Иао, Саваоф, Михаил, Иисус Христос! Помоги нам и дому этому. Аминь" , с.100. Но это — МОЛИТВА! Христианская молитва.

Вот как преломилось в "древнем" коптском Египте (а точнее — в современных представлениях египтологов о нем) христианское учение о Святом Духе. Исследователи коптских традиций пишут: "ОБРАЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ СОЛНЕЧНОЙ ПТИЦЫ БЕНУ, ТВОРЦА МИРА …. явился одним из составляющих античных и РАННЕХРИСТИАНСКИХ представлений о знаменитом Фениксе … Монофизитские теологи, доказывая одну, божественную природу Христа, СРАВНИВАЛИ ЕГО С ФЕНИКСОМ … в одном из коптских текстов эта птица названа провозвестником трех важнейших эр мировой истории, начинающихся, соответственно, с Авеля, Моисея И ИИСУСА ХРИСТА" , с.100. Но ведь и в современном христианском искусстве Святой Дух часто изображается в виде птицы (голубя)!

Очень интересны некоторые старые обычаи коптов, сохранявшиеся до XIX века. Сообщается, например, следующее. "Египетские христианки (т.е. коптки — Авт.) ПОДОБНО СВОИМ ЯЗЫЧЕСКИМ ПРЕДШЕСТВЕННИЦАМ (т.е. "древним" египтянкам — Авт.), верили, что через свое подобие — "куклу", положенную в могилу предка, — они будут магически оплодотворены и родят потомство, призванное обеспечить бессмертие роду" , с.102.

Данный обычай коптов-христиан крайне любопытен. Вероятно, он напрямую связан с известным "древне"-египетским преданием о рождении богиней Исидой ребенка Хора. Напомним, что согласно объяснениям египтологов, "древне"-египетский бог Хор был зачат Исидой от МЕРТВОГО Осириса. Вот легенда о Хоре в их изложении: "Осирис, бог-царь и человек, вспоминается как государь безграничной доброты и мудрости … Осирис дал … навыки в добыче и обработке металлов и, вместе с мудрым Тотом, обучил .. письменности и искусствам.. Завершив свою миссию, Осирис оставил на троне любимого друга и сподвижника — супругу Исиду, и отправился на восток … для обучения всех остальных народов. По его возвращении, брат Сет (Сатана, он же Исаак Ангел, убивший Андроника-Христа, он же, вероятно, фараон Сети I, чья гробница была датирована нами 1206 годом н.э. по имеющемуся в ней зодиаку, см. — Авт.) завлек Осириса в ловушку, убил и завладел троном, рассеяв части его тела по всему Египту (то есть тело Осириса исчезло, а не осталось лежать в гробу — как и тело Христа, — Авт.). Исида (имя "Иси-да" означает, вероятно, "Исусова" — Авт.), потрясенная горем, отправилась на поиски обожаемого супруга и, по божественному вдохновению, найдя его останки, сочленила их с помощью верного Анубиса ("Анубис" — вероятно, форма имени "Иоанн" — Авт.). И случилось чудо: благодаря слезам безутешной супруги, ОСИРИС ВОСКРЕС И ВОЗНЕССЯ НА НЕБО, оставив ей сына Гора (Хора). Повзрослев и возмужав после превратностей долгой борьбы, Гор, наконец, победил узурпатора, взяв на себя роль своего отца (вероятно, здесь речь идет о христианской церкви, "родившейся" от распятого Христа и впоследствии утвердившей свою власть над миром — Авт.)" , с.5. К этому следует добавить, что "в сознании коптов … ХРИСТИАНСКИЙ СВЯТОЙ (ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ — Авт.) ЗАМЕНИЛ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ХОРА, ПОБЕДИТЕЛЯ СЕТА В ОБЛИКЕ КРОКОДИЛА". См. рис.В.29 и рис.В.30.

Упомянутый коптский обычай класть куклу в могилу предков — далеко не единственный, объединяющий египетских коптов-христиан и "древнейших" египтян. Так, например, египтолог начала XIX века "С.Лидер описывает, что на второй день после рождения ребенка повивальная бабка (коптка — Авт.) проделывает так называемый обряд "улучшения глаз" — поднимает веко ребенка и обводит глаз кхолью … ОБЫЧАЙ ОБВОДИТЬ ГЛАЗА КХОЛЬЮ УХОДИТ КОРНЯМИ ЕЩЕ В ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ И … СВЯЗАН С МИФОМ ОБ ОКЕ ХОРА" , с.103. По поводу "ока Хора", см. подробности в нашей книге "Царь Славян". Там показано, что этот "древнейший" египетский символ имеет самое прямое отношение к христианству. Он возник в 1185 году н.э. .

Египтологи предлагают нам поверить, что якобы "древнейший языческий" обряд "улучшения глаз", существовавший, дескать, у египтян много-много тысяч лет тому назад (еще "в додинастическое время"!), сохранялся у коптов-христиан и в XIX веке. Причем — по сути в том же самом, почти неизменном виде. Конечно, бывает всякое. Но все-таки, подобная картина выглядит чрезвычайно странно.

Теперь, полученные нами датировки египетских зодиаков полностью меняют отношение к подобным фантастическим рассказам египтологов. Становится ясно, что средневековые копты-христиане XII-XV веков и есть "древние" египтяне. Именно они строили в Египте "древне"-египетские храмы и создавали множество других "древне"-египетских памятников. Становится понятно, почему в древне-египетском искусстве обнаруживаются многочисленные следы христианской символики. Старой, иногда непривычной для нас — но все-таки ХРИСТИАНСКОЙ.

Мы видели, что некоторые "древне"-египетские предания при внимательном рассмотрении производят впечатление СТАРЫХ ХРИСТИАНСКИХ ВЕРОВАНИЙ. Чем они, скорее всего, и являются на самом деле. Недаром, современный исследователь коптской культуры историк Е.Г.Толмачева не удерживается от следующего яркого замечания: "Приоткрыв таинственный и неизведанный мир христианского Египта, мы обнаруживаем в нем следы столь далекого от нас Египта эпохи фараонов" , с.103.

Любопытно, что в коптской церкви до сих пор встречаются "проявления так называемой "народной религии", нередко расходящейся с догмами официальной (т.е. "возрожденной" под надзором европейцев в XIX веке — Авт.) церкви." , с.127. Так например, существует "не поддерживаемый официальной церковью, но очень распространенный среди простого населения обычай привозить в места поклонения мясо животных (овцы или барашка) и подносить его святому или Богоматери" , с.127. Подобные "кровавые жертвы", по-видимому, действительно приносились во времена "родового" христианстве XII-XIV веков, отмененного с принятием апостольского христианства во второй половине XIV века. См. наши книги , , . Именно они. по-видимому, и описаны в якобы "древнейших античных" произведениях Гомера — Илиаде и Одиссее, — а также в библейском Ветхом Завете. Там много говорится о принесении богам в жертву мяса животных. Отметим, что принесение в жертву животного изображено и на обоих Дендерских зодиаках. Астрономическая датировка которых — 1168 г.н.э. и 1185 год н.э. .

"На уровне "народной" религии связь древнеегипетской и коптской культуры прослеживается на примере целого ряда обычаев и традиций, зафиксированных этнографически. Побывавший в Египте в начале XX века английский путешественник С.Лидер, описывая современную жизнь коптов, также находит следы древнеегипетских обрядов и традиций" , с.101.

Копты — потомки египетских фараонов (Египет)

См. также .

Связь христиан-коптов с "древним" Египтом проявляется также и в том, что как отмечают исследователи, "коптский язык можно с полным правом назвать наследником ДРЕВНЕ-ЕГИПЕТСКОГО" , с.100.

Обратимся теперь к символике. Сегодня принято считать, что "древне"-египетские символы и изображения якобы "совершенно чужды христианству". Но это не так. Старая коптская христианская символика, оказывается, мало чем отличалась от "древне"-египетской. Или же попросту совпадала с ней? Пытаясь как-то объяснить этот поразительный с точки зрения общепринятой (но неверной) версии истории факт, исследователи предлагают считать, что коптами, дескать, "ЗАИМСТВОВАЛАСЬ древнеегипетская религиозная символики практически без изменения ее значения" , с 82.

"На коптских тканях неоднократно встречается знак жизни — анх, ПОЛУЧИВШИЙ НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ — КРЕСТА, Око Хора … лотос, мистическая лестница. Та же символика появляется и на стеллах, которые устанавливались на могилах умерших" , с.83. Египетский крест "анх" — один из самых распространенных "древне"-египетских символов. Может, он и был ХРИСТИАНСКИМ КРЕСТОМ С САМОГО НАЧАЛА? Что касается "мистической ЛЕСТНИЦЫ", якобы "заимствованной коптами у язычников" то она присутствует и в русской православной символике. Так, например, при изготовлении пасхального творожного пирога "пасхи", имеющего, кстати, ВИД ПИРАМИДЫ, русские крестьяне иногда изображали на его гранях ЛЕСТНИЦУ, крест, яйцо и буквы ХВ ("Христос воскресе"). В семье одного из авторов (Г.В.Носовского) была такая форма для пасхи.

Комментаторы отмечают, в частности, близость иконографии "древне"-египетской" Исиды и христианской Богородицы. "Образ Исиды с младенцем Хором на коленях … повлиял на формирование образа Богоматери. Наиболее четкие параллели прослеживаются между … изображениями Исиды и Хора-младенца и иконографическим типом сидящей на троне Богоматери Млекопитательницы (лат. Maria lactans, греч. Галактотрофиса)" , с.88.

"Святой всадник, убивающий поверженного врага … взирает на нас с многочисленных коптских икон, росписей храмов, каменных рельефов. В Египте в образе победоносного всадника изображались святые Георгий, Меркурий, Сисиний, Федор, Виктор… Египетским … прототипом … можно назвать изображение Хора — в облике конного воина с головой сокола, — пронзающего копьем Сета в образе крокодила. Этот сюжет … восходит к многочисленным древнеегипетским изображениями триумфа Хора над Сетом " , с.89. Но как мы теперь понимаем, речь в данном случае должна идти не о "древнеегипетском языческом прототипе" христианских икон Георгия Победоносца, а просто о египетском ВАРИАНТЕ этих икон. То есть — о христианских изображениях "Древнего" Египта. Теория о "древнейших языческих прототипах" христианских изображений и верований возникла у историков лишь под давлением ошибочной скалигеровской хронологии. См. подробности в -.

"Древне"-египетские храмы служили коптам в качестве храмов христианских. Например, "храм Исиды в Филе … был превращен в христианскую церковь по приказу императора Юстиниана" , с.80.

Итак, кто же похоронен в саркофаге с зодиаком Бругша? Возможно, это — коптское захоронение середины XIX века. То есть — еще до преобразования коптской церкви — осуществленного, надо думать под "чутким руководством" колонизаторов-европейцев, которые в то время были полными хозяевами в Египте. На примере зодиака Бругша мы. возможно, встречаемся с последними отголосками старой, дореформенной коптской традиции погребений. Которая, как мы теперь начинаем понимать была очень близка к "древне"-египетской. Недаром исследователи отмечают, что "заимствования древнеегипетской символики ("дореформенными" коптами — Авт.) отмечаются преимущественно ", с.84.

Мысли
25 января 20:52
Феодорит (Амин). «ПАЛЕСТИНСКОЕ БЛАГОУХАНИЕ»,или История одной церковно-политической авантюры, подставившей УПЦ МП
Конец 2017 года выдался для иерархов Украинской Православной…
23 января 20:02
Александр Нежный. ВАЛААМСКИЙ БАЯН.Историческое и религиозное «мифотворчество» вечного президента
Прогуливаясь по Валааму, вечный президент Владимир Владимирович…
17 января 18:16
Александр Зорин.

Христиане Египта – чужие в своей стране

ВЕКОВОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ.С чем можно, а с чем нельзя согласиться в скандальном высказывании Путина о христианстве, коммунизме и трупе Ленина

«Коммунистическая идеология — очень сродни христианству,… 11 января 22:08 Александр Зорин. УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ.В Москве как будто молятся о мире, но прославляют войну… На ветках московского метро курсируют «тематические»… 04 января 16:10 Михаил Жеребятьев. МЕЖДУ «МАТИЛЬДОЙ» И ЦАРСКИМИ ОСТАНКАМИ.Попытки РПЦ МП поучаствовать в конструировании нового имперского мифа усилились в 2017-м Ушедший год юбилеев двух русских революций неожиданно для… 03 января 21:07 Олег Кодола. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СОЛОВЕЦКОЙ РОССИИ.Разрушение того, что осталось от страны, через призму Архипелага, захваченного РПЦ МП Мы живём в эпоху перемен, просто сейчас в России временно… 31 декабря 15:32 Епископ Игнатий (Душеин). ЧТО ПРОПЛЫВАЛО РЯДОМ С НАМИ В УХОДЯЩЕМ ГОДУ?В России завершается монтаж проекта «Совок-2» Прошедший год нес на себе печать печальных событий столетней… 26 декабря 20:36 Михаил Ситников. ПОЗОРИЩЕ.По итогам 2017 года сохраняется вероятность катастрофических сценариев, знакомых нам по ХХ веку… Вспоминая о событиях уходящего года, происшедшее можно… 23 декабря 16:36 Александр Зорин. ОСЛЕПЛЕНИЕ РЕВНОСТЬЮ.Человек для таинства или таинство для человека?… На воскресной службе причащали маленькую девочку, лет десяти…. 18 декабря 21:17 Герман Тергуев. «ЕСТЬ ТРИ ПРОЯВЛЕНИЯ БОГА НА ЗЕМЛЕ – ПРИРОДА, ЛЮБОВЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА».К 40-му дню с момента кончины р.Б. Михаила Задорнова Некрологи принято писать сразу по смерти человека, но…
 © Портал-Credo.ru 2002-18

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *