Сегодня расскажу о короткой вылазке на полдня в Клинский район Подмосковья, где сохранилось несколько интересных памятников архитектуры. Первый из них — удивительная псевдоготическая церковь Михаила Архангела (1773 г) в селе Поджигородово. Возможно, это проект Баженова или кого-то из его учеников. Село принадлежало помещикам Юрьевым, а их соседом был богатый вельможа П.А. Татищев, в чьем имении в Липецкой области есть аналогичная церковь — так что он вполне мог подарить проект соседям.
Поджигородово. Церковь Михаила Архангела (1773 г). Контрфорсы у колокольни, конечно, ложные (ну или декоративные) — как и многие иные элементы этого здания
У церкви удачные пропорции и декор: многочисленный стрельчатые окна, люнеты, острые шпили, которыми увенчаны купол и колокольня, напоминающая то ли крепостную башню, то ли минарет. Внутри даже росписи есть вроде — не очень старые, нач. ХХ в — плюс остатки иконостаса. Но мы этого не увидели — храм ыл закрыт.
От соседнего имения П.А. Татищева Сверчково (сейчас — Никольское) осталась куда менее интересная барочная Никольская церковь (1738 г). К тому же ей еще и повезло меньше — колоколню сейчас приходится восстанавливать с нуля.
Потом отправились в Акатово, чтобы посмотреть Троицкий монастырь, основанный в 1890-х гг богатым купцом Захаровым в честь отмены крепостного права (редкое посвящение, кстати). Потому главный собор монастыря освящен в честь покровителя царя-освободителя Александра II — Александра Невского.
Ворота Троицкого Александро-Невского монастыря в Акатово (1893 г).
Сейчас собор Александра Невского (1902-1904 гг) предстает в своем первоначальном великолепии (и даже лучше 🙂 А ведь еще 20 лет назад это была обезглавленная обезображенная постройка, служившая столовой для расположенного здесь же пионерского лагеря.
Теплое — одна из немногих в Московской области зарошенных деревень. Даже дорога сюда проходима не в любое время года и не на любом транспорте. Вернее, здесь была усадьба Н.А. Соймонова, разрушенная то ли в годы войны, то ли сразу после революции (что более вероятно). Осталась лишь изящная Знаменская церковь, возведенная в 1797 г.
Церковь прекрасно смотрится посреди заросшего поля в пойме реки Нудоли. Но вот ее состояние удручающее — храм на грани гибели. Внутри ходить небезопасно: своды толщиной в один кирпич с каждым годом разрушаются все больше. А ведь это куда более ценный памятник архитектуры, чем в Акатово или в Никольском!
Знаменская церковь (1797-1804 гг) в Теплом — постройка столь высокого художественного уровня, что ее проект приписывают выдающемуся архитектору русского классицизма Н.А. Львову. В принципе, это возможно — примерно в то же время Львов строил дачу П.А. Соймонову в Петерурге.

Город Клин достаточно долго вёл образ жизни обыкновенного провинциального местечка. Расположенного, правда, на дороге между двумя российскими столицами. Но неспокойный 20 век внёс существенные коррективы в его внешний облик. Особенно сильно город пострадал во время Великой Отечественной войны. Небольшой промежуток времени его занимали немецкие войска, вплотную приблизившиеся к Москве. Так бы и жил он, неприметно и тихо, если бы в стране не наступил расцвет демократии и торговли пивом. В один прекрасный день Россия надолго озаботилась вопросом «А кто же теперь бежит за «Клинским?». (Многие не забыли ещё эту рекламу, ориентированную на ту часть молодых людей, которые решили идти по жизни с бутылкой «Клинского» в руке). Справедливости ради, надо сказать, что бежать за «Клинским» или ещё каким другим пивом сегодня не нужно. Достаточно пройти несколько шагов до ближайшей торговой точки и приобрести его в любом количестве, в любое время суток…
Надо сказать, что жилой фонд города достаточно молод. Даже такие послевоенные дома выглядят в подобной компании много повидавшими на своём веку. Да, наверное, так оно и есть, если вспомнить всё, что было с нами…



В наше время уже и более поздние сооружения признаны не отвечающими современным требованиям. Этот вопрос решают по-разному. В Клину решили их утеплить и облагородить снаружи. (Делается ли что внутри, не знаю. Читатели могут подсказать).

Получается, по-моему, неплохо.

Из таблички на военкомате видно, что война выкосила значительную часть мужского населения.

Памятники им в городе есть. И они выглядят вполне пристойно. Фамилии всех выгравированы в камне.


Интересно выполнен памятник ребятам, погибшим в «горячих точках». Все также перечислены поимённо.
В южной части Клина расположена усадьба Демьяново. Последним хозяином её был В.И. Танеев, брат известного композитора С.И. Танеева. Сейчас часть строений усадьбы занимает лечебное учреждение, часть восстанавливается.
Есть детская площадка и что-то похожее на музей. По крайней мере, иначе трудно объяснить нахождение там некоторых продуктов технической мысли давно минувших дней.
Усадебная Успенская церковь действует.
Вокруг неё кладбище. За его оградой обнаружилось ещё одно, игрушечное. Видимо, живущие неподалёку дети играют… Чтож, они копируют ту жизнь взрослых, которую видят перед собой…
В Демьяново любили бывать известные деятели культуры. Думаю, что в этом факте не последнюю роль сыграло то, что природа этого места замечательна. Мягкая, русского типа…
На протекающей в этом месте реке Сестре создан гидроузел из нескольких плотин.
Переход на другую сторону по пешеходным мостам.
Стройные ряды берёзок говорят об искусственном происхождении рощи.
Лодочная станция издали приветствует потенциальных клиентов башенками шатров-закусочных.
Наверное, жители близлежащих домов ценят местоположение своего жилья.
Городская больница также у реки. Скорее всего, созерцание ландшафта за окном палаты помогает больным добиться выздоровления быстрее.
Если же человек сочтёт нужным не доводить дело до больничной койки, а заняться профилактикой своего здоровья ( да и, вообще, положительно повлиять на судьбу), то в Клину ему с этим помогут.
Храм святителя Тихона был построен, как тюремная церковь.
А Успенская церковь была когда-то собором и частью Успенского монастыря… Она самая старая в городе.
В этом интересном продолговатом тереме расположился Музей ёлочных игрушек.
А здесь вывески обнаружено не было. Возможно, горожане и так знают, что там. Зачем деньги зря тратить…
В Клину последние годы жизни провёл композитор П.И. Чайковский. За этим концертным залом расположен парк и дом-музей, которые его помнят.
Недалеко от Клина была дача Валерия Харламова. Он любил отдыхать в этих местах. Погиб в ДТП известный хоккеист тоже на этой земле. Теперь в городе Дворец спорта его имени.
Все примечательные клинские здания сосредоточены в центре.
Самые известные — Торговые ряды
И дом с часами.
Церковный соборный комплекс виден издалека.
Входящий в него Троицкий собор, в советское время, был переделан в ДК. Теперь его собираются восстанавливать. Стоящий у входа Чайковский задумался о том, правильно ли поставили запятую в решении о передаче его из культурного ведомства в религиозное? «Отдать, нельзя оставить…» Дело в том, что он уже сильно перестроен. Не правильней ли построить храм на новом месте? Как делали часто до этого, руководствуясь соображениями практицизма?

Пока же он выглядит так.
Рядом с Троицким собором построена Воскресенская церковь. Во дворе детская площадка. Есть информация (непроверенная), что у местного батюшки много детей. Своих пятеро, да семь приёмных…
А доминантой является трёхуровневая колокольня.
Для желающих заняться скульптурой есть хорошее руководство. «Нужно взять подходящий камень и отсечь всё лишнее. В этом случае всё получилось.
А с данным камнем надо бы поработать.
За новым, полупрозрачным забором виднеются постройки церковного типа. Но информационных табличек нет.
Церковь Всех скорбящих спряталась среди густой листвы.
А детская библиотека видна издалека. Не каждый ребёнок сразу поймёт, что это за крепость с башенкой такая. Зайдёт из любопытства, а ему, бац, книгу в руки, читай… Глядишь, начнёт…
В Клину жил и работал писатель Аркадий Гайдар. Здесь он закончил свою повесть «Тимур и его команда». Теперь в его доме музей.
Но времена тимуровцев быстро прошли, а потому окно на первом этаже, разбитое Мишкой Квакиным, некому отремонтировать до сих пор…
Клинские органы МВД предлагают своим гражданам брать пример с жителей цивилизованных стран и начать «стучать» на соседей. Не известно, приживётся ли в России этот метод восстановления справедливости… Всё-таки, люди у нас хорошие. А потому им проще, для этих целей, по добрососедски, чиркнуть по стоящему в неположенном месте автомобилю гвоздиком или добавить соли в кастрюлю с супом…
Порой случается, что какая-нибудь достойная представительница прекрасного пола не может найти своё счастье в жизни. Скверный характер, завышенные требования к его носителям, отсутствие времени и другие уважительные причины мешают решению этого важного вопроса. Тогда можно попробовать его приобрести за деньги.
А эти замечательные существа свой выбор уже сделали. Они катают детей.
Следят за состоянием газонов
Или просто заставляют улыбнуться при взгляде на себя. Потому что «От улыбки станет всем светлей…»

Точная дата постройки церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Клин неизвестна. Предположительно, изучая архитектурные особенности здания, церковь можно отнести к середине второй половины XVI века. Достоверно известно лишь то, что церковь является самым ранним сохранившимся памятником архитектуры города Клин. Согласно некоторым данным, храм был сооружён по велению Ивана Грозного в знак раскаяния царя за разорение Клина в ходе похода на Новгород. Опричное войско, во главе которого стояли сам царь Иван Грозный и его сын, превратило в пустыню все земли, начиная от Клина. Церковь была построена на берегу реки Сестры в память о горожанах, убитых опричниками царя.

Кирпичное здание храма стало первым каменным зданием церкви в городе Клин. На границе восемнадцатого и девятнадцатого веков здание храма было сильно перестроено. Новое здание было построено в стиле классицизм. К нему были пристроены трапезная, притвор с трехъярусной колокольней и кирпичная ограда, портики с колоннадой. В трапезной были устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. При храме была богадельня, содержавшаяся на частные пожертвования. Без малого два века (до 1761 г.) церковь Успения Пресвятой Богородицы была соборным храмом Успенского монастыря. В Успенской церкви часто бывал П.И.Чайковский.

В 1937 году храм был закрыт, а колокольня взорвана. Часть трапезной обрушилась. Вскоре здание церкви было превращено в медицинскую библиотеку. Впоследствии храм становился медицинским музеем, общежитием, соляным складом.

В первой половине 60-х годов XX века была проведена капитальная реставрация храма. Руководил реставрационными работами архитектор Николай Николаевич Свешников, известный своими реставрационными работами и исследованиями в области церковной архитектуры. Н.Н. Свешников изучал и занимался реставрацией церкви Рождества в Путинках — памятника архитектуры XVIIв, церкви Преображения в Острове, Георгиевской колокольни в Коломенском, памятников архитектуры в Новоспасском монастыре. К тому моменту, в 1963 г., церковь Успения Пресвятой Богородицы была подготовлена к сносу. Специалистами-реставраторами было выдано заключение о том, что памятник полностью перестроен и не представляет никакого историко-культурного интереса. К счастью, стараниями и упорством Н.Н. Свешникова памятник был спасен. Архитектор занялся исследованием храма, изучил памятник и разработал проект реставрации, а в дальнейшем руководил реставрацией. Реставрация проводилась на средства бельгийской подданной, бывшей уроженки Клина. В результате реставрационных работ храму был возвращен облик XVI века: была убрана трапезная часть, портики. К 1967 г. реставрация закончилась, однако храм по-прежнему остался соляным складом. Так продолжалось до 1992 г.

В 1992 г. храм был передан Русской Православной Церкви. В течение последующих трех лет шла реставрация. В процессе реставрации был создан новый иконостас, построена звонница в стиле модерн. Сейчас храм полностью отреставрирован. К сожалению, оригинальные росписи храма уже не подлежали восстановлению. Все иконы, находящиеся сейчас в церкви, или пожертвованы церкви или написаны в последние годы.

Сейчас церковь Успения Пресвятой Богородицы — это четырехстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами, сложенный из кирпича. Основное здание увенчано одной главой на массивном световом барабане. Барабан из-за несовпадения членения фасадов и внутренних столбов смещен к востоку. С четырех сторон фасады основного объема украшают треугольные фронтоны. Фасады имеют редкую трехчастную симметричную форму, угловые компартименты (вертикальные части стен) понижены и также увенчаны треугольными маленькими фронтонами. Фасады завершены тремя щипцами, как ни в одном храме Подмосковья. После реставрации храм был переосвящен в честь Сергия Радонежского, но он продолжает называться Успенским. Храм является одним из шести памятников архитектуры всероссийского значения. В церкви находятся частицы мощей святого праведного Симеона Верхотурского, святителей Петра и Филиппа Московских, преподобномученика Игнатия Афонского и священномученика Константина Богородского.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Клину, 2007 г. Фото Тимофея Черепанова с сайта sobory.ru

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Клину (Клинское благочиние Московской епархии)

В 1840-х годах на западной окраине города Клина было устроено новое кладбище. Одновременно с его возникновением появился замысел выстроить на нем кладбищенский храм.

Каменный храм строился с 1846 по 1860 год в основном на средства клинского купца Николая Александровича Кудрявцева по проекту, присланному из Санкт-Петербурга.

В 1861 году храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

В 1879 году к храму с запада пристроили небольшую паперть, а также расширили внутренние арки для большего простора. Несколько раз церковное здание ремонтировалось.

В 1880 году на кладбище при храме существовала небольшая богадельня, опекавшаяся причтом Троицкого собора. После революции в здании богадельни находилась столовая. В 1980-х годах оно было снесено, и на его месте был устроен мемориал.

В первые годы после постройки храм числился приписанным к Троицкому собору города, и богослужения в нем совершал кто-либо из соборного духовенства. После 1918 года в храме существовал приход со своим духовенством. В 1920-е годы здесь находилась кафедра православного викарного епископа Клинского.

Во время Великой Отечественной войны был сильно поврежден купол храма, выбиты стекла. Под куполом был сделан деревянный настил, чтобы снег не сыпался в храм на молящихся. Церковь отапливалась железными печками-буржуйками. Зимой во время богослужения в церкви была минусовая температура. В церковном подвале располагался склад Клинторга — бочки с селедкой. В церковной сторожке жили посторонние люди.

Около 1943 года старостой церкви становится местная уроженка из купеческого рода Мария Васильевна Буканова. Она руководила восстановлением храма.

После закрытия привокзальной часовни верующие спасли из неё чтимый образ Божией Матери, называемый Клинским. Из закрытого тюремного храма Тихона Задонского был перенесён храмовый образ этого святителя. В Скорбященской церкви соорудили маленький алтарь в честь святителя Тихона Задонского, который был освящён в 1947 году.

В 1953 году храм собирались закрыть. Но трудами Марии Васильевны Букановой Скорбященскую церковь удалось отстоять.

Скорбященский храм является центральным храмом Клинского благочиния. При храме действует церковноприходская школа для детей и взрослых, а также организованы православные богословские заочные трехгодичные курсы для учителей средних школ района. Братство «Христианская жизнь» издает православную литературу. В городе работает православная классическая гимназия «София» и действует телестудия «Дорога к храму».

С 1995 года издается районная газета «Клин Православный». Организована кафедра теологии в Социально-технологическом институте Московского государственного социального университета.

Архитектура

Здание храма построено в стиле эклектики, и совмещает в себе черты классицизма и русского национального стиля. В плане храм представляет собой латинский крест, со сводчатыми перекрытиями. Односветный четверик храма увенчан восьмигранным барабаном с большими окнами, украшенным кокошниками под шатром. Изнутри барабан круглый. Шатер завершается одной маленькой главкой. Колокольня шатровая, два легких восьмерика которой поставлены на западном окончании трапезной. Проемы звона — высокие и широкие, разделенные парными колонками. Основные украшения церкви сосредоточены на барабане и шатре колокольни. Окна обрамлены наличниками с «разорванными» фронтонами в стиле московского барокко.

Святые

  • Серафим (Вавилов), служил в храме с 13 марта 1936 по 26 января 1938

Святыни

  • Клинская икона Божией Матери
  • частица Ризы Господней
  • икона Оптинских старцев с частицей мощей

Настоятели

  • Павел Баженов (1929)
  • Петр Соколов (1930 — 1938)
  • Иоанн (упом. в 1930-х)
  • Александр Смирнов (упом. в 1940-х)
  • Борис Балашов (c 1974)

Использованные материалы

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *