Церковь Рождества Христова в Тотьме — памятник уникального стиля тотемского барокко, не встречающегося больше нигде в России.

В нижнем ярусе храма располагается «теплая» (отапливаемая, используемая зимой) церковь Рождества Христова. Верхний («холодный», летний) храм, посвященный Николаю Чудотворцу, отделен от нижнего карнизом, к нему ведет высокое крыльцо. Эта часть здания имеет вытянутый вверх силуэт (четверик, увенчанный тремя сужающимися поставленными друг на друга восьмериками) и очертаниями напоминает свечу. Стены храма украшены пилястрами (декоративными имитациями колонн) и картушами (лепными украшениями в виде развернутых свитков).

Каменный храм был построен в середине XVIII века на деньги известного тотемского купца Осипа Нератова. Первый ярус церкви был завершен в 1746 году, а второй — в 1793 году. В 1790 году рядом с храмом была построена колокольня, в нижнем ярусе которой располагалась небольшая церковь в честь святой Параскевы Пятницы.

В советское время храм был закрыт, колокольня с церковью святой Параскевы взорвана. В 1995 году здание Рождественского храма вернули Церкви, в 1999 году в нем снова начались богослужения. Тогда же в него были перенесены мощи преподобного Феодосия Тотемского, основателя Спасо-Суморина монастыря (не восстановлен до сих пор).

Знаменитый историк искусства Русского Севера В. П. Выголов для датировки храма Рождества Христова использовал два материала, обнаруженные случайно им в фондах Тотемского краеведческого музея. Речь идёт о рукописи местного историка, краеведа и искусствоведа Д. М. Григорова «Город Тотьма. Исторический очерк», созданной в 1910-1920-е годы, и о буклете «Памятка о достопримечательностях города Тотьмы и его окрестностей», вышедшем здесь же, в Тотьме, в 1916 году. Выголов на основе анализа смог установить, что храм строился в два приёма, с большим временным промежутком между этапами. Так, нижний этаж здания был сооружён в 1746-1748 годах, верхний — в 1786-1793 годах. Одновременно с верхним этажом появилась и колокольня, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Имена зодчих, строивших церковь, до сих пор остаются неизвестными. Интересно, что архитектору (или архитекторам), трудившимся над верхней частью здания, удалось весьма органично совместить разновременные части — при всех заметных отличиях нижнего и верхнего ярусов; постройка тем не менее выглядит цельной. Также не известно и имя заказчика тотемского храма во имя Рождества Христова. Есть некоторая вероятность, что возведение этого храма как-то связано с тотемским купцом Алексеем Нератовым, но достоверность довольно сомнительна.

Шедевр тотемского барокко Рождественская церковь, — не первый храм с таким посвящением в Тотьме. Есть сведения, что древнейшая Рождественская церковь, уже существовала в начале ХVII века, неподалёку стоял храм во имя Николая Чудотворца, а причт у обеих церквей был общим. В переписной книге 1646 года упомянута перестройка Никольской церкви: «В том же Ерзовском переулке… церковь вновь ставят о два придела — Николая Чудотворца да великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы». При этом писец не называет причину возведения нового здания. Кроме этого сообщается, что на церковной земле поставлены пять келий, в которых живут старицы и вдовы. Дальнейшая судьба этих храмов не известна. Есть основания предполагать, что они сгорели в сильнейшем тотемском пожаре 1743 года. Деревянные Рождественская и Никольская церкви возродились в едином каменном здании в том же ХVIII веке. Престол храма нижнего этажа был освящён в честь Рождества Христова, и по этому посвящению называют всю церковь целиком, а престол верхнего храма, устроенного позже, стал Никольским.

Выгодное расположение Тотьмы способствовало торговому расцвету города. Когда-то здесь проходила важная дорога из Москвы на север, она вела из столицы Русского государства к главнейшему и долгое время единственному внешнему порту державы — Архангельску. Помимо прочего, от Великого Устюга шёл речной путь на Урал и в Сибирь. В этих местах издревле разрабатывались соляные источники. В середине ХVI века тотьмичи перебрались с прежнего места обитания на современную территорию города. «Переселяхуся людие из старого посада от вариниц на берег Сухоны реки иде же ныне стоит град Тотьма», — свидетельствует один из древних источников. На новом месте был выстроен острог, окружённый рвом и деревянными стенами с башнями, появились торговые ряды и причалы для судов, развозящих добываемую в варницах соль. В остроге поднялись деревянные храмы, упоминаемые в Писцовой книге Тотьмы 1623 года: «Соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы… древяна клецки с папертью. Да другая церковь теплая Богоявления». В 1743 году страшный пожар уничтожил большую часть Тотьмы. В огне погибли оба соборных храма, сгорели и другие церкви. Но нет худа без добра. Тотьма в это время переживает пик своего расцвета. Местные промышленники и купцы обладают достаточными средствами для восстановления города и украшения его новыми, уже каменными храмами. Каменное строительство начинается ещё до пожара, в 1730-е годы, а разгул огненной стихии, надо полагать, только поспособствовал дальнейшему разворачиванию строительства.

За короткий период, начавшийся в конце 1730-х годов, в городе Тотьме сформировалась удивительная провинциальная школа зодчества, по своему художественному значению зачастую превосходящая подобные школы других северных русских городов того времени. Одной из чётко выраженных её особенностей стал архитектурный декор церковных стен, выполненный из долговечного фигурного кирпича, — тотемские картуши. Во внешнем убранстве тотемских храмов (в том числе и Рождественской церкви) нет лепки. Декор — это кладка, барочное «узорочье» из кирпича цвета тёмноствольной сосны или ели. Картуши избавили каменные стены от сухости и холода, которые резко контрастировали с живой теплотой деревянных построек. Нижний этаж храма Рождества Христова выстроен в эпоху становления каменной тотемской архитектуры. Это было время, когда фасадное убранство являлось ещё сравнительно лаконичным, а отдельные барочные детали сочетались с приёмами и формами древнерусской архитектуры.

Историк архитектуры П. А. Тельтевский обратил внимание на то, что Рождественская церковь Тотьмы имеет много общего в объёмно-пространственном построении с тёплой церковью Преображения Господня в Великом Устюге (1725-1739) и Иоанно-Предтеченской церковью в селе Красном (1728), ныне в городской черте Соликамска. Эти храмы, помимо единства в построении, имеют похожие композиции фасадов и детали их декоративного убранства. Можно было бы предположить, что над их возведением трудилась одна артель мастеров. Однако надо учитывать разновременность нижнего и верхнего этажей Рождественской церкви, постройку которых разделяет сорок лет. Во всяком случае, нижний этаж точно строился не тотьмичами, ибо во второй четверти ХVIII столетия в Тотьме не было и не могло быть своей зодческой артели — каменные постройки здесь отсутствовали, за исключением собора Спасо-Суморина монастыря, явно возведённого приглашёнными архитекторами. Скорее всего, нижний ярус Рождественской церкви — это творение устюжских мастеров. Исследователи северного русского зодчества сходятся в том, что разновременность возведения основных частей культовых построек характерна для многих церквей, выстроенных в ХVIII веке не только в Тотьме, но также в Сольвычегодске и Великом Устюге. Вероятно, замысел соорудить над нижним ярусом верхний существовал изначально в каждом из подобных случаев. Иначе было бы просто невозможно использовать тёплый храм в качестве подклета для строительства более крупного холодного. Другое дело, что большие перерывы между двумя строительными этапами, конечно, были вызваны в каждом случае своими особыми причинами. Вряд ли есть основания предполагать, что окончательное строительство намерено отодвигалось на годы и десятилетия.

О дореволюционном прошлом Рождественского храма можно узнать из короткого обзора тотемского историка Д. М. Григорова: «Первоначально у новопостроенной церкви крыша была деревянная, а стены внутри только отбелены; позднее же были сделаны железное покрытие и настенная живопись. Вот и все сведения за первое столетие существования каменной церкви. По летописи Предтеченская церковь, к которой Рождественская в ХIХ веке была приписана, в 1843 году 7 июня она сильно пострадала от пожара: верхний храм внутри весь выгорел, колокольня тоже обгорела, вследствие чего здания церкви подверглись значительным переделкам. Кроме этого, поправки и переделки производились и в другое время. Так, например: крыльцо в верхний этаж перестроено, и, вследствие этого, красивый наличник входной арки верхнего храма испорчен, в начале ХХ века в нижнем этаже были увеличены окна, и вместо прямых перемычек в них сделаны полукруглые; вход в нижний этаж с южной стороны тоже сделан позднее. Следы этих переделок и остатки прежней входной двери и окна в нижней церкви можно заметить, если вы войдёте в сени сторожки. В верхнем Никольском храме иконостас, иконы и живопись, кроме иконы святителя Николая в трапезе, новые, ХIХ века. Первоначальный иконостас, в стиле барокко, сохранился в нижнем храме. Кроме крупной резьбы, гладкие плоскости иконостаса покрыты ещё мелкою прорезью красивого рисунка. В этом иконостасе сохранились и более древние иконы: Знамения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Седмичная, влмч. Параскевы и другие».

Церковь в честь Рождества Христова была закрыта в 1930-е годы. Стоявшую рядом с ней колокольню с храмом во имя святой Параскевы Пятницы в нижнем ярусе вовсе разрушили. Практически всё внутреннее убранство оказалось утрачено. Церковное здание использовалось в хозяйственных целях.

В 1990-х годах эпоха безвременья закончилась. В 1995 году Рождественская церковь была передана Вологодской епархии, началось восстановление храма. Его освящение иерейским чином состоялось в 1999 году. Пожалуй, самое значительное церковное событие в современной жизни Рождественской церкви связано с перенесением в неё мощей покровителя Тотьмы преподобного Феодосия (Суморина). В 1988 году, в ознаименование празднования 1000-летия Крещения руси, Вологодский музей передал Вологодской епархии мощи святого. Первоначально их поместили в Лазаревский храм Вологды, а в 1994 году, по просьбе верующих тотьмичей, состоялось торжественное перенесение святых останков в Тотьму. До возобновления полноценной церковной жизни Рождественского храма они находились в Троицкой церкви Зеленской слободы. До сентября 2016 года мощи святого почивали в нижнем ярусе Рождественского храма, после чего 15 сентября 2016 года были перенесены с крестным ходом в основанную прп. Феодосием Спасо-Суморину обитель.

Из заметных «гражданских» событий стоит отметить участие Рождественского храма в конкурсе «Россия 10». Точнее, в конкурсе принимала участие не сама церковь, а её картуши вместе с картушами других храмов. Мультимедийный проект «Россия 10» проводился с 25 марта по 6 октября 2013 года телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом. Проект задумывался с целью развития устойчивого интереса к России в качестве объекта внутреннего и международного туризма, должен был способствовать продвижению образа России как самобытнейшей страны. Картуши не только прошли предварительное голосование, но и вышли в финал в числе 30-ти других памятников. Более того, они заняли итоговое 20-е место после окончательного голосования! Результат поистине великолепный, ведь маленькой Тотьме и её не самым известным каменным кружевам пришлось сражаться с такими «зубрами» русского культурного и природного наследия, как Петергоф, Кижи, озеро Байкал, комплекс Троице-Сергиевой лавры и т. д. Свою роль в этом культурном прорыве сыграл и Рождественский храм.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №137, 2015 г.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *