Кафедральный Собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери расположен недалеко от берега Оки, на одной из возвышенностей Орла, что обеспечивает ему отличную видимость из разных районов города. Особенно заметна высокая четырехъярусная колокольня с золотыми куполами.

Согласно отзывам прихожан собора и туристам, бывавшим здесь, храм отличается красотой, приятной и располагающей внутренней атмосферой, а также внимательностью служителей прихода.

Примечательно, что Ахтырский собор является одним из немногих храмов в Орле, уцелевшим во время войны и действовавшим почти всю советскую эпоху.

В связи с этим фактом, хорошо сохранилось как само здание собора, так и часть внутренних росписей.

При храме действует церковная библиотека, а также проходят занятия в воскресной школе для детей.

© Gor 57

Расписание богослужений в Ахтырском соборе

Собор открыт ежедневно с 7:30 до 19:30, в праздничные и воскресные дни с 6:30 до 20:00. Богослужения проводятся ежедневно:

  • В будние дни: Божественная Литургия — в 8:00, вечернее богослужение — в 17:00.
  • В воскресные и праздничные дни: Ранняя Божественная Литургия — в 7:00, поздняя — в 9:30.

За вечерним богослужением духовенством собора читаются акафисты:

  • вторник — перед образом Казанской иконы Божией Матери или Великомученику Никите,
  • среда — святителю Николаю,
  • четверг — святителю Тихону Задонскому,
  • воскресенье — перед образом Ахтырской иконы Божией Матери.

Таинство Крещения совершается в любой день с понедельника по субботу в 10:00, в воскресение — в 11:00.

Помимо Крещения, в Кафедральном Соборе Ахтырской иконы Божией Матери проводятся и все другие православные обряды: Таинство Венчания, молебны (простой, благодарственный, о путешествующих, с водосвятием, о болящих), погребение, панихиды. Также можно заказать обедню с просфорой, акафист одному из святых, сорокоуст, поминание.

История

В центральной части Орла издали можно увидеть белоснежную колокольню. Стоит она на высоко поднимающемся берегу Оки, где когда-то располагалась слобода под названием Пятницкая, уничтоженная пожаром, как и церковь, в Смутное время. По легенде, купец Константин Пастухов отправился из Орла в Ахтырку, которая находится поблизости от Харькова. Там он едва не скончался при приступе старой болезни. Спасение было даровано ему по горячей молитве в местной церкви Ахтырской иконы Божией Матери. Случилось это в 1773 году. По возвращении в родные края торговец в знак признательности за свое выздоровление отстроил храм из камня. Место ему было выбрано на старинном Пятницком кладбище. А освящен храм был в честь чудотворной иконы.

Спустя несколько лет церковь стала мала для собиравшихся верующих. Расстроился город, кладбище было закрыто. Площадь храма была увеличена, его дополнили новыми приделами и звонницей. Купол увенчали крестом, блиставшим серебром. Закрыта церковь была в 1938 году. Тогда же были конфискованы все ценности, включая крест. В храме устроили зернохранилище. Церковные службы стали вновь проводиться в период оккупации города фашистами. С тех пор храм всегда оставался действующим. С 1962 года он стал кафедральным.

Архитектура Кафедрального собора Ахтырской иконы Божьей Матери

Храмовый фасад дополняют треугольные портики с колоннами ионического ордера. Собор имеет звонницу в четыре яруса. На ней установлен крест. Каждая глава украшена позолотой. По ночам включается красивая подсветка. Вокруг собора кованый металлический забор.

Большую реставрацию Ахтырский кафедральный собор пережил в 1986 году. В интерьере восстановили уцелевшие фрагменты старинных фресок, а потолок и стены покрыли новой росписью, которую выполнил местный художник Ф. Гладков. Резьбой и позолотой был украшен иконостас, высота которого 14 метров. Полы сделали мраморными. Реставраторы вернули изначальный вид главам и куполу, восстановили барабаны и фасады. Кровля собора, а также его кресты были отделаны медью и позолотой.

Святыни собора

Среди особо почитаемых святынь в храме можно отметить следующие:

  • Полная копия чудотворного образа Богоматери Ахтырской, являющаяся одной из первых по времени списков с иконы. Ахтырская икона изображает Богородицу, молитвенно сложившую руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Эта икона славится многочисленными чудесными исцелениями, связанными с ней; пред ней молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.
  • Ларец с десницей святителя Тихона Задонского и его икона. Кисть святителя была оставлена в соборе в память о периоде пребывания здесь святых мощей Тихона Задонского. Специально для нее иконописец Анатолий Неверов написал икону святителя в полный рост, кроме того, были изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы.
  • Икона святого исповедника Георгия Коссова с его мощами. Георгий Алексеевич Коссов — русский православный священник, уроженец Орловской губернии, протоиерей, еще при жизни почитаемый как старец, а в 2000 году канонизированный в лике святых Русской Православной церковью как исповедник.

Ахтырский кафедральный собор в Орле на панорамах Google Maps

Как добраться до Ахтырского кафедрального собора в Орле

Собор находится в Железнодорожном районе города на улице 5 августа. В непосредственной близости от храма располагается остановка общественного транспорта «Железнодорожная больница», где ходят автобусы № 3, 6, 25 и маршрутное такси № 421.

На автомобиле добраться до Кафедрального собора Ахтырской иконы Божией Матери можно по Мосту дружбы и улице 5 августа, либо по 3-ей или 4-ой Курской, свернуть на которые можно с одной из крупных улиц Орла — Московской.

Кроме того, чтобы доехать до храма быстро и комфортно, можно воспользоваться услугами одной из служб такси, работающих в городе, например, приложениями таких компаний, как Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Ахтырский кафедральный собор Орла: аэросъемка

В Орле, безусловно, интересны прежде всего дореволюционные здания, придающие городу неповторимый облик… Но город, сильно пострадавший в годы войны, естественно не мог не измениться. И огромную лепту в разрушение его облика, и прежде всего храмов, внесли богоборческие советские власти. В этом посте я собрал здания советской эпохи, которые удалось запечатлеть в ходе прогулки

Кинотеатр «Победа» на улице Ленина (бывшей Болховской)
Угловатое, приземистое здание с толстыми колоннами — типичный образчик «сталинского ампира». Кинотеатр был открыт в 1952 году. На тот момент это был лучший и самый вместительный кинотеатр города. В двух залах одновременно могли разместиться 600 человек. Смотрится вроде бы неплохо, но это если не знать, что на этом месте было раньше
А было здесь вот что:

Церковь Георгия Победоносца (другое её название Сретенская, 1726–1732)
Деревянная Георгиевская церковь существовала с момента основания города Орла. Из данных Орловского архива можно получить историческую справку об истории древнего храма: «Со времени основания города Орла в царствование Иоанна Васильевича Грозного находилась церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, наделённая по царскому указу пашенной землей, лесом и сенными покосами, находящимися на левом берегу реки Орлика с выдачею плана и межевой книги на имя священнослужителей Георгиевской церкви. Подобно всех прочих Орловских церквей тогдашнего времени Кирилло-Афанасьевской, Рождество-Богородицкой и других древняя Георгиевская церковь была деревянная (дубовая, наподобие обыкновенной избы с приподнятою крышею) без особого алтаря, для которого отделялась только часть здания с восточной стороны»
В XVIII веке Егорьевская гора переименовывается в улицу Болховскую, а в 1726–1732 годах при помощи секретаря Орловской провинции Дмитрия Ивановича Леонтьева-Оловенникова строится каменная Сретенская церковь с приделом во имя великомученика Святого Георгия. В 1888 губернским управлением подготавливается и утверждается проект перестройки и расширения храма со строительством новой колокольни. Уже в этом же году под руководством старосты церкви купца И.Л. Левакова расширяется правый придел во имя иконы Божьей Матери Иверской, впервые освящённый в 1835 году. В 1889 закончена новая колокольня с боковыми пристройками и расширены приделы храма. Колокольня храма стала видна из любой точки губернского города. К 1891 обновлённая Георгиевская церковь была освящена. Фотографии Болховской улицы и панорамы города запечатлевали силуэт Георгиевской церкви, удачно вписывающейся в архитектуру Орла.
Волна осквернения и закрытий храмов, прокатившаяся после 1917 года, какое-то время обходила Георгиевский храм Орла стороной. По официальным данным Георгиевская церковь была закрыта в 1930 году, однако по воспоминаниям старожилов города, храм открывался и позже этой даты. Перед войной здание использовалось под склад. С началом немецкой оккупации города Георгиевская церковь находилась в запустении

Фото 3 августа 1943 года после освобождения Орла
Как видим церковь довольно неплохо сохранилась, однако советские варвары посчитали иначе. В результате бомбёжек города перед его освобождением и уличных боёв в августе 1943 года здание немного пострадало, но в целом осталось нетронутым. В феврале 1946 года был организована комиссия по оценке состояния здания Георгиевской церкви. В её акте значится следующее: «Комиссия в составе Гл. городского архитектора Антипова, главного управляющего жилым хозяйством т. Верхошанского, секретаря исполкома Орловского Горсовета депутатов трудящихся Романовой составили акт на предмет определения технического состояния бывшей Георгиевской церкви на ул. им. Ленина. Кирпичные стены и своды имеют трещины, от здания… сохранились стены и своды…, полов, оконных и дверных устройств, а также специального оборудования не сохранилось подлежит разборке с использованием кирпича для нужд городского строительства»
Факты свидетельствуют о том, что здание не было разобрано целиком. Были разобраны колокольня и купол, но в связи со спешкой к открытию кинотеатра часть здания, где находился алтарь, осталась нетронутой. Сводчатые потолки кинотеатра также свидетельствуют о сохранившемся здании Георгиевской церкви

На площади Юности: необычные круглые лавочки, фонтан

На заднем плане: Центр детского творчества №2 города Орла, здание сталинской эпохи

В Орле сохранились трамвайчики: по улицам ещё бегают старые чешские «Татры»… Круто!
История орловского электрического трамвая ведётся с 1898 года. На дореволюционных снимках его можно увидеть
Улица Московская:

«Слава советской передовой науке!»
Буквы висят ещё с советских времён

Технологический институт (год постройки: 1954) с 2016 года присоединён к Орловскому госуниверситету
Николай Николаевич Поликарпов — русский и советский авиаконструктор, родился в Ливенском уезде Орловской губернии
Кинотеатру «Родина» в отличие от «Победы» не повезло: он заброшен с 1990-х годов и находится в удручающем состоянии. Что же было на месте «Родины»? Правильно, церковь… Как сказал В.И. Ленин: религия — опиум для народа, а важнейшим из искусств для народа является кино, вино и домино

Церковь Воздвижения Креста Господня (годы постройки: 1797–1837)

Старая Воздвиженская церковь существовала с 1759 года. В 1797 рядом со старым храмом закладывается строительство новой Крестовоздвиженской церкви. Крупный кирпичный однокупольный храм в стиле классицизма с боковыми приделами, небольшой трапезной и колокольней. В 1809–1810 годах освящаются приделы в честь Святого пророка Ильи и евангелиста Иоанна Богослова. В 1837 году разбирается на стройматериалы старая церковь, которые идут на строительство трапезной и колокольни. В том же году освящается главный алтарь храма. Закрыта в 1929, взорвана в 1933
Сейчас на месте бывшей Воздвиженской площади и когда-то стоявшего на ней храма находится кинотеатр «Родина» и часть сквера, названного именем авиаконструктора Поликарпова. Часть бывшей Воздвиженской площади ныне именуется площадью Поликарпова

Московская, 28 * Сталинская высотка. На первом этаже располагается Орловская детская библиотека имени М.М. Пришвина
Архитектура сталинских времён во многом копировала дореволюционную. Это не удивительно, ведь первые советские архитекторы были преемниками русской архитектурной школы, многие застали ещё царские времена. Постепенно советская архитектура деградировала: борьба с «архитектурными излишествами» и стремление к упрощению форм свело её как искусство на нет
Набережная Оки выглядит пустынно: ни одной лавочки
Герценский мост
Сюрреалистическая картина: слева Свято-Успенский мужской монастырь, справа Пресвитерианская церковь «Живой источник», и всё это на фоне кондовой советской застройки
Типичная застройка 1980-х годов с обилием магазинов и рекламного мусора. Такое можно увидеть в каждом крупном советском городе
«Орловская правда» ещё живёт! Привет товарищу Зюганову — уроженцу Орловского края
Улица Максима Горького (бывшая Садовая):
Областная научная библиотека имени И.А. Бунина
А раньше была тут вот такая красота:

Петропавловский кафедральный собор (годы постройки: между 1797 и 1543)

Собор во имя святых, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла с приделами во имя святого благоверного князя Александра Невского и во имя святителя Павла Исповедника, патриарха Константинопольского был заложен в 1797 году в день коронации императора Павла I во имя святителя Павла Исповедника, патриарха Константинопольского. Храм строился на средства орловского дворянства. Из-за нехватки денег сооружение собора затянулось и он был освящен только в 1841 году. В 1843 году была построена колокольня. Однако, в 1853 году богослужения в нем были прекращены из-за аварийности здания. В 1861 году с разрешения Священного Синода собор был переименован, и главный престол был освящен в честь первоверховных св. апостолов Петра и Павла. В 1895 году собор был вновь отремонтированный и освящен чином полного освящения. На службах в соборе присутствовали императоры Александр II и Николай II, брат царя Михаил Александрович, Великий князь Сергей Александрович, его супруга Елизавета Федоровна, другие члены царской фамилии, выдающиеся деятели Русской Православной Церкви Иоанн Кронштадский, митрополиты Серафим (Чичагов), Флавиан (Городецкий), архиепископ Макарий (Гнеушев). В нём хранились знамена Орловской, Севской, Кромской, Елецкой, Ливенской, Малоархангельской дружин, подаренные храму после их возвращения с крымской войны. Собор был закрыт в 1923 году, помещение передано областному архиву. Колокольня собора до войны служила пожарной каланчёй и парашютной вышкой. Здание было взорвано в 1940 году
Орловский государственный университет

Памятник Леонтию Николаевичу Гуртьеву — генерал-майору, герою Великой Отечественной войны

Орловский драматический театр имени И.С. Тургенева (1975)
На месте этой примитивной серой «коробки» стояло здание Дворянского собрания. Оно было построенное в 1823 году по проекту губернского архитектора Ф.И. Петонди в стиле «классицизм» и представляло собой прямоугольный корпус с шестиколонным портиком на главном фасаде. Украшением здания являлся высокий и светлый зал, где орловское дворянство устраивало балы, маскарады, торжественные собрания и съезды
В этом здании давали свои концерты такие всемирно известные музыканты как Г. Венявский, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, выступали артисты — звёзды российской сцены: А.И. Южин-Сумбатов, И.М. Москвин, М.Г. Савина, М.Н. Ермолова. Дом посещали особы царской фамилии и известные государственные деятели, в том числе и премьер-министр России П.А. Столыпин, некогда учившийся в 1-й Орловской мужской гимназии. Здание Дворянского собрания было уничтожено пожаром в 1919 году при вступлении в Орёл белогвардейских войск генерала А.И. Деникина
Ну и площадь Ленина с администрацией и со статуей ВИЛа, куда ж без неё? В любом советском городе она есть! «Какая ж песня без баяна, какая ж площадь без Вована»
Ещё одно сталинское здание: Главпочтамт (1950–1951)
А когда-то Болховская улица выводила сюда, прямо к Александровскому женскому институту
Справа возвышалась Водонапорная башня
Это учебное заведение имело и другое название: Институт благородных девиц
Согласие на его учреждение дал ещё император Николай I в 1851 году. Но назвали это новое для Орла учебное заведение, торжественно открытое в 1865 году, уже в честь его наследника, недавно вступившего на престол императора-реформатора Александра II. Место под институт отвели в дворянской части города на Полесской площади. Саму площадь, где издавна торговали лесом и изделиями из дерева (отсюда и её название), перенесли далеко на границу города. От улицы институт отделял обширный парк. Поэтому этой парадной и самой красивой части здания нет ни на одной видовой открытке — территория института была закрыта для посторонних. На Борисоглебскую улицу выходила часть строения без парадного входа, с одними окнами. Именно его строгую красоту запечатлели на множестве сувенирных открыток фотографы начала XX века. В здании института были небольшая домовая церковь святой Анны, учебные классы, бальный и спортивный залы, столовая и многочисленные общие на несколько девочек спальни, которые тогда назывались дортуарами. Важное место занимали уникальная система парового отопления и современные по тем временам ванные комнаты. На территории парка имелись летние беседки, скамейки, качели и теннисный корт. Зимой согласно новым принципам физического воспитания в институте поощрялось катание на лыжах. Император Александр II посещал названный в его честь институт дважды. Летом 1867 года с сыном Владимиром он специально приезжал в Орёл, чтобы осмотреть это учебное заведение. Второй раз семья Александра II навестила воспитанниц института в конце июля 1869 года. Тогда вместе с царём в Орёл прибыли его супруга Мария Александровна, великий князь Николай Николаевич младший и дети: 9-летний Павел и 16-летняя Мария. В начале ХХ века нравы в институте уже не были столь строгими, как в первые годы его существования: для подготовки выпускных фотоальбомов девушки посещали фотоателье и даже фотографировались в помещениях самого института и в парке
После 1917 года институт благородных девиц был упразднён. Здание его не пострадало во время революции и гражданской войны. В 1930-х в нем располагалась школа №32. Не тронули его и военные бомбёжки. И лишь в 1943 году при отступлении фашистских войск из Орла его, как и многие другие важные здания и объекты инфраструктуры города, взорвали. После войны, в 1950-е годы, на части территории бывшего института был возведён Дворец пионеров. Ныне это Дом творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина. В наши дни от комплекса зданий института благородных девиц не осталось и следа

Фонд № 247.
Крайние даты документов 1772–1918
Электронные копии документов отсутствуют

  • Опись № 1. Название: Опись №1 дел постоянного хранения Церкви Карачевского уезда (архивная коллекция), 1772–1918 гг., единиц хранения: 153

Историческая справка

Церковь — особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучений и культа. Верующие имеют специальные здания для богослужений и отправлений культа .

Кроме исполнения религиозных функций, церковь была учреждением, где происходила запись актов гражданского состояния — регистрация рождения, брака и смерти граждан.

Церковь, как правило, располагалась в наиболее крупном населенном пункте, каким являлись в России село, уездный или заштатный город. Каждая церковь имела церковный приход — близлежащие к селу деревни или улицы в городе. Церковные приходы объединялись в духовные благочинные округа, а те в свою очередь — в епархии. Епархию возглавлял архиерей, благочиние — благочинный. Епархией руководила духовная консистория, которая подчинялась святейшему Синоду — высшему законосовещательному административному учреждению по делам Русской Православной церкви .

Церкви Карачевского уезда принадлежали к Орловской епархии.

20 января (2 февраля — по новому стилю) 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . С этого времени запись актов гражданского состояния была передана местным органам власти.

Впервые документы фонда № 247 «Церкви Карачевского уезда» поступили в Государственный архив Брянской области в 1956 году. Это были метрические книги церквей за период с 1778 по 1918 гг. С 1956 по 1996 годы документы церквей Карачевского уезда неоднократно поступали в госархив Брянской области из Брянского областного, Карачевского районного отделов ЗАГСа.

Состав фонда неполный, т.к. не поступили на хранение такие документы, как: Указы духовной консистории, богослужебные книги, клировые ведомости, церковные летописи, книги брачных обысков, книги прихода и расхода денежных сумм, книги регистрации добровольных пожертвований.

Неполнота фонда объясняется тем, что согласно «Инструкции Главного управления архивным делом РСФСР для осмотра усадебных архивов» (май 1919 г.), должны были быть изъяты из церквей исповедные и метрические книги, церковные летописи, клировые ведомости, брачные обыски и брачные документы до 1861 года и переданы в исторические архивы. Однако вопреки этой инструкции многие документы оставались в церквях, сами же церкви закрывались, разрушались, часть из них стали использовать не по назначению. Вследствие этого было уничтожено большое количество церковных документов, а метрические книги, составленные позднее 1861 года, имевшие практическое значение и переданные в отделы записей актов гражданского состояния при отделах Внутреннего Управления, сохранились и дошли до нас в более полном объёме.

В состав фонда № 247 вошли следующие виды документов:

— МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ — представляющие собой реестры актов гражданского состояния или книги записей рождений, браков, смертей и других случаев, имеющих значение для учета населения, установления родства и свойства, установления или прекращения супружеских отношений.

Ведение метрических книг повсеместно для православного населения России началось с 1722 года. Акты вписывались в книги, разделенные на 3 части: о родившихся, о бракосочетавшихся и об умерших. Велись метрические книги в двух экземплярах: один хранился в приходской церкви, а второй сдавался в духовную консисторию. Это основная разновидность документов, вошедших в данную опись;

— ПОДВОРНЫЕ СПИСКИ ПРИХОДА (дело №№ 81, 121, 122) — в опись вошли списки прихожан церкви Святой Живоначальной Троицы г. Карачева и церкви села Старое.

— ИСПОВЕДНАЯ ВЕДОМОСТЬ (дело №№ 1, 62, 121)- исповедные росписи, духовные росписи — введены именным указом Петра I в 1718 г. Их введение было обусловлено стремлением императора к выявлению раскольников: книги позволяли взимать с них двойную подушную подать. Форма представляла первоначально именные списки прихожан, разделенные на три части: прихожане, бывшие на исповеди, прихожане, не бывшие на исповеди и раскольники. С 1737 г. форма исповедных книг была усложнена, а последнее изменение в нее внесено в 1846 г. и с этого же времени появилось название «росписи».

В ней указывались: фамилия, имя, отчество, возраст главы семьи, ее членов, степень родства, включая боковые ветви и женскую часть семьи (в целом 2-4 поколения) ;

— КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ церквей второго благочиннического участка Карачевского уезда за 1841, 1881, 1909, 1910, 1915-1917 годы (дело

№№ 75, 121-122, 146, 148) — это «именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания» — введены в 1769 г. и включали три части. В первую вносились сведения о том, когда и кем построена церковь, каменная или деревянная и какая при ней колокольня, в каком состоянии здание церкви; сколько престолов и в честь каких святых они освящены; достаточно ли церковной утвари; штатная численность причта и т.п.

Вторая часть клировых ведомостей представляет обстоятельно заполненные по установленной форме послужные списки причта.

Третья часть клировых ведомостей давала сведения о прихожанах, их сословной принадлежности, о наличии или отсутствии старообрядцев, указывала на каком расстоянии от церкви находятся деревни и удобно ли сообщение с ними ;

— ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА ЦЕРКВИ (дело №№ 78, 84) состояла из двух частей: основной и дополнительной. Первая включала опись церковного имущества, а вторая — имущество ризницы, книгохранилища. В описи указывались вклады и дарения;

ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ (ЦЕРКВЯХ) (дело №№ 75, 121, 147, 148).

Аннотация

В состав фонда № 247 вошли следующие виды документов:

— МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ церквей Карачевского уезда. Это основная разновидность документов, вошедших в данную опись;

-ПОДВОРНЫЕ СПИСКИ ПРИХОДА церквей Святой Живоначальной Троицы г. Карачева и села Старое Карачевского уезда.

-ИСПОВЕДНЫЕ ВЕДОМОСТИ;

-КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ церквей второго благочиннического участка Карачевского уезда за 1841, 1881, 1909, 1910, 1915-1917 годы;

-ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА ЦЕРКВИ;

-ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ (ЦЕРКВЯХ).

Северный район Орла составлялся, словно большой лоскутный ковёр, из безжалостно поглощённых городом сёл и деревень. Одни селения давно растворились в орловских окраинах, сохранившись лишь в названиях улиц – Верхне-Щекотихинской, Овсянниковской, Ольховецкой. Другие — например, Старцево-Лепёшкино, продолжают существовать одновременно в городе и все же вне его. Официально Старцево-Лепёшкино вошло в городскую черту в 1992 году, но все еще остается тихим сельским уголком недалеко от Московского шоссе. Дорога к нему идёт по территории колледжа агротехнологии и бизнеса (бывшее СПТУ №22) через дубовую посадку.
Упорное нежелание превратиться в стандартный микрорайон вполне оправданно – поселение на этом месте очень древнее и существовало еще до монгольского завоевания. На протяжении веков население Старцево было неоднородным. Здесь проживали и крестьяне, и служилые люди. Близость к городу и к Большой Московской дороге предопределила счастливую судьбу этого села – отсюда было выгодно вывозить рожь, овёс, просо, гречиху, мёд.
В XIX веке Старцево-Лепёшкино носило название Старцев Колодезь (небольшой холодный источник есть там и поныне), но также именовалось Никольским – в честь Никольской церкви. Прибавившееся позднее название Лепёшкино, вероятно, отсылает к фамилии одного из прежних владельцев этих земель.
Интересна история лепешкинского храма. Деревянная, рубленная с подклетями церковь Николая Чудотворца стояла на окраине Старцево еще с XVI века, а вероятно, даже раньше, так как упоминается в Писцовых книгах 1594-95 годов. К 1840-м она уже заметно обветшала, и в 1846 году напротив нее возвели новую каменную церковь в честь Святителя Николая. Средства на возведение были взяты из доходов от продажи церковного леса и пожертвований состоятельных прихожан. Старый храм позднее разобрали. Архитектура новой, сохранившейся и по сей день Никольской церкви типична скорее для городских культовых сооружений той эпохи. Это образец зрелого классицизма. Круглые застекленные оконца придают ей сходство со старинным кораблем, гордо плывущим по живописным пригородам Орла.
Кладбище при Никольской церкви тоже существует несколько веков. Самые древние захоронения XVI-XVIII веков не сохранились, но до сих пор в церковном дворике и в глубине старой части некрополя лежат несколько старинных каменных плит. Они безымянны; разглядеть кресты и линии мешает наросший мох. В остальном же Лепешкинское кладбище такое же, как и многие другие в Орле и России, где советские минималистические надгробия соседствуют с помпезными современными монументами из черного гранита.
Земли Старцево-Лепёшкино первоначально принадлежали государству, но чем дальше, тем уменьшалась казённая их часть и увеличивалась помещичья. С начала XIX века и до 1917 года ими владели представители европейского аристократического рода Остен-Сакенов. В окладных книгах Орловского уезда за 1850 и 1858 годы село Никольское (Старцево) записано имением супруги Д.Е. Остен-Сакена — генеральши Анны Ивановны Остен-Сакен. Ей принадлежала также Верхняя Лужна (Прокуровка). В 1876 году Старцево было продано графине Марии Ильиничне Остен-Сакен. В конце XIX – начале XX века это имение оставалось одним из немногих в Орловской губернии, которое велось передовыми методами хозяйствования и приносило прибыль. На участке из 220 десятин земли располагались двухэтажный деревянный дом, парк, сад, парники, конюшни, скотный двор, пашня, искусственные водоёмы. Кроме Никольской церкви в имении рубежа веков была небольшая домовая церковь Марии Египетской.
После революции 1917 года фамильная собственность Остен-Сакенов была национализирована. Имение оказалось раздроблено, хотя изначально предполагалось сохранить его, превратив в экспериментальный центр. Но этому помешала гражданская война. В дальнейшем в Старцево-Лепёшкино и около него квартировали разные (не всегда рачительные) учреждения — хозяйство «Покровское», воинская часть, профессиональное училище №2 и т.д. Стал меньше старинный парк; во время войны его изрыли блиндажами. В дополнение к зарастающим каскадным прудам в парке появились круглые озёрца из заполняемых дождевой водой взрывных воронок.
Но имение в Старцево-Лепёшкино не исчезло за считанные годы. Старинные здания приспосабливали под изменившийся экономический уклад. Поэтому даже полвека спустя сохранялись постройки из давно канувшей в Лету истории графов и баронов, жили люди, помнившие ее будто вчера. А по рассказам старожилов, в местном клубе продавал билеты старик в диковинной ливрее с золочеными пуговицами, который будто бы в молодости служил управляющим у Остен-Сакенов.
Никольская церковь не закрывалась при советской власти. Возможно, сказалось то, что Старцево-Лепёшкино до расширения Орла считалось далёкой окраиной. Но год за годом к селу приближался микрорайон сталепрокатного завода, стал ходить по Московскому шоссе общественный транспорт. Все больше тайно верующих посещали Никольскую церковь. Сложно подсчитать, сколько нынешних жителей Северного района крестили в Старцево-Лепёшино бабушки в секрете от родителей и сколько людей приходило к старцевскому священнику за советом и поддержкой…
От имения Остен-Сакенов в Старцево-Лепёшкино в наши дни сохранились лишь часть старинного парка с полуторавековыми липами и каскадными прудами и старинный «дом управляющего». Сейчас, к сожалению, пруды постигло экологическое бедствие, они стали резервуаром для канализационных стоков с новостроек улицы Колледжской. Парк превращён в свалку, на опушках его пробиваются жгущие ростки борщевика. До недавнего времени сохранялись руины конюшен и ворота. Их снесли в прошлом году. Расположение господского дома и флигелей не помнят уже даже и старожилы.
Только «дом управляющего» пока стоит на улице Комаринской мрачным напоминанием об утерянной красоте и величественности некогда обширной и богатой усадьбы. Это одноэтажное кирпичное строение с обсыпающейся штукатуркой и рассохшейся дверью до сих пор обитаемо и является многоквартирным жилым домом. Из всех нововведений за последние сто лет дому досталась лишь адресная табличка, а внутри мерзость запустения и сырой затхлый запах коммуналки… Увы, будущее этого реликта, «последнего из могикан эпохи Остен-Сакенов», еще печальнее. Наверняка дом специально продержат в столь опасном состоянии несколько лет, не ремонтируя, чтобы он развалился сам и освободил место для нового дворца или высотки…[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *