Рубрика: Монастыри, храмы и церкви

Житница России, как еще называют Краснодарский край, это земля незыблемых культурных традиций, где люди со временем не утрачивают силу веры. В данном материале предлагается краткий обзор монастырей этой плодородной области, который наверняка станет интересен всем, кто хочет расширить свой кругозор.

Монастырь иконы Божией Матери «Всецарица»

Начало строительства этой монастыря на территории центрального города Краснодарского края началось в 2001 году с молебна и установки креста митрополитом Кубанским и Екатеринодарским Исидором. Облик храма с архитектурой образца XV века сильно напоминает строения Троице-Сергиевой Лавры, а старинной формы кокошники выложены флорентийской мозаикой. В 2005 году в храм привезли с Афона чудотворную икону «Всецарица», которая была приложена к древним святыням Ватопедского монастыря в Греции и поясу Пресвятой Богородицы. Сегодня она размещается в особом мраморном киоте с украшениями из позолоты и эмали. Икона считается имеющей целебную силу, так как после приложения к ней отмечались неоднократные случаи исцелений от самых разных болезней. В храме установлен 6-метровый иконостас и ковчег, где хранятся мощи 33 святителей, а также множество старинных икон, пожертвованных прихожанами обители.

Крестовая мужская пустынь

Была основана в Лазаревском районе Краснодарского края в 2000 году. Тогда на средства, собранные общиной сербов, был воздвигнут Животворящий Господень Крест. Уклад монастыря подчиняется строгому афонскому уставу, а весь приход занимает одно единственное, хотя и не самое маленькое здание на весьма скромной площади. Оно исполняет роль Церкви имени Животворящего Креста Господня, там же располагаются и кельи послушников, библиотека и трапезная. Второй этаж постройки отдан под домовую церковь имени пророка и святителя Иоанна Предтечи, где молится и держит службы исключительно братия монастыря. Сегодня их число составляет десять человек, помимо которых в обители также проживают молодые люди из неблагополучных семей и подростки, нуждающиеся в коррекции воспитания. На террасе постройки установлена звонница из пяти разноразмерных колоколов с чеканными образами святых, увенчанная золотистой главной.

Свято-Духовский Тимашевский монастырь

Эта мужская православная обитель Краснодарского края располагается на щедрой Кубанской земле, недалеко от берегов речки Кирпили, и является главным оплотом православия на Кубани. Храм ее был воздвигнут в 1991 году на болотистом участке, который мало кто считал пригодным для строительства. Однако со временем небольшой приход вырос в прекрасную и всеми почитаемую обитель, воздушные купола которой видит каждый, кто едет из Краснодара в Ейск. В сложные 90-е годы там продолжали строиться жилые и хозяйственные помещения, разумеется, не без помощи отзывчивых людей, в том числе руководства кондитерской фабрики. Первоначально послушников было всего двенадцать человек, и все они кормились трудом рук своих. Со временем их количество возросло и сегодня составляет около восьми десятков, но принципы существования православной обители остались неизменными. Здесь хранятся мощи некоторых святых и особенно почитаемые иконы «Владимирская, «Неопалимая Купина» и икона целителя и великомученика Пантелеймона, писаная в Афоне.

Троице-Георгиевский женский монастырь

Пожалуй, самая знаменитая православная обитель во всем Краснодарском крае. Этот епархиального типа приход был основан на базе заброшенного туристического комплекса, когда-то принадлежавшего железобетонному заводу. По большей части все строения обители возводились на деньги, пожертвованные будущими прихожанами и меценатами из близлежащих населенных пунктов. В довольно непродолжительное время на территории, отведенной под строительство, выросло несколько весьма основательных и интересных по своей архитектуре храмов: храм Владимирской иконы Богоматери, часовня иконы «Утоли моя печали» и храм святого мученика Уара, не так давно было завершено возведение храма иконы «Семистрельная». Звонница монастыря расположена прямо над колодцем с родниковой водой и украшена эпизодами из «Встречи Спасителя с самарянкой». В главном храме этой обители Краснодарского края хранятся мощи Николая Чудотворца, Пантелеймона целителя, многих святых Киево-Печерской лавры и нитка из пояса Пресвятой Богородицы.

Кореновский Свято-Успенский монастырь

Располагается он в небольшом городке Кореновск Краснодарского края и был основан в 1991 году, когда отцу Виссариону властями был выделен под храм старинный особняк в центре поселения. Еще до революции тут располагалась православная гимназия для обеспеченных детей. Сегодня в обители проживает всего тринадцать насельниц, которые своими силами обеспечивают себя всем необходимым для жизни. Она стала первой, открытой на Кубани и вообще в Краснодарском крае после смещения Советской власти.

Екатеринодарская епархия

Дата создания: 1916 г. Описание:

Входит в состав Кубанской митрополии

Распространение христианства среди жителей Таманского полуострова в период раннего средневековья подтверждено материалами Вселенских Соборов и данными археологии. Христианские памятники раннего средневековья сохранились на Тамани и в Зихии (на побережье Черного моря от Сочи до поселка Джубга).

В новое время распространение Православия на Кубани начинается с переселением сюда черноморских казаков в 1792-1794 гг. Первоначально местные приходы находились на попечении епископов Екатеринославских и Херсонеса Таврического. В 1799-1820 гг. кубанское духовенство непосредственно подчинялось Астраханской епархии. Позже были образованы епархии Донская и Кавказская, затем — Новочеркасская и Георгиевская, куда входила Кавказская область с войском Черномории. 4 апреля 1842 г. Святейший Синод учредил самостоятельную Кавказскую епархию с именованием епископа «Кавказский и Черноморский». Духовенство Кавказского линейного казачьего войска было подчинено этой епархии, а духовенство закубанских станиц передано в подчинение главного священника Кавказской армии. С 30 июля 1867 г. епископ титуловался «Кавказским и Екатеринодарским».

В 1885 г. Кавказская епархия была разделена: приходы Терской области и Северной Осетии отошли к Владикавказской, Черноморского округа — к Сухумской епархии, приходы Кубанской области и Ставропольской губернии образовали Ставропольскую епархию.

30 сентября 1916 г. указом Святейшего Синода епископ Ейского викариатства был наделен особыми полномочиями, 12 октября получив титул «Кубанский и Екатеринодарский». В самостоятельную епархию Кубанское викариатство из состава Ставропольской епархии было выделено определением Южно-Русского Поместного Собора (г. Ставрополь) в мае 1919 г. 18 июня 1919 г. Временное Церковное управление на Юго-востоке России привело это определение в исполнение.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 18) из состава епархии выделены Армавирская, Ейская, Новороссийская и Тихорецкая епархии. Екатеринодарская епархия включена в состав Кубанской митрополии.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 110) из состава епархии выделена Сочинская епархия (в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края).

Епархия сегодня
(по состоянию на январь 2017 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • Центральный округ г. Краснодара — протоиерей Богдан Черных
  • Западный округ г. Краснодара — протоиерей Александр Игнатов
  • Карасунский округ г. Краснодара — протоиерей Георгий Меденцев
  • 1 Прикубанский округ г. Краснодара — протоиерей Анатолий Петров
  • 2 Прикубанский округ г. Краснодара — священник Иларион Максимец
  • Абинский — протоиерей Алексий Серов
  • Адлерский — протоиерей Алексий Стаднюк
  • Апшеронский — протоиерей Виктор Бандурко
  • Белореченский— протоиерей Виталий Осипов
  • Динской — протоиерей Иоанн Лапко
  • Ереванский — протоиерей Арсений Григорьянц
  • Лазаревский — и.о. благочинного священник Дионисий Марчук
  • Полтавский — игумен Симеон (Никитин)
  • Северский округ — священник Максим Белов
  • Сочинский — протоиерей Андрей Дубровский
  • Туапсинский — протоиерей Петр Тельнов

Монастыри

  • мужской монастырь Крестовая пустынь
    354538, Краснодарский край, Лазаревский район, п. Нижний Солох-Аул, ул. Кошмана, 10; e-mail Monastery-Stavro@yandex.ru
    настоятель — иеромонах Лев (Грызун)

женские:

Храмов — 261, приписных приходов — 35.

Количество духовенства: штатных священников — 314, диаконов — 53.

Епархиальные социальные учреждения

Епархиальные СМИ

  • «Православный голос Кубани» (ежемесячная газета)
  • сайт Екатеринодарской епархии — www.pravkuban.ru
  • кинокомпания «Югфильм» (новостные выпуски, программа «Отчий дом»). Сайт http://ugfilm.ru/category/info//

страницы епархии в социальных сетях:

сайты епархиальных отделов и комиссий:

Учебные заведения

высшие:

средние:

  • Негосударственное среднее общеобразовательное частное учебное заведение «Русская Православная школа им. прп. Серафима Саровского» при храме Рождества Христова г. Краснодара
    350089, г. Краснодар, ул. Рождественская набережная, 1; e-mail mail@prav-school.ru; тел./факс (861) 261-14-58; сайт www.православная-школа.рф; группа ВКонтакте

Центральный округ г. Краснодара — протоиерей Богдан Черных

Западный округ г. Краснодара — протоиерей Александр Игнатов

Карасунский округ г. Краснодара — протоиерей Георгий Меденцев

1 Прикубанский округ г. Краснодара — протоиерей Анатолий Петров

2 Прикубанский округ г. Краснодара — священник Иларион Максимец Страна: Россия Город: Краснодар Адрес: 350000, Россия, г. Краснодар, ул. Соборная (Ленина), д. 60 Телефон: (861) 262-20-81 Факс: (861) 262-09-48 Web-сайт: https://mitropoliakuban.ru E-mail: eparhkuban@yandex.ru Правящий архиерей: Павел, митрополит Екатеринодарский и Кубанский (Пономарев Георгий Васильевич)

Топчиев Михаил Сергеевич, Черничкин Дмитрий Алексеевич РЕАЛЬНЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ БУДДИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ ЮГА РОССИИ

Статья посвящена анализу состояния современного буддизма на территории Юга России. Авторами было показано, что за последние 25 лет российский буддизм, практически уничтоженный в советское время, активно восстанавливался сначала на территории Калмыкии и Астраханской области, а уже позднее — на территории Ставропольского, Краснодарского края и Ростовской области в виде дхарма центров различных буддийских подшкол. На сегодняшний день буддизм перешел в новое пространство — виртуальное, где ведет активную религиозную деятельность. Предпринята попытка сравнить два проявления буддизма на Юге России и выделить общие черты.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-3750.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 3. C. 191-195. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-3/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 140.8

Философские науки

Статья посвящена анализу состояния современного буддизма на территории Юга России. Авторами было показано, что за последние 25 лет российский буддизм, практически уничтоженный в советское время, активно восстанавливался сначала на территории Калмыкии и Астраханской области, а уже позднее -на территории Ставропольского, Краснодарского края и Ростовской области в виде дхарма центров различных буддийских подшкол. На сегодняшний день буддизм перешел в новое пространство — виртуальное, где ведет активную религиозную деятельность. Предпринята попытка сравнить два проявления буддизма на Юге России и выделить общие черты.

Ключевые слова и фразы: религия; религиозные сети; буддизм; буддийские центры; калмыцкий буддизм; Карма Кагью; Тхеравада.

Топчиев Михаил Сергеевич, к. полит. н. Черничкин Дмитрий Алексеевич

Астраханский государственный университет ceo.gfn@gmail. com; chernichkin95@mail.ru

РЕАЛЬНЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ БУДДИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ ЮГА РОССИИ

В последние годы усиливается интерес отечественных исследователей к изучению этноконфессиональ-ных проблем российских регионов и населяющих их народов. Не обойден стороной и буддизм, достаточно широко распространенный в социокультурном пространстве Юга России. Будучи исторически первой мировой религией, в эпоху глобализации он не только осваивает новые территории, но и активно завоевывает виртуальное пространство.

В конце второго тысячелетия на территории Юга России начала воссоздаваться и укрепляться буддийская религиозная сеть, которая была почти уничтожена в период существования СССР в связи с господствующим в стране атеизмом. Большую роль в восстановлении данной сети сыграли быстро развивающиеся интернет-технологии, которые практически одновременно перенесли все мировые религии, в том числе и буддизм, в виртуальное пространство.

С появлением виртуальной сангхи все чаще возникает проблема соразмерности ее сакральности с реальной буддийской религиозной сетью.

Сохраняется ли первоначальная «духовность» при просмотре, например, видеозаписей медитаций, прослушивания аудиозаписей мантр, которая присутствует во время молитв и медитаций в хурулах, дхарма-центрах и т.п.? Какими являются на данный момент реальные и виртуальные буддийские сети Юга России, как они соотносятся? Реальная сеть представлена различными направлениями и школами, расположенными в основном в региональных центрах, к виртуальным можно отнести официальные сайты, сайты-контакты, электронные библиотеки и приложения для мессенджеров.

Для изучения состояния буддизма в социокультурном пространстве Юга России уместно будет упомянуть, что мы будем понимать под понятиями «социокультурное пространство» и «социальная сеть». Зарубежные и отечественные исследователи до сих пор не могут дать максимально точное и строгое определение понятию «социокультурное пространство». Например, П. А. Сорокин утверждал, что под понятием «социокультурное пространство» понимается действие всех социальных и культурных явлений, и, таким образом, можно преодолеть «атомистический» подход к изучению человека и общества .

А исследователь Е. Г. Зинков в своей диссертации отмечал, что «социальное и культурное пространства не существуют одно без другого, это не два пространства, а одно: вводя термин «социальное пространство», ориентируются, прежде всего, на интересы объективистски-функционального анализа, а при использовании понятия «культурное пространство» подразумевается учет не просто ориентации на другого в социальных взаимодействиях, а исследование степени приближенности к смыслам культуры, к его ценностному ядру» . С точки зрения исследователей М. С. Уланова и Г. В. Улановой, «под социокультурным пространством следует понимать сложную структурированную систему, объединяющую в единое целое сферы социального и культурного пространств» .

Что же касается понятия «социальная сеть», то впервые оно было употреблено Дж. А. Барнсом в 1954 году и означало «объединение социальных позиций — социальных акторов и их связей» . А уже позднее М. Кастельс в одном из своих трудов отметил, что «сети — это достаточно старые формы материализации человеческой деятельности, однако в наши дни они обрели новую жизнь в результате превращения их в информационные сети, объединенные Интернетом» .

Прежде чем говорить о состоянии буддизма на сегодняшний день, нужно, прежде всего, описать историю появления буддийской религиозной сети на территории нашей страны. Формально Россия впервые познакомилась с буддистами в начале XVII века, а именно — в 1608 году, когда племена ойратов стали переселяться с территории Джунгарского ханства в связи с недостатком пастбищ для скота и долгими междоусобными войнами внутри ханства, хотя некоторые ученые считают, что буддизм появился на территории

современной России еще до образования Российского государства\ В 1657 году по указу царя в состав Российского государства вошло Калмыцкое ханство. Ойраты, или калмыки, как их стали называть на Руси (от тюрк. «калмак» — «отделившийся, отставший») к этому времени уже практиковали буддизм тибетской традиции Гелугпа или Гелуг, образовавшейся в Тибете в конце XIV века .

Позднее, после подписания манифеста императрицы Елизаветы в 1741 году, в котором буддизм был признан официальной религией и разрешено его свободное исповедование, началось формирование трех независимых друг от друга центров буддийской культуры: калмыцкий, бурятский и тувинский. В 1803 году российское правительство утвердило «Ламу калмыцкого народа» — главу всех астраханских калмыков (в 1771 году было ликвидировано Калмыцкое ханство и почти четверть населения, которая отказалась возвращаться обратно в Джунгарию, перекочевала на территорию Астраханской, Ставропольской и Ростовской губерний).

В конце ХУШ — начале XIX века на территории Астраханской губернии стали появляться первые калмыцкие храмы: Большой Багацохуровский (в 1798 году в пос. Цаган-Аман) и Хошеутовский (в 1817 году в с. Речном) в честь победы в Отечественной войне 1812 года . К 30-м годам XIX века количество хурулов в калмыцких степях превышало сотню, а количество лам — 5 тысяч. Позднее официальное правительство ограничило деятельность буддистов, сократив и количество лам, и число хурулов и молитвенных домов. В советское время в связи установлением политики атеизма Калмыцкая автономная область была полностью ликвидирована, а Калмыцкая буддийская организация разгромлена. Большинство хурулов были разрушены, некоторые переоборудованы правительством для хозяйственных нужд. Лишь в 1988 году удалось начать восстановление буддизма в СССР, а вместе с ним и калмыцкой культуры. В калмыцких и астраханских селах начали восстанавливаться молитвенные дома, хурулы, а также строиться новые (Сякюсн-Сюме в 1996 году и Золотая обитель Будды Шакъямуни в 2005 году).

В настоящее время хурулы на Юге России существуют только в Республике Калмыкия и Астраханской области: хурул в г. Лагани (1995), пос. Аршань-Зельмень — Ики-хурул (1997) и Ики-Чоносовский хурул (1997). Впоследствии благодаря пожертвованиям местных жителей и органов местной власти республики были открыты крупные хурулы в пос. Цаган-Аман, Яшкуль, Ики-Бурул, Аршань-Зельмень и др. Открылись молельные дома в г. Городовиковске, совхозе Хомутниковском, п. Кетченеры, с. Троицком и др. Таким образом, на данной территории постепенно сформировалась реальная сеть, где связующим узлом являлся хурул.

Параллельно с реальной сетью возникла виртуальная, активно развивающаяся и набирающая популярность. В ней постоянно создаются новые площадки (сайты, группы-контакты, форумы), через которые буддийское учение широко распространяется среди интернет-обывателей. Основным сайтом буддистов Республики Калмыкия является «Золотая обитель Будды Шакъямуни» (khurul.ru), связанный непосредственно с главным хурулом. На нем можно найти различные исторические справки о происхождении буддизма в мире и появлении на территории России, календарь религиозных событий, местонахождение и контакты всех хурулов и ступ Республики Калмыкия и Астраханской области, а также расписание служб, ленту новостей о деятельности Да-лай Ламы XIV и др. Сайт постоянно обновляется, на нем активно выкладываются записи с новостями о религиозной жизни в мире буддизма и Калмыцкой Республики. Что касается популярности данного портала, то его ежедневная посещаемость составляет в среднем 230-240 посетителей и около 940 просмотров (ежемесячно в среднем 7 тыс. посетителей и 28 тыс. просмотров) . Существуют также группы отдельных хурулов в русскоязычных социальных сетях, имеющие аудиторию от 80 до 350 человек, размещающие информацию различного характера (аудио, видеозаписи медитаций, электронные книги на буддийскую тематику, календарь событий, расписание медитаций в хурулах, оповещения о приезде зарубежных учителей и т.д.).

Буддизм на территории Юга России представлен не только в Республике Калмыкия. С развитием информационных технологий и упрощением коммуникации, а также с принятием в России в 1997 году закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» постепенно на территории Юга России стало появляться множество буддийских объединений и общин различных направлений и школ. Согласно социологическим исследованиям ВЦИОМ, количество буддистов в нашей стране составляет около 1%, по сравнению с христианством (75%), исламом (10%) и атеизмом (8%) это немного . Но тем не менее появление виртуальных сетей начинает способствовать расширению реальных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Буддийские направления и школы появляются на территории Волгоградской, Астраханской, Ростовской областей, в Ставропольском и Краснодарском крае, а также в Чеченской Республике. По большей части общины на этих территориях представлены в виде центров, расположенных в региональных столицах, в виде виртуальных групп в различных социальных сетях и отдельных незарегистрированных групп верующих (Рис. 1).

Не будучи самой многочисленной, наиболее разветвленной сетью на данный момент является Карма Кагью, и у этого есть свои причины. Карма Кагью (в более древних источниках встречается определение «Камцанг Кагью») — самая крупная из четырех подшкол тибетского буддизма махаяны, которая возникла в Тибете приблизительно в XI веке. В 70-х годах XX века данная подшкола проникла на территорию Запада благодаря приезду в Европу главы Карма Кагью Кармапы XVI, стали открываться центры медитации по всей Европе. Западное направление имеет свои отличительные черты по сравнению с классической подшколой Кагью:

• общины преимущественно придерживаются светского образа жизни;

• создателями центров медитации в Европе и на Западе являются европейцы (ученики Кармапы XVI);

• практически 80% учителей — это люди европейского происхождения.

1 По мнению некоторых специалистов, буддизм исповедовала некоторая часть хуннских племен, проживавших в том числе и на территории современной Бурятии в Щ веках н.э. Кроме того, последние археологические изыскания показывают, что буддизм был распространен в Бохайском королевстве (VШ-X века), располагавшемся на территории Амурской области и Хабаровского края России.

Рисунок 1. Буддизм на территории Юга России

В современной России она представлена «Российской Ассоциацией буддистов школы Карма Кагью» . На территории нашей страны на сегодняшний день существует более 50 центров, в которых практикуют это учение. Духовным наставником является буддийский лама Оле Нидал, являющийся также инициатором восстановления традиции Карма Кагью в России. Ежегодно он путешествует по всему миру, проводя лекции, курсы по медитации и основывая буддийские центры. Он имеет свой личный сайт, а также страницы практически во всех социальных сетях, в которых постоянно ведется активная информационная деятельность. По сути, он является не только миссионером, но и опытным интернет-менеджером. На территории нашей страны, по последним данным, насчитывается более 5000 последователей его учений , большинство из которых действуют в различных социальных сетях, состоя в группах и форумах. Подобные группы зачастую можно найти в социальной сети «ВКонтакте». Основное назначение данных центров — дать возможность последователям данного направления увидеть, как на практике работает буддийское учение и как его методы применяются в современной жизни.

В рамках нашего исследования были рассмотрены те группы, деятельность которых представлена на территории Юга России. Например, группы «Буддизм Алмазного пути в Краснодаре» и «Буддизм Алмазного пути в Ростове-на-Дону» являются самыми многочисленными (1008 и 745 участников соответственно). В них представлены ежедневные наставления от Оле Нидала, расписания медитаций и лекций в региональных центрах Карма Кагью, информация о приезде лекторов из разных стран и многое др. Также данные центры представлены в г. Волгограде и г. Волжском (274 участника), в г. Астрахани (482 участника), в г. Ставрополе (504 участника) и в г. Севастополе (431 участник) .

Помимо буддийской школы традиции Карма Кагью, на Юге России существуют центры, которые практикуют учения Тхеравады. Это одна из ранних буддийских школ, сохранившихся до наших дней. Данная школа достаточно консервативна по сравнению с другими существующими ответвлениями буддизма. Долгое время традиции именно этой школы доминировали в Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде и ряде других стран. На сегодняшний день Тхеравада практикуется религиозными меньшинствами в Китае, Вьетнаме, Индонезии, Бангладеш и Малайзии. В последнее время она набирает популярность в Сингапуре и странах Запада . По последним подсчетам, в мире насчитывается от 100 до 150 миллионов последователей школы Тхеравада .

В России первый центр Тхеравады был создан в Санкт-Петербурге в 2006 году тайским монахом Пхра Аджаном Чатри Хемапандха. Центры этой школы также существуют в Ростове-на-Дону. Ростовский центр Тхеравада, представленный в Интернете, ведет активную деятельность. На стене сайта постоянно выкладывается наставления многих учителей на каждый день, буддийская литература, аудио и видеозаписи лекций и медитаций из многих буддийских храмов по всему миру. В этих группах также можно приобрести религиозную атрибутику домашнего производства . Что касается центра Тхеравада в г. Грозном, то из-за отсутствия

какой либо информации сложно сказать, функционирует ли центр на сегодняшний день, ведь попытки его создания имелись еще в 2015 году. Но судя по сетевой активности некоторых пользователей можно предположить, что последователи данного учения существуют и на территории Чеченской Республики.

По информации, размещенной на сайте газеты «Комсомольская правда», в начале 2016 года в центре г. Грозного планируется возведение «Пагоды Рая с молитвенным барабаном» (или Кюрде), первого на Северном Кавказе буддийского молитвенного сооружения. Средства на строительство были выделены из бюджета СКФО, а подготовка к строительству ведется совместно с буддистами из Калмыцкой Республики . По сообщению, опубликованному на сайте калмыцкого хурула в 2016, говорилось, что «ротонда будет способствовать умножению толерантности, гармонии и мира в регионе» .

Помимо подшколы Карма Кагью и школы Тхеравада, которые представлены на Юге России, существуют еще два малых объединения российских буддистов. Таковыми являются школы Джонанг (Краснодарский край) и Дзен-буддизм (Ростов-на-Дону). Джонанг — это четвертая из восьми тибетских буддийских школ, которая получила свое распространение в связи с упадком буддизма в Индии, когда на территории Тибета были созданы восемь великих школ. Данная школа хорошо известна в Тибете и очень плохо распространена за его пределами. Она появилась в 1027 году. Ее основателем, судя по источникам, является Кунпанг Тукдже Цондру — первый держатель данной традиции и основатель первого монастыря Джомонанг в Цанге . В настоящее время монастыри школы Джонанг существуют в Тибете, Непале, Индии, Тайване, а также есть несколько монастырей в США. В России подобные монастыри отсутствуют, но существуют несколько центров, первый из которых был открыт в Москве в 2009 году .

Дзен-буддизм — это одна из распространенных школ восточно-азиатского буддизма, которая окончательно сформировалась в Китае в V-VI веках н.э. и на сегодняшний день является доминирующей буддийской школой Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее . В России количество последователей традиции дзэн очень невелико, по сравнению с другими буддийскими школами, как и количество религиозных центров. Самой многочисленной среди всех российских школ дзэн-буддизма является корейская дзэн-школа Кван Ум, открытая в 1990 году в Москве. Данные школы имеют относительно небольшое количество последователей, в каждом центре в основном от 20 до 50 человек в возрасте 20-40 лет .

Данные объединения на территории Юга России представлены только в виде виртуальных групп в социальных сетях и отдельных веб-сайтов. Структура выкладываемых новостей и их деятельность весьма схожа с другими подобными группами, упомянутыми ранее .

Говоря о виртуальном буддизме, нельзя не упомянуть о разнообразных мессенджерах для смартфонов и планшетов, которые размещены в свободном доступе. В качестве примера можно привести интересное приложение, запущенное в июне 2016 года, под названием «Kirsan». Автором данного проекта является Никита Голдсмит, а идейным вдохновителем стал бывший глава Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов. По его словам, сумма, потраченная на разработку данного приложения, составила 1 миллион долларов США .

По словам разработчиков, «миссия мессенджера — сплотить людей, которые интересуются этой древнейшей религией, и предоставить исчерпывающую информацию о великом учении Будды через общение последователей между собой и послания его святейшества Далай-ламы участникам комьюнити Kirsan в виде текстовых, аудио и видеофайлов» .

Что касается платного контента, то «он бесплатен и никогда не будет платным. Идеология не позволяет нам использовать Kirsan в своих коммерческих целях, а также в целях третьих лиц» .

Другим приложением является «Буддизм России», запущенное в начале июня 2017 года в режиме бета-тестирования компанией Vertigo studio. Данный мессенджер позволяет узнавать ежедневные новости о мире буддизма и традиционной сангхи России, астрологический прогноз (зурхай), полный список дацанов сангхи, а также просмотреть видеозаписи c медитациями и проповедями лам из буддийских университетов . Приложение постоянно дорабатывается, но для полного запуска разработчикам не хватает около 200 000 рублей. Поэтому в официальной группе Буддийской традиционной сангхи России был объявлен сбор средств на доработку и запуск приложения . Существуют и менее масштабные приложения, позволяющие подбирать музыку для медитаций («Музыка для медитации»), сборники буддийских молитв различных школ («Буддизм», «Дхаммапада»), справочники с описаниями понятий в буддизме («Понятия буддизма») и множество др.

Таким образом, на территории Юга России в последние три десятилетия активно формируется буддийская сеть, которая была почти полностью уничтожена в советское время и начала восстанавливаться в конце 80-х годов XX века. Центром восстановления буддийской религиозной культуры стала Республика Калмыкия, на территории которой до 1920-х годов существовал тибетский буддизм Гелугпа. На сегодняшний день практически в каждом региональном центре Юга России существует объединение буддистов различных направлений (Карма Кагью, Тхеравада, Джонанг, Гелугпа, Дзэн). Наибольшее распространение имеют подшколы Гелугпа (официальная религия Калмыцкой Республики) и Карма Кагью, имеющая свои центры во многих городах России. Возможности виртуального буддизма на данный момент не вытесняют реальные сети, а скорее дополняют их.

Список источников

1. Буддизм в Калмыкии . URL: http://khurul.ru/ (дата обращения: 15.10.2017).

2. Буддизм России : сервис Google play. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.

goodsign.buddhismrussia (дата обращения: 24.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зинков Е. Г. Культурное пространство российской духовности: дисс. … д. филос. н. Ростов н/Д, 2006. 291 с.

9. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

10. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. И. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература РАН, 2005. 351 с.

15. Семотюк О. П. Буддизм. История и современность. Ростов н/Д — Харьков: ФЕНИКС; Торсинг, 2005. 315 с.

16. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

17. Социальная сеть «ВКонтакте» . URL: https://vk.com (дата обращения: 20.10.2017).

18. Статистика посещаемости сайта . URL: http://pr-cy.ru/site-statistics/ (дата обращения: 24.10.2017).

22. Crosby K. Theravada // Encyclopedia of Buddhism: in 2 vols. / ed. by R. E. Buswell. N. Y.: Macmillan Reference USA, 2004. Vol. 2. P. 836-841.

24. Kirsan Messenger . URL: https://kirsan.im/ (дата обращения: 24.10.2017).

REAL AND VIRTUAL BUDDHISM IN THE TERRITORY OF THE SOUTH OF RUSSIA

Topchiev Mikhail Sergeevich, Ph. D. in Political Sciences Chernichkin Dmitrii Alekseevich

Astrakhan State University ceo.gfn@gmail.com; chernichkin95@mail.ru

Желто-зеленые! Приветствуем всех болельщиков ФК «Кубань» и сообщаем, что в скором времени пройдет внеочередное собрание общественной организации КРОО «КУБАНЬ». Повестка мероприятия следующая:

1. Информирование членов КРОО «КУБАНЬ» о ходе реализации решений, принятых на предыдущем собрании организации, в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки и действующих в регионе ограничительных мер.

2. Информирование членов КРОО «КУБАНЬ» о позиции Краевой краснодарской федерации футбола в отношении проведения региональных турниров в рамках сложившейся эпидемиологической обстановки и действующего в регионе режима повышенной готовности.

3. Голосование по следующим вопросам:

а) Признаю

б) Признаю частично

в) Не признаю

3.2.) Считаете ли вы целесообразным продолжение деятельности КРОО «КУБАНЬ» по возрождению ФК «Кубань» в рамках проекта «Время Верных»?

а) считаю целесообразным

б) не считаю целесообразным

4. Внесение изменений в Устав организации в случае возникновения такой необходимости по итогам голосования в рамках пункта 3.2.

5. Информирование членов КРОО «КУБАНЬ» о дальнейших действиях организации по подготовке к участию в торгах по выкупу торгового знака НАО ФК «КУБАНЬ» (классической эмблемы клуба).

6. Организационные вопросы. Разное.

Дата и формат проведения мероприятия будут озвучены в скором времени в зависимости от оперативной эпидемиологической обстановки и актуальных решений регионального оперативного штаба по противодействию Covid-19.

В случае продолжения действия на территории Краснодарского края режима повышенной готовности или ужесточения ограничительных мер, голосование будет проведено в электронном формате. Это обусловлено тем, что число официально зарегистрированных членов КРОО «КУБАНЬ» в несколько раз превышает разрешенную ныне для массовых мероприятий в крае планку в 100 человек.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *