16.10.2016 На Божественную литургию мы ехали в село Паниковец Группа Тульского епархиального паломнического центра была в паломничестве по святым местам г. Ельца и с. Паниковец Елецкого района. Фото
На Божественную литургию мы ехали в село Паниковец. Небольшое село расположено в зеленой долине, в низине. При спуске первое, что бросается в глаза — золоченые маковки куполов и кресты местного храма Покрова Пресвятой Богородицы, которые радовали глаз в это дождливое и хмурое утро. У нас было прекрасное настроение, все ожидали встречи с чудотворной иконой Божьей Матери «Праворучица».
Молились на Божественной литургии в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Паниковец Елецкого района Липецкой области. Главной святыней этого храма является икона Божией Матери «Праворучица». Здесь туляки познакомились с удивительным батюшкой – иеромонахом Алексием, слова проповеди которого обладают чрезвычайной силой воздействия.
Батюшка служил один. Храм был полон молящимися. Мы в полном смысле этого слова приняли участие в Божественной литургии. Батюшка служил с хорошим молитвенным настроем, который передался и нам. Это надо видеть и слышать!
Желающих исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн оказалось очень много. Батюшка принял исповедь всех желающих и благословил к Причащению. А какую проповедь он произнес перед исповедью! Многие плакали, его слова бередили наши огрубевшие души. Все мы причастились, всем желающим предложили святую воду. Мы прикладывались и прикладывались к иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Праворучица», молясь о себе и близких нам людях.
После литургии батюшка отслужил молебен и панихиду. Затем всех паломников пригласил в трапезную.
Такой чин службы в этом храме каждое воскресенье. Мы уезжали после службы счастливые и умиротворенные. Быть в храме на службе, которая осталась в твоем сердце, дорогого стоит.
— …В Греции, на Пелопоннесе, находится монастырь Мега Спилеон (в переводе – Великая Пещера). Сюда стремятся паломники, чтобы поклониться чудотворному образу Матери Божией, созданному, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой и названному «Праворучница», — рассказали нам в храме. — Название это объясняется тем, что на образе Божия Матерь держит Богомладенца на правой руке, в то время как в округе были более распространены образы, где Младенец восседает на левой руке Богородицы.
Считают, что икона «Праворучица» («Владимирская») была первой иконой Божией Матери, вышедшей из-под руки святого апостола Луки, и что именно к ней были сказаны слова Богородицы: «Благодать Рожденного от Меня и Моя пребудет с образом сим». В Афинах построен большой храм в честь иконы Божией Матери «Праворучница», в котором хранится список (копия) первообраза.
…У нас в России много великолепных, красивых и незабываемых мест. Мы посетили храмы и соборы города Ельца.
Сердце Ельца – Вознесенский собор, гордость и украшение не только города, но и всей митрополии. Мы были поражены его величием и красотой.
В соборе мы приложились к ковчегу с частицами св. мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского.
У северной стены Вознесенского собора в церковной ограде стоит часовня в виде древнерусского шлема, устроенная, по преданию, над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395 году. Восточнее часовни расположено несколько захоронений священнослужителей.
Затем поехали в Знаменский епархиальный женский монастырь на Каменной горе.
Главная святыня обители — чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение», благополучно сохранившийся после пожара еще в восемнадцатом веке. Прихожане молились в те далекие годы перед этой иконой, и сильный пожар прошел стороной, обошел обитель.
По молитве перед чудотворным образом, как раньше, так и сейчас, исцеляются прихожане и паломники, страдающие различными недугами и болезнями.
К числу наиболее почитаемых икон относился и образ Христа Спасителя, также чудесным образом уцелевший в огне пожара 1769 года. Лишь на иконе сохранились в нескольких местах следы ожогов.
На территории монастыря находится могилка послушницы Мелании, которая, как рассказывают, при жизни творила чудеса и после ее смерти многие верующие приходят к ней с просьбами и мольбами. Монахиня монастыря рассказала об истории обители и жизни девицы Мелании, затворницы Елецкого монастыря, могила которой почитается верующими.
История Мелании Затворницы заслуживает особого внимания. Ее жертвенность, аскетизм, духовные подвиги, борьба с искушениями, высокая нравственность могут послужить поучительным примером для нас.
На обратном пути из монастыря омылись в купели святого источника.
Далее наш маршрут был в Собор Елецкой Божьей Матери. На образе Елецкой Божией Матери изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял лагерем на Аргамач-горе».
— Мы все, кто ездил в эту чудесную паломническую поездку, хотим выразить признательность и сказать слова благодарности ее организаторам, за ту благодать, которую мы получили после посещения Православного Ельца, — сказала паломница Кристина Сафронова. — В этом городе тридцать три храма, большая их часть работает, но сразу увидеть все и помолиться в них, приложиться к святыням – это дело не одного дня.
— В Елец надо возвращаться много, много раз, — так говорили паломники в автобусе.
После посещения святых мест этого города нас всех наполняет спокойная внутренняя радость, любовь, милосердие, терпение.
И мы, надеемся, что Господь сподобит нас, еще не один раз, ощутить и получить все то, что мы приобрели и ощутили в этой благодатной поездке.
Паломница Тамара Муравцова

Уникальные места Липецкой области, которые можно и нужно показывать туристам. Так, Великокняжескую церковь называют архитектурной жемчужиной Ельца. Украшена майоликовой плиткой и хрустальным крестом. Сотню лет назад храм построил богатейший елецкий купец Александр Заусайлов. Махорочный король потратил на святыню целое состояние. В переводе на сегодняшние деньги получилось бы около двух миллионов долларов.
Елец — самый древний город Липецкой области и, пожалуй, самый красивый. Уютные улочки, старинные дома. А еще, куда не глянь – везде видны купола. Храмов в городе больше десятка. Среди них особняком стоит вот эта церковь – Великокняжеская. Удивительной архитектуры и красоты, нарядная как тульский пряник. Другой такой вы не найдете во всей области.
История храма началась больше сотни лет назад. В сентябре 1909-го года елецкое общество хоругвеносцев в Орле встретилось с Великим князем Михаилом, братом царя Николая Второго. Предложили ему стать покровителем общества и пригласили в Елец. Тот не отказал. В честь его визита храм и заложили на Успенской улице, рядом с Царской часовней.
Александр Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества: «Вот этот храм построен на пожертвования Александра Николаевича Заусайлова, — елецкого махорочного короля. Он был возведен очень быстро».
На храм елецкий миллионер не поскупился. Потратил то ли 100, то ли 200 тысяч рублей. В переводе на сегодняшние деньги – это пара миллионов долларов.
Александр Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества: «В церкви было, во-первых, паровое отопление, было духовое отопление. В храме было электричество, водопровод. Все виды благоустройства были использованы при строительстве этого храма».
Архитектор использовал сразу три стиля — неорусский, византийский и модерн. Входы в храм украсили ажурными чугунными сенями. Фасады — модной тогда майоликовой плиткой, а на купол поставили необычайной красоты крест.
На внутреннее убранство храма Заусайлов денег тоже не пожалел. Его украсили цветными витражами. Стены полностью облицевали все той же майоликой. На солнце она переливается всеми цветами радуги.
Про щедрость Заусайлова ходили легенды. По одной из них, в день, когда Великий князь посетил церковь, купец решил шикануть, и церковный пол велел выложить золотыми червонцами.
Александр Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества: «Князь был человеком скромным, он засмущался. Сказал, что зря это сделали. А купец не растерялся и сказал: «Да, я понимаю. Надо было не так. Надо было – на ребро, на ребро!» Это знак особого уважения к великому князю и показатель его богатства».
В 20-ых годах храм закрыли, как место, где собирались монархисты. Сначала там устроили антирелигиозный музей, а потом склад. Пострадали тогда и сам храм и могила строителя Великокняжеской — купца Заусайлова.
Александр Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества: «Благодарные» ельчане за все благодеяния Заусайлова уничтожили его склеп, черепом играли в футбол».
Храм начал возрождаться в 90-х. Многое из «прошлого» здесь сохранилось. Что не сохранилось — воссоздали по старым снимкам и чертежам. Все так же блестит на солнце хрустальный крест, по-прежнему переливается перламутровая майолика. А главное, как и сотню лет назад, храм любим прихожанами. Небольшую, но уютную церковь молодые ельчане часто выбирают для венчания.

Вторая книга серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» посвящена Ельцу — самому древнему и самому интересному в историческом и культурном отношении городу Липецкой области. Старинный купеческий Елец — город-форпост земли Русской на границе со степью, прославленный своими воинами и подвижниками, множеством церквей и монастырей — ныне является вторым кафедральным городом Липецкой епархии. Елец — один из главных центров Православия в нашем крае, средоточие многих направлений его духовной жизни. Познакомиться с его церковной историей, узнать и понять прошлое елецких храмов и монастырей, подвижничество их строителей, служителей и благотворителей — значит во многом познать саму историю церкви в нашем крае, глубину веры наших предков, которые, всем сердцем прославляя Господа и совершая духовные подвиги во славу Его, в то же время не жалели сил и средств на возведение и украшение всё новых и новых храмов Божиих. В этом авторы книги и видели свою главную задачу, желая дополнить, уточнить и по возможности развить труды своих предшественников.

История елецких святынь привлекала внимание многих исследователей ещё с середины XIX в. Тогда один из первых краеведов Ельца — городничий, а потом полицмейстер полковник Николай Александрович Ридингер в своей книге «Материалы для истории и статистики г. Ельца» (Орёл, 1865) посвятил им значительную часть своего труда.

Другой ельчанин — купец и краевед Егор Иванович Назаров опубликовал в «Трудах Орловской учёной архивной комиссии» ряд статей по истории некоторых городских церквей, а также Знаменского и Троицкого монастырей (Орёл, 1895).

Иеромонах Задонского Богородицкого монастыря Геронтий (Кургановский) в 1894 и 1895 гг. издал две книги, посвященные елецким монастырям, — «Историко-статистическое описание Елецкого Свято-Троицкого мужского третьеклассного монастыря» и «Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на Каменной горе», в которых подробно описал историю самих обителей, их храмы и достопримечательности, самых известных настоятелей и настоятельниц, подвижников.

Преподаватель Орловской духовной семинарии Гавриил Михайлович Пясецкий в книге «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей»
(Орёл, 1899) значительное место уделил церковному прошлому Ельца. А в первом томе «Исторического описания церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», изданном Орловским церковным историко-археологическим обществом (Орёл, 1905), каждому храму Ельца посвящена отдельная статья, содержащая обширные исторические и статистические сведения. Последней крупной работой в изучении церковного прошлого Ельца до 1917 г. стало издание в 1911 г. елецкой газетой «Голос порядка» книги Алексея Константиновича Воскресенского «Город Елец в его настоящем и прошлом», в которой автор собрал всё самое важное и интересное из предыдущих изданий с добавлением сведений из клировых ведомостей елецких храмов за 1909 г. К сожалению, клировые ведомости не пережили катаклизмов XX столетия, что делает для нас книгу А.К. Воскресенского особенно ценной. Вышеперечисленные работы при всех своих недостатках, обусловленных опорой на «легендарную» историю Ельца и узкий круг исторических источников, обладают целым рядом несомненных достоинств.

В них приводятся документы, которые не дошли до нашего времени, или свидетельства непосредственных очевидцев многих событий в церковной истории Ельца.

Новым этапом в изучении елецких святынь стала работа над темой уже в наше время елецких архитекторов и краеведов Виктора Петровича Горлова и Александра Васильевича Новосельцева. Их книги «Вознесенский собор в Ельце» (Липецк, 1992), «Елец веками строился» (Липецк, 1993), «Храм иконы Елецкой Божией Матери» (Липецк, 1995) и «Великокняжеская церковь в Ельце» (Елец, 2005) во многом дополнили и уточнили историю целого ряда елецких храмов и монастырей, значительно облегчив задачу авторов настоящего издания.

Основными источниками для книги о храмах Ельца послужили материалы Российского государственного архива древних актов (г. Москва), Российского государственного исторического архива (г. С.-Петербург) и Государственного архива Липецкой области. К сожалению, архив Орловской духовной консистории почти полностью был уничтожен в советское время. Жалкие его остатки хранятся ныне в Государственном архиве Орловской области. Среди сохранившихся документов лишь единицы касаются Ельца. Больно осознавать, — какой огромный пласт бесценной информации о строительстве, освящении и благоукрашении елецких храмов, деятельности их священно- и церковнослужителей, церковных старост и благотворителей, каждодневной жизни приходов, торжественных и знаменательных моментах приходской жизни Ельца мы потеряли безвозвратно.

Серьезным подспорьем в работе над книгой, тем более ввиду отсутствия клировых ведомостей елецких церквей, послужили публикации «Орловских епархиальных ведомостей», выходивших с 1865 г. по 1918 г., а также выпуски «Трудов Орловской учёной архивной комиссии» и Орловского церковного историко-археологического общества, увидевшие свет в начале XX столетия. Интересные исторические и статистические сведения почерпнуты авторами из «памятных книжек» и адрес-календарей Орловской губернии за 1868-1917 гг. и «Справочной книжки по Орловской епархии на 1903 год», различных дореволюционных изданий, посвященных Орловской губернии и епархии, городу Ельцу. Бесценным источником по церковной жизни Ельца стали газеты 1900-1930-х гг., ранее недооценённые исследователями.

Послевоенный этап церковной истории Ельца представлен на основании архивохранилищ Орловско-Севской (1944-1954), Воронежско-Липецкой (1954-2003) и Липецкой и Елецкой (2003-2006) епархий, уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Орловской и Липецкой областям, частных собраний священнослужителей и прихожан елецких храмов, публикаций средств массовой информации, устных свидетельств непосредственных участников событий. Полный перечень использованных источников и литературы приведён в примечаниях в конце книги.

Как и в первом томе, в настоящем издании каждый из храмов Ельца представлен в отдельном очерке, помещённом в книге в зависимости от назначения храма в церковной жизни города и времени его создания. После соборных, приходских, домовых и кладбищенских церквей идут очерки о монастырях и часовнях Ельца. Очерки о храмах, которые были построены сравнительно в позднее время, но являются «наследниками» более древних церквей, расположены сразу же после статьи о своих предшественниках. В качестве приложения к истории каждого храма приведены насколько возможно полные списки его священно- и церковнослужителей с древнейших времен и до настоящего времени. К очеркам о елецких монастырях – соответственно списки настоятелей и настоятельниц этих обителей. Впервые приводится и наиболее полный список елецких епископов — викариев Орловской епархии.

Авторы осознают невозможность осветить всё и вся в истории храмов и монастырей Ельца в рамках одной книги и будут благодарны всем, кто поможет уточнить и дополнить опубликованные сведения.

Подготовка и издание данной книги в рамках задуманного авторами многотомной серии, посвященной истории храмов и монастырей, святым и подвижникам, церковной жизни и святыням Липецкого края, состоялось благодаря областной целевой программе «Развитие гражданского общества» и пониманию необходимости подобного проекта главой администрации Липецкой области Олегом Петровичем Королёвым и областным Советом депутатов во главе с его председателем Павлом Ивановичем Путалиным. С радостью говорим «Спаси Господи» нашему Владыке — Его Преосвященству, Преосвященнейшему Никону, епископу Липецкому и Елецкому — чьё благословение на продолжение труда служило нам огромной духовной поддержкой в работе над книгой. Вновь благодарим за помощь начальника управления по связям с общественностью администрации Липецкой области Анатолия Николаевича Ларина и его сотрудников — А.А. Быкова, Л.В. Назарову и Л.Ю. Лошкареву. А также секретаря Липецкой и Елецкой епархии, настоятеля Христорождественского кафедрального собора г. Липецка протоиерея Василия Бильчука.

Авторы выражают признательность за бескорыстную помощь и предоставленные материалы протоиереям Василию Романову и Петру Людаеву, игумену Митрофану (Шкурину), протоиерею Владимиру Воробьёву (Свято-Тихоновский Православный гуманитарный университет, г. Москва), протоиерею Николаю Доненко (Крымская епархия Украинской Православной Церкви), иерею Сергию Дорофееву (Воронежская и Борисоглебская епархия), иерею Михаилу Жаркову (Орловская и Севская епархия), Александру Ивановичу Гамаюнову, Рените Андреевне Григорьевой, Владимиру Александровичу Заусайлову, Алексею Кузьмичу Козявину, Виктору Анатольевичу Ливцову, Николаю Николаевичу Валуйскому, Алевтине Витальевне Окуневой, Виктору Петровичу Горлову, Валерию Борисовичу Полякову, Юрию Ивановичу Чурилину, Вячеславу Александровичу Душичкину, Валентине Васильевне Титовой, Вадиму Владимировичу Дронову, специалистам Елецкого краеведческого музея, сотрудникам отделов МБА и справочно-библиографического Липецкой областной универсальной научной библиотеки, руководству ООО «НЕКС-инфо» (г. Липецк). Отдельное спасибо Виктору Анатольевичу Бешенову, оказавшему авторам значительную помощь в подготовке списка священно- и церковнослужителей елецких храмов.

Мы испытываем огромную благодарность нашим родным и близким, чьё участие и понимание немало способствовали созданию данной книги.

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

Представляю вам первый паломнический аудиогид по Липецкой области – «Елец православный». Он дополнит обзорный аудиогид по Ельцу. Проект создания аудиогида был реализован по заданию и при финансировании Управления культуры и туризма Липецкой области, блогом «Летопись русской усадьбы» и платформой izi.TRAVEL.
Огромная роль в рассказе о елецких святынях отведена роли меценатов в становлении и развитии духовной жизни города. Ведь не секрет, что все прекрасные храмы Ельца были построены на средства местных дворян, купцов и верующих горожан. Здесь вы найдете удивительные истории о подвиге елецкого народа, который защищал свои святыни даже в годы гонения на церковь. Эту информацию я дополнил интересными фактами об истории и сегодняшнем положении храмов.
Мы узнаем, что общего между Вознесенским кафедральным собором в Ельце и Храмом Христа Спасителя в Москве, мы увидим храм, в котором, будучи маленьким мальчиком, пел в церковном хоре великий русский композитор Тихон Хренников и церковь, облик которой восхищал Ивана Бунина. Вы познакомитесь с удивительным комплексом Великокняжеской церкви, который поразит вас сиянием разноцветной майолики. Мы посетим прекрасные монастыри, в которых происходят светлые христианские чудеса, и увидим церковь, на месте которой, по преданию, Тамерлану явилась Богородица, после чего захватчик спешно покинул русские земли.
В этом посте я лишь вкратце расскажу вам о нескольких православных святынях города. Полную версию аудиогида вы сможете найти . Скачать аудиогид можно, установив приложение izi.TRAVEL на телефон и набрав в поиске «Елец православный».

Надеемся, что этот аудиогид, созданный с любовью и деликатностью, будет полезен паломникам и туристам, приезжающим в Елец!
Искренне благодарим Елецкую и Лебедянскую епархию Русской Православной Церкви за помощь в организации записи аудиогида. Выражаем благодарность главному редактору телерадиокомпании «Елец» Виктории Поцхишвили за огромную помощь в поиске информации по объектам и за озвучивание аудиогида. Благодаря добрым и интересным материалам о святынях Ельца Виктория Поцхишвили стала известна многим верующим.

Давайте же отправимся в путешествие по храмам, монастырям и другим православным достопримечательностям города Ельца.

Выражаем огромную благодарность за помощь в создании гида всем членам Липецкого областного краеведческого общества и лично – Александру Юрьевичу Клокову. Тексты, представленные в аудиогиде, содержат, в том числе, сведения, представленные в научно-публицистических трудах участников Общества. Благодарим Государственную дирекцию по охране памятников культурного наследия Липецкой области и Андрея Анатольевича Найденова – лично, за большое содействие в организации поездок по области и консультирование по историко-архитектурным вопросам.
Выражаем благодарность Центру кластерного развития Липецкой области за огромную поддержку содействие в организационно-консультативных вопросах.
Аудиогид подготовлен командой блога «Летопись русской усадьбы»: Вадимом Разумовым, Екатериной Гавриловой, Александром Телицыным
Искренне благодарим Елецкую и Лебедянскую епархию Русской Православной Церкви за помощь в организации записи аудиогида. Выражаем благодарность главному редактору телерадиокомпании «Елец» Виктории Поцхишвили за огромную помощь в поиске информации и озвучивание аудиогида, а также — за поддержку и гостеприимство!
2. Вид на Вознесенский кафедральный собор! Златоглавый красавец-храм словно парит над городом!
На сегодняшний день от некогда обширного комплекса Троицкого монастыря сохранились лишь несколько построек – старинная колокольня, братский корпус с пристроенной к нему церковью Святого великомученика и целителя Пантелеимона и часть мощной монастырской ограды с башенками. Официально монастырь является частично действующим.
3. Ограда Троицкого мужского монастыря.
4. Церковь Иоанна Златоуста. Детали.
Сегодняшнее положение Троицкого мужского монастыря в Ельце является очень сложным. Большая часть его построек была утрачена. Местная автоколонна подступает практически вплотную к монастырских постройкам.

6. Старинная колокольня монастыря сохранилась до наших дней.
Значение Казанской церкви в истории и духовной жизни Ельца трудно переоценить. В ее стенах отпевали многих известных жителей города и рядовых Ельчан. А храмовая община была настолько дружной и сплоченной, что ей удалось добиться практически невозможного – настоять на том, чтобы храм при советской власти вернули верующим. Духовная жизнь здесь возродилась в 1942 году. Прихожане Казанского храма с молитвами и смирением помогали советским войскам деньгами и ресурсами. За это община храма была награждена…благодарностью Иосифа Сталина.
7. Казанская церковь.
Останки героев были обнаружены во время проведения работ по возведению Вознесенского собора в Ельце. При обнаружении захоронения его было решено перенести на городское кладбище, где защитники Отечества с почестями были перезахоронены. Над братской могилой в 1840 году возвели часовню, которая представляет собой ротонду со шпилем, выполненную в стиле зрелого классицизма.
8. На городском кладбище можно увидеть место, к которому жители Ельца относятся с особенным трепетом.
9. Это — часовня-ротонда на месте братской могилы защитников города от нашествия войск Тамерлана.
Небольшая и уютная церковь Иоанна Златоуста в Ельце была построена в 1872 году. До революции она выполняла роль домашнего храма для жителей городского мужского приюта, расположенного рядом с храмом. В приюте, организованном по инициативе управления Общественного банка, нашли тепло и кров сироты и дети из бедных семей, а также – пожилые люди, оставшиеся в одиночестве. Важнейшей частью духовной и социальной адаптации подопечных приюта стало их религиозное просвещение. Чтобы у жителей социального учреждения появилась возможность посещать храм регулярно, местные купцы-меценаты решили сообща построить для них домовую церковь. Огромную сумму денег на благоустройство храма направили представители купеческой семьи Калабиных.
10. Белоснежная церковь Иоанна Златоуста.
Церковь Иоанна Златоуста возродилась совсем недавно, начиная с 2006 года. Храм был передан братьям из Троицкого мужского монастыря в Ельце. Их усилиями внутреннему и внешнему убранству храма был возвращен первозданный облик. В настоящее время церковь Иоанна Златоуста является действующей.
11. Этот храм был построен на средства меценатов для подопечных мужского приюта.
12. Шпиль колокольни мужского монастыря.
Нынешний Христорождественский храм в Ельце был построен в 1848 – 1869 годах на месте ранее существовавшего храма. За историю своего развития до революции храм неоднократно перестраивался и менял свой облик. Однако, он был строго выдержан в едином стиле – в нем чувствуются веяния официального русско-византийского стиля.
13. Христорождественский храм. Около него очень любят собираться местные ребятишки.
Этот храм, как и многие церкви Ельца, сильно пострадал в годы советской власти. Его возрождение началось в 2004 году – именно тогда он был передан в ведение Знаменского монастыря. С тех пор в храме возродились службы и полным ходом начались масштабные реставрационные работ
14. В облике храма прослеживаются веяния официального русско-византийского стиля.
В городе Ельце расположен старинный женский монастырь – Елецкая Знаменская епархиальная обитель. Его история началась в далеком XVII веке.
15. От Христорождественского храма по живописным улочкам частного сектора можно дойти до Знаменского женского монастыря.
В 1769 году в монастыре случилась большая беда. Пожар, который бушевал в Ельце, перекинулся на постройки обители и полностью уничтожил их. Нескольким послушницам удалось спасти незначительную часть церковной утвари. Помимо этого, было найдено несколько монастырских икон совершенно не тронутых огнем в том числе чудотворная икона Знамение Божией матери. Несмотря на то, что находиться на территории монастыря было небезопасно и все кельи сгорели, две инокини категорически отказались покидать территорию монастыря. Вместо теплых келий, они поселились в погребе, спасаясь от холода, ветра и влаги подручными средствами. Подвиг монахинь стал известен не только в Ельце, но и за его пределами. Вести о непростой судьбе Елецкой обители дошли до святителя Тихона Задонского, в настоящее время почитаемого православными христианами как одного из самых известных русских святых.

16. Знаменская обитель.
Роль Тихона Задонского в спасении и развитии Елецкого женского монастыря была очень существенной. После пожара святитель Тихон стал инициатором и организатором сбора средств на строительство новых теплых келий для послушниц. Во время одного из визита в монастырь он определил место, на котором надлежит построить новый каменный собор, и, конечно же, широко известен факт о том, что именно святитель Тихон стал одним из духовных наставников самой известной послушницы монастыря – блаженной Мелании Затворницы Елецкой.

Подвижница благочестия Мелания родилась в верующей елецкой семье. Будучи умной, трудолюбивой и привлекательной молодой девушкой, она отказалась от перспектив удачного замужества, чтобы уйти в монастырь и посвятить свою жизнь Богу. Тогда ей было лишь 20 лет. Духовные силы Мелании были настолько чисты и высоки, что она с радостью и смирением принимала любые лишения, ведя аскетический образ жизни. В воспоминаниях о подвижнице содержатся несколько страшных свидетельств того, каким серьезным нападкам и искушениям со стороны нечистой силы она подвергалась. Однако, находясь даже в самой сложной ситуации, Мелания смогла остаться крепкой духом и противостоять силам зла. Меланьюшка обладала даром прозорливости и из разных лет стекались люди к ней за советом
18. От Знаменского монастыря открывается один из самых красивых видов на Елец.

Мелания 17 лет прожила в затворе в ветхой келии и умерла в возрасте 77 лет. Среди жителей Ельца до сих пор жива легенда о том, как путники, возвращавшиеся из Задонска в час кончины затворницы видели над Каменной горой столб яркого света, устремленного прямо в небо. Подвижница скончалась в 1836 году.
20. Территория монастыря похожа на райский сад. Летом здесь витает аромат роз.

22. Вид, открывающийся от монастыря.

В конце XVIII – начале XIX века, вопреки очередному приказу ликвидировать монастырь, обитель начала стремительно развиваться. Ельчане отказались исполнить государственный приказ об упразднении монастыря, и, напротив – начали активно способствовать возрождению обители.
24. Тысячи верующих приезжают в Знаменский монастырь, чтобы помолиться на могиле местночтимой затворницы Мелании.
После революции 1917 года советские власти принялись частично уничтожать все то, что было создано инокинями и жителями Ельца за последние десятилетия. Насельницы монастыря, подвергаясь угрозам и унижениям, не падали духом и оставались верными своим принципам до последнего. Многие сестры были арестованы и сосланы в колонии, а настоятельница монастыря – игуменья Антония Криворотова была зверски убита большевиками.

Возрождение монастыря стало возможным благодаря колоссальным усилиям Русской православной церкви, а также – прихожан, паломников и меценатов.
27. Святой источник.
28. Общий вид на монастырь.

Величественная Владимирская церковь, которая в наши дни выглядит таинственной и даже отстраненной, находится в историческом районе Ельца, который ранее именовали Черной слободой. Этот район слыл процветающим и состоятельным. До революции здесь проживали многие известные купеческие семьи.
30. Владимирская церковь в Черной слободе.
По одному из старинных елецких преданий, на месте нынешней Владимирской церкви находилась ставка Тамерлана, который совершил набег на Елец и собирался совершить наступление на Москву. Предание гласит, что именно в районе Владимирского храма, в то время как в Москву перенесли икону Владимирской Божией матери, в Ельце Богородица явилась Тамерлану. Божья Мать велела захватчику покинуть пределы России и отказаться от своих военных амбиций по отношению к нашей стране.
31. Остатки богатого лепного декора.
Владимирская церковь приобрела черты барокко древнеруссской архитектуры. Ее богатый лепной декор поражал воображение ельчан и гостей города. Существует версия, согласно которой в декорировании этого храма принимали участие французы, оставшиеся в плену после Отечественной войны 1812 года, которые ранее работали над созданием величественных царских резиденций и дворцов. Однако, эта версия до сих пор не нашла своего подтверждения.
32. К сожалению, храм пока не удалось восстановить.

«Я помню тебя, Михаил, И храм этот, темный и старый. Где ты мое сердце пленил…» Эти строки великий русский писатель Иван Бунин посвятил Архангелу Михаилу и старинному храму в Ельце, освященному в честь Архистратига.
34. Церковь Михаила Архангела.
Храм Михаила Архангела производил огромное впечатление и на известнейших деятелей российской культуры. Иван Бунин, жизни и творчество которого неразрывно связаны с Ельцом, так описывал храм: «…звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышающейся надо всеми в таком величии, в такой роскоши, какие не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса».
35. Храм постепенно восстанавливают.
Сегодня в Преображенской церкви по определенным дням проходят богослужения. В будущем, службы в этой старинной церкви планируют сделать регулярными. Кроме того, в Преображенском храме разместится православная библиотека и читальный зал, что позволит жителям Ельца получить углубленные знания в вопросах религии.
36. Вид на Преображенскую церковь.
37. Вид на храм Покрова.
История строительства и развития величественного храма Покрова в Ельце насчитывает несколько веков. Его возведение началось в середине XVIII века и закончилось в середине XIX-го. Свой нынешний облик церковь обрела в 1869 году. Его возведением руководил брат выдающегося архитектора Константина Тона, Александр Андреевич Тон.
38. Некоторые туристы считают, что Покровский храм похож на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Возведение Покровского храма, как и строительство многих церквей в Ельце, осуществлялось при мощной финансовой поддержке елецких купцов: Хренниковых, Криворотовых и других представителей купечества.
39. Здесь в церковном хоре пел великий композитор Тихон Хренников.
Возрождение старинного храма началось лишь в 2010 году. К восстановлению храма активно подключились небезразличные ельчане. В наши дни в церкви постепенно идут восстановительные работы, а в центральной части храма проходят богослужения.
40. Храм находится в процессе восстановления.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы является одним из старейших каменных храмов Ельца и архитектурной жемчужиной Липецкой области. Она была построена в 1761 году в стиле барокко. В последствии облик храма был дополнен колокольней в стилевых формах раннего классицизма. На протяжении многих лет Введенская церковь служила приходским храмом Александровской казачьей слободы.
41. Введнская церковь.
42. Обликом Введенского храма вдохновлялся и великий русский писатель Иван Бунин.
43. Вид на Вознесенский собор с противоположного берега Быстрой Сосны.
44. Храм Михаила Архангела.

47. Вид на Елец с дрона.
48. Интерьеры Вознесенского собора. Увидев их, понимаешь, почему кафедральный собор Ельца считается одним из самых красивых храмов России.
Часовня, возвышающаяся над местом братской могилы жертв татаро-монгольского нашествия была построена на средства семейства Лопухиных в 1801 году. Она представляет собой квадратное здание, увенчанное шлемовидным куполом и небольшой главкой.
49. Часовня на месте захоронения защитников Ельца (Братская могила жертв татаро-монгольского нашествия).
В Ельце по сей день сохранился скромный дом, в котором свои детство и юность провел известный Оптинский старец, иеромонах Нектарий. Он родился в Ельце в небогатой семье местных горожан. Рано лишившись родителей, иеромонах Нектарий, в миру – Николай Тихонов, стал усиленно трудиться, еще будучи ребенком. В возрасте 20 лет он решил посвятить свою жизнь служению Богу и отправился в Оптину пустынь.
50. Дом, в котором жил схимонах Нектарий.
С этого живописного места, по версии некоторых исследователей, началось стремительное развитие Ельца. По преданию, во время своего визита в Елец в 1357 году на этом самом месте митрополит Алексий произнес пророчество: «…на этом месте будет великий город».
51. Часовня на месте остановки в 1357 г. св. Алексия, митрополита Московского, источник местночтимый.

В 1909 году в Ельце состоялось важное событие. С официальным визитом в город прибыл родной брат последнего русского императора Николая Первого – великий князь Михаил Александрович Романов. Во время пребывания в Ельце член императорской семьи посетил часовню, возведенную в честь своего дедушки, погибшего от рук народовольцев. Будучи глубоко верующим человеком, Михаил Александрович покровительствовал многим храмам и православным сообществам Российской империи, в том числе – Елецкому обществу хоругвиеносцев. Члены этого православного движения владели домом и небольшим участком земли рядом с Царской часовней. После визита Михаила Александровича в Елец они обратились в местную думу с просьбой разрешить им построить рядом с часовней храм, увековечивающий визит покровителя Общества в Елец. Получив согласие от местных властей, ельчане приступили к строительству уникального архитектурного комплекса.
53. Жемчужина Ельца — сказочно красивый комплекс Великокняжеской церкви!
54. Здание богадельни.
Члены Елецкого общества хоругвиеносцев объявили о начале сбора средств на строительство будущего храма. На их призыв откликнулся один из самых богатых и деятельных жителей Ельца – купец и известный меценат Александр Николаевич Заусайлов. Он пожертвовал на строительство храма 200 тысяч рублей – огромную по дореволюционным меркам сумму денег. Этот добрый жест помог оперативно начать строительство храма и завершить его в кратчайшие сроки.

55. Памятник великому меценату Александру Николаевичу Заусайлову.

Архитектурный облик храма представлял собой живописное и причудливое смешение стилей: от неорусского до модерна. Внутренне и внешнее убранство храма искусно украшено цветными витражами и майоликой. Храм, в буквальном смысле этого слова, блестел и переливался на солнце всеми цветами радуги. Невероятным сиянием озарял округу даже крест храма. Его изготовили из позолоченного металла и горного хрусталя.
57. Восхитительные майоликовые панно.

Успенская церковь живописно возвышается над историческим центром Ельца. Храмовая часть нынешнего храма была построена в 1815-1829 годах, а колокольня была возведена в период с 1833 по 1847 годы. Средства на строительство храма и колокольни были пожертвованы жителями Ельца. Значительную сумму денег на строительство храма была пожалована местной купеческой семьей Назаровых. Огромную роль в успешном осуществлении проекта возведения храма сыграл местный духовный подвижник, протоиерей Георгия Ключерева.
59. Успенская церковь.
60. Этот город навсегда остается в душе.
Благовещенская церковь во имя Елецкой иконы Божией матери является одним из самых «молодых» храмов Ельца, возведенных до Революции. Его строительство началось в 1893 году на средства прихожан. Общественность города Ельца на протяжении нескольких десятилетий мечтала о строительстве храма на территории одной из тогдашних окраин Ельца. Когда первую часть пожертвований удалось собрать, началось строительство Благовещенского храма. Автором проекта церкви выступил известный русский архитектор Александр Каминский, который ранее спроектировал прекрасный иконостас Вознесенского кафедрального собора в Ельце.
61. Благовещенская церковь во имя Елецкой иконы Божией Матери.
Благовещенская церковь вернулась к прихожанам лишь в 1989 году. Спустя два года, когда общими усилиями храм удалось привести в порядок, в нем состоялась первая служба. В первозданном величии храм торжественно предстал перед верующими в год 600-летия избавления Руси от полчищ Тамерлана. В храм вернулась его главная святыня – чудотворная Елецкая икона Божией матери. А несколько лет назад в храме произошло настоящее чудо. На одной из стен под иконой проявился нерукотворный образ иконы Божией матери «Семистрельная». Увидеть своими глазами это чудо в Благовещенский храм приезжают сотни паломников со всей России.
62. Один из самых «молодых» храмов города.
63. В храме находится несколько почитаемых святянь.

Ездил с женой, дочкой и товарищем. Целью поездки было посещение храмов, монастыря, а так же поиск очень редкой иконы Божьей Матери, именуемой «Праворучница». Этот список хранится в Рождественском храме г. Ельца, и является чудотворным. Оригинал этой иконы находится в Греции.

В Греции, на Пелопоннесе, находится монастырь Мега Спилеон (в переводе – Великая Пещера). Сюда стремятся паломники, чтобы поклониться чудотворному образу Матери Божией, созданному, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой и названному «Праворучница». Название это объясняется тем, что на образе Божия Матерь держит Богомладенца на правой руке, в то время как в округе были более распространены образы, где Младенец восседает на левой руке Богородицы. Считают, что эта рельефная икона была первой иконой Божией Матери, вышедшей из-под руки святого апостола Луки, и что именно к ней были сказаны слова Богородицы: «Благодать Рожденного от Меня и Моя пребудет с образом сим». В Афинах построен большой храм в честь иконы Божией Матери «Праворучница», в котором хранится список (копия) первообраза. Ещё один известный образ «Праворучницы» находится в монастыре святой Екатерины на Синае.

Список иконы Божьей Матери Праворучница в г. Елец прославился в 2009 — 10 годах.
В одной семье от благочестивых родителей, которые уже умерли, остались иконы. И это было в 1999 году, в селе недалеко от г. Елец, их сын Александр, который вел не совсем праведный образ жизни, находясь в родительском доме слышит голос: «Отнеси меня в храм, я буду помогать при болезни рук и ног. выключи телевизор.» Первый раз на этот призыв он не прореагировал, но когда это повторилось, он взял икону и возбужденный прибегает в храм и говорит: «Читайте акафист иконе». И рассказал, что с ним произошло. Икону у него взяли, поблагодарили его и повесили ее в дальний угол. И десять лет про нее не вспоминали. В этом храме на клиросе пела женщина, и уже в немолодом возрасте у нее родилась дочь, вначале ребенок развивался нормально, а затем стали замечать, что она подгибает под себя ножки. Стали обследовать малышку и врачи поставили страшный диагноз, который несовместим с жизнью, т.е. девочка должна умереть. Мать плакала, постоянно молилась, уповать приходилось только на Бога. И возвращаясь после службы из храма, ее подруга вспомнила про эту икону. Это была последняя надежда, женщина, взяв дочку, пришла в храм и приложила девочку к иконе, отслужили молебен. И каково было удивление матери, что малышка постепенно стала становится на ножки, в 1,5 года начала ходить и страшный диагноз врачи посчитали ошибкой.

Посетив прекрасный собор, несколько храмов, нашли Рожденственский храм. Там поклонившись чудесному образу, отправились в женский монастырь. Территория монастыря расположена на возвышенности и виды на нём, а так же строения напоминают виды Иерусалима.
Поездка очень впечатлила, таких чудесных храмов, а особенно собора я еще не встречал.

На обратном пути заправился на заправке Липпецккой топливной компании и через 50 км. двин начал тупить. Машина сначала глохла в пробках, еле заводилась. ПОтом на ходу пропадала тяга, машина резко сбрасывала скорость и глохла. Самое интересное, что если не заводить минуту, машина заводится с полпинка, правда хватает её не на долго. Заменил катушку, реакции ноль. Мысли по этому поводу: переливают форсы, забит катализатор, пропадает сигнал с ДПКВ, мозги потихоньку умирают.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *