Духовный пастырь армянских общин Венгрии, Чехии и Словакии, архимандрит Барсег Пилавчян – об армянской общине Чехии.

Духовный пастырь армянских общин Венгрии, Чехии и Словакии, архимандрит Барсег Пилавчян в беседе с газетой «Аравот» армянскую общину Чехии охарактеризовал как состоявшуюся и перспективную. Что касается его миссии, то наш собеседник говорит, что служить Богу легко в любом уголке мира, если любишь свое дело. Отец Барсег был назначен 10 лет назад, вспоминает, что когда он только приехал в Прагу, не знал никого, у него имелся номер всего лишь одного армянина, с которым он тоже не был знаком.

11-го октября 2015-го года католическая церковь Святого Духа в Праге, построенная в 14-ом веке, была передана церковному приходу Святого Григория Просветителя Армянской Апостольской церкви в бессрочное пользование. Святой отец с радостью отмечает, что армянская община, в основном состоящая из наших соотечественников, обосновавшихся в Праге в постсоветское время, близка к своим христианским корням, есть также армяне, которые далеки от церкви, но они пытаются какими-то путями вернуть людей в лоно церкви. По словам священника, армянская община Чехии состоит из людей с высокими интеллектуальными способностями, университетской молодежи, есть много деятелей искусства, бизнесменов. «Уже 5 лет, как в Праге открылось Посольство Республики Армения, и в результате сотрудничества с посольством у нас есть серьезные успехи, издается журнал «Орер», главным редактором которого является наш друг Акоб Асатрян, у нас есть армянская субботняя школа, шефство над школой осуществляют благотворители церкви, молодежный союз, несколько других организаций – Армяно-чешское культурное объединение, объединение «Урарту», клуб «Армения». Одним словом, довольно успешно работают по разным направлениям, пытаемся решить все задачи вместе, объединив усилия армянской общины», — отметил духовный пастырь Венгрии, Чехии и Словакии.

Мы поинтересовались, когда в последний раз в церкви был выполнен обряд венчания или крещения. Отец Барсег ответил, что в прошлом году было два обряда крещения и одно венчание в церкви Святого Духа, при этом венчание было 25-го декабря.

Наш собеседник рассказал, что в последние годы у них сложились отличные отношения с предстоятелем Католической церкви Чехии, архиепископом Праги кардиналом Домиником Дукой, и именно благодаря ему церковь Святого Духа в самом центре Праги была передана Армянской Апостольской Церкви в бессрочное пользование. «Было довольно трудно, почти невозможно, все удивлялись тому, что в центре Праги нам предоставили церковь. Мы выражаем свою благодарность кардиналу Дуке, именно его теплое отношение к армянскому народу дало подобный результат. Кстати, в Праге установлен также армянский хачкар, на его освящении присутствовал президент Армении, место для хачкара предоставил кардинал Дука».

Мы спросили отца Барсега, есть ли армяне, которые не владеют родным языком, но с удовольствием посещают армянскую церковь. Священник ответил, что это в основном представители молодого поколения, по словам нашего собеседника, в этом вопросе ситуация в Чехии лучше, чем в других странах, например, в Германии.

Мы спросили, были ли случаи смешанных браков, чтобы венчание проходило в армянской церкви. «80 процентов браков смешанные, в основном венчаются в Армянской Апостольской Церкви. Поскольку мы имеем дело с уже сложившимися отношениям, и люди обязательно должны вступить в брак, пытаемся хотя бы приблизить их к церкви, мы не можем строго относиться к ним, в противном случае они отдалятся от общины и церкви. Именно наше теплое отношение дает людям возможность общаться, сохранять армянскую идентичность».

Учитывая тот факт, что очень часто разногласия между традиционными партиями негативно сказываются на армянских общинах той или иной страны, мы поинтересовались, какая с этой точки зрения ситуация в Чехии. «Наша община очень рада и счастлива, у нас партий нет», — с улыбкой отметил отец Барсег.

В завершение беседы он сказал, что желает видеть Армению сильной, хочет, чтобы никто не оставлял родину, на границе было спокойно, солдаты живы и здоровы, граждане обеспечены работой, а живущие за рубежом соотечественники помогли построить сильную Армению.

Гоар Акобян

Прага-Ереван

Газета «Аравот»

Чем больше путешествую по Европе, тем больше прихожу к выводу, что европейцы — это реально больные люди. Несколько лет назад я побывал в костнице города Брно, которое находится в катакомбах под храмом и вот посетил еще одно жуткое место, известное во всем мире — костел с костехранилищем в Седлеце (Кутна-Гора).

Сам город находится в 60 км км от Праги, поэтому сюда можно легко доехать и совместить в одном путешествии со столицей Чехии.

Основан он был в 13 веке в том месте, где нашли месторождения серебра. Город средневековый с очень красивой архитектурой, тут можно много чего посмотреть: Влашский двор, Чумной столб, музей серебра, каменный фонтан, несколько готических храмов, но больше всего притягивает сюда туристов именно костница.

Это даже заметно по сувенирам, которые здесь продаются.

Вход на территорию кладбища с костелом напоминают о смерти.

История создания ее такова. В 1142 году еще до основания самого города здесь был основан монастырь. В 1278 году съездил в Израиль и привез оттуда святую землю с Голгофы аббат Генрих, которую рассыпал около монастыря. С того момента это место начали считать святым и многие захотели быть захороненными именно здесь.

Следующие сто с лишним лет – войны, наводнения и многочисленные эпидемии, особенно чума, которая терроризировала всю Европу. Только в одном 1318 году здесь во время эпидемии похоронили около 30000 человек. В 1400 году у монастыря была достроена и освящена Часовня Всех Святых. В ее крипте в дальнейшем и разместили Костницу. Кстати, вокруг храма до сих пор сохранилось кладбище.

Чтобы как-то освободить место на кладбище для новых тел, старые кости выкапывали и складировали в нижнем помещении часовни. В 1511 один здешний монах создает из костей шесть пирамид.

Монастырь в итоге закрыли в 1784, а земля впоследствии вокруг него стала принадлежать графу Шварценбергу, потомки которого наняли резчика по дереву Франтишка Ринта упорядочить хранившиеся там кости. Именно он и создал современный интерьер Костницы, который вы можете там видеть.
Фотографировать и снимать видео тут запрещено, смотрители постоянно за этим следят и гоняют. Но тем не менее в интернете выложено куча профессиональных фотографий этого места. Поэтому я просто включил видеорежим на камере, а потом заскринил получившиеся стоп-кадры — лайфхак вам на всякий случай.
Часть храма находится на реконструкции
На входе вас встречают столбы из черепов. У дальней стены размещен алтарь. Там можно наблюдать не костяную фигуру — распятого Христа.
Особое внимание привлекает огромный костяной канделябр, напоминающий люстру, свисающий под потолком. Он содержит хотя бы 1 экземпляр каждого элемента человеческого скелета.
Внутри по четырём углам размещены огромные груды костей, выложенные в форме колоколов, по краям которых лежат черепа.

Огромный костяной фамильный герб Шварценбергов, который своим разнообразием дал разгуляться художнику.

Древние надгробные камни.
По разным данным на отделку храма ушло от 40000 до 50000 костей.
Кто-то называет это архитектурным символом жизни после смерти, а кто-то считает надругательством над усопшими людьми с больным воображением. Лично вы какой стороны придерживаетесь?
Ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback

Собор Святого Вита, а полное его название звучит как Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Адальберта является доминантой Пражского Града. Это архитектурный шедевр, в котором соединились три различных стиля: готика, ренессанс и барокко (кстати, такое же смешение стилей Вы сможете встретить в Вавельском замке в Кракове). Это самая большая и важная церковь в Чехии.

Мавзолей чешских королей, хранилище символов государственной самостоятельности и самый крупный из пражских храмов, был заложен королем Карлом IV в 1344 году на месте дороманской базилики.

Западная сторона собора Св. Вита

Строительство это монументального церковного сооружения длилось несколько столетий и было завершено лишь в 1929 г. К 100-летию со дня смерти св. Вацлава – покровителя Чешских земель. Многие мастера успели внести свой вклад в возведение собора св. Вита, однако история прославила имена двух великих зодчих: Матиаша из Арраса и Петра Парлержа, который вместе с сыновьями не только провел основные работы, но и оставил потомкам чертежи, по которым осуществлялось дальнейшее строительство собора.

Кстати Петру было 23 года, когда он стал прорабом на стройке собора. Он также возглавлял строительство Карлова моста и многочисленных церквей по всей республике. Ныне Матиаш из Арраса и Петр Парлержа похоронены в стенах собора, в капелле Марии Магдалины.

За счет высокого шпиля своей башни-колокольни собор Святого Вита на протяжении многих лет являлся самым высоким сооружением Праги. На вершину колокольни ведет лестница. Очутившись наверху, Вашему взору предстанет красивейшая панорама Праги. А еще Вы там увидите самый большой колокол Праги – Зикмунд.

Сцена распятия на входными дверями собора св. Вита

Главный вход в собор Св. Вита расположен с западной части собора. Это самая новая его часть, ибо построена она была лишь в начале XX в. Захватывающее дух зрелище представляет собой ротонда, которую создал Францишек Кисела. Кажется неверотным, что такое возможно создать человеческими руками. На входных дверях собора изображены сцены из истории его строительства, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе.

Необычно еще и то, что на стенах собора можно увидеть множество химер с высынутыми языками. Считается, что вся эта устрашающего вида нечисть помогает отпугивать ту нечисть, которая стремится попасть в собор. Но архитекторы придали этим фигурам и еще дополнительную функцию: высунутые языки играют роль водостоков.

Витражи собора Св. Вита

Интерьер собора Св. Вита поражает своими большими витражами. Созданы были они такими знаменитыми чешскими художниками, как Макс Швабинский и Альфонс Муха. Также очень впечатляют двадцать две величественные колонны и конечно же бюсты знаменитых основателей и строителей собора: чешских королей и королев, архиепископов и архитекторов. Кстати, считается, что бюст Парлержа принадлежит работе самого Парлержа и является таким образом первым в Европе автопортретом )).

Вход в ту часть собора, где расположен алтарь и большинство капелл платный.

Главное положение в интерьере с 28 несущими колоннами занимает главный алтарь. Прямо перед ним располагается королевский саркофаг из белого мрамора образующий надземную часть усыпальницы. Под надгробием находится королевская крипта с саркофагами чешских правителей (Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других).

Часовня Св. Вацлава

Однако, наверное, самое известное место в соборе Св. Вита – это часовня Святого Вацлава. Там хранятся мощи этого святого, который является покровителем чешских земель. Вход в часовню возможен только в составе экскурсии. Красота этой часовни просто захватывает дух, особенно когда узнаешь о том, что нижние части стен украшены более чем тысячей драгоценных камней, а пространство между ними покрыто золотом. Стены часовни украшены великолепными готическими фресками.

Маленькая дверь в углу часовни Св. Вацлава ведет в Коронный зал, где хранятся сокровища Богемской короны. Однако, чтобы попасть в зал надо будет пройти не одну дверь. Последняя, самая важная, имеет семь замков. Она откроется только тогда, когда все семь ключей будут вставлены в свои замки. Ключи же эти доверены самым почитаемым и уважаемым людям Чехии: президенту, премьер-министру, мэру, председателю дома представителей, председателю сената, пражскому архиепископу и декану столичного филиала собора Св. Вита.

Корона Св. Вацлава

Сокровища Богемской короны включают в себя: корону Св. Вацлава, королевскую державу и скипетр, королевские одеяния, золотой крест гробницы и меч Св. Вацлава. Наибольшее впечатление конечно производит корона Св. Вацлава, которая была сделана для Карла IV из чистейшего золота и драгоценных камней. Весит корона почти2,5 кги украшена 1 рубином, 19 сапфирами, 20 жемчужинами, 30 изумрудами и 44 шпинелями.

Доехать к собору Св. Вита можно на трамваях № 22 и 23 от станции метро Малостранска (Malostranska).

Удачного путешествия!

Монастырь св. Горазда в Хрубе Врбке

Страница монастыря в честь св. новомученика Горазда, возродителя Православия в чешских землях. Житие и дело св. Горазда. Местоположение монастыря, карта. Связь.

Православная Церковь в Словакии

Официальная страница (на словацком языке). Административное устройство, новости, информация, история Церкви, епархии, каталог приходов, пресса, Молодежный раздел, церковная периодика, документы, Православная академия в Словакии, благотворительная деятельность, контактная информация.

Православная Церковь в Чешских землях. Официальный сайт

Официальный сайт Православной церкви в Чешских землях (епархиальный совет пражской епархии). Новости, административное устройство, календарь, история Церкви, молодежная страница, богослужения в кафедральном соборе свв. Кирилла и Мефодия, адреса православных храмов, монастырей и церковно-общественных организаций.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище, Прага

Русские храмы. Успение Пресвятой Богородицы. Православие, поместные церкви. Успенский храм в Праге. Ольшаны. Религиозное образование, календарь, крипта, фотоальбом, иммиграция, настоятели. Епископы Сергий и Дорофей, архимандриты Исаакий Сергий (Иванников) и Сильвестр. Молитвы, богослужения, ольшанское кладбище.

Храм св. Вячеслава в Брно

Сайт церковной общины при храме. О Вере в Бога. Православное вероучение. Община. Расписание богослужений. Брненский православный вестник. Фотогалерея. Расположение. Записи песнопений. Краткая презентация прихода на русском языке.

Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве

Сайт храма Святителя Николая в Котельниках. Новости приходской жизни. История храма. Жития св. мц. Людмилы княгини Чешской и ее внука мч. Вячеслава. Акафист. История Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Православные церкви Европы

Православный приход в г. Ческа Липа

Страница содержит контактные данные, расписание богослужений, фотогалерею, деятельность прихода, ссылки.

Храм св. Георгия, Кромпахи

Информация о православной общине в Кромпахах. Деятельность. Структура общины. Цели общины.

Православный приход Словинки, Словакия

Расписание богослужений. Новости. Духовное слово. Статьи. Календарь.

Храм св. Вацлава, Литомерице

Страница чешского православного прихода в г. Литомерице. История храма св. Вацлава (Вячеслава). Предания о св. Вацлаве. Богослужения. События. Объявления. Ссылки.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Градце Кралове

О Православии. О Православии в Чешских землях и Словакии. Расписание богослужений. Пожертвования.

Храм св. Горазда, Оломоуц

Расписание богослужений. О храме. О Православии: основы, документы, богослужение. Молитвы. Библия. Кафедральный бюллетень. Архив. Контакты. Церковный календарь. Православные книги. Церковная музыка в формате Mp3.

Православный приход в г. Попрад

Страница о жизни православного прихода в г. Попрад. Новости, фотогалерея, контакт.

Храм свв. Кирилла и Мефодия, Пршеров

Сайт церковной общины при храме. История, расписание богослужений, адрес.

Храм святых Вячеслава и Людмилы, Йиглава

Расположение. Расписание богослужений. Праздники. Святыни.

Православный приход, Стражске

Устав Православной Церкви, совет общины, деятельность, расписание богослужений, строительство нового храма, фотогалерея, просьба о помощи.

Храм свв. апостолов Петра и Павла, Милирже

Богослужения, акции, фотографии, контакт.

Это поистине уникальный храм, можно сказать, один из самых красивых и ярких в чешской столице.
Были здесь неоднократно, посещаем его с супругой почти в каждый свой приезд в Прагу (свой первый отзыв «Храм в стиле барокко» для «TripAdvisor» об этой достопримечательности написал 16 июня 2016 г.).
В чешской столице не так много храмов в стиле барокко, вернее сказать, их практически нет, но не только это делает церковь Святого Николая особенной.
Прежде всего, у нее интересная история.
Церковь находится на месте одного из самых древних культовых строений Чехии и Праги – здесь раньше был христианский храм, который упоминался в старых летописях, относящихся к XIII веку. Церковь многократно перестраивали, последний раз в 1732 – 1737 гг. по проекту известного чешского архитектора Килиана Динценхофера (он не успел завершить реконструкцию, после его смерти строительство осуществил его сын Игнац и зять Ансельмо Лураго).
Именно благодаря этой реконструкции, храм прибрел свой основной вид, и оформление его было выполнено в стиле доминировавшего в XVIII веке барокко. Это было вполне под стать соседним дворцам, расположенным тут же, на Малостранской площади (не случайно тогда называвшейся Итальянской площадью). А именно: находящемуся напротив дворцу династии Лихтенштейнов, а также дворцам Смиржицкого, Штернбергскому и Гремлингофскому. «Итальянские корни» можно, например, увидеть в гигантском куполе церкви, которую иногда называют собором Святого Микулаша. Он очень похож на купол собора Святого Петра в Ватикане.
Можно много рассказывать об истории этого монументального памятника архитектуры. Однако хотел бы заострить внимание на «православной составляющей» этой истории.
Начиная с конца XVIII века, собор в полной мере испытал на себе притеснения австро-венгреской монархии, поскольку вердиктом императора Иосифа II он был закрыт, как и многие храмы и монастыри Чехии. Ему пришлось побывать и складом мебели, и зернохранилищем, прежде чем в 1870 г. собор был выкуплен православными пражанами.
В тот исторический период был своеобразный «бум» православия в тогдашней Чехии, поскольку ее патриотически настроенные граждане считали, что именно православная Россия является главной силой, благодаря которой славянские народы, находившиеся под гнетом Австро-Венгрии, могут обрести свободу. Многие чехи тогда принимали православие.
Показательно, что Россия приняла самое прямое участие в оформлении храма. Так, Священный Синод отправил в собор различную церковную утварь, ризницу и книги. Московская городская дума подарила собору колокола. Средства на реставрацию и украшение храма собирали в России в частном порядке по подписке. Царь Александра II преподнес свой личный дар – уникальную люстру в виде императорской короны.
16 августа 1874 г. собор был освящен как православный храм, каким он был в последующие десятилетия вплоть до начала Первой Мировой войны. Тогда его закрыли австрийские власти, которые не могли допустить, чтобы в центре Праги молились о победе русского оружия. Решением из Вены православный собор превратили в католический гарнизонный костел, колокола конфисковали и переплавили, богатейшее убранство храма и церковную утварь свалили в подсобках.
Богослужения в церкви святого Николая были возобновлены только в 1919 г., после обретения Чехословакией независимости. Здание собора решением правительства было отдано Чехословацкой гуситской церкви, посколько она была официально признана в качестве национальной христианской церкви. Православные и гуситы молились здесь поочередно. По этой причине иконостас сделали складным и меняли перед службами.
Советский период после окончания Второй Мировой войны ознаменовался новыми гонениями на церковь, поэтому православные молебны в соборе Святого Микулаша вновь были запрещены.
Изменения произошли после 1997 г., когда, оставив храм по-прежнему в юрисдикции Чехословацкой гуситской церкви, власти страны, тем не менее, не воспрепятствовали решению иерархов этой церкви разрешить православным отмечать в костеле Святого Николая (так он стал официально называться) некоторые православные праздники. Так, православные на Пасху и Рождество совершают крестный ход вокруг храма и проводят в нем праздничные молебны.
Конечно, в определенной мере, есть какая-то ирония в том, что именно этот собор находится во владении Чехословацкой гуситской церкви. Ведь именно гуситы как реформаторы католицизма прошли этап своего становления как религиозно-политической силы на фоне самой острой критики в адрес Ватикана и национальной католической церкви за их приверженность роскоши и стяжательству. И всегда гуситы проповедывали простоту и умеренность на грани аскетизма.
В то же время другого эпитета, как роскошный, вряд ли можно найти применительно к внутреннему интерьеру собора Святого Николая. От яркости и блеска золота можно просто зажмуривать глаза!
Тем не менее, хотя эта красота где-то на грани вызова, внутри по-настоящему красиво. Здесь нет всемирно известных скульптур и картин-икон, входящих в мировую сокровищницу искусства. Все здесь, если можно так сказать, шедевры национального уровня. Однако такое деление, наверное, больше для искушенных знатоков исккусства. Каждый зашедший сюда посетитель видит, прежде всего, великолепные полотна работы старых мастеров, пусть не Возрождения, но очень похожие на работы того периода. То же можно сказать и прекрасных мраморных скульптурах – это не Древний Рим и не Древняя Греция, однако они очень напоминают работы, вышедшие из-под резца Микельанджело, Давида и Донателло.
А как прекрасно оформлены амвоны, колоны престолов! Любуешься дивной работой, мастерским использованием различных пород камня, преимущественно мрамора, и игрой цветовой палитры их подбора.
Какие бесподобные фрески на потолочной части купола!
Наконец, вершина всего – это уникальный алтарь с покрытой сусальным золотом скульптурой Святителя Николая над ним. Это настоящий шедевр, композиция достойная мастеров Возрождения!
Уже только ради всего этого великолепия стоит посетить этот уникальный храм, фактически музей.
Храм открыт для туристов ежедневно с 09.00 до 17.00 (по вторникам – до 18.00, однако вход уже прекращается в 17.45.). Богослужение проводится по воскресеньям с 20.30.
Вход платный – билет стоит 70 чешских крон для взрослых. Для детей до 10 лет бесплатно (в возрасте от 10 до 26 лет платят по 50 крон за вход).
В церкви Святого Николая отличная акустика, поэтому здесь проходят концерты классической и органной музыки, включая вечера православной музыки. Объявления о конкретных концертах и исполнителях можно увидеть при входе в собор. Там же продают билеты (цена от 450 до 600 крон, в зависимости от концерта).
Фотографирование разрешается но, без использования вспышки (служащие в целом не строго относятся к тому, когда съемка ведется со вспышкой, но лучше этим требованием не принебрегать, хотя освещенность в церкви недостаточная). Трудность также представляет то, что доступ к алтарям в боковых нефах храма закрыт. Фотосъемка возможна только сбоку, что не всегда удобно, особенно для получения качественного снимка и под желаемым ракурсом.
Очень рекомендую посетить собор Святого Николая – это реальное великолепие на фоне преимущественного аскетизма большинства костелов чешской столицы.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *