Как в любом российском городе, возникшем до 1917 года, в Барнауле было достаточно большое количество культовых зданий, принадлежащих различным конфессиям. К началу XX века в городе насчитывалось более 40 храмов, часовен и монастырей, однако большинство из них было разрушено или перестроено в годы советской власти. После 1991 года в России началось возрождение религиозных течений, что вылилось в строительство новых храмов, мечетей, синагог и т.п. Барнаул не стал исключением. Под катом небольшой обзор разрушенных, сохранившихся и новых культовых зданий города. Пост получился достаточно не полным, так как многое я вообще не успел посмотреть, поэтому в течение следующего года можно ожидать создания еще одной-двух частей, посвященных этой теме.
Начать хотелось бы с шикарной панорамы, обнаруженной у sergey_sherbin. Во-первых, она хорошо передает, как выглядел Барнаул в конце XIX — начале ХХ веков. Во-вторых на этой панораме видны городские доминанты — колокольни соборов, ныне утраченных. Слева направо хорошо различимы Петропавловский собор (снесен), Одигитриевская церковь (снесена) и Знаменская церковь, значительным образом порушенная и в настоящее время восстанавливаемая. Если же хорошо вглядываться в городскую панораму, то можно разглядеть и Лютеранскую церковь (снесена).
Изображение кликабельно (2597 х 464 пикселей)
Ссылка на оригинальный пост — Панорама старинного Барнаула
Петропавловский собор был построен в 1771-1774 годах на Соборной площади (площадь Свободы) вместо деревянной церкви. Собор возводился на средства Барнаульского сереброплавильного завода. Автором проекта стал московский архитектор Д. П. Макулов. Первоначально собор был выстроен в стилистике барокко, однако уже в середине XIX века во время ремонта здания была утрачена характерная пластика фасадов.
Изображение с официального сайта города Барнаула
22-метровая колокольня Петропавловского собора была хорошо видна, замыкая перспективу некоторых улиц.
Изображение с сайта Ю. Макаля
В 1935 году собор был полностью разрушен. В настоящее время на его месте располагается сквер с установленным недавно памятником жертвам политических репрессий.
В 1759 году в начале Московского переулка (Проспект Ленина) была выстроена деревянная церковь, а в 1795 году на ее месте на средства купца И. Пуртова была заложена новая каменная — Одигитриевская церковь. Ее строительство завершилось только в 1815 году.
Изображение с сайта Библиотеки Конгресса США
Церковь также называли «купеческой» — она располагалась рядом с Торговой площадью, церковными старостами в ней были представители купеческой семьи Суховых, да и заложена она была, как написано выше, на средства купца. В 1935 году Одигитриевскую церковь постигла участь Петропавловского собора — она была снесена. Правда, от ее усадьбы сохранились сквер и церковное гостиничное здание.
Изображение с официального сайта города Барнаула
В 1857 году при Нагорном кладбище в Барнауле была построена церковь Иоанна Крестителя. В 1930-х годах она была разрушена. В настоящее время сохранился только фундамент в Нагорном парке, расположенный в нескольких метрах от могилы Ядринцева.

Изображение с сайта Ю. Макаля
В 1894 году в Нагорной части Барнаула появился Богородице-Казанский женский монастырь, основанный Евдокией Судовской. Первых пять насельниц Судовская привезла из Троицкого женского монастыря Пензенской губернии. В 1903 году на территории монастыря был построен крупнейший в городе Казанский собор.
Изображение с сайта Ю. Макаля
В 1920-е годы монастырь был превращен в тюрьму и остается в таком статусе до сих пор. От монастырских построек сохранились храмовый придел, келейный корпус, школа, причтовый дом и крепостная стена.
Церкви Дмитрия Ростовского повезло больше. Построенная в 1831 году как домовая церковь при заводской богадельне, она была частично разрушена и перестроена в ХХ веке. Последнее время проводились реставрационные работы и 11 ноября 2011 года было объявлено о полном восстановлении церкви.
До революции в ограде церкви была устроена часовня.
Изображение с сайта russian-church.ru
В середине XIX века в городе строится каменная Знаменская церковь, получившая название по одному из ее пределов.
Церковь была выстроена на частные пожертвования под руководством архитектора И. Злобина. В 1859 году состоялось ее освящение.
В 1938 году храм был закрыт, снесены купол и колокольня. В советские годы в здании разместилось Барнаульское архивное бюро, позже — Государственный архив Алтайского края. В мае 1991 года Знаменская церковь была возвращена верующим. В настоящее время ведется ее восстановление.
В 1994 году при храме образован женский монастырь.
В 1898 году в беднейшей слободе на окраине Барнаула на частные пожертвования началось строительство Покровского собора. 29 сентября 1904 года собор был освящен.
Собор был построен из красного кирпича в псевдорусском стиле.
В 1939 году он был закрыт и превращен в склад. При этом была снесена колокольня, восстановленная только в 1993 году.
В 1943 году храм был вновь открыт и стал практически единственным действующим в городе.
В настоящее время он является кафедральным собором.
Это, пожалуй, самый крупный храм в Барнауле, уцелевший в советское время.
В 1906 году по типовому проекту под наблюдением архитектора И. Ф. Носовича на границе города была построена Никольская церковь. Она находилась рядом с казармами Барнаульского полка и носила стутус «полковой». В 1930-е годы храм был закрыт, купол снят, а колокольня разрушена. Никольская церковь, возвращенная общине только в 1991 году, к 2007 году была практически полностью восстановлена.
Фотография 2009 года
А Крестовоздвиженская церковь (1908 г.), находящаяся в Изумрудном парке, до сих пор остается планетарием, хотя периодически возникают разговоры о передачи здания Русской Православной церкви. Для осуществления планов необходимо построить новый планетарий.
Церковь Святого Преподобного Серафима Саровского — это уже пример современной культовой архитектуры. Церковь построена на территории железнодорожного вокзала в 2003 году.
Барнаульская Епархия Русской Православной церкви, к которой относятся все сохранившиеся вышеперечисленные храмы, расположена на углу ул. Пролетарской и пер. Ядринцева.
За счет своей ограды, на углу которой расположена башня, Епархия по виду напоминает монастырь.
Изображение кликабельно (1478 х 768 пикселей)
Здесь же, в переулке Ядринцева находится церковь Иверской иконы Божией Матери.
Немного о часовнях… В память спасения от покушения на императора Александра II во время его пребывания в Париже в Барнауле на Московском проспекте (Ленина) в 1868 году была заложена часовня Александра Невского. Ее строительство завершилось в 1872 году.
Изображение с сайта Ю. Макаля
Любопытно, что крыша часовни была выкрашена в шахматном порядке.
Изображение с сайта Ю. Макаля
В 1950-е годы часовня была снесена. В 2002 году начались проектные работы по ее воссозданию. Проект реконструкции был разработан в мастерской А. Деринга, а в 2006 году часовня была открыта. Правда, если сравнить старые и новые фотографии, хорошо видно что восстановленное здание не является точной копией разрушенного.
В 2004 году в самом начале проспекта Ленина была открыта часовня Святого равноапостольного князя Владимира, построенная по проекту А. Деринга.
Фотография 2009 года
Однако наиболее интересной по архитектуре постройкой такого типа, на мой взгляд, является часовня Святой мученицы Татьяны, расположенная в сквере Алтайского государственного технического университета. Это единственная студенческая часовня в ведении Барнаульской епархии. Она построена в 2003-2004 годах.
Фотография 2009 года
Помимо Русской Православной церкви в Барнауле есть две Старообрядческие. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы расположена в частном секторе и занимает перестроенный частный дом. Она относится к Белокриницкой иерархии.
До революции у старообрядцев Белокриницкой иерархии была Крестовоздвиженская церковь (не сохранилась), расположенная в старой части города за рекой Барнаулкой под Горой. Храм был заложен в 1909 году и в основном закончен к 1911 году. К сожалению, в интернете нет старых фотографий хорошего качества, позволяющих составить представление об утраченном храме.
Изображение с официального сайта города Барнаула
Изображение из статьи Л. С. Дементьевой «Строительство храма во имя Воздвижения Креста Господня в Барнауле» (опубликована в журнале «Архитектура и строительство Сибири», №4(6) от 28 мая 2002 года).
В настоящее время старообрядческая община строит новый храм, достаточно большой и интересный по архитектуре.

Фотография surovmag’а на Яндекс.Фотках
Есть в Барнауле и община старообрядцев-беспоповцев поморского согласия, чей старый храм был закрыт в 1930-х годах и позже разрушен.
Изображение с сайта архитектора А. Деринга
В настоящее время поморская церковь Казанской Божией Матери располагается на ул. Чехова в перестроенном дореволюционном торгово-жилом здании.
Если говорить о других течениях в христианстве, то стоит упомянуть, что до революции на Московском проспекте находилась Лютеранская церковь. Она была построена в 1861 году и разрушена в 1970-х.
Изображение с сайта Ю. Макаля
На том же Московском проспекте на окраине города существовал и Католический костел (1910 г.).
Изображение с сайта Ю. Макаля

Перестроенный при Советах в аптеку, он практически не узнаваем, однако существует вероятность его восстановления.
Фотография 2009 года
Если забраться на переход над железнодорожными путями, то за границами исторической части Барнаула можно увидеть Соборную мечеть, построенную в конце 1990-х годов.
На этом, пожалуй, в обзоре культовых зданий Барнаула стоит поставить многоточие, так как надеюсь в следующие поездки в этот город сформировать один (или больше) пост, посвященный этой теме.
Демидовская площадь и улица Ползунова
Нагорная часть города
Социалистический проспект
Площадь Победы
Проспект Ленина. Часть 1
Проспект Ленина. Часть 2
Изумрудный парк и окрестности
Старый город. Часть 1
Старый город. Часть 2
Современная архитектура

Никольская церковь в Барнауле. Вид с юго-запада после реставрации, 2 января 2009 года Фотография О. Нестерова с сайта temples.ru

Барнаульский храм во имя святителя Николая Чудотворца (Барнаульская епархия)

К началу XX века гарнизон в городе Барнауле составляли 1-я, 2-я и 3-я батареи Сибирского резервного горного артиллерийского дивизиона. Здесь же находились Управление Барнаульского уездного воинского начальника, местной команды и военного лазарета. Для их духовного окормления 17 апреля 1904 года на углу Московского пр. (ныне пр. Ленина) и Второй Алтайской улицы была заложена каменная церковь, выстроенная в течении двух лет по типовому проекту военных храмов под наблюдением барнаульского архитектора И.Ф. Носовича (которому в ряде публикаций ошибочно приписывается авторство этого храма в целом), и торжественно освящена 9 февраля 1906 года.

В 1930-е годы храм был закрыт и вскоре обезглавлен, настенные росписи были уничтожены. Спустя некоторое время в храме был устроен клуб близлежащей воинской части, а позднее — клуб Барнаульского высшего военного лётного училища.

В 1992 году здание было возвращено Церкви, и в нём возобновились богослужения. В мае 1993 года Никольская церковь была освящена малым чином.

К 2006 году была вновь воссоздана колокольня, 3 июня того же года храм был увенчан куполом.

21 мая 2007 года на купол и колокольню были торжественно подняты новые золочёные кресты.

К 2009 году внутри церкви был установлен новый двухъярусный золочёный иконостас, воссозданный по старым фотографиям, иконы в котором написаны палехскими иконописцами. Роспись же внутри храма выполнена известным барнаульским художником В. Коньковым.

13 октября 2013 года состоялось освящение престола, открытие после реставрации алтаря и нового амвона храма. Чин освящения совершил епископ Барнаульский Сергий (Иванников) в сослужении епископа Рубцовского Романа (Корнева) и клириков Барнаульской епархии.

Статистика

  • 1906 — 864 прихожанина

Настоятели

  • Владимир Златомрежев (7 мая 1906 — 1930-е ?)
  • 1930-е — 1992 — храм закрыт

    • Олег Голубитских (упом. 2013 )

Использованные материалы

  • Страница храма на официальном епархиальном сайте
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»
  • Страница сайта «Русские храмы»

«В Никольском храме освятили престол, открыли алтарь и новый амвон», новостное сообщение на официальном сайте Барнаульской епархии, 14.10.2013 —

РГИА. Ф.806. Оп.8. Д.685. Лл. 1-6об. Клировая ведомость церкви за 1906 год.

Покровский собор, без всякого сомнения, хорошо знаком всем барнаульцам и большинству жителей края. Многие хоть однажды в своей жизни побывали под его святыми сводами: крестили своих детей, отпевали умерших родственников, приобретали свечи и иконы, молились о здравии своих родных и близких.

Особенно много людей посещало собор в 50-е — 80-е годы ушедшего века, когда на весь Алтайский край было всего три-четыре православных храма. В то время собор Покрова Пресвятой Богородицы окормлял значительные территории. Именно Покровский собор был тем краеугольным камнем, несокрушимой скалой, о которую разбивались мутные волны атеистического мракобесия. Да и в наши дни, когда православные храмы открыты почти во всех районных центрах, многие сельские жители, приезжая в Барнаул по своим делам, по старой памяти в первую очередь посещают кафедральный собор, отдавая ему предпочтение перед другими храмами.

В 2004 году Покровский собор отметил свой 100-летний юбилей. Но история появления первой Покровской церкви уходит в более отдаленные времена — в середину XIX века. Именно в это время на Алтай начинают переселяться многие жители европейских губерний России, страдавшие от малоземелья. Часть переселенцев оседала в Барнауле. Как правило, селились люди за Конюшенным переулком (сегодня — Красноармейский проспект), на западной окраине города, впоследствии названной Зайчанской слободой или просто Заячьей. Слобода быстро росла в сторону речки Пивоварки, а ближайший храм — святого Димитрия Ростовского — находился в центре города, на Демидовской площади, то есть на значительном расстоянии от Заячьей. В это время было принято решение о строительстве нового кирпичного Знаменского храма, а старую деревянную церковь во имя святых праведных Захария и Елизаветы было решено демонтировать и по ее плану построить церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского в Заячьей слободе. Благословение на это благое дело дал Томский епископ Парфений 20 ноября 1859 года.

Спустя самое короткое время — а оно было необходимо для подвоза строительных материалов и некоторых организационных работ — в 1860 году приступили к строительству. При возведении нового храма стали использовать и хорошо сохранившиеся бревна разобранной к тому времени Знаменской церкви. Жители Зайчанской слободы считали за честь для себя принять участие в этом святом деле, поэтому Покровская церковь была построена в достаточно сжатые сроки: 4 августа 1863 года состоялось освящение храма.

Покровская церковь находилась в беднейшей части Барнаула. Ее прихожанами были крестьяне, мещане, ремесленники и прочий мастеровой люд. Поэтому, учитывая невозможность содержания храма на их скудные пожертвования, Томская консистория — а Алтайский горный округ Кабинета Двора Его Императорского Величества входил тогда в состав Томской епархии — приписала Покровскую церковь к собору Петра и Павла, который и должен был помогать Заячьей слободе содержать свой храм в благолепии. Это правило неукоснительно соблюдалось в течение всей второй половины девятнадцатого века и даже в начале двадцатого.

Однако территория Заячьей слободы стремительно увеличивалась, и уже к началу восьмидесятых годов XIX века Покровская церковь не могла вместить в своих стенах всех верующих. По своей инициативе прихожане стали собирать деньги на строительство нового, более вместительного храма. Собирали всем миром, но, несмотря на пожертвования барнаульского купечества, довольно долго: необходимая для строительства сумма была собрана только к 1898 году. 9 августа этого же года был заложен первый камень в фундамент будущего храма. В 1903 году строительство церкви было завершено, а освящение состоялось 29 сентября 1904 года.

Как уже говорилось выше, Покровская церковь находилась в беднейшей части города и ее прихожане не имели возможности оплачивать учебу своих детей. Заботу об этом взял на себя настоятель храма протоиерей Иоанн Смирнов. По его инициативе первые церковно-приходские школы для мальчиков и отдельно для девочек были открыты при Покровской церкви еще в начале девяностых годов XIX века. Но их было явно недостаточно, и вскоре после завершения строительства каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Иоанн Смирнов заказывает известному барнаульскому архитектору Ивану Носовичу проект новой, кирпичной церковно-приходской школы. Вскоре и это здание было построено. Находилось оно на углу Павловской (Анатолия) улицы и Третьего Прудского (Ядринцева) переулка. Это была самая большая церковно-приходская школа Барнаула. Нужно отметить, что это здание всегда использовалось по своему прямому назначению — после Октябрьского переворота в нем разместилась школа № 13. Отрадно отметить тот факт, что современное руководство школы не забыло свои исторические корни и отсчет времени в своем учебном заведении ведет с 1892 года — года создания первой церковно-приходской школы при Покровской церкви. Свой 110-летний юбилей школа номер 13 отметила в 2002 году.

В годы революционного безвременья и богоборческого режима Покровская церковь в полной мере пережила те испытания, которые выпали на долю русского православного народа: безбожники обстреливали ее в дни страстной седмицы 1918 года, грабили в начале двадцатых годов. 10 апреля 1939 года церковь была закрыта.

Покровский храм промыслом Божиим прекратил богослужения одним из последних на Алтае и не был разрушен как большинство храмов Барнаула. Многие его священники и прихожане были арестованы, расстреляны, отправлены в тюрьмы и лагеря. Но в лихую военную годину храм был вновь открыт — в январе 1944 года началось его восстановление.

Храмы в нерабочую неделю в Барнауле с 28 марта по 5 апреля 2020 года будут открыты для прихожан, службы не отменяются. Об этом сообщили в Алтайской Митрополии. Но особым циркулярным распоряжением священникам вменили новые правила.

Новость по теме В Барнауле трамваи дезинфицируют, чтобы не распространять коронавирус «Так, при причащении людей будет одноразовая посуда, дезинфекция лжицы (ложечки для причастия), отменяется целование чаши и руки священника», — рассказал иерей Андрей Ушаков.

В документе, по словам батюшки, большое значение придается неукоснительному следованию санитарно-гигиеническим нормам, в том числе в отношении сохранения чистоты богослужебных сосудов, уборки и проветривания помещений, дезинфекции рук, измерению температуры клириков и т.д.

«Вообще в документе более 20 пунктов, — комментирует председатель информационного отдела Барнаульской Епархии Дмитрий Никитин. — В особом циркулярном распоряжении говорится: по вопросам эпидемиологической безопасности взаимодействовать с государственными структурами. Пока вопрос об ограничении доступа в храмы на Алтае не стоит, слава Богу. Но не исключена и другая ситуация».

Кроме того, в Епархии отменены массовые мероприятия, к примеру, крестные ходы и все массовые не богослужебные мероприятия.

Новость по теме Медики объяснили, почему на Алтае нет коронавируса «Таинства церкви будут беспрепятственно преподаваться и больным, и здоровым людям с соблюдением профилактических мер», — подчеркнули в Алтайской Епархии. При этом болящие могут при необходимости вызвать батюшку на дом.

«Столь масштабное событие как пандемия коронавируса, невозможно без участия Бога. Очевидно, что совпавшая по времени с периодом Великого поста «новая чума» служит предупреждением всему человечеству, — цитируют на сайте Митрополии мнение православных врачей Алтая. — Наш мир сегодня называют пострелигиозным, потому как вера Бога значительно уступила место человекоцентричности. Похоже, Господь напомнил людям, что они забыли о по-настоящему важном – заботе о душе. Ведь если человек не будет заниматься духовным развитием и стремлением к Богу, он не сможет нас спасти. Мы свободны в том, как проводить свои земные дни. И только испытания заставляют нас вспоминать о Боге и друг о друге».

По словам Дмитрия Никитина, сегодня по Епархиям разосланы также особые молитвенные прошения во время эпидемии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *