Греция, как одно из древнейших государств в мире, видела на своей территории множество культур и верований, и, что более удивительно, сумела сохранить отголоски каждого из них. Высокая концентрация культурных памятников, связанных с религиозными верованиями, сосредоточена в столице страны. Именно поэтому популярные храмы в Афинах представляют собой отдельное направление для туристических исследований.

Храм святого Пантелеймона

Самое масштабное сооружение, построенное в честь этого святого, расположено в сердце города. Здание было заложено в середине сентября 1912 года королем Никосом Георгиосом, поэтому хорошо сохранилось. Из-за неурядиц, постоянно возникающих в Греции, на строительство понадобилось 20 лет. Освящение прошло только в июне 1930 года.

Сегодня это действующий собор, который можно посетить, как и любую другую открытую церковь в Афинах. Нельзя забывать о правилах нахождения в святыни – каждый посетитель имеет право присесть на скамью или одно из кресел, но кроме этого трогать разрешается только свечи.

Парфенон

Величайшее сооружение, возраст которого достигает 2500 лет. Собор выстроен в честь девы-Афины и считается одной из самых гармоничных построек, сохранившихся от древнего города, как по расположению, так и по архитектуре.

История

Необходимость возведения Парфенона обусловлена тем, что захватчики разрушили предыдущую постройку в честь хранительницы города. Как только в государственной казне появилось достаточно денег, Перикл начал строительство одного из величайших храмов в 447 году до н.э.

Грандиозная конструкция возвышается на холме Акрополя, в высочайшей точке. Авторство Парфенона и его оформления принадлежит таким великим людям как Калликрат, Иктин и Фидий – эти имена прошли сквозь время и заняли особую нишу в рамках их профессий. Контролировал строительство сам Перикл, поэтому не стоит удивляться, что Парфенон смог частично пережить многочисленные войны и бесконечную смену правителей.

Освящение собора состоялось в 438 году, и было привязано к традиционным Панафинейским играм, однако завершающие штрихи накладывали еще 6 лет.

Архитектура

Парфенон представляет собой периптер — прямоугольное сооружение, обрамленное со всех сторон колоннами. Длина и ширина его составили 69,512 и 30,88 м соответственно. По периметру располагалось 50 колонн. Стоит отметить, что стандартные 6 оснований торцевых сторон в Парфеноне заменены на 8, чтобы максимально расширить внутреннее пространство согласно возможностям строителей.

Святыня выстроена из мрамора, добываемого на горе Пентелкон. В момент освящения он был белым, но свойства материала таковы, что он со временем желтеет. По этой причине руины сегодня окрашены в золотистый цвет.

Внутреннее убранство разделялось на несколько частей. В центральной располагалось одно из величайших творений Фидия – статуя Афины Парфенос. Восточный квадрат предназначался для посетителей, а в западном разместился архив. Чуть позже сюда же была перенесена казна.

Уникальность архитектурного решения

Не секрет, что человеческий глаз воспринимает информацию в искаженном виде. Если смотреть на храм из любой точки Акрополя, будет казаться, что все линии идеально ровные, но на самом деле это не так. Чтобы придать постройке легкость и гармоничность, Иктин использовал сразу несколько «хитростей»:

  • Колонны с утолщением посередине;
  • Небольшой наклон всей колоннады в направлении к центру здания;
  • Колонны в углах толще всех остальных;
  • Пролеты между колоннами увеличиваются в направление к середине стены.

Кроме этого сооружение расположено не по центру вершины холма, а в юго-восточном углу, поэтому все его великолепие открывается прихожанам постепенно.

Скульптуры

Во времена расцвета Парфенон представлял не только религиозное, но и культурное достояние. Сложно представить, сколько скульпторов трудилось над созданием идеально гармоничных метолов и барельефов. Всем процессом руководил Фидий. Он разделил скульптуры по тематическому признаку, а каждая из них отражала моменты из сюжетов истории, мифов и легенд Эллады.

Ключевое место заняла статуя Афины, построенная Фидием. К сожалению, она не сохранилась в целости, по подробному описанию и уменьшенным копиям, современным скульпторам удалось создать реконструкцию, приближенную к оригиналу. Сегодня она хранится в национальном музее Афин.

Разрушение Парфенона

Разрушение религиозного памятника началось к 298 году до н.э., вместе со стартом череды завоеваний Аттики различными народностями. Золотые части скульптур снимали, святыню освящали заново, но уже другим именем, на ее территории выстраивалась колокольня в честь Богоматери, здесь же чуть позже была возведена мечеть, а в 1687 году турки и вовсе решили использовать здание в качестве порохового склада. В результате такого чудовищного вандализма часть постройки пострадала от взрыва и нескольких пожаров.

Начало 20 века стало величайшим позором местных жителей, которые по частям растаскивали Парфенон на свои нужды. Лишь с обретением Греции независимости Парфенон вошел в список архитектурных сооружений, относящихся к историческому наследию. Восстановительные работы здесь ведутся постоянно, однако многие данные утрачены, поэтому былое величие храму уже не вернуть.

Церковь святого Элефретия

Во время посещения Кафедрального собора в самом центре Афин, можно прогуляться по близлежащим улочкам и обнаружить небольшую древнюю церковь – это храм святого Элефретия, построенный в 12 веке.

Здание возведено в византийскую эпоху и является олицетворением архитектурного направления того времени. В основании – крестообразная форма, дополненная куполом. Интерес представляет материал строительства – это остатки различных памятников. Таким образом, сами стены церкви святого Элефретия являются частью культурного наследия Греции.

В исторических источниках святыня встречается и под другими названиями. «Малая митрополия», выстроенная в честь Богородицы – исконное наименование, которое сохранялось за ней нескольких веков. Затем на территории здания организовали библиотеку, утраченную в результате восстания 1821 года. И на рубеже 19-20 веков сооружение получило название, с которым существует до сих пор.

Храм Гефеста

Классический пример античной архитектуры, известный тем, что относительно хорошо сохранился до нашего времени. Посвящена постройка Гефесту, богу огня, сыну Зевса и Геры. Согласно мифам, в момент ссоры родителей, Гефест упал с небес и повредил ногу и не смог исцелиться, поэтому остался хромым. С того момента сын богов поселился на земле и стал покровительствовать кузнецам, при этом сам изготавливал оружие и доспехи для известных героев.

Один из соборов, построенных в период правления Перикла, часто упоминается в летописях. Начало строительства было обозначено 450 годом до н.э., однако параллельно велось возведение Парфенона, поэтому рабочих перенаправляли на строительные работы основного религиозного памятника города. По этой причине возведение святилища Гефеста растянулось на 35 лет.

В документах, описывающих здание, неоднократно упоминается, что вокруг архитектурного сооружения был раскинут прекрасный сад, где над своими книгами нередко трудились величайшие ученые и философы.

Разрушение началось в VII веке, когда на смену грекам пришли христианские священники и освятили здание церковью святого Георгия. Но господство православных священнослужителей было недолгим, и вскоре к постройке вернулось историческое название.

Поскольку здание не являлось наиболее значимым для коренных жителей, оно не представляло особого интереса для захватчиков. Это единственная причина, по которой собор сумел выстоять сквозь тысячелетия в столь великолепном виде. Хотя за святыней никто не ухаживал, она не подвергалась вандализму.

Храм представляет собой классический периптер, но с гораздо меньшими параметрами снования, чем у Парфенона. Его длина и ширина составляют соответственно 31,7 и 13,7 м. Хорошо сохранились величественные колонны и некоторые метолы, а также само здание.

Если верить описаниям, когда-то убранство святилища составляли скульптуры Афины Паллады и Гефеста, отлитые из бронзы, а на стенах красовались разнообразные фрески и искусная мозаика – но ничего из этого не сохранилось.

Интересна альтернативная теория. Некоторые ученые склоняются к мнению, что сооружение было выстроено в честь Тесея, победившего Минотавра, поэтому на многочисленных фресках был представлены моменты из его жизни. Существует предположение, что святыня расположилась на гробнице самого древнего героя. И хотя доказательств этой теории нет, из летописей известно, что раньше на том же самом месте располагалось место, часто посещаемое людьми, но кому оно было посвящено, остается загадкой.

Эрехтейон

Непрерывная череда строительства храмов в период «золотого века» Древней Греции завершилась на возведении Эрехтейона. Здание расположилось неподалеку от Парфенона и выделяется своей особой архитектурой, не стандартной для соборов того времени.

Согласно мифам, постройка была воздвигнута в честь царя Эрехтея, а славу приобрела благодаря спору, который проходил в его стенах — между Афиной и Посейдоном за право покровительства над городом. Эрехтейон был построен и освящен в 406 года до н.э. – всего за полтора года до падения Греции и взятия ее спартанцами. Именно сюда перенесли главные артефакты древнего государства, такие как ксоан Афины, статуя Гермеса, никогда не угасающий светильник. Здесь же растет легендарная олива, которую подарила Афина городу.

Поскольку строение посвящалось сразу трем исторически важным личностям – Эрехтею, Афине и Посейдону, оно было выполнено по уникальному архитектурному проекту. Восточная часть посвящена Афине – именно здесь располагались самые ценные реликвии.

Западную сторону поделили между собой Посейдон и Эрехтей. здесь же расположились алтари других известных богов и правителей-мужчин, таких как Гефест и Бут. Южная сторона представлена портиком Пандосы. Женщина увековечена в нескольких тождественных друг другу колоннах.

Современная история

Красота, необычность и небольшой размер храма сделали его любимым местом для захватчиков. Многочисленные перестройки помогли святыне выдержать несколько тысяч лет. В разные времена здесь размещалась христианская церковь, резиденция герцога Афинского, гарем турецкого паши. Непоправимый ущерб строению нанесли венецианцы артиллерийской бомбардировкой 1687 года, а идея разграбления его принадлежит английскому послу, который в начале 20 века вывез в Англию скульптуры и другие произведения искусства.

После обретения Грецией независимости ведется активное восстановление святилища, хотя малое количество сведений не могут являться основой для исторически достоверной реставрации.

Храм святой Троицы

Один из действующих храмов Греции берет свое начало в римских банях, которые были разрушены временем. Именно на их фундаменте решено было воздвигнуть церковь. Идея осуществилась во времена правления христиан – здание посвятили святой Троице. В начале XIII века здесь был женский монастырь, который затем превратился в мужской.

После нескольких перестроек строение выкупила Российская Империя в 1847 году. Длительная реставрация смогла возродить святое место, и теперь оно более известно в народе как Русская посольская церковь.

Храм Ники Бескрылой

На территории Акрополя раскидано множество религиозных сооружений различной исторической значимости. Один из них – храм Ники Аптерос.

Изначально здание носило имя Афины Победительницы, но во II веке нашей эры Павсаний посетил Афины и этот собор. Он ошибочно принял статую покровительницы города за изображение Ники и указал последнюю в своем труде. Его немного удивило отсутствие крыльев, но Павсаний сам объяснил это тем, что афиняне лишили Нику крыльев, чтобы победа всегда сопутствовала Афинам.

Ошибка так и не была исправлена со временем, поэтому название сохранилось до сих пор. А то, что древнегреческий писатель действительно ошибался, доказано изображениями Ники с крыльями, так же обнаруженные на стенах культурного памятника.

Здание расположилось за периметром храмового ряда Акрополя, поэтому логично предположить, что оно относится к более ранним постройкам. Это доказывают исследования, подтвердившие, что сохранившееся сооружение является перестройкой ранее существовавшей церкви. Доподлинно известно лишь то, что освящение постройки было проведено в 421 г. до н.э.

Здание выполнено в ионическом стиле, но архитектура подредактирована Калликратом, чтобы более соответствовать воинственному духу сооружения. Стены крашены рельефами с моментами сражений, а за всем этим наблюдают сверху Афина и Зевс. Вокруг храмовой площадки установлена балюстрада, на которой имеются многочисленные изображения крылатой Ники, доказывающие ошибочность текущего названия.

Последняя реставрация проводилась в 2000 году. Благодаря масштабным работам на свои места вернулись фрагменты рельефов и полуразрушенные части здания. Это дало современным туристам и местным жителям возможность по достоинству оценить красоту исторического памятника.

Храм Зевса Олимпийского

Несколько колонн в юго-восточной части Акрополя – это руины некогда величайшего святилища Афин – храма Зевса Олимпийского. История его создания охватывает несколько тысячелетий. Согласно легенде, ранее здесь стояло строение, посвященное Девкалиону, но оно разрушилось со временем, поэтому в 520 году до н.э. возникла идея строительства самого масштабного сооружения, которое когда-либо было воздвигнуто в Элладе.

Тирания действующего правителя и последующее его свержение привело к остановке всех работ и даже разбору части сооружения. Возведение святилища было продолжено в период правления Антиоха IV. Проект немного видоизменили, но ему так же не было суждено претвориться в жизнь. Со смертью Антиоха работы вновь были прекращены.

Завершение строительства знаменуется 130 годом н.э. – временем правления императора Адриана. Величественное сооружение имело основание 107х41 м, двойную колоннаду, портики, богатое украшение скульптурами и произведениями искусства.

К сожалению, святилищу не суждено было простоять века. Многочисленные землетрясения, воины и отсутствие реставрации сделали свое дело – как след былого великолепия теперь возвышаются 15 колонн, но представить реальный размах постройки сегодня уже трудно.

Руины храма Зевса Немейского

Чтобы посмотреть на руины другого здания, возведенного в честь Зевса, придется обратиться к юго-западной части Коринфа. Здесь находятся руины известного города Немея. Именно в Немее совершал свои подвиги Геракл, и проводились Олимпийские состязания.

Руины святыни Зевса Немейского – это ряд колонн и небольшие фрагменты стен. Как правило, здесь не много туристов. В путешествие отправляются лишь те исследователи, которых интересует музей археологии, расположенный поблизости.

Тесейон

Еще одно здание со спорным «главным героем». В различных источниках постройка имеет разные названия – Гефестейон и Тесейон, то есть может быть посвящена как Гефесту, так и Тесею. Достоверных данных не сохранилось. Известно лишь, что окончание строительства пришлось на 400 год до н.э. Интересно, что подобно храму Гефеста, Тесейон отлично сохранился до наших дней.

В течение нескольких сотен лет с начала 16 века здание было пристанищем православной церкви. И только с возвращением Греции независимости его преобразовали в музей, коим древнее сооружение и является до сих пор.

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Более известен как Митрополи и представляет собой один из главных современных соборов Афин. Построенный в 1862 году, храм стал местом успокоения двух греческих святых. На обширной площади перед зданием можно увидеть статуи, посвященные архиепископу Дамаскину и святому Константину Драгашу.

Поскольку строение было возведено относительно недавно, не удивительно, что оно хорошо сохранилось. Этому способствуют частые реконструкции, последняя из которых была проведена в 2009 году.

Храм Богородицы Григоруса

Православная церковь расположилась вблизи библиотеки Адриана. Точная дата возведения неизвестна, но момент освящение относится к рубежу 11-12 веков. В 1821 году здание полностью сгорело, но уже 30 лет спустя было реконструировано. Однако существующий облик церкви далек от изначального. Помимо реконструкции начала 19 века, постройка прошла обновление византийцами. Существующий внешний вид храм приобрел в 1922 году.

Известность церкви придает расположенная в ней святыня – это чудотворная икона Богородицы Григоруса, которая была передана сюда в дар в 1945 году.

Храм Бесплотных Сил Небесных

Небольшая византийская церковь была построена в 11 веке недалеко от известного храма Гефеста. Изначально это было место только для проведения богослужений, но в 1925 году было принято решение открыть двери прихожанам, поэтому пришлось достроить приходское помещение. После строительных работ потребовалась реконструкция, проведенная в 1950 году.

Храм является действующим, несмотря на свой древний облик, поэтому при его посещении следует соблюдать все соответствующие правила поведения.

Храм святой Екатерины

Построенная в 11 веке церковь, посвящена великомученице Екатерине. До возведения храма на том же самом фундаменте стояли римские бани, руины которых заботливо сохранены для потомков. В действующей церкви находится сразу несколько святынь, поэтому это популярное место для совершения религиозного паломничества.

Если взглянуть на карту достопримечательностей современных Афин, можно увидеть, что город пестрит различными храмами, церквями и другими сооружениями историко-религиозной значимости. Многие из них имеют богатую историю или являются хранителями реликвий, поэтому важность каждого здания для потомков невозможно переоценить.

Афины — столица греческого государства, которая для всего мира является символом искусства и демократии. Огромный город с 5-миллионным населением представляет собой необычайно гармоничное место встречи древности и современности. Один из самых красивых городов Греции очаровывает гостей особой атмосферой свободы и обилием исторических и культурных ценностей. На отдых в Афинах нужно потратить хотя бы несколько дней, чтобы в полной мере прочувствовать дух города и посетить наиболее значимые достопримечательности.

Акрополь
Первое, что стоит посмотреть в Афинах гостям города — это большой исторический комплекс Акрополь. Известный на весь мир архитектурный памятник заслуженно является предметом гордости жителей столицы. В древнейшие времена на скалистом отроге размещались крупные храмы и скульптуры греческих божеств, а позже Акрополь стал укрепленной царской резиденцией. Наибольший вклад в облик города внесли архитекторы Калликрат и Иктин, спроектировавшие знаменитый Парфенон. Этот гигантский храм, возведенный в честь местной покровительницы Афины-Девственницы, до наших времен дошел в полуразрушенном состоянии, но именно его фасад с величественными колоннами считается самой известной достопримечательностью Греции. Недалеко от центрального сооружения Акрополя расположился красивый и миниатюрный храм Афины-Победительницы ионического стиля с тонкой и богатой отделкой.

Вечерние Афины Акрополь Парфенон
Музей Акрополя
Посещение экспозиции Музея Акрополя, который неоднократно признавался одним из лучших музеев Европы, позволяет составить подробное представление об истории и роли древнего города как важнейшего греческого религиозного центра.
Древняя Агора
Всем кто посещает Афины обязательно стоит посмотреть старинный рынок, расположенный у подножия Акрополя. Раньше он был не только местом торговли, но и политическим и культурным центром города. Здесь находились административные здания, общественные службы, юридические учреждения и храмы. Теперь Агора граничит с торговыми улицами района Монастираки.

Музей Акрополя
Керамикос
Древний город Керамикос располагался в юго-западной части Афин. Сейчас на его месте можно увидеть наиболее знаменитые Дипилонские и Священные ворота. Вокруг них раньше находилось самое древнее и крупное кладбище, которое служило местом захоронения почетных граждан Афин.
Национальный археологический музей
Практически все экскурсии в Афинах включают осмотр одной их самых богатых коллекций произведений искусства древних греков. Однако за одно посещение охватить взором все экспонаты музея довольно сложно. Залы здесь расположены в хронологическом порядке и начинаются с экспозиций Кикладской культуры и Микенского периода до наших дней.
Древняя Агора Древний город Керамикос Национальный археологический музей
Порт Пирей
Знаменитый порт Пирей существует уже более 2500 лет. Как и раньше он встречает суда с торговцами и товаром, христианских паломников и гостей Греции. Также из порта можно отправиться на многочисленные острова. Обязательно стоит выделить время на то, чтобы прогуляться вдоль пристани, насладиться видами моря и впечатляющими размерами Пирей.
Гора Ликавиттос
Самый высокий холм города открывает потрясающие виды на столицу и Акрополь. Особенно романтично они выглядят в ночное время, когда все здания освещены прожекторами. На вершине холма располагается небольшая белокаменная часовня Св. Георгия XIX века и осмотреть ее можно, поднявшись пешком или на фуникулере.
Холм Филопаппу
Любителям панорамных видов стоит посетить еще и эту возвышенность, добраться на которую можно по живописной тропе среди буйной растительности. Такая прогулка покажется Вам очень романтичной и позволит еще разок взглянуть на величественный Парфенон.
Порт Пирей Гора Ликавиттос Вид на Одеон и холм Филопаппу
Плака
Древнейший район современных Афин, расположенный у самого подножья Акрополя. Отличительной особенностью Плаки является своеобразная архитектура, большое количество извилистых улочек, крохотных садов и пешеходных зон. Гостей этого района обязательно очаруют непринужденная атмосфера и легкий, напоенный ароматами воздух, а многочисленные магазинчики позволят запастись сувенирами для друзей и родных.
Рынок Монастираки
Посещая Грецию, обязательно выделите время на колоритную достопримечательность города Афины — блошиный рынок Монастираки. Здесь можно посмотреть и приобрести товары ручной работы, ювелирные украшения и свежие фрукты. Многие приходят сюда, чтобы отыскать какую-нибудь редкую и необычную вещицу.
Плака Рынок Монастираки Здание парламента
Синтагма и здание парламента
Площадь Конституции называют сердцем Афин, ведь именно здесь возмущенные граждане могут выразить свое недовольство властью или политикой. Посреди площади красуется крупный фонтан и копии статуй Неаполитанского музея. Венчает же ее здание Парламента, построенное в XIX веке для короля Греции Оттона. В открытой для посетителей части здания можно осмотреть драгоценные национальные реликвии и замечательные произведения живописи. Перед зданием парламента находится памятник неизвестному солдату. Каждый час возле него происходит смена караула, которая сама по себе представляет колоритное зрелище.
Мыс Сунион и Храм Посейдона
Вечернее путешествие на мыс Сунион — самый романтичный вариант отдыха, который пользуется популярностью не только у туристов, но и у самих греков. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться закатом солнца и осмотреть величественные руины храма Посейдона.
Смена караула перед зданием парламента Мыс Сунион Храм Посейдона, Мыс Сунион
Осмотр основных достопримечательностей столицы Греции можно легко растянуть на несколько дней, но если время пребывания в городе ограничено, стоит воспользоваться услугами гидов. Автобусные экскурсии в Афинах стоят около 30 евро (дети до 5 лет бесплатно) и продолжаются около двух часов.

Источник: Грекомания

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Главный храм Акрополя

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

Колосс Родосский122604.913

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.

Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

Храмы Аполлона1226040

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *