Там, где еще несколько сотен лет назад простирались бескрайние поля, сегодня стоит изящный краснокаменный храм, выполненный в замысловатом в стиле «русское узорочье». Сегодня в районе Останкинской телебашни кипит бурная жизнь российской столицы. Каждый, кому доводится бывать неподалеку, имеет возможность полюбоваться прекрасными куполами церкви в Останкино, увенчанной пятью луковичными главами. По отзывам, данный храм смотрится необыкновенно красиво и замечательно вписывается в окружающий ландшафт.

Святыни:

  • храмовая икона Ветхозаветной Троицы (1654 г.) — в местном ряду иконостаса (празднование — в День Святой Троицы, переходящая дата),
  • Черниговская икона Божией Матери — в местном ряду иконостаса (празднование — 14 сентября);
  • Грузинская икона Божией Матери — в Свирском Приделе (4 сентября);
  • Феодоровская икона Божией Матери — в центральной части храма (29 августа, 27 марта);
  • Собрание частиц мощей святых угодников Божиих — в центральной части храма.

Архитектор и внешняя отделка

Точное авторство проекта церковного здания до конца не установлено. Предполагается, что возводился Троицкий храм крепостным зодчим мастером из новгородской губернии Павлом Сидоровичем Потехиным, выполнявшим многие заказы князя Одоевского, который приходился тестем Черкасского.


Храм Троицы Живоначальной до и после реставрации

Его стилю свойственен контраст четкой и простой геометрии квадратного плана с ярким живописным богатством объема, переходы к сводам подчеркнут широким поясом и нарядными резными карнизами.

Внешняя сложная и затейливая отделка фасадов изразцами изобилует пышными элементами декора и орнаментами в стиле московского узорочья. Иконы Спаса, Богородицы, Николая Угодника и Иона Крестителя также украшают внешние церковные стены.

Окна оформлены многопрофильными наличниками с ажурными резными рисунками, звездами или коронами. В отделке вертикальных угловых лопаток использован белый камень, что придает изысканную нарядность и свежесть зданию.

Ниши четко расположены 2-мя рядами. Пояса из маленьких ширинок в 4 ряда покрывают весь периметр четверика, охватывая и галерею. Таким же 2-рядным поясом оформлен восьмерик. Ярус звонницы с арочными проемами пышно декорирован деталями из кирпича. Похожим образом оформлены и кокошники профиля.

Проезд

Общественным транспортом

«ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73, авт. 803, 24, 76

На машине

от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке направо до ул. Останкинская 1-я. На светофоре налево, до храма 400 метров.

Престол(ы): Центральный — Живоначальной Троицы; Южный – преподобного Александра Свирского; Северный — Тихвинской иконы Божией Матери; Нижний (крестильный) – святителя Николая архиепископа Мир Ликийского (не освящ., строящийся).

Церковь Святой Троицы в Останкино: знакомство

Свыше трехсот лет она украшает город. История церкви в Останкино Живоначальной Троицы неотделима от истории российской столицы. Данный православный храм является важнейшим памятником культового старорусского зодчества, одной из кульминационных точек в развитии стиля «московское узорочье». Церковь в Останкино относится к Русской Православной церкви (Троицкому благочинию Московской епархии). Является частью комплекса памятников, представляющих музей-усадьбу «Останкино». Храм основан Щелкаловым Василием Яковлевичем, влиятельным думным дьяком и государственным деятелем при царе Иоанне IV, в 1558 году. Дата первого упоминания – 1584 г. Строилась церковь в период с 1677 по 1692 гг.

История

Храм – прекрасный памятник стиля «русское узорочье» – построен в 1677–1683 гг. на месте ранее существовавшего деревянного храма на средства кн. М. Черкасского. В 1683 г. был освящен Тихвинский придел, в 1691г. – придел прп. Александра Свирского, главный храм освящен в июне 1692 г. В 1878–1880 гг. храм был капитально отреставрирован, пристроена колокольня (арх. Н.В. Султанов). Тогда же был подновлен и уникальный резной девятиярусный центральный иконостас. В 1919–1935 гг. богослужения совершались в нижнем храме свт. Николая, затем храм был закрыт; в нем был устроен выставочный зал. Богослужения возобновлены 23 марта 1991 г.

Архитектурный стиль: Русское узорочье

Описание

Здание церкви в Останкино примечательно тем, что является одним из строений конца семнадцатого века, фасады которых полностью закрыты декором. Сооружение относится к категории федеральных объектов культурного наследия.

Этот аутентичный, исконно русский храм дошел до наших дней практически без каких бы то ни было изменений с тех самых дней трехсотлетней давности, когда, по распоряжению тогдашнего владельца Останкино князя Черкасского, был заложен первый камень нового здания церкви, заменившей свою деревянную предшественницу. Известно, что немалую лепту в развитие церкви в Останкино внесло семейство графов Шереметевых. В девятнадцатом веке они являлись хозяевами имения.

Часовня свв. равноапп. Кирилла и Мефодия при Международном славянском институте

Открыта ежедневно с 9.00 до 19.00.

Ст. метро: «Алексеевская»

Почтовый адрес: 129085, Москва, ул. Годовикова, 9, стр. 25.

Телефон: 8-495-602-46-76

Общественным транспортом: до станции метро «Алексеевская», далее пешком до ул. Годовикова, 9, стр. 25. Центральный вход в Международный Славянский институт.

На машине: от станции метро «Алексеевская» по ул. Проспект Мира в сторону центра, через 500 метров поворот направо на ул. Широкий проезд. Далее до ул. Годовикова.

в 2006 году по инициативе ректора (МСИ) Смирнова Кима Алексеевича была выделена аудитория под обустройство православной часовни. В январе 2007 года игумен Феофилакт (Безукладников) совершил освящение часовни в честь равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Архитектурный стиль: домовая часовня.

Святыни: храмовая икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Богослужение: каждый вторник в 12.00 совершаются молебны и заупокойные литии.

Церковь в Останкино (Москва) : архитектура

По определению искусствоведов, архитектурный стиль данного храма относится к московскому узорочью. Во внешнем убранстве церкви обращает на себя внимание изобилие декоративных элементов, а также общая затейливость и сложность композиции. Фасад храма сплошь покрывают узорчатые изразцы.

В плане церкви также является не менее интересной ее нетрадиционность: полное отсутствие трапезной, самодостаточность церковных приделов, внутри отделенных от основного здания простенками и выглядящих как отдельные строения. Конструкция храма представлена бесстолпным четвериком, типичным для своего времени, установленным на достаточно высоком подклете, по сторонам которого расположены одинаковые приделы. С трех сторон храма простирается гульбище. При всем этом своеобразии, общая композиция сооружения является строго симметричной. Церковное крыльцо покрыто богато украшенным шатром, при виде которого возникает ассоциация с ярославским узорочным зодчеством.

Настоящая изюминка внутреннего убранства церкви – ее девятиярусный, украшенный резным позолоченным декором с изображением витых лоз винограда, иконостас. Неожиданной аллюзией является то, что своей формой он напоминает орган, немыслимый в православном храме, но являющийся обязательным участником всех католических служб. Многие москвоведы называют автором проекта каменной церкви крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, хозяином которого был тесть князя Черкасского, Яков Одоевский.

Часовня Успения Пресвятой Богородицы на Останкинском кладбище (строящийся храм)

Ст. метро: «ВДНХ».

Почтовый адрес: 127427, Москва, пр. Дубовой Рощи, д.3.

Телефон:(495)-616-50-05 (староста).

Общественным транспортом: «ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73.

На машине: от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке налево до ул. Проезд Дубовой Рощи к Останкинскому кладбищу 200 метров.

По просьбам родственников погребенных православных христиан на Останкинском кладбище летом 2006 года началось строительство часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Архитектурный стиль: византийский.

Святыни: надвратная мозаичная икона Успения Божией Матери.

Богослужение: совершаются панихиды в дни поминовения усопших. Заупокойные литии на могилах, по просьбам родственников.

После завершения внутреннего оформления часовни, состоится её освящение. Заупокойные богослужения будут совершаться еженедельно. Ежедневно будет открыта свечная лавка. В часовне можно будет совершать отпевание.

О богослужениях

Сегодня можно посетить ежедневные богослужения в церкви в Останкино по расписанию:

  • в 8:00 проходят молебны, затем проводится Литургия;
  • 16:45 — начало вечернего богослужения, в соответствии с церковным календарем.

В праздники и по воскресеньям Литургия служится дважды:

  • начало ранней Божественной литургии — в 6:30, затем наступает время водосвятного молебна;
  • позднюю Литургия служат — с 9:40, затем проводят панихиду;
  • помимо этого, по воскресеньям в 17:00 читаются акафисты.

Наставники

Настоятелем храма и монастырского подворья в период возобновления службы до 2009 года был иеромонах Феофилакт Безукладников, а после него с апреля месяца по сегодняшний день настоятелем пребывает Сергий (Чашин), возведенный в сан митрополита Сингапурского и Юго-восточно-азиатского.

Духовенство на сегодняшний день составляют 2 протоиерея, 3 иерея и диакон.

Информация для посетителей

Храм Троицы Живоначальной в Останкине ведет активную просветительскую работу с детьми и молодежью.

При храме в здании флигеля справа от церкви работает воскресная школа для детей с 5-летнего возраста, театральный кружок для ребят старше 9 лет, творческие мастерские для детей от 7 лет и взрослых, студия рисования и детский хор. Для дошкольников от 3 лет проходят развивающие занятия, а с 4-летками работает кружок почемучек.

Есть занятия «Умники и умницы» и клуб для изучения английского языка для детей с 8 лет. Для желающих взрослых и ребят старше 8 лет работает иконописный кружок.

Для ребят от 12 лет возможно посещение подросткового клуба, где по субботам проходят просмотры и обсуждения художественных фильмов духовно-нравственной тематики, беседы о православии и христианской жизни, организуются мероприятия полезного и интересного досуга молодежи.

Молодые люди 17-34 лет участвуют в деятельности молодежного центра, которая проводится еженедельно по воскресным дням с 15 до 19 ч. Участники центра совершают паломнические поездки по монастырям России и области, активно сотрудничают с молодежными центрами в других городах, проводят спортивные встречи для прихожан и организуют поздравления на праздники.

По субботам с 12 до 16 ч. проходят занятия для взрослых, где все желающие изучают Священную историю Ветхого и Нового Завета, Литургику, иконоведение, а также историю Церкви с Катехизисом. Еженедельно в субботний день проходят пастырские беседы со всеми желающими. Начало в 15 ч.

По возможности на приходе к праздничным мероприятиям, а также к деятельности воскресных школ и студий привлекаются невоцерковленные родители и дети, с целью проведения просветительской работы.

Семейный клуб в здании воскресной школы приглашает желающих обсудить социально-приходскую жизнь храма, поделиться волнующими моментами психологического направления, детско-родительских взаимоотношений и получить необходимые консультации по вопросам воспитания детей и семейным отношениям.

При храме действует собственная телестудия и детский пресс- с бесплатными занятиями для всех желающих.

Клириками храма организована социальная работа помощи инвалидам, малоимущим и детям-сиротам, в которой по возможности принимают участие прихожане и члены молодежного центра. Проводятся благотворительные мероприятия и ярмарки по сбору средств и вещей для заключенных, организуют поездки инвалидам и детям по святым местам, проводятся посещения пациентов окормляемых больниц и интерната.

Храм Троицы Живоначальной проводит социальную и культурную деятельность в Останкинском районе, активно вовлекая горожан в совместную приходскую работу.

Оформление статьи: Владимир Великий

Правила посещения храма

В приходе разработаны определенные правила поведения при посещениях Троицкой церкви:

  • Идя в храм, христианину необходимо ощутить в душе духовную радость, смирение и кротость, чтобы выйти оправданным и утешенным Спасителем.
  • При входе в церковь благочестивому мирянину желательно трижды сотворить поясные поклоны с мысленной молитвой к Господу, а в дни великопостной службы совершаются земные поклоны.
  • Крайне важно иметь страх Божий и помнить о Святых, изображенных на храмовых иконах, поэтому необходимо выглядеть благопристойно и вести себя благоговейно пред их Святыми образами.
  • Во время церковного богослужения необходимо тихо и безмолвно стоять на одном месте, с усердным вниманием вслушиваясь в читаемые псалмы и произносимые молитвы.
  • Категорически нельзя мешать молитве других людей.
  • Проходя мимо Царских врат, православному христианину подобает остановиться, с благоговением перекреститься и совершить поклон.
  • В церковь желательно входить заранее, чтобы до начала службы успеть без суеты поставить свечи перед Святыми образами, а также подать записки за здравие близких и на поминовение усопших душ родных.
  • Особенно тихо с благоговением нужно себя вести в период чтения Святого Евангелия, 6-псалмия и после пения Херувимской.
  • Зажженная церковная свеча является символом пламенной молитвы христианина.

Новейшее время

Храм оставался действующим до 1933 года и в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1918 году. Храм отреставрировали и в нём разместили служебные помещения музея. В 1970-х годах провели реставрацию иконостасов и стенописи, ремонт кровли и фасадов. С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.

Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно. Перед передачей храма РПЦ его отреставрировали по проекту архитектора Е. А. Черникова.

Главный придел храма освятил 23 марта 1991 года Патриарх Алексий II, южный придел освятил 31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), а северный 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).

С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводились по монастырскому чину.

На Оптинское подворье приезжали люди со всех концов Москвы и Московской области. Иногда исповедь в выходные заканчивалась за полночь — настолько много было прихожан, желавших исповедоваться. Оптинские монахи не допускали формального или поверхностного отношения к Таинству. Необходимо отметить, что речь не идет о пресловутом «откровении помыслов» — практике, которой злоупотребляют некоторые священнослужители, — а о возогревании в человеке духа покаяния и об осознании им бесконечного милосердия Божия.

Настоятелем храма был Феофилакт (Безукладников). Несколько лет решался вопрос получения участка земли рядом с храмом.

В 2009 году настоятелем храма назначен епископ Сергий Солнечногорский. В 2011—2013 годах в храме осуществлена реставрация иконостасов. Тем не менее в 2020 году отмечалась заметная деградация состояния старинных икон (вероятно, из-за использования в храме стеариновых свечей).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с 5 по 15 июля 2020 года для поклонения из Симферополя в храм была доставлена частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

Сайт: trinitychurch.ru

E-mail: trinitychurh@mail.ru

Почтовый адрес: 129515, Москва, 1-я Останкинская ул.,7, стр. 2

Ст. метро: ВДНХ

Телефоны:

(495) 616-50-05 (староста);

(495)-602-23-28 (церковная лавка);

(495)-683-39-97 (канцелярия);

(495) 686-32-23 (дежурные храм).

Факс: (495)-686-24-38

Смотреть расписание богослужений

Престолы

Центральный престол — Живоначальной Троицы (День Святой Троицы, Пятидесятница — переходящая дата);

Южный – преподобного Александра Свирского (30 апреля, 12 сентября);

Северный — Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля);

Нижний (крестильный) – святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (22 мая, 19 декабря).

Богослужение

Ежедневно

8.00 — молебен

8.30 — Божественная Литургия

16.45 — вечерня и утреня, всенощное бдение

В воскресенье

6.30 — ранняя Божественная Литургия, водосвятный молебен

9.40 — поздняя Божественная Литургия, Панихида

в 17.00 — акафист Живоначальной Троице, прп. Амвросию Оптинскому, Тихвинской иконе Божией Матери, свт. Николаю, прп. Александру Свирскому, празднуемым иконам Божией Матери поочередно.

По субботам в Успенской часовне на Останкинском кладбище в 12.00 будет совершается заупокойное богослужение.

К настоящему времени освящен нижний (крестильный) храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Настоятель

епископ Солнечногорский Сергий, викарий Московской епархии.

Причт

  • Протоиерей Владимир Мишкорез
  • Протоиерей Виктор Сарана
  • Протоиерей Димитрий Мышев
  • Протоиерей Кирилл Шевцов
  • Иерей Александр Чурочкин
  • Иерей Евгений Суслов
  • Протоиерей Петр Хлибун
  • Священник Евгений Суслов
  • Диакон Александр Назаров
  • Диакон Михаил Бану

Воскресная школа

Действует воскресная школа для детей от 5 до 14 лет и группа для взрослых.

Молодежный Центр

Действует для молодых людей от 17 до 34 лет. Встречи проходят по воскресеньям с 15.00 до 19.00 в трапезной храма. Контакты: mailto:trinity.center@yandex.ru и группа Вконтакте.

При храме работает детская телестудия и пресс-центр «Экипаж». Занятия бесплатные, проходят по субботам в 11 часов. С вопросами и предложениями обращаться к диакону Александру Назарову.

Социальная служба

Куратор — иерей Димитрий Мышев.

Проводятся благотворительные ярмарки, мероприятия в обществах инвалидов «Останкино» и «Марфино». Организован пункт по сбору и раздачи одежды для малоимущих. Организуются паломнические поездки по святым местам России. Клирики подворья окормляют Мытищинскую школу-интернат и Детский дом в районе «Отрадное».

Таинство Крещения

Совершается каждый день.
Огласительные (катехизаторские) беседы перед Крещением для взрослых крещаемых, родителей и крестных в нашем храме проводятся:

  • первая беседа — по средам, четвергам, пятницам — в 19-00, по субботам — в 13-00
  • вторая беседа — перед Таинством Крещения, обычно — в 10-00 (ежедневно).

На Огласительные беседы могут приходить все желающие.

Ст. метро: «ВДНХ».

Почтовый адрес: 127427, Москва, пр. Дубовой Рощи, д.3.

Телефон:(495)-616-50-05 (староста).

Общественным транспортом: «ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73.

На машине: от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке налево до ул. Проезд Дубовой Рощи к Останкинскому кладбищу 200 метров.

История

По просьбам родственников погребенных православных христиан на Останкинском кладбище летом 2006 года началось строительство часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Архитектурный стиль: византийский.

Святыни: надвратная мозаичная икона Успения Божией Матери.

Богослужение: совершаются панихиды в дни поминовения усопших. Заупокойные литии на могилах, по просьбам родственников.

После завершения внутреннего оформления часовни, состоится её освящение. Заупокойные богослужения будут совершаться еженедельно. Ежедневно будет открыта свечная лавка. В часовне можно будет совершать отпевание.

дополнение

Небольшое дополнение относительно расписания богослужений:
Ежедневно — Литургия в 8-45, по окончании ? молебен и панихида;
Вечерня и утреня или всенощное бдение в 16-45.
Воскресенье — Ранняя литургия в 6.30, поздняя- в 9 час.
В период Великого поста будничное богослужение начинается с 7-30, оно состоит из утреней, часов, изобразительных, вечерни и заупокойной литии. По понедельникам, вторникам и четвергам. По средам и пятницам вечерня соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров. Кроме того Литургия Преждеосвященных Даров совершается в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в четверг 5-й Недели Великого поста (стояние Марии Египетской) и в день празднования памяти святых 40 мучеников севастийских, когда он приходится на будний день.
В воскресенья Великого поста ранняя литургия начинается в 6-00. Особое внимание стоит обратить на то, что причаститься можно только в те дни, когда совешается Литургия полная или Прждеосвященных Даров. Причем в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров не причащаются дети до 5 лет. Молебны и панихиды совершаются только по субботам и воскресеньям.
Во все 4 поста в храме совершается Таинство соборования:в понедельник в 13-00, четверг в 17-00. Исключая те случаи, когда на эти дни приходятся на великие праздники.
В дни памяти святых, которым накануне служится Всенощное бдение, на Молебне читается Акафист этому святому. По воскресеньям после вечернего богослужения читаются попеременно Акафисты: Живоначальной Троице, Тихвинской иконе Божией Матери, свт. Николаю Мирликийскому Чудотворцу, прп. Александру Свирскому, прп. Амвросию Оптинскому, прп. Серафиму Саровскому. Великим постом по воскресеньям на вечернем богослужении совершается чин Пассии (Акафист Страстям Христовым).
Панихида по жертвам штурма Телецентра 1993 г. служится у креста около нового здания Телецентра в 13-00
р.Б. Елена

6/12/2005 Елена

Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино:

история, архитектура, аналоги

Возведение храма шло поэтапно . В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского . В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года. На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни .

Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом , изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал.

С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений . В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере . Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства . В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

Новый этап его истории начался после революции. В 1935 году церковь закрыли, и в ее помещениях расположился выставочный зал музея. Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля — игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Черникова Евгения Александровича. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.

Нельзя обойти вниманием судьбу колокольного подбора Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал 10-12 колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них — благовестник весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) — отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года . Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма.

Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол временно сняли и, после, завершения работ, вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря храма Христа Спасителя и звонниц Московского Кремля (а то время — старшего звонаря Московского Данилова монастыря) — И.В. Коновалова. Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв — его ученик.

Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ. В настоящее время не существует единого мнения об имени мастера, возводившего церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ столетия считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь с «прирубами» – ее предшественница . Однако, следует отметить, что сходная композиция приделов у основного объема храма появилась в каменном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там. Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина . Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит окончательно отказываться от этой гипотезы. Тем более, что некоторые исследователи, к сожалению, без ссылки на источник, называют и имена помощников Павла Потехина. Это были тоже крепостные мастера — Федор Перфильев, Семен Усков, Яков Мутовин и Кузьма Взварыкин.

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви. В московской архитектуре этого времени существует пример столь сложной композиции – это церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Однако храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня его примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Более близкий аналог композиции – храм иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд под Москвой) 1690 года, возведенный Павлом Потехиным.

Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Например, ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Как и у колокольни в Поярково, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.

Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом с «горкой» кокошников. Такой же прием использован и в архитектуре храма свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня — около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 годы), Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны. Точно такие же (или сходные) по рисунку наличники украшают окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково 1690 года.

Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год).

На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).

Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.

Библиография:

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино // Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157

Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино / Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993

Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII

Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353.

Подмосковные музеи / Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237

Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135

Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318

Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине // Зодчий. 1877. №7. С.:65-66

Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *