Музей-усадьба Кусково считается величайшим памятником архитектурно-паркового искусства второй половины 18 века. Началось же обустройство знаменитой усадьбы, которую называли «подмосковный Версаль», со строительства храма Всемилостивого Спаса.

По преданию, храм был посвящен этому празднику потому, что в семье Шереметевых хранилась бесценная реликвия: золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Она была подарена фельдмаршалу Борису Шереметеву во время его пребывания в Риме вместе с Великим Посольством. В Ватикане сам папа римский преподнес ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста.

Граф Петр Шереметев приступил к задуманной им грандиозной стройке в 1737 году. На месте деревянной церкви он стал возводить каменный храм, «под Ангелом». Граф поручил строительство храма малоизвестному русскому зодчему Гавриилу Зубову, крестьянину деревни Маурино Костромского уезда. Храм был возведен в стиле «аннинского барокко», так как он появился при императрице Анне Иоанновне. Храм строился два года и был освящен в 1739 году в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, или Всемилостивого Спаса.

Программа: Вера, Надежда, Любовь

АДРЕС: г. Москва, ул. Новослободская, д. 58, корп. 5

НАСТОЯТЕЛЬ: протоиерей Александр Ильяшенко

Тел.: 8 (495) 651-85-70; E-mail: vsemspas@yandex.ru

Сайт храма: www.vsemspas.ru

***

Это единственный храм, сохранившийся до наших дней из прекрасного ансамбля Скорбященской женской обители в Москве.

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 01.07.2016 №17989 о передаче в собственность прихода выявленного объекта культурного наследия «Скорбященский монастырь, комплекс, 1856-1910-е гг. – Корпус келий и мастерских («Рукодельный корпус»), 1909-1911 гг., арх. С. Ильинский».

***

История

Закладка храма состоялась в 1889 году, освящение — в 1894 году. В 1910 году собор обновлялся: реставрировался иконостас, расписывались стены. Был вновь освящен 3 октября 1910 года митрополитом Владимиром (Богоявленским) в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны.

После закрытия был передан на баланс Московского Станкина. В 70-е годы предполагался снос для строительства корпуса информационно-вычислительного центра. Благодаря вмешательству общественности и личному участию И. С. Глазунова памятник удалось отстоять.

В настоящее время основное здание как храм не функционирует. Богослужения совершаются недалеко, в здании бывших келий Скорбященского монастыря по адресу: ул. Новослободская, д. 58, стр. 5. Настоятель — протоиерей Александр Ильяшенко.

В феврале 2010 года при храме организовано общественное движение для работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей. В храме проходят Библейские встречи для молодежи и взрослых.

***

Архитектура

Краснокирпичный, пятиглавый храм в русском стиле эпохи Александра III. Архитектор И. Т. Владимиров. После смерти Владимирова достраивал архитектор П. А. Виноградов. Храм внутри богато украшен четырехъярусным иконостасом и киотами изящной работы.

Престолы:

  • Главный — Всемилостивого Спаса;
  • Правый — Божией Матери Скоропослушницы;
  • Левый — Двенадцати апостолов.

В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль».

Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного.

На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде».

По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

Однако самая первая деревянная церковь появилась здесь, в родовой вотчине Шереметевых еще в XVII веке. Род Шереметевых был одним из самых знатных в России. Они приходились дальними родственниками Романовым, так как вместе с ними были прямыми потомками Андрея Кобылы (Камбилы), и его сына, знаменитого боярина Федора Кошки, который служил Дмитрию Донскому. Ветвь потомков Федора Кошки, Беззубцевы, стали именоваться Шереметевыми, так как основатель их фамилии, Андрей Константинович получил прозвище Шеремет. Что оно означало – неизвестно до сих пор, но зато в историю давно вошла поговорка: «Богат, как Шереметев». Действительно, по своему фамильному состоянию они равнялись только с Юсуповыми. Правнучка Андрея Шеремета, Елена Ивановна, стала женой старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана: именно из-за нее царь убил своего сына. Когда государь вошел в палаты, беременная невестка была одета в простое домашнее платье, что тогда считалось неполным одеянием, и он пришел в ярость. Сын же осмелился защищать жену.

Род Шереметевых был славен доблестной государевой и военной службой: они поддержали Михаила Романова, потом Петра I, участвовали в Ливонской и Северной войнах, за что получали множество земельных владений, ставших основой их сказочного богатства. Среди них оказалась и подмосковная вотчина Кусково, которая пробыла в их собственности почти 400 лет – до 1917 года. Впервые она упоминается как владение Шереметевых в первой половине XVI века, когда боярин Василий Шереметев выменял эту подмосковную деревню на одну из своих вотчин ради «охотной забавы». Густые леса с дикими животными, болотистая местность с птицей сулили большое приволье. Ученые расходятся в версиях о происхождении имени шереметевской деревни. Возможно, что она уже в те времена именовалось Кусково, но по преданию, это имя родилось позднее, в первой половине XVIII столетия, при графе П.Б. Шереметеве, который называл свое владение «куском». При нем и появилась здесь эта роскошная усадьба, а прежде тут стоял простой деревянный дом с садом и деревянная домовая церковь. Неизвестно, была ли она тогда Спасской, или ее переосвятили потом, в честь подаренной святыни. Первым стал обустраивать Кусково первый русский граф и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, задумавший превратить ее из обыкновенного охотничьего угодья в загородную летнюю резиденцию – в духе петровской придворной моды. По его замыслу, новые хоромы должны были оказаться не хуже меншиковских. Строить, однако, пришлось из дерева, так как каменное строительство в Москве было в ту пору запрещено царским указом.

Однако смерть графа в 1719 году прервала эти планы, а по его завещанию все дворовые люди были отпущены на свободу с годовым содержанием. Имение перешло к малолетнему Петру Борисовичу, который затем сумел осуществить отцовский замысел с невиданным размахом. Именно при нем Кусково стало «подмосковным Версалем» – он твердо задался целью построить усадьбу красивее, чем у других вельмож и затмить их роскошью и богатством. Общие работы начались в 1740-х годах под «смотрением» мастера Ю. Кологривова, а потом крепостного Федора Аргунова, и окончились во второй половине XVIII века, когда ими уже руководил известный московский архитектор Карл Бланк.

Однако свою грандиозную стройку Петр Шереметев благопристойно начал с возведения новой домовой церкви: девизом их рода было изречение «Бог охраняет все!» В 1737-1739 г.г. на месте старой деревянной церквушки вырос каменный красавец храм. Он больше никогда не перестраивался и дошел до нас в своем первозданном виде, став самым старым памятником усадьбы Кускова. Считается, что это — редчайший в современной Москве памятник «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны.

Внутреннее убранство храма соответствовало его внешнему великолепию: красивый резной иконостас, оклады образов с драгоценными камнями и жемчугом, золоченые царские врата и роскошное двухъярусное трехметровое паникадило с двумя ярусами из 18-ти свечей, украшенное фигурами серафимов. Исторической реликвией здесь были воздухи, расшитые золотом и жемчугами, по преданию, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. Она однажды была гостьей хлебосольного Кускова.

Домовая церковь играла очень большую роль в жизни усадьбы, без нее не обходилось ни одно торжество. Ее престольный праздник даже отмечался народными гуляниями: в этот день всякий, кто был прилично одет, мог приехать сюда насладиться музыкой или театральным представлением, а для простого народа на природе ставили столы со щедрым праздничным угощением. Интересно и то, что граф Николай Петрович Шереметев, оставшийся в памяти России женитьбой на крепостной актрисе Прасковье Жемуговой, имел обычай справлять свой день рождения непременно с медом, хотя он родился за два месяца до престольного праздника домовой церкви – видимо, в этом была дань традиции отеческой усадьбы. При нем в 1792 году крепостные архитекторы А.И. Миронов и Е. Дикушин построили красивую деревянную колокольню с золоченым шпилем.

Церковные богослужения, колокольные звоны, крестные ходы не только обязательно сопровождали праздники усадьбы, но и сами были ее праздниками. На день Спаса Всемилостивого за Литургией следовало водоосвящение: когда священник погружал крест в воду, гремел пушечный салют, а специальная яхта посреди пруда мгновенно распускала праздничные разноцветные флажки.

Вскоре после церкви в 1769 – 1775 г.г. был построен главный дворец, обращенный парадным фасадом к роскошному зеркальному пруду, в котором плавали лебеди и утки. Дворец был предназначен исключительно «к великолепию» — не столько для жилья, сколь для торжественных приемов гостей, с фейерверками, с модными светскими гуляниями, с множеством «отрад и приятностей». (Для себя граф построил в рощице «дом уединения», куда не пускал никого, кроме слуг и ближайших друзей.) Архитектором дворца был, по всей вероятности, сам Карл Бланк, хотя иногда называют имя французского зодчего Шарля де Вальи. Еще одна особенность — редчайший для Москвы барочно-рокайльный стиль сооружения, традиционный в ту пору для столичного Петербурга.

Роскошный деревянный дворец был окрашен в символический нежно-розовый цвет «утренней зари». У парадных дверей гостей встречали сфинксы. Все здесь должно было поражать великолепием и удивлять не переставая, невиданными новшествами: взору гостей представали изумительные полотна Рембрандта Рафаэля, Ван-Дейка, Веронезе, люстры из горного хрусталя, модная анфилада, коллекция оружия и даже седло короля Карла XII, доставшееся графу Б.П. Шереметеву в Полтавском сражении вместе с королевским скакуном. А на праздничный стол кушанья подавались в посуде из чистого золота.

И в парках усадьбы гостям предлагали продолжить удивительное развлечение. Этот парк был одним из самых больших в России XVIII столетия. Достопримечательностями стали Итальянский домик, устроенный для выставки итальянских картин, Голландский домик с изразцами в память о петровской эпохе, грот, построенный для отдыха в летний зной, Эрмитаж, предназначенный для уединенного отдыха и приема избранных без слуг: специальная машина поднимала туда гостей на диване, а за ними следовал стол, накрытый на 16 приборов. Зимний сад и оранжерея поражали лавровыми, лимонными, померанцевыми, апельсиновыми деревьями. Огромные стеклянные двери были устроены специально для дам, чтобы они могли свободно проходить сюда в своих пышных платьях, не умещавшихся в обычные двери.

Посещали Кусково и августейшие особы. В 1754 году сюда приехала Елизавета Петровна (специально к приезду гостьи Шереметевы обустроили французский парк). В ее честь задали грандиозный праздник с диковинными блюдами, ночной иллюминацией и экспозицией китайского фарфора. А готовясь к приему Екатерины II граф Петр Борисович устроил во дворце парадную опочивальню, но никто никогда не воспользовался ей, хотя императрица и посетила Кусково в августе 1774 года, после победы России над Турцией. Праздничный обед для нее и свиты накрыли в прохладном гроте. По преданию, императрица, отдыхая, собственноручно набросала рисунок ажурной решетки, которую потом изготовили в Кусково по этому эскизу. Другой визит государыни состоялся в 1787 году на московских торжествах в честь 25-летия ее коронации – за год до смерти графа Петра Шереметева.

Именно он стал обустраивать в Кускове первый крепостной театр с оперными и балетными труппами и школой для талантливых детей. Его не сохранившееся здание в парке спешно строил Шарль де Вальи в итальянском стиле к именинам графа, Петрову дню, стараясь сделать ему приятное. На его сцене впервые явилась дочь кусковского кузнеца, Прасковья Ковалева, имевшая тогда сценический псевдоним Горбунова (ее отец был горбун). В этих домашних спектаклях любил участвовать сам «Крез меньшой», как прозвали наследника, графа Николая Петровича Шереметева. Бросив гостей, он часто садился «меж холопов своих» играть на виолончели. В 1798 году граф дал вольную своей гениальной крепостной актрисе, а чрез три года женился на ней.

Смерть Прасковьи в 1803 году подорвала здоровье Н.П. Шереметева. Вскоре он сам умер от простуды. Его единственному наследнику Дмитрию было всего 9 лет, когда началась Отечественная война. В Кусково расквартировались армия маршала Нея и разграбила все, что было можно: отдирали даже дорогую бархатную обивку стен. Сам маршал увозил в Париж лучшие картины и гобелены.

После разгрома наполеоновской армии Кусково отремонтировали, но без прежней роскоши. Дело было и в средствах, и во вкусах нового хозяина Д. Н. Шереметева. Призванный на службу, он находился в тех самых войсках, которые стреляли по восставшим на Сенатской площади в декабре 1825 года. Трагедия декабристов настолько потрясла его юную душу, что он замкнулся в себе, уединился и глубоко ушел в религию, проводя дни в молитве и постах. Многолюдные шумные праздники в Кусково прекратились, театр разобрали, а после отмены крепостного права содержать регулярный парк с садовниками стало не под силу даже Шереметевым. В конце XIX века новый наследник продал большую часть земельных угодий Кускова под дачные участки, но родовое гнездо не тронул, (хотя оно и приносило убытки), а выстроил для себя деревянный домик рядом с опустевшим дворцом.

В 1919 году в Кусково открылся краеведческий музей, где экспонировались чучела животных, обитавших в местных лесах. Восстановление исторического памятника далось реставраторам огромным трудом. Музей открылся здесь в 1930-х годах, и в залах дворца экспонировалась уникальная морозовская коллекция фарфора из их бывшего особняка в Подсосенском переулке. Настоящим подвигом стало спасение кусковского дворца в 1941 году, когда укрытое маскировочным камуфляжем здание нельзя было отапливать – разница внешней и внутренней температур разрушила бы его старое дерево. И, тем не менее, уже в 1943 году возобновились реставрационные работы по воссозданию исторического облика усадьбы Кускова, какой мы видим ее теперь.

А в октябре 1991 году была восстановлена и вновь освящена домовая Спасская церковь. Ныне на колокольне звонят восемь колоколов, отлитые по старинным образцам.

Посвященных Спасу Всемилостивому церквей в Москве было несколько. Одна из святынь — храм в — ныне действует и прекрасно сохранился. Когда-то церковь была домовой рода Шереметевых.

Праздник Спаса пришел на Русь из Константинополя. К нему всегда относились с особым благоговением. Согласно летописям, именно в день Спаса — 1 августа — и произошло Крещение Руси.

Фото 1. Церковь Спаса Всемилостивого в усадьбе Кусково

Есть предание, по которому боярин Борис Шереметев, побывав в Риме, получил от папы римского крест с частицами святого Древа. По завещанию реликвия перешла его сыну, при котором был возведен храм в Кускове.

Правда, история святыни началась еще раньше. Известно, что деревянная церквушка стояла на этом месте еще в 17 веке. Местечко Кусково упоминается еще раньше — в 16 веке. Именно тогда Василий Шереметев обменял эту деревушку на один из своих вотчинных участков. Название «кусково», видимо, появилось немного позже — в 18 веке имение звали «куском».

При Петре Шереметеве на этом месте возникла прекрасная усадьба, хотя раньше стоял маленький деревянный дом и такая же невзрачная церковь. Неизвестно, была ли церквушка тогда Спасской, или освятили ее в честь этого праздника позже.

В 1737 году место деревянного храма занимает каменный. После этого святыня ни разу не перестраивалась, до наших дней она дошла в первозданном виде. Сегодня в Москве церковь Спаса Всемилостивого в Кусково — редчайший памятник стиля барокко «анненской эпохи».

Внутри святыня была так же прекрасна, как и снаружи. Оклады икон покрыты жемчугом и драгоценными камнями, трехметровое паникадило имело 2 яруса, украшено оно фигурками серафимов.

Роль домового храма была велика. Ни один праздник не обходился без церкви. Во время Спаса в Кускове проходили гулянья с особым размахом. Сюда мог приехать каждый, чтобы насладиться отличным театральным представлением и прекрасной музыкой. Для простых людей в этот день ставились столы с богатым угощением. Во время всех торжеств непременно проходили богослужения в храме, звучал колокольный звон.

В 1812 году Кусково пострадало от нашествия французов. Имение быстро отремонтировали, правда, без прежней роскоши.

Все дело было в новом хозяине. Во время трагедии декабристов в 1825 году он находился на Сенатской площади. Это событие настолько потрясло сознание юного Шереметева, что позже он сильно замкнулся в себе и ушел в религию. Праздники и веселье в Кускове прекратились, а в конце 19 века наследник распродает часть усадьбы под дачные участки, себе оставляет лишь маленький деревянный домик.

В 1919 году в имении разместили музей, а церковное здание переоборудовали в подсобные помещения. В 1991 храм восстановили и освятили вновь.

Кусково, 2013 — 2016 г.

Историческая справка

Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кусково построена в 1737 — 1739 гг. Кирпичное оштукатуренное здание церкви построено в стиле аннинского барокко, довольно редкого для Москвы. Совершенно необычна для 1730-х гг. лаконичная, классическая монументальность несколько тяжеловесного основного объема.

Исполнение проекта

Творческими мастерскими «Китеж» в период с 2014 года по 2016 год был осуществлен комплекс работ по реставрации храма. В 2013 Был исполнен проект по общей реставрации храма. Проектом предусматривалось проведение работ по реставрации кровли, фасадов, цоколя, укреплению фундамента, выполнение отмостки, реконструкция завершения храма. В интерьере проектом предполагалось устройство внутренних дверей, замена паркетных полов с устройством солеи, реставрация росписей с частичным раскрытием живописи XVIII в., а также реконструкция иконостаса.

Проектом намечалось укрепление северо-западного угла фундамента, а также устройство вокруг всего храма каменной отмостки. Белокаменный цоколь и базы пилястр на фасадах, а также крыльца подлежали реставрации с частичной заменой поврежденных блоков.

Также по проекту планировалось воссоздание утраченных внутренних деревянных дверей с глухой филенчатой нижней частью и остекленной верхней. Рисунок остекленной части повторяет рисунок оконных рам с квадратным членением створок и верхней криволинейной фрамугой, разделенной двумя горбыльками. Росписи стен подлежат расчистке и реставрации.

Историко-архивных сведений о времени постройки или форме иконостаса храма Всемилостивого Спаса в Кусково не сохранилось, также отсутствовал изобразительный материал. Сохранилась опись иконостаса с описанием находившихся в нем икон по ярусам. Воссоздание иконостаса без рассмотрения общих течений в архитектуре середины XVIII в. и привлечения аналогов не представлялось возможным.

Проектом реставрации предлагалось устроить четырехъярусный иконостас с каркасом из вертикальных стоек с поперечными балками, обшитым фанерой. Поскольку не было найдено следов росписей нижней части восточной стены храма, проектом предлагалось нижние два ряда иконостаса вписать по всей длине храма от северной стены до южной. В плане иконостас следует крестообразной форме храма, за счет скошенных углов смягчен резкий переход форм, центральная часть заглублена к алтарю. Резные царские врата с шестью киотами завершаются резным балдахином.

Проектом предлагалось изготовить на основании старинных гравюр и исторических источников скульптуру ангела путем выколотки из меди. Выполнена модель фигуры ангела.

С 2014 года по 2016 год выполнены следующие работы: реставрация цоколя и ступеней крылец, кованых ограждений крылец, реставрация кровли, а также карниза под кровлей из белого камня. Проведены дренажные работы, осуществлено частичное укрепление фундамента, сделана отмостка. Воссоздана скульптура «Ангел с крестом» на завершении храма (в ближайшее время она будет передана приходу храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кусково).

Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове

Храм Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня) в Кускове

Россия, город Москва, улица Юности, дом 2,стр. 5

Проезд: метро «Выхино»

Год постройки: Между 1737 и 1739.

Архитектурный стиль: Аннинское барокко

Церковь. Действует.

Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня.

Архитектор: Зубов Г. Г. 1737-1739, Дикушин Г. Е. 1793

Миронов А. Ф. (колокольня) 1793

Домовая Церковь усадьбы Кусково — самый старый памятник архитектуры усадьбы. Это один из редких образцов культовой архитектуры аннинского барокко. За свою 270-летнюю историю Храм не перестраивался и дошел до нас почти неизменным. Его интерьер сохранил гармоничное архитектурное пространство и световоздушную среду бароного памятника.Возрождая традиции старинной усадьбы, в настоящее время в церкви по-прежнему проводятся службы, а над куполом парит белокрылый Ангел, осеняющий крестом, словно подтверждая девиз рода Шереметевых — «Бог сохраняет всё».

Летний каменный однопрестольный храм Спаса Всемилостивого в усадьбе Шереметевых построен в 1737 — 1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви.Деревянная приходская церковь Спаса Всемилостивого во владении Шереметевых известна с 1624 года.

Граф Петр Борисович Шереметев, вступив в права наследства после смерти отца, занялся преобразованием усадьбы Кусково. Реконструкция усадьбы началась с постройки нового каменного храма в 1737 году. Строительство летней каменной однопрестольной церкви Спаса Всемилостивого в стиле барокко эпохи Анны Иоанновны было завершено в 1739 году.Единственный престол церкви был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По преданию, Папа Римский подарил отцу графа, Борису Петровичу Шереметеву, золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста во время его поездки по Западной Европе. Старый граф завещал святыню сыну — Петру Борисовичу. Возведенный в стиле барокко, храм является древнейшей постройкой в усадьбе Кусково. Стоящая рядом колокольня со шпилем выполнена в формах классицизма (1793 г., архитекторы А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин).С 1919 г. в усадьбе организован музей, в 1930-х гг. здание храма передано в его ведение.14 августа 1998 г. чин малого освящения храма совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов).

Богослужения совершаются нерегулярно, по великим праздникам.

В ноябре 2010 года церковь получила статус памятника архитектуры XVIII века, охраняемого государством.

В Храме, имеется икона преп. Иоанна Многострадального (перед ней молются люди которых одолевают различные плотские страсти, особенно важна для родственников сродницы которые занимаются проституцией,молются перед ней о пьяницах и наркоманах).

Wiki: ru:Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове

Домовая церковь Спаса Всемилостивого в Музей-усадьбе Кусково — описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Всего 3 редакций, последнее 5 лет назад сделано alek-ka4alin2012 из Смоленска

Главная 〉 Портфолио 〉 Кусково, 2013 — 2016 г.

Творческими мастерскими «Китеж» в период с 2014 года по 2016 год был осуществлен комплекс работ по реставрации храма. В 2013 Был исполнен проект по общей реставрации храма. Проектом предусматривалось проведение работ по реставрации кровли, фасадов, цоколя, укреплению фундамента, выполнение отмостки, реконструкция завершения храма. В интерьере проектом предполагалось устройство внутренних дверей, замена паркетных полов с устройством солеи, реставрация росписей с частичным раскрытием живописи XVIII в., а также реконструкция иконостаса.

Проектом намечалось укрепление северо-западного угла фундамента, а также устройство вокруг всего храма каменной отмостки. Белокаменный цоколь и базы пилястр на фасадах, а также крыльца подлежали реставрации с частичной заменой поврежденных блоков.

Также по проекту планировалось воссоздание утраченных внутренних деревянных дверей с глухой филенчатой нижней частью и остекленной верхней. Рисунок остекленной части повторяет рисунок оконных рам с квадратным членением створок и верхней криволинейной фрамугой, разделенной двумя горбыльками. Росписи стен подлежат расчистке и реставрации.

Историко-архивных сведений о времени постройки или форме иконостаса храма Всемилостивого Спаса в Кусково не сохранилось, также отсутствовал изобразительный материал. Сохранилась опись иконостаса с описанием находившихся в нем икон по ярусам. Воссоздание иконостаса без рассмотрения общих течений в архитектуре середины XVIII в. и привлечения аналогов не представлялось возможным.

Проектом реставрации предлагалось устроить четырехъярусный иконостас с каркасом из вертикальных стоек с поперечными балками, обшитым фанерой. Поскольку не было найдено следов росписей нижней части восточной стены храма, проектом предлагалось нижние два ряда иконостаса вписать по всей длине храма от северной стены до южной. В плане иконостас следует крестообразной форме храма, за счет скошенных углов смягчен резкий переход форм, центральная часть заглублена к алтарю. Резные царские врата с шестью киотами завершаются резным балдахином.

Проектом предлагалось изготовить на основании старинных гравюр и исторических источников скульптуру ангела путем выколотки из меди. Выполнена модель фигуры ангела.

С 2014 года по 2016 год выполнены следующие работы: реставрация цоколя и ступеней крылец, кованых ограждений крылец, реставрация кровли, а также карниза под кровлей из белого камня. Проведены дренажные работы, осуществлено частичное укрепление фундамента, сделана отмостка. Воссоздана скульптура «Ангел с крестом» на завершении храма (в ближайшее время она будет передана приходу храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кусково).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *