Храм сочетает черты модерна и русской архитектуры.

Бесстолпный храм с большим световым барабаном и сферическим куполом.

Углы церкви завершены башенками. Рядом шатровая колокольня.

Интерьеры расписаны в 1914-1916 гг. художником В. Т. Перминовым по картонам мозаик храма «Спаса на крови».

С 1914 г. храм принадлежал Александро-Невскому братству трезвости.

(добавил — )

Закладка каменного храма во славу Воскресения Христова и в память бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны происходила 25-го июля в 3 часа дня, на Обводном канале, близ Варшавского вокзала. Новый трехпрестольный храм, рассчитанный на 3000 богомольцев, сооружается по почину общества религиозно-нравственного просвещения на участке земли, уступленном с.-петербургским городским общественным управлением. Церковь строится в русском стиле московских церквей XVII века без внутренних колонн, с хорами вдоль трёх стен по плану и проекту академика-архитектуры Г. Д. Гримма. Правый придел будет освящён во имя святителя Николая Чудотворца, левый во имя св. благоверного и великого князя Александра Невского. К церкви будет примыкать высокая трёхъярусная колокольня, а самый храм украсится пятью куполами. Почти рядом с храмом будет построена каменная часовня в таком же стиле. Стоимость постройки исчислена в 200 000 руб. В настоящее время в распоряжении строительной комиссии находится 135.000 руб., из которых 25.000 руб. Высочайше пожалованных, 16.000 пожертвованных александро-невским обществом трезвости и 65.000 — по завещанию г-жи Носовой. («Зодчий», 1904, Вып. 32, С. 368, )

Освящение места для постройки храма во славу Воскресения Христова и в память Бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны происходило 8-го сентября, в 3 часа дня, на Обводном канале, близ Варшавского вокзала. Новый трехпрестольный храм, рассчитанный на 4 000 молящихся. Церковь будет построена в русско-византийском стиле, без внутренних колонн, с хорами вдоль трех стен, по проекту академика архитектора Г. Д. Гримма. Правый придел будет освящен во имя святителя Николая Чудотворца, левый — во имя св. благоверного и великого князя Александра Невского. К церкви будет примыкать высокая трехъярусная колокольня, а самый храм украсится пятью куполами, из которых средний, громадных размеров со множеством больших окон, послужит главным источником света для всей церкви. Почти рядом с храмом будет выстроена часовня в таком же стиле. Вся постройка обойдется 200.000 рублей. (Прав. В.).

(Зодчий, 1903, Вып. 37, С. 438, добавил )

Осмотр работ по сооружению храма Общества религиозно-нравственного просвещения. 24 октября члены о-ва архитекторов, приглашенные академиком арх. Г. Д. Гриммом, производящим постройку храма на Обводном канале (против Варшавского вокзала), осматривали состояние работ. Проект этого храма, сооружённого во имя Воскресения о-вом религиозно-нравственного просвещения на собственные средства, знаком читателям «Зодчего». Эта просторная церковь, рассчитанная на 5.000 человек, высотой (внутри) в 18 саж., увенчивается главным куполом, внутренняя ширина которого 8 саж., с четырьмя боковыми главками, и соединяется непосредственно с колокольней вышиной в 30 саж. Облицовка предполагается из кирпича с карнизами и орнаментальными украшениями из радомского песчаника. В техническом отношении главный интерес постройки сосредоточивается на большом куполе, исполняемом целиком из железобетона. Выводимый по железному каркасу, он поддерживается системой железных ферм, которые опираются, в свою очередь, на устои. Последние принимают на себя таким образом единственно вертикальное давление. В основании купола возведены 4 пилона, сечением по 2х2 саж. Опирающиеся на них 4 основных фермы, закрываемые с наружной своей части тонкой стенкой в 15-12 сант., принимают на себя следующие 4 фермы, повернутые в плане под углом в 45°, которые, вместе с фермами 3-го яруса, образуют в сечении восьмиугольник. Эта система служит основанием барабана (стенки его имеют всего 20-10 сант.), венчаемого куполом. Как купол, так и переходные к нему железобетонные части представляют собою ряд двойных стенок, соединяемых поперечниками, промежутки между которыми впоследствии предполагается заполнить изолирующим слоем. Если не ошибаемся, это первый опыт применения в столь значительных размерах железобетона к возведению церковных куполов в России. Положение работ в настоящее время следующее. В самом храме работы произведены вчерне до купола; в последнем же железобетонные стенки доведены до середины барабана; колокольня облицована. Железобетонные работы и исполнение железного каркаса исполняются фирмою «Железобетон» в Петербурге. Железные части изготовлены в Таганроге. Песчаная облицовка колокольни произведена фирмой М. Ф. Сундерлянд. Сметная стоимость работ исчислена в 300.000 р. Мод.

(«Зодчий», 1905, Вып. 47, С. 502, )

В начале 20 века на Обводном канале появилась большая, даже по меркам столичного Петербурга, церковь.

Обводный был промышленной окраиной, где жизнь не имела ничего общего с показно богатым и ухоженным центом. Наверное этим, и еще тем, что строили ее на средства Всероссийского общества трезвости, стоит объяснять, что церковь получилась довольно мрачной и аскетичной. Без традиционных белой штукатурки, и с очень маленькими главками-куполами по бокам.

Название новый храм получил — Церковь Вознесения Христова. Неофициальным именем стало — «Варшавка». Ведь неподалеку стоял Варшавский вокзал. И это не все: благодаря необычной форме колокольни, её прозвали «Церковь с бутылочкой».

Строили её с 1904 по 1908 годы.

Когда в 19 веке здесь был прорыт канал, на его берегах образовался обширный промышленный район. Очень тяжелые условия труда, нищета и неустроенность привели к тому, что рабочие заводов проводили все свое свободное время в пьянстве и кулачных боях (попросту — мордобое).

Ситуация стала критической, и члены общества трезвости решили, что храм привлечет рабочих в лоно церкви.

Существует еще одна версия о том, как собирались средства на постройку храма. Говорят, что для питейных заведений был вменен как бы специальный налог – одна копейка с каждой тысячи уплаченных налогов, за что церковь в народе прозвали «копеечная».

Здание выполнено в традиционном для всех русских церквей стиле, правда, с некоторыми модернизациями.

Большой центральный ажурный купол окружен четырьмя небольшими главками. С внешней стороны, стены облицованы глазурированным кирпичом. Западный фасад был украшен образом «Воскресения Христова», кисти художника Шелкова.

Внутреннее убранство не отличалось богатством и изысканностью. Имелось в нем всего несколько икон, правда, заслуживающих особого внимания.

Среди них икона «Воскресение Христа», которая славилась среди прихожан как исцеляющая от алкоголизма.

Другая икона, якобы обладающая такими же свойствами – «Неупиваемая чаша». Она и считалась самой главной святыней.

Но еще интересно, что на колокольню (высотой 60 метров) подняли 1000-пудовый колокол. 16 тонн на высоту 20-этажного дома – для начала века это было серьезное техническое испытание!

Неподалеку были поставлены две часовни, а также библиотека и церковно-приходская школа, библиотека-читальня, книжный магазин и склад. Работали два любительских хора для рабочих и даже миссионерские курсы.

Ежегодно Воскресенскую церковь посещало около миллиона прихожан, истово верящих в искоренение главной российской беды.

После революции в здании находились склады, поэтому внутренние интерьеры практически не сохранилось. Храм вернули Православной епархии в 1990 году.

Адрес:

Санкт-Петербург, Владимирский проспект, дом 20

Как добраться:

Церковь находится на идеально равном расстоянии от метро Балтийская и метро Фрунзенская. Поэтому, выбирая маршрут поездки ориентируйтесь на то, что вам удобнее.

В обоих случаях нужно выйти на набережную обводного канала и повернуть (от Балтийской – направо, от Фрунзенской – налево).

С точки зрения прогулки предпочтение лучше отдать метро Балтийская. По пути можно заглянуть на Варшавский вокзал, в музей паровозов.

Обратно возвращаться к метро нет смысла, лучше перейти Обводный по Варшавскому мосту, и дойти до очень красивого Троицкого собора.

Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости

Эту церковь с высокой колокольней над входом, стоящую у самого Варшавского вокзала, рабочие, которые населяли район, ласково называли «Варшавкой». В год ее посещали более миллиона человек. Здесь 19 декабря, в день св. Вонифатия – покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения, отсюда, на третий день Пасхи, трезвенники в крестном ходе шли молиться в лавру, к раке благ. кн. Александра Невского, в конце июня – в пустынь, к прп. Сергию, а в конце августа – к Казанскому собору.

А ведь церковь не была древней и прославленной святынями. Она была заложена 14 августа 1894 в память бракосочетания Их Величеств, с крестным ходом, в котором участвовали самые чтимые столичные иконы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения построило тогда не новый деревянный храм, а перенесло старый с Николаевской улицы, который под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых был быстро собран и освящен 4 декабря архиепископом Финляндским Антонием.

В 1896–1897 вышеназванное Общество по проекту Г. Г. фон Голи возвело рядом трехэтажный дом для школы и библиотеки-читальни. 3 августа 1898 настал знаменательный день – по инициативе о. Александра Васильевича Рождественского, второго священника, было открыто Александро-Невское общество трезвости, которое ставило задачей развивать «не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христианско-органическое начало жизни». В него в столице входило более 70 тыс. членов и религиозно-просветительный союз; отделения с собственными храмами работали по всей стране.

Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, воззваний и листовок, вели поучения и беседы в залах и проповеднических пунктах. В 1914 Общество стало Всероссийским братством и получило храм во временное пользование. Трезвенники не довольствовались деревянной церковью и стали собирать средства на постройку каменной – 25 тыс. руб. дал для этой цели Император. Здание заложили 25 июля 1904 по проекту акад. Г. Д. Гримма при участии Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна, и уже к концу следующего года оно было вчерне готово. 11 мая 1906 на шатровую колокольню высотой в 60 м подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память об умершем основателе Общества. Бесстолпный храм на 4000 человек с большим сферическим куполом и сводом из железобетона был очень просторным и светлым, удачно сочетая черты модерна и традиционной русской архитектуры. Его фасады облицованы декоративным кирпичом, карнизы, оконные наличники и шатер отделаны песчаником.

Украшение церкви несколько затянулась. Наконец, 14 декабря 1908, при пении народного хора, митрополит Антоний освятил главный придел. Через неделю был освящен правый – свт. Николая, а левый – благ. кн. Александра Невского, похоже, так и остался неосвященным, хотя в нем позднее были поставлены иконостас и престол. Образа для главного иконостаса, сделанного по проекту А. Л. Гуна, написали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи; большой наружный образ «Воскресение Христово» исполнил в 1909 художник С. Т. Шелков. В 1913–1914 была закончена наружная отделка церкви, и проф. В. Т. Перминов начал внутри роспись маслом, длившуюся два года, по картонам, с которых делались мозаики для «Спаса на крови».

Среди святынь храма следует назвать прежде всего образ «Воскресения Христова», пожертвованный Патриархом Иерусалимским Дамианом. В нем имелась частица Живоносного Гроба. Другой образ Воскресения был написан на доске мамрийского дуба и подарен Русской Духовной миссией в Иерусалиме. Почитанием пользовались также икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», перед которой пьяницы давали свои обеты, и прп. Серафима Саровского, привезенная из Сарова.

У храма были две часовни: одна – при входе с канала, другая – у главного фасада Варшавского вокзала. Вначале, в память выздоровления Императора, Общество веры и милосердия в 1901 освятило на этом месте гранитный киот с иконой И. А. Коркина «Спаситель, протягивающий руку утопающему апостолу Петру», а в следующем году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева был сделан железный футляр в виде часовни.

В 1904 на месте убийства министра Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой прп. Серафима Саровского.

Кроме упомянутых многотысячных крестных ходов трезвенников, летом проходили два местных: в Успение – к железнодорожным мастерским, 20 августа – на соседний трубопрокатный завод.

В доме при церкви размещались приходская и воскресная школы, библиотека-читальня, книжный магазин и склад; работали два любительских хора из рабочих и миссионерские курсы. Настоятелем с года освящения служил прот. Петр Алексеевич Миртов, известный церковный публицист и редактор журналов братства.

23 января 1920 в притворе был освящен придел для служб зимой. В октябре 1930 церковь, ставшая обновленческой, закрыта. Часовня у вокзала в 1925 снесена, и на ее месте водружен в 1949 памятник Ленину.

Летом 1989 храм возвращен верующим; в Пасху 1990 в нем состоялась первая служба. 2 апреля 1991 на купол поднят крест. Через год, 20 июня 1992, в храме отпевали известного ученого Л. Н. Гумилева.

9 октября 2014 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, при храме создано Православное общество трезвости в честь Святителя Николая Чудотворца.

Целью общества является духовно-нравственное просвещение, а так же помощь людям, страдающим от зависимостей, и их родственникам. Каждую пятницу, в 18:00, в храме совершается молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», после акафиста проходит беседа для всех желающих.

Наше общество трезвости участвует также в ежегодных традиционных крестных ходах трезвенников. Так, например, каждый год в июле проводится крестный ход в память апостола трезвости священника Александра Рождественского. Отец Александр основал в 1898 году самое известное в нашей стране Александро-Невское общество трезвости при Воскресенском храме у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. В 1905 году в год смерти основателя число членов этого общества превышало 70 тысяч человек. Ежегодно верующие проходят с молитвой от храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала до храма преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте.

Традиционным стал уже крестный ход трезвенников в Московском Парке Победы с чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», прибывающей из Серпухова, в 2019 году он проходил 2 марта.

—————————

23 мая 2019 года в петербургской студии телеканала «Союз» в программе «Беседы с батюшкой» на вопросы телезрителей отвечал настоятель нашего храма о.Феодор (Кузнецов). Тема выпуска «Приходское общество трезвости». Предлагаем вам посмотреть выпуск программы:

Также предлагаем вам посмотреть документальный православный фильм «Утерянная добродетель», который освещает взгляд Православной церкви на проблему алкоголизма в нашем обществе. Фильм создан Общероссийской общественной организацией «Общее дело».

Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви
Все меньше горожан помнят, где стояла на Вознесенском проспекте красивая белая церковь с большим куполом и стройной колокольней – интересный памятник архитектуры XVIII века. Много лет минуло с 10 июня 1935, когда под самое Вознесенье она была закрыта и в сентябре 1936 взорвана, чтобы уступить место уныло-казенным школьным зданиям.
Было этой церкви двести с лишним лет, ибо еще при Петре I на берегу Глухой речки для рабочих Адмиралтейства поставили в «переведенских» (от «переведенцев», т. е. переселенцев) слободах походную церковь. В 1728 по проекту И. К. Коробова рядом с нею был заложен деревянный храм, обитый внутри холстом и расписанный адмиралтейскими художниками, которые исполнили также образа. Этот скромный храм освятил 20 марта 1729 епископ Псковский Рафаил. Через год на здании появился шпиль, сделанный по проекту И. И. Сляднева, а внутри – придел вмч. Иоанна Воина. До 1746 при храме было свое кладбище, от которого к началу XX века уцелела лишь могила первого священника.
Среди прихожан в 1751 возник замысел выстроить трехпридельную каменную церковь, но лишь 4 июня 1755 ее удалось заложить по проекту А. Ф. Виста. В ходе работ 14 июля 1758 из-за «худого кирпича» рухнула возводимая ярославскими каменщиками колокольня, что приостановило строительство. Его продолжил А. Ринальди, внесший в проект свои изменения. Много усилий и средств вложил в постройку староста – купец А. П. Березин.

Только 30 июля 1764 был освящен первый придел вмч. Иоанна Воина с почитаемой иконой, a 25 сентября 1765 – придел Божией Матери «Утоли моя печали», где находился чтимый список чудотворного образа из московской церкви свт. Николая в Папышах, украшенный в 1820 прекрасным киотом из восьми пудов серебра работы ювелира А. Помо. Наконец, 28 мая 1769 настала очередь главного придела, образа в котором исполнил известный М. Л. Колокольников. Арки в церкви были украшены лепными фигурами ангелов; пол покрыт чугунными плитами. Колокольня была окончена только в 1787 году. На углу, у канала, в 1796 выстроили часовню. В 1885–1886 ее переделал Г. И. Карпов; тогда внутри поставили иконостас, вырезанный Райским, с образами кисти Баркова.
Первую крупную перестройку церкви произвел Л. Руска. Начиная с 1807, он удлинил боковые приделы, сделал церковь теплой, изменил завершение здания, в связи с чем потребовался новый четырехъярусный иконостас (резчик – Федор Кретьен) в стиле ампир с дополнительными образами. Тогда же интерьер был заново расписан и украшен лепкой (ее выполнил Иван Журкин); в нем убрали чугунный пол и повесили хрустальные люстры. 26 января 1813 церковь была снова освящена митрополитом Амвросием. 10 тыс. руб. дал староста купец И. В. Вечерухин.
В 1852 В. Е. Морган решил перестроить храм в русском стиле, но ему пришлось ограничиться лишь переделкой алтарной части и возвышением на ярус иконостаса. Последующими работами руководил Сапегин, который в 1860–1861 возвысил купола и изменил форму фонарика.
В 1869 Р. Ф. Виноградов украсил новой живописью стены и написал по эскизу Ф. Г. Солнцева плафон.
Последние изменения в архитектуру здания внес Р. Л. Першке, пристроивший в 1898 к алтарю ризницу и архив. В 1903 на колокольне смонтировали часы.
Из святынь, кроме вышеназванных, в храме имелся серебряный крест XVII века с вложенными в него мощами. Сохранялась и первоначальная утварь из серебра (частью привезенная из Москвы, частью подаренная), хотя в 1861 была пожертвована новая, более богатая, сделанная в мастерской Ф. А. Верховцева. Уральские заводчики Г. А. и А. Г. Демидовы поднесли храму серебряные сосуды, украшенные вставками из горного хрусталя, полудрагоценных камней и эмали. Наконец, в 1904 для плащаницы была изготовлена красивая гробница из серебра и золоченой бронзы.
Дважды в год из храма шли крестные ходы к приписным часовням: 25 мая – к часовне св. Александра Невского (1867) на ныне снесенном Ново-Александровском рынке, где в 1889 был поставлен киот с образом св. Владимира; 17 июля, в память о холере 1848 года, – к деревянной часовне свт. Николая, возведенной в честь коронования Императора Николая I на Никольском рынке, где в 1905 тоже был сделан киот с образом Божией Матери «Умиление злых сердец», а также на Лиговский рынок. Еще одна – металлическая – часовня св. Александра Невского стояла близ Юсупова сада, на Садовой улице. Она была выстроена Российским обществом спасения на водах в 1895 по проекту П. С. Купинского в память Александра III.
С 1870 при церкви действовало Общество попечения о бедных, содержавшее в собственном доме женскую богадельню, детский приют-школу и курсы церковного пения с большим народным хором под руководством И. С. Соловьева. С 1911 в храме собирались и 4 сентября служили литургию члены братства свт. Иоасафа Белгородского, которое затем переехало в часовню при Биржевой больнице на Васильевском острове.
Более полувека (до 1908) прослужил в храме прот. Александр Алексеевич Черенский, опытный и любимый прихожанами духовник, которого сменил известный богослов проф. прот. Николай Васильевич Покровский. В 1914–1925 настоятелем был прот. Павел Павлович Виноградов, несколько раз репрессированный большевиками.
20 сентября 1923 указом Патриарха Тихона церковь, которой через два года завладели обновленцы, получила статус собора. Ныне восстановлено прежнее название проспекта, но восстановить собор не удастся, очевидно, уже никогда, ибо в 1934–1936 арх. А. Л. Лишневский выстроил на его месте среднюю школу. Обе часовни св. Александра Невского закрыты в 1924 и затем снесены.
Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1446; Оп. 4. Д. 1063; Ф. 796. Оп. 45. Д. 215; Оп. 165. Д. 1329; Оп. 179. Д. 2038; Ф. 797. Оп. 1. Д. 3390.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 8. Д. 212; Оп. 14. Д. 191; Оп. 15. Д. 169; Оп. 16. Д. 84.
Литературные источники
ИСС. 1875. Т. 4. С. 21–37.
ЛМХ. Вып. 4. С. 109–113.
Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1984. С. 154.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 69–72.
Периодика
ПХМ. 1813. С. 364, 375.
ЦЛДБ. 1869. № 23. С. 353–359, 387–392.
ПЛ. 1876. № 262.
Нива. 1878. № 16. С. 270.
ВПГ. 1895. № 263; 1896. № 100.
ПрЦВ. 1904. № 3. С. 84–87.
Авторы Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич
Персоны Александр III, император
Амвросий (Андрей Иванович Подобедов), митрополит
Барков
Верховцев Федор Андреевич
Виноградов Павел Павлович
Виноградов Роман Федорович
Виноградов Роман Федорович
Вист Александр Францевич
Вист Александр Францевич
Демидовы
Журкин Иван
Карпов Григорий Иванович
Колокольников Мина Лукич
Коробов Иван Кузьмич
Кретьен Федор
Купинский Петр Станиславович
Лишневский Александр Львович
Морган Василий Егорович
Николай I, император
Першке Роберт Людвигович
Петр I, император
Покровский Николай Васильевич
Помо А.
Райский
Рафаил (Заборовский), митрополит
Ринальди Антонио
Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
Сапегин Михаил Иванович
Сляднев Иван Иванович
Солнцев Федор Григорьевич
Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
Черенский Александр Алексеевич
Адреса Вознесенский пр./Санкт-Петербург, д. 34-а
кан. Грибоедова наб./Санкт-Петербург
Предметный указатель Ювелирная мастерская Ф. А. Верховцева
Адмиралтейство
Никольский рынок
Общество спасения на водах
Братство свт. Иосафа Белгородского
Биржевая больница
Обновленцы
Вознесения Господня церковь
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *