Волоколамск впервые упоминается в Суздальской летописи 1135 г. как «Волок на Ламе». Город был основан новгородцами на торговом пути из новгородских земель в Волго-Окский бассейн. В центре Волоколамска, на высоком холме находится бывший земляной кремль с белокаменным Воскресенским собором (XV в.). В восточной части Волоколамска, на небольшом холме расположена церковь Рождества Богородицы на Возмище (XVI в.). К западу от кремля — Покровская церковь (XVII в.) в стиле московского барокко.

В 25 км к северо-востоку от Волоколамска, в селе Теряево находится Иосифо-Волоколамский монастырь (основан в 1479 г. Иосифом Волоцким), один из крупных политических и духовных центров России XV-XVII вв. В монастыре покоятся мощи преподобных Иосифа; также погребены князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным; архиепископ Новгородский Феодосий; глава опричников Малюта Скуратов; помещица села Ярополец Наталья Ивановна Гончарова (тёща А.С. Пушкина). 2 июня 2003 г. в Иосифо-Волоцком монастыре открыты мощи преподобного Иосифа Волоцкого и положены в раку в нижнем храме Успенского собора.

Также в Волоколамском районе находится село Спирово — родовое имение преподобного Иосифа, пожалованное его прадеду Александру Санину Дмитрием Донским. После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей. Когда преподобный Иосиф с братией в 1479 г. пришел на землю Волоцкого князя Бориса Васильевича и с его согласия основал здесь монастырь, то первым пожертвованием Бориса Васильевича монастырю в октябре 1479 г. было село Спирово. Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа. В селе находится храм Введения Пресвятой Богородицы (середина XIX в.) и Богородичный святой источник с купальней. В трапезной храма сохранился пол из орнаментированных чугунных плит. Резные деревянные иконостасы главного престола и приделов выполнены в XIX в. Также в храме находится удивительная деревянная скульптура св. Николы Можайского в архиерейском облачении в человеческий рост (XVI — XVII вв.).

Сбор группы в 08:15. Отправление в 08:30 от Киевского вокзала. Прибытие в город Волоколамск. Обзорная экскурсия по городу с посещением Кремля — уникального памятника русского зодчества, основанного Андреем Боголюбским. Посещение Никольского собора (XIX в.): построен из красного кирпича, украшен декоративными элементами, характерными для московского барокко XVII в., в экспозиции музея сохранен фрагмент росписи конца XV в., выполненной учениками выдающегося мастера фресковой живописи Дионисия. Знакомство с архитектурой белокаменного Воскресенского собора (XV в.), храма Рождества Богородицы на Возмище (XVI в.). Переезд в Иосифо-Волоцкий монастырь (XV в.). Знакомство с историей возникновения обители, с жизнедеятельностью ее основателя — преподобного Иосифа, архитектурой монастыря: Успенский собор (декорирован изумительными изразцовыми поясами – «павлинье око», внутренняя роспись храма выполнена палехскими мастерами) – XVII в.; Богоявленская церковь (XVII в.); Храм Петра и Павла (XVI в.); Германова башня – место заточения преподобного Максима Грека — публициста, писателя и филолога. Отъезд в село Спирово, родовую вотчину семьи Саниных. Посещение Введенского храма (Вы сможете поклониться иконе Святителя Николая), святого источника с купелью (купание – по желанию). Отъезд. Прибытие в 18:30 (ориентировочно).

В стоимость входит:

  • Транспортное обслуживание
  • Экскурсионное обслуживание
  • Входные билеты в музеи

Стоимость тура от 2 950 рублей

Георгиевский приход села Матвеево. Пятьсот лет истории.

Село Матвеево — одно из красивейших мест Спировского района Тверской области. Расположено оно на открытой возвышенности в 6 километрах от районного центра посёлка Спирово. В центре села возвышаются два величественных храма: Преображения Господня (слева на фото) и Георгия Победоносца, входящих в состав комплекса Георгиевско — Чудинского погоста.

Приход храма Георгия Победоносца и великомученицы Варвары известен с 1545 г. как погост Георгиевско-Чудинский. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1545 г. погост Георгиевский Чудини описывался так: «В Чюдини же погост, а в нём церковь Егоргий Великий, а церковных дворов на погосте: двор поп Левонтей, двор Дияк церковной Васка, двор пономарь, двор проскурница, пашут на погосте землю церковную, в обжи не положена».

Писцовая книга 1582-83 гг. так же приводит сведения о Чудинском погосте: «Погост Егорьевский в Чюдинех, волостка Матфеевская Доможирово… Погост в Чюдинех. А на погосте церковь страстотерпца Христова Георгия, деревяная в верх. А в церкве образы и свечи и книги приходные. Да в погосте ж двор поп Семён, двор пономарь, двор проскурница, келья старицы Олександры Ивановы жены Садыкова, да три кельи, в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьи. Пашни церковные десять чети в поле, а дву по тому ж; сена десять копен. В обжи церковная земля не положена».

Кроме Георгиевской церкви в Чудинех в писцовой книге 1582-83 гг. упомянут и погост в Воронине, «а на погосте церковь Николы Чудотворца деревяная в верх». В XIX веке в селе Воронье была устроена каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В предвоенные годы храм был взорван. Обломки от лепнины этой церкви сейчас хранятся в Музее сельского прихода с. Матвеево.

В конце XVII в. существовавшая на погосте деревянная церковь Георгия Победоносца сгорела, и на её месте невредимыми были обнаружены две иконы — Преображения Господня и Богоматери Владимирской. Документы сохранили для нас дату этого события — 1691 г. Стех пор оба этих образа почитались как чудотворные, но были утрачены в 1972 г. Незадолго до этого из иконостаса Преображенской церкви с. Матвеево была украдена икона Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в. Её при обследовании храма просили сотрудники музея Андрея Рублёва, но староста церкви икону не отдала, надеясь на скорое открытие храма. Но вскоре последовала кража. Икона появилась в одном из каталогов древнерусской живописи спустя несколько лет, но её происхождение значилось, как неизвестное.

В 1731-32 гг. взамет обветшавшего деревянного храма, построенного в 1691 г. помещик Пётр Осипович Давыдов устроил новый трёхпрестольный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Георгия Победоносца. В архиве прихода хранилась грамота, разрешающая строительство храма, подписанная Новгородским Митрополитом Феофаном Прокоповичем, известным деятелем эпохи Петра Великого.

В XVIII — XIX вв. приходскому храму благодетельствовал род дворян Карачинских. Владельцы соседнего сельца Чёрный Ручей отец и сын Егор Михеевич и Николай Егорович Карачинские на свои средства заменили кровлю, а затем и капитально отремонтировали Преображенскую церковь. Николай Егорович Карачинский, участник войны 1812 г., предлагал прихожанам выстроить новую каменную церковь, но те за неимением средств «к вспомошествованию отказались». И всё же память народная приписывает строительство Георгиевской церкви Н.Е. Карачинскому «герою турецкой битвы». По народному приданию он выстроил этот храм по данному им обету. Семья Карачинских была погребена в особой усыпанице под деревянной Преображенской церковью.

Но в 1853-54 гг. другой Матвеевский помещик отставной штабс-капитан Кинтилиан Иванович Давыдов возглавил стротельство первого каменного храма в с. Матвеево. Двухпридельная каменная церковь с колокольней строилась на средства местных крестьян и помещиков — четы Энгельгардтов, владевших усадьбой Чёрный Ручей, их родственников Карачинских, помещиков села Ильинское Зашегринье (современный Вышневолоцкий район) и М.И. Рукиной. На праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1861 г. был освящён левый престол Рождества Богородицы. Через три года, в 1864 г. так же на праздник Рождества Богородицы был освящён второй правый престол храма во имя Преображения Господня. В этом же году ветхая деревянная Преображенская церковь была разобрана.

Через год после освящения Преображенского престола, в 1865 г. барон Василий Богданович Энгельгардт начал строительство второго приходского храма во имя Георгия Победоносца и Великомученицы Варвары. Храм этот стал родовой усыпальницей дворян Карачинских и баронессы Варвары Николаевны Энгельгардт, урождённой Карачинской, скончавшейся в августе 1864 г. Сюда в родовой склеп были перенесены останки её деда и бабки поручика Е.Н. Карачинского и А.Н. Карачинской-Давыдовой, а так же отца Н.Е. Качинского и брата подполковника Евграфа Карачинского.

Храм был освящён 8 сентября 1869 г. На освящении присутствовал строитель храма, военный и гражданский губернатор г. Ковно барон В.Б. Энгельгардт. Здесь же в родовой усыпальницы подле останков своей супруги он и нашёл своё последнее упокоение. В Георгиевской церкви с. Матвеево хранится образ великомученицы Варвары, написанный в Санкт-Петербурге. По приданию он был списан с портрета баронессы В.Н. Карачинской.

В конце XIX в. на приходе служил священник Антоний Зосимовский, составивший «Летопись Георгиевско-Чудинского погоста». В начале XX столетия настоятелем прихода стал священник Александр Рудаков, сын матвеевского священника Арсения Андреевича Рудакова. Брат о. Александра протоиерей Иоанн Рудаков в советское время был настоятелем Петропавловского собора г. Гатчина Ленинрадской области.

В 1931 г. с колокольни Преображенской церкви были сняты колокола. Местные говорили, что их отвезли на переплавку в Германию. Когда снимали большой колокол, то он сорвался и упал рядом с колокольней и почти наполовину вошёл в землю. Приход продолжал действовать вплоть до 1935 г. В 1937 г. в закрытых Матвеевских храмах монахиня Успенской Спировской киновии Казанского женского монастыря Евдокия Ершова организовала Богослужения, за что она была арестована и заключёна в концлагерь.

В годы Великой Отечественной войны верующие Матвеевского прихода продолжали совершать в храме самостоятельные службы, собирали деньги на помощь фронту. 21 июля 1944 г. уполномоченный по делам РПЦ В. Хевронов зарегистрировал Преображенско-Георгиевскую общину с. Матвеево. Первым её настоятелем стал священник Александр Викторович Смирнов. Вскоре он принял постриг с именем Сергий и был хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Взамен себя он прислал в село Матвеево священника Михаила Ивановича Белова.

На приходе о. Михаил прослужил вплоть до 1962 г. За эти годы он не раз помогал людям, одержимым нечистыми духами. Сохранились письма исцелённых по его молитве людей. В 1962 г. его из-за конфликта с уполномоченным по делам религии перевели в с. Турны Бологовского района, но он отказался ехать, считая перевод его на другой приход нецелесообразным. За это отца Михаила отчислили за штат. Последним священником храма стал Михаил Логинович Фёдоров, но он прослужил недолго, всего несколько месяцев, и был переведён в с. Кострецы Максатихинского района.

Вплоть до 1972 г. прихожане боролись с местной и областной властью, отстаивая свой приход. Организатором борьбы была староста прихода Наталья Николаевна Ипполитова, именно она не отдала сотрудникам музея Андрея Рублёва икону из храма, надеясь, что храм всё же откроют. Но этому не суждено было свершиться. В 1972 г. приход был снят с регистрации, а часть утвари вывезена в Боговленский собор г. Вышнего Волочка.

Вновь приход был воссоздан в 1988 г. Первым его настоятелем стал священик Фёдор Лищенюк. В 1995 г. его сменил о. Александр Рожок, а с 2000 г. настоятелем Георгиевского прихода служит протоиерей Михаил Ивлев

В 2007 г. отцу Михаилу было поручено духовное окормление соседнего с Матвеево Георгиевского прихода села Бирючёво, оставшегося после смерти священника Иоанна Лопакова без настоятеля. С 2008 г. в Бирючёве под руководством о. Михаила ведётся строительство часовни памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам во имя Благоверного Князя Александра Невского. В настоящее время строительство часовни почти завершено.

С 2008 г. ведёт восстановление комплекса погоста Георгиевского близ села Бирючёво.

Георгиевский погост близ с. Бирючёво расположился на древнем городище. В наши дни на торговой площади села находят различные монеты, самая древняя из них датирована временем Ивана IV Грозного. В смутное время погост был стёрт с лица земли.

В 1625-27 гг. погост описывался так: «На Царя и Великого князя земле погост в Бирючеве, а на погосте церковное место страстотерпца Христова Георгия, а в нем пашни церковные земли 20 четвертей, да лесом поросло 10 четвертей, и обоего 30 четвертей в поле, а в дву потому ж земля худа, сена 30 копен, лесу пашенного 5 десятин, а непашенного 10 десятин, а в сошное письмо та земля против старых книг не положена».

Бирючёвские пустоши были отданы на заселение карелам. Так деревни Бирючёво, Волхово, Стешково, Трубино стали полностью карельскими. Переселенцы возвели на погосте и деревянную церковь, которая была посвящена всё так же великомученику Георгию.

Взамен ветхой, 1775 г. постройки Георгиевской церкви, крестьянами Георгиевского погоста с. Георгиевского в 1852 г. была начата постройка каменного храма. Строился он по проекту одобренному Министром Его Величества Императорского двора князем Волконским, а сам проект прошёл через руки Государя Императора. Но, что удивительно пятиглавый Георгиевский храм в с. Георгиевском был построен только на народные средства. Освятили его в 1860 г. В Георгиевской церкви сохранилась живопись по мотивам картин художника Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая», выполненных художником академической школы в начале XX в.
Вторая Ильинская церковь с колокольней была закончена 1872 г. Её строительство было начато на месте древней деревянной церкви в 1870 г. на средства Новоторжского купца Даниила Ершова. Его семейное захоронение сохранилось у северной стены храма.
В начале XX века на приходе служил псаломщиком Николай Дамаскин. Сюда он переехал вместе с семьёй сразу после назначения, и здесь прошло дество священномученика Владимира Дамаскина. О. Владимир служил в с. Островно Вышневолоцкого уезда. Батюшка был расстрелян страшной зимою 1937 г. В селе Георгиевском родился брат о. Владимира священник Александр Дамаскин. Он так же принял мученическую кончину в 1937 г.

Последним священником храма стал о. Николай Постников (+1954 г.). До своей кончины он совершал танства в окрестных деревнях погоста. В храме службы уже не проводились. Ильинская церковь стояла закрытой, а Георгиевская использовалась под склад. В конце 1990х гг. священник с. Бирючёво о. Иоанн Лопаков пытался начать реставрацию храмового комплекса, но недостаток средств и здоровье не позволили ему это сделать. Лишь в 2008 г. реставрационные работы были продолжены и не прекращаются по сей день.

В 2000 году при Георгиевском приходе был основан краеведческий музей, который в 2005 г. в год празднования 465-летия с. Матвеево был переименован в музей Сельского прихода. Он разместился в здании бывшего Чудинского земского начального училища, открытого в с. Матвеево в 1884 г. Как отмечают специалисты, музеев такого профиля нет в Тверской области и за её приделами.

В музее создана экспозиция, посвящённая истории Георгиевско-Чудинского прихода, воссоздан интерьер крестьянской избы жителя прихода начала XX в. В выставочном зале представлена постоянная выставка «Храмы и усадьбы Спировского края», на которой можно увидеть фотографии храмов, часовен и усадеб Спировского района, а так же фрагменты художественной резьбы, ковки, изразцов из усадеб архитектора С.И. Чевакинского — Вёшки и участника войны 1812 г. Н.М. Свечина — Дубровка, усадьбы баронов Энгельгардтов — Чёрный Ручей, Георгиевской церкви с. Георгиевского (Новгородка) и Петропавловской церкви с. Тарасово. Так же на выставке представлено росписное тябло из полуразрушенной деревянной Христорождественской церкви с. Селище-Хвошня.

В 2008 г. по инициативе прихода был проведён крестный ход из Богоявленского собора Вышнего Волочка в село Матвеево со списком с чудотворной иконы преподобного Нила Столобенского. Сама икона хранится с 1972 г. в Богоявленском соборе. Эта икона была написана в 1911 г. в память о явлении преподобного Нила помещику сельца Чёрный Ручей Василию Ивановичу Бажанову монахами Нило-Столобенской пустыни. Икона была пожертвована в Георгиевско-Чудинский погост, где и хранилась до закрытия храмов в 1972 г.

В 2008 г. в год 100-летия явления преподобного Нила художником Анатолием Касьяновым с иконы был написан список и торжественно перенесён с крестным ходом в село Матвеево. В икону, освящённую на мощах преподобного в Ниловой Пустыни, вложен ковчежец с частицей мощей преподобного Нила.

В парке имения Чёрный Ручей на месте явления преподобного Нила Столобенского в 2008 г. был восстановлен и освящён колодец с чистой родниковой водой.

А в 2012 г. на месте усадебного дома планируется установить памятный знак в честь 200-летия войны 1812 г. Память о том, что здесь в Чёрном Ручье жил участник Тверского ополчения, защищавшего в 1812 г. подступы к Москве, участник заграничного похода Русской армии, отличившийся в боях под Берлином и Гамбургом, корнет Николай Егорович Карачинский должна жить в людях.

На приходе установлены и несколько памятных крестов. Первый из них был установлен в парке Чёрного Ручья в 2003 г. Изготовили его Денис Ивлев, Стас и Алексей Горомовы. В день иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» крест был с крестным ходом принесён в Чёрный Ручей и установлен близ фундамента одной из усадебных построек. Освящён он в память о явлении здесь преподобного Нила Столобенского в 1908 г. и в память стоявшей в парке Чёрного Ручья часовни.

Второй памятный крест был поставлен в д. Чудины. По местным приданиям в центре деревни некогда стоял деревянный храм. Местные жители до сих пор указывают пруд, куда упал колокол с колокольни церкви, когда ту разбирали. Крест был установлен в 2008 г. Изготовили его житель деревни Павлов Виктор Васильевич и Денис Ивлев. В закрытом магазине, который стоит на этом месте, жители деревни устроили часовню, где проводятся богослужения.

Третий памятый крест устроен в д. Стешково на том месте, где стояла часовня пророка Илии. Само здание часовни теперь стоит через дорогу, его переделали под жилой дом, но понять, то что это было культовое сооружение и теперь ещё можно. Крест изготовили и установили местные жители. Освятил его настоятель прихода протоиерей Михаил Ивлев.

В д. Трубино, которая в начале XX века относилась к погосту Георгиевско-Чудинскому сохранилось деревянное здание Часовни Тихвинской иконы Божией Матери. Ежегодно в день Тихвинской иконы Богоматери в этой часовни совершаются молебен и освящение воды. По традиции жители деревни в этот день к приезду священника готовят трапезу. Буквально недавно часовня передана приходу. Ведутся ремонтные работы.

Вторая приходская часовня — в честь пророка Божия Илии находится в д. Стешково. В годы Советской власти она была переоборудована под жилой дом и перенесена через дорогу от своего исторического места. Но черты церковной архитектуры сохранились за часовней. Сейчас на месте часовни установлен поклонный крест. Ведётся работа по передаче здания часовни её хозяевами для совершения богослужений.

К 15-летию служения в священном сане протоиерей Михаил Ивлев Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был награждён Орденом Св. Благоверного Князя Даниила Московского. За заслуги перед Церковью отец Михаил был так же награждён набедренником, камилавкой, наперсным крестом, а так же грамотой с архиерейским благословением.

Мы приглашаем паломников и туристов посетить село Матвеево, побывать в музее Сельского прихода, поклониться чудотворной иконе преподобного Нила Столобенского, испить родниковой водицы из святого колодца, окунуться в атмосферу жизни старинного села на проторах древнего Спировского края.

Православный календарь:

Храм святого благоверного князя Александра Невского (поселок Княжье Озеро). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Одигитрия «Путеводительница», Тихвинская.

Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь (село Теряево) — одна из ярчайших жемчужин земли Русской. Основан 1 (14) июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, крупнейшим писателем богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем Православия. Монастырь явился воплощением представлений игумена Иосифа об идеальной обители, которая должна быть не только очагом духовности, но и крупным культурным и хозяйственным центром. Личность преподобного Иосифа определила ту исключительную роль, которую играл монастырь в жизни Русского государства, оказывая влияние не только на церковное, но и на государственное строительство. В его истории бывали периоды подъема и спада, но никогда он не утрачивал своего значения и всегда хранил верность заветам своего основателя: не замыкаться в себе, а нести свет духовного просвещения окружающему миру. На широкой равнине, отражаясь в зеркальных водах больших прудов, окруженных вековыми могучими деревьями, стоит Иосифо-Волоцкий монастырь — живой свидетель более чем полутысячелетней истории нашего Отечества, крепость веры и твердыня духа.

Божественная литургия.

Святыни монастыря: святые мощи преподобного Иосифа, вериги преподобного Иосифа, Волоколамская икона Божией Матери.

Экскурсия по монастырю. Посещение Музея Библии.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово, находящийся на месте маленького Богородичного монастыря, основанного преподобным Иосифом Волоцким в версте от главной Успенской обители. Храм в Спирово после революции не закрывался, его духовенство пострадало от репрессий, но это святое место, по промыслу Божию, никогда не подвергалось осквернению. В годы гонений сюда стекались наиболее чтимые святыни из разоряемых окрестных церквей. Здесь нашел свое пристанище чудотворный образ Николая Можайского из Воскресенского собора Волоколамского Кремля, древняя икона преподобного Иосифа Волоцкого из его монастыря, икона преподобного Серафима Саровского, освященная в Дивеево в 1903 году при прославлении великого старца, икона святителя Спиридона Тримифунтского и другие святыни.

Рядом с храмом святой источник.

Храм Троицы Живоначальной в селе Язвище, родине преподобного Иосифа Волоцкого, чудотворца. Святыни: чтимые икона с мощами св. блж. Матроны Московской, икона блгв. князя Олега Брянского, икона новомученников Язвищенских Владимира, Феодоры и Татианы.

Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас!

Село Спирово (названное в честь Святителя Спиридона Тримифунтского) являлось родовым имением преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованным его прадеду Александру – «Сане» святым благоверным князем Димитрием Донским.

После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей. Когда преподобный Иосиф с братией в 1479 году пришел на землю Волоцкого князя Бориса Васильевича. Первым пожертвованием Бориса Васильевича в октябре 1479 года было село Спирово. В жалованной грамоте говорится: «Се аз князь Борис Васильевич пожаловал есми игумена Иосифа или кто по нем иной будет, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою со всем с тем, что к оной деревни потягло из старины…» Деревня Спирово освобождается князем от податей, и «ведает и судит игумен Иосиф свои люди сам.»

В конце XV — начале XVI века преподобным Иосифом в селе был устроен Введенский Божедомный богорадный монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы . Введенский монастырь получил право содержания от большого Успенского монастыря.

По благословению настоятеля и соборных старцев в храме отпевали и хоронили скончавшихся от голода или несчастных случаев бездомных людей.

«Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы»,

— писал Н. М. Карамзин о подобных монастырях.

Во Введенском монастыре был построен специальный храм под названием «Дом Божий», в котором была выкопана глубокая могила, где по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев Бога ради отпевали и хоронили бездомных людей, скончавшихся от голода, от несчастных случаев. Здесь возносились молитвы за «души сирых и убогих и младенцев некрещенных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших» (Синодик 1685 года). «Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы», — писал Н.М.Карамзин о подобных монастырях. Во время голода 1570 года в монастыре из 12 иноков остался один (в Большом Успенском монастыре за три года умерло около 300 монахов). Некому было отпевать и хоронить. В это время, очевидно, монастырь перестал существовать, а Введенский храм стал приходским.

Каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами во имя Святителя Николая (северный) и святителя Димитрия Ростовского (южный) была построена на средства прихожан в 1825 году, колокольня — в 1849 году.

Интерьер церкви Введения Пресвятой Богородицы

В алтаре

Интерьер церкви Введения Пресвятой Богородицы

Северный придел во имя Святителя Николая

Южный придел во имя Святителя Димитрия Ростовского

Здание в стиле классицизма чрезвычайно своеобразно благодаря необычайной форме ярусной храмовой части. В ее основе лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток-запад, один из которых занят хорами. Массивный световой барабан над средокрестием опирается на систему ступенчатых подпружных арок. Деревянный резной 6-ярусный иконостас устроен в 1896-1899 годах.

Иконостас

На колокольне было шесть колоколов, из которых, как свидетельствует надпись, древнейший – весом в семь пудов был отлит в 1695 году, «вседневный» весом в 24 пуда – в 1776 году, большой колокол весом в 208 пудов – в 1850 году, остальные колокола без надписи.

Вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины. По данным 1877 года, при церкви существовала церковно-приходская школа, а по сведениям 1914 года – была уже и земская школа. Ежегодно в престольный праздник 21 ноября в Спирово устраивалась ярмарка.
Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.
После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, находившийся прежде в Воскресенском соборе Волоколамска, и икона преподобного Иосифа, ранее бывшая в монастыре, а теперь пребывающая в спировском храме, с пением обносится вокруг церкви, а затем бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.

Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи. Но в 1813 году по просьбе горожан Волоколамска архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осенью – в память избавления города от войск Наполеона. Вот как описывает этот крестный ход Н.А.Рождественский: «За два дня шестого воскресенья по Святой Пасхе Волоколамск начинает оживляться. Отовсюду стекает народ и густыми массами обходит городской вал, где стоит собор. В народе есть какой-то древний обычай, обязывающий каждого богомольца до крестного хода обойти вал три раза, прочитав при этом разные молитвы, что свято и исполняется. С первым же звуком колокола к вечерне народ стремится в собор к Угоднику. На другой день, в субботу, после обедни, в 11-м часу, начинается благовест, возвещающий о начале крестного хода. Жители города в праздничных одеждах перемещаются с пришедшими из деревень богомольцами, покрывая собой всю соборную площадь. Затем выносят из собора образ Святителя Николая, хоругви и иконы; выходит духовенство в парадном облачении, и начинается крестный ход, предшествуемый хоругвями и образами из других городских церквей и сопровождаемый пением и колокольным звоном во всех церквах. На черте города духовенства переменяет облачение, и в то же время хоругви и образа приходских церквей возвращаются назад, а шествие крестного хода в чинном порядке продолжается далее. Тут увидите более десятка тысяч человек под влиянием одного благоговейного религиозного чувства, идущих вслед за образом Угодника Божия. Не доходя около двух верст до монастыря, близ рощи, духовенство вновь надевает праздничные ризы и ход в торжественном виде близится к монастырю. Вслед за этим колокол монастыря предупреждает о появлении крестного хода, и еще несколько минут взор каждого поражает величественная и умилительная картина. Перспективно открывается живописный вид монастыря, площадь пред которым на версту усеяна бесчисленным множеством народа. Архимандрит с братиею в полном облачении, предшествуемые иконою преподобного Иосифа и хоругвями, идут в сретение Чудотворца Николая. При этом городское духовенство поет хвалебные песни преподобному Иосифу, а монашествующие – Святителю Николаю. При сближении крестный ход останавливается: монахи служат молебен Угоднику Николаю, прикладываются к образу его, здороваются с городским духовенством и все вместе отправляются в обитель. Потом священно- и церковно- служитель городские расходятся по келлиям, заранее приготовленным для них, а богомольцы размещаются в монастырской гостинице м в домах при монастыре, самая же большая часть народа располагается на открытом воздухе близ ограды. Всенощную служат в верхней церкви собора монахи, а утреню и раннюю литургию совершают городское духовенство в нижней церкви, где почитают мощи преподобного Иосифа, и по окончании литургии служат с акафистом молебен святому Иосифу. После поздней обедни архимандрит с братиею сходят в нижнюю церковь, ставят на середину образ Святителя Николая и, отслужа также с акафистом молебен Угоднику, прикладываются к образу его, потом выносят образ из церкви и, проводив его за монастырские врата, служат еще краткий молебен и затем, приложившись к образу и простившись с городскими священниками, возвращаются в монастырь, а крестный ход при колокольном звоне отправляется по дороге в город и, пройдя за рощу, духовенство, как, прежде, сменив ризы.
В каждом селении, на каждом поле, лежащем на пути, служатся с водосвятием молебны Святителю Николаю.
Когда с соборной колокольни увидят приближение крестного хода, тотчас начинается благовест и оставшиеся в городе жители спешат навстречу Угоднику Божию, а в то же время выносят из приходских церквей хоругви и образа. На черте города духовенство облачается в праздничные ризы и при звоне всех городских колоколов крестный ход медленно, в строгом торжественном порядке входит в город, где против церкви Рождества Христова служится с акафистом молебен с коленопреклонением, потом вносят образ Святителя Николая в собор, и затем крестный ход заканчивается…» Храм никогда не закрывался. После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово. В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора.

Древний резной образ Святителя Николая

Молебен с акафистом Свт. Николаю Чудотворцу

Икона Святителя Николая Чудотворца

Икона Преподобного Иосифа Волоцкого, ранее находившаяся в монастыре (до его закрытия)

Введенский храм села Спирово стал хранителем великих святынь Волоколамской земли. Отсюда в возрожденный к жизни Иосифо-Волоцкий монастырь для его освящения были принесены мощи святых, здесь долгие годы пребывает глубокочтимый в Волоколамской земле образ Святителя Николая. Здесь сохранялась и монастырская икона преподобного Иосифа. От этой святыни «зажглась» неугасимая лампада монастыря – вновь вернулась в Иосифо-Волоцкий монастырь непрестанная молитва, неустанный спасительный монашеский труд.

Роспись в храме

«Явление Христа народу» роспись в храме

В купольной части летнего храма сохранилась роспись по мотивам известной картины русского художника Александра Андреевича Иванова (1806-1858)

А. Иванов. Явление Христа народу

— «Явление Христа народу». Сюжет картины таков: Иоанн Креститель проповедует людям приход Христа. В это время в отдалении показывается Иисус Христос, и Иоанн указывает на него. Люди, слушавшие до этого Иоанна Крестителя, поворачиваются к Христу.

В северном приделе храма, находится икона Святителя Спиридона Тримифунтского

Село Спирово получило свое название в честь Святителя Спиридона Тримифунтского
Святитель Спиридон Тримифунтский, родился в конце III века на острове Кипр. В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь, совершив множество чудес, и в молитве предал душу свою Господу 12 декабря в возрасте 78 лет (ок. 348 года,). Этот день — по новому стилю 25 декабря — и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифунтского. В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским, с которым был дружен. Вместе с ним (равно как и с другими ревнителями Православия) он отстоял чистоту учения в борьбе с ересью священника Ария на Первом Вселенском Соборе в 325 г. по Рождестве Христовом. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая находится в Риме).

Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она изнашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову. Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу.

Чудесное явление Пресвятой Богородицы.
В 1986 г. в Спирово произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы. В праздник Святого Воскресенья Господня (Пасхи) по завершению крестного хода Матерь Божья предстала в притворе Храма в обличии незнакомой прихожанки необычайной красоты. После приглашения ее в Храм женщина таинственно исчезла. Люди, видевшие незнакомку, уверены, что это была Божия Матерь. На том месте установлен Крест. После этого явления для храма была написана икона «Неугасимая свеча», на которой Богородица изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой. Прихожане глубоко почитают этот образ.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница», именуемая «Неугасимая Свеча» — была написана для Введенского Храма села Спирово после чудесного явления Пресвятой Богородицы во Храме в 1986 году.
Память иконы 6 июля (23 июня по церковному календарю).

Спирово — село Волоколамского района Московской области.
Теряевское сельское поселение. Ранее: В 17 веке — село Спирово Волоцкого уезда. В 19-начале 20 века — село 2-го стана Буйгородской волости Волоколамского Уезда. В XV- XVI столетиях: Первоначально Спирово — родовое имение Саниных. Позже оно перешло на некоторое время во владение волоцких князей, пока в октябре 1479 года не было передано в дар князем Борисом Васильевичем Иосифо-Волоцкому монастырю. В самом начале 16 века Иосифом Волоцким здесь был устроен Божедомский Богородничий монастырь для погребения безродных и была поставлена деревянная церковь Введения. В 1570 году в результате чумы и голода этот храм прекратил свое существование. В XVII столетии: На 1628 год село является вотчиной Иосифо-Волоцкого монастыря. В писцовых книгах 1653 года упоминается: «104 двора, у церкви двор попов, двор дьяконов, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирнин». 13 марта 1691 года поп Логин освятил в Спирово церковь Введения Пресвятой Богородицы. В XVIII столетии: Кроме сохранившейся до наших времен церкви Богородицы, в селении существовала также старая церковь Николая Чудотворца. Ее в 1712 году перевозят на новое место — погост Георгиевский Можайской десятины. Село довольно быстро прирастает. В 1703-1705 годах количество дворов увеличивается почти в 2 раза, в селении их уже 205. При церкви в это время находим священника Семена Никифорова, дьякона Иосифа Понтелеймонова, дьячка Сергея Семенова и пономаря Никиту Михайлова. А в 1710 году упомянуты священник Иван Иванов, дьякон Иван Логинов, дьячек Федор Семенов. Ежегодно 21 ноября в селе проходит торговая ярмарка, на которую съезжаются люди с товаром с Волоцкого и ближайших уездов. В XIX- XX столетиях: То, что вы можете увидеть в Спирово сегодня — это перестроенная в камне Введенская церковь 1825 года. Вообще же весь общецерковный комплекс переводили в камень на протяжении всего 19 столетия. В 1849 году достроена каменная колокольня. А в самом конце века выстроена каменная ограда. Вместе с тем само село в 19 веке приходит в упадок. В частности, у Карла Нистрема под 1852 годом находим, что в селе, принадлежащем тогда Духовному Ведомству, всего 7 дворов и всего скорее — это дворы служителей церкви. Немного известно имен учителей Спировского училища в 19 веке. Это на 1890 год Законоучитель — Священник Александр Иванович Лебедев. Учителя: Владимир Дмитриевич Астафьев, Александр Павлович Никольский. Попечитель — Коллежский Советник Дмитрий Николаевич Шипов. Никольский проработал в Спировском училище до 1900 года, в том же году помощником учителя училища назначен Дмитрий Павлович Смиренский. На 1895 год находим, что Спирово было центром Благочиния Волоколамского уезда во главе со священником Александром Лебедевым, в которое входило 10 церквей. Именно сына Александра Ивановича Лебедева — Дмитрия Александровича Лебедева расстреляли в годы сталинских репрессий, в 1937 году. Он также, как и отец, занимался церковной деятельностью, в родном для него Спирово. В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику священномучеников.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Введенская церковь в селе Спирово в разделе «Храмы Московской области»
  • Богородичный Святой источник возле Введенской церкви в Спирово
  • Путешествие в Спирово к храму Введения Пресвятой Богородицы и Богородичному святому источнику с купальней.

    Подробный рассказ о поездке в Волоколамск, и в том числе и в Спирово.
    Все фотографии храма Введения Пресвятой Богородицы.
    Исторические сведения о храме в Спирово.
    Посмотреть на карте яндекса:
    Введения Пресвятой Богородицы церковь в Спирово.
    Село Спирово находится в Волоколамском районе Московской области, приблизительно в 2.5 км от пос.Теряево.
    Как проехать в Спирово на общественном транспорте: с Рижского вокзала до станции «Чисмена», далее автобусы № 23, 80 до конечной остановки «Теряево».
    Или с Рижского вокзала до станции «Волоколамск», далее автобусом или пешком 6 км до города, затем автобус на Клин до остановки «Теряево».
    Расписания автобусов — в
    Как проехать к храму Введения Пресвятой Богородицы на автомобиле: по Ленинградскому или Волоколамскому шоссе до Теряево.
    Из Москвы по Волоколамскому шоссе: в поселке Чисмена повернуть направо по указателю «Теряево. Иосифо-Волоколамский монастырь». Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь левее, по основной дороге около 1 км до поворота налево по указателю «Ефимьево» (монастырь будет слева). После поворота еще 1,5 км прямо до церкви.

    Если ехать на машине от Иосифо-Волоцкого монастыря, то на прекрестке двигаться прямо, переехать через шоссе, и дальше дорога приведет прямо в Спирово.

    Поездка в пос.Спирово Волоколамского района Московской обл. была также связана с путешествием в пос.Теряево в Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, в г.Волоколамск, с посещением мемориального комплекса в Дубосеково и со вторым посещением Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря в г.Истре.

    В Спирово находится храм Введения Пресвятой Богородицы и Богородичный святой источник с купальней.

    Введенская церковь входила в конце XV — начале XVI вв. в состав Божедомного богорадного монастыря, основанного преподобным Иосифом Волоцким в д. Спирово (ныне Ефимьево). Монастырь был назван так, поскольку в нем отпевали и хоронили бездомных людей. Приблизительно в конце XVI в. монастырь перестал существовать.

    Ныне существующая Введенская приходская церковь никогда не закрывалась.


    Церковь Введения Богородицы в Спирово (1810-1825 гг.).

    Спуск к святому источнику.

    Часовня над святым источником.

    Церковь Введения Богородицы в Спирово – вид от святого источника.

    Композиция Христос в темнице.

    Композиция Христос в темнице.

    От церкви Введения Богородицы в Спирово до Иосифо-Волоцкого монастыря не более трех километров, и это расстояние вполне можно проехать на велосипеде.

    О храме в Спирово.

    Село Спирово (названное в честь Святителя Спиридона Тримифунтского) — родовое имение преподобного Иосифа, пожалованное его прадеду, Александру – «Сане», Дмитрием Донским.

    После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей. Когда преподобный Иосиф с братией в 1479 году пришел на землю Волоцкого князя Бориса Васильевича и с его согласия основал здесь монастырь, то первым пожертвованием Бориса Васильевича монастырю в октябре 1479 года было село Спирово. В жалованной грамоте говорится: «Се аз князь Борис Васильевич пожаловал есми игумена Иосифа или кто по нем иной будет, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою со всем с тем, что к оной деревни потягло из старины…» Деревня Спирово освобождается князем от податей, и «ведает и судит игумен Иосиф свои люди сам.»

    В конце XV – начале XVI века преподобным Иосифом в Спирово был устроен Божедомный богорадный монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Ведения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский монастырь получил право содержания от большого Успенского монастыря.

    Во Введенском монастыре был построен специальный храм под названием «Дом Божий», в котором была выкопана глубокая могила, где по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев Бога ради отпевали и хоронили бездомных людей, скончавшихся от голода, от несчастных случаев. Здесь возносились молитвы за «души сирых и убогих и младенцев некрещенных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших» (Синодик 1685 года). «Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы», — писал Н.М.Карамзин о подобных монастырях.

    Во время голода 1570 года в монастыре из 12 иноков остался один (в Большом Успенском монастыре за три года умерло около 300 монахов). Некому было отпевать и хоронить. В это время, очевидно, монастырь перестал существовать, а Введенский храм стал приходским.

    Каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами во имя Святителя Николая (северный) и святителя Димитрия Ростовского (южный) была построена на средства прихожан в 1825 году, колокольня — в 1849 году.

    Здание в стиле классицизма чрезвычайно своеобразно благодаря необычайной форме ярусной храмовой части. В ее основе лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток-запад, один из которых занят хорами. Массивный световой барабан над средокрестием опирается на систему ступенчатых подпружных арок. Деревянный резной 6-ярусный иконостас устроен в 1896-1899 годах.

    На колокольне было шесть колоколов, из которых, как свидетельствует надпись, древнейший – весом в семь пудов был отлит в 1695 году, «вседневный» весом в 24 пуда – в 1776 году, большой колокол весом в 208 пудов – в 1850 году, остальные колокола без надписи.

    Вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины.

    По данным 1877 года, при церкви существовала церковно-приходская школа, а по сведениям 1914 года – была уже и земская школа.

    Ежегодно в престольный праздник 21 ноября в Спирово устраивалась ярмарка.

    Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.

    После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, находившийся прежде в Воскресенском соборе Волоколамска, и икона преподобного Иосифа, ранее бывшая в монастыре, а теперь пребывающая в спировском храме, с пением обносится вокруг церкви, а затем бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.

    Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоколамского монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи. Но в 1813 году по просьбе горожан Волоколамска архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осенью – в память избавления города от войск Наполеона.

    Храм никогда не закрывался. После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово.

    В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора.

    Введенский храм села Спирово стал хранителем великих святынь Волоколамской земли. Отсюда в возрожденный к жизни Иосифо-Волоколамский монастырь для его освящения были принесены мощи святых, здесь долгие годы пребывает глубокочтимый в Волоколамской земле образ Святителя Николая. Здесь сохранялась и монастырская икона преподобного Иосифа. От этой святыни «зажглась» неугасимая лампада монастыря – вновь вернулась в Волоколамский монастырь непрестанная молитва, неустанный спасительный монашеский труд.

    Места, связанные с путешествием в Спирово.


    Теряево, Иосифо-Волоцкий мужской монастырь.
    Волоколамск.
    Мемориальный комплекс в Дубосеково.
    Истра, Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь.
    В начало
    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *