Храм Спаса Нерукотворного Образа построен по проекту архитектора Косякова В.А. в начале XX в. на средства местного купца Воронина И.А. Во время открытия храм имел 3 придела, 163 иконы, 9 колоколов, самый большой из которых весил аж 4 тонны. Облицован храм кирпичом, привезенным из Германии. К сожалению, в Советские годы храм был частично разрушен, внутри был устроен клуб, а затем склад. В настоящее время храм частично восстановлен, во всяком случае снаружи. Правда не до конца, в некоторых местах виден разрушившийся кирпич. Собор очень красив и привлекает к себе внимание еще издалека. Сочетание цветов гармоничное, архитектору удалось построить действительно произведение искусства. Основная часть храма облицована светлым кирпичом, а шатры красивым бирюзовым. Верхнюю часть стен собора украшают многоцветные изразцовые ленты. Бросаются в глаза и арочные витражные окна. Мы были в шоке, увидев такую красоту в глубинке. Судя по количеству дров, расположенных рядом с храмом, он, как и более 100 лет назад, отапливается по старинке. Внутрь храма, к сожалению, попасть не удалось, был закрыт. Рекомендую обязательно посетить храм и полюбоваться на замечательное произведение искусства. Водители, будьте внимательны, дорога до храма в ужасном состоянии.…

Прокуратура Первомайского района провела проверку соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что в Пречистенском и Кукобойском сельских поселениях органами местного самоуправления не создан маневренный фонд для организации временного проживания.

Отсутствие маневренного жилищного фонда не позволяет обеспечить граждан жилыми помещениями на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилья, а также защитить права граждан, у которых единственные жилые помещения уничтожены или стали непригодными для проживания.

В целях защиты жилищных прав неопределенного круга лиц прокуратура района направила в суд исковые заявления о возложении на органы местного самоуправления Пречистенского и Кукобойского сельских поселений обязанности создать маневренный жилищный фонд.

Первомайским районным судом исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу.

Устранение выявленных нарушений поставлено на контроль прокуратуры района.

СЕЛО КУКОБОЙ. В ГОСТИ К БАБЕ ЯГЕ.

История села: Село Кукобой находится на границе Ярославской и Вологодской областей на реке Ухтоме в 180 км. от Ярославля и в 58 км. от Пошехонья. Названия реки и села станут понятны, если вспомнить, что когда-то эти земли населяли финно-угорские племена. На их языке слово Кукобой означает «длинный ручей», а Ухтома – «река с волоком». Впервые о селе упоминается в купчей князя Кемского в 1526 году. В тексте купчей сказано, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев ( а значит принадлежало монастырю). В монастырь земли были переданы после смерти князя Семёна Андреевича Шелешпальского. Затем село у царского воеводы Кемского было отобрано самим царем. Сначала Иван Грозный отобрал село и присвоил себе. Подозрительный и жестокий Иван 4-ый подвергал казням и гонениям виновных и невиновных и в первую очередь отбирал земли. Но не долго село было царским, уже в 1601 году царь пожертвовал его Кирилло-Белозерскому монастырю. В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кириллов – Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели наши крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в Кукобое была деревянная церковь, и встречается название не село, а погост. Уже в середине 19 века Кукобой вошёл в Подорвановскую волость. В 1859 году в Кукобое( Кукобово) имелись погост, 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь. В 1885 году в Кукобое была открыта первая школа, находилась она в избе крестьянина Соколова, а в 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника церкви Дмитрия Всехсвятского. Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты.

В центре села величественно возвышается красивый собор, созданный в начале XX века. Церковь поражает своей красотой, изумительными пропорциями, богатейшей орнаментикой из белого облицовочного камня. Собор выполнен в традициях так называемого «псевдорусского стиля» — широко распространенного в первой половине XX века. Это направление в архитектуре основывается, как писал видный историк и археолог И.Е. Забелин (1820 – 1908), на самобытности русского народного зодчества XVI – XVII веков «где своенародные и самобытные черты, … главные мотивы декора». Собор Спаса Нерукотворного стоит в одном ряду с такими представителями этой школы в Москве как Здание Городской Думы (1890-1892 гг.) и исторический музей (1875 – 1881 гг.)

В 1909-1912 годах строился Собор Спаса Нерукотворного Образа на деньги купца И.А. Воронина. Есть мнение, что Строительство храма началось в 1907 году и завершилось в 1909 году. В 1912г. Храм был отделан и освящен. Сметная стоимость храма 310 тыс. рублей, в итоге обошелся в 600 тыс. Купец И.А. Воронин жил в Петербурге и был одним из руководителей крупнейшего акционерного общества по проектированию и строительству храмов. А вот родился он в деревушке, расположенной в трех км. от Кукобоя. Разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан, и, приехав в село, предложил им на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (60 километров по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство храма Воронин пожертвовал 1 миллион царский рублей. Архитектором храма был известный санкт-петербургский архитектор Василий Косяков. Он очень любил создавать здания в так называемом «псевдорусском» стиле. Не исключением стал и собор Спаса Нерукотворного Образа. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич – белый для стен и лазурный для колоколен – доставляли по железной дороге из Финляндии, причем каждый кирпич был завернут в бумагу и пронумерован. В истории храма примечательно то, что он удостоился быть освященным архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси, впоследствии причисленным православной церковью у лику святых. В те годы Тихон возглавлял Ярославскую кафедру. Освящение собора состоялось в мае 1912 года.
После революции храм был закрыт. В 30-е годы кресты и колокола были сняты, роспись уничтожена, прекрасной работы резной иконостас и великолепные иконы сожжены. Помещение храма использовалось как склад, а в подвале была устроена тюрьма.
В 1989 году храм был возвращен верующим. На сегодняшний день из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены. Спасский собор, по величию и масштабу не уступающий знаменитым храмам Ярославля, быстро разрушается.

После революции Подорвановскую волость переименовали в Кукобойскую. В 1929—1971 годах Кукобой был центром Первомайского района.Согласно опросу старожилов вся земля после революции была разделена по едокам. В хозяйствах было по 1-2 коровы, лошади, от 2 до 4 десятин земли. Около 20 % жителей были бедняками, это те, которые не имели рабочего скота и 1 десятины земли, 65-70% середняками, 10% — зажиточными крестьянами, имевшим по 4 коровы и 2 лошади. На 1 октября 1929 года в районе насчитывалось 7 колхозов. А в коммуне, созданной в 1921 году в деревне Захарьево, было уже сильное хозяйство, ржи получали по 115 пудов с десятины, в 1927 году купили трактор. Профессию трактористки освоила Анна Фёдоровна Смирнова. И за лето 1930 года подняла 200 га целины. Самые первые колхозы были созданы в деревнях Фомино и Большое Ивановское. Из воспоминаний Александры Васильевны Орловой следует, что в их д. Фомино колхоз создали в 1929 году и нахвали именем Коминтерна. Кто не согласился вступать в колхоз, сажали в кутузку, правда, через несколько дней отпускали. Под раскулачивание попал Павел Константинович Пикин, которому принадлежала водяная мельница. Всего в колхоз вошло 40 дворов. Председателем выбрали Ивана Бодунова из д. Редрики. Через некоторое время все из колхоза разбежались, свою скотину забрали по домам. Но потом снова объединились в колхоз «Красный огонёк». Более крупный колхоз образовался в д. Большое Ивановское. Как вспоминает Леонид Алексеевич Костицын, в него вошли 70 дворов. В семье Костицыных было 4 коровы, 2 лошади, овцы, поросёнок. Из них они сдали в колхоз лошадь и 2 коровы. Забрали также сараи, овчины. В деревне раскулачили двоих: Михаила Алексеевича Костицына, имевшего пекарню в Кукобое, и хозяина мельницы Андрея Васильевича Мельникова (потом он всё же вступил в колхоз). Но в те годы ещё не все деревни вступали в колхозы. Началась насильственная сплошная коллективизация. Примером этому может служить д. Юшково. Как вспоминает Мария Николаевна Сотникова, кто не хотел вступать в колхоз, бросали всё и уезжали в Мурманск, Архангельск, Вологду. Были и те, кто оставался единоличниками. Мария Николаевна помнит, что её родители обижались на то, что на трудодни давали мало хлеба. В 1937 году у них было 1000 трудодней на двоих, а на один трудодень давали 200 граммов зерна с мусором пополам. Итак, до войны на территории Кукобойского сельсовета было создано 14 колхозов. До войны урожаи были очень низкие – 7-8 центнеров с одного гектара. Но после колхоз «Красный броненосец» получил урожай 17-18 центнеров с гектара. Во время войны мужчин в деревне не было, лошадей тоже, пахали только женщины. За год нужно было выполнить норму в 1000 трудодней. За невыполнение плана давали штраф. Так что за день нужно было выполнить 2-3 нормы. В 50-х годах началось укрупнение хозяйств, и в 1956 году был создан колхоз «Мир».

В 2004 году Кукобой был объявлен «родиной Бабы-Яги» — её «день рождения» здесь празднуется одновременно с днем села в последнюю субботу июня или 26 июня. Места в Кукобое всегда были глухими, леса дремучими, а болота непролазными. Само собой разумеется, что легенд да сказок тут множество – о леших, оборотнях да домовых. До сих пор местные жители могут всерьез обсуждать слух о том, что у кого-то в бане объявился злющий банник, а в омуте на речке Ухтоме русалка расшалилась. А уж в существовании некой старушки-затворницы никто и не сомневается. Говорят, что ее мало кто видел, а те, кому все-таки «повезло», второй раз найти дорогу к ней уже не могли. Может это и легенда, но близ Кукобоя, действительно, сколько-то лет назад жила старушка-знахарка. Жила очень уединенно, собирала травы, знала многие природные тайны. В ее избушке, после того как старая женщина скончалась, долгое время ночевали охотники. Так что идея поселить в Кукобое Бабу Ягу, осенившая несколько лет назад местное руководство, возникла не на пустом месте. Правда, церковь пыталась бороться с нежелательной соседкой, но здравый смысл и экономическая целесообразность, к счастью, победили. Был также создан музей Бабы-Яги («избушка на курьих ножках») или музей Сказки, где главный персонаж – всё та же Баба Яга, но только кукольная. Работает для туристов и Чайная Бабы Яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. А у её избушки гости и туристы вдоволь наиграются в игры с лесной старушкой, уж что-то, а поиграть-то она любит. Создание этого бренда дало 13 рабочих мест и сделало село привлекательным туристическим местом. На данный момент в селе проживает чуть больше тысячи человек.

03.08.2016 16:26Мария Демидова

Увидев в интернете фотографии храма Спаса Нерукотворного Образа в Кукобое, приходишь в недоумение. Не может быть, чтобы такая постройка находилась в небольшом скромном селе! Такого храма и в Ярославле не сыщешь… Может, вкралась ошибка? Но нет, на снимках действительно Кукобой – старинное село, отмечающее в этом году 490-летие и, как утверждают турфирмы, являющееся родиной Бабы Яги.

Собор вместо дороги

Спасский собор – главная достопримечательность села. Архитектурный шедевр появился в начале XX века благодаря Ивану Воронину, родившемуся неподалеку от Кукобоя, в деревне Рябинки. Уехав в Петербург и женившись на богатой вдове, Воронин стал преуспевающим купцом. К концу XIX века уроженец маленькой деревни получил чин действительного статского советника, владел товариществом ткацких мануфактур, был директором товарищества кирпичных заводов и одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов.

– Разбогатев, Воронин не забыл своих земляков, – рассказывает экскурсовод Светлана Куликова. – Он приехал в село, собрал всех жителей на совет и предложил им выбор – построить железную дорогу до Пошехонья (а это 70 километров по непроходимым лесам и болотам) или возвести большой красивый собор. Места здесь были глухими, дорог не было вовсе, но жители, посовещавшись, единодушно выбрали храм, хотя в селе уже была добротная действующая церковь.

До настоящего времени построенная в 1736 году церковь Успения Пресвятой Богородицы не сохранилась. От нее осталось лишь основание – небольшое кирпичное здание с крестом на крыше теряется в тени Спасского храма.

Строительство Спасского собора началось в 1909 году. Проект храма в псевдорусском стиле разработал Василий Косяков – архитектор, создавший Морской Никольский собор в Кронштадте. А возводили собор кукобойские мастера: каменщики, плотники, резчики – все были из местных. На строительство Иван Воронин пожертвовал миллион золотых царских рублей. Кирпич для собора производили на специально построенном в Кукобое заводе. Исключением был бело-розовый кирпич для облицовки стен. Его привозили из Финляндии. Полый внутри, он служил не только украшением, но и средством теплоизоляции. Каждый кирпичик был обернут в пергаментную бумагу и пронумерован, чтобы строители не ошиблись при выполнении узора. Из Финляндии доставляли и лазурную черепицу для колокольни и башенок.

– Храм построили за три года, и в 1912 году он был освящен архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси, в то время возглавлявшим Ярославскую епархию, – говорит Светлана Куликова. – Русская православная церковь причислила патриарха Тихона к лику святых, у нас есть его икона, и мы очень гордимся тем, что он освящал наш храм.

А вот железной дороги в Кукобое до сих пор нет, и добраться до него непросто. Доехать до села можно на туристическом автобусе, заказав экскурсию. Дорога на машине займет чуть больше двух часов. А вот у самостоятельных туристов без автомобиля возникнут трудности. Автобус из Ярославля в Кукобой ходит один раз в неделю. В село он приезжает поздно вечером в пятницу, а обратные рейсы идут только утром в субботу или в понедельник. Можно добраться до села и в другие дни, сделав пересадку в Пречистом или Вологде, но дорога в обе стороны займет целый день, так что придется раскошелиться на ночевку. Вот и задаешься вопросом: мудрым ли был давний выбор жителей Кукобоя?

Преступление и наказание

Действовал Спасский собор недолго, его даже не успели расписать изнутри. Сразу после революции 1917 года его закрыли, а в 30-е годы с храма сбросили колокола и золоченые кресты, сожгли резной иконостас и все иконы, вытравили росписи на кокошниках и над каждым крыльцом храма. Не сохранились и многочисленные изразцы, украшавшие собор. Где они располагались, можно судить по углублениям в узоре стен.

Была разрушена и система отопления. В подвале храма располагались четыре печи, и через специальные вентиляционные ходы теплый воздух попадал в основные помещения. В советские годы подвал был переоборудован в тюрьму, а сам храм использовался в качестве склада.

Говорят, осквернители Спасского собора не остались безнаказанными. Так проявившая особое рвение при сбрасывании крестов трактористка в следующую же зиму отморозила обе руки, так что их пришлось ампутировать. «Бог наказал», – уверенно говорят кукобойцы. Может, и так. А может, причина куда прозаичней.

– Я помню эту женщину, – делится Светлана Куликова. – Мы даже в одном доме когда-то жили. Она выпивала сильно. Так что, может, по пьяному делу и отморозила. Но люди верят, что без провидения здесь не обошлось.

Собор не действовал около 60 лет, а в 1989 году был возвращен церкви, и теперь он открывает двери для верующих на время служб – вечером в субботу и утром в воскресенье. Сейчас храм находится не в лучшем состоянии – осыпаются черепица и декоративный кирпич, так что подходить к стенам опасно. Пострадал собор и от сырости – долгое время он не отапливался. Но есть надежда, что все изменится к лучшему.

– Сейчас постепенно идут реставрационные работы, – говорит Светлана Куликова. – В прошлом году восстановили большие цветные витражи в форме крестов, а главное – провели отопление. Специально для собора построили рядом маленькую котельную. Так что теперь не только летние, но и зимние службы проходят в большом храме.

Пироги и святая вода

Есть в Кукобое и природная достопримечательность – небольшой родник в сосновом парке в центре села. Говорят, Бог послал его жителям в годы засухи, когда пересохли все окрестные реки и колодцы. Вода в роднике считается целебной. По легенде, благодаря роднику обрела счастье дочь бывшего владельца села Ивана Кемского. Природа наделила ее дивной красотой, вот только ноги у девушки были кривыми. Придя однажды к роднику, она опустила ноги в воду, и они чудесным образом выпрямились. После этого красавица вышла замуж и прожила долгую счастливую жизнь.

Из исторических документов известно, что сам Иван Грозный специально приезжал в Кукобой, чтобы испить целебной водицы. А в 1912 году источник освятил архиепископ Тихон.

Славится Кукобой и своими пирогами – с яйцом, с сыром, с яблоками и ягодами. В чем особенность этого рецепта, местные жители не рассказывают, но пироги и правда хороши. Попробовать их можно в местной столовой. Только приходить туда лучше с утра – очень уж быстро выпечку раскупают.

Фото Марии Демидовой

Продолжаем рассказ о пресс-туре по Ярославской области, организованном Департаментом культуры и туризма администрации Ярославской области при участии Комитета по туризму Москвы и Ярославского областного туристского информационного центра «Яртур-Инфо».

Село Кукобой (название столь чудное, скорее всего, происходит от древнесаамского слова и означает «длинный ручей»), находящееся без малого в 200 км от Ярославля, просто не могло не стать родиной Бабы Яги. Одно из упоминаний о нем относится к 1601 году, в то время этот небольшой погост был вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря. Но на Руси святость и нечистая сила никогда друг другу не мешали. Места здесь всегда были глухими, леса дремучими, а болота непролазными. Само собой разумеется, что легенд да сказок тут множество – о леших, оборотнях да домовых. До сих пор местные жители могут всерьез обсуждать слух о том, что у кого-то в бане объявился злющий банник, а в омуте на речке Ухтоме русалка расшалилась. А уж в существовании некой старушки-затворницы никто и не сомневается. Говорят, что ее мало кто видел, а те, кому все-таки «повезло», второй раз найти дорогу к ней уже не могли. Может это и легенда, но близ Кукобоя, действительно, сколько-то лет назад жила старушка-знахарка. Жила очень уединенно, собирала травы, знала многие природные тайны. В ее избушке, после того как старая женщина скончалась, долгое время ночевали охотники. Так что идея поселить в Кукобое Бабу Ягу, осенившая три года назад местное руководство, возникла не на пустом месте. Правда, церковь пыталась бороться с нежелательной соседкой, но здравый смысл и экономическая целесообразность, к счастью, победили.

Любопытное зрелище представляет собой центр Кукобоя. Почти на равном расстоянии друг от друга, образуя нечто треугольное, стоят три главные сельские достопримечательности и все – единственные в своем роде.

Собор во имя Спаса Нерукотворного образа – настоящее украшение села (фото).

Построил его в самом начале XX века, по проекту все того же Василия Косякова, богатый купец Иван Воронин, родившийся в здешних местах. Освященный в 1912 году митрополитом Ярославским Тихоном, будущим патриархом Всея Руси, новенький храм производил на публику просто сногсшибательное впечатление. Модный в то время «псевдорусский стиль» с обилием кокошников и легких декоративных деталей, превращал храм в сказочный дворец. Чтобы понятнее было о чем идет речь, вспомните здание Исторического музея в Москве. И прибавьте к этому уникальную облицовку. Дело в том, что в данном случае использовался отнюдь не обычный кирпич. Для стен специально из Финляндии привезли полый внутри, бело-розовый, а для колокольни и башен – лазоревый. Каждый кирпичик для пущей сохранности аккуратно заворачивали в бумагу. А из далекой Италии для оформления громадных окон бережно доставили цветное стекло. Вот только расписать внутри не успели – революция, будь она неладна, помешала. И вот в этакой-то красоте, низвергнув золоченые купола, большевики сначала устроили склад, а потом и вовсе тюрьму, благо подвалы (купец все же строил) у церкви большие и холодные. В 1989 году собор возвращен верующим и потихоньку восстанавливается.

Рядом с храмом, чуть дальше по улице, стоит памятник вождю мирового пролетариата. Тоже своего рода чудо (фото).

Маленький, коротконогий, плотного сложения мужичок совсем не походит на знакомый с детства образ борца за счастье народное. Не мудрено, что юные туристы, скорее всего ничего про дедушку Ленина не знающие, водят вокруг него хороводы, думая, что это кто-то из окружения Бабы Яги. Избушка-то ее на курьих ножках, прямо за спиной у памятника находится. (Любовь Булгакова, RATA-news)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *