Свято-Троицкий храм г. Балаково

После Указа о веротерпимости 1905 года балаковский купец Анисим Михайлович Мальцев, принадлежавший к старообрядцам, задумал построить в селе Балаково храм. С целью разработки проекта храма он обратился к академику архитектуры Ф.О. Шехтелю. Мастер выполнил проект в 1909 году и несколько раз лично приезжал в Балаково для контроля за ходом строительства. Строительство вел инженер Антонов.
Основное здание храма было закончено к 1911 году, но колокольня и крестильня, а также внешняя отделка храма были завершены только к 1913 году. Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. Для экономии топлива в будни зимой там совершались богослужения и крещение. В 1911 году по картонам И.О. Чирикова петербургский мастер В. А. Фролов выполнил наружные мозаики храма — Рублёвскую Троицу над западными вратами храма, икону Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный Образ Спасителя над южными. В 1914 – 1916 годы крестильня храма была перестроена. В 1914 году храм был освящен. В 1915 году купола храма были покрыты сусальным золотом.
В годы Советской власти приход был, по обычаю богоборцев, обложен непосильными налогами, и в 1929 году община храма была вынуждена подписать документ о «добровольной» передаче храма властям ввиду неуплаты долгов государству.
В 1931 году была произведена реконструкция храма под драматический театр: были разрушены алтари, на месте главного, Троицкого, алтаря была пристроена сцена со всеми необходимыми для ее функционирования помещениями, кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Вместо него по проекту В. П. Зябкина был сделан второй этаж, заканчивающийся фронтоном над балкончиком с балюстрадой, и все здание стало трехэтажным. Был также снесен главный шатер и срублен шатер колокольни, а свод укрыли обычной железной кровлей.
Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но краска не удерживалась на мозаике. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 году эти две работы были поставлены на государственный учет Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX – XX веков и взято под охрану государства.
В 1964 году начата вторая перестройка здания под клуб завода им. Ф. Э. Дзержинского.
В 1961 году в Балаково был открыт молитвенный дом, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1977 году был освящен престол, на который был возложен антиминс разрушенного в 1930-е годы храма во имя Пресвятой Троицы. В 1989 году здание старообрядческого Троицкого храма было передано Русской Православной Церкви. В том же году в храме был освящен приставной престол в честь Казанской иконы Божией Матери. К началу 1997 года была восстановлена звонница храма, повешены колокола, и на Рождество 1997 года впервые после десятилетий молчания над Балаково зазвучал колокольный звон. В 1999 году в приделе был освящен престол во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, но богослужения в приделе начались только с июля 2003 года.

В апреле 2013 года был установлен новый четырехъярусный иконостас, изготовленный тверскими мастерами. А в июне того же года в храме были установлены новые колокола.
В 2014 году в храме проведены масштабные работы по благоустройству территории.
В 2016 году закончено строительство южного портала храма.
Адрес: 413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Набережная д.1
Телефон: 8 (8453) 44-15-03
Сайт: http://troickiy.cerkov.ru/

Иргизский Воскресенский мужской монастырь, с. Криволучье

В 1762 году выходцем из Польши иноком Авраамием был основан скит подле Криволучья, который после строительства церкви стал называться Нижне-Воскpесенским монастырем.
В 1789 году в скиту появилась пятиглавая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, выстроенная на средства знаменитого винного откупщика Василия Алексеевича Злобина. Иконы в эту церковь были написаны знаменитым тверским иконописцем Иваном Пешехоновым. В храме находился семиярусный иконостас, до 300 икон, украшенных серебряными вызолоченными окладами с драгоценными камнями и жемчужинами. Особой святыней считалась маленькая складная деревянная семиглавая церковь. Замечательной красотой отличались густо вызолоченные медные Царские врата и восемнадцатипудовое шестиярусное медное высеребренное паникадило.
В 1795 году в Нижнее-Воскресенском монастыре появилась еще одна теплая двухпрестольная деревянная церковь. Главный престол был освящен в честь Рождества Божией Матери; придел — во имя Апостола Иоанна Богослова. Для проживания иноков в монастыре было выстроено пятьдесят келий; некоторые из них были двухэтажными. Три келейных корпуса были выстроены из кирпича.
За монастырской оградой в 1791 году был выстроен хутор для хранения хлеба и прочих припасов. Помимо амбаров и других хозяйственных помещений, в нем находилось десять деревянных келий. Здесь же были устроены две ветряных и одна водяная мельницы. В версте от хутора расположилась монастырская пасека.
Во время генерального межевания 1801 года Нижнее-Воскресенский монастырь получил 2660 десятин земли, занятой пашней, сенокосными лугами, степными пастбищами и лесом.
27 июля 1829 года Нижнее-Воскресенский монастырь был утвержден в ведомстве Святейшего Правительствующего Синода как единоверческий мужской монастырь 3-го класса, штат которого состоял из игумена и 12 монахов.
В 1863 году деревянная Рождества Богородицы церковь была разобрана и на ее месте был выстроен новый каменный храм. Построенная Злобиным Воскресенская церковь просуществовала до закрытия монастыря. В 1907 году под нее и под совсем обветшавшую колокольню были подведены каменные фундаменты. Братия монастыря была крайне немногочисленна: всего 14 монахов и 15 послушников. Тем не менее, монастырь уверенно обзаводился хозяйственными постройками. На противоположном берегу Иргиза ему принадлежал хутор, где появилась кузница, кирпичный завод, помещения для скота. Традиционным монастырским промыслом оставалась рыбная ловля.
На средства игумена Марсалия в 1897 году в монастыре было построено здание для училища, в котором занималось несколько десятков учеников. На средства монастыря в селе Криволучье содержалась школа, открытая в 1894 году.

Нижнее-Воскресенский монастырь был закрыт новой властью в 1918 году. Немногочисленная братия пыталась сохранить обитель под видом трудовой артели, однако и в таком состоянии монастырь просуществовал очень недолго. В 1918 году сгорела столетняя Воскресенская церковь. Каменный храм Рождества Богородицы был разобран. В течение десятилетий в монастырских корпусах размещался психоневрологический диспансер.
Возрождение монастыря началось в 2005 году. Одно из монастырских зданий было перестроено под храм, в нем стали совершаться регулярные богослужения. Оборудована звонница.
В 2007 году была отремонтирована летняя трапезная, расположенная в отдельном домике. Летом того же года при устроении берега Монашеского озера была обнаружена древняя стена монастыря и место захоронения монахов Иргизской обители.
21 мая 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В 2012 году произведены восстановительные работы в храме и звоннице: выполнена замена напольного покрытия, произведена внутренняя и наружная отделка всех стен.
Выполнены работы по восстановлению восточного фасада келейного корпуса. Завершено строительство здания бытового назначения — пристройки к келейному корпусу.
В 2016 году была заменена кровля в нижнем братском корпусе.
Адрес: 413835, Саратовская область, Балаковский район, п. Береговой.

Свято-Троицкий храм Ф.О.Шехтеля (1914-2014)

Н.А.Попова

Расскажем необыкновенную историю выполнения проекта Свято-Троицкого храма для села Балаково Самарской губернии (ныне город Саратовской области) знаменитым академиком архитектуры и предводителем московского модерна Ф.О. Шехтелем.

Неспешный город моего детства Балаково сегодня крупный энергетический промышленный центр России, но поодаль от многоэтажек, в тиши старинных улочек, купеческих усадеб и особняков бьется сердце старого города. Балаково возникло в конце XVIII века как старообрядческая мирская слобода. Благодаря экономической деятельности старообрядческих мирских и монастырских общин «дикая степь» Заволжья, более десяти столетий использовавшаяся кочевыми племенами как пастбища, быстро заселялась. В результате возделывания привезенной русскими старообрядцами из Польши твердой пшеницы «белотурки» в крае бурное развитие получили зернопроизводство и хлеботорговля, и в конце XIX века село Балаково стало именоваться пшеничной столицей России, «хлебными королями» которой считались купцы Мальцевы. После манифеста 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» балаковская Белокриницкая община, одна из крупнейших старообрядческих общин губернии, приобретает официальный статус. С 1907 года купец, хлеботорговец и крупный благотворитель Анисим Мальцев — бессменный пред-

Рис. 1. Конкурсный проект И.С.Курдюкова

седатель общины и глава ее совета. Делом жизни Анисима стало строительство с 1909 по 1914 год в родном Балаково старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы.

Московское архитектурное общество в 1908 году организовало конкурс имени Анисима Михайловича Мальцева на составление проекта храма в Балаково . В состав жюри по присуждению премий вошли Ф. Шехтель, С. Новаковский, Ф. Богданович, И. Машков, И. Курдюков, А. Мейснер, Л. Ке-кушев, С.Соловьев, Д. Сухов, А. Латков и объявившие конкурс братья Мальцевы. На конкурсе было представлено 34 проекта из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. Условием для участников конкурса было использование при проектировании нового храма образцов древнерусского зодчества до XVII века — времени раскола церкви . Жюри присудило первую премию И.С.Курдюкову, вторую — Ф.Ф. Федоровскому и третью — А. и В. Весниным. Победившие в конкурсе проекты имеют много общего, различаясь выбором архитектурно-художественных средств. Во всех проектах композиция церкви включает две вертикальные доминанты — главного объема и колокольни, объединенных внизу горизонтальным уступчатым объемом.

Особенностью проекта И.С.Курдюкова (рис.1) является форма главного объема в виде трехступенчатой горки, которую снизу украшают с каждой из четырех сторон света девять

Рис. 2. Конкурсный проект Ф.Ф.Федоровского

3 2014 55

уменьшающихся кверху закомар. Композиция завершается луковичной главой на барабане, дополненной четырьмя малыми декоративными главками.

В проекте Ф.Ф.Федоровского (рис. 2) главный объем имеет двухчастную композицию в виде высокой прямоугольной тумбы (по древнему принципу «восьмерик на четверике»), завершенной многоугольным центральным шатром на барабане с прорезными окнами. Главы церкви маковичной формы, четыре из них расположены по углам тумбы на декоративных шатрах.

В проекте братьев А. и В. Весниных (рис. 3) основной объем завершен высоким восьмигранным шатром (как в церкви Вознесения в Коломенском 1532 года), который несет шлемообразную главу. В нижней части шатра расположены четыре декоративные главы на выступающих тумбах, то есть выполнено правило пятиглавия церкви, которому противились заказчики.

В представленных на конкурс проектах не была решена полностью задача, поставленная балаковскими купцами-миллионерами старообрядцами Мальцевыми. Поэтому заказчики обратились с просьбой выполнить проект к председателю конкурсного жюри академику Ф.О.Шехтелю, который неожиданно легко согласился. Зодчий тогда имел всемирную известность, славились его работы, выполненные в неорусском стиле, национально-романтической ветви модерна, — русский отдел на Международной выставке в Глазго (1901) и Ярославский

Рис. 3. Конкурсный проект братьев А. и В. Весниных

вокзал в Москве (1902). В данных постройках автором были использованы формы древнерусской шатровой архитектуры, за которую и ратовали купцы Мальцевы.

Шатер как форма венчания православного храма был запрещен официальной церковью в XVII веке, а для создателей храма являлся символом истинности благочестия старообрядческой церкви и выражением идеи ее торжества. Посвящение храма Живоначальной Троице, учение о которой составляет основу православной церкви наравне с иконографией «Новозаветной Троицы», или «Отечества», для заказчиков Мальцевых было исполнено особым смыслом.

Символика Троицы как учения о триединой сущности Бога определила и символику архитектуры храма. Восьмигранный шатер символизирует Богоматерь как Владычицу и Матерь Церкви, покрывающую ее «святым Своим омофором» («ма-форий Приснодевы Марии» на православных иконах имеет восьмиконечные звезды на головной части и оплечиях) .

В Государственном архиве города Самары и архиве Музея им. Щусева в Москве сохранились планшеты и синьки замечательного проекта Ф.О.Шехтеля (с автографами автора), где упоминается «храм с. Балаково Самарской губернии А.М.Мальцева» (Белокриницкая церковь). Материалы содержат чертежи планов, фасадов, разрезов, интерьеров, пояснительную записку с расчетом шатра, выполненные Шехтелем в 1909 году . Церковь построена в 1912 году, а освящена в 1914-м епископом древлеправославной церкви Мелетием. В 2014 году храм отмечает столетний юбилей.

Моя первая встреча с замечательным проектом Белокри-ницкой церкви Мальцева в Балаково произошла в 1976 году на выставке Ф.О.Шехтеля в Музее архитектуры им. Щусева в Москве. Экспозиция храма на планшетах с великолепной отмывкой и филигранной графикой знаменитого архитектора произвела на меня неизгладимое впечатление.

Проект Шехтеля, как он сам пишет в пояснительной записке, «прост и ясен. Шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Животворящую Троицу, с колокольней и баптистерией (крещальней). Монументальный объем четверика с 4 щипцами венчает восьмигранный барабан со щелевидными окнами, каждая грань которого завершена кокошником, переходящим в грандиозный шатер, вертикали главного объема». Образное решение храма построено на использовании мотивов псковско-новгородского зодчества в сочетании с чрезвычайно мощным шатровым завершением. Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора.

Торжественная закладка храма в Балаково состоялась 28 июля 1909 года. Строительство, начатое в 1910 году, было завершено к осени 1912 года — в октябре подняли 17 колоколов. Строителем храма являлся, по сведениям местных историков, некий инженер Антонов, который работал

под непосредственным наблюдением архитектора Федора Шехтеля .

Участок под строительство выбрал зодчий на высоком берегу реки Балаковки так, чтобы храм просматривался с Волги, где он замыкал перспективу обширной Амбарной площади, примыкавшей к балаковской хлебной пристани, к которой в разлив с Волги шли пароходы и хлебные грузовые баржи. Церковь стала доминантой многолюдной площади и оставляла у приезжих самые благоприятные впечатления о Балаково.

Зодчий достиг пластической выразительности храма за счет объемной композиции из разновысоких объемов с тремя шатрами разной конфигурации. Общая масса храма, утяжеленная в нижней части, ступенчато становится легче кверху. Мощь и пластика объема строятся на нерасчлененности, своеобразной слитности его элементов. Доминирует центральная часть церкви кубической формы (со сторонами 18 м), увенчанная высоким шатром в традициях древнерусской архитектуры. К главному объему с запада примыкает одноэтажная галерея-нартекс, соединяющая молитвенный зал с высокой башней колокольни и небольшим объемом крестильни.

Композиция усилена древнерусскими элементами: прорезанными узкими, вытянутыми проемами окон, порталами,

контрфорсами. Контрфорсы решены в виде мощных вертикалей с массой, уменьшающейся кверху и создающей эффект особого их напряжения. Строгое архитектурное убранство фасадов дополнено тремя яркими цветовыми мозаичными панно из итальянской смальты, которые зрительно усиливают эффект монументальности и мощи. Нерегулярный ритм арочных проемов окон оживляет статику объемов храма. С востока к храму примыкает алтарная часть, решенная в виде трех апсид, причем две боковые вдвое ниже центральной.

Самое сильное впечатление при осмотре храма остается от глубинной композиции интерьера его молитвенного зала — огромного единого пространства, устремленного ввысь. Глубинная композиция храма Шехтеля раскрывается постепенно, с проходом зрителя вначале через притвор, ограниченный по высоте антресолью деревянных хоров, затем сквозь раскрытую на всю высоту нижнего яруса храма арку (излюбленный прием зодчего), которая органично соединяет притвор с центральным подкупольным пространством и обеспечивает «перетекание» пространства (принцип модерна). Кульминацией композиции является эффект прорыва, подъема мощного купола с помощью парусного свода (рис.6).

Огромный шатер, перекрывающий храм, имеет высоту более 14 м и опирается на восьмигранный 7-метровый барабан. Барабан поставлен на подпружные арки, пяты которых

Рис. 4. Западный фасад церкви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото с планшета с автографом Ф.О.Шехтеля

Рис. 5. Южный фасад церкви.

Фото с планшета с автографом Ф.О.Шехтеля

3 2014 57

опираются на усиленные, решенные в виде квадратных опор столбы в углах здания, пронизывающие весь объем до основания фундаментов. Снаружи распор шатра гасится поясом конструктивных, вытянутых вертикально закомар, которые одновременно являются декоративным поясом барабана -основанием шатра. Внутри барабана спрятаны купол и гнезда для опорных башмаков несущего его каркаса.

При выборе сложной объемно-пространственной композиции (рис. 4, 5, 8) Шехтель решает задачу организации доминанты как центрального жестко симметричного кубообраз-ного объема, который зрительно объединен с разновеликими объемами колокольни и крестильни по принципу асимметрии. Главный вход решен в виде портала тамбура, завершенного высоким килеобразным фронтоном, на тимпане которого выполнена из итальянской смальты мозаика Животворящей Троицы (ныне утраченная и замененная росписью). Входной проем имеет арочную форму и обрамлен перспективным порталом с трехчастным углублением арок на колонках.

Северо-западный угол храма занимает небольшой кубо-образный объем крестильни, перекрытой шатром. Ее фасад имеет трехчастную композицию окон и закомар, украшенных килеобразными кокошниками, опирающимися на каменные колонки, как в церкви Покрова на Нерли.

Шехтель ответственно и с большим вниманием отнесся к проектированию храма. Вопросы, относящиеся к его планировке и архитектурным формам, он обсуждал с Мальцевыми и при этом постоянно консультировался со знатоком духовной культуры старообрядцев и толкователем Священного Писания Павлом Петровичем Шибановым.

В юго-западной части храма зодчий поместил башню-колокольню в виде вытянутого вверх параллелепипеда, квадратного в плане и усиленного по углам контрфорсами. В верхней части колокольни имеются сквозные глазницы с полуциркульным завершением, раскрывающие пространство

расположения бывшего большого колокола — гордости церкви. Колокольню венчает восьмигранный шатер. На главном фасаде колокольни выделяется ниша с полуциркульным завершением, имеющая двускатный навес, где Шехтель расположил икону и висящую на цепи большую лампаду.

Портал фланкируют два контрфорса. Над входом размещены три вытянутых вверх оконных проема с полуциркульным завершением. На верхней плоскости треугольного фронтона выполнено мозаичное панно «Спас Нерукотворный» с изображением Христа Спасителя и двух Архангелов (рис. 7).

Уже в процессе строительства балаковская старообрядческая церковь оказалась в поле зрения общественности. «Церковь в Самарской губернии поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади», — писал в 1911 году известный д критик и искусствовед В.Я.Курбатов в газете «Заволжье» . Журнал «Зодчий» поместил фотографию с проекта этого храма, где приведены следующие под-

Рис. 7. Мозаичное панно «Спас Нерукотворный» на южном фасаде церкви

Рис.6. Внутреннее пространство церкви. Фото 2014 года

Рис. 8. Планы этажей церкви.

Фото с планшета с автографом Ф.О.Шехтеля

робности: «Староверческая церковь в г. Балаково Самарской губернии… строится на средства А.М.Мальцева на 1200 молящихся. Стоит она над Волгой и сооружается из жигулевского камня размером 10х13 вершков; им же облицованы главный шатер и шатры над крестильной и колокольней. Мозаичные панно на северном и южном фронтонах и над главным входом исполняются в мозаичной мастерской В.А. Фролова в Петербурге. Иконостас и ризы в пяти ярусах будут выложены серебряной вызолоченной басмой. Церковь исполняется по проекту Ф.О Шехтеля».

Летом 1912 года к строящейся колокольне доставили большой бронзовый колокол. На его орнамент и отделку ушло около 60 пудов серебра. 22 октября 1912 года он был поднят на колокольню. Во время строительства Анисим Мальцев за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме. Иконостас и ризы были выложены серебряной вызолоченной басмой. Все мозаичные панно — иконы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение» — как памятники монументального искусства были поставлены на учет Главнаукой, о чем свидетельствует письмо И.Э.Грабаря 1929 года. Анисим Мальцев скоропостижно скончался 10 февраля 1914 года, всего несколько месяцев не дожив до освящения церкви. Достроил храм его брат Паисий. О закладке придела старообрядческой церкви, построенной на средства умершего А.М.Мальцева, сообщалось в газете «Заволжье» с упоминанием о прибытии на нее епископа Мелентия с духовенством и о большой толпе народа . Но уже в 1914-1916 годах, после смерти А.Мальцева, по воле его дочери Екатерины Меркурьевой началась перестройка северной части храма — крестильни под придел Анисима.

В 1919 году церковь закрыли, а в 1929-м были разрушены ее шатры и здание перестроено под театр. Позднее оно выполняло разнообразные функции, даже зерносклада. В 1989 году его передали РПЦ. Церковь своими силами восстановила утраченные части здания и шатры.

Рис. 10. Главный фасад Свято-Троицкого храма в канун его столетия

Рис. 9. Комплекс Свято-Троицкой церкви: слева просвирня, крестильня, главный объем и колокольня. Фото 2014 года

В настоящее время после множественных разрушений храм Святой Троицы восстановлен по последнему плану 1914 года (рис. 9). Несмотря на значительные утраты и перестройки, он является памятником не только архитектуры начала ХХ века, эпохи модерна, но и монументального мозаичного искусства, который в 1930-е годы был взят под охрану государства, что подчеркивает его историко-архитектурную и художественную ценность.

В комплекс Свято-Троицкого храма входит небольшое строение просвирни, построенной в начале ХХ века также по проекту Ф.О.Шехтеля строителем Антоновым. Здание представляет собой небольшой одноэтажный объем с полуподвалом. Квадратная в плане постройка имеет два входа и лестницу в подвал под четырехскатной ломаной крышей. Здание выполнено из белого пиленого жигулевского камня, крыша — из кровельного железа.

На центральном фасаде выполнен скос угла, переходящий в треугольный фронтон. Оконные проемы имеют разные конфигурацию и размер, но одинаковые полуциркульные завершения в виде клинчатого пояска. Основной вход в здание решен в виде высокого крыльца со ступенями, ведущими на полукруглую площадку (рис. 10). На стене выделяется овальной формы лестница — круглая конструкция с забежными ступенями. В пространстве лестницы две полукруглые ниши хорошо организуют пространство.

Кроме двух зданий с северной стороны сохранилась шехтелевская ограда из камня с верхней решеткой, мощными тумбами овальной формы и трапециевидными вратами. Церковь, просвирня и ограда расположены рядом и составляют гармоничный ансамбль архитектуры модерна руки великого зодчего.

Несмотря на столетний возраст, храм Святой Троицы сохранил черты и формы шатрового храма с необыкновенно огромным внутренним пространством зала, устремленного вверх, обеспеченного простой и четкой древнерусской системой четырех внутренних устоев по углам и мощных полуциркульных арок. Шехтелевская архитектура постоянно реставрируется. Обновлены деревянные конструкции хоровых антресолей, полы, интерьеры придела Александра Невского, недавно выполнен новый иконостас по эскизу Шехтеля.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Юхименко Е.М. Старообрядчество в России (XVII — XX вв.). М.: Языки русской культуры, 1999. С.7.

2. Церковь Во Имя Святой Живоначальной Троицы в Балакове Самарской губ. 1909-1912 (из материалов Музея архитектуры им. Щусева).

3. Церковь. 1908. № 29. С. 8-49.

4. Забелин И.Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900. С. 82.

5. Самарский Государственный архив. Ф. 1сг. Оп. 12. Т. 11. Д. 6092.

6. Деревянченко А.А. У реки великороссов. Балаково: Авангард, 1994. С.172.

7. Курбатов В.Я. Староверческая церковь в г. Балаково Самарской губернии // Зодчий. 1911. №5. С.541.

8. Заволжье. 3.04.1914. №10.

9. Самарский Государственный архив. Ф.1. Оп.12. Д. 5292. Л.140.

1. Yuhimenko E.M. Staroobryadchestvo v Rossii (XVII — XX vv.). M.: Yazyki russkoj kuLtury, 1999. S.7.

3. Cerkov. 1908. № 22. S.48-49.

4. Zabelin I.E. Cherty samobytnosti v drevnerusskom zodchestve. M., 1900. S. 82.

5. Samarskij Gosudarstvennyj arhiv. F.1. sg. Op. 12 T.11. D. 6092.

6. Derevyanchenko A.A. U reki veLikorossov. BaLakovo: Avan-gard, 1994. S.172.

7. Kurbatov V.Ya. Starovercheskaya cerkov v g. BaLakovo Samarskoj gubernii // Zodchij. 1911. №51. S.541.

8. ZavoLzhje. 3. 04.1914. №10.

9. Samarskij Gosudarstvennyj arhiv. F.1. Op.12. D. 5292. L.140.

Trinity Temple of F.O.Shekhtel (1914-2014).

By N.A.Popova

Ключевые слова: Градостроительная доктрина, территориальное планирование, стратегическое планирование, городские агломерации, синергия пространства.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *