Тропарь, глас 4
К Богородице притецем сущии в бедах, / и ко святей иконе Ея ныне припадем, / с верою зовуще из глубины души: / скоро услыши наша моления, Дево, / яко Скоропослушница нарекшаяся,/ Тебе бо раби Твои в нуждах // готовую Помощницу имамы/span>

Кондак, глас 8
В море житейстем обуреваемии, / треволнению подпадаем страстей и искушений. / Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, / и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: // радуйся,Всеблагая Скоропослушнице

Дорогие братья и сестры!

Одним из наиболее распространенных типов изображения Пресвятой Богородицы является Одигитрия, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Центром композиции образов, относящихся к типу «Одигитрия», выступает младенец Христос, обращенный к предстоящему человеку. Богородица при этом указывает рукой на младенца, как бы говоря нам, что Он есть истинный путь и жизнь. К этому типу относятся широко почитаемые на Руси иконы Тихвинская, Казанская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных, Смоленская и многие другие.

В одном ряду с ними стоит и празднуемый нами образ «Скоропослушница». Для нее характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться с короной. Десница Богоматери довольно высоко поднята и указывает на Христа, как истинный путь спасения. Такое положение правой руки Богоматери не характерно для других списков икон, принадлежащих к типу «Одигитрии». Богоматерь как бы вкладывает свою руку в благословляющую десницу Христа, едва не касаясь ее. Эта необычная особенность жеста Богоматери, по-видимому, отражает то скорое моление, «скорое услышание» о котором говорит название иконы.

Самый древний чудотворный образ «Скоропослушницы» находится в Дохиарском монастыре во имя святых архангелов Михаила и Гавриила на Святой Горе Афон. Справа от входа в трапезную, напротив входа в собор, находится часовня Богородицы «Скоропослушницы». Икона написана на стене (фреска, располагающаяся в нише наружной стены перед входом в трапезную). Но существует ещё ее чудотворная копия, которую выносят на крестный ход.

Оригинальный афонский образ представляет собой почти поколенное изображение Богоматери с Младенцем. История образа, насчитывающая более тысячи лет, такова. Однажды келарь монастыря (в переводе с греческого «амбарный») — заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на кухню) Нил проходил мимо иконы и так близко приблизился к ней, что копоть от зажжённого светильника попала на лик Богоматери. В этот момент Нил услышал голос, произнесший: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил не вразумился этим предупреждением, подумав, что сказанные слова принадлежат кому-то из братии и продолжал, проходя мимо образа, коптить его. Тогда он снова услышал глас: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ». После чего он моментально ослеп. Утром братия монастыря нашла Нила слезно молящимся перед образом в горьком раскаянии. Иконе воздали поклонение, зажгли лампадку. Сам же нерадивый Нил каждый день молил Богоматерь простить его прегрешение и не отходил от иконы.

Через некоторое время его молитва была услышана и в один из дней, когда он плакал у иконы, послышался тихий голос: «Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое».

После этих слов Нил прозрел. Это произошло в ноябре 1664 г. Слух о свершившемся пред иконой чуде разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. С правой стороны был пристроен храм, освященный в честь образа «Скоропослушницы». Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. На Руси списки с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью и особым почитанием. Перечислим лишь наиболее известные из них.

Лютиковский список. Является из первых списков с иконы. В 1872 г. крестьянин Александр Фролов отправился на Афон с целью стать иноком. Оттуда он прислал в родную церковь посылку для священника, в которой находился список иконы Божией Матери «Скоропослушницы» с Афона. В сопроводительной записке Фролов просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему. В маленьком деревенском храме не оказалось нужной суммы и икону было решено передать в Троицкий Лютиков монастырь, куда она и была перенесена. В тот же день от образа совершилось несколько исцелений. Слух об этом распространился по окрестным селам и люди потянулись к иконе. Началось непрерывное служение молебнов и через некоторое время сбор достиг необходимой для уплаты иконописцу суммы. Московский список. Был принесен с Афона в 1887 г. и помещен в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города. С московским списком связано предание о исцелении некой вдовы, которая страдала беснованием. Родные, не зная, как ее вылечить, посоветовали женщине помолиться у иконы Скоропослущницы. Когда отслужили молебен у иконы, страдания Фроловой прекратились.

Невская Скоропослушница. Признается наиболее почитаемой иконой «Скоропослушницы» во всей России. Находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Список иконы, написанный в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, стал вкладом Великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся Николо-Барградский храм. Здесь святой образ пребывал с 1879 по 1932 г., когда церковь была уничтожена. По своей иконографии эта икона существенно отличается от известного Афонского образа «Скоропослушницы». На ней Божия Матерь изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, словно символизирующей Божественную помощь. Как гласит предание, образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы». Такой тип иконы «Скоропослушницы» не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока.

Елеонский список. В 1938 г. Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». В настоящее время список хранится в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме (православный русский женский монастырь на вершине Елеонской горы в Иерусалиме). Другие списки. Один из чтимых списков иконы Божией Матери «Скоропослушницы» в Москве находится в настоящее время в храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья.

В г. Муроме также прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон в Русском монастыре св. великомученика и целителя Пантелеимона и привезенная в 1878 г. в местный Спасо-Преображенский мужской монастырь. Почитаемый список «Скоропослушницы» пребывает в храме во имя святого Мартина Исповедника в Соломбале, островном районе Архангельска. Икона никогда не подвергалась реставрации и сильно потемнела от времени, так что жители стали постепенно забывать об издавна почитаемой святыне. Тогда Пречистая Сама указала на этот образ — икона начала обновляться. С 1997 г. изображение становилось ярче, к ноябрю 2000 г. стало отчетливым, а 22 ноября по старому стилю, в день празднования иконе Божией Матери «Скоропослушнице», ярко проявились лики и нимбы Богородицы и Младенца, просветлел венец и одеяния.

Несмотря на особое почитание «Скоропослушницы», в Москве находится всего лишь одна церковь, ей посвященная. Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле был освящен 1 августа 1902 г. протопресвитером армии и флота А. А. Желобовским соборно с многочисленным военным духовенством. Освящение храма ознаменовалось парадом войск в присутствии Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

В сывтывкарской епархии, в г. Печоре, в начале 90-х гг. прошлого столетия основан Печерский Богородицкий скоропослушнический женский монастырь. В 1992 г. над этим местом в небе было чудесное явление Божией Матери. А в августе того же года игумен Питирим узрел, как Богородица шла по земле возле храма навстречу крестному ходу. На месте, где прошли Ее стопы, сейчас установлен обетный крест и выкопан колодец над святым источником. Храм в честь явления иконы Божией Матери «Скоропослушницы» был освящен епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом 18.07.2001 г. Матерь Божия всегда являет скорую помощь и утешение всем, с верою и любовью к Ней притекающим.

Молитва перед иконой «Скоропослушница»:

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Трощинский Павел

Главная Храмы округа Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле

Телефон: 190-53-33
Адрес: Москва, ул. Маршала Рыбалко, 8а
Ближайшее метро: Октябрьское поле
Духовенство:
Настоятель — протоиерей Алексий Чулей, священник Михаил Селявкин
Сайт храма

Некогда по территории нынешнего московского района Щукино проходила старая Волоколамская дорога, по обе стороны которой располагались леса: Ходынская роща села Хорошева и Большая Всехсвятская роща. Постепенно леса сводились, и западная часть огромного Ходынского поля была занята под летние лагеря войск Московского гарнизона. А на опушке Всехсвятской рощи разместилось лагерное отделение Московского военного госпиталя для военных училищ.

В 1897 г. здесь построили деревянную церковь великомученика Пантелеймона при лагерном военном госпитале на территории Московского военного и Тверского кавалерийского училищ. Здесь же в Николаевских казармах размещалась 1-я артиллерийская бригада графа Брюса. Эта небольшая церковка походила на сруб деревенской избы. В 1902 г. попечением статского советника И.А.Колесникова к ней с южной стороны был пристроен каменный придел, посвященный иконе «Скоропослушница». Сооружение храма велось под руководством командования и благочинного 1-й Гренадерской дивизии.

Прихожанами храма были в основном юнкера, солдаты, офицеры и их родственники. Внутри храм имел трехъярусный позолоченный иконостас. Образа представляли собой копии икон Владимирского собора в Киеве, написанных великим русским художником В. Васнецовым.

Здание каменного храма было построено на средства благотворителя И.А. Колесникова. Оно богато украшено декоративными элементами, в которых в стилизованном виде отражены элементы древнерусского и итальянского зодчества. Нехарактерной для московской архитектуры является однопролетная звонница псковско-новгородского типа, расположенная над западным входом церкви. Впервые использован особый тип цемента белого цвета, который заменил традиционные белокаменные детали, богато украсив этот небольшой по объему храм.

1(14) августа 1902 г. состоялось освящение храма. Богослужение совершал протопресвитер армии и флота отец А.А. Желобовский. После освящения состоялся церковный парад войск в присутствии Московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича и его супруги Великой княгини Елизаветы Федоровны, сестры императрицы.

После революции 1917 года храм был закрыт. Деревянная церковь была снесена, сломан верх звонницы каменного храма. Каменное здание долгое время использовалось под склад полудрагоценных камней объединения «Роскварцсамоцветы». Внутреннее убранство храма было утрачено. Здание не ремонтировалось, а прилегающая к нему территория десятилетия находилась в весьма запущенном состоянии.

Ровно через 90 лет после основания, в 1992 г. в день празднования иконы «Скоропослушницы» — 22 ноября по новому стилю, церковь вновь была открыта, возобновлены богослужения. В храме проводятся реставрационно-восстановительные работы, приведена в порядок территория, поставлена красивая ограда.

По материалам cайта Храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.

В октябре 2012 года в день Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в здании управления открылся домовый храм Кемеровской электротранспортной компании. Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх освятил его в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Домовый храм расположился на первом этаже управления. В своё время в этом помещении была столовая. Ремонт и интерьер организовывали в соответствии с пожеланиями настоятеля храма, отца Петра Гордиенко. Получилось светлое и уютное помещение для домовой церкви.

Домовый храм компании решили освятить в честь чудотворного образа Божией Матери «Скоропослушница». Владыка Аристарх, освятил новый храм в воскресный праздничный день – День святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софьи.

Владыка Аристарх: «Этот образ Богородицы написан на святой Афонской горе в греческом монастыре Дохиар. Икона висела над входом в трапезную, там, где принимала пищу монастырская братия. Во второй половине XVII века от этой иконы чудесным образом получил исцеление болезни слепоты и прощение своих грехов инок Дохиарской обители по имени Нил. Он долго и слезно молился перед ней. И Божия Матерь с иконы сказала следующие слова: «Ты получишь прощение своих грехов и исцеление от слепоты. Иди и скажи всей братии, что с сего времени моя икона будет называться Скоропослушницей. Потому что тот, кто будет к ней обращаться, будет получать скорую, милую помощь в своей жизни и благодать Божию для исцеления от болезней духовных и телесных».

Это настоящее чудо, что список иконы Божией Матери «Скоропослушница» был привезен из Афонского монастыря в наш домовый храм накануне его освящения. С седой древности православные христиане прославляют Божию Матерь, обращаются к ней в своих молитвах и получают от нее помощь, поддержку, исцеление в болезнях и скорбях. Сколько раз Божия Матерь через свои чудотворные иконы являла помощь, поддержку и спасение стране нашей в годы бедствий и испытаний. 2012 год – год юбилея, четырехсотлетия избавления нашей державы от смутного времени, когда страна Россия буквально стояла на краю своей гибели.

Храм открыт ежедневно с 8:30 до 17:30. В нем проводятся не только богослужения, но и все церковные таинства.

Осенью 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве и наградил настоятеля храма протоиерея Василия Биксея очередными и внеочередными наградами «за внимание к особым трудам и достойное преодоление многих скорбей и бед на этом славном пути».

Красивый и величественный храмовый комплекс вырос на Ходынском поле буквально за два года, но не все знают, что этому радостному событию предшествовала почти десятилетняя бюрократическая борьба, митинги, протесты и попытки убедить всех, что храм на Ходынском поле никому не нужен.

О скорбях и бедах, которые возникали при строительстве храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, а также о том, каким должен быть современный храм, мы говорим с настоятелем отцом Василием Биксеем.

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

Храм как часть жизни

О ходынском приходе я узнала от одной из его постоянных прихожанок. Я до сих пор помню, с каким чувством она сказала тогда: «Знаешь, этот приход стал частью моей жизни. Я и не представляю уже, что раньше ходила в другие храмы».

Действительно, храмовый комплекс на Ходынке стал и для меня настоящим открытием. Здесь царила какая-то особенная атмосфера духовной сплоченности, уюта и тепла, которую невозможно не заметить.

После воскресного богослужения тут никто не спешит расходиться по домам. Все вместе – священнослужители и прихожане – собираются за большими столами в трапезной, где сам настоятель стоит на раздаче плова или печет блины.

Пока взрослые ведут беседы, дети быстро кушают и разбегаются по кружкам. Помимо традиционной воскресной школы тут можно найти увлечения на любой вкус. Есть здесь и курсы иностранных языков, и театральная студия, и спортивные секции; также при желании можно освоить музыкальные инструменты и научиться петь в профессиональном хоре, и еще очень много всего.

Протоиерей Василий Биксей Чего стоит, например, игровая комната, где родители могут оставить ребенка на время богослужения или посидеть вместе с ним, чтобы вернуться уже ко Причастию или полиелею.

Если погода позволяет, прихожане собираются на улице. При храмовом комплексе большая благоустроенная территория, где можно и пикник устроить, и в футбол поиграть. Нередко здесь можно увидеть, как сам отец настоятель, сняв подрясник, гоняет с прихожанами мяч.

И вот когда смотришь на всю эту идиллию, видишь радостные счастливые лица взрослых и детей, то и представить сложно, что всего этого могло и не быть. И не так уж и давно было собрано тысячи подписей против строительства храма на Ходынском поле.

– Отец Василий, как же вам удалось создать не просто храм, а настоящий уютный дом для прихожан? Кажется, что я еще нигде не видела такой сплоченности.

– Ну, это совсем не моя заслуга, а людей, которых сплотили трудности. Практически каждый из наших прихожан отстаивал этот храм своей четкой позицией. Это люди, которые вложили сюда свои молитвы и свои средства. И естественно, что сейчас они чувствуют себя частью этого прихода. Вот только бы нам теперь сохранить все это.

С инициативой построить храм и часовню на Ходынке выступили еще в 2000-м семьи и потомки авиаторов

– То есть эти люди – местные жители Ходынки, которые хотели, чтобы здесь был построен храм?

– Когда возникла идея строительства храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и храма-часовни во имя архангела Гавриила в честь погибших авиаторов, такой Ходынки, какую мы видим сейчас, не было. Все эти дома начинали строиться в 2006 году, а идея строительства храма и часовни возникла в 2000-м! Поэтому первыми людьми, которые двигали эту идею, прежде всего были потомки авиаторов.

Как вы, наверное, знаете, в прошлом здесь располагался Центральный аэродром им. Фрунзе, на котором в разные годы погибло более 100 человек летчиков-испытателей, в том числе и народный герой Валерий Чкалов. Однако их память никак не была увековечена.

Летчики-ветераны и их родственники выступили с инициативой возведения на Ходынском поле храма-часовни в память о своих погибших близких. В 1999 году по благословению Патриарха Алексия была создана община храма-часовни во имя архангела Гавриила.

А в 2000 году была зарегистрирована еще одна община – по воссозданию храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

Остро же вопрос об отстаивании строительства храма именно жителями встал в 2012– 2013 годах, когда здесь образовался новый район.

– Вы сказали, что изначально было две общины, которые хотели здесь храм…

– Да, две небольшие общины. Храм и храм-часовню первоначально планировалось возвести в разных концах Ходынки, но впоследствии правительством было принято решение разместить их на одном участке. Храм и храм-часовня лаконично вписывались в проектируемый парк «Исторические ландшафты Москвы». Чтобы не строить два полноценных храма и не дублировать хозяйственные постройки, общины объединились и начали разрабатывать единый храмовый комплекс, что позволяло минимизировать площадь застройки и увеличить зеленую территорию.

Но вот только начать строить здесь было невозможно, так как земля была под судебной тяжбой между Министерством обороны и Правительством Москвы.

Люди безуспешно писали обращения и ходатайства, но получали ответ, что пока нужно подождать.

Постепенно дело было предано забвению. Общины одна и другая приходили сюда все реже и реже… ну, поплакали, помолились один или два раз в год, и на этом все.

Мы решили: будем молиться. Поставили крест на пустыре и стали каждое воскресенье служить Литургию

– А когда состоялось ваше знакомство с общинами?

– В 2012 году указом Святейшего Патриарха я был назначен настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского. Тогда я и познакомился с представителями общин, и все вместе мы стали потихонечку разбираться с документами. И действительно, оказалось так, что храм Сергия Радонежского и храм-часовня находятся на смежных участках, есть акт резервирования земли и есть акт разрешенного использования, но на этом все.

Соответственно эту землю нам никто подтвердить не мог, и эту землю никто и забрать у нас не мог, но ведь и делать ничего мы здесь не могли. Тогда мы решили, что будем молиться.

– Где же вы молились, ведь здесь ничего не было, просто поле?

– Да, здесь был просто пустырь, люди с собаками гуляли. А мы поставили в том месте, где предполагалось строительство храма, крест и стали там каждое воскресенье служить Литургию.

За парк или против храма?

– Вот только в это время аппетиты вокруг Ходынского поля стали нарастать. Появился самый большой торговый центр, строились все новые и новые жилые комплексы, наметилось строительство метро, а над станцией метро было запланировано возвевдение еще одного огромного торгового комплекса.

Видимо, поэтому наша первая служба на Ходынском поле вызвала крайне негативную реакцию. Неожиданно люди стали выходить в «защиту своих прав», начались митинги против застройки Ходынского поля.

– То есть эти люди были против строительства храма?

– Нет, я не могу так говорить! Большинство из них не были против храма… Скорее всего они просто отстаивали свое право на то, чтобы рядом с их домом не было никаких строек. Они отстаивали свой кусочек земли под парк. Мне кажется, они просто искренне хотели защитить свою территорию. Но в то же время, да, действительно, среди них появлялись и решительно настроенные люди, которые стали выступать конкретно против строительства храма. Почему так случилось, мне непонятно. Еще как-то объяснимо, когда храм был в рамках парка и люди выступали за парк без храма. Но ведь через какое-то время мы отступили и стали строить за территорией парка. Но и тогда эти же люди выступили против, на этот раз уже просто против строительства нашего храма.

– Люди выходили на митинги?

– О, митингов здесь было очень много. Были митинги за парк, митинги против строительства стадиона ЦСК… Только знаете, это были митинги не созидательные, а разрушительные, на которых людей часто вводили в заблуждение. Например, говорили всем, что храм будет занимать 4 гектара земли, хотя на самом деле под него было выделено только 1,2 гектара. Происходили какие-то абсурдные трения, вплоть до того что подделывались подписи.

Например, просили подписаться за строительство парка, но в итоге оказывалось, что все подписывались против храма. Все внимание было на этом храме и парке, а в это время Ходынка спокойно застраивалась и проекты парка постоянно переделывались, в результате чего территория, выделенная под парк, постепенно уменьшалась.

Стройте хоть сейчас!

– Отец Василий, а вас не пугала вся эта нескончаемая борьба?

– Нет. Пока шла вся эта борьба, мы молились под открытым небом и служили Литургию каждое воскресенье. Люди все больше и больше сплачивались, приносили из дома самовары, выпечку. Все вместе мы старались как-то облагораживать и озеленять наш пустырь. Иногда людям реально приходилось вести дежурства у молельного креста, с которым что только ни пытались сделать.

Крест поджигали, пытались распилить… Но мы продолжали молиться

– Что же, например?

– И поджигали, и распилить пытались, и поливали какими-то пахучими жидкостями. Но мы продолжали спокойно молиться.

И вот в 2014 году, когда уже действительно было понятно, что перспектива появления парка и предполагаемого в нем храмового комплекса очень туманная, нам предложили выделить участок на взлетной полосе. У нас сразу возник вопрос о том, когда нам приступать к строительству. И нам ответили: «Да хоть сейчас! Оформляйте документацию и начинайте строить».

– Как же так быстро все перевернулось в пользу храма?

– Когда люди узнали, что они подписались «за парк», а в итоге их подписи преобразовывались в подписи против храма, они были возмущены! Они сказали: «Как это так?! Мы никогда не были против храма, мы очень хотим, чтобы здесь был храм!»

И был организован новый сбор подписей, и около 8 тысяч человек подписались за строительство храма на Ходынском поле, притом неважно, где он будет: в парке или нет.

– Получается, тех, кто был за храм, оказалось гораздо больше?

– Конечно. И всем стало понятно, что надо слушать именно этих людей, а не тех, кто обманными путями наводят непонятную суету и страх.

Как только нам разрешили строить, мы сразу очень быстро поставили храм-часовню во имя архангела Гавриила в память погибших авиаторов. В октябре 2014 года мы служили там первую Литургию, а уже через год, в мае 2015-го, началось строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

«Любви настоящей не может быть без храма»

– А нужен ли был здесь храм?

– Я-то, конечно, как священнослужитель верю в то, что человеку храм нужен – всегда и везде, нужен гораздо больше, чем торговые центры и все остальное.

Ведь вне храма не может быть ничего настоящего, а только обманчивое и фальшивое. Любви настоящей не может быть вне храма, настоящей женственности не может быть вне храма. Ведь что это за любовь, если человек через два года говорит, что «разлюбил», ушел из семьи, да еще и детей бросил!

Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну!

Человек, который хоть иногда ходит в храм, постепенно выравнивает свою жизнь под то, что слышит в храме. Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну.

Хотя знаете, сколько раз меня пытались убедить в обратном! Большую часть своей жизни я провожу в храме и общаюсь со многими жителями района, не только с прихожанами. И много раз одни и те же люди говорили мне: «Батюшка, да бросьте вы это! Мы вас уверяем: храм здесь никому не нужен!»

И это были в основном те люди, которые стояли у истоков протестных движений – будь то против строительства ЦСК или против торговых комплексов.

– Как они аргументировали свою позицию?

– Знаете, всегда особенно начинают возмущаться и «описывать» церковную жизнь те люди, которые к Церкви не имеют никакого отношения. Они обычно находят тысячу аргументов. Они всем и говорили: «Вот увидите, что будет! Построят они тут храм, а при храме будет гостиница, а тут у них будет хозяйство для священника, а здесь они сделают ферму, а на ферме будут животные… И потом каждый день начнутся похоронные вереницы с катафалками. А в довершение всего каждое утро в 6 часов вас будут будить колокола! Это же просто кошмар!» Конечно, кому всего этого захочется?! (Смеется.) Таким образом нецерковных людей очень легко ввести в заблуждение.

Очень часто у людей возникают подозрения, что храмы строятся на бюджетные средства, которые могли бы пойти на строительство школ и больниц, но это не так.

И я хотел бы сейчас подчеркнуть: все храмы строятся на пожертвования добрых людей, которые хотят молиться и своих детей водить в храм.

– Радует, что верующих людей оказалось большинство.

– Тех, кто говорил и убеждал меня в том, что храм здесь не нужен, было человек 10–15.
Зато с 2014 года в нашем храмовом комплексе было крещено 700 человек! Это, может быть, и немного, но если храм «никому не нужен», то как объяснить, что 700 человек уже крещены в этом храме?! А это ведь больше тысячи человек родителей и крестных, бабушек и дедушек. А меня убеждали, что храм здесь не нужен!

Занятия с детьми

– А сейчас сколько раз в неделю служится Литургия?

– Литургия у нас каждый день, всегда есть причастники. А в воскресные и праздничные богослужения наш храм забит битком.

– Отец Василий, насколько я знаю, вы еще и многодетный отец – у вас 6 красивых дочек. Вы с семьей живете где-то поблизости?

– Нет, мы живем в Сергиевом Посаде, и я каждый день сюда приезжаю. Правда, конечно, когда много дел, мне приходится здесь оставаться. Благо что здесь есть такая возможность. Только вот никаких «покоев настоятеля» у нас нет. (Улыбается.) Все только для людей. 14 классов для просветительской деятельности, в которых сейчас занимается около 70 детишек, трапезная на 100 человек, для того чтобы прихожане могли собираться и чувствовать себя здесь как дома.

– Мне очень понравилась ваша традиция собираться всем вместе в трапезной после воскресной службы. Это ваша инициатива?

– Трапеза после Литургии – это нормально, это продолжение Литургии и хорошая традиция, но в рамках проектов современных храмов ее сложно осуществить. Даже наш приход ограничен размером трапезной, мы пока не можем вместить больше 100 человек. Инициатива же собраться часто исходит от самих прихожан – например, когда у человека день рождения, ему хочется всех угостить, и он привозит рыбу и сам готовит уху.

– Какими должны быть современные храмы?

– Храм должен быть традиционным, но в то же время большим, многофункциональным и комфортным. Чтобы нам не нужно было отдавать детей в какие-то коммерческие кружки. По крайней мере здесь ты знаешь, что все объединены верой и точно никто не будет материться и учить ребеночка чему-то плохому.

А еще пребывание в храме должно быть комфортным, современный человек не должен чувствовать себя в храме чужим.

Самый главный в храме – Бог, потом – человек, пришедший к Богу, а священник только служитель – Богу и людям

То есть, с одной стороны, нужно соблюдать канонические традиции строительства, а с другой – надо учитывать современные потребности. Например, мы не увидим в древности храма с гардеробом. А сейчас это стало необходимостью. Раньше храмы были холодные, а сейчас теплые. В зимнее время стоять на богослужении 2–2,5 часа в шубе очень тяжело. Для прихожан с детьми в храмах будет не лишней детская комната, где ребеночка можно перепеленать, а если ему тяжело выстоять всю Литургию, то можно дать ему немного отдохнуть. Также в храмах должны думать об условиях безопасности, о доступности для маломобильных слоев населения, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли комфортно ходить в храм.

Нужно всегда помнить, что самый главный в храме – Бог, а потом – тот человек, который пришел к Богу, в то время как священник – служитель Богу и тем людям, которые идут к Богу. Храм должен быть территорией райского уголочка.

Прихожане как часть храма

О. Василий с прихожанами храма

Я вышла от отца Василия с полными пакетами вкусных ароматных свежеиспеченных пирожков и подумала, что храм чем-то неуловимо похож на своего настоятеля. Насколько отец Василий открытый, неунывающий, гостеприимный, все всегда успевает – и по делам храма, и в футбол с прихожанами поиграть, и шесть дочек воспитывать. Настолько и храм у него получился – многофункциональный.

Отец Василий настоятельно рекомендовал мне хоть немного поговорить с прихожанами храмового комплекса на Ходынке: «Понимаете, без них это интервью о нашем храме не будет полным! Они же часть этого храма!»

И вот воскресным днем мы встретились с прихожанами Ходынского храма за большим столом в просторной уютной трапезной. Они с радостью стали делиться воспоминаниями о том, как молились на улице, как приходилось охранять молельный крест, с которым «что только ни делали». Некоторые отметили, что именно с Ходынского прихода началось их настоящее воцерковление. Дети наперебой рассказывали, как им нравится посещать занятия, а особенно – хоровую студию, ведь многие из них поют во время Литургии. Родители же довольны тем, что дети при деле, а в храме у них появились настоящие друзья. И те и другие часто ездят поздравлять с праздниками воспитанников детских домов и старичков из домов престарелых. А еще при храме есть пункт помощи нуждающимся людям. В Неделю жен-мироносиц священники и прихожане раздали тысячи цветов жительницам Ходынки.

Но главное, почти все прихожане говорили о том, что храм давно стал для них не только храмом, но и частью их жизни.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *