Настоятель: протоиерей Геннадий Нестереня Священнослужители: иерей Виталий Патапенко Расписание служб:

Совершаются во все праздничные дни

Телефон: +375 29 664-20-74 Адрес: 247760 Гомельская обл., г. Мозырь, ул. Бульвар Юности, 16а

В мае 2001 года Туровской Епархии было передано здание бывшего кинотеатра «Летний».

В июне 2001 года во время своего визита в Туровскую Епархию Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение камня под закладку храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Приход был зарегистрирован Гомельским областным комитетом 22 мая 2002 года. Под крышей бывшего кинотеатра было оборудовано место для совершения Богослужений.

В марте 2004 года приход прошел перерегистрацию.

В ноябре 2004 года назначен настоятелем протоиерей Нестереня Геннадий Анатольевич.

В мае 2005 года заложен фундамент, возведены стены крестильного храма в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В ноябре 2005 года приход посетил митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии Филарет.

В июле 2007 года завершено строительство, в августе 2007 года отслужена первая Божественная Литургия.

18 июля 2008 года освящен престол в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В марте 2009 года начат демонтаж здания бывшего кинотеатра «Летний» для последующего строительства на этом месте храма в честь прп. Сергия Радонежского.

В апреле 2009 года заказан строительный проект храма в честь прп. Сергия Радонежского.
18 июля 2009 года приходу передана икона прп. Сергия Радонежского с частицей св. мощей епископом Туровским и Мозырским Стефаном.

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов.

В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского — главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка «Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм — Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

Приход храма преподобного Сергия Радонежского г. Калининграда

Свежие новости Прихода: www.vk.com/sergiy.prihod facebook.com/SergiyPrihod.Ru

Приход преподобного Сергия в Калининграде — это строящийся каменный храм на пл. Калинина, действующий обыденный храм и приходской дом, часовни на вокзалах, деревянный храм-часовня на ул. Артиллерийская, а также попечение о восстановлении нескольких кирх в Калининградской области.

Район Кёнигсберга у Южного вокзала назывался Хаберберг. Здесь располагались католический костёл Святого Семейства и лютеранская кирха Святой Троицы. Первый стал филармонией, а на месте второй построен Дом искусств. 5 октября 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл благословил создание в Хаберберге православного прихода в честь почитателя Святой Троицы — преподобного Сергия Радонежского.

В настоящее время каменный храм преп. Сергия строится на пл. Калинина около Южного вокзала Калининграда. Богослужения совершаются рядом с ним в деревянном крестильном храме препп. Кирилла и Марии Радонежских. Рядом расположен приходской дом с библиотекой, воскресной школой, молодёжным клубом, лавкой и воскресной трапезной. Помимо этого совершаются молебны в часовнях: Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») в здании Южного железнодорожного вокзала и иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» в здании городского автовокзала. Обыденный храм, приходской дом и часовни открыты ежедневно с 8 до 20 ч. Телефоны: +7.4012.708220 (храм) и 708222 (дом). Помимо этого Сергиевский приход достраивает деревянный храм-часовню в честь святителя Николая на ул. Артиллерийская 52-56 в Калининграде. Телефон 708230. В Никольском храме совершаются молебны, он готовится к совершению литургии.

В 2011 г. силами прихода преп. Сергия был обустроен храм пророка Захарии и праведной Елисаветы на ул. Кирпичная 7, совершались первые богослужения. В этом здании обустраивается Епархиальный Центр.

21 сентября 2011 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы, православными меценатами возведён деревянный обыденный храм в честь преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия, на пл. Калинина. В 2017 г. он был обновлён.

13 октября 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл посетил крестильный обыденный храм и освятил крест на месте под строительство каменного храма в честь преподобного Сергия Радонежского. После освящения места закладки храма Предстоятель Церкви обратился с пастырским словом: «Сегодня мы совершили на этом месте великое деяние — основали Божий храм, который будет лицом Калининграда, ибо располагается на площади перед Южным вокзалом. Каждый, кто будет приезжать в Калининград, будет видеть белоснежный храм с золотым куполом»

7 января 2012 г., в день Рождества Христова, открылась Воскресная школа с библиотекой.

15 апреля 2012 г., в день Пасхи, Преосвященный Серафим, епископ Балтийский, освятил крестильный храм прпп. Кирилла и Марии и открыл Центр поддержки семьи.

В 2015 г. началось рабочее проектирование и строительство нулевого цикла каменного храма в честь преподобного Сергия Радонежского на пл. Калинина. В 2016 г. построены цокольный этаж и звонница. В 2017 г. повешены колокола и выложены первые два десятка рядов стен храма.

Приглашаем всех добрых верующих людей для участия в жизни общины православных христиан и для помощи в строительстве храмового комплекса.

Председатель приходского совета о. Виктор Васильев.

В приходском доме Вы можете провести своё торжество, встречу, поминки.

Погода в Калининградской епархии. Сайт епархии.

Приглашаем Вас посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру с мощами преподобного Сергия Радонежского и женский монастырь в Хотьково с мощами преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также монастыри европейской части России, основанные учениками преподобного Сергия Радонежского. Регулярные туры из Москвы предлагает паломническая служба «Радонеж»: см. туры в pdf

Виртуальный тур по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. План Лавры.

Православная семья. Ноты для певчих. Радио «Радонеж». Электронная библиотека.

Храм в Усово. Православное богослужение.

Сегодняшняя икона дня

Православный календарь Богослужебные указания

В системе храмов Новоспасского монастыря церковь преподобного Сергия Радонежского является храмом второго или даже третьего плана, но это не умаляет ее достоинств, тем более что у нее не совсем обычное место расположения и совсем не простая история. До сих пор нет полной определенности относительно того, когда именно в монастыре появился церковный престол в честь преподобного Сергия. Источники подтверждают, что в середине XVIII века он уже существовал; известно, что в марте 1747 года в монастыре случился пожар, от которого пострадали настоятельские кельи и сгорела крыша Сергиевского храма. Новый отсчет в истории этой церкви начинается в настоятельство архимандрита Мисаила (Чирского) (с 1749 по 1764 год). По его инициативе в монастыре началось возведение большой колокольни, закладка которой состоялась в июне 1759 года. Уже тогда было решено, что храм преподобного Сергия разместится в здании колокольни, во втором ярусе, над Святыми вратами. По заверению настоятеля: «по приличеству и по пространству места, для украшения обители, на оном нижнем апартаменте имеет быть церковь во имя преп. Серия Радонежскаго Чудотворца» 19 января 1760 года архимандрит Мисаил обратился в Московскую Синодальную контору с прошением разрешить разборку старой Сергиевской церкви и использование ее кирпича на сооружение колокольни. Однако в те годы удалось возвести только два яруса: нижний арочный проезд – Святые врата, и второй этаж, тот самый, где должна была разместиться церковь; после чего строительство на долгие годы было заморожено. Оно возобновилось в 1782 году, когда по настоятельному ходатайству архимандрита Иоасафа (Маслова) (настоятеля в 1779–1785 годах) из государственной казны на завершение колокольни монастырю было выделено 20 000 руб.

Устройство Сергиевской церкви производилось на частные пожертвования, необходимые средства выделила состоятельная московская купчиха Наталья Бабкина. В 1787 году, 27 сентября, архимандрит Павел (Пономарев) (годы настоятельства 1786–1794) подал в Московскую контору Синода донесение о том, что храм готов к освящению: «А ныне и церковь под оною колокольнею во имя преподобнаго Сергия Чудотворца… усердным подаянием христолюбивых вкладчиков иконостасом и иконами, как по преданиям нашей святой апостольской церкви надлежит, сооружена, также и церковною утварью и прочими потребностями к освящению совсем изготовлена. Того ради… прошу оную сооруженную церковь во имя преподобнаго Сергия благословить освятить». Разрешение освятить храм было дано 17 ноября 1787 года. Освящение состоялось 14 декабря 1787 года; оно стало для монастыря настоящим праздником, на который собралось множество людей, были приглашены почетные гости. По признанию очевидца этого события, монаха Моисея, «церковь Сергия Чудотворца освящена того ж декабря 14 дня, во вторник, отцом архимандритом Павлом с братиею. На освящении были славные благородные особы, как то генерал шеф князь Александр Михайлович Голицын и прочих чиновных гостей премножество». Храм преподобного Сергия Радонежского освятил новоспасский архимандрит Павел (Пономарев), который впоследствии, на рубеже XVIII–XIX веков (1799–1806), в сане архиепископа возглавлял Ярославскую епархию. Новая колокольня Новоспасского монастыря, существующая в едином комплексе с храмом преподобного Сергия Радонежского, стала одной из самых высоких и массивных в Москве – «огромнейшая, красивейшая и самая прочная», как говорили о ней в XIX веке. Действительно, ее отличают и значительная высота – около 80 метров, и необычайная монументальность.

Сергиевская церковь в своем изначальном виде просуществовала недолго, всего 15 лет. Новый этап ее истории открывается в сентябре 1812 года, при весьма драматичных обстоятельствах. Москва занята французскими войсками и охвачена пожаром. Горел и Новоспасский монастырь. Особенно большой урон был нанесен колокольне и находящейся в ней церкви. Сгорели колокольные балки, и два самых тяжелых колокола – большой и полиелейный, обрушившись, разбили церковный свод, а остальное довершил пожар. Сохранилось уникальное свидетельство очевидца этих разрушений. Новоспасский ризничий иеромонах Адриан, отправленный с обозом монастырских ценностей в Вологду, в своих записках описал встречу в пути, в Ярославле, с престарелым послушником Московского Покровского монастыря. Тот покидал Москву во время пожара и собственными глазами видел горящий город. Старик-послушник: «на вопрос о нашем монастыре, ответил, и ваш Новоспасской монастырь горит же; из колокольни-то, родные, полымье во все окны так и лижет, страх и глядеть-то; где ни шел, везде горит. …После ево пришедшие другие уверяли нас, что монастырь наш выгорел, и колокольня стоит внутренностию пуста, а упавшие колокола разбились, что же от пожара целого осталось, обстоятельно пересказать никто не мог» Убытки подсчитали потом. В числе сгоревших, точнее – выгоревших числилась и Сергиевская церковь. Для ее восстановления потребовалось несколько лет: в 1816 году отремонтировали своды, через три года оштукатурили стены, в 1820-м установили иконостас. И вновь, как и изначально, храм украшался на деньги московских купцов – «усердным подаянием христолюбивых вкладчиков».

Одним их самых щедрых и деятельных благотворителей Сергиевского храма той поры являлся московский купец Иларион Вавилович Вавилов. Документально подтверждено, что именно он оплачивал работы по золочению иконостаса и росписи храма, самолично заключая контракты с мастерами. Так, в октябре 1821 года он подписал договор с позолотчиком Николаем Гавриловичем Константиновым на позолоту иконостаса «лучшим червонным золотом, …лучшею работою». Резные детали – золотились; гладкие места, служившие фоном, окрашивались и покрывались лаком. Стоимость работ оценивалась в 3500 рублей . Роспись храма обошлась И.В. Вавилову в 2500 рублей, заказ был доверен московскому живописцу Мемнону Аникеевичу Скороспелову (1767–1843). Он же написал большинство церковных икон. Договор на роспись храма заключили в октябре 1821 года, с условием завершения всей работы к середине июля 1822 года. Интересно, что в контракте указывались сюжеты отдельных изображений, которые должны были украсить церковное пространство. Так, в куполе помещалось изображение Бога Отца, ниже – четырех Евангелистов. На стенах храма присутствовали две сцены из жития преподобного Сергия: благословение московского князя Димитрия на Куликовскую битву и отказ Преподобного занять всероссийский митрополичий престол. Более детально была задана роспись алтаря. В куполе, над престолом, помещалось изображение Бога Отца, над жертвенником – сцена жертвоприношения Авраама. На восточной стене, над окном, изображено Моление о чаше Иисуса Христа. На стенах алтаря – сюжеты евангельской истории: Снятие с Креста и Положение во гроб. Живописные изображения, написанные масляными красками, сопровождались надписями, текст которых также был оговорен в контракте.Сергиевский храм был освящен в 1825 году, о чем свидетельствует антиминс, освященный и подписанный митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) 30 апреля 1825 года.

На протяжении XIX века храм преподобного Сергия неоднократно поновлялся. Довольно значительные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные работы в нем были произведены в последние годы позапрошлого столетия. Необходимые средства – 20 000 рублей выделил потомственный почетный гражданин, московский купец Сергей Федорович Стриженов. Новое освящение церкви преподобного Сергия, после ее возобновления, произошло 27 мая 1901 года. Высокое качество реставрации храма было по достоинству оценено современниками. Так, «Московские церковные ведомости» отмечали: «Внутренность церкви поражает изяществом и богатством отделки, а также обилием света. Обращает на себя внимание своими высокими качествами настенное письмо, исполненное в 1821 году мастером Мемноном Скороспеловым и в настоящее время возобновленное» Сергиевский храм был закрыт в 1918 году, с упразднением обители. В 1990 году Новоспасский монастырь вновь становится действующим. Ныне, спустя четверть века, обитель полностью преобразилась, став одним из самых значительных столичных монастырей, крупным духовно-просветительским центром. В конце 2016 года в монастыре развернулся большой реставрационный проект по восстановлению колокольни, в рамках которого предусматривается возрождение храма преподобного Сергия Радонежского.

Епископ Воскресенский Савва, А. Е. Виденеева

Престольные праздники: 8 октября – преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). 18 июля – обре́тение честных мощей преподобного Сергия (1422).

В ночь с 7 на 8 августа 1689 года в Кремле поднялась военная тревога: по наущению царевны Софьи стрелецкое войско готовило оружие, чтобы идти против ее главного конкурента на престол – Петра. Но среди стрельцов нашлись верные Петру: они-то и помчались ночью в Преображенское, чтобы предупредить царевича о готовящемся восстании. Петр, оценив опасность для своей жизни, без промедления вскочил в седло и в сопровождении нескольких человек помчался в Троице-Сергиев монастырь.
Наутро будущий император был в обители преподобного Сергия и просил помощи и защиты у наместника монастыря. В тот же день в Троицу прибыли верные Петру Преображенский и Семеновский полки, а также царица Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра). Немногочисленные военные силы, которые были в распоряжении Петра в Троице-Сергиевом монастыре, во многом уступали стрелецким войскам, которых готовила в Кремле царевна Софья против Петра, но – не в силе Бог, а в правде – дальнейшие события развивались таким образом, что заговор Софьи против Петра был разоблачен, она потеряла авторитет среди стрельцов, лишилась сторонников, а вместе с тем – возможности занять трон.
Под кровом преподобного Сергия, в Троице-Сергиевом монастыре, будущий император России Петр оказался в безопасности. На всю жизнь он запомнил свое чудесное избавление от смерти, а в благодарность преподобному за спасение Петр в первые же годы (1690-е) своего правления начинает строительство по всей Москве православных храмов. Главным стало возведение Сергиевского храма на территории Высоко-Петровского монастыря. Прототипом ему послужила трапезная церковь преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре.
Строительство закончилось к 1694 году, а иконостас и другие внутренние работы по убранству храма завершились к 1697 году. В это же время был построен большой корпус братских келий, которые соединялись с Сергиевской церковью массивным арочным переходом. Все работы проводились на средства из Приказа Большой Казны, к работе привлекались лучшие мастера.
Первоначально Сергиевская церковь была одноглавой, как и ее старшая «сестра” – трапезная церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Однако позднее (в 1702-1705 гг. ) были полностью переделаны свод и главок стало шесть.

Самая ранняя фотография Сергиевской церкви. Так она выглядела в конце XIX века.

С приходом советской власти монастырь был упразднен. В 1919 году помещение Сергиевской церкви было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем здесь расположился МЭМЗ (Московский электро-механический завод). В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами, а к 1950 году церковь пришла в ветхое и аварийное состояние.

Сергиевская церковь предположительно в 1940-е годыВид с Петровского переулка на Сергиевскую церковь и Братские кельи (палаты Нарышкиных). Фото предположительно начала 1950-х.Отреставрированная галерея и Сергиевская церковь в процессе реставрации (на заднем плане). Вид на восток. Фото предположительно 1960-х гг.Галерея до реставрации. Вид на юго-запад, справа – Братские кельи до реставрации, слева – Пахомиевская (ныне – Петропавловская) церковь.

Богослужения возобновились здесь в 90-х годах ХХ века.
Сегодня в Сергиевской церкви можно поклониться главным святыням обители, которые собирались и возвращались сюда постепенно.
20 февраля 2010 года, в субботу перед Неделей Торжества православия, в храме преподобного Сергия Радонежского впервые после почти 90-летнего перерыва было совершено Патриаршее богослужение: Божественную литургию возглавил Священноархимандрит обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сергиевский храм в этот день был переполнен молящимися. В конце Литургии Святейший Патриарх передал монастырю великую святыню – ковчег с частью мощей основателя обители святителя Московского Петра.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *