Поделиться

Адрес храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе:

109004, Москва, ул. Николоямская 57/59.

Как добраться до храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе:

От станции метро «Площадь Ильича» автобусом: №№ 40, 55, 125, 152, 237 или троллейбусом: №№ 40, 53.

Схема проезда:

Контакты:

109004, Москва, ул. Николоямская 57/59;
Тел.: 8 (495) 912-14-90;
E-mail: HraniBog@yandex.ru, info@sergeyrad.ru

Адрес сайта: http://sergeyrad.ru/

Николо-Ямская улица названа так была по расположенному на ней храму Николы на Ямах. Ямы же в данном случае вовсе не углубления в земле, а расположенные здесь — сейчас бы мы сказали «мотель и парковка», а в те времена — почтовая станция с постоялый двор для отдыха ямщиков и конюшнями.

Храм, увы, ныне не существует, а вот название осталось.
Осталось и другое, более общее название местности – Рогожская слобода. Именно отсюда уходил тракт на Владимир и Нижний Новгород – печально знаменитая «Владимирка», по которой в Сибирь брели заключенные. Первой же почтовой станцией от Москвы было село Рогожи, ныне известное как город Ногинск.

Первый, еще деревянный храм преподобного Сергия Радонежского был построен в Рогожской ямской слободе в начале XVII века. А вот первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году.

Интересная деталь. Вообще-то храмы обычно именуют по тому, в честь чего или кого освящен главный престол. В храме же преподобного Сергия главный престол освящён в честь Святой Троицы. Тем не менее, Троицкий – это лишь второе его название. Возможно, по причине того, что в Москве насчитывалось слишком большое количество Троицких храмов. Не исключено, что на выбор названия повлиял расположенный рядом Андроников монастырь – его первым игуменом был ученик преподобного Сергия.

В конце XVIII века, после страшной эпидемии чумы у Рогожской заставы, образовалась старообрядческая община, среди членов которой было множество богатых купцов. Потому, собственно, богатством внутреннего убранства, подбором древних икон и книг храм преподобного Сергия соперничал с соборами Московского Кремля. И в довершение всему храм поддерживали городские власти, весьма заинтересованные в сближении старообрядцев и православной церкви.

При храме пел хор слепых, один из лучших в Москве.
Нынешнее здание храма в стиле ампир построили в 1818 году на средства статского советника Г. П. Смольянского, который пожертвовал на строительство почти всё своё состояние. Потом – в 1834-38 годах — его реконструировали. Современную трёхъярусную колокольню построили в 1864 году.

Храм в 30-х годах закрыли. И к великому сожалению, при закрытии уничтожили множество икон и уникальные ноты для хора слепых.
И тем не менее… тем не менее…

Храм ныне снова в ведении церкви. И красуется она на Николо-Ямской улице, 59.

История

Храм строится по программе «200 храмов».

В 2014 году, когда вся Россия отмечала 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в московском районе Южное Тушино должен был появиться рассчитанный на 360 прихожан храм в честь Игумена Земли Русской. Место это необычно для москвичей — здесь, на берегу реки Сходни, в смутные годы русской истории располагался стан Лжедмитрия, прозванного в народе Тушинским вором, сюда к нему стекались московские беглецы; здесь, в непосредственной близости от места храма, расположен уникальный памятник природы — Сходненский ковш, с его редким для большого города растительным и животным миром. Современная городская застройка соседствует с живой природой и вехами истории.

26 октября 2014 года был совершен чин освящения закладного камня в основании нового храма. Но ещё в начале 2014 года была сооружена небольшая временная церковь, 6 апреля в ней была совершена первая Божественная Литургия.

24 марта 2017 года открылся новый временный храм в доме причта.

13 января совершились освящение и установка креста на купол возведенного храма.

На Пасху 28 апреля 2018 года в новом храме совершена первая Божественная Литургия.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

К оглавлению — храмы Москвы

  • Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
  • Молитва Преподобному Сергию Радонежскому, Всея России чудотворцу.
  • Построен: 1796-1838
    Адрес храма: 109004, Москва, ул. Николоямская, 59 (м. «Площадь Ильича», авт. 40, 55, 125, 152, 237, трол. 40, 53).
    Телефон храма: (495) 912-14-90
    Сайт храма: http://sergeyrad.ru
    Престолы: главный — Живоначальной Троицы,
    приделы — прп. Сергия Радонежского,
    свт. Николая.

    История: Первое упоминание о деревянном храме в ямской слободе относится к 1625 г.

    Существующая церковь построена на месте каменного храма начала XVIII в.

    В 1796 — 1800 гг. была сооружена двухпридельная трапезная с престолами прп. Сергия Радонежского и свт. Николая.

    В 1818 г. на средства Г. П. Смолянского возведен собственно храм с главным престолом в честь Святой Троицы, в 1864 г. построена колокольня.

    Храм в стиле ампир состоит из крупного четырехстолпного четверика с пятиглавым завершением.

    Трапезная сооружена в стиле зрелого классицизма и обладает изысканно-строгим декором.

    Роспись стен выполнена в 1876 г. московским изографом А. С. Рогожкиным.

    Церковь была закрыта с 1938 по 1991 гг.

    Церковная ограда восстановлена в 1990-х гг. в формах XIX в.

    Церковь реставрировалась в 1988 — 1992 гг.

    Богослужения возобновлены в 1992 г.

    Действует воскресная школа. В храме проводятся огласительные беседы для детей и взрослых, община окормляет больницы.

    Святыни: чтимый список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; икона св. прав. Иоанна Кронштадтского с частицей мощей и прядью его волос; икона свт. Николая (XVII в.); крест с частицей Животворящего Древа Господня.
    Дни памяти: 5/18 июля, 25 сентября/8 ноября
    Богослужение: по средам и пятницам, субботам, воскресеньям — Литургия в 9 час, накануне — всенощное бдение в 18 (зимой в 17) час; в воскресенье — акаф. иконе Божией Матери «Утоли моя печали» в 18 (17) час, во вторник акаф. прп. Сергию Радонежскому в 18 (17) час, в четверг акаф. свт. Николаю в 18 (17) час.

    Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской Слободе — ноябрь 2009 года.

    Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской Слободе.
    Храм преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской Слободе.
    Сергиевская церковь.
    В начало

    Сохранившаяся до наших дней церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

    Это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем.

    Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Он приложил много сил и стараний для победы Руси над татаро-монголами, для объединения русских княжеств вокруг Москвы и сплоченного национального отпора иноземным завоевателям, и в то же время — для налаживания мирных дипломатических отношений с Ордой.

    Авторитет святителя был велик и там. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов.

    Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне.

    Главный престол посвятили чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери

    Однако в честь святителя Алексия в московской церкви на Николоямской был освящен, по традиции, придел, а главный престол посвятили чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, покровительнице Дома Романовых. Это единственная сохранившаяся московская церковь, освященная во имя древней православной русской святыни.

    Эта икона, написанная, по преданию, еще самим евангелистом Лукой, первоначально находилась в Городецком Феодоровском монастыре близ Нижнего Новгорода, где стояла в соборном храме св. Феодора Стратилата. При нашествии Батыя жители бежали из разоренного городка и не успели взять с собой чтимый образ.

    Однако икона вновь явилась сама в 1239 году костромскому князю, который, охотясь в лесу, вдруг увидел ее на дереве. И оказалось, незадолго перед тем жители Костромы видели, как незнакомый человек в богатой воинской одежде шел по городу и нес эту икону на руках — человек этот был очень схож с св. Феодором Стратилатом, как он изображается на иконах.

    Чудесно явленная икона была с благоговением поставлена в костромской храм — вновь во имя св. Феодора Стратилата, отчего и стала называться Феодоровской. Один из ее праздников приходится на 29 августа нового стиля в память о ее чудесном явлении и обретении.

    Вскоре было явлены и другие чудеса от Феодоровской иконы. Когда татары устремились на Кострому, от образа произошло сияние, и огонь этот пожег вражеские полчища, обратившиеся в паническое бегство. А затем церковь сгорела, и люди видели чудотворную икону, поднявшуюся над пламенем — пав на землю, они слезно молили Богородицу не оставить их без Покрова. Тогда икона опустилась на землю и стала посреди площади, где для нее выстроили новый каменный храм.

    И еще Феодоровская икона была моленным образом отца Александра Невского, князя Ярослава, который при крещении получил имя Феодора.

    А в марте 1613 года инокиня Марфа благословила ею своего сына, Михаила Романова, на царство. Он долго не соглашался взойти на русский престол, и тогда архиепископ взял в руки эту икону и вместе с матерью будущего царя молвил ему: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». И когда Михаил согласился, то мать его пала перед образом на колени и со слезами молилась перед ним: «Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству».

    Отсюда другой праздник Феодоровской иконе в память об избрании царя был установлен 27 марта по новому стилю. И семья Романовых украсила чтимый образ богатыми дарами и драгоценностями.

    Вот так, неприметно, хотя и в центральной части Москвы, притаилась скромная церковь, связанная со столь значимыми событиями и лицами русской истории.

    Изначально деревянная, она была выстроена только в начале XVII века как обыкновенная приходская церковь для местного населения государевой слободы, названной по церкви Алексеевской. Так, строительством слободского храма именно здесь, напротив Спасо-Андроникова монастыря и на месте легендарной палатки его основателя почтили память московского святителя. Более того, жителями слободы были черные тяглецы, то есть обязанные к исполнению государственных повинностей. Может быть, именно поэтому главный престол храма был посвящен покровительнице правящей царской династии России.

    Кроме слободы, церковь дала старомосковское имя двум прилегающим к ней улицам — Большой и Малой Алексеевской. В советское время они были переименованы в Коммунистические улицы, потому что именно здесь, на Большой улице, в Октябре 1917 года действовали райком партии, Совет рабочих депутатов и Военно-Революционный Комитет Рогожско-Симоновского района.

    А Николоямская улица, на которой стоит Алексеевская церковь, была названа так по другому местному храму, разрушенному после революции — св. Николая Чудотворца, «что в Ямах», то есть в ямской слободе, устроенной тут Борисом Годуновым. В Ульяновскую же ее переименовали еще при жизни Ленина.

    В самой древности, до XV века, все эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. Потом великий князь Иван III забрал их себе и разбил тут свои излюбленные сады. И где-то здесь в начале XVII века войска Шуйского бились с поляками, а с 1671 году в этой местности поселились московские стрельцы — и все это было задолго до устроения здесь старообрядческого центра. Даже когда тут обосновались старообрядцы близ своего Рогожского кладбища, с ними тесно соседствовало православие — тому свидетели и Алексеевский, и Никольский, и Сергиевский, и Мартиновский храмы, и церковь Василия Исповедника, о которой пойдет речь в мартовской публикации.

    Взамен первой деревянной Алексеевской церкви начала XVII века каменный храм был выстроен почти столетие спустя, в ранее петровское время.

    А в середине XVIII столетия, при императрице Елизавете гениальный архитектор Дмитрий Ухтомский выстроил здесь ныне существующее здание Алексеевского храма, дожившее до наших дней в развалинах. Кто бы знал, что до революции эту церковь считали лучшим и классическим образцом архитектуры московского елизаветинского барокко. Чтобы представить, как она выглядела (и какой будет после современного ремонта) стоит только вспомнить, что этот же мастер построил знаменитую барочную колокольню в Троице-Сергиевой Лавре и Красные ворота в Москве, увы, теперь известные нам только по фотографиям. И почти напротив Алексеевской церкви, на той же Николоямской улице князь Ухтомский перестроил из древних палат дом купца Федора Птицына — одно из самых красивых сооружений на этой старинной московской улице.

    И интерьер лучшего образца московского елизаветинского барокко оставил о себе воспоминания. Богатым, позолоченным и со стороны алтаря барочным иконостасом, в котором были ценные иконы Новгородского письма XV — XVI в.в., восторгался Аполлинарий Васнецов. Более того, даже позднюю настенную роспись XVIII столетия он считал произведением искусства

    Еще одной достопримечательностью Алексеевской церкви был древний крест над ее центральной главой — он был перенесен туда с первого, разобранного храма. А в 1747 году, когда Ухтомский начал строительство этой церкви, при ней была устроена богадельня на 10 прихожанок, где помимо квартиры, старушки получали еще 7-8 рублей на руки ежемесячно. Разумеется, что средства на храм и на благотворительность собирали его прихожане — а православный приход этой церкви был замечательный. Достаточно только назвать имена Алексеевых и Челышевых.

    Алексеевская церковь, поновленная в 1898 году, была ограблена весной 1922 года и спустя восемь лет закрыта. В 1931 году ее начали ломать, но, к счастью, не сломали, хотя снесли колокольню до второго яруса, барабан с главой и крестом — тем самым, древним. В полуразрушенном здании с трубами и уродливыми навесными лестницами трудно было угадать церковь, — в нем работал завод, потом ремонтно-строительное управление.

    А в годы перестройки вновь заговорили о лучшем московском памятнике елизаветинского барокко. И появились планы устроить тут заповедный островок вкупе с соседними старинными усадьбами на Николоямской. Потом пошли слухи о том, что здесь разместится культурный центр посольства Франции, но в итоге на свободной площади выстроили банк, а Алексеевскую церковь вернули верующим, и начался титанический труд ее восстановления.

    По материалам Елены Лебедевой на сайте Православие.Ру

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *