ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ

Ныне мы торжествуем память всех святых, подвизавшихся на земле добрым подвигом веры и добродетели и переселившихся на небеса – для вечного упокоения и радости…
Св. Иоанн Кронштадский
Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки к тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святаго Духа…
Прп. Силуан Афонский

Прошедший век… Что мы знаем о нем? — Время революций, мировых войн и технического прогресса. Тем не менее, среди всех бед и потрясений, немыслимых ранее достижений человека не прекращала возноситься молитва к Творцу вселенной, совершался подчас незримый подвиг стяжания Духа Святаго: в укромном уголке святой горы Афон или на архиерейской кафедре, в Сан-Францисско, Вырице или Москве – всех мест не перечесть, подтверждение чему — многие имена святых, подвизавшихся в XX веке. Особое место в эту эпоху занимает подвиг новомучеников, запечатлевших своей кровью верность Христу. Подобно первым векам христианства, когда от рук императоров-язычников погибли многие тысячи верующих, безбожные гонения обрушились на святые храмы и церковный народ нашего Отечества. Православная вера не может оскудеть, Церковь устоит, имея в своем основании Христа.
За последнее время, одновременно с возрождением духовной жизни, в нашей стране происходит мощный процесс восстановления храмов и монастырей. Именно храмы и монастыри всегда являлись местами, вокруг которых строилась духовная жизнь, поскольку храм является местом молитвенного собрания христиан и совершения церковных таинств. Поэтому и возрождение полноценной религиозной жизни невозможно без восстановления и строительства храмов.
Восстановление разрушенных святынь – наш народный, национальный долг перед Богом, перед памятью старших поколений, создавших эти святыни, перед отечественной культурой, перед будущими поколениями, а главное, перед самим собой. Устраняться, считая это не своим делом было бы неправильным для любого гражданина, тем более христианина. Даже неверующие люди понимают, что разрушенные памятники, уничтоженная красота были и являются достоянием Отечества. Для верующего же очевидно, что мы должны восстановить то, что народом было Богу посвящено, а потом бездумно разрушено.

Храм Всех Святых – последний храм, разрушенный в нашем городе… Но сначала обратимся к исторической хронике.

Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Архиепископ Славеницкий и Херсонский проявил инициативу по использованию материала разбираемого ветхого Покровского храма для постройки церкви на новом месте, а именно на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка).

Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена.

По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое го­родское кладбище.

8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена но­вая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на сред­ства городского головы Андрея Матвеевича Байкова.

Во время строительства нового кладбищенского храма в старо­кладбищенской церкви 3 октября 1865 года вспыхнул пожар, но зна­чительную часть церковной утвари, удалось спасти. Эту спасенную церковную утварь на время перенесли в деревянную, еще не упраз­дненную старую Никольскую церковь, находившуюся в Соборном переулке между Никольской (теперь Социалистической) и Казанс­кой (теперь Серафимовича) улицами (на месте, где сейчас располо­жен Ростовский почтамт). Если раньше службы и этой старой полу­закрытой Никольской церкви проводились от случая к случаю, то после перенесенных туда спасенных предметов культа они ненадолго стали совершаться регулярно.

После окончания строительства новой каменной церкви на город­ском кладбище всю церковную утварь с Соборного переулка крестным ходом перенесли в новый храм во имя Всех Святых, который был освя­щен 27 октября 1868 года. Изначально это была средняя по размерам церковь, увенчанная декоративным пятиглавием. В 1897 году к ней была пристроена двухъярусная колокольня. Согласно «Ведомости о цер­кви» Донской Духовной консистории, в ней значатся:

— главный престол — во имя Всех Святых,

— правый придел — во имя Великомученика Пантелеимона Целителя;

— левый придел во имя Святых равноапостольных царя Констан­тина и матери его царицы Елены.

Новокладбищенская церковь во имя Всех Святых просуществова­ла 98 . В 1930-е годы была закрыта. В 1942 году в ней возобнови­лись регулярные богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. С помощью городских властей и слушателей Высшей партийной школы церковная утварь была перемещена в храм Рождества Пресвятой Богородицы (на Старом базаре), а здание Всехсвятской церкви было взорвано. Взрыв разрушил его до основания. Разрушение совершалось при ак­тивном сопротивлении прихожан и молчаливом неодобрении жителей прилежащих районов — Нового и Затемерницкого поселений. Это был последний взрыв в летописи храморазрушительства Ростова-на-Дону.

Исчезло и городское кладбище, закрытое еще перед Отечествен­ной войной. В памяти старожилов остались высокохудожественные надгробия, скульптурные памятники, обелиски и могилы известных ростовцев XIX века. В рукописи о городских кладбищах ростовских историков М.Б. Краснянского и А.Г. Парецкого, подготовленной в 1917 году, говорится: «Шестым по счету кладбищем является Старое кладбище, ныне функционирующее и находящееся в Новом поселении». Авторы рукописи провели исследование самых старых на тот момент захоронений. Авторам рукописи удалось отыскать плиты над могилами городничего Андрея Аксенова (1828 год), отрока Иоанна Катлова (1829), купчихи Марии Москалевой (1830), купца Иоанна Данилова (1853), артиста Валентина Ляхера (1863), жены чиновника Акилины Де-Брюс (1854), есаульской жены Марии Малаховой (1843).

На Всехсвятском кладбище находился пантеон знаменитой купеческой семьи Парамоновых, их родственников Царда, здесь были погребены городской голова А.М. Байков, писатель Д.Л. Мордовцев и многие другие выдающиеся ростовчане. Краснянский и Парецкий особо отметили, что большинство старых надмогильных плит были сделаны из чугуна, на Луганском чугунолитейном заводе.

До революции, и некоторое время после нее это кладбище было хорошо ухожено и представляло собой парк с большими деревьями, скамеечками у гробниц, и даже уличным освещением. Сюда приходили ростовчане не только затем, чтобы помянуть своих близких, но чтобы просто отдохнуть в тени и прохладе деревьев. В середине 30-х годов советская власть приняла решение снести Старое кладбище как наследие буржуазного прошлого.

Ольга Васильевна Давыдова из тех ростовчан, у кого на Всехсвятском кладбище были могилы родных людей. Свои вспоминания Ольга Васильевна доверила рукописи. Процитирую выдержки из нее.

«На том самом месте, где сейчас Дворец спорта, были похоронены мои предки. На их могилах лежали три большие плиты из черного мрамора. Мой прадед, прапрадед и прапрапрадед были купцами. Ограда вокруг их могил была из настоящего каслинского литья — ее мой прадед заказывал на Урале.

Погром на городском кладбище начался внезапно. Это произошло летом 1934 или 1935 года. К нам пришел знакомый деда и рассказал: вот уже третий день рано утром, как только начинает светать, на кладбище приезжают грузовики с людьми. Видимо, это были заключенные: при них находилась охрана.

Они использовали каток для утрамбовки асфальта: он наезжал на памятники, валил их, а потом люди волокли их к машине и увозили. Все происходило быстро, и к тому времени, когда солнце всходило, они уезжали. А на следующее утро все повторялось…

Услышав это, дед вместе со мной пошел к своему младшему брату Леониду Ивановичу, и мы втроем отправились на кладбище. Как только мы вошли в ворота, как увидели, что возле конторы молча стоит толпа людей. Главная аллея была завалена поломанными деревьями и кустами, засыпана комьями земли. Мы прошли дальше. Ограда вокруг могил наших предков была повалена на землю. Все три мраморные плиты исчезли. Могилка дочери деда, умершей в детстве, оказалась раздавленной.

Под мраморными плитами по соседству оказалась погребальная камера, выложенная каменем. Перекрытие над ней рухнуло, были видны гробы. Дед, схватившись за брата, тяжело осел на землю. Леонид Иванович крепко держал меня за руку.

Мы вернулись к входу на кладбище. Людей там прибавилось. Из конторы вышел мужчина в кепке и потребовал, чтобы все расходились: есть, мол, указание ликвидировать буржуйские могилы.
Один человек попытался объяснить, что он научный работник, разрушена могила его отца. Мужчина в кепке ему ответил: «Допустим, ты научный работник, но батя твой был кто? Буржуй! Это по тебе видно. А мы буржуев и на том свете достанем. Всем разойтись!»

Потом знакомые говорили, что с кладбища увозят не только памятники из черного мрамора, но выискивают розовый камень, точно такой, на котором в те же годы в Ростове был поставлен памятник С.М. Кирову.

Брат деда Леонид Иванович работал в артели «Красный художник». Через знакомых скульпторов он узнал, что памятники с кладбища свозят в мастерскую НКВД. Там заключенные пытаются срезать с них надгробные надписи, но у них это плохо получается.

Дед знал, что памятники из мрамора привозят на строительство нового театра. Они сумел попасть за забор и пытался отыскать мраморные плиты с могил наших предков. Однажды он сказал бабушке, что наши плиты установили на фасаде театра у самого входа».

Полностью уничтожить Старое кладбище большевикам помешала война. Во время одной из бомбежек Ростова авиабомба попала в здание Всехсвятской церкви, где укрывались люди, были убитые.
В конце 40-50-х годах Старое кладбище представляло собой печальное зрелище. Все ограды были снесены, еще остававшиеся могильные плиты втоптаны в землю. На территории бывшего кладбища возник стихийный базарчик. На могильных плитах, до которых не добрались руки большевиков, продавцы раскладывали товар.

Единственным уцелевшим памятником со старого кладбища было большое мраморное надгробие с семейного склепа известного писателя Даниила Лукича Мордовцева. Его не утилизировали, как другие памятники, а перенесли на Братское кладбище, где оно стоит до сих пор. Само захоронение переносить не стали.

Кладбище со 150-летней историей до сих пор не внесено в списки памятников истории и культуры, хотя вне всякого сомнения является объектом культурного наследия. Городское кладбище перестало существовать, на его месте разбит сквер. Люди, рожденные в последующие годы при советской власти, не знают своих предков. Связь поколений оказалась разорвана…

В 1967 году на месте кладбища и взорванной Всехсвятской цер­кви возвели здание Дворца спорта, строительство которого плани­ровалось с начала 1960-х годов.

С Божией помощью и совместными усилиями мы сможем восстановить разрушенный в лихолетье храм. Православные христиане часто воздвигали на кладбищах храмы в честь всех святых, имена которых носили усопшие.

Участие в восстановлении храма – это еще и личное покаяние, желание потрудиться для Бога, Его Церкви, просто для людей и своей Родины. И в этом аспекте, искренне помогая храму, как и при совершении любого доброго дела, человек испытывает умиротворение совести, спокойствие и радость в душе.

Когда покидаешь шумные магистрали города, переполненные суетой, и вступаешь под сень деревьев, словно попадаешь в обитель тишины, нарушаемой лишь щебетом птиц и шелестом листвы… Но вот призывно зазвучал колокольный благовест, и среди зеленых ветвей на фоне ярко-синего неба уже проступают знакомые бело-красные стены, увенчанные золотыми,сияющими на солнце куполами. И сердце охватывает радость встречи с Богом, сотворившим этот прекрасный мир. …

Одна из красивейших парковых зон города — ранее Балабановская роща — ныне парк Островского. Здесь из руин бывшего кинотеатра преобразился белоснежный благословенный корабль — храм, который вот уже более двадцати лет врачует души и телеса приходящих и ведет нас ко спасению. Этот храм был воссоздан к 10-летию одной из величайших трагедий XX века — Чернобыльской катастрофы. И с тех пор горит в нем негасимая лампада памяти, и возносятся молитвы о здравии живущих и упокоении усопших ликвидаторов последствия этой страшной катастрофы. Идея возведения подобного храма принадлежит его настоятелю протоиерею Анатолию Комару, кандидату Богословия. Это единственный чернобыльский храм в России, настоятель которого — сам чернобылец.

И не удивительно, что освящен он во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, чье благословенное имя, как глоток чистой живой воды страждущему сердцу, как светлый луч в беспросветной ночи… Кто же он такой, милостью Божией врачеватель, издревле глубоко почитаемый на святой Руси? Почему в честь него спустя семнадцать столетий воздвигаются храмы, пишутся иконы, возносятся молитвы?..

27 октября 2019 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону и возглавил служение Божественной литургии в обновленном храме. В 2013-2019 годах в кафедральном соборе Ростова-на-Дону проводились ремонтно-реставрационные работы.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; епископ Шахтинский и Миллеровский Симон; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Иоанн Осяк, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону, член Епархиального совета Ростовской епархии; иеромонах Артемий (Кузьмин), настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, секретарь Епархиального управления Ростовской епархии, член Епархиального совета Ростовской епархии; протоиерей Георгий Сморкалов, настоятель Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора г. Новочеркасска Ростовской области, войсковой священник войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское»; протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Донской духовной семинарии; секретари епархий и наместники монастырей Донской митрополии; члены Епархиального совета Ростовской епархии; духовенство Донской митрополии.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе В.В. Устинов, губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного собрания Ростовской области А.В. Ищенко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, глава администрации г. Ростова-на-Дону А.В. Логвиненко, другие представители городских и региональных властей Ростовской области.

Среди молившихся были настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, казаки Платовской сотни Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, воспитанники Свято-Георгиевской православной средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону, благотворители и строители собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Богослужебные песнопения исполнили Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий), мужской хор Донской духовной семинарии (регент — иеромонах Аверкий (Шапошников)), женский хор регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии (регент — К.В. Жукова).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный собор, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на прихрамовой территории.

На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Усатов, клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе.

По окончании Литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству специально написанный ко дню освящения собора Донской образ Божией Матери с предстоящим святителем Димитрием Ростовским и изображением обновленного кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Когда я сегодня вошел под своды этого храма, то действительно не узнал собор, в котором неоднократно бывал, — сказал Предстоятель. — Это реальное возрождение. Я бы сказал, что это такое возрождение, которое не просто возвращает нас в прошлое, а которое свидетельствует о том большом пути, который все мы прошли, в первую очередь — вы, мои дорогие, ростовская паства, которая оказалась способной не просто возродить, а явить этот старинный собор в такой замечательной красоте. Пусть он согревает ваши сердца, и пусть молитва под этими сводами будет сильна и будет достигать Престола Божия».

Вручая митрополиту Меркурию памятную панагию в благодарность за трудны на благо Церкви, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «На каждом месте, куда Вас направляло Священноначалие, Вы трудились беззаветно, отдавая свои таланты, свое время, свои силы достижению тех целей, которые перед Вами ставились. Я могу об этом говорить с полным правом, потому что в каком-то смысле вел Вас по жизни от Вашего пострижения в монашество и пресвитерства до того сана, в котором Вы пребываете сейчас. Зная о Ваших возможностях и способностях, когда Вы были под моим прямым архиерейским руководством, я направлял Вас в самые трудные места, где нужно было открывать, защищать, строить храмы, преодолевать очень большие проблемы, связанные иногда с отрицательным отношением внешнего мира к церковным инициативам. По милости Божией Вы везде справлялись с этими задачами и исполняли возложенные на Вас послушания. Пусть Царица Небесная хранит Вас сегодня на высоком посту главы Донской митрополии. Кроме того, Вы возглавляете очень важный церковный департамент — Вы занимаетесь религиозным воспитанием детей. И от этого будет во многом зависеть будущее нашей Церкви. Пусть Господь споспешествует Вам на путях Вашего архиерейского служения. Желаю Вам доброго здоровья и любви Вашей паствы. Аксиос!»

Для новых храмов Ростовской епархии Святейший Владыка передал 30 напрестольных Евангелий.

Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды. Во внимание к трудам по восстановлению кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону были награждены:

  • глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий — Патриаршим знаком храмостроителя;
  • губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев — орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени;
  • председатель Совета директоров ООО «Группа Агроком», президент Федеральной национально-культурной автономии греков России И.И. Саввиди — Патриаршим знаком храмостроителя;
  • настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону иеромонах Артемий (Кузьмин) — орденом преподобного Андрея Иконописца III степени;
  • директор ООО «Реставрационно-строительная фирма «Купола»», староста кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону П.В. Колобаев — орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • казначей кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону монахиня Даниила (Семеновская) — орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени;
  • председатель Агропромышленного союза России, основатель группы компаний «Юг Руси» С.В. Кислов — Патриаршим знаком храмостроителя;
  • генеральный директор группы компаний «ЮгСтройИнвест» Ю.И. Иванов — Патриаршим знаком храмостроителя;
  • вице-губернатор Рязанской области — первый заместитель председателя правительства Рязанской области И.М. Греков — Патриаршим знаком храмостроителя;
  • управляющий партнер ПАО АФК «Система» А.М. Узденов — Патриаршим знаком храмостроителя;
  • генеральный директор ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» В.Ю. Ревенко — Патриаршим знаком храмостроителя;
  • художественный руководитель швейной мастерской «Донская ризница» кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону монахиня Ангелина (Светлова) — Патриаршей грамотой.

Всем участникам богослужения были вручены иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.

***

Ростовский собор ведет свою историю с 1766 года, когда в крепости святителя Димитрия Ростовского, будущем Ростове-на-Дону, на месте ветхой часовни построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году ее заменили новой, которая сгорела в 1791 году от удара молнии.

В 1795 году на площади Старого базара была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, а купол — деревянный. В 1822 году Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг собора. 20 апреля того же года состоялось его освящение.

К середине XIX века население города Ростова значительно возросло, и главный собор уже не вмещал верующих. В 1845 году епископ Екатеринославский и Таганрогский Иннокентий по ходатайству ростовских коммерсантов обратился в Синод с представлением о строительстве нового каменного собора по проекту столичного архитектора К.А. Тона. Строительство собора проходило с 1854 по 1860 годы. Новый собор был трехпрестольный, пятикупольный. Ростовский кафедральный собор возводился без казенной поддержки, исключительно на пожертвования купечества. Главным попечителем строительства был церковный староста Константин Михайлов-Нефедов. На деньги почетного потомственного гражданина Ростова И.С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена церковная ограда и установлены ценные кресты на купола.

С 1875 по 1887 год возводилась четырехъярусная колокольня собора. Автором проекта был войсковой архитектор-инженер А.А. Кампиони при участии художника-архитектора Д.В. Лебедева.

После захвата Дона большевиками в начале 1920 года начались гонения на Церковь. Вскоре здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали, часть соборного подворья была реквизирована. С конца 1920-х годов ужесточились гонения на Церковь, что отразилось и на соборе. В 1929 году с куполов были сбиты кресты. В 1937 году собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища. В 1942 году было принято решение о взрыве колокольни в целях демаскировки. Но успели взорвать только два верхних яруса.

В годы Великой Отечественной войны изменились условия жизни Церкви — как оккупационные, так и советские власти позволили вновь открывать приходы и отчасти восстанавливать церковную жизнь. В июле 1942 года, в период оккупации Ростова немцами, был открыт и собор. Прихожане сами принесли все необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы.

Примечательной страницей истории Ростовского кафедрального собора стали послевоенные годы. В 1947-1949 годах здесь служил игумен Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Он занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета и ключаря собора. Чуткий пастырь и талантливый проповедник, он многих привлек в число прихожан собора. Память о нем свято хранится в семьях ростовчан. В то же время при соборе шли восстановительные работы, к которым был привлечен ростовский архитектор Л.Ф. Эберг. В 1948 году он разработал по заказу епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части». Однако, проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 году уцелевший ярус колокольни разобрали. В 1950-е гг. на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой.

Отсутствие капитального ремонта на протяжении полутора веков тяжелейшим образом сказалось на состоянии здания. В 2013 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, решением губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева, при поддержке духовенства митрополии, донского бизнес-сообщества, общественных групп и боголюбивого народа начались реставрационные работы. За семь лет проведены масштабные изыскательские работы, собран утраченный исторический архив. На соборном подворье облагорожено место погребения донских архиереев, укреплены основания фундаментов, уложена тротуарная плитка, создан автономный энергоцентр, обеспечивающий бесперебойное электропитание и необходимый климат. Восстановлен цоколь здания, возвращены утраченные исторические решетки и входные двери, произведена замена окон, усилены несущие конструкции стен и сводов. Фасад храма оштукатурен и окрашен. Проведены работы по устройству вентиляции, кондиционирования, а также пожарной безопасности памятника. Полностью заменена кровельная система, покрыты металлом карнизы и выступающие декоративные элементы. Воссозданы исторические купола собора, навершие которых украсили кресты, восстановленные по архивным данным.

В интерьере храма проведены работы по уничтожению вредоносного грибка, оштукатурены стены и своды, отреставрирована уникальная настенная живопись. Восстановлены иконостасы, обретены почитаемые иконы и святыни, главная среди них — икона Божией Матери «Донская», в окладе которой помещена частица Пояса Пресвятой Богородицы. Соборные мощевики обрели новые ковчеги, разработана и пошита соборная ризница. Для декоративного освещения фасадов и интерьера памятника осуществлен монтаж современного светового оборудования.

Реставрационные работы затронули и соборную колокольню: ее фасад оштукатурен и окрашен, несущие конструкции стен усилены, карнизы и выступающие декоративные элементы покрыты металлом, смонтированы декоративное освещение и уникальные часы, осуществлен монтаж несущих металлоконструкций для подвески колоколов, на которых разместилась восстановленная историческая звонница собора.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове считается главным православным храмом города и одним из основных архитектурно-исторических памятников административного центра. Его парадный фасад выходит на Соборную площадь, где расположен памятник св. Димитрию Ростовскому — митрополиту, проповеднику и педагогу. Его имя носила крепость, положившая начало основанию Ростова-на-Дону. Монумент был воздвигнут в 1999 году на месте разрушенного в 1924-м бронзового изваяния императора Александра II.

Памятник Дмитрию Ростовскому, © Vlad2000Plus

Площадь и собор находятся рядом с самым бойким и посещаемым кварталом исторического района города — Центральным рынком, спонтанно возникшим в конце XVIII века. В этот период Солдатская Слобода активно заселялась семьями отставных военных. Сегодня сюда прибывает множество маршрутов городского транспорта, поэтому до Кафедрального храма можно легко добраться практически из любой точки крупного населенного пункта.

История храма

Вскоре после заселения Солдатской Слободы было принято решение о демонтаже и переносе деревянной церкви во имя Рождества Богородицы, возведенной в границах Ростовской крепости, учрежденной в 1761 году императрицей Елизаветой Петровной. Строение достаточно быстро переместили на новое место рядом с торговой площадью. В феврале 1781 года храм был заложен, а уже через полгода — освящен.

Главный фасад, © Валерия Белоусова

Здание простояло чуть более десяти лет, пока во время грозы в него не попала молния. Пожар произошел 27 декабря 1791-го, но по прошествии четырех лет здесь же был возведен новый храм Рождества Пресвятой Богородицы с каменными стенами и деревянными куполами.

Статус соборной церковь получила в 1822 году согласно указу Святейшего Синода. До этого она была купеческой.

Город быстро разрастался, поэтому собор к середине XIX столетия уже перестал вмещать верующих. Два ростовских купца по благословению архиерея обратились в Святейший Синод за разрешением на строительство нового, более просторного и величественного храма. При этом они обязались взять на себя все текущие расходы.

Каменное здание было возведено в период с 1854 по 1860 г. Сразу же после окончания строительства собор освятили. В 1887 году рядом с ним соорудили четырехъярусную колокольню.

Золотые купола, © александр-161

После 1917-го Кафедральный собор Ростова постигла участь большинства религиозных объектов того времени. Нападки на него начались уже с 20-х годов прошлого века. Тогда величественные мраморные паперти были разобраны, территория — обнесена кирпичным забором, а разграбление церковной утвари стало обычным делом. Последнюю икону сняли в 1929 году, а в 1932-м окончательно запретили богослужения. Церковь закрыли, внутри организовали зерновой склад, а на подворье устроили зоопарк. Верхняя часть колокольни была наполовину разрушена в начале сороковых, так как ее посчитали прекрасным ориентиром для вражеской артиллерии.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы открыл свои двери для прихожан в годы немецкой оккупации. Через пять лет после окончания ВОВ был произведен ремонт и частично восстановлены настенные росписи. Более капитальная реконструкция состоялась в конце 80-х годов прошлого века, а к 250-летию города по чертежам и старым снимкам восстановили колокольню.

Верхние ярусы колокольни, © АЛЕКСАНДР

Расписание богослужений

Божественная Литургия совершается:

  • с понедельника по субботу — в 07:30;
  • в воскресенье — в 06:30 (ранняя) и в 08:30 (поздняя).

Вечерние богослужения проводятся ежедневно в 17:00. Кроме того, перед иконой Божией Матери 3–4 раза в день проходят молебны с акафистом, а по окончании Литургии — Заупокойная лития.

Описание и архитектура

Каменное здание собора было возведено в 1860 году на основе типового проекта Константина Тона — талантливого зодчего, являющегося, по сути, создателем русско-византийского храмового стиля. Это отразилось на внешнем сходстве Собора с другими аналогичными объектами, созданными архитектором. Самым ярким тому подтверждением является храм Христа Спасителя в Москве, заложенный в 1839 году, освященный в 1883-м, разрушенный в 1931-м и воссозданный в конце 1990-х.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, © Алексей Привязка типового проекта собора по месту была поручена архитектору и, как его называли современники, рисовальщику А. Кутепову, ранее принимавшему участие в конкурсе проектов храма Христа Спасителя.

Изначально главный вход располагался с южной стороны здания — для удобства верующих, приплывавших по Дону из других станиц. Поднимаясь с набережной по Соборному переулку, они оказывались непосредственно у храма. Со временем главным стал вход со стороны Соборной площади.

В плане величественное сооружение выглядит как равноконечный крест. Белоснежный фасад украшен килевидными закомарами, подчеркнутыми кровельным покрытием лазурного цвета. Над храмом возвышается пять куполов, установленных на световых барабанах разного диаметра. Центральный имеет 12 щелевых проемов, сочетающихся по форме с фасадными окнами. В четырех крайних барабанах каждый второй просвет наглухо заложен. Перспективные порталы завершают массивные кованые двери.

Вид на собор и колокольню со стороны Центрального рынка, © Алексей

Колокольня расположена справа от главного входа в собор. Авторами проекта являются военный инженер А. Кампиони и архитектор Д. Лебедев. Деньги на строительство и заказ главного колокола взяли на себя известные в те времена ростовские меценаты и церковный староста. Четыре яруса изначально венчал купол синего цвета, украшенный звездами. Под ним установили огромные часы с боем. Средние уровни предназначались для колоколов, а в нижнем ярусе была организована часовня-крестильня, освященная в честь св. Николая Чудотворца.

После восстановления колокольни в 1999 году, были установлены вновь отлитые колокола. Каждый из них носит свое имя, связанное с небесным покровителем — святыми Пантелеимоном и Сергием Радонежским, князем Владимиром, Архангелом Михаилом. Один из колоколов назван в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Колокола, © АЛЕКСАНДР

На подворье, кроме собора с одноэтажным притвором и колокольни с часовней, располагается ряд строений. Среди них:

  • резиденция владыки Ростовской епархии;
  • малый храм Иоанна Предтечи;
  • служебные постройки;
  • епархиальное управление;
  • типография;
  • духовно-просветительный центр;
  • церковные лавки.

Внутреннее убранство

После строительства в 1860 году нового каменного храма ростовчанин И. Панченко, носивший потомственное звание почетного гражданина города, выделил немалую сумму на роспись стен, приобретение икон и купольных крестов, а также на установку дорогостоящей церковной ограды.

В процессе ремонта храма в середине прошлого века были восстановлены настенные росписи и внутреннее убранство. В 1951 году из Москвы прибыл четырехъярусный иконостас необычной формы. Он выполнен в виде часовни, накрытой шатром, увенчанным миниатюрной главкой с крестом. Через четыре года убранство собора пополнилось еще двумя подобными иконостасами. Один из них находится в Преображенском (левом) приделе, второй — украшает Петро-Павловский (правый) придел.

Четырехъярусный иконостас, © StachBpl

Живописные росписи на стенах и сводах выполнены по библейским сюжетам. Они расположены в обрамлении ниш и орнаментальных рисунков. Окраска пилонов и пилястр имитирует срез мрамора, а свободные поверхности украшены фризами с растительным орнаментом.

Сегодня масляная роспись стен требует реставрации. На темнеющей от времени и загрязнений поверхности видны трещины, шелушения и отслоения. Кресты для куполов, © АЛЕКСАНДР

Святыни

В Кафедральном соборе Ростова-на Дону хранится точный список с чудотворной Донской иконы Божией Матери. Оригинал, датируемый концом XIV века, находится в Третьяковской галерее. В соборе имеются и другие списки — с почитаемых икон Казанской и Владимирской Божией Матери, а также Пресвятой Троицы с частицей Мамврийского дуба. Кроме того, здесь имеется несколько икон с частицами мощей великомучеников, святителей и преподобных, в том числе:

  • Сергия Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Георгия Победоносца;
  • Николая Чудотворца.

Соборный ковчег хранит частицы мощей святых пророков и князей, апостолов, великомучеников, преподобных и святителей.

Как добраться до собора Рождества Пресвятой Богородицы

До остановки «Центральный рынок» следуют:

Общие схемы маршрутов общественного транспорта Ростова-на-Дону:

  • автобус;
  • троллейбус;
  • трамвай.

Ночная подсветка, © Alex Koni

Посмотреть расположение остановок и детальные маршруты, а также составить собственный план передвижения по городу рекомендуется на специальных сайтах.

В Ростове можно воспользоваться услугами такси UBER, Maxim, Gett, Яндекс. Такси.

В 10 минутах ходьбы от Кафедрального собора находится знаменитая Ростовская набережная.

Кафедральный собор в Ростове-на-Дону: видео

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *