Самая молодая по времени строительства в Брянске, Спасо-Гробовская церковь, тем не менее, по дате основания является одной из древнейших в городе. Ее существование тесно переплетается с историей Петропавловского монастыря, основание которого брянский ученый-краевед конца XIX века П.Н. Тиханов относит приблизительно к 1274-1275 годам. И у этой истории есть своя биография.

Великий князь Черниговский Роман Михайлович и его сын Олег Романович в Волынской летописи упоминаются как князья Брянские или Дебрянские. Последнее упоминание о Романе Михайловиче датировано 1288 годом в сказании о начале Брянского Свенского монастыря.

Олег Романович оставил княжеский престол и подстригся в монахи в Петропавловском монастыре, приняв имя Василий. Умер он около 1300 г. Его мощи почивают под спудом церкви в Петропавловском монастыре, точное месторасположение которой сегодня неизвестно.

После по перенесении епископской кафедры из Чернигова в Брянск брянские архипастыри размещались в Петропавловском монастыре, а сама кафедра находилась при церкви Преображения Святого Спаса, расположенной по соседству за оградой монастыря и ставшей кафедральным храмом и усыпальницей брянских епископов. Брянская епископская кафедра существовала свыше полутораста лет. Когда первоначально была построена Спасо-Преображенская церковь неизвестно, но, видимо, еще до переноса епископской кафедры в Брянск.

В церковной летописи написано, что она построена в 1778 году. Церковь была деревянная, с такою же колокольней. Сохранившаяся фотография начала XX века дает некоторое представление о ее внешнем облике.

В прописной летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм этот построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему церковь и называется с давних пор Спасо-Гробовской, или церковь, «что на владычных гробах».

Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 году. Автором проекта был брянский архитектор-художник Н.А.Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. Церковь построена на средства брянских купцов — меценатов Могилевцевых.

Храм заменил рядом стоящую старинную деревянную церковь. В 1905 году с последней были перевешены колокола на новое каменное здание. В 1929 году церковь была закрыта для богослужения.

В настоящее время церковь передана верующим, в ней ведутся реставрационные работы.

БРЯНСКИЙ ЗАВОД И ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ

20 июня 1873 года Высочайшим Указом Государя Императора Александра II было учреждено Акционерное Общество Брянского рельсопрокатного, сталелитейного, железоделательного и механического завода. Строительство завода развернулось в шести верстах от уездного города Брянска на широком лугу, у слияния рек Десны и Болвы.

К тому времени в этих местах уже имелись маленькие поселения рабочих, трудившихся на заводах Владимира Крахта и Петра Губонина. Строительство нового рель­сопрокатного завода привлекло сюда небывалое коли­чество крестьян из Орловской, Смоленской, Калужской, Могилёвской и Минской губерний. В маленьком тихом местечке, которое в то время ничем не напоминало ны­нешнюю Бежицу, жизнь забила ключом. Полным ходом строились новые мастерские, современные цеха, при­бывал и прибывал рабочий люд. Жизнь диктовала свои требования: нужны были больница, школа, жильё для рабочих и их семей.

НАРОДНЫЙ ХРАМ

Однако в числе первых задач, решавшихся адми­нистрацией завода, было устройство православного храма. Обсуждение этого вопроса было вызвано «вы­раженным рабочими желанием иметь при заводе для отправления религиозных треб собственный храм». Нужно сказать, что одновременно с основанием заво­да была выстроена часовня, а в 1878 году — на сред­ства рабочих — молитвенный дом, который позднее, в июне 1882 года, был перестроен в храм св. ап. Петра и Павла.

Храм во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. 1895 г. Фото К. А. Фишера

Будучи небольшим по площади, он мог вме­стить только самую малую часть бежичан. Поэтому в августе 1880 года состоялась закладка нового храма, внушительного по размерам и уникального по архи­тектуре. Заказчиками этого строительства стали ак­ционеры Брянского рельсопрокатного завода: князь В. Н. Тенишев, господа П. И. Губонин, В. Ф. Крахт и дру­гие. Строительство планировалось вести на средст­ва акционерного общества. Однако денежный вклад простых рабочих тоже был значительный. Для об­разования церковного капитала была собрана сумма в 32360 руб. 03 коп. «доброхотными взносами рабочих и заводского населения». Возведение такого величест­венного и редкого по архитектуре сооружения было для бежичан событием очень значимым. Несомненно, храм должен был украсить посёлок и упорядочить ду­ховную жизнь людей.

В отчёте о деятельности завода за 1883 г. так гово­рится об этом периоде: «Церковь вся железная, зама­скированная снаружи и внутри деревянной отделкой. Строится уже третий год в обширном размере и ныне приходит к окончанию. Находится она близь парка, вне заводского поселения. Одного железа при постройке её затрачено около 40000 пудов, а стоимость церков­ной утвари дошла уже до 9720 руб. 42 коп. Иконостас пожертвован П. И. Губониным. Певческий хор из рабо­чих и служащих».

Хор Преображенского храма. 1910-е гг.

23 сентября 1884 года новый храм освятили в честь Преображения Господня. Нужно отметить, что бежицкий храм очень быстро попал в число видных. Он находился в местечке с многотысячным населением (большинст­во которого было православным), соответственно имел большой приход. Бежичане с любовью и заботой отно­сились к храму, поэтому и пожертвования были нема­лые, и рук, готовых потрудиться на благо Церкви, было достаточно. Кроме того, огромную роль в благоустрой­стве и процветании храма играло постоянное внимание и попечение о нём заводского начальства. Важным было и то, что храм располагался в непосредственной близо­сти к Брянску, где было много хорошо устроенных при­ходов, и к старейшим обителям края. Всё это, безусловно, влияло на формирование приходской жизни и вводило Преображенский храм в эпицентр духовной жизни уезда.

Велика была роль храма и опекавшего его завода не только в духовной, но и в социальной жизни бежицкого общества. При храме имелась богадельня, была откры­та церковно-приходская школа, на попечении церкви был детский приют.

С ЗАБОТОЙ О БОЛЬНЫХ И НЕМОЩНЫХ

Богодельня при Преображенском храме. 1910-е гг. Ныне ул. Почтовая, 2

Бежицкая богадельня была местом пристанища для всех больных и инвалидов. В ней находились рабочие, получившие на заводе увечья, не имевшие кому о них позаботиться, и престарелые люди, по каким-либо при­чинам нуждавшиеся в постоянном уходе. Все обитатели содержались на полном пансионе. В богадельне поддер­живались порядок и чистота, за этим тщательно следили. В стенах богадельни постоянно можно было видеть ко­го-то из причта или церковного старосту. Располагалась бежицкая богадельня недалеко от заводских 7-х проход­ных, у платформы железной дороги, которая ныне носит название Красный Профинтерн, а также в непосредст­венной близости к самому храму и, таким образом, всег­да была на виду. Это получилось не случайно, а задумыва­лось при её создании. Устроителям богадельни хотелось, чтобы чьи-то беды и нужды были близки всем жителям посёлка, чтобы не оставалось равнодушных.

Здание богадельни возведено в 1911 году по проек­ту брянского архитектора Н. А. Лебедева. Ему бежичане обязаны несколькими нарядными, радующими глаз по­стройками. Они всем известны и входят в число архитек­турных памятников Бежицы. Тем печальнее представляет­ся участь богадельни, превращенной в наши дни в склад, совершенно позабытой и заброшенной, доведённой до крайне запущенного состояния.

ДЕТСКИЙ ВОПРОС

Церковно-приходская школа. Фото К. А. Фпшера, 1895 г.

Трудно сказать, когда именно была открыта церковно-приходская школа в Бежице, но известно, что в 1894 г. она получила новое, специально выстроенное деревян­ное здание, которое находилось в парковой зоне неда­леко от Преображенской церкви.

Заведовали школой и преподавали Закон Божий, как правило, священники храма или кто-либо из причта, ут­верждённый на эту должность епархиальным началь­ством. Кроме того, школа имела попечителей, обычно в лице руководителей рельсопрокатного завода. Одно время церковным старостой и попечителем школы был директор завода Николай Николаевич Ильин. Он очень много сделал для их устройства и процветания, за что в 1898 г. получил благословение Святейшего Прави­тельствующего Синода. Что касается именно церковно-приходской школы, то господин Ильин изыскивал немалые средства для её содержания и оплаты учителей, которые «получали его стараниями по 400 рублей в год». Для сравнения: известная меценатка и благотворитель­ница княгиня Тенишева платила учительнице 240 рублей в год, а средняя зарплата учителей по уезду в конце 90-х годов XIX века составляла от 120 до 200 рублей в год. Приведём тогдашние цены на местном рынке: мешок картофеля — 18-22 копейки, мешок яблок — от 80 ко­пеек пуд (16 кг), муки — 65 копеек, сотня яиц — 1 рубль 30 копеек, пуд мёда — от 4 рублей, фунт (400 г) сливоч­ного масла — 25-30 копеек, свиная туша — от 2 рублей 70 копеек до 3 рублей 40 копеек за пуд. Свиное сало — от 4 рублей за пуд.

Школа была укомплектована учебниками и учеб­ными пособиями, имела необходимое оборудование. Среди учителей не было случайных лиц. Неоднократ­но церковно-приходская школа Преображенского хра­ма Бежицы упоминается в «Орловских епархиальных ведомостях» как «заслуживающая особого внимания по своему благоустройству».

Детский приют, возведённый бежицким Благотворительным обществом в 1904 году. Фото М.К. Знаменского. Ныне один из корпусов школы исскуств им. Т.П. Николаевой (ул. Комсомольская, 10)

Бежицкий детский приют возник из необходимости помогать детям — сиротам, родители которых поги­бли на заводе во время аварии или несчастного случая.

В 1904 г. в центре Бежицы на Елецкой улице было выстроено нарядное одноэтажное здание из красного и белого кирпича, в котором сразу угадывался почерк архитектора Лебедева (ныне это Детская школа искусств имени Т. П. Николаевой). Здесь находились дети с мла­денчества до 14 лет. Их воспитанием занимались не только преподаватели и вспомогательный персонал. Важную роль в этом вопросе играло священство, окормляя и утешая маленьких христиан.

ЦЕНТР ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

В тихом посёлке, каким тогда была Бежица, не мно­го имелось мест, где собирались все слои населения, куда стремились бы и которые понастоящему лю­били. Однако Преображенский храм был именно та­ким. Тут венчались, крестились, молились в скорби и благодарили в радости, Встречали праздники. Вся жизнь была связана с Церковью. Здесь, у стен храма, на большой территории, называвшейся Преображен­ской площадью, просто гуляли, отдыхали. Бежичане любили свой храм.

Футбол на Преображенской площади. Фото из коллекции Льва Благодатского

В августе 1914 г. началась Первая мировая война, не имевшая в то время аналогов по кровопролитию и же­стокости. Россия была вынуждена вступить в эту войну. В тот период многие отмечали усиление патриотиче­ских настроений в стране. Люди хотели быть полезны­ми, хотели хоть чем-то послужить царю и Отечеству.

Подпись под фото: «У Большой церкви. Объявление манифеста о войне»

Первое, что сделали жители Бежицы, узнав о войне,— собрались вместе на молебен, прося у Господа милости для России и победы русскому оружию. Многотысячная толпа коленопреклоненно прямо под открытым небом молилась «единым сердцем и едиными усты». Это ли не грандиознейший акт выражения любви к Родине?! Чтобы не быть голословными, приведём строки из ра­порта ротмистра Брянского завода начальнику Орлов­ского губернского управления «о настроениях жителей с. Бежицы в связи с начавшейся войной»: «В понедель­ник 21 июня на Брянском заводе в с. Бежице по случаю объявления войны с Германией был отслужен молебен и произошли шумные патриотические манифестации, в которых участвовало более 15 тысяч человек. Произ­носились речи о верноподданническом чувстве и го­товности всех принять участие в этой войне…» Дейст­вительно, люди не остались равнодушными. Церковь же была объединяющей и направляющей силой в делах милосердия. Притч храма активно сотрудничал и помо­гал сбором средств Красному Кресту, собирались веще­вые подарки и переправлялись в действующую армию, с благословения священства дамы из общества и ба­рышни-гимназистки шли работать сестрами милосер­дия в больницу и лазарет.

ГОСУДАРЕВ ВИЗИТ

Государь Император Николай Александрович с чинами Свиты следует в храм Преображения Господня, 20 апреля 1915 г. Фото придворной фирмы «К. Е. фон Ган и Ко»

Государь Император Николай Александрович отправляется на французском автомобиле «Делане-Бельвилль» на осмотр Брянского завода, 20 апреля 1915 г. Фота придворной фирмы «К. Е. фон Ган и Ко»

В этот сложный для России период Государь Импера­тор Николай Александрович предпринял ряд поездок по стране, в том числе и для того, чтобы посетить некоторые заводы, выполнявшие государственный военный заказ. В числе этих заводов был и Брянский рельсопрокатный.

20 апреля 1915 года в 9 часов утра государь Император прибыл в Бежицу. Государь Император Николай Александрович увидел Преображенский храм в самом его расцвете. Благоустроена была не только сама церковь, но и прилегающая к ней территория. Из вос­поминаний: «Несказанно красив бывал храм в Великий праздник — Пасху (посещение Государем Преображен­ской церкви пришлось как раз на 2-ю седмицу по Пасхе). Само здание красиво иллюминировано. В этом была заслуга администрации завода и его электро­станции. Вдоль аллей и дорожек в маленьких плошках горели фитильки. Звон большого колокола был слышен даже в Людиново». Глядя на сохранившиеся фотографии, понимаешь, с каким усердием и любовью устраивался внешний вид храма, благоустраивался интерьер. В Брян­ском областном архиве сохранились документы, позволя­ющие судить о великолепии его убранства.

Снаружи стены украшены роскошным деревянным орнаментом. Храм пятикупольный. На главном куполе в восьми полукругах написаны 12 апостолов. В запад­ной башне помещена колокольня с семью колоколами. На главном, весом 124 пуда 20 фунтов,— памятные над­писи: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Ко храму Преображения Господня, что при Брянском рельсопрокатном заводе, отлит сей колокол в лето по P. X. 1884 месяца июля в 12 день в царствование Импера­тора Александра III при священнике Алексии Александ­ровиче Золотове и церковном старосте Петре Иванови­че Кучкине иждивением Общества завода». Кроме того, в Преображенском храме, в одном из немногих, было устроено новое по тем временам паровое отопление.

Подвести итог можно словами известного брянского краеведа Ф. С. Исайчикова о том, что Преображенская церковь своим благолепием даже «превосходила город­ской собор Брянска».

ЕДИНАЯ СУДЬБА

Как мы видим, в истории Бежицы пути становления Брянского рельсопрокатного завода и Преображен­ского храма оказались почти неразделимы. В первую очередь их связали между собой общие судьбы право­славных людей, которые, помолившись, шли работать, а в свободное от работы время — в воскресные и празд­ничные дни, собирались на молитву.

Пользу такого близкого соседства прекрасно пони­мала администрация. И такие видные деятели завода, как Петр Ионович Губонин, кн. Вячеслав Николаевич Тени- шев, Виктор Фёдорович Голубев, внесли личный вклад в строительство храма и его благоукрашение. В этой свя­зи надо сказать, что не только на этапе строительства, но и в дальнейшем заводское руководство не переста­вало опекать детище всех бежичан — Преображенский храм. Даже в архитектурном плане храм был устроен заводским начальством таким образом, что кресты на его куполах были видны почти с любой точки завода.

А завод, в свою очередь, имел духовную поддержку от храма. Твёрдые установки на трезвый образ жизни, на благочестивое устроение семей, сглаживание раз­личных конфликтов не могли не сказываться положи­тельно на поддержании трудовой дисциплины в цехах и общественного порядка вне заводских стен. Недаром Бежица считалась образцовым рабочим посёлком и вы­годно отличалась от подобных селений. Завод и храм были центрами трудовой и духовной жизни общества. Они это общество сплотили, спаяли в единый моно­литный организм. Это единение было нарушено толь­ко тогда, когда людей искусственно поделили на два враждебных лагеря: «прогрессивных, революционных» и «несознательных верующих». В те годы храм и завод вместе переживали одни и те же трудности. Мирная жизнь маленькой Бежицы была нарушена…

Один из самых известных снимков Преображенского храма. Неоднократно использовался в качестве иллюстраций, публиковался на видовых открытках, запечатлен на картинах художников

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *