История храма

См. также: Бутовский полигон

С 1935 года по начало 1950-х года на территории Бутовского полигона совершались массовые расстрелы и захоронения: по официальным данным, в период с августа 1937 по октябрь 1938 года здесь расстреляно 20 765 человек.

Начиная с 1992 года московская общественная группа по увековечиванию памяти жертв политических репрессий (группа М. Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к архивной работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, при этом собирались сведения и составлялись краткие биографические справки для будущей «Книги памяти».

Весной 1993 года полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его южной части была установлена гранитная мемориальная плита.

Первый деревянный Поклонный крест на Бутовском полигоне был изготовлен Православным Свято-Тихоновским богословским институтом по проекту архитектора и скульптора Д. М. Шаховского (сына расстрелянного в Бутове священника Михаила Владимировича Шика), установлен у мест захоронений в глубине полигона и освящён 8 мая 1994 года.

Бутовский полигон оставался охраняемым объектом вплоть до 1995 года, когда его передали в ведение Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

25 июня 1995 года в Бутове в походном палаточном храме во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, Православного Свято-Тихоновского Богословского института была отслужена первая литургия, которую возглавил ректор института протоиерей Владимир Воробьёв.

В 1996 году по проекту Д. М. Шаховского здесь был воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских, настоятелем которого стал священник Кирилл Каледа, внук расстрелянного здесь священномученика протоиерея Владимира Амбарцумова.

В 1997 году на территории полигона начались комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, проводились историко-археологические, геоботанические, геоморфологические исследования. Были проведены раскопки, в ходе которых вскрыли фрагмент одного из погребальных рвов, заполненных человеческими останками. На площади всего 12 квадратных метров исследователи насчитали 149 скелетов расстрелянных людей, которые лежали в пять слоёв. Был изъят ряд личных вещей, деталей одежды, а также пули и гильзы от ручного огнестрельного оружия, применявшегося для массовых казней. Эти реликвии впоследствии были использованы при создании мемориальной экспозиции.

В 2001—2002 годах специалисты выявили и нанесли на карту 13 выкопанных экскаватором погребальных рвов, шириной и глубиной 3 метра и длиной от 150 метров.

27 мая 2000 года на Бутовском полигоне впервые состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным — последняя перед их прославлением на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. На Юбилейном Соборе были канонизированы 120 человек, расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось. Такие службы стали ежегодными.

15 мая 2004 года на богослужении, совершённом Патриархом Московским Алексием II в Бутове присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с её Первоиерархом митрополитом Лавром (Шкурлой), находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004 года.

За год был завершён основной этап капитального строительства храма, и 28 мая 2005 года Патриарх Алексий II освятил Крест, который был установлен на главном куполе храма.

11 декабря 2006 года было совершено Малое освящение храма, совпавшее с днём памяти новомученика митрополита Серафима (Чичагова).

Большой каменный храм освящен Патриархом Алексием II в сослужении Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Лавра 19 мая 2007 года, спустя два после подписания ими Акта о каноническом общении.

Архитектура

Храм на Бутовском полигоне выстроен в традиции шатровой архитектуры. Наиболее близким по облику является деревянный трёхшатровый собор в Кеми, который в какой-то мере явился прообразом храма в Бутове..

Архитектором М. Ю. Кеслером было предложено оригинальное решение: несколько углубить фундамент храма и обсыпать западную часть храма землей, чтобы создать впечатления холма. Теперь, чтобы попасть в реликварий, нужно спуститься вниз по лестнице, как это обычно делается при спуске в крипту, где в греческих храмах хранятся останки святых.

Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников и исповедников Российских. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. На двух витринах под снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года — обувь, детали одежды, резиновые перчатки, стреляные гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).

Приделы нижнего храма

  • Центральный придел — Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917 год).
  • Правый придел предполагается освятить во имя священномученика Серафима, митрополита Ленинградского.
  • Левый придел предполагается освятить в честь святителя Иоанна Шанхайского.

Верхний храм посвящён прославлению подвига новомучеников.

Приделы верхнего храма

  • Центральный придел — Воскресения Господня.
  • Правый придел — Святых новомучеников и исповедников Российских.
  • Левый придел — Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, главы Собора новомучеников и исповедников Российских.

На колокольне храма установлен большой набор колоколов, отлитых на Тутаевском колокольном заводе. На колоколах также изображены лики Новомучеников и исповедников Российских, в том числе Царственных страстотерпцев.

В нижнем этаже храмового комплекса расположен реликварий с остатками личных вещей, утвари, облачений новомучеников.

Бутовский полигон – Русская Голгофа
Храм святых Новомучеников и Исповедников Росcийских в Бутове

C 26 июля по 4 августа участники молодежного движения нашего прихода, совместно с ребятами из храмов Царя Страстотерпца Николая II в Аннино и святителя Иннокентия в Бескудникове приняли участие в исследовательской экспедиции «ОНЕГА-2019», организованной благотворительным фондом «Святыни нашей Родины» и Государственным академическим университетом гуманитарных наук с целью сбора и анализа биографической информации о репрессированных священнослужителях Русской Православной Церкви, приговоренных к ссылке в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в Поонежье (Архангельская обл.)

Основным источником и стимулом для организации экспедиции послужил дневник протоиерея Иоанна Серова. Одна из глав дневника повествует о ссылке отца Иоанна и его барачной жизни на реке Шогле, походе в город Онегу за документами об освобождении и возвращении домой, в Житомир. Часть пройденного отцом Иоанном пути (Большой Бор – Поле – Усолье – Чуново – Обозерская) была выбрана в качестве маршрута экспедиции.

Научная программа экспедиции включала сбор и анализ сведений (в том числе документальных свидетельств) о священниках и мирянах, упомянутых в дневнике отца Иоанна, а также посещение музея сельского быта в Большом Бору и историко-мемориального музея в Онеге. При поддержке Клуба онежских краеведов состоялся круглый стол, на котором были представлены и обсуждены предварительные результаты экспедиции.

Незадолго до завершения экспедиции ее участники дали интервью районной газете «Онега». Предлагаем Вашему вниманию подготовленную на его основе публикацию.

Почтовый адрес:

142720, МО, Ленинский район, пос.Бутово, ул.Юбилейная 2

Телефон: 8-495-549-22-22

Проезд общественным транспортом:

От станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» автобусом № 18, следующим по расписанию: 6-20; 7-20; 8-20; 9-20; 10-20; 11-20; 12-20; 13-20; 14-20; 15-20; 16-20; 17-20; 18-20; 19-20; 20-20; автобусом № 108 до ост. «Новоникольское», далее пешком около 800 метров; автобусом № 94 до ост. «2-ая Мелитопольская, д. 17», далее пешком около 800 метров; от станций метро «Южная», «Пражская», «Улица академика Янгеля», «Аннино» автобусом № 249 до ост. «Новоникольское». Электропоездом с Курского вокзала до станции «Бутово», далее пешком около 1,5 км.

История:

Большой каменный храм освящен 19 мая 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым в сослужении Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Лавра.

Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. На двух витринах под снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года — обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).

Престолы:

Приделы нижнего храма:
Центральный придел — Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917 год) .
Правый придел предполагается освятить во имя священномученика Серафима, митрополита Ленинградского.
Левый придел предполагается освятить в честь святителя Иоанна Шанхайского.

Верхний храм посвящён прославлению подвига новомучеников.
Приделы верхнего храма:
Центральный придел — Воскресения Господня.
Правый придел — Святых новомучеников и исповедников Российских.
Левый придел — Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, главы Собора новомучеников и исповедников Российских.

Святыни Храма:

-территория захоронений, где под спудом почивают останки 330 святых новых мучеников, в Бутове убиенных.Всего во рвах на территории Бутовкого полигона покоится более 20 000 убиенных в 1937-1938 гг.;
-поклонный Крест в память за веру и правду пострадавших на Бутовском полигоне (располагается на территории захоронений);

-большой Соловецкий крест (самый большой деревянный поклонный крест в России (высота 12,5 метров), расположен на территории у храма Воскресения Христова в Бутове);

-малый Соловецкий Крест (находится в алтаре храма Воскресения Христова в Бутове);

-деревянный Крест-мощевик, с частицами мощей избранных русских святых (находится в деревянном храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

-фрагмент облачения, принадлежавшего митрополиту Петроградскому, будущему священномученику Серафиму (Чичагову), в котором был погребен скончавшийся в тюрьме епископ Верейский, будущий священномученик, Иларион (Троицкий) (находится в алтаре храма Воскресения Христова в Бутове);

-фрагмент гроба, в котором был погребен скончавшийся в тюрьме епископ Верейский, будущий священномученик, Иларион (Троицкий) (находится в алтаре храма Воскресения Христова в Бутове);

-личные вещи новых мучеников и исповедников Российских – письма, документы, богослужебные книги и утварь, предметы быта, принадлежавшие прославленным ныне святым (хранятся в реликварии и музейной экспозиции о пострадавших в Бутове и/или представлены для поклонения в храмах Прихода);

Чтимые иконы:

-святых Новомучеников и Исповедников Российских (находится в храме Воскресения Христова);

-святых новомучеников Бутовских (находится в храме Воскресения Христова);

-святителя Николая Мирликийского Чудотворца, образ «Бутовский»;

-священномученика Серафима Чичагова, образ «Бутовский»;

-святых Царственных страстотерпцев Царя Николая Александровича, царевича Алексия, царицы Александры, царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (с частицей шали, связанной царственными сестрами для царевича Алексия, фрагментами камней от Ипатьевского дома в Екатеринбурге, и молитвословом из благотворительных подарков, раздававшихся Царской семьей в госпиталях для раненых воинов 1-й Мировой войны, находится в храме Воскресения Христова);

-Пресвятой Богородицы «Казанская» (со следами утрат, полученных во время тайного хранения в благочестивой семье в течение 70 лет в советское время, находится в храме Воскресения Христова);

-избранных Тверских святых с сохранившимися следами надругательства (порубы от топора или сабли), полученными от безбожных разорителей храма (находится в деревянном храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

-священномученика Сергия Кедрова, в Бутове убиенного (написана на доске иконы, с утраченным от времени ликом, принадлежавшей самому свмч.Сергию Кедрову, находится в деревянном храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

Частицы мощей:

-святых Новомучеников и Исповедников Российских: свмч. Петра Воронежского, свмч. Иоанна Рижского, свмч. Иллариона Верейского, прпмцц. Великой княгини Елисаветы и ин. Варвары, сщмч. Агафангела Ярославского, сщмч. Фаддея Тверского, сщмч. Константина Меркушинского, сщмч. Константина Богородского, сщмчч. Александра и Феодора Верейских, сщмч. Виктора Глазовского, сщисп. Феодосия Коломенского, прписп. Севастиана Карагандинского, сщисп. Афанасия Ковровского, сщисп. Петра Великодворского, исп. Георгия Тутаевского, прписп. Георгия Даниловского, прписп. Параскевы Спасо-Влахернской (частицы мощей положены для поклонения верующих в специальной раке, находящейся в приделе святых Новомучеников и Исповедников Российских в храме Воскресения Христова в Бутове);
-преподобного Сергия Радонежского (в храмовой иконе, находится в храме Воскресения Христова);

-преподобного Серафима Саровского (в храмовой иконе, находится в деревянном храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

-священномученика Лукиана Печерского (в иконе, находится в алтаре деревянного храма свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

-святителя Тихона, патриарха Всероссийского (в храмовой иконе, находится в храме Воскресения Христова);

-святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца (в храмовой иконе, находится в храме Воскресения Христова);

-благоверного князя Олега Брянского (в храмовой иконе, находится в храме Воскресения Христова);

Богослужения:

Богослужения совершаются ежедневно. Расписание богослужений можно найти на http://www.novomucheniki-butovo.ru/index.php

Архиерейские богослужения:

В праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на Бутовском полигоне.

30 октября 2014 года епископ Воскресенский Савва совершил в Бутово литию по жертвам политических репрессий

05 мая 2018 года в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на Бутовском полигоне

Духовенство:

Настоятель — протоиерей Кирилл Глебович Каледа; клирик — иерей Артемий Адольфович Цех; клирик — иерей Иван Васильевич Ковалев; чтец-диакон — Дмитрий Евгеньевич Гришин; диакон — Павел Юрьевич Останин.

Сайт: Дополнительная информация:

Престольные праздники:

Воскресения Господня — понедельник Светлой седмицы.
Собор святых новомучеников и исповедников Российских — воскресение, ближайшее к 25 января (7 февраля н.ст.).
Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси — март 25 (7 апреля н.ст.), преставление (1925 год); — сентябрь 26 (9 октября н.ст.), прославление (1989 год).
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917 год) — март 2 (15 н.ст.).
Собор Бутовских новомучеников — 4 суббота после Пасхи (по традиции служит Патриарх).
День всех святых в земле Российской просиявших.
Дни памяти святых мучеников в Бутове пострадавших.

Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

Проект №1. Музей памяти пострадавших.

Нашей главной задачей является создание Музея памяти пострадавших. В его экспозициях главное внимание мы планируем уделить увековечению памяти репрессированных без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Волны Красного террора за двадцать предвоенных лет уничтожили целые слои российского общества, несколько поколений священнослужителей, военных, политиков, представителей интеллигенции, госслужащих и крестьян. За всеми ними — потерянные пласты культуры. На их сохранение и изучение направлены силы сотрудников музея. На Бутовском полигоне оборвался путь многих деятелей литературы, искусства, науки, и потому именно здесь мы должны сохранить то, что еще возможно сохранить из их творческого наследия. Тоталитарный режим с редкой интуицией уничтожал все, что могло составить даже гипотетическую альтернативу господствующей идеологии, и поэтому так важны сейчас свидетельства о существовании «другой» России 20-30-х годов. Наиболее жизнеспособные идеи, на наш взгляд, составляют ценный креативный ресурс, который должен быть востребован в настоящем. Особой темой станет рассказ о представителях «репрессированных народов»: о поляках, немцах, латышах и многих других. Их трагедия еще раз подчеркивает мировой, общечеловеческий характер Бутовской драмы. Такие разные люди стали жертвами беспощадной репрессивной машины тоталитарного государства. Ее истории будет посвящено одно из центральных мест в экспозиции музея. Механизм массовых репрессий 30-х годов XX века будет показан через деятельность Бутовского полигона НКВД и других мест, где тогда отрабатывалась технология уничтожения собственного народа.

В качестве подготовительной работы уже организованы отдельные экспозиции, осветившие жизненный путь, расстрелянных в Бутово, священномучеников митрополита Серафима Чичагова, протоиерея Владимира Амбарцумова и многих других. Прошла выставка, посвященная жизни и творчеству художника Владимира Тимирева и иконописца Владимира Комаровского. Собраны и частично представлены во временной экспозиции материалы о истории усадьбы Дрожжино и судьбах ее последних владельцев (купцов Соловьевых и Зиминых). Эти выставки уже стали заметным явлением в культурной жизни Москвы и посетили другие города России и Ближнего Зарубежья.

Постоянная экспозиция музея, по договоренности с приходом Храма, будет размещена в деревянном здании бывшей конторы усадьбы Дрожжино. Это здание имеет для нас особое значение, потому что здесь, в бывшей конторе управляющего имением, в годы массовых репрессий располагалась комендатура НКВД. В настоящее время здание находится в полуразрушенном состоянии.

Мемориальный центр ищет спонсорскую помощь для финансирования работ по реставрации здания и оборудования в нем экспозиции Музея памяти пострадавших. Также необходимо финансирование расходов, связанных с приобретением музейного оборудования, проектированием экспозиции и созданием электронной базы данных описания предметов музейной коллекции (уже сейчас это свыше 500 единиц хранения).

Проект №3. Исследование этноконфессиональных традиций обустройства мест массовых захоронений жертв социальных катастроф.

В настоящее время среди прочих направлений работы центра одно из приоритетных мест занимает изучение этноконфессиональных традиций увековечения памяти жертв политических репрессий и социальных катастроф. Люди, различных взглядов, говорившие на разных языках оказались в одной братской могиле. Мы считаем принципиально необходимым увековечение памяти всех пострадавших без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Но это требует поиска адекватных форм. Уже семь лет на полигоне существует возможность на специально отведенных местах совершать поминальные обряды тех религий, представители которых упокоились в земле Бутовского полигона. Наша задача изучить и использовать для дальнейшего развития мемориального комплекса традиции, которые существуют в практике мировых религий, учесть опыт различных стран и культур. Подавляющее большинство погибших — православные христиане, также как и люди, взявшие на себя ответственность за превращение Бутово в место памяти. Веками на месте, где проливалась кровь невинных страдальцев, русские люди строили церкви, считая, что тем самым исполняют не только волю Божию, но и волю тех, кто стал жертвой насилия. Именно в России сформировалась традиция сооружения храмов «на Крови». Мемориальные комплексы, возникавшие на месте социальных катастроф, включали в себя наряду с храмом такие атрибуты православного культа как поклонные кресты, часовни, символические надгробия. Продолжением этой вековой традиции стал храм, который уже семь лет существует на Бутовском полигоне. Для изучения духовного и культурного наследия в этой области отечественной культуры были проведены два круглых стола. Первый из них «Место скорби в традициях отчечественной мемориальной культуры» (Бутово, 13.06.2004), был посвящен традиции сооружения Храмов на Крови. Второй — «Организация пространства мест массовых захоронений жертв социальных катастроф в России XVI – начала XX веков» (Москва, 14. 04. 2005), уделил главное внимание изучению традиций братских кладбищ Древней Руси — Скудельниц и Божьих Домов. Однако, затрагивая эту тему, особенно важно помнить об отношении к тем из погибших, кто не принадлежал к Православной Церкви. Поэтому в плане научной и просветительской деятельности Мемориального Центра «Бутово» на 2005/2006 гг. проведение ряда мероприятий, призванных объединить усилия специалистов в разных областях гуманитарного знания и представителей общественности по анализу духовного наследия в этой сфере и разработке конкретных рекомендаций для перспективного развития мемориала. 6-8 июня 2006 г. по Благословению Его Святейшества, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Москве и на Бутовском полигоне прошла научно-практическая конференция «Этноконфессиональные традиции и практика мемориализации мест массовых захоронений жертв социальных катастроф». В ее работе приняли участие представители религиозных и общественных организаций, специалисты музейного дела из пяти регионов России. Кроме клириков Московской Патриархии приняли участие представители Совета Муфтиев Центрального Духовного Управления мусульман России, Католической Архиепископии и Евангелической Лютеранской церкви, а также директор ритуальной службы Московской еврейской общины. В ходе плодотворного диалога с представителями религиозных традиций, было установлено, какие традиции почитания подобных мест, и увековечения памяти усопших существуют в рамках их культовой практики, было дано развернутое описание и адекватная интерпретация поминальных обрядов, высказаны рекомендации единоверцам в отношении почитания подобного рода мест. Важно отметить, что диалог проходил в атмосфере взаимного уважения и сотрудничества. Большое общественное значение имеет тот вывод участников диалога, что в каждой из традиций существуют не только особые формы поминовения своих погибших единоверцев, в рамках своей религиозной корпорации, но и всех людей, ставших жертвой одной общей беды. Был налажен рабочий контакт с заинтересованными сторонами. Одним из первых итогов встречи стало участие мусульманского духовенства в Акте поминовения погибших на Бутовском полигоне НКВД 8 июня 2006 г.

Проект №4. Архив воспоминаний «Русское Православие в XX веке».

С нашей точки зрения, лучшим памятником всем христианским мученикам и исповедникам будет собрание воспоминаний о них, о их наставниках и учениках, о тех людях, с которыми им довелось делить радости и скорби, о времени в скрижали которого теперь навечно вписаны их имена и судьбы. Наш архив будет доступным и публичным. В его фондах с воспоминаниями, которые уже были полностью или частично опубликованы, объединятся рукописи, ожидавшие своего часа многие годы. Сюда же войдут тексты, написанные специально для нашего собрания. Центр уже ведет работу по записи «устной истории». Мы фиксируем воспоминания свидетелей эпохи на магнитные носители, с целью их последующего набора и публикации. Перед коллективом сотрудников стоит задача не только собрать максимально возможное количество воспоминаний, но и создать разветвленный научный аппарат, включающий в себя необходимый исторический комментарий. При Архиве планируется создать Библиотеку, фонды которой могут быть укомплектованы литературой по истории советского строя, истории гонения на Церковь в СССР и др. смежным темам. В Интернете будет создана публикация нашего собрания на сайте www.swod.ru. Мемориальный центр ищет спонсорскую помощь для финансирования работ, связанных с созданием базы данных и сайта, организацией экспедиций, расшифровкой и набором записей.

Будем рады сотрудничеству!

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *