Храм Покрова Пресвятой Богородицы в ФиляхСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Западное викариатство, Георгиевское благочиние

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:иеромонах Александр (Зарубин)
  • Расписание богослужений (общее кратко):После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р «О совместном использовании храма»; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.
    На сегодняшний день Литургия проводиться в праздники, а так же по средам, субботам (не каждую) и воскресным дням с 8:00, в субботу всенощное бдение с 17:00, также накануне праздников.
  • Престольные праздники:
  • Покрова Пресвятой Богородицы — Октябрь 14
  • Краткая историческая справка:Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л.

    Храм в Филях может исчезнуть на наших глазах

    К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

    «Церковь Покрова в Филях — выдающийся памятник русской архитектуры, единый ансамбль, включающий архитектуру, декоративное искусство и живопись. Это — один из красивейших московских храмов постройки конца XVII века, ярчайший образец так называемого московского или «нарышкинского барокко». Собор Богоявленского монастыря, Церковь Воскресения в Кадашах, башни Новодевичьего и Донского монастырей — вот некоторые примеры этого стиля, являвшего собой попытку совместить черты шатровых церквей (запрещенных к строительству патриархом Никоном) с традиционными пятиглавыми храмами. Невиданные дотоле компактные формы легко узнаются по колокольне, поставленной наверху, над главной частью храма. Строились они по почину родственников жены царя Алексея Михайловича — Нарышкиных, особенно же брата царицы, дяди Петра I, Льва Кирилловича. Он и возвел храм Покрова в Филях в своей подмосковной усадьбе. Строил его Яков Бухвостов, крепостной архитектор. Удивительно праздничное ощущение нарядной пышности создается изысканным сочетанием белого с красным в окраске фасадов здания. В XVIII веке вокруг храма был разбит парк (площадью 6 га).
    Долгое время церковь с прекрасно сохранившимся подлинным интерьером была филиалом Музея им. Андрея Рублева. Музей гордился уникальными резными иконостасом, царской ложей и клиросами. Над иконостасом работали царские иконописцы XVIII века, здесь есть иконы работы Кирилла Уланова и Карпа Золотарева. Первоначальный интерьер первого этажа здания не сохранился, поскольку был разграблен и осквернен французами в период войны 1812 года. Убранство нижней церкви храма относится к XIX в. Нижний храм исторически был приходским, а верхний до 1783 г. — домовым, у него было свое сверхштатное духовенство.
    Когда в 1933 г. власти хотели закрыть храм, община его отстояла. В 1937 г. на Бутовском полигоне были расстреляны настоятель храма священник Алексий Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). В июле 1941 г. храм был окончательно закрыт. С 1971 г. в нем располагается филиал Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева.
    В 1991 году при нем была образована православная община во главе со священником Борисом Михайловым. С 1991 г. община верующих предпринимает попытки открыть для богослужения нижний храм, однако до сих пор он не возвращен Церкви. С 2000 г. в храме стала служиться Литургия. Богослужения совершаются по согласованию с музеем. По воскресным и праздничным дням — Литургия в 10 час. В апреле 2000 года Церковь Покрова в Филях, после долгой борьбы между Министерством культуры и Московской Патриархией, была передана верующим. Интересно, что она никогда раньше не являлась приходским храмом, ибо была вотчинной церковью Нарышкиных.»
    С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

  • Храм Покрова — одно из самых замечательных произведений русского зодчества конца XVII века. Он был возведен в 1693 году на средства боярина Л. Нарышкина — дяди молодого Петра. Храм в Филях славится совершенством и законченностью своих форм, здесь как бы собрано воедино все то, что составляет особенности «московского барокко». Поскольку Нарышкины в течение 90-х годов XVII века построили в своих усадьбах ряд превосходных зданий подобного рода, все это направление в русском зодчестве нередко называется также нарышкинским стилем. Усложненная, многообъемная композиция храма замечательна цельностью своего симметричного построения и одновременно своей необычайной живописностью. Широкие, раскидистые открытые лестницы ведут к своеобразной террасе на аркадах — подклету, на котором, собственно, и стоит храм.

    Священник Борис Михайлов: Храм Покрова в Филях похоронят в стекле и бетоне

    Его центральная часть — четверик с полукруглыми выступами притворов и алтаря, несущих главы, — увенчана тремя убывающими кверху восьмериками. В пролетах среднего звона висели колокола. Так древний тип храма — «иже под колоколы» — нашел здесь новое воплощение.
    Большую роль в декоративном облике памятника играет белокаменное убранство, четко выделяющееся на фоне кирпичных стен. Многочисленные окна обрамлены наличниками с колонками. Колонки не только приставлены к столбам аркады подклета, но и размещены на углах четверика, у ребер восьмериков. Над мелкопрофилированными белокаменными карнизами и над окнами поднимаются острые по силуэту гребни, которые словно кружево обрамляют все части здания. Золотые граненые главы увенчаны ажурными крестами, им вторят городчатые решетки окон.
    Войдя в церковь, мы увидим не меньшее «чудо»: резной позолоченный многоярусный иконостас поднимается до самых сводов. Ему вторят резные же клиросы и ложа владельца, расположенная вверху над западной аркой. Фоном этой виртуозной резьбы, в которой сплетаются крученые стебли, замысловато изогнутые листья и плоды, некогда служил черный цвет, что, естественно, усиливало декоративность и блеск позолоты. На одной из икон усматривают изображение молодого Петра.

    &copy М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.

    Адрес: Новозаводская ул., 6 (пересечение с Б. Филевской ул.)

    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.

    В конце XVII века село, ранее принадлежавшее боярам Мстиславским, а за ними – боярину И.Д.Милославскому, перешло к родственникам Петра I – князьям Нарышкиным. Самый известный из этой семьи – Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, и возвел в селе новую церковь, которая и стала «родоначальницей» стиля московского барокко. Строительство продолжалось приблизительно с 1690 по 1693 гг. (возможно, оно было начато и раньше). Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесен к произведениям зодчего Якова Бухвостова, строившего для Нарышкиных.

    В церкви два храма. Нижний, в подклете – «теплый», или зимний, Покровский, и верхний, летний, неотапливаемый – в честь Спаса Нерукотворного Образа. Последний, по преданию, был освящен во имя этой иконы потому, что во время стрелецкого бунта 1682г. Лев Кириллович, спрятавшийся в покоях царицы, молился образу Спаса, что, как он считал, и помогло ему уцелеть.

    Церковь Покрова в Филях построена «иже под колоколы», то есть, одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. В верхнем, самом маленьком ярусе помещается площадка с широкими арочными проемами, не обрамленными наличниками и разделенными белыми полуколонками.

    Все внешнее убранство церкви – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта, словно пеной, изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань ярусов, – все это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь.

    Нижняя часть храма окружена открытой галереей – гульбищем, чьи перила также богато украшены белокаменной резьбой и декоративными вазонами. Гульбище охватывает церковь со всех сторон; подняться на него можно по трем лестницам. Благодаря широким, свободно раскинувшимся вокруг храма лестницам возникает ощущение прочной опоры всего здания, слишком легкого, чтобы просто стоять на земле.

    Внутреннее убранство церкви не уступает внешнему.

    Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

    Деревянная резьба украшает не только высокий многоярусный иконостас, но и окна, и арки, и клиросы, и ложу, и сами стены. Предполагается, что все работы по дереву выполнялись артелью белорусских мастеров, состоявших при золотописной палате Карпа Золотарева, и по его же эскизам. Авторы росписи свода остались неизвестными. В 1703г. Петр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи.

    Церковь Покрова в Филях пострадала во время войны 1812 года – она была разорена, в нижней части французы устроили конюшню. В советское время ей угрожала гораздо бóльшая опасность – в начале 1930-х гг. рабочие местного завода №22 имени Десятилетия Октября обратились с просьбой разрешить снести храм, так как это место уже было запланировано руководством заводского поселка для постройки гастронома. Несмотря на отказ, руководство завода №22 продолжало настойчивые просьбы; переписка продолжалась, церковь оставалась действующей, пока не было принято решение о ее закрытии, категорически запретив снос храма и оставив его в первозданном виде. Община храма за подписями 913 человек (в основном рабочих) обратилась с просьбой оставить храм в ее пользовании. Церковь все же закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нее попало несколько зажигательных бомб. Реставрация Покровской церкви тянулась вплоть до Олимпиады 1980 года, когда в Филях открыли филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

    Споры между музеем и церковью продолжаются до сих пор. Сотрудники музея считают, что только квалифицированный уход за уникальным памятником может позволить сохранить его в целости. Богослужения проводятся по согласованию с музеем в нижнем храме.

    Но если не знать ничего о внутренних распрях, а просто подойти по Б.Филевской или Новозаводской улице к перекрестку, то можно только восхититься легким, изящным и в то же время огромным красивым зданием – известным храмом Покрова в Филях.

    Входит в проекты: Яков Бухвостов, храмы "под звоном"

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *