Содержание

Московский храм Пимена Великого

Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве

В стиле барокко. Длина здания храма — 45 метров, ширина — около 27 метров, вмещает до 4 тысяч прихожан. Четырёхугольник с восьмигранным ярусом, одноглавая. Колокольня — трёхъярусная.

История

Первое, самое раннее поселение московских ворот­ников, привратников при городских воротах, располагалось у стен Кремля. Одно вре­мя их слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии переулков: Воротниковского и Старопименовского, в честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого.

В середине XVIII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены в окраинное село Сущево из Земляного города, уже силь­но застроенного и многолюдного: их прежняя терри­тория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя своего традиционного покровителя — святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где с тех пор стоит «Новый Пимен».

Эта церковь тоже поначалу была деревянной (что наводит на мысль об относительной бедности мос­ковских воротников) и вскоре сгорела в 1691 году. По благосло­вению патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 годах, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда.

Ныне существующая ограда построена в 1825 году.

В 1870 году был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился новый придел во имя Владимир­ской иконы Божией Матери, устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попа­ли ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновен­но прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел — учёные полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестрой­ке церкви в конце того же столетия придел был соору­жён заново архитектором К. М. Быковским. Эта камен­ная иконка долго хранилась в Пименовском храме.

Разумеется, что на рубеже XIX-XX веков ни о каких московских воротниках и их слободском посе­лении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить вла­сти о расширении храма ввиду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий — в начале XX века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художествен­ными приёмами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и даже позднейшие росписи В. Васнецова, хотя само­го художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристи­анскую символику катакомб — изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей… Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили 27 декабря 1907 года.

После революции для «Нового Пимена» насту­пили нелёгкие дни, несмотря на то что он не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников «церковных ценностей».

Тем не менее, 1917-1937 гг. стали для храма эпохой «золотого двадцатилетия», так как в этот период в церкви служило четверо новомучеников, а святитель Патриарх Тихон и митрополит Трифон (Туркестанов) были частыми гостями храма.

В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал цитаде­лью обновленцев во главе с лжемитрополитом Алек­сандром Введенским — это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей захваченный ими в смутное для России время. И толь­ко после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. 9 октября 1946 года на праздник Иоанна Богослова обновленцы провели здесь торжественную службу, и всего лишь через полчаса после её окончания храм перешёл в ведение Русской Православной Церкви.

В советские же годы сюда была перенесена хра­мовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбож­ной властью в середине 1930-х годов.

Святыни

Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время), особо чтимые — Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695, царский изограф Ф.Феофанов), в иконостасе левого, сев. придела — Тихвинская икона Божией Матери (XVIII в.) и Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.). Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.), «Пименовский» образ Божией Матери (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»), свт. Николая Чудотворца (XVIII в.). В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.), особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.). Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8 час., вечерня и утреня — в 17 час.; в пятницу — с акаф. перед иконами Божией Матери Владимирской и Казанской, в воскресенье — с акаф. попеременно Троице Живоначальной и прп. Пимену Великому; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7 и 10 час., накануне в 18 час. (зимой в 17 час.) — всенощное бдение. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Имеется приходская библиотека.

Настоятели

Литература

  • Денисов М.Е. Церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в годы гонений (1917-1937). М., 2014.

Использованные материалы

За несколько месяцев, в начале 2004 г., при Пензенском областном онкологическом диспансере был обустроен молитвенный дом во имя святителя Луки Крымского (как известно, он был не только архиереем-исповедником, но и выдающимся врачом). Инициаторами создания молитвенного дома стали главный врач Юрий Владимирович Булавкин и священник Алексий Бурцев. 28 сентября 2004 г. протоиерей Сергий Лоскутов совершил здесь первую литургию.

Несколько позже стены молитвенного дома украсили росписи: Покров Пресвятой Богородицы, Христос с детьми, святитель Лука, Распятие.

В 2005 г. при храме было организовано общество сестер милосердия во имя преподобномученицы княгини Елисаветы. 12 июля 2007 г. архиепископ Филарет заложил рядом с онкодиспансером здание Центра милосердия с пятиглавым храмом. Однако из-за финансовых трудностей, вначале было решено построить небольшой деревянный храм во имя равноапостольного князя Владимира. Его строительство началось летом 2009 г. 31 марта 2010 г. настоятель протоиерей Александр Володин освятил церковь малым чином.

По благословению епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, в 2012-2013 г. здесь же был построен каменный храм во имя преподобного Пимена Угрешского. В апреле 2013 г. владыка Вениамин совершил здесь первую службу. В апреле 2014 г. митрополит Серафим освятил церковь великим чином.

Адреса: пр-т Строителей, 37а (храм свт. Луки); ул. Стасова, 5а (храм прп. Пимена).
Настоятель: протоиерей Александр Горшенёв

Телефон: 75-60-50.

Престольные праздники

18 марта — Обретение мощей свт. Луки Крымского
11 июня – свт. Луки Крымского
30 августа – прп. Пимена Угрешского
31 августа – иконы Божией Матери «Всецарица»
9 августа – вмч. и целителя Пантелеимона

Богослужения в храме совершаются ежедневно — Литургия в 08:00, вечернее богослужение в 16:00. Также по субботам при храме работает библиотека, время ее работы с 09:00 до 17:00. После воскресной службы в 12 часов работает воскресная школа для взрослых.

Святыни
В храме свт. Луки находятся икона блж. Матроны Московской с частицей мощей и список с иконы Божией Матери «Всецарица», привезенный из Афонского Ватопедского монастыря архиепископом Филаретом в 2007 г. Перед этим образом особо молятся онкобольные и их близкие. Список с иконы хранится в храме равноап. Владимира. Здесь же – киот со святынями из разных мест: деревянным Распятием, привезенным со Святой земли, иконками свт. Спиридона Тримифунтского и Георгия Победоносца, освященными на их мощах, и др.

Расписание богослужений
В храме свт. Луки утренние и вечерние молитвы совершаются ежедневно в 7.00 и 17.00. После вечерних молитв ежедневно читается акафист Божией Матери, пред ее иконой «Всецарица». По пятницам в 14.30 совершается соборование больных, по субботам — причащение. Храм открыт ежедневно с 7.00 до 9.00 и с 17.00 до 19.00. Каждую субботу в 08:00 и по престольным праздникам совершается Литургия.

Просветительская деятельность
С марта 2010 г. при онкодиспансере существует воскресная школа для детей 7-15 лет. Занятия проводятся по воскресеньям в 10.30.

Социальное служение
С 2005 г. при онкодиспансере существует Свято-Елисаветинский духовно-попечительский центр милосердия. Сестры безвозмездно обеспечивают уход за тяжелобольными и нуждающимися в физической и духовной помощи людьми в учреждениях здравоохранения, домах престарелых, интернатах и на дому.
Священник регулярно соборует, исповедует, причащает пациентов онкодиспансера.

Фото: И. Школин

Доступ прихожан в храм осуществляется с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Требования Роспотребнадзора предполагают:

  • Совершение богослужений в храмах в присутствии прихожан при условии ограничения их числа внутри храма из расчета 1 человека на 4 кв. м. Прихожане, не вошедшие в это число, могут молиться на прихрамовой территории. Богослужения могут также совершаться на прихрамовой территории.

  • Соблюдение мер социального дистанцирования и санитарных мер, а также ношение прихожанами и сотрудникам храмов защитных масок.

Подавать записки о здравии и упокоении, заказать молебны и сорокоусты можно через почту храма

Пожертвования принимаются на счет храма

2 Сентября, Среда, св. прор. Самуила

9 ч Утреня. Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.

3 Сентября, Четверг, св. ап. Фаддея

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

4 Сентября, Пятница, мч Зотика и др.

9 ч Утреня. Литургия.

17 ч Вечерня с акафистом перед иконой Б.М. Абалацкая.

5 Сентября, Суббота, Отдание праздника Успения Б.М.

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

17 ч Всенощное бдение.

6 Сентября, Воскресенье, Неделя 13-я по 50-це, свт. Петра

9 ч Исповедь.

10 ч Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.

16 ч Вечерня с акафистом преп. Сергию.

8 Сентября, Вторник, Сретение Владимирской иконы Б.М.

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

9 Сентября, Среда, преп. Пимена Великого

9 ч Утреня. Литургия. Водосвятный молебен .Панихида.

10 Сентября, Четверг, преп. Иова Почаевского

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

17 ч Всенощное бдение.

11 Сентября, Пятница, Усекновение главы св. прор. Иоанна Предтечи

9 ч Часы. Литургия. Молебен о страдающих недугом винопития.

17 ч Вечерня. Утреня.

12 Сентября, Суббота, св. блгвв. кнн. Даниила Московского и Александра Невского

9 ч Часы. Литургия. Панихида.

17 ч Всенощное бдение.

13 Сентября, Воскресенье, Неделя 14-я по 50-це, Положение пояса Б.М., свв блгвв кнн Петра и Февронии

9 ч Исповедь.

10 ч Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.

16 ч Вечерня с акафистом преп. Алексию.

15 Сентября, Вторник, преп. Антония и Феодосия Печерских

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

16 Сентября, Среда, свщмч. Анфима

9 ч Утреня. Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.

17 Сентября, Четверг, свт. Иоасафа Белгородского

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

18 Сентября, Пятница, св. прор. Захарии и св.прав. Елисаветы

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

17 ч Вечерня с акафистом перед иконой Б.М. Иверская.

19 Сентября, Суббота, Воспоминание чуда архистр. Михаила в Хонех

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

17 ч Всенощное бдение.

20 Сентября, Воскресенье, Неделя 15-я по 50-це, мч. Созонта

9 ч Исповедь.

10 ч Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.

16 ч Всенощное бдение.

21 Сентября, Понедельник, Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

9 ч Часы. Литургия. Панихида.

23 Сентября, Среда, мч. Минодоры

9 ч Утреня. Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.

24 Сентября, Четверг, преп. Силуана

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

25 Сентября, Пятница, Отдание праздн. Рождества Пресвятой Богородицы

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

17 ч Вечерня с акафистом перед иконой Б.М. Троеручица.

26 Сентября, Суббота, Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

17 ч Всенощное бдение.

27 Сентября, Воскресенье, Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

9 ч Исповедь.

10 ч Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.

16 ч Вечерня с акафистом свт. Филиппу.

29 Сентября, Вторник, вмц. Евфимии

9 ч Утреня. Литургия. Панихида.

30 Сентября, Среда, мчч. Веры, Надежды, Любови и Софии

9 ч Утреня. Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.

Департамент городского имущества города Москвы издал распоряжение от 08.11.2016 № 32575 о передаче здания по адресу: Нововоротниковский пер., д. 3, стр. 3, в собственность прихода храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках города Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

  • Церковно-приходские дома
  • Святыни храма
  • Официальный сайт храма

Здание, переданное храму

***

История

Храм расположен в историческом центре Москвы, в районе Тверской, Центрального административного округа (Нововоротниковский переулок, 3). Главный престол освящен в честь Святой Троицы; приделы — в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя преподобного Пимена Великого.

Интерьеры храма — шедевр Федора Осиповича Шехтеля. Удивительно, но интерьеры сохранились в первозданном виде.

История храма изобилует перестройками и обновлениями. Первый деревянный храм во имя Пимена Великого датируется 1658 годом. В 1696-1702 годах на его месте воздвигли небольшую каменную одноапсидную церковь во имя Святой Троицы с небольшой трапезной и южным приделом во имя Пимена Великого. Колокольня и обширная четырехстолпная трапезная, сохранившаяся до настоящего времени, сооружены между 1796-м и 1811 годами, ограда — в 1825 году.

В 1796—1807 годах построен северный придел Владимирской иконы Божией Матери. По преданию слепой мальчик играл здесь однажды и взял в руку Владимирский образ. В это время пыль и песок попали ему в лицо. Ребенок машинально потер глаза иконой и мгновенно прозрел. Этот образ долго хранился в Пименовском храме.

Здание постепенно расширялось: в 1879-1883 годах боковые приделы удлинили на восток, в 1893 году — на запад. Из-за этого восточные части первого яруса колокольни вошли в состав внутреннего помещения храма, который приобрел облик и размеры, которые мы можем видеть сегодня. В это же время начались работы по обновлению интерьера. В 1897 году знаменитый архитектор Шехтель представил проект новой отделки и росписей по образцу Киевского собора во имя святого Владимира. По эскизам Шехтеля воспитанниками Строгановского училища были созданы фрески. Выполнить столь масштабный объем работ стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям одного из постоянных заказчиков Шехтеля, прихожанина храма Владимира Петровича Смирнова.

В пространстве храма господствует сверкающий белизной мраморный иконостас с величественным изображением Богоматери с младенцем. Три отдельных иконостаса слиты в единую трехчастную композицию. Все три — двухъярусные, сравнительно невысокие. Ступенчатая форма иконостаса превращает его в подножие запрестольного образа Богоматери с младенцем – копии знаменитой композиции Виктора Михайловича Васнецова.

Белый цвет мраморной алтарной преграды дополнен золотом. Изыскано просты и выразительны позолоченные решетки перед Царскими Вратами иконостасов центральной части и приделов. Изящны и красивы гладкие позолоченные плоскости киотов на станах и столпах церкви.

В храме 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых.

***

В советский период храм не был закрыт. В апреле 1922 года изъято 12 пудов «церковных ценностей».

В 1927—1932 годах регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий Патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, отмечая также день тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским.

Через три с половиной месяца после смерти Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешел в ведение Московской Патриархии.

Святейший Патриарх Алексий I совершил в нем Божественную литургию в конце декабря 1946 года. Крыша храма прохудилась, и стены от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий I в своем слове к народу, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них».

Спрятанный в небольшом Нововоротниковском переулке между двумя крупными улицами, этот храм выделяется ярко-красным цветом своих фасадов. Особый интерес представляют его интерьеры, созданные лучшими мастерами своей эпохи – они сохранились в целости и сохранности с начала ХХ века.

Эта местность с середины XVII века называлась «Новыми Воротниками» и её главная церковь – «Новым Пименом», словно напоминая о своем старом месте – рядом с Тверской улицей, на перекрестке Воротниковского и Старопименовского переулков, где до 1931 года стояла церковь «Старого Пимена». Населяли эту слободу воротники – привратники при городских воротах. С ростом города они были переселены за Земляной вал, чтобы освободить территорию для стрельцов. На новом месте в 1672 году они создали церковь во имя Троицы Живоначальной с приделом Пимена Великого – в память о прежнем храме. Вскоре новая церковь переняла название у придела и под ним вошла в историю Москвы. После разрушительного пожара 1691 года началось возведение новой каменной Пименовской церкви, законченное в 1702 году.

Существующее здание представляет собой соединение разновременных частей. Его ядро – главный храм 1702 года, созданный в стилистике нарышкинского барокко, состоящий из четверика и поставленного на него восьмерика, с оконными наличниками, выполненными в виде «разорванных фронтонов» – одной из наиболее распространенных черт нового архитектурного направления. При нем существовала трапезная, которая в 1770‑х годах оказалась расширена, к концу XVIII века в ней появился второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери.

О создании Владимирского придела повествует одно местное предание. Один слепой мальчик играл однажды неподалеку от церкви и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это момент пыль и песок попали ему в лицо, он потер глаза этой рукой и вдруг прозрел. Он увидел, что предметом в его руке оказалась маленькая вырезанная в камне икона Владимирской Богоматери. В её честь и был создан новый придел.

Расширение храма продолжилось и в XIX веке. В 1825 году возводится его существующая ограда. В 1881‑1883 годах создается новая трехъярусная колокольня, и полностью перестраивается трапезная: по проекту архитектора К.М. Быковского её приделы расширены в длину и ширину, новые стены получили обработку в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими разорванные фронтоны начала XVIII века.

Самые значительные перемены интерьеров церкви произошли в 1897‑1907 годах. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были созданы двухъярусные мраморные иконостасы, богато украшенные колонками и резьбой с христианской символикой – пальмовыми ветками, виноградными лозами, монограммами «Альфа и Омега». В главном храме появилась копия росписи В.М. Васнецова из Владимирского собора Киева.

Часть утвари Пименовской церкви была утрачена в 1922 году во время кампании по «изъятию церковных ценностей», однако сам храм на протяжении всей советской эпохи никогда не закрывался, что и позволило ему сохранить свое убранство и интерьеры нетронутыми. В 1927‑1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. Сегодня храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры, имеющий открытый доступ для всех желающих и отлично сохраняющий свои бесценные сокровища.

Прочитать статью об этом доме в «Московском журнале»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *