Храм св. кнг. Ольги в ОстанкиноСтраница Патриаршего подворьяРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Северо-Восточное викариатство, Троицкое благочиние

  • Статус:действующий
  • Состояние:строящийся по программе 200
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Краткая историческая справка:Храм в честь Святой равноапостольной княгини Ольги находится на начальном этапе строительства.
    В настоящее время построен временный деревянный храм-часовня в честь сщмч. Иоанна Восторгова.

    История храма святой равноапостольной Ольги в Останкино началась с обращения жителей района в Правительство Москвы с просьбой построить здесь еще один храм: существующие не справляются с нагрузкой, особенно в воскресные и праздничные дни.
    В феврале 2011 года в Управе Останкинского района Москвы прошли общественные слушания, на которых присутствовали около 200 жителей района. Все они единогласно проголосовали за строительство нового храма.
    Правительством Москвы был выделен участок земли по адресу: ул. Новомосковская, влад. 4. В июне 2013 года состоялось голосование депутатов Управы, на котором вновь было поддержано строительство храма на выделенной территории.
    Храм входит в Программу-200. Должен быть рассчитан на 300 прихожан. При нем планируется разместить воскресную школу, просветительский центр, детскую площадку.
    С января 2013 года каждое воскресенье и по двунадесятым праздникам на месте будущего храма в любую погоду проводились молебны. Во время строительства храма во имя св. равноапостольной княгини Ольги был построен небольшой временный храм на 100 прихожан в честь священномученика Иоанна Восторгова.
    До мая 2015 года обязанности настоятеля исполнял иерей Алексий Яковлев. В мае 2015 г. и.о. настоятеля назначен клирик храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище иер. Филипп Пономарев.

  • Настоятель:И. о. настоятеля:
    иерей Филипп Пономарев
  • Расписание богослужений (общее кратко):Каждое воскресенье в 16.00 на месте строительства будущего храма (метро ВДНХ, ул. Новомосковская, 4) служится молебен Святой Ольге. Приходите помолиться вместе с нами.
  • Престольные праздники:
  • св.

    РАСПИСАНИЕ

    кнг. Ольги — Июль 24

  • сщмч. Иоанна Восторгова — Сентябрь 5

С чего начать?

Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек — так называемая «десятка». Община — это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город — то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено — например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, — все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка — именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., — поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, — в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, — говорит отец Даниил. — И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, — например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому — и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье — таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, — говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. — Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату — это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона — благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», — говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. — Если просто отправить рассылку и ждать ответа — откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке — откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм — именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап — предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма — это алтарь, в центре которого находится престол — самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви — Евхаристия (благодарение) — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас — это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение — продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, — называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи — полукруглый выступ — амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником — проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.

Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма — равносторонний крест
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы — три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, "как на цепи подвешенный к небесам"
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей — алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть — притвор. Притвор — место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди — оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс — место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение — в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии — молитвы, совершаемые вне храма (от греч. ???? — усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор — главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» — возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию.

Храм в честь княгини Ольги в Останкино введут летом

В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников — чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно — например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики — крест, одна сторона которого вытянута на запад
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг — это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

Никольская шатровая церковь в Балахне. XVI в. Шатровый стиль, в отличие от крестово-купольного, оставляет довольно мало места внутри, но позволяет "вытянуть" храм вверх

Источник

Краткая история строительства нового храма

    В 2016 году при непосредственном участии благочинного Шалинского благочиния протоиерея Антония (Бахарева) и благотворителя Анатолия Главдеевича Некрасова началось строительство храма во имя печальника и молитвенника Земли Русской преподобного Сергия, игумена Радонежского. Проект храма утвердил протоиерей Антоний. Начались подготовительные работы: подвезен строительный материал, сделан землеотвод, оформлены документы.

    Большую поддержку строительства храма оказали Вячеслав Юрьевич Карнаухов, Рустам Юсупов, Сергей Леонтьевич Сарафанов, Александр Дмитриевич Кунгуров и многие другие жители Шалинского ГО. На строительство храма было собрано свыше 80 тысяч рублей через приобретение людьми символических «брёвнышек». Стоимость одного брёвнышка -1000 рублей. Также молитвенную помощь строительству храма оказывает протоиерей Павел, окормляющий сразу два прихода – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в поселке Вогулка и наш приход во имя преподобного Сергия Радонежского в поселке Сарга.

    Строительные работы по возведению фундамента начались 25 сентября 2016 года, в день празднования памяти святого праведного Симеона Верхотурского. Тогда был сделан вручную котлован. Затем в течение сентября-октября была произведена заливка фундамента. К августу следующего года был сделан армированный пояс для укрепления и утепления пола.

    17 августа 2017 г. стал знаменательным днем для прихожан, жителей Шалинского ГО и будущего храма. В этот день в поселок Сарга приехал епископ Среднеуральский Евгений для совершения закладки капсулы и освящения фундамента храма. В этот памятный день было многолюдно на строительной площадке, так как собрались многие жители поселков Сарга и Шаля.

    В августе-сентябре после освящения интенсивно были возведены стены почти до конца. Постепенно с Божией помощью храм будет достроен. Вы можете принять участие в его возведении. Преподобный отец наш Сергий, игумен Радонежский чудотворец, да поможет нам осуществить до конца задуманное!

Строительство Храма преподобного Сергия продолжается

    К середине августа 2018 г. уже многое сделано при возведении храма во имя преподобного Сергия Радонежского в поселке Сарга. Строители успели сделать перекрытия для колокольни. Сама колокольня приобрела очертания. Также возведены стены до крыши. Работает бригада каждый день без перерывов. На данное время необходимо закрыть крышу, вставить окна и двери. Спаси Господи всех, кто жертвует на строительство храма в честь игумена Земли русской.

    В начале июня 2018 г. возобновлено строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского в поселке Сарга. Построены внутренние колонны, которые будут основой для верхней части храма. Также возводятся стены до крыши. Работает бригада каждый день без перерывов. Храм приобретает очертания. Он будет радовать жителей Сарги, поселка, в котором ещё никогда не было настоящего храма.

Знаменательный день в жизни поселка Сарга

    17 августа 2017 года, накануне праздника Преображения Господня, совершилось торжественное и значимое событие для всего Шалинского района. Более 10 лет жители поселка Сарга ожидали начала строительства храма во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, печальника Земли русской. И вот настал знаменательный день. В Саргу приехал Владыка Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской митрополии.

В Останкино начали строить православный комплекс с Храмом княгини Ольги

Он освятил закладку камня и капсулы с грамотой. В этой грамоте говорится, что в лето 7525 от сотворения мира положено основание храма в честь преподобного Сергия Радонежского по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

    На фотографиях представлено освящение епископом Среднеуральским Евгением закладного камня и положение капсулы с грамотой Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

В сентябре-октябре 2016 г., до наступления зимних холодов, на месте строительства храма во имя преподобного Сергия Радонежского был залит фундамент.
Он укреплен блоками. До плиты были пробурены отверстия и залиты цементом. В этом случае фундамент прослужит очень долго.




5 ХРАМОВ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ОЛЬГИ

Там, где несколько сотен лет назад были поля и сельская тишина, находится краснокаменный храм в стиле русское узорочье, посвященный Живоначальной Троице. Сегодня в этом месте кипит столичная жизнь. Какова история храма Живоначальной Троицы в Останкино, когда в нем проходят службы и как до него добраться, расскажет эта статья.

История возведения храма

Деревянный храм Живоначальной Троицы в селе Останкино была возведена еще в 1617 году, а к концу XVII века ее сменила каменная. Эта церковь была домовой для владельцев села Останкино князей Черкасских. Тогда же был возведен девятиярусный иконостас с золочеными резными рамками.

В новой каменной церкви было три придела:

  • главный во имя Живоначальной Троицы;
  • северный в честь Тихвинской иконы Божией Матери;
  • южный — в память святого Александра Свирского.

В XX веке, как и все остальные церкви в России, храм Живоначальной Троицы, постепенно приходил в упадок. Из верхней части верующие сначала переместились в подклет, ставший четвертым приделом — в честь святителя Николая. Это произошло в 1919 году. А в 1922 году из Троицкой церкви вывезли оклады со всех икон и иконостаса — всего свыше 60 кг серебра.

В 1930 году здание передали Антирелигиозному музею искусств совместно с финотделом Дзержинского района столицы. В нижнем приделе хранили картофель. С началом Великой Отечественной войны храм окончательно превратился в склад.

Медленно, но верно возрождение началось в 1970-е годы. Сначала отреставрировали иконостас, отремонтировали фасад и кровлю. В 80-е здесь еще проходили концерты: играли музыку XVII века.

Весной 1991 года главный престол храма Святой Живоначальной Троицы был освящен вновь. В течение пяти лет после этого восстановлены и освящены были уже все три верхних придела.

Современное состояние

Сегодня посетить богослужение в храме Живоначальной Троицы можно ежедневно по следующему расписанию:

  • 8:00 — молебен, затем — Литургия
  • 16:45 — вечернее богослужение согласно церковному календарю.

В воскресные и праздничные дни Литургию служат дважды:

  • ранняя Божественная литургия начинается в 6:30, после нее совершается водосвятный молебен;
  • поздняя Литургия — с 9:40, затем — панихида.

Кроме того, каждое воскресенье в 17:00 читают акафисты.

Настоятелем храма Живоначальной Троицы в Москве в 2009 году назначен архиепископ Солнечногорский Сергий (Чашин), входящий в Высший Церковный Совет Русской православной церкви.

Деятельность прихода

Современная жизнь общины концентрируется вокруг нескольких направлений деятельности:

  • воскресная школа для детей и взрослых (обучение начинается с 5 лет);
  • молодежный центр для прихожан от 17 лет;
  • детская телевизионная студия и пресс-центр;
  • социальная служба, поддерживающая инвалидов, малоимущих сирот Московской области.

Святыни

Верующие могут поклониться в этой церкви таким святыням:

  • иконе Троицы XVII века, расположенной в иконостасе главного придела;
  • иконам Божией Матери Черниговской, Грузинской, Феодоровской;
  • мощам святых.

Престольные праздники

Чаще всего вопрос о том, как добраться до храма Живоначальной Троицы, интересует верующих в дни престольных праздников, особенно в День Святой Троицы.

В 2018 году Пятидесятница пришлась на 27 мая, в 2019 году Троицу отпразднуют 16 июня.

Кроме того, престольные праздники церковь в Останкино отмечает:

  • 30 апреля и 12 сентября — в дни памяти святого преподобного Александра Свирского;
  • 9 июля — в честь Тихвинской иконы Божией Матери;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — память святителя Николая.

Как добраться

Адрес храма Живоначальной Троицы: ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2.

Как видно из схемы, удобнее всего до храма Живоначальной Троицы добраться на метро, поскольку поблизости расположены станции ВДНХ, Телецентр, Улица Академика Королева. От станции ВДНХ придется проехать небольшое расстояние на трамвае №№ 11,17, троллейбусе №№ 13,73 или автобусе №№ 803,24,76.

Администратор

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *