Тематический сайт Московского Айки Клуба

Достопримечательности Токио

Николай-до (буквально — храм Николая) — православный кафедральный собор Воскресения Христова, относится к наиболее известным достопримечательностям Токио.

Ни один местный экскурсовод не преминет обратить внимание своих спутников на зеленоватый купол, отличающийся от привычных образцов традиционной японской архитектуры, но, тем не менее, отлично вписавшийся в городской пейзаж японской столицы.

Ссылка на св. Николая понятна. Ведь как сама идея строительства этого православного храма в Токио, так и заботы по претворению ее в жизнь связаны со святителем Николаем (в миру Иваном Дмитриевичем Касаткиным), возглавлявшим в конце XIX — начале XX в. Русскую духовную миссию в Японии.

Отец Николай присмотрел, а затем, набрав необходимую сумму, купил участок земли на вершине холма Суруга-дай в районе Канда. Там во времена средневековья возвышалась пожарная каланча, служившая одновременно и своеобразным маяком для судов, входивших в порт Эдо. На этом холме и было решено построить православный собор.

Первоначальный эскиз будущего храма разработал известный петербургский архитектор, профессор А. Щурупов (1815-1900). Это ему принадлежала задумка построить здание, в плане напоминающее греческий крест, но с куполами в византийском стиле. Однако воплощать замысел в камень и металл пришлось другому.

Строительство было поручено английскому зодчему Джошуа Кондеру (1852-1920), воздвигшему в период с 1878-го по 1907 г. более 50 зданий в Токио. Так, ему принадлежит авторство строительства Токийского императорского музея (1881), дворца Рокумэйкан (1883), здания Морского министерства (1895). А в 1891 г. Кондер вручил архиепископу Николаю ключи от кафедрального собора Воскресения Христова.

Выложенные из кирпича стены окружали внутреннее пространство храма в 805 квадратных метров. Купол был выложен медными листами, которые со временем, окислившись, потеряли первоначальный блеск и приобрели зеленоватый оттенок.

Увы, в первозданном виде собор Николай-до не сохранился. В 1923 г. здание серьезно пострадало от разрушительного землетрясения. К 1929 г. храм был восстановлен японским строителем Синъитиро Окада, который не удержался и внес некоторые коррективы в первоначальный вид собора. Изменения затронули купол, колокольню и часть интерьера, но в целом храм сохранил многое из первоначальных задумок А. Щурупова.

Ныне Николай-до несколько затерялся среди высоких домов, построенных в последние годы в центре Токио. Но удачно выбранное святителем Николаем место позволяет ему и сегодня величаво красоваться над прилегающим районом, привлекая к себе взгляды прохожих и сердца верующих.

Николай Японский

Николай Японский, в миру Иван Дмитриевич Касаткин (1836-1912) — архиепископ, основатель Русской православной церкви в Японии.

Родился 1(13) августа в семье сельского диакона Дмитрия Касаткина в Смоленской губернии. Бойкий деревенский парнишка был послан учиться в Смоленскую духовную семинарию. А в августе 1857 г.

МИНСКИЙ ХРАМ НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО

бурсак Касаткин в числе лучших учеников отправляется в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В канун окончания 4-го курса открылась вакансия священника при Российском императорском консульстве в японском городе Хакодатэ. Иван Касаткин сразу решил начать службу пастыря в чужой стране.

В конкурсе участвовало двенадцать студентов старшего курса. Касаткин победил. И подтвердил свое желание принять иночество. Отборочная комиссия, состоявшая из церковных иерархов, отправила свое решение в Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде. 23 июня 1860 г. стал днем пострига Ивана Касаткина в монахи. Его нарекли Николаем, в честь святителя и великого чудотворца Николая.

Спустя пять дней инок Николай был рукоположен в иеродиаконы, а ровно через сутки, 30 июня 1860 г., он был возведен в духовный сан иеромонаха.

Николай опоздал на последний пароход, уходивший в Хакодатэ. Пришлось прожить зиму и весну в Приморье. С открытием навигации, как только сошел лед в устье Амура, отбыл в Японию. В Хакодатэ он появился мало того, что без гроша в кармане, да еще с большим долгом. Казначей одной береговой морской части ссудил бедному монаху сто рублей серебром.

В Хакодатэ Николая встретил консул Гошкевич. Консул не стал скрывать, что отца Николая ожидали трудности. За три года, пока существует консульство, сменилось два священника. Оба не хотели изучать японский язык, без знания которого миссионерство сводится к нулю.

Первые семь лет своего пребывания в Хакодатэ настоятель консульской церкви серьезно занимался изучением японского языка, истории и культуры, а в часы досуга пытался делать переводы из некоторых священных и богослужебных книг. Научился расшифровывать иероглифы, что дало ему возможность знакомиться с книгами по литературе и искусству, а также с буддистскими религиозно-нравственными сочинениями.

К этому времени, то есть к 1865 г., относятся и первые пробы пера. Иеромонах Николай начинает сотрудничать с газетой "Восточное Поморье", выходящей в Николаевске-на-Амуре.

Материальное положение иеромонаха Николая было такое, что он считал каждый грош.

В 1869 г. епископ Иннокентий посоветовал отцу Николаю ехать в Санкт-Петербург и добиваться открытия миссии. В столице к просьбам гостя из Японии отнеслись благосклонно. В Хакодатэ отец Николай уже вернулся в новом качестве — главой Русской духовной миссии и в священническом сане архимандрита. Было это в 1870 г.

Переехав в Токио, архимандрит Николай принялся за свое святое дело. Им были созданы духовная семинария, катехизаторские школы. Издавались первые в Японии русские журналы "Православный вестник" (на русском и японском языках) и "Уранисики" ("Скромность"), знакомивший японских читателей с историей, культурой, литературой России. На первых порах это устраивало отца Николая, но все-таки главная его цель была иной — воздвигнуть кафедральный собор.

В 1879-1880 гг. отец Николай посетил Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Одессу: собирал добровольные пожертвования на строительство храма в Токио.

Собор Воскресения Христова, позже получивший неофициальное название Николай-до, был построен в Токио в 1891 г.

В апреле 1906 г. епископ Ревельский Николай (в этом сане — с марта 1880 г.) был возведен в архиепископское духовное звание. За полувековую деятельность святителя Николая в Японии насчитывалось 31 984 верующих, 265 церквей, 41 священник, 15 хоровых регентов, 121 катехизатор. Отец Николай перевел на японский язык Священное Писание, богослужебные книги. Он внес большой вклад в установление и развитие российско-японских связей.

16 февраля 1912 г. архиепископ Николай скончался в возрасте 75 лет в Токио и был похоронен в пределах собора Воскресения Христова. В 1978 г. над его могилой была возведена белая часовенка.

Спустя полвека после кончины преосвященный Николай был канонизирован. Каждое 16 февраля ежегодно отмечается День Святого равноапостольного Николая Японского.

Примечание:

Дополнительные ссылки по теме:

Идея и координация проекта — Матвеев Вячеслав Александрович
Сопровождение — Московский Айки Клуб

Праздник в «Никорай-до»

Если вспомнить, что Православную Церковь называют восточно-христианской, то мне посчастливилось попасть на территорию самой православной, то есть самой восточной Церкви — Японской. Многие люди в России, да и в самой Японии, бывают удивлены, когда узнают о существовании Японской Православной Церкви. А между тем история православия в стране восходящего солнца насчитывает уже более полутора веков. Распространение здесь православной веры связано с именем одного из величайших миссионеров 19-го века, святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Сегодня, 16 февраля (н.ст.) 2012 года, исполняется ровно сто лет со дня его преставления. На празднование этого события я отправился в Воскресенский кафедральный собор Японской Православной Церкви в Токио.

Сами японцы называют Воскресенский собор очень просто: «Никорай-до». Само это название свидетельствует о почитании святого Николая, ведь слово «Никорай» — это не что иное как японская транскрипция его имени. Храм был построен самим владыкой Николаем в конце девятнадцатого века, когда первая домовая церковь в Токио перестала вмещать всех верующих. Дорогу к «Никорай-до» укажет любой прохожий в районе Очаномизу, а дойти до храма можно за десять минут пешком от одноименной станции. Собор в русско-византийском стиле кажется несколько зажатым окружающей его плотной городской застройкой, но внутри не по-японски просторно: храм может вместить до двух тысяч человек.

Обстановка внутри храма вполне привычна для русского глаза, понять, что ты находишься не в России, можно лишь по некоторым деталям — например, по традиционным для Японии обогревателям.

Дисциплинированные японцы начали собираться в храме задолго до начала службы. В основном это люди преклонного возраста, для них в храме даже поставлены стулья. Некоторые женщины пришли на службу в кимоно — традиционном японском костюме, который редко можно увидеть теперь в обыденной жизни.

Православные японки в кимоно

К началу службы все уже давно стояли на своих местах, а немногочисленные опаздывающие оказались, к моему стыду, сплошь русскими. Надо сказать, молящихся в храм пришло совсем не много — порядка ста человек. Как мне объяснили, это связано с тем, что день сегодня рабочий, а к работе в Японии относятся очень ответственно. Зато на праздник собралась большая часть священства Японской Православной Церкви, а также весь епископат — в количестве двух человек.

Епископ Сендайский Серафим и Митрополит Токийский и всея Японии Даниил.

Возглавил богослужение епископ Сендайский Серафим (Цудзиэ), митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро) уступил ему эту честь. Сам предстоятель Японской Церкви молился в алтаре, и только перед службой благословил своих прихожан словами «спаси Господи» — именно так, по-русски. Сама литургия совершалась, конечно, на японском языке — перевод богослужебных текстов сделал еще сам святой Николай. Ход богослужения в Японской Церкви, в общем-то, почти не отличается от русской традиции, разве что, пожалуй, у нас архиерейские службы обычно проходят более торжественно.

К сожалению, на празднике не было делегации от Русской Церкви, из официальных представителей Патриархии присутствовал лишь сотрудник ОВСЦ Дмитрий Петровский. Запланированный ранее визит в Японию Патриарха Кирилла был отменен после Великого Японского землетрясения в марте прошлого года и перенесен на сентябрь нынешнего. Зато разделить радость православных японцев пришли многие русские, живущие в Японии постоянно.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

В их числе были настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Японии протоиерей Николай Кацюбан, монахини из монастыря Святой Софии в Тибо и многие другие.

Протоиерей Николай Кацюбан

После окончания службы Митрополит Даниил вышел из алтаря и поздравил свою паству с днем памяти основателя Японской Церкви. Он вкратце пересказал историю приезда святого равноапостольного Николая в Японию, его проповеди и трудов по устройству Церкви. После литургии все молящиеся во главе с митрополитом Даниилом и епископом Серафимом поехали на старинное Токийское кладбище Янака, на котором в 1912 году был похоронен архиепископ Николай. Там на могиле святого был совершен торжественный молебен.

Также собравшиеся помолились об упокоении душ усопших митрополита Сергия (Тихомирова), епископа Николая (Оно) и митрополита Феодосия (Нагасима) — преемников владыки Николая на Японской кафедре, похороненных тут же рядом с ним.

Торжественный молебен на могиле святого Николая на кладбище Янака.

Японцы после этого вернулись в Ниорай-до, а русскоязычные православные во главе с протоиереем Николаем Кацюбаном задержались на кладбище и совершили молебен святителю Николаю на церковно-славянском языке. Во время молебна неожиданно пошел небольшой снег, что в Токио бывает очень редко. На лицах многих русских появились улыбки: столь привычный на родине, здесь этот снег показался нам каким-то особым знаком, напомнившим о России, знаком особого благоволения Божьего в день памяти великого святого, навсегда связавшего Россию и Японию.

Русские православные христиане на могиле святого Николая. В центре — протоиерей Николай Кацюбан

Места:
Собор Воскресения Христова в г. Токио
Могила св. Николая Японского в г. Токио

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Описание Собора Воскресения Христова в г. Токио

Собор Воскресения Христова — православный собор в Токио.

Храм является кафедральным собором Японской автономной православной церкви.

Известен также под названием «Никорай-До».

храм николая японского литургия

Имеет официальный статус важного памятника культуры Японского государства (с марта 1962 года).

Первый храм в предместье Суругадай был построен в 1871 году, когда Японская православная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным) переселилась в Токио. Никольская церковь была домовой в здании Миссии. Храм был тесен и, по словам архимандрита Николая (Касаткина), не проходило службы без того, «чтобы не падали в обморок от тесноты и духоты». Верующие собирались слушать службу на лестнице и в соседних комнатах. Необходимость строительства нового большого храма всё более возрастала.

Сразу после хиротонии во епископа Николай (Касаткин) стал собирать средства на строительство собора в Токио, произнося проповеди в различных городах России. Им было собрано более 130000 рублей.

В марте 1884 года на холме Суругадай рядом с Православной миссией была совершена закладка соборного храма. В связи недостатком места для возведения храма холм был искусственно расширен земляными насыпями. Храм строился по проекту М. А. Щурупова.

24 февраля (8 марта) 1891 года собор Воскресения Христова был освящён. На освящение пускали только по билетам одних христиан и их близких; не-христиане находились в ограде. 28 февраля (12 марта) состоялось освящение правого придела во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 2 (14) марта — левого, во имя святых апостолов Петра и Павла.

К освящению собора был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. Однако, вследствие покушения, произошедшего в Оцу, цесаревич до Токио не доехал.

Собор был открыт ежедневно, всем посещающим храм специально назначенный человек давал объяснения, а в случае интереса к православию указывал адрес ближайшего катехизатора в Токио или на родине гостя.

В 1917 году Воскресенский собор, как и вся Японская миссия, утратил финансовую поддержку из России. Были закрыты семинария и женская школа.

Великое землетрясение Канто, произошедшее 1 сентября 1923 года нанесло огромный урон храму. В результате землетрясения колокольня переломилась и упала шпилем на купол собора. Падая, она разрушила ризницу и завалила кирпичами западный вход в собор. Затем начался пожар, в результате которого сгорели все деревянные части храма: балки, полы, обшивки сводов потолка и купола, полы и лестницы на колокольню, трехъярусный иконостас. Металлический каркас купола обвалился. Колокола и утварь расплавились.

На экстренном соборе, состоявшемся 20 октября 1923 года, было постановлено, несмотря на резко сократившееся количество прихожан, возродить Воскресенский храм. Освящение возобновлённого собора состоялось 15 декабря 1929 года.

В 1941 году Японскую православную церковь возглавил епископ Николай (Оно). Однако приход Воскресенского собора первоначально не пожелал принять архиерея, получившего хиротонию в Русской православной церкви заграницей. Впоследствии конфликт был улажен.

В условиях военного времени из-за нехватки продовольствия богослужения стали нерегулярными. Во избежание разрушений при бомбардировках здание собора было выкрашено в чёрный цвет.

5 апреля 1946 года в Воскресенском соборе состоялся чрезвычайный Собор Японской Православной Церкви, ознаменовавшим начало сближения с Американской православной церковью.

В 1946 году состояние храма характеризовалось как запущенное; металлическая ограда и медные листы с крыши были проданы. Богослужения практически прекратились.

Возобновление служб относится к 1949 году. В декабре 1950 года при храме был создан «Тройственный комитет», имевший целью сбор средств на ремонт собора. Впоследствии, в связи с резким уменьшением числа русских прихожан, Комитет был распущен в феврале 1960 года. Его преемником стал Комитет поддержки собора.

В 1950 году при Воскресенском соборе была открыта Никольская школа («Никорай гакуин»); 13 февраля того же года было основано Общество утренней зари; в 1951 году при храме начало свою деятельность сестричество; а 7 октября 1954 года вновь открылась Духовная семинария.

27 мая 1954 года в соборе состоялось примирительное собрание прихожан. В его результате в приход вернулась часть прихожан во главе с епископом Николаем (Оно).

Статус кафедрального собора Японской автономной православной церкви храм получил 22 марта 1972 года.

В ноябре 1974 года у храма появилось ежемесячный печатный орган — «Новости „Никорай-до"».

19 марта 1978 года была освящена часовня святителя Николая Японского, выстроенная с южной стороны собора. В это же время возобновилась практика открытого доступа в собор всех желающих осмотреть его.

В 1990 году началась кампания по сбору средств на реставрацию и ремонт собора. В феврале 1991 года начался ремонт. Реставрация длилась шесть лет: четыре года проводились внешние работы; остальные два — внутренние. 10 мая 1998 года состоялось освящение отреставрированного собора.

Сайт:   http://www.geocities.jp/ynicojp2/english/index.html

Паломнические поездки к Собору Воскресения Христова в г. Токио

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *