Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен.

Ресин оценил ход строительства храма "Неопалимая Купина" в Отрадном

Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.

Я часто вспоминаю Синай, восход солнца на вершине святой горы и камни, которые увозит оттуда каждый паломник — огненного цвета и с отпечатавшимся на них силуэтом веточек терновника, горящего и не сгорающего. Это — живое напоминание о том великом и могучем Божественном огне, когда Бог говорит с человеком, — огне, опаляющем неверных и дивным сиянием согревающем души праведных.

Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября по старому стилю.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Надежда Дмитриева

Из книги "О Тебе радуется!"

Дата День Месяцеслов Богослу- жение Время Сл Пом
1 Сб Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери Утреня,
часы литургия
8:30 о.И
Вечерня, акафист иконе Божией Матери «Нечаянная радость», беседа 16:00 о.С
2 Вс Неделя 14-я по 50-це. Прор. Самуила. Мчч. Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников. Собор Московских святых. Утреня,
часы литургия
8:30 о.С о.Д о.И
3 Пн Ап. Фаддея, мц. Вассы и чад ея. Прп. Авраамия Смоленского. требы 10:00 о.Д
4 Вт Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севериана и прочих  требы 10:00 о.Д
5 Ср Отдание Успения Пр. Богородицы. Сщмч. Иринея Лионского требы 10:00 о.С
6 Чт Свт. Петра, митр. Московского и всея Руси. Св. Космы Этолийского требы 10:00 о.С
7 Пт Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского требы 10:00 о.И
8 Сб Владимирской иконы Пресв. Богородицы. Мчч. Адриана и Наталии Утреня,
часы литургия
8:30 о.И
Вечерня, акафист вмч. Пантелеимону. Беседа 16:00 о.Д
9 Вс Неделя 15-я по 50-це. Прп. Пимена Великого. Мц. Анфисы. Утреня,
часы литургия
8:30 о.Д о.И
10 Пн Прп. Иова Почаевского. Прпп. оо. Киево-Печерских в Дальн. пещерах требы 10:00 о.Д
Всенощное бдение 17:00 о.И все
11 Вт Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный. Часы, литургия 9:00 о.И о.Д
12 Ср Блгв. кнн. Даниила Московского и Александра Невского требы 10:00 о.С
13 Чт Положение пояса Пресв. Богородицы. требы 10:00 о.С
14 Пт Церковное новолетие. Прп. Симеона Столпника требы 10:00 о.И
15 Сб Прпп. Антония и Феодосия Печерских. Прп. Феодосия Тотемского. Утреня,
часы литургия
8:30 о.С
Вечерня, акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», беседа 16:00 о.И
16 Вс Неделя 16-я по 50-це. Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского и иже с ним. Прпп. Петра и Февронии Муромских Утреня,
часы литургия
8:30 о.И о.Д о.С
17 Пн Свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Свт. Митрофана, еп. Воронежского. Собор Воронежских святых требы 10:00 о.Д
18 Вт Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи требы 10:00 о.Д
19 Ср Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех требы 10:00 о.С
20 Чт Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби требы 10:00 о.И
Всенощное бдение 17:00 о.Д все
21 Пт РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ Часы, литургия 9:00 о.И о.Д о.С
22 Сб Свв. правв.

Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном

Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа Волоцкого.

Утреня,
часы литургия 8:30 о.С Вечерня, акафист свт. Николаю, беседа 16:00 о.Д 23 Вс Неделя 17-я по 50-це, пред Воздвижением. Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Собор Липецких святых Утреня,
часы, литургия 8:30 о.И о.Д о.С 24 Пн Прпп. Сергия и Германа Валаамских. Прп. Силуана Афонского. требы 10:00 о.Д 25 Вт Отдание Рождества Прсв. Богородицы. Прп. Афанасия Высоцкого требы 10:00 о.Д Всенощное бдение 17:00 о.С все 26 Ср Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее). Престольный праздник Часы, литургия 9:00 о.И о.С о.Д Всенощное бдение 17:00 о.Д все 27 Чт ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ ЧЕСТНО́ГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ Часы, литургия 9:00 о.И о.Д о.С 28 Пт Вмч. Никиты. Свт. Акакия исп. еп. Мелитинского требы 10:00 о.И 29 Сб Вмц. Евфимии всехвальной. Прав. Алексия Московского. Прп. Кукши Утреня,
часы литургия 8:30 о.Д Вечерня, акафист мцц. Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. Беседа 16:00 о.С 30 Вс Неделя 18-я по 50-це. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Утреня,
часы, литургия 8:30 о.И о.С о.Д

Проповедь протоиерея Сергия Звонарёва на Божественной литургии в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасху)

подробнее

Проповедь протоиерея Сергия Звонарёва в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

подробнее

Проповедь протоиерея Игоря Якимчука, посвящённая святителю Николаю

подробнее

Проповедь митрополита Волоколамского Илариона на праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

подробнее

Проповедь Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

подробнее

архив проповедей

Храм святого князя Владимира в Старых Садех существует уже почти четыре столетия. Впервые он упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, написанной в 1423 году, где говорится о "Новом дворе" за городом у святого Владимира, который князь завещает своему сыну вместе с вотчиной — "великим княженьем". Храм в то время, по всей вероятности, был деревянным.

В 1514 году в Москву прибыл знаменитый архитектор из Милана Алевиз Фрязин. По повелению Великого князя Василия Ивановича он начал строительство одиннадцати каменных церквей, в числе которых был и наш, единственный в Москве, освященный в честь Крестителя Руси.

Название Старые сады появилось в конце XV в., когда при великом князе Иване III загородный великокняжеский дворец был перенесён на Воронцово поле. В нем сохранилось воспоминание о старых садах, когда-то украшавших этот уголок Москвы и в которых выращивали редкие фрукты к великокняжескому столу.

Во второй половине XVII века старую постройку разобрали. Ныне существующий храм возвели в 1660 году. Южный придел во имя свв. Кирика и Иулиты впервые упоминается в "ружной книге" в 1677 г. Освящение придела свв. Бориса и Глеба состоялось в 1689 году, на нем присутствовала царевна Софья Алексеевна. Колокольню тоже выстроили заново на старом основании.
По характерным архитектурным приемам нетрудно определить принадлежность храма к 17 веку. Крыльцо с опорами-кубышками, завершение стен кокошниками, стрельчатые окна с наличниками, выполненными из тесанного кирпича. Очень красиво оформление глав в виде рельефного орнамента. Примыкающая к храму колокольня, перестраивалась после пожара уже в 18 веке, что видно по завершающему шпилю.

Книги казенного Патриаршего Приказа раскрывают драгоценные детали жизни прихода, имена и годы служения священников, размер их жалования, даже количество выдаваемого ладана.

Из архивов мы узнаем, что в церкви было два придела. 20 октября 1737 года вдове стольника Федора Петровича Вердеревского, Татьяне Федоровне, выдан указ: "В приделе Благоверных князей Бориса и Глеба вновь построить кровлю и убрать внутри иконами и прочим церковным благолепием. Как только оный оный придел будет возведен, бить челом об освящении". Оно состоялось 28 января 1738 года.

Прихожане почитали не за долг, а за честь заботиться о своем храме. Так в 1787 году, когда во время сильной бури поколебались кресты, они "испросили дозволения вызолотить их, утвердить главы на оной церкви и листовым железом покрыть". Не без их участия до 1711 года содержалась патриаршая богадельня, где пригревалось от "41 до 788 человек мужскаго и женскаго пола". С уничтожением патриаршего престола в Москве была закрыта и богадельня. В настоящее время на ее месте стоит двухэтажный каменный дом причта.
По протоколам, хранящимся в архиве Московской Духовной Консистории можно судить о богатом убранстве храма. 24 мая 1751 года записано, что при священнике Алексее Григорьевне украден с образа Спасителя венец и гривенки серебряные с финифтью, низанные жемчугом с яхонтами".

До 1812 года при храме было обширное кладбище. Сегодня на церковной территории возвышается крест, под которым покоятся останки, обнаруженные во время реставрационных работ уже в наше время.

Когда в 1812 году Москва горела, пострадал и Владимирский храм. В это время при ней "значилось одиннадцать дворов, жителей мужского пола 220, женского 240". После пожара церковь была приписана к церкви св. Косьмы и Дамиана, что на Покровке, а уцелевшее имущество перенесли в Иоанновско-Предтеченскую церковь в Иоановском монастыре.

Через два года после пожара поступила просьба действительного статского советника Михаила Волынского о дозволении исправить Князе-Владимирскую церковь.

26 января 1814 года состоялся Указ СА. Синода о восстановлении храма.

В 1818 году в присутствии о. Благочинного из Иоанно-предтеченской церкви состоялась приемка утвари и разных церковных вещей. Денег, принадлежавших церкви св. кн. Владимира, не оказалось.
Главный храм был освящен 19 октября 1819 года Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Серафимом, а 9 ноября того же года преосвященным Лаврентием, епископом Дмитровским, викарием Московским, был освящен и предел во имя св. Благоверных князей Бориса и Глеба. В 1819 году в приходе церкви значилось 10 дворов, 124 человека мужского и 123 женского пола.

Другой же придел во имя святых мучеников Кирика и Иулитты был освящен только 16 января 1827 года Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.

Штат священно-церковнослужителей Владимирского храма до 1780 года состоял из священника, дьякона и одного псаломщика.
На содержание этой церкви и при ней причта шла прежде руга, а затем прекращена по неизвестной причине, и больше никакого пособия из казны причт не получал и содержался от богослужений в церкви, исправления треб в домах и схода с принадлежащих церкви домов. Сверх того, церковь и причт получали на свое содержание процент с капиталов, положенных завещателями на вечное время. Причт жил в церковных домах, из которых один стоял на погосте, а другой на углу Хохловского и Ивановского переулков.

Напротив храма св. Владимира находится старинный Ивановский монастырь. В старое время в день храмового праздника — память Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентядря по новому) около церкви св. Князя Владимира происходила шерстяная ярмарка. Масса крестьянских возов с шерстью располагалась около храма и Ивановского монастыря, толпы богомольцев приходили на этот праздник, запруживая весь проезд. Церковь св. кн. Владимира с утра до вечера не запиралась, потому что все приезжавшие торговцы — крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2-3 каждый. За два дня праздника священнику приходилось служить более 800 молебнов.

Из воспоминаний Ф.А.Гилярова, сына священника Александра Петровича Гилярова, служившего в храме св. н. Владимира во второй половине XIX века, мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя.

Неопалимовская церковь

Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красную ниточку.

Почти пять веков храму св. Кн. Владимира. Подобно всей Москве и России, немало пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, чума и французское нашествие, революция и гонение на церковь в XX веке. Среди новомучеников и исповедников российских нашего времени — предпоследний настоятель храма, о. Владимир Амбарцумов, расстрелянный 5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.

В 1930-е годы церковь была закрыта. Сломали все главы, уничтожили внутреннее убранство. 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство закрытии церкви "так называемого Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви "т.н. Владимира", её закрыть и передать ОГПУ".

Позже в храме размещалось хранилище книг Исторической библиотеки.  Со второй половины семидесятых годов в храме началась медленная реставрация. К 1979 году была восстановлена колокольня и на ней воздвигнут крест. К 1990 году реставрация закончилась. В конце 1990 года храм был передан Свято-Владимирскому Благотворительному Братству, настоятелем был назначен о. Сергий Романов. Вслед за своим духовником переместилась из Виноградова в центр Москвы уже сформировавшаяся община. Первое богослужение и освящение храма св. кн. Владимира состоялось 24 мая 1991 года в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *