Троицкий собор — помимо того, что абсолютно не смотрится усадебным храмом, каковым он был изначально задуман, — вообще похож на некоего архитектурного пришельца, забредшего в Гусь-Железный неведомо какими путями. И, конечно же автором никак не мог быть иногда называемый И. Гагин, о котором высказывали некоторые исследователи этого касимовского архитектора-самоучки, единожды нашедшего себя в классицизме. В Троицком храме, от правомерного классицизма — лишь восьмерик, несколько напоминающий классическую ротонду и завершённый ясной формы полусферическим куполом.

В документе, хранящемся во Владимирском областном архиве, есть указание на то, что гусевский храм спроектировал «знаменитый» зодчий, но имя его не называется. Всё-таки, вероятнее всего, это был Василий Баженов — этот мастер, с его свободным полётом фантазии и потрясающей переимчивостью, оборотной стороной которой являлась самобытность, вполне мог причудливо соединить как бы несоединимые элементы, принадлежавшие сразу трём архитектурным стилям. Второй стиль — барокко, продиктовавшее основную структуру здания — это, по сути, дополненный с трёх сторон полукруглыми «лепестками» четверик с водружённым на него восьмериком. Наконец, третий стиль — готика (псевдоготика), особенно ярко прявившаяся в уникальном декоре постройки, в её усточиво стрельчатых формах, в которых исполнены и окна, и врезающиеся в купол фронтоны, и проёмы верхних ярусов колокольни. Удивительное сочетание! А поставлена церковь на пригорке, подчёркивающем её — опять же «псевдоготическую» — устремлённость ввысь; Троицкий храм словно парит над окружающей местностью. И со средневековым замком баташёвскую усадьбу современники сравнивали не в последней степени благодаря облику её храма, «боковыми» своими корнями уходящего в средневековую европейскую архитектуру. Отчётливо готическими смотрятся и нижний ряд карниза, и стрельчатые окна, и фронтоны, «вырастающие» из восьмерика. Но есть и более характерные детали — это прежде всего пинакли (остроконечные башенки) в верхней части здания, напрямую отсылающие нас к готическим храмам Европы, и сандрики больших окон восьмерика, «рифмующиеся» с фронтонами и норовящие превратиться в вимперги (готические остроконечные щипцы над порталами и окнами). Мощный восьмерик, поставленный на четверик, «стремится» приобрести круглую форму и в этом смысле приближается к классической ротонде. По сторонам света он продолжен большими стрельчатыми фронтонами; грани между ними украшены стрельчатыми фронтонами меньшего размера. В барабане прорезано шестнадцать окон: под большими фронтонами — по три; под малыми — по одному. Над большими фронтонами устроены главки — «намёк» на классическое пятиглавие. Фасады трапезной разделены на условные «прясла» чуть заметными широкими лопатками, меж которых расположены окна. «Лепестки» основного четверика оформлены более сложно — их украшают трёхчетвертные колонны, упирающиеся в профилированный карниз. В нижнем ярусе колокольни, кроме того, имеются стрельчатые ниши, перекликающиеся со стрельчатыми же окнами. Колокольню Троицкого храма вернее всего будет определить как четырёхъярусную, за нижний ярус считая фрагмент, поднимающийся до карниза здания, — его под углом пересекает лестница, ведущая на второй этаж. Планировка колокольни не вполне обычна и представляет собой равноконечный крест. Второй и третий ярусы снабжены стрельчатыми проёмами, частично ложными, четвёртый ярус и завершение исполнены в барочном духе.

О громадных размерах Торицкого храма можно составить представление, узнав, что в высоту он достигает 55 метров; колокольня же и того выше — 70 метров. В храме освящены шесть престолов: главный Троицкий — на втором этаже; ещё пять — на первом этаже. В трапезной — слева во имя преподобного Серафима Саровского, справа в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В центральной части храма (слева направо) во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца. Вход на первый этаж осуществляется с южной стороны, правее колокольни. Через небольшой притвор мы попадаем в просторную трапезную. Три пары столпов делят её на три нефа, из которых центральный перекрыт системой сомкнутых сводов, а боковые фрагментами цилиндрических сводов. Грани выделены своеобразными нервюрами, подчёркнутыми коричневым цветом — сами своды при этом выкрашены голубой краской.

В трапезной освящены два крохотных придела северный — во имя преподобного Серафима Саровского, южный — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Это — новые приделы; до революции их не существовало. Основной четверик устроен гораздо сложнее. Два ряда его столпов, имеющих в разрезе неправильную форму, задают концентрическую структуру помещения, как бы удвоенную «лепестками», которые примыкают к четверику с юга, севера и востока. Центральная часть вверху обозначена некоторым подобием купола. Чтобы подняться на второй этаж, следует вернуться на улицу и подойти с запада к колокольне. Вверх ведёт крутая каменная лестница — на площадках поставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Планировочная структура второго этажа в общих чертах совпадает со структурой первого этажа. Однако всё тут кажется гораздо просторнее — во-первых, из-за того, что основной четверик в верхней церкви значительно выше (ровно на высоту довольно высокого «барабана» и купола), а во-вторых, по причине некоей пустынности помещения: благоустроительных работ на втором этаже предстоит ещё выполнить немало. Потолок трапезной здесь забран временными досками; в четверике взгляд упирается в огромный кирпичный купол. Благодаря большому количеству окон верхняя церковь буквально пронизана светом, а гулкое пространство с готовностью отвечает эхом на всякий звук. Центральный иконостас является очевидной репликой дореволюционного иконостаса, но с некоторым упрощением — вполне объяснимым стеснённым финансовым положением прихода, которому храм достался в полуразрушенном состоянии.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №212, 2016 г.

Тайна собора в Гусь-Железном

В самом центре касимовского села Гусь-Железный возвышается внушительных размеров церковь Троицы живоначальной – одна из главных архитектурных загадок этих мест. Величественный и таинственный, с узкими стрельчатыми проёмами, увеченный куполом цвета стальных рыцарских лат, храм куда больше напоминает средневековый европейский замок, который непонятно как оказался посреди безбрежных рязанских просторов.

Неизвестный архитектор

Строительство церкви началось вскоре после смерти жившего в этих краях «железного короля» Андрея Баташева (1729 – 1799) – одного из крупнейших российских промышленников 18 века, человека жестокого и жадного. Народные предания приписывают Андрею Родионовичу немало злодеяний и загубленных душ, и поневоле закрадываются мысли о том, что неслучайно местная церковь имеет столь суровый вид.

При жизни Баташев не отличался особой набожностью. Возведя в Гусь-Железном внушительных размеров заводской и усадебный комплекс, он и не подумал о том, чтобы отстроить каменную церковь – по примеру других зажиточных купцов и помещиков. Скромный деревянный храм Иоанна Предтечи, поставленный недалеко от дома в 1766 году, его вполне устраивал.

Деревянная церковь сгорела в 1802 году, и вот тогда-то сын промышленника, Андрей Андреевич по прозванию Черный, распорядился о строительстве каменной церкви. По одной из версий, он тем самым выполнял предсмертную волю отца, который выступил как заказчик проекта.

Главная же загадка Троицкой церкви в Гусь-Железном заключается в том, что имя автора этого необычного строения неизвестно, оно словно затерялось в веках. Сегодня в числе возможных создателей гусевского храма историки называют и знаменитого архитектора Василия Баженова (1738-1799), «зачинателя русской псевдоготики», и Ивана Ганина (1771 – 1844), самодеятельного архитектора, отстроившего в своё время немало особняков и торговых зданий в Касимове… В списке есть и ряд других персон. Но, увы, ни одна из догадок пока не нашла точного документального подтверждения.

Мощь и величие

Первый камень в основу церкви Троицы живоначальной, как уже говорилось выше, был заложен в 1802 году. В 1813-м – освятили престол святителя Николая Чудотворца и начали первые службы в храме. В 1825 году здание уже было возведено до купола. Но тут умер Андрей Андреевич Баташов, и работы прервались в связи с отсутствием средств: наследники (Баташев-младший трижды был женат) вели многолетнюю тяжбу за капиталы. Долгие двадцать два года Троицкий собор простоял без главы. И лишь когда суд распределил баташевские миллионы, в 1846 году, строительство возобновилось. Храм завершили и освятили в 1868 году.

Двухэтажная постройка поражает воображение – и формой, и своими колоссальными размерами: высота купола – 50 метров, колокольня возносится на 70 метров. Церковь способна вместить 1200 человек, и недаром её называют крупнейшей сельской церковью в России. Стоит признать, она и в самом деле смотрится «несоразмерно» небольшому, в общем-то, посёлку.

Здание, сложенное из красного кирпича и облицованное белым известковым камнем, построено в псевдоготическом стиле. Безусловно, автора и заказчика вдохновляла средневековая замковая архитектура (стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы). Облик храма также включает в себя элементы классицизма (завершены и ясный по форме купол), романтизма и барокко (полукруглые выступы, скошенные грани, ниши). Не раз уже путешественники отмечали удивительную особенность: в разную погоду собор выглядит совершенно по-разному – то нарядно и легко, то серьёзно и даже устрашающе.

Что же касается внутреннего убранства храма, то оно в дореволюционные времена поражало верующих своим богатством. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал церкви Боголюбский монастырь – в память о том, как рабочие металлургического завода в 1865 году принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей тогда болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной и стоила баснословных денег. Была и другая святыня – небольшой серебряный напрестольный крест с частицей мощей святого Иоанна Милостивого…

После революции

После свержения царя Николая II судьба Троицкого храма в посёлке Гусь-Железный, как и тысяч других российских храмов, оказалась под угрозой. В 1221 году новая власть изъяла ценности из собора, а в 1932 году он был закрыт.

Известно, что в октябре 1934 года местный священник провёл здесь службу при большом стечении народа – вопреки запретам председателя сельсовета, который несколько раз заходил в храм и требовал прекратить действо. После службы священника и председателя церковного совета Александру Устюхину арестовали сотрудники ГПУ, допросили и обоих забрали в Меленки. При этом Устюхину повезли на автомобиле, а священника погнали пешком за 50 вёрст. По архивным документам известно также, что Александра Устюхина провела три месяца в тюрьме, потом была расстреляна.

Долгие годы в храме размещались склады, шла торговля керосином.

И лишь в начале 1990-х годов церковь Троицы живоначальной была вновь возвращена верующим. 1 июля 2002 года Патриарх Алексий II по пути в Касимов остановился возле Троицкого храма, посетив его в год 200-летия со дня начала строительства.

Троицкий храм в Гусь-Железном — гигантский белокаменный двухсветный храм с купольным восьмериком и колокольней. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России. Храм вмещает примерно 1200 человек. Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла Архитектурный стиль: Псевдоготика Год постройки: Между 1802 и 1868.Адрес: Рязанская область, Касимовский район, пос. Гусь-Железный.XIXв., архитектор неизвестен, заказчик — владелец местных заводов Андрей Андреевич Баташев.

Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью.


Собор поражает еще и тем, что в разную погоду он выглядит совершенно по-разному — то легко и нарядно, то солидно, серьезно и даже устрашающе.


Пока мы гуляем вокруг собора и рассматриваем эту необычную архитектуру, познакомимся поближе с заказчиком храма и его отцом. В те далекие времена этой землей владел Андрей Родионович Баташов (1731/32—1799) (кто любит ужасы Прошлой жизни – может поподробнее почитать про Андрея Родионовича здесь http://hrodgar.livejournal.com/63959.html). Андрей Родионович возвел огромный заводской и усадебный комплекс, но при этом довольствовался скромным деревянным храмом Иоанна Предтечи, поставленным недалеко от дома в 1766 году, в то время, как в соседнем Касимове купцы с меньшими капиталами строили одну за другой добротные каменные церкви. Набожностью суровый хозяин Гуся не отличался, что дало повод соседям даже заподозрить его в принадлежности к масонству. А простонародье считало, что он и вовсе продал душу дьяволу.

Андрей Родионович Баташов
Предтеченский храм сгорел около 1802 года. Наследник, Андрей Андреевич по прозванию – Черный, отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового каменного храма. Конечно, в любом случае нельзя исключать возможную роль Андрея Родионовича, как возможного заказчика проекта.

Баташовский завод в Гусь-Железном
С сыном Андреем от первого брака у Андрея Родионовича (всего он был женат три раза и у него было два сына по имени Андрей – от первого и второго брака), судя по всему, складывались непростые отношения. Когда Андрею-старшему, (Черному), исполнилось 17—18 лет, он был послан отцом на три года «для снискания потребных для него знаний в иностранные европейские государства». Андрей Родионович хотел подготовить себе достойного преемника. Но, то ли сын не оправдал отцовских надежд, то ли их взаимоотношения осложнились после второй женитьбы отца (что более вероятно), но, если в середине 80-х гг. XVIII в. Андрей-старший еще жил в Гусе, то в 90-х гг. отставной поручик Андрей Андреевич Баташев находился уже далеко от отцовского дома. Вместе с семьей, женой Пелагеей Ивановной, дочерью тульского купца Ивана Петровича Лугинина, и малолетним сыном Петром (1787—?), он проживал в Нижегородской губернии, где по поручению отца управлял одним из самых отдаленных заводов — Илевским.

Имение Баташовых в Гусь-Железном. Справа виден купол уже построенного Троицкого храма.
После смерти отца случай помог Андрею Черному утвердиться в правах единственного наследника: 26 октября 1801 г. сгорел походный синодальный архив, где хранились метрические книги. Ссылаясь на отсутствие документов, Комиссия Синода своим решением от 20 марта 1802 г признала Андрея-старшего — единственным наследником Андрея Родионовича. К нему перешло все огромное состояние отца: семь железных заводов, дома, мельницы, многотысячные земельные угодья, десятки сел и деревень и более 10 тыс. крестьян и мастеров. Все имения располагались на территории пяти губерний: Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тамбовской и Тульской 14.
После того, как сгорел старый, деревянный храм, Андрей Черный, перебравшийся к этому времени уже в Петербург, немедленно отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового, каменного храма, на который не пожалел средств. При устройстве церкви, в пользу притча, Баташовыми было «приложено пахотной земли по 15 четвертей в поле и сена 15 копен», но до 1871г. эта земля находилась во владении Баташова. В 1871г. опекунское управление над наследниками Баташова обменяла прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 десятин — 1.092 саж.
Авторство проекта храма до сих пор точно не установлено. Упоминается и касимовский архитектор И.С. Гагин, и, разумеется, Василий Иванович Баженов, которому приписывают любые сооружения, которые носят черты «русской готики». К тому же и Андрей Баташов, и Василий Баженов, якобы, были масонами, и этим может объясняться использование готических мотивов. Возможно, архитектором является Д.А. Гущин или ученик Баженова Иван Таманский. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.
Троицкая церковь сложена из красного кирпича, облицована белым известковым камнем и относится к типу двухэтажных трапезных церквей. Ее планировка уникальна (жаль, я нигде не нашла изображения планировки храма). Высота храма – 55 метров, колокольни – 70.
Троицкий храм весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и огромная колокольня с часами.
Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» («Русские достопамятности» — печатный орган Московского общества истории и древностей российских. Издавались на русском языке) пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». От классики — спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики — стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.
По основной части здания вполне можно составить представление о том, какими архитектурными идеалами вдохновлялись и заказчик и автор проекта. Они лежали в области средневековой замковой архитектуры. Троицкая церковь производит именно такое впечатление. Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но в Троицкой церкви все это носит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки (шпиль колокольни, шпиль и фиалы восьмерика) пострадали и были заменены маловыразительными главками. Предлагаемая графическая реконструкция (С.В.Чугунов) сразу возвращает памятнику его истинный образ.
При Андрее Андреевиче Барашове храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня — до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.
Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г)
Чугунная плита у входа в храм. Обратите внимание на изображения гусей.
В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме.
Иконостас второго этажа Троицкого храма. Фото начала XX века
Вот так это место выглядит сейчас
Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня — небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
Фотографировать в храме мне не разрешили, поэтому фотографии взяты из интернета.
В 1921 году постановлением Совнаркома из храма было произведено изъятие ценностей, а в 1932 году он был закрыт. Только крест удалось прихожанам выкупить.
13 января 1935 г. Наркомфин сообщает Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, что жалоба верующих с. Гусь-Железный Меленковского района (ныне Рязанская область) удовлетворена — райфинотделу предложено переисчислить местные налоги. Председатель церковного совета Устюжина съездила во ВЦИК, там ей разрешили служить «галасловно», после чего 28 октября местный священник провел службу при большом стечении народа. Во время службы 4 раза заходил председатель сельсовета с требованием прекратить службу. После службы священника и Устюжину в сельсовете уже ждали сотрудники ГПУ, допросили и оставили их там на ночь под арестом, 29-го же, получив отказ на предложение сдать ключи, забрали обоих в Меленки: Устюжину повезли на автомобиле, а священника погнали пешком, 50 верст!
При советской власти храм использовался для хозяйственных нужд, в нем были размещены склады, а под колокольней торговали керосином – для этого даже была устроена цистерна внутри основания колокольни.
На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.
Богослужения проходят в нижней церкви. Что же касается аварийного состояния, то в верхних строениях сгнили деревянные конструкции. Восстановление если идёт, но медленно. В 50-х годах церковь горела от удара молнией.

Ирина Благодерова «Гусь-Железный и окрестности. Касимовский район» Касимов 2011

История

По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг.
По предположению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.
При А. Баташёве храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня — до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.
Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г)
В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме. Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня — небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
Возводя храм, неизвестный архитектор черпал свои идеалы в средневековой архитектуре (как считали Вагнер и Чугунов)
Троицкая церковь колоссальна. Она сложена из кирпича и облицована белым камнем. Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». Авторам церковь напоминала Воскресенскую церковь в Почаеве Черниговской области, построенной Деламотом (1765-1771). От классики — спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики — стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.
Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С.Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.
На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.

Собор Живоначальной Троицы в поселке Гусь-Железный — один из самых необычных православных храмов России: массивными высокими стенами, длинными рядами стрельчатых окон и остроконечной пятиярусной колокольней он скорее напоминает старинное английское аббатство, чем традиционную русскую церковь. Стены Троицкого собора сложены из красного кирпича и облицованы белым камнем, при этом во внешнем оформлении сочетаются элементы псевдоготики, барокко и классицизма — столь редких для нашей страны архитектурных стилей.

Возводился необычный храм по заказу Андрея Баташова — крупного промышленника, основавшего в Рязанской области железоделательный завод. Хваткий помещик пользовался дурной славой: его упрекали и в жестоком обращении с крепостными, и в жадности, и в чеканке фальшивых монет. Ходили слухи и о масонстве Баташова, именно поэтому, несмотря на то, что авторство проекта Троицкого собора не было установлено точно, историки предполагают, что стройкой руководил Василий Баженов, также считавшийся масоном. Среди возможных авторов проекта также И. С. Гагин, Д. А. Гущин и ученик Баженова — Иван Таманский, однако собор в Гусь-Железном настолько необычен, что найти прямые аналогии с творчеством каких-либо русских архитекторов историки так и не смогли.

Возведение собора велось с перерывами с 1802 и до 1868 года, причем при Баташове храм был только заложен, а после смерти промышленника строительство продолжили его наследники. В XIX веке внутреннее убранство храма было очень богатым, например, здесь хранилась особенно почитаемая прихожанами Боголюбская икона Божией матери, а также серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого. Однако в 1921 году по инициативе Совнаркома все ценности были изъяты, а затем, в 1932 году, храм и вовсе был закрыт и использовался для хозяйственных нужд.

Сегодня в Троицком соборе вновь проходят богослужения. Узнать расписание можно на официальном сайте Троицкого собора.

Стены Троицкого собора сложены из красного кирпича и облицованы белым камнем. // hramvgusu.prihod.ru

Троицкий собор является частью памятника «Промышленно-усадебный комплекс Баташовых». // hramvgusu.prihod.ru
Троицкий собор — редкий образец псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. // hramvgusu.prihod.ru
В западной части собора возвышается башня-колокольня с часами. // hramvgusu.prihod.ru

Советы

Храм Живоначальной Троицы является частью памятника «Промышленно-усадебный комплекс Баташовых», туристы также могут осмотреть и другие достопримечательности: плотину на реке Гусь — гидротехническое сооружение, которое оригинальным инженерным решением удивляет даже современных специалистов, недействующий Гусевский железоделательный завод, кузницу, главный дом и историческую ограду, торговые ряды и кладовую, пять домов заводских рабочих и некрополь.

Дорога из Москвы до Гусь-Железного занимает около пяти часов в одну сторону, поэтому вернуться в тот же день будет затруднительно. В самом Гусь-Железном никакой гостиничной инфраструктуры нет, поэтому ночлег лучше поискать в городке Касимов, расположенном в 18 километрах юго-восточнее. Ближайшие крупные города — Рязань (140 км) и Муром (100 км), где выбор средств размещения гораздо шире (гостиницы Рязани и гостиницы Мурома).

Как добраться

Поселок Гусь-Железный расположен в Рязанской области, в 270 километрах юго-восточнее Москвы. На автомобиле сюда можно добраться по Егорьевскому шоссе (Р105), трасса Москва — Касимов.

Автобусы, следующие из Москвы в Касимов, делают остановку в Гусь-Железном. Они отправляются с Центрального автовокзала ежедневно в 7:30, 9:45, 12:45, 16:00, 18:20, 21:30 и 22:00, а по пятницам и воскресеньям и в 23:00. Из Касимова в Москву можно уехать с Щелковского вокзала ежедневно в 6:05, 8:00, 9:30, 11:10, 15:00, 23:30 и 24:00, по пятницам и воскресеньям и в 13:30. Автобус на обратном пути также делает остановку в Гусь-Железном примерно через полчаса после отправления из Касимова. Время в пути составляет около пяти часов, стоимость проезда — 615 рублей в одну сторону.

Расположение

Собор Живоначальной Троицы расположен в поселке Гусь-Железный Рязанской области, Россия.

Адрес: Рязанская область, Касимовский район, п. Гусь-Железный www: www.hramvgusu.prihod.ru[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *