Гроб Господень — это главная святыня христианского мира. Находится в храме Гроба Господня в Старом Городе Иерусалима в Израиле.

Гроб Господень

Гроб Господень — это типичная еврейская гробница периода Второго Храма, высеченная в природной скале. Погребальное Ложе, на которой лежало тело Христа, сильно пострадало от времени и паломников и в 1555 году его накрыли мраморной плитой, которая сохранилась до сегодняшнего дня.

Кувуклия Храма Гроба Господня

Кувуклия Храма Гроба Господня — это небольшая купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова.

Внутри Кувуклии находится Гроб Господень и придел Ангела.

Вскрытый учеными Гроб Господень собрались показывать верующим через специальное окошко

Вход в Кувуклию имеет деревянные двустворчатые дверки с сделан с востока. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

Первая Кувуклия была построена в 325—335 годах при императоре Константине Великом и впоследствии была полностью разрушена мусульманами в 1009 году.

Вторая Кувуклия построена в 1042—1048 годах византийским императором Константином Мономахом, позже в XII веке её перестроили крестоносцы.

В 1555 году Кувуклию обновил и перестрой францисканец Бонифаций Рагузский и в таком виде она просуществовала до 1808 года, после чего полностью сгорела.

Нынешняя Кувуклия построена в 1809—1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина из Митилини.

В 1927 году она сильно пострадала при землетрясении и была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Коптский придел

Коптский придел (или Голова Могилы) — небольшая часовня, которая пристроена к Кувуклии с запада, с той стороны, куда была обращена голова Христа. В настоящее время этот придел является единственным коптским владением в храме, здесь постоянно дежурит коптсий монах.

Придел Ангела

Придел Ангела — небольшое помещение внутри Кувуклии с востока. Согласно Евангелию, здесь, на камне, который отошёл от двери Гроба, сидел Ангел, который возвестил жёнам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:2-6).

Богослужения на Святом Гробе Господня

Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Здесь проходят регулярные христианские службы с 335 года и продолжаются по настоящее время.

Службы проходят ежедневно:

  • православные с 11 вечера до 3 часов утра,
  • армянские с 3 до 6 часов утра,
  • католические с 6 до 9 часов утра.

Посещение Гроба Господня

Посетить Гроб Господень возможно в те часы, когда храм открыт и непосредственно в Кувуклии не совершается какая-либо служба. Как правило, к Гробу выстраивается большая очередь из паломников.

Где находится и как доехать, время работы

 Адрес: Израиль, Иерусалим, Старый город

 Время работы:ежедневно

Гроб Господень в Иерусалиме на карте

 GPS координаты:31.778497, 35.229528

Храм Воскресения Христа Спасителя, г. Ялта

В 1897 году, рядом с дачей-подворьем благотворительницы Екатерины Захаровны Плещеевой, вдовы штабс-ротмистра С.И. Плещеева, на месте балки “Ставрица” (что по-гречески значит “многокрестие”), была заложена небольшая одноэтажная бутовая церковь с мозаичной кладкой во имя Воскресения Христова. В 1899 году Церковь была торжественно освящена архиепископом Симферопольским и Таврическим Николаем. Храм имел  отдельно стоящую звонницу. На фасаде церкви устанавливается табличка: “Екатерина Захаровна Плещеева, урождённая Саенцева, строительница сего храма”. В 1907 году после большого Чукурларского оползня пострадавшую от него церковь опоясывают двумя металлическими поясами с целью предотвратить дальнейшее разрушение. В 1934 году церковь закрывают “за ненадобностью”, используя её то под склад, то под молитвенный дом баптистов. Иконы и утварь передаются в музеи. В начале 90-х годов XX-го столетия церковь окончательно забрасывают и разбирают, растаскивая деревянные двери и оконные рамы. В конце 90-х годов Русская Православная Церковь хлопочет о передаче остатков бывшего архиерейского подворья (стены, увитые плющом) в её ведение, чтобы возродить и восстановить церковь во имя Воскресения Христова. 17 июня 2002 года исполком Ялтинского горсовета выносит решение разрешить общине храма Воскресения Христова производство работ по реконструкции полуразрушенного здания церкви по ул. Щербака, 6 в Ялте. Протоиерей Иоанн Никитенко приступил строительству Храма и 16 января 2006 года чин освящения Храма и Архиерейскую Божественную литургию совершает Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. В празднике принимают участие более пятисот прихожан и гостей храма. По представлению Владыки Лазаря Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, награждает настоятеля Храма протоиерея Иоанна Никитенко орденом Рождества Христова 1 степени.

Гроб Господень в Иерусалиме

Адрес храма: 298607, Республика Крым, г. Ялта, ул. Щербака, д.6 Настоятель: протоиерей Иоанн Никитенко Телефон: (3654) 23 61 39 Сайт храма:http://hram-voskresenie.church.ua/

Главная цель любого паломника в Израиле, на святой Земле – Иерусалим, а в нем, конечно же, величайшая святыня христианского мира -Храм Гроба Господня. Храм Гроба Господня в Иерусалиме — священный центр христианства, религии, за две тысячи лет распространившейся по всей планете и объединяющей сегодня около трети населения Земли. Ни одна из других мировых религий не знает ничего подобного.

 Храм Гроба Господня сооружен на месте, где завершился земной путь Христа и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением и воскресением. Огромное, чрезвычайно сложное сооружение включает в себя около сорока различных зданий, и ориентироваться без плана в нем довольно трудно. В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Иисус, и пещера Гроба Господня. Под зданием храма имеются подземные ходы, тайны которых известны лишь «малому числу избранных». Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново. «Все фанатики мира поочередно разрушали его», — с горечью замечал один из паломников.

Археологи: Гроб Господень оказался неповрежденным

Существующее здание храма Гроба Господня построено после опустошительного пожара 1808 года. Спустя несколько лет в этом новом храме обвалился главный купол, который был возведен заново в царствование русского императора Николая I на средства двух правительств — России и Франции.

Первый храм над Гробом Господним был воздвигнут по повелению императора Константина Великого и его матери, царицы Елены. В Мюнхенском музее находится рельеф из слоновой кости, изображающий, как предполагают, этот первый христианский памятник над Гробом Господним. Вероятно, что по образцу этого храма впоследствии был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, где, по преданию, крестился князь Владимир Киевский.

Затевая строительство, император Константин стремился воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который «был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений».

Великолепный храм был разрушен в 614 году персидским царем Хосроем II. Это было первым разрушением храма Гроба Господня.

После разорения патриарх Иерусалимский Модест попытался восстановить отдельные фрагменты храма, прежде всего над пещерой Гроба и на Голгофе, но и эти постройки в 1009 году были разрушены арабами.

В XII столетии византийский император Константин Мономах воздвиг над Гробом Господним новый храм, но, увы, он был весьма далек от своего предшественника. Русский паломник XII века игумен Даниил писал, что «верх церковный не до конца сведен камением, но токмо сперт досками и древом тесаным плотническим образом, и тако есть без верха не покрыто ничем же». Крестоносцы, овладевшие Иерусалимом, увидев бедственное положение храма, заложили в 1130 году новый храм. Но этот храм был так же непрочен, как и владычество крестоносцев на Святой земле, и представлял собой временную постройку. В XVI веке, при императоре Карле V и его сыне Филиппе, храм крестоносцев был разобран и на его месте сооружен новый храм, просуществовавший вплоть до пожара 1808 года.

Сегодняшний храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений — храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Прямо напротив входных дверей, на расстоянии нескольких шагов от них, на мраморном полу лежит «камень миропомазания», обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса. Камень этот выглядит как плита из бледно-розового мрамора. Над ним устроен невысокий балдахин на четырех металлических столбах, на нем висят неугасимые лампады.

За «камнем миропомазания» возвышается глухая стена главного храма — Воскресенского собора. Эта стена представляет собой как бы второй, внутренний, храм в храме Гроба Господня. Справа от камня расположен вход на Голгофу, находящуюся под одной крышей с храмом Гроба Господня. Слева располагается обширная — около 32 м в диаметре — ротонда центрального здания храма, перекрытая голубым куполом. Ее окружает колоннада из 18 массивных колонн. В центре ротонды возвышается мраморная часовня (Кувуклия) над пещерой Гроба Господня. Эта часовня — центр всего комплекса. Здесь, на этом месте, был погребен Искупитель мира, воскресший в третий день после своей смерти на кресте. Здесь, на этом месте, по словам евангелиста, «смерть была поглощена победою».

Существующая часовня построена в 1810 году. Архитектор ее, грек с острова Митилена, не поскупился ни на количество архитектурных деталей, ни на тонкую отделку колонн, капителей, карнизов, балюстрад и других украшений. Часовня перекрывает пещеру, где был установлен гроб с телом Христа, и разделена на две неравные части: первая, более обширная, называется приделом Ангела, а вторая, очень маленькая, — собственно пещера Гроба Господня.

Посредине придела Ангела стоит невысокий аналой из мрамора, в который вделана часть камня, заграждавшего вход в пещеру Гроба Господня. Как рассказывает евангелист Матфей, «Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем». В память об этом событии придел и получил название «придел Ангела». А в пещере Гроба Господня стоит «лавица» — каменное ложе, на котором покоилось тело Христа. Это «единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения»: вторично Христос явится уже во славе своей судить мир.

С первых веков христианства ложе Гроба Господня, или «лавица святая», служит алтарем для совершения литургии. Длина «лавицы» около 2 м, ширина — 1,5 м. «Лавица» отделана плитами белого мрамора, причем верхняя плита имеет поперечную трещину, о происхождении которой рассказывают самые разные предания. 43 лампады, зажженные представителями исповеданий православного, католического, армянского и коптского, день и ночь освещают темные невысокие своды пещеры Гроба Господня. На ложе Гроба ежедневно совершается три литургии: православная, католическая и армянская.

Вторая святыня храма Гроба Господня — Голгофа. Вход на нее устроен прямо из храма. К вершине горы, где был распят Христос, ведут 18 мраморных ступеней крутой лестницы. От алтаря храма Воскресения на Голгофу ведет другой ход, предназначенный главным образом для священнослужителей. Голгофский храм представляет собой небольшое, почти квадратное пространство размером 12 ? 12 м, перекрытое невысоким сводом. Пол выложен мраморными мозаиками. Свет в храм попадает через единственное окно, выходящее на площадку перед храмом Гроба Господня.

Голгофский храм разделен сквозной аркой на две равные части, левая часть — место распятия Христа, принадлежит православным, в правой части находится католическая капелла. Так как они отделены только сквозной аркой, то молящиеся православные свободно видят и слышат католическую мессу, и наоборот.

На том месте, где возвышался крест Искупителя мира, сегодня стоит на четырех мраморных столбах престол для совершения бескровной жертвы. Яма от креста находится под престолом и обозначена серебряным кругом. Места, где стояли кресты двух разбойников, распятых вместе с Христом, обозначены на полу двумя черными кругами.

Справа от престола через застекленное окошко в полу храма можно видеть ту самую расселину в камне, которая образовалась в минуту последнего вздоха умирающего Иисуса. Об этой расселине упоминает евангелист Матфей, про нее писал в IV веке святой Кирилл Иерусалимский. В XIX столетии ее неоднократно исследовали ученые, особенно тщательно — в 1865 году профессор геолог Фрасс. По мнению ученых, геологический возраст расселины может совпадать с первыми годами нашей эры — времени земной жизни Христа.

У подножия Голгофы находятся гробницы первых королей Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами в результате Крестовых походов и через короткое время прекратившего свое существование.

Третью часть храма Гроба Господня составляет величественный соборный храм Воскресения, непосредственно примыкающий к храму Гроба Господня. В храме возвышается четырехъярусный иконостас, часть икон из которого, а также иконы цикла «Страсти Христовы» — пожертвования русского императора Александра I. Три больших паникадила, из которых среднее отлито из чистого серебра, пожертвованы другим русским императором — Николаем I. На Царских вратах храма можно видеть изображения двуглавого византийского орла.

В центре храма Воскресения на мраморном полу возвышается небольшой каменный пьедестал с вазой на вершине. Традиция считает его «пупом земли».

В приделе «Поругания и Тернового венца» хранится часть тернового венца Иисуса Христа. Широкая и длинная лестница ведет в подземный храм — место обретения Креста Господня. Здесь находится и армянская капелла, посвященная святым Константину и Елене. Тринадцать неровных ступеней ведут в крипту «Обретения Креста», где в 320-х годах императрица Елена, мать императора Константина, обнаружила Крест Господень с сохранившимися в нем гвоздями. Крипта «Обретения Креста» имеет высоту 4,8 м, длину 7,5 м и ширину около 6 м.

К числу других святынь храма относятся часовня Разделения Риз (собственность армянской церкви) — на этом месте римские воины, стерегущие распятого Христа, по жребию делили его одежды; часовня Пригвождения к Кресту, часовня Распятия, гробница Иосифа Аримафейского, принадлежащая эфиопской церкви, и «пещера Адама», в которой, по преданию, был найден череп Адама. Часть построек храма Гроба Господня занимает францисканский монастырь, где можно видеть фрагмент колонны, к которой был привязан Иисус Христос во время бичевания. Другие части этой колонны в разное время были отправлены в Венецию, в собор Сан-Марко, и в Испанию.

Храм Гроба Господня — место паломничества христиан всех направлений изо всех стран мира. Здесь ежедневно проводятся богослужения католиками, православными и монофизитами .

Передать свои записки и заказать требы вы сможете следующим образом

Новости

Наш сайт обновляется.
Заходите к нам!

В нашей библиотеке вы можете бесплатно скачать фильмы и книги об Иерусалиме.

Храм Гроба Господня.

Одна из величайших святынь христианства, Храм Гроба Господня, возведен в Иерусалиме на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.

Первая церковь Гроба Господня была построена в 335 году матерью императора Константина Великого — Еленой. В довольно преклонном возрасте, после принятия христианства, она совершила паломническое путешествие в Иерусалим. В то время на месте нынешнего Храма находился языческий храм Венеры, построенный при императоре Адриане. В подземелье храма Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним. Также ею был обнаружен и крест, на котором распяли Иисуса.
Существует легенда, что Еленой было найдено три креста и для того, чтобы определить, какой крест истинный, она прикладывала их к гробу покойника, проходящей мимо похоронной процессии. При прикосновении истинного креста, произошло чудо воскрешения.

За многовековую историю Иерусалима Храм неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после огромного пожара.

Современный Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.

Территория Храма строго разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Это соглашение, принятое в 1852 году, известно как "статус-кво". Каждой конфессии отведены свои часы для молитв и даже ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия.
Такое разделение нередко служит причиной конфликтов между представителями разных конфессий, поэтому с середины 12 века ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а представитель другой мусульманской семьи — Нусейбе — каждый день открывает и закрывает ворота Храма.

Храм Гроба Господня

Ключи от Храма передаются в этих семьях старшему сыну из поколения в поколение вот уже много веков.

Пройдя через большой двор, мощеный каменными плитами, вы подходите к фасаду Храма с двумя большими арками (одна из них замурована), это и есть вход.

В нескольких шагах от входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания, место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса.

Прямо за камнем — стена Воскресенского собора. Если вы пройдете налево от камня, то попадете в большую ротонду центрального здания Храма, в центре которой возвышается мраморная часовня (кувуклия). Часовня перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.
Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.
По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию. Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.
Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по колличеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.

Вторая часть часовни, Гроб Господень, представляет собой маленькую пещерку, где с трудом могут поместиться 3-4 человека. Это каменное погребальное Ложе, высеченное в природной скале. По еврейскому обычаю, тело Христа было положено головой на запад, а ногами на восток.
Чтобы предотвратить попытки молящихся отколоть и унести с собой кусочки камня, Ложе было закрыто плитой из белого мрамора.

Вторая святыня Храма Гроба Господня — Голгофа.
К вершине горы, где был распят Иисус ведут мраморные ступени. Голгофский храм разделен на две части. Место, куда был врыт крест, помечено серебряным кругом, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казненных с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя черными кругами. В застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая образовалась при последнем вздохе Иисуса.

Третья часть Храма Гроба Господня — Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая "пуп земли". В подземелье, к месту обретения Креста Господня, ведет многоступенчатая лестница. Считается, что именно здесь царица Елена обнаружила деревянный крест с гвоздями.

Также в состав Храма Гроба Господня входят многочисленные приделы, часовни и монастыри, принадлежащие разным конфессиям.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме — священный центр христианской религии.

Дополнительная информация:

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Holy Sepulchre Church.
Местоположение: Старый город Иерусалима, Христианский квартал.
Часы посещения: весенне-летний период: ежедневно с 05:00 до 20:00; осенне-зимний период: ежедневно с 04:30 до 19:00.
Вход: бесплатный.
Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601.
Ежедневно в Храме Гроба Господня совершаются три литургии.
Первыми служат литургию православные с 11 вечера до 3 часов утра.
Армяне служат литургию с 3 до 6 часов утра.
Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

Ваши комментарии будут видны после проверки модератором.

На главную

Гора Господня

“Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям” (Ис. 2:3).

Как чада благодатного Царства Божия, мы с детства научены верить в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Однако, наверно, не многие из нас знают, что эти драгоценные свойства Церкви еще задолго до начала христианской эры были раскрыты и объяснены ветхозаветными пророками. Когда на богослужениях мы слышим слова: “ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския”… “свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля … Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа” и другие им подобные, то мы знаем, что здесь речь идет не о возвеличении еврейской нации, но о славе Церкви, к который мы принадлежим. Хотя некоторые все же недоумевают: почему имена “Сион,” “Иерусалим,” “Израиль” и им подобные ветхозаветные названия не заменить словом “Церковь”?

Храм Гроба Господня и Храм Гроба Божией Матери (18-я часть)

Причина сохранения этих древних имен в наших богослужениях заключается в том, что они с древнейших времен стали дорогими и священными символами Царства Божия среди людей. Эти символы, как увидим, раскрывают нам таинственную природу Церкви Христовой и одновременно образно рисуют ее предстоящую славу.

Задолго до христианства ветхозаветные пророки подготовляли духовную почву, закладывали религиозный фундамент Царства Божия среди людей. В то далекое время, когда другие народы еще обоготворяли разные предметы и силы природы, еврейский народ почитал истинного Бога. Город Иерусалим и Храм Божий, воздвигнутые на горе Сион, со времен царей Давида и Соломона стали единственным местом на земле, где прославлялось имя Творца неба и земли. Если не всегда фактически, то во всяком случае по призванию, ветхозаветный Храм, город Иерусалим и гора Сион были священными местами. Здесь, по предсказаниям, должен был явить Себя Мессия — Спаситель человечества; здесь должно было совершиться искупление людей, сошествие Святого Духа и начаться Царство Божие. Израильтяне же были призваны первыми влиться в Царство Божие, и многие из них действительно стали первыми христианами и первыми святыми.

Естественно, что пророки, говоря о предстоящем Царстве Божием, воспользовались знакомыми и дорогими для их современников именами — Сионом, Иерусалимом и другими, — пользуясь ими в качестве символов имеющего возникнуть Царства Божия. Царь Давид первый среди пророков стал именовать Царство Божие “святой горой,” “Сионом” или “Иерусалимом.” Так, например, во 2-м псалме Давид, предсказывая о воцарении Мессии и о поражении Его врагов, пишет: “Я (слова Бога Отца) помазал Царя Моего (Своего Сына) над Сионом, святою горою Моею” (Пс. 2:6). Начиная с Давида, у пророков Царство Божие часто уподобляется ГОРЕ. Гора своим величием символизирует грандиозность Церкви, ее единство, монолитность. Царь Давид первым стал писать о святости Церкви. После Давида пророк Исаия часто писал о Царстве Божием, именуя его сионской горой или горой дома Господня. Так, например, в следующих пророчествах он говорит о предстоящей славе Мессианского Царства.

“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима” (Ис. 2:2-3).

Замечательно в этом пророчестве то, что в нем со всей ясностью предсказывается о вступлении многих народов в Церковь. Эта истина потом неоднократно подтверждалась и другими пророками (смотри, например, Пс. 21:28 и 71:10-17, Исаия 42:1-12, 49:6, 54:12-14, Дан. 7:13-14, Аггей 2:6-7). Немного позже пророк Исаия описывает то нравственное возрождение, которое произойдет с членами благодатного Мессианского Царства, так что даже люди свирепые и жестокие, как дикие звери, станут кроткими и добрыми:

“Тогда волк будет жить вместе с ягненком… и младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя, для народов, обратятся язычники” (11:6,8-10, см. Рим. 15:12).

Сейчас в Церкви происходит внутреннее обновление человека, но водворение полной безопасности, внешнего мира и благоденствия произойдет только после Страшного суда и обновления всей природы. Главы 25-27 книги пророка Исаии развивают еще глубже основную мысль предыдущего пророчества и описывают славу и блаженство, которые к концу времен восторжествуют на горе Божией.

“И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин, и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле… И рука Господа почиет на горе сей… Отворите ворота: да войдет народ праведный, хранящий истину… Пойди народ Мой, войди в покой твой и затвори за собой двери твои… И будет в тот день: вострубит труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.” (Ис.25:6-8,10;26:2,20;27:13).

Здесь Египет, Ассирия, как и Вавилон в других пророчествах, являются символами царства зла. Живший лет триста после Исаии пророк Даниил в одном из описанных им видений опять возвращается к символу горы. Вот главные черты этого видения:

“Камень отторгся от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались, как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукана, сделался великой горой и наполнил всю землю… “ Пророк Даниил дает следующее объяснение этому видению: “Во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу. Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:34-35, 44).

Как в этом видении, так и в других местах Писания, камень символизирует Мессию. Под идолом, разбитым Камнем, разумеются языческие царства. Гора, т.е. — Церковь, распространится по всему миру. Она переживет все земные царства и пребудет вечно. Как близко это видение к тому, что предсказал Христос ап. Петру: “на этом Камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мт. 16:18). Замечательно в ветхозаветных пророчествах о Царстве Божием то, что, хотя они и насыщены именами “Сион,” “Иерусалим,” в них совершенно отсутствует тот узкий национализм, которым стали болеть евреи времен римского владычества. В ветхозаветных пророчествах о Царстве Божием постоянно подчеркивается универсальность, вселенскость Церкви.

С пришествием на землю Мессии, Господа нашего Иисуса Христа, и распространением Царства Божия среди различных народов Римской империи, ветхозаветные символы Церкви не утратили своего значения. Напротив, Апостолы, а потом святые и составители богослужебных молитв широко пользовались ими, когда говорили о Царстве Божием. Так, например, в своем послании к Евреям св. ап. Павел, говоря о величии и универсальности Церкви, употребляет знакомый для христиан образ горы:

“Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцов, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу” (Ев. 12:22-24).

В книге Апокалипсис ап. Иоанн описывает видение торжествующей Церкви в образе священной горы: “И вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах” (Апок. 14:1, сто сорок четыре тысячи это, конечно, число символическое = 12 х 12 х 1000, означающее великое множество спасенных). Так глубоко запечатлелся древний образ Церкви в виде священной Сионской горы, что он даже воспроизводится в пасхальном гимне: “Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе …” (см. у прор. Исаии 60:1). Таким образом, мы видим, как почти через весь Ветхий и Новый завет проходят символы священной горы Сиона и Иерусалима. Они говорят о единстве, святости и соборности (кафоличности) Церкви. В Священном Писании есть и другие подобия Царства Божия: виноградник, дерево, поле, овечий двор и другие. Однако символ горы более других определяет главное назначение Церкви — вести людей вверх, к Богу. Как гора, опираясь на землю, своей вершиной касается неба, так и Церковь, находясь и действуя в мире, показывает людям путь и влечет к Богу.

Мир как бы находится у подножия Божией горы. Отдельные люди и целые нации подходят к горе и, приняв христианскую веру, начинают по ней восходить — духовно расти. По мере того, как люди приближаются к Богу, они одновременно приближаются и друг к другу, так что культурные и национальные особенности людей отходят на второй план, а на первый план приходит вера и благодать. Поэтому, по слову Апостола, в Церкви “нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3:11).

Строго говоря, только Православная вера действительно ведет человека вверх. Только она обладает великим богатством духовного опыта святых. Только она может возрождать человека своими благодатными таинствами, делая его “новым творением.” Инославный мир, отвергнув таинства и духовный опыт святых, этим закрыл для себя путь к духовному возрождению. При всем пафосе инославной проповеди и широкой, порой, гуманитарной деятельности, действительного восхождения к Богу нет. Инославные христиане как бы ходят вокруг да около подножия священной горы.

Не кочевники,

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 47 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:Необходимость Церкви | Царство Божие на земле | Признаки истинной Церкви | Православная Церковь | Для чего нужна Церковь? | Пастыри и учители | Две сферы | Церковь воинствующая | Воин Христов | Сокровище Истины |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.101 сек.)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *