Описание

Недалеко от автобусной станции пригородного сообщения на 5-м километре Балаклавского шоссе, на ул. Камышовое шоссе, 1-Д находится строящийся православный храм (МП) в честь св. великомученика Димитрия Солунского.

Приход в честь св. великомученика Димитрия Солунского только начинает своё существование (официальным днём его рождения можно назвать день получения иереем Евгением Решетковым указа на настоятельство (7 июля 2010 года)). Сейчас службы проходят в молельном доме.
8 июня 2010 года в Городском совете состоялась депутатская сессия, на которой был рассмотрен проект землеустройства по отводу земельного участка под строительство и обслуживание храма в честь св. великомученика Димитрия Солунского (на 5-м километре Балаклавского шоссе);
7 июля 2010 года — указ митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря о назначении иерея Евгения Решеткова на должность настоятеля строящегося храма св. великомученика Димитрия Солунского;
18 июля 2010 года — первое чтение акафиста св. великомученику Димитрию Солунскому и первый водосвятный молебен;
16 сентября 2010 года — получение государственного акта на право постоянного пользования земельным участком размером 0,1 га;
12 декабря 2010 года — освящение благочинным Севастопольского округа протоиереем Сергием Халюта Поклонного креста на месте строительства храма;
По первоначальному проекту (архитектор — Подолинный Сергей Иванович, город Днепропетровск) храмовый комплекс должен был бы выглядеть вот так:
Слева — основной храм (в проекте), справа — молельный дом, с возведения которого и было решено начать строительство комплекса.
13 мая 2011 года — начало строительных работ;
28 сентября 2011 года — установка крыши на колокольне;
6 ноября 2011 года — встреча мощей св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе. Ковчег с десницей св. Димитрия перед прибытием в Свято-Владимирский собор в Херсонесе побывал на территории строительства храма в честь великомученика;
8 ноября 2011 года — освящение, подъём и установке на молельном доме креста;
15 февраля 2012 года — Сретение Господне. Первая Божественная Литургия в приходе;

Ещё один вариант проекта храмового комплекса (архитектор — Григорьянц Георгий Саркисович, город Севастополь):

14 августа 2012 года — освящение колоколов;
28 августа 2012 года — Успение Пресвятой Богородицы. Первый колокольный звон;
8 ноября 2012 года — первый престольный праздник (Божественная Литургия);
25 ноября 2012 года — открытие при храме св. Димитрия Солунского военно-патриотической воскресной школы;
30 ноября 2012 года — первая потеря. Отпевание и погребение нашей прихожанки Нины Фадеевой;
17 февраля 2013 года — венчание севастопольских пластунов Миронова Владимира Сергеевича и Андреевой Екатерины Юрьевны;

Окончательный проект храмового комплекса (архитектор — Хубулов Эдуард Казбекович, город Севастополь):

6 мая 2013 года — первый в истории Севастополя крестный ход от храма св. Димитрия Солунского до Свято-Георгиевского монастыря на мысе Фиолент;
20 апреля 2014 года — в день Святой Пасхи настоятель храма иерей Евгений Решетков указом Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря возведён в сан протоиерея.
7 сентября 2014 года — молебен перед началом строительства приходской богадельни.
9 сентября 2014 года — с производства земляных работ началось строительство приходской богадельни.
26 декабря 2014 года — на участке строительства богадельни полностью завершены фундаментные работы.
1 ноября 2015 года — воздвижение Поклонного Креста на месте будущего подворья храма св. Димитрия Солунского (в районе сёл Черноречье и Терновка).
22 ноября 2015 года — возле Поклонного Креста на месте будущего подворья совершён первый водосвятный молебен.
27 ноября 2015 года — завершение кровельных работ на строительстве богадельни при храме св. Димитрия Солунского.

В отличие от Судака комплекс генуэзской крепости в Феодосии сохранился неважно. Но в его составе есть уникальные памятники, в сохранности которых заинтересовано ЮНЕСКО. Одной из них является церковь Святого Дмитрия Солунского. Феодосия числит этот храм едва ли не ценнейшим в городе.

  • Где находится
  • История и легенды
  • Посещение и фрески
  • Как добираться
  • Посетителям

Где находится храм Дмитрия Солунского на карте

Он располагается в юго-восточной части Феодосии, рядом с крепостью Кафа. Вблизи также можно обнаружить другие церкви – Иверскую, Иоанна Богослова, Стефана и Георгиевскую. Невдалеке несложно отыскать Горбольницу №1, Армянскую крепость, две башни – Криско и Доковую, памятник К.А. Белиловскому.

Греки и армяне

Церковь Дмитрия Солунского – достаточно хорошо изученный объект. Время ее сооружения относят к середине XIV века. Место ее расположения было почетным – она стояла на территории городской цитадели Кафа, главного укрепления.

Специалисты полагают, что изначально строение принадлежало греческой общине – внутри обнаружены надписи на этом языке. Однако более чем вероятно, что позже храм занимали армяне – рядом со зданием обнаружен Армянский фонтан (датирован 1491 г.) и другие памятники этого народа.

3D-панорама у храма Дмитрия Солунского

Благодаря высокой прочности храмовая конструкция выдержала и турецкое нашествие, и гитлеровское, и знаменитое землетрясение 1927 года. Сейчас модно обвинять советскую власть в скверном отношении к ценным достопримечательностям церковной архитектуры. Да, в церкви Дмитрия Солунского небольшой временной отрезок действительно был склад. Но именно при СССР была проведена комплексная ее реставрация – в 1955-1956 гг.

Несколько лет назад осуществлен дополнительный комплекс охранных мероприятий. Ради сохранности удивительных настенных надписей изнутри строение покрыли особым составом, защищающим их от осыпания и обесцвечивания. Работу выполнили квалифицированные реставраторы из заповедника «София Киевская», а поручение на проведение работ поступило из ЮНЕСКО.

Хотя сегодня церковь является действующей, а экскурсии в нее водят регулярно, вход сюда не свободный. В ней проводятся только некоторые богослужения, туда не допускаются индивидуальные туристы. Когда нет ни службы, ни экскурсионных программ, храм запирают, что тоже важно для сохранения уникальных росписей.

Легенды, близкие к правде

Храм Дмитрия Солунского в Феодосии настолько стар, что просто не мог не обрасти легендами. Но в данном случае внимание привлекает факт, что многие из них оказываются близки к истине.

Оставим в стороне «штампованную» историю о проявлении изображения на штукатурке, которой заделывали трещину в фасаде церкви после Крымского землетрясения. «Тайна» таких «чудес» давным-давно раскрыта. Но о фресках Дмитриевской церкви говорят, что они являются результатом труда великого Феофана Грека.

И тут историки почти согласны со священниками. Доказательств такого авторства нет. Но из документов известно, что живописец в Феодосии бывал и какие-то работы по росписи святынь тут выполнял. Да и время его пребывания в городе примерно совпадает со сроками строительства церкви Дмитрия Солунского. В ее мозаиках четко просматривается византийский стиль иконописи, свойственный Греку. Так что ничего невозможного в его авторстве нет – нужны лишь дополнительные исследования.

Также рассказывают, что сакральный объект оказался на диво прочным, так как строился на особом растворе. Готовили его из негашеной извести, что гасилась 30 лет в закрытой яме, куда добавляли падаль – туши погибшего скота, негодные в пищу. Когда гашение завершалось, в смесь следовало добавить сырые яйца и медуз.

Рецепт получается неаппетитный, но историки точно знают – строительные составы на основе яиц в древности применяли (насчет медуз сведений нет, но такие опыты известны из новейшего времени). А насчет погибших животных – пристальный осмотр ныне сохранившейся штукатурки в храме Солунского позволяет видеть в ней шерсть! Ее добавляли в раствор для получения более теплой штукатурки! Так почему бы не добавить и всю тушку?

В любом случае неаппетитный строительный раствор себя оправдал – церковь действительно находится в отличном состоянии. Принятые меры по консервации оставляют надежду и на сохранение фресок.

Уникальная роспись и не только

Роспись – главное достояние храма. Внешне он выглядит даже как-то примитивно – неспециалист и не заметит такой достопримечательности. Строение прямоугольное в плане, размерами 7 на 8 м, с небольшой алтарной абсидой. Крыша двускатная, черепичная. Вход расположен в западной стене, оформлен тесаным камнем и стрельчатой выемкой чуть выше. Церковь сложена из тесаного серого камня и никаких украшений снаружи не имеет.

Изнутри же изначально фресочными мозаиками были покрыты все стеновые поверхности. Но сейчас они сохранилась только фрагментарно: в более-менее приличном состоянии остались до сегодня лишь в алтарной части. Там изображен Иисус Христос с Иоанном Крестителем и Богородицей, Дева Мария с Младенцем, а также сцена причастия (Христос с апостолами во время Тайной вечери).

Незначительные фрески сохранились также на западной стене, где изображался Страшный суд. Все они выполнены в византийском стиле, а надписи на них – на греческом языке. Сегодня они покрыты материалом, призванным предотвратить дальнейшее разрушение. Отзывы специалистов характеризуют их как потрясающие образцы средневековой живописи. Современные иконописцы сделали попытку восстановить утраченные изображения, сделав эскизы предполагаемых рисунков на бумаге.

Как добраться (доехать)?

Ближе всего отсюда располагается остановка «Городская больница» через которую проходится несколько маршруток и автобусов — №№ 1, 2а, 14 и 15.

На автомобиле от центра Феодосии добираться до святыни проще всего так:

Контактная информация

  • Адрес: ул. Корабельная, Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.021667, 35.403889.

Как ценнейший памятник истории и культуры, церковь Дмитрия Солунского в Феодосии находится под строгой охраной закона. Туристам и верующим придется смириться с некоторыми неудобствами при ее посещении – шедевры фресковой живописи этого храма принадлежат не им одним, а и всем последующим поколениям. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!

Голубые стены сего храма сливаются с цветом неба, и кажется, что золотые купола парят над землей…

В давние времена…

История самой старинной деревянной церкви города на Неве началась в далеком 1899 году. Жители деревни Коломяги, что в пригороде Санкт-Петербурга, испросили у митрополита Антония благословения на перестройку небольшой местной часовни Александра Невского в храм. Часовня была построена в 1883 году, и уже не вмещала всех желающих. Получив разрешение, прихожане начали сбор средств. Деньги собирали всем миром по подписке. В ней приняли участие и жители самой деревни, и многочисленные петербургские дачники. Землю под строительство выделил граф Алексей Орлов-Денисов. Он же внес значительный денежный вклад – 5 тысяч рублей.

Архитектор Александр Всеславин посчитал невозможным реконструировать часовню и предложил в качестве дара проект небольшой деревянной церкви. И сам вызвался наблюдать за работами.

Возведение храма на Стеклянной горке началось в 1905 году и продлилось всего четыре месяца. О таких рекордных сроках свидетельствует медная памятная доска, расположенная в церкви. Торжественное освящение храма в честь великомученика Дмитрия Солунского состоялось в декабре 1906 года.

После революционных событий 1917 года храм удалось сохранить. В 20-е годы властью были предприняты попытки переделать его здание под клуб, но местные жители отстояли свою святыню. И только в 1933 году колокола церкви замолчали – вступил в силу запрет на колокольный звон.

Он выстоял в годы войны…

В тяжелые блокадные годы множество деревянных зданий в Коломягах разобрали на дрова, но в церкви продолжались службы. Дмитрий Солунский почитается как покровитель воинов: в храм приходили и местные жители помолиться о своих родных, и бойцы с ближайшего Комендантского аэродрома. В эти тяжелые годы настоятелем храма служил протоиерей Иоанн Горемыкин. После кончины в 1958 году батюшку похоронили у алтаря храма.

Пятиглавая красавица

В 90-х годах XX века церковь имела вид весьма запущенный и неухоженный, но постепенно велись восстановительные работы. К празднованию 100-летия со дня ее основания компания «Лапин-Энтерпрайз» произвела комплекс реставрационно-восстановительных работ: были заменены стропила и обшивка стен, шпиль и купол покрыли медью, изготовили и установили новые отливы и водостоки.

В наши дни церковь великомученика Дмитрия Солунского открыта для прихожан. В ней находятся частицы мощей целителя Пантелеймона, св. Серафима Саровского, патриарха Тихона, св. Дмитрия Солунского. На территории храма расположены часовня св. Александра Невского и церковь преподобной мученицы Евгении.

При церкви действует воскресная школа, священники – частые гости в детских домах и больницах Приморского района.

Рязанская область, Скопинский район, c. Дмитриево, 391842.

+7 910 643 24 02

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт монастыря: www.dimitrimon.cerkov.ru

игумен – игумен Амвросий Калабухов

Богослужения совершаются ежедневно:

7.00 (в будние дни) - Монашеское правило (братский молебен, утренние молитвы, полунощница).

8.00 -  Часы и Божественная Литургия.

16.00 - Вечернее богослужение.

21.00 - Вечернее молитвенное правило.

Историческая справка:

Монастырь был основан в 1380 году святым благоверным князем Димитрием Донским.

К сожалению, история первых веков существования монастыря доподлинно не известна.

Димитриевский храм обители построен в 1763 г., Сергиевский храм – в начале 1800-х гг. Во второй четверти XIX в., при строителе Ипполите, была возведена 3-ярусная колокольня с воротами. Одновременно монастырь был обнесен каменной оградой с двумя святыми вратами. К 1914 г. в монастыре также располагались 2-этажный настоятельский корпус (низ каменный, верх деревянный), 4 братских корпуса (одноэтажный каменный на 2 кельи, 2 деревянных на 4 кельи, 2-этажный деревянный на 8 келий). За оградой находилась гостиница (из двух изб) с 6 номерами, изба для трудников, скотный двор, конюшня, каретный сарай и 2 сарая для телег, деревянный амбар, рига, баня.

Имелась церковно-приходская школа.При монастыре находилась библиотека, состоящая из разных книг: библейских, богослужебных, святоотеческих, богословских, нравоучительных, исторических и других.

В 1918 году Димитриевский монастырь, как и многие другие святые обители России, постигла участь закрытия и расхищения. Сергиевский храм обители продолжал действовать до 1939 г. как приходской. На территории обители был устроен свинарник, в храмах – склады, в братском корпусе – школа. К 80-м годам XXвека монастырские постройки перестали использоваться и уже разбирались на строительные материалы.

Монастырь открыт в соответствии с Постановлением Священного Синода от 26.12.1995 г.

Храм св. вмч. Димитрия освящен 21 октября 1995 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном.

21 октября 1995 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном был освящен монастырский храм вмч. Димитрия Солунского;

26 декабря 1995 г. – Постановление Священного Синода об открытии Скопинского Димитриевского монастыря;

4 января 1996 г. ‒ Указ о назначении иеромонаха Амвросия (Калабухова) настоятелем монастыря;

5 января 1996 г.− иеромонах Амвросий с первым послушником прибывают в Дмитриевскую обитель для возрождения в ней монашеской жизни;

11 июня 1996 г. ‒ в обители совершен первый постриг в рясофор трех послушников, спустя год − еще двух;

1997-1998 гг. ‒ заново построен братский корпус. Возведены хозяйственные постройки для подсобного хозяйства;

В 1998-2009 годах проводилась и, с помощью Божией, завершилась реставрация церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Торжественное освящение храма 10 октября 2009 г. возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский (ныне – митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси) Павел;

27 мая 1999 года над братским корпусом был установлен купол, а 30 мая открылись вновь отстроенные монастырские ворота. Весной того же года началось строительство монастырской стены, которая на сегодняшний день полностью завершена;

2004-2005 гг. – полномасштабная реставрация монастырской колокольни;

Храм прп. Сергия Радонежского освящен 10 октября 2009 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом.

8 ноября 2012 г., в престольный праздник обители, епископ Скопинский и Шацкий (ныне ‒ митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский) Владимир освятил новые монастырские колокола. 13 ноября колокола были подняты на монастырскую колокольню и с тех пор и поныне радуют насельников и прихожан монастыря своим прекрасным звоном;

2013-2015 гг. ‒ проводилась роспись Димитриевского храма, в декабре 2015 г. в нем установлен новый иконостас.

Среди многочисленных святынь обители находятся:

  • икона Божией Матери «Скоропослушница». Икона написана на Святой горе Афон в 1909 г.;
  • икона с частицей мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
  • ковчег с частицей мощей прп. Сергия Радонежского;
  • ковчег с частицами мощей: преподобных Оптинских старцев: прп. Льва, прп. Макария, прп. Моисея, прп. Антония, прп. Илариона, прп. Амвросия, прп. Анатолия Старшего, прп. Исаакия I, прп. Иосифа, прп. Варсонофия, прп. Анатолия Младшего, прп. Нектария;
  • свт. Феофана Затворника Вышенского, свт. Мелетия еп. Рязанского и Зарайского, св. праведного Софрония Ибердского, прмч. Александра игумена Санаксарского.

В дореволюционное время в монастыре хранился посох преподобного Александра Пересвета, оставленный святым воином перед Куликовской битвой у подвизавшегося на месте будущей обители старца-отшельника. Посох почитался богомольцами имеющим целебную силу от зубной боли, поэтому рукоять его обгрызена. При Петре I многие из окрестных дворян, вступая в военное поприще испытывали над Пересветовым посохом (весом 5 ½ фунтов, или 2,25 кг) свою силу, поднимая его и размахивая им. После закрытия монастыря в 1918 году посох был передан на хранение в Губернский музей, ныне – Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Список игуменов обители:

Игумен Евфимий упоминается в 1623 и 1631 гг.

Игумен Евгений уп. в 1636 г.

Иеромонах Нифонт уп. в 1676 г.

Иеромонах Иосиф уп. в 1677 г. и 1678 г.

Игумен Варлаам уп. в 1684 г.

Игумен Герасим уп. с 8 авг. 1688-1694 г.г.

Игумен Сильвестр уп. в 1697-1705 гг. (c 04.02.1701 — архимандрит)

Архимандрит Онисифор уп. с 5 сент. 1705 по 1707 г.

Архимандрит Иосиф хир 28 авг. 1707 г.

Игумен Трифиллий хир. 24 дек. 1727 г.

Иеромонах Пахомий уп. в 1734 г.

Игумен Адриан уп. в 1739 -1742 гг.

Игумен Симеон уп. в 1743 — 1747 гг.

Игумен Филипп хир. 11 июн. 1747 г.

Иеромонах Иринарх уп. 1748 г.

Иеромонах Иоасаф уп. в 1751 г.

Игумен Феодорит уп. 1752 г.

Архимандрит Манассия уп. в 1753 г.

Архимандрит Нифонт уп. 1755 г. и 1758 г.

Архимандрит Досифей уп. в 1763 г.

Игумен Герман уп. в 1764 г.

Иеромонах Феодор уп. 1765 г.

Иеромонах Ипатий уп. в 1781 и 1783 гг.

Иеромонах Павел уп. в 1789 г.

Иеромонах Мелетий управлял в 1791 — 1802 гг.

Иеромонах Вениамин (1802 – 1819).

Иеромонах Иннокентий (1819 – 1826).

Иеромонах Ипполит (1826 -1858).

Иеромонах Иосиф (1858 – 1862).

Иеромонах Леонид (1862 – 1869).

Иеромонах Македоний (1869 – 1873).

Архимандрит Варлаам (1873 – 1888).

Игумен Палладий (1888 – 1897).

Игумен Даниил (1897 — 1899).

Игумен Григорий (1899 — 1907)

Игумен Александр (1907 — 1914)

Архимандрит Тихон (с 7 марта 1914 г.) ‒ последний настоятель монастыря перед его закрытием.

Игумен Амвросий (Калабухов) – с 4 января 1996 г.

Братия монастыря (на 1 марта 2016 г.):

игумен, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах.

Пенгисельга. Часовня Димитрия Солунского. 1750.

Это сказочная часовня с очень хорошей сохранностью декора. Реальная редкость среди памятников архитектуры севера, которые стоят в своих родных почти полностью покинутых людьми местах.

Часовня Димитрия Солунского расположена в кладбищенской роще. Исследователи обращают внимание на удачное сочетания культовой постройки с окружающей местностью. Но надо сказать, что почти всегда в карельских деревнях для кладбища и православных часовен отводили самые красивые и живописные места. Правда красота и сложность постройки зависели от обеспеченности местных жителей и плотности населения. Судя по красоте часовни Димитрия Солунского — рядом жили обеспеченные люди, которые могли себе позволить построить красивейшую в своем районе часовню.

Это типичная для пряжинских карелов часовня середины XVIII – начала ХIХ веков. Точная датировка основывается на архитектурно-конструктивных особенностях. Первоначально часовня Димитрия Солунского представляла собой сооружение, состоящее из молельни и трапезной. Во второй половине XIX века сруб трапезной продлили, сделав небольшие сени, а над ними поставили звонницу – вид часовни стал более живописным.

Часовня Димитрия Солунского отличается визуальной миниатюрностью и большим количеством декоративных элементов. Постройка относится к типу клетских часовен с открытой галереей и звонницей над ней. Основной сруб выполнен из бревен «в обло», восьмерик звонницы — из бревен на два канта, рубленных «в лапу». Часовня состоит из молельного помещения, трапезной и галереи, покрытых двухскатной крышей. Крыша крыльца односкатная, звонницы — в виде стропильного шатра. Стены рублены с повалами. На коньке молельни и над шатром установлены луковичные главки с крестами. Декор представлен резными причелинами и полотенцами с кистями, подзорами и резным ограждением звонницы, своеобразной резьбой оголовка шелома в виде засечек, образующих лесенку.

Последняя реставрация часовни Дмитрия была проведена Карельской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (г.Петрозаводск) в 1988 году. В настоящее время состояние часовни является удовлетворительным.

Фотографии: Илья Тимин, апрель-июнь 2017 г.

Часовня Димитрия Солунского в деревне Пенгисельга на карте:

Деревни Пенгисельга и деревня Нехпойла (также известно название — Варская).

Деревни Пенгисельга и деревня Нехпойла расположены примерно в 2 километрах к северу от крупного поселка Савиново. Уже достаточно давно обе деревни слились в одну и относятся к поселку Савиново, что расположен к северу от Ведлозера (один из крупнейших поселков Пряжинского района Карелии). В настоящее время в Пенгисельге и Нехпойле постоянно живет только один человек. Все остальные дома используются дачниками.

Исторические данные из «Списков населенных мест» за 1873 и 1905 года.

Пенгисельга скорее всего упоминается вместе с деревней Нехпойла (также известная как Варская) — деревня Савиновского общества Ведлозерской волости Олонецкого уезда. Стан 1-й. При колодцах и при озере Хлебозере. Лежит к северо-западу от селений, лежащих по правой стороне Петрозаводского тракта, от Ведлозера до границы 1-го Олонецкого стана с 1-м Петрозаводским.

Расстояние до волостного правления (Речное устье при Мельницах) — 15 вёрст. В 1905 году здесь имелась школа.

На 1873 год, население составляло 55 человек: 25 мужчин и 30 женщин, 11 дворов. Карелы. Имелось кожевенное производство.

В 1905 году наследение состояло из 37 крестьянок и 30 крестьян. Всего 67 человек. Дворов 11, семей 10. Скот: 25 лошадей, 39 коров и 64 головы прочего скота.

Святой великомученик Димитрий Солунский

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название — Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого — фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну».

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли — преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его»,- свидетельствует названное «Слово». Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *