Объяснение суеверия: Почему нельзя ходить на кладбище после обеда?

Стопроцентного разъяснения с достоверными фактами, зачем нужно делать именно так, на данный момент нет. Но существует много суеверий на тему кладбища и покойников помимо этой. Сюда не приходят ночью, а малышей страшат покойниками, взрослые люди, что действуют согласно ей, не меняют к примете свое отношение.

Большинство из нас понимают, что параллельный мир существует. Поэтому кладбище ночью вызывает у многих из нас панику и ужас. Идет это все из детства, когда нас еще маленьких детей родители пугали кладбищем в ночное время суток, нечистью и мертвецами поэтому, даже находясь во взрослом возрасте человек, ощущает дискомфорт и прибавляет шаг, при прохождении через кладбище в темное время суток.

Иногда те люди, которые не верят в вампиров и привидений, неупокоенные души понимают, что кладбище пустынное место на отшибе и может служить местом для сбора в бомжей, асоциальных элементов, или обычных маргиналов.

Даже обычный проходящий ночной сторож кладбища для человека, идущего ночью через него серьезный повод для испуга. По этим причинам не стоит посещать кладбище ночью.

Всегда считается, что покойники ждут посещения своих родных только утром. Подтверждения такого суеверия попросту нет, и священнослужители ее подтверждают. На данный момент большинство людей посещают кладбище именно во второй половине дня после работы.

Миряне произносят молитвы в то время суток которое им удобно, Господь слышит все молитвы в независимости от того в какое время они произнесены. Точно также вне времени и человеческого пространства находятся души покойников, именно поэтому им абсолютно все равно, в какое время суток будет посещать их родной человек.

Одна из причин, почему нельзя посещать кладбище в районе обеда возникает из-за длительности пребывания на кладбище. То есть когда близкие приходят помянуть умерших родственников они обязаны помолиться об усопшем человеке. Если недалеко есть священник, можно произвести панихиду. Если же никого нет, то следует помолиться по церковной книге. Согласно христианским традициям только после этого можно убирать на могиле.

Два этих процесса занимают большое количество времени, поэтому если приходить на кладбище после обеда, то там можно задержаться надолго. Ходят сюда именно во второй половине дня по причине того, что в это время здесь меньше людей, минимум суеты, нет очередей для того чтобы поставить свечу за упокой в храме близ кладбища.

Мнение церкви

Если спросить мнение можно ли посещать кладбище в обеденное время у любого священнослужителя, то его ответ будет что конечно можно. Если вы сомневаетесь, стоит ли посетить кладбище не утром, в обед, то можно проконсультироваться дополнительно в церкви. По своей сути когда идти и сколько здесь находиться зависит только ли того времени которое вам необходимо для того, чтобы убрать могилу, помянуть родственников и помолиться. Тут все зависит от длительности посещения.

Если Вы планируете просто убрать могилу, то можно прийти после обеда. А если вам нужно посетить большое количество могил, помолиться, помянуть, убрать, то лучше всего посещать это место именно утром.

Одним из самых важных элементов культуры каждого народа является поминание усопших. В сокровищницах народной и философской мысли можно найти немало мудрых изречений на эту тему, но даже без них не нужно объяснять важность этого обычая, идущего из глубины веков и незримо связывающего друг с другом все человеческие поколения. Особую важность поминание приобретает для тех, у кого потеря родных и близких – ещё свежая рана. Посещение кладбищ для них – это один из способов справиться со своим горем.

С народным обычаем солидарны все религии мира, однако они же предупреждают и о нежелательности частых посещений кладбищ, а православная церковь, например, даже разделяет т.н. «дни радости» и «дни печали», выпадающие на Пасху (один из главных христианских праздников, посвящённых воскресению Христа). С религиями согласны и экстрасенсы, утверждающие, что кладбище – это средоточие мёртвой энергетики, и человек, слишком часто посещающий его, не только воспринимает её в полной мере, но и несёт т.н. «мёртвую землю» к себе домой. Поэтому так важно, по их мнению, ничего не брать с кладбища, а по возвращении с него (после уборки могил или их посещения в определённые дни) обязательно вымыть руки и вытереть ноги, оставив эту землю за порогом.

Поскольку с обычаем поминания мёртвых связано немало примет, суеверий и самых противоречивых сведений, особенно в сельской местности, неудивительно, что очень часто можно услышать вопрос, адресованный в равной степени и православным священникам, и обычным пожилым людям: когда можно и когда нельзя ходить на кладбище? Что удивительно, ответы бывают самыми разными. Например, на вопрос, можно ли посещать кладбище на Пасху, один священник ответит отрицательно, другой скажет, что это не по канону, но тем не менее не возбраняется, а в деревнях же, напротив, нередко бытует мнение, что можно. Кроме того, бытуют рассказы о том, как и сами батюшки посещали на Пасху кладбища и святили там куличи (такую историю, например, рассказывает настоятель храма в п. Максаковка, Республика Коми, отец Игнатий). Кто же прав и по каким же дням на самом деле нужно посещать место последнего покоя?

«Машина времени»

Начнём с Пасхи – точнее, с рассказа не о ней, а о её истории в ХХ веке (это поможет понять природу некоторых обычаев, распространённых на постсоветском пространстве по сегодняшний день). До революции 1917 года она была не просто большим религиозным праздником, но ещё и праздником государственным, к которому согласно закону 1897 года давалось четыре выходных дня (пятница и суббота Страстной недели, предшествующей Пасхе, и понедельник и вторник следующей). Таким образом жители дореволюционной России получали маленькие пасхальные каникулы. Первые семь дней после праздника назывались «пасхальной неделей», а после неё начиналась т.н. Радоница (или Радуница) – древнейший народный праздник поминовения мёртвых, возникший ещё в дохристианскую эпоху и чуть ли не единственный (за исключением, пожалуй, Троицы), полностью воспринятый и поддержанный православием. Точно определённого дня для Радоницы не было: её отмечали и в первое воскресенье после Пасхи, и в следующий за ним понедельник, и во вторник. Единственное, что можно отметить в этой связи, было общее для всех местностей правило: поминали мёртвых (и соответственно посещали кладбище) не позже 9-го дня после Христового Воскресения.

О повсеместном распространении Радоницы говорит хотя бы то, что в русском языке она имеет 14 диалектных синонимов, в украинском – 5, в белорусском – 7, а в приграничном украино-польско-белорусско-русском Полесье её называют «Деды радостные». На последнее название, кстати, стоит обратить внимание, как и на некоторые синонимы типа «Бабский Великдень» или «Мертвецкий Великдень», прижившиеся в украинском языке. После крещения Руси народное сознание накрепко связало Пасху как празднование воскресение Сына Божьего и обещанное им через Писание воскресение всех мёртвых в Судный день, что способствовало возникновению следующей трактовки: Пасха – это общий праздник для всех живых и мёртвых; в этот день Бог отпускает души на землю, чтобы они вместе с живыми отпраздновали этот день, и разрешает им побыть вместе целую неделю. На Радоницу же души возвращаются обратно, и это также было закреплено в некоторых названиях-синонимах этого праздника: «Проводы» (или «Проводки») – в украинском языке и «Навьи проводы» – в русском. То есть, Пасха стала символом объединения мёртвого и живого мира, подкреплённым евангельским рассказом о сошествии в эти дни Иисуса в ад и освобождении из него всех грешников, и Радоница воспринималась как её естественное продолжение: живые люди провожают души мёртвых родственников обратно на кладбище. Несмотря на то, что это было неканоническое толкование сути праздника, церковь не препятствовала ему и даже в чём-то его поощряла – например, предпочитала называть «мёртвых» «усопшими», в чём народное сознание видело лишнее подтверждение своей правоты. Единственное, от чего она предостерегала верующих – это от излишнего разгула и размаха при праздновании, свойственного славянской душе (особенно после строгого Великого поста).

Как известно, Советская власть не очень жаловала православную веру и её служителей, и это ещё мягко сказано. Выдернув из контекста фразу Карла Маркса о религии как об «опиуме для народа» (при этом совершенно забыв, что во времена Маркса опиум являлся болеутоляющим средством, а его наркотические свойства были выявлены позже), она восприняла её как лозунг и начала действовать в соответствии с ним. В годы гражданской войны священнослужители были одними из первых, кто подвергался различным репрессиям, и даже поиски патриархом Тихоном (В. И. Беллавиным (1865-1925)) компромисса между Советской властью и церковью не имели особого успеха. Никакие его уверения в лояльности церкви к власти, никакая помощь во время изъятия ценностей в помощь пострадавшим от голода 1920-1921 г.г. (Тихон разрешил «жертвовать на нужды голодающим» церковную утварь и украшения, «не имеющие богослужебного употребления») не могли отменить факта анафемы 1918 года и публичного осуждения им действий Советской власти в период революции и гражданской войны. Реакция была соответствующей: храмы и церкви закрывались и осквернялись, а все прежние праздники объявлялись «пережитком старого режима» и запрещались. Естественным образом в этот список попала и Пасха: открытое её празднование на государственном уровне было запрещено (как, собственно, и Радоницы). Исключение делалось лишь для стариков, но против них (как и против верующих различных возрастных категорий, воспитанных в соответствующей среде и не поддававшихся атеистической пропаганде) Советская власть использовала моральное давление, блокируя добровольцами подступы к уцелевшим церквям в субботу и воскресенье. Логика была не только в недопущении прихожан: для оцепления привлекались активные беспартийные, сочувствующие Советской власти, комсомольцы и коммунисты, и среди них обязательно должны были найтись (и находились) знакомые и друзья тех, кто шёл на богослужение, которые сообщали их имена в партийные и комсомольские ячейки. Нетрудно понять, что последствия для верующих могли быть самыми неприятными и плачевными.

Такое положение дел приводило к тому, что люди под предлогом «посетить могилки» начинали в пасхальный день идти на кладбища, где отмечали Пасху вместе со своими умершими родными и близкими. Это не противоречило народному пониманию Пасхи, о котором мы уже упоминали, и способствовало её окончательному объединению с Радоницей, пусть и в несколько искажённом под воздействием внешних обстоятельств варианте. Так и родился обычай, до сих пор вводящий в заблуждение очень многих жителей постсоветских стран.

Так продолжалось до 1941 года. Во время войны, когда СССР искал не только материальной, но и моральной поддержки где только мог и в чём только мог (известно, что в ночь на 19 ноября 1942 года перед наступлением советских войск под Сталинградом специальный самолёт втайне даже облетел их позиции, имея на борту мощи знаменитого полководца Тамерлана), отношения власти и церкви заметно потеплели. Сталин не раз имел в своём кабинете долгие беседы с местоблюстителем патриаршего престола, а затем патриархом Московским и всея Руси Сергием (И.И. Страгородским, (1867 – 1944)), а 4 апреля 1942 года как раз перед очередной Пасхой был издан указ, официально разрешавший её празднование и позволявший всем желающим, несмотря на комендантский час и режим светомаскировки, находиться на улицах всю ночь.

Последствия этого распоряжения сохранились в архивах российского ФСБ. Так, согласно донесениям сотрудников НКВД, в ту ночь в одной только Москве праздничные службы посетили около 85 тыс. человек, причём в некоторых храмах их число достигало до 4-6 тысяч. Вряд ли это число было преувеличенным: в ведомстве прекрасно знали, какие последствия для исполнителей могут повлечь за собой недостоверные сведения такого рода. Конечно, многие скептики сразу истолковали этот шаг как, говоря современным языком, очень грамотную пиар-акцию, призванную не только обеспечить поддержку власти советских верующих, но и получить дополнительные очки в глазах союзников по антигитлеровской коалиции, но верующим-то было совершенно всё равно. В тех же донесениях сохранились тщательно записанные в тот день слова благодарности Сталину, которые произносили посетители московских храмов, и они были совершенно искренними.

После войны Пасху уже не запрещали официально, хотя противодействие её празднованию в довоенном духе всё равно оказывалось, особенно в глубинке. Свидетелем одного такого празднования стал в 1961 году учитель математики в сельской школе, будущий всемирно прославленный писатель А. И. Солженицын, отразивший свои впечатления в одном из рассказов цикла «Крохотки». Во многих, даже не воцерковленных семьях родилась традиция домашнего празднования Пасхи (и в архивах РИА «Новости» сохранилось немало любительских фотографий на эту тему), после чего люди отправлялись на кладбище в тот же день поминать своих родных и праздновать с ними. Так довоенный обычай ещё более укрепился в сознании советского человека.

Вплоть до распада СССР отношение к Пасхе представляло собой удивительную двойственность, присущую самой сути Советской власти. Начиная с 70-х годов ХХ века, ближе к празднику в магазинах начинал продаваться т.н. кекс «Весенний», очень-очень напоминавший по своей форме пасхальный кулич, а государственные типографии – сначала московские, затем и областные – выпускали пасхальные открытки. Надписей на них типа «Поздравляем с Пасхой», конечно же, не было, но пасхальные элементы неизменно присутствовали. Праздничные богослужения по-прежнему привлекали толпы людей, и в Москве часто доходило до того, что в субботу отменялись маршруты автобусов и троллейбусов, проходивших мимо наиболее посещаемых храмов: их посетителей было так много, что они не умещались ни в помещениях, ни внутри ограды и запруживали тротуар и проезжую часть. С другой стороны, Пасху по-прежнему не признавали официально, следующие за ней дни были рабочими, а меры воздействия стали более изощрёнными и весьма действенными. Например, в ночь с пасхальной субботы на воскресенье по телевидению (или в сельском клубе) намечался показ какого-нибудь популярного заграничного кинофильма (чаще всего французского боевика или комедии), а в глубинке устраивались крупные дискотеки. Естественно, зачастую выбор делался не в пользу богослужения. Подобное отношение было и к поминовению мёртвых: поскольку традиционные для этого дни были рабочими, возник обычай «Родительского дня», для которого стихийно выбрали выходной 7-й день после Пасхи – воскресенье. Сохранялось и посещение кладбища на Пасху, тем более что многие погосты в глубинке находились непосредственно при церквях, и таким образом люди убивали сразу двух зайцев. Те же, кто был вынужден уехать из родных мест, старались ездить на могилы родственников во время отпуска, что привело к тому, что кладбища посещались не в какой-то определённый день, а в любой удобный.

Сложившиеся под влиянием реалий обычаи привели к тому, что когда с распадом СССР в 1991 году церковь стала открыто указывать на недопустимость бесконтрольного посещения кладбищ, это привело к многочисленным вопросам и путанице. Её отголоском до сих пор служит упомянутое нами разное понимание одного и того же праздника жителями постсоветской провинции и разномыслие православных священников по этому поводу. Впрочем… разномыслие ли?

Когда же правильно посещать кладбища на Пасху?

В наши дни ответ на этот вопрос представляет собой два с виду взаимоисключающих подхода. С одной стороны, церковь, говоря о «днях радости» и «днях печали», категорически не советует смешивать их друг с другом. Логика проста: посещая кладбище в пасхальный день, сложно удержаться от скорби по безвременно ушедшим, и даже обещание грядущего воскресения мало способно утешить человека. Между тем суть Пасхи – это прежде всего радость от победы над смертью, и именно так трактуют его все праздничные песнопения и молитвы. Церковь по-прежнему приветствует посещение кладбища в пасхальные дни, но советует это делать так, чтобы не смешивать одно с другим – то есть, проще говоря, идти к усопшим родным на Радоницу, называемую ещё Фоминой неделей. Вопрос в другом – как быть, если 9-й день после Пасхи по-прежнему рабочий? Ответ на него можно найти в дореволюционных народных традициях: как мы уже рассказывали, Радоницу в разных уголках России отмечали в любой из трёх дней – первое воскресенье после Пасхи (7-й), понедельник (8-й) и вторник (9-й). Церковный устав разрешает молиться за усопших с понедельника. Лучше всего, конечно же, ходить на кладбище на 9-й день – это вполне согласуется с не противоречащими христианской традиции народными представлениями о посещении мира живых душами умерших, – но если такой возможности нет, то вполне допустимо сходить на погост в воскресенье или в понедельник. Единственное, от чего предостерегают священнослужители – не стоит ходить на кладбища после Радоницы, то есть, в среду и остальные дни: это просто бессмысленно с христианской точки зрения. Разве что по желанию…

С другой стороны, в Библии и церковном православном уставе действительно нет запрета посещать кладбище именно на Пасху, и с формальной точки зрения ходить туда в этот день можно. Но, как мы уже рассказали, это противоречит духу праздника, а в споре между формой и сутью предпочтение всегда следует отдавать именно сути. Кроме того, есть ещё один немаловажный нюанс: на время пасхальной недели в храмах не поминают усопших и не читают сорокоуст, откладывая это до Радоницы. Если же кто-нибудь умирает на Пасху, церковь расценивает это как Божью милость и благодать, и отпевание умершего производится по пасхальному чину, не так, как в другие дни. Перед посещением кладбищ же священники советуют зайти в храм, помолиться за усопшего и самому причаститься.

Что же касается упомянутой нами истории о посещении священником кладбища в день Пасхи, это действительно произошло несколько лет назад в одном из российских городов по наказу настоятеля и, скорее всего, имело своей целью не поддержание традиции, а ненавязчивое просвещение. Известно, что многие священнослужители, разъясняя своим прихожанам деликатные тонкости празднования Пасхи и Радоницы, не говорят о прямом запрете посещения кладбища на Пасху (они и не могут об этом говорить), а лишь выделяют приоритеты и иначе расставляют смысловые акценты – мол, лучше будет, если вы сделаете так…

Когда ещё можно ходить на кладбища?

Помимо Радоницы, есть ещё несколько дней в году, когда ходят на кладбище:

  1. день похорон умершего человека (что само собой разумеется).
  2. 3-й, 9-й и 40-й день после его смерти.
  3. ежегодно в день ухода человека из жизни.
  4. мясопустная (первая вселенская родительская) суббота, после которой начинается масленица.
  5. 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста.
  6. Троицкая (вселенская родительская) суббота – день перед праздником Троицы.
  7. Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Во многих российских областях, а также на Балканах, эти субботы считались главными днями поминовения умерших предков, которые, согласно народным представлениям, также, как и на Пасху, приходят в гости к своим родным. После посещения кладбища предполагается домашний поминальный ужин, состоящий обычно из непарного количества блюд, и т. н. «дедовский вечер», на протяжении которого стараются вести размеренные разговоры и вспоминают всех ушедших. Для их душ откладывают понемногу от каждого блюда, зажигают свечу и ставят её в зерно, в отдельную рюмку наливают алкоголь. По окончании вечера посуду со стола обычно не убирают до следующего дня.

Нередко в сельской местности можно встретить также обычай ходить на кладбище за несколько дней до поминального воскресенья или в период между 1-м и 9-м мая, когда традиционно ходили убирать братские могилы воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, а заодно и навести порядок на могилах родственников. Священники по этому поводу говорят так: мол, чёткого расписания, когда ухаживать за могилами, не существует, однако лучше всего придерживаться сложившихся традиций.

Однозначно не рекомендуется церковью посещать кладбища на главные христианские праздники – Рождество, Благовещение и прочие. Если же в эти дни умер кто-нибудь из близких, то для решения этой коллизии лучше обратиться к православному священнику, хотя надо сказать, что народное сознание, оказывавшееся перед подобным выбором, не мудрствовало лукаво и часто выбирало посещение кладбища с погребением, мотивируя свой выбор известной поговоркой «Смерть да родини не ждут години». Однако ни священники, ни экстрасенсы, ни народная мудрость не советуют ходить на кладбища после заката, а всяческие высказывания типа «свои вреда не причинят, так что на погосте можно даже переночевать» расцениваются ими как суеверия. Также можно встретить совет не посещать кладбища даже в установленные дни:

  1. беременным.
  2. тем женщинам, у которых наступили месячные (хотя этот совет не строгий, и в конце концов церковь оставляет окончательное решение на усмотрение самих женщин).
  3. в день рождения усопшего, который лучше всего также провести в кругу семьи, вспоминая о нём добрым словом.

Как нужно вести себя на кладбище

Православная церковь не приветствует устойчивые народные традиции:

  1. есть и пить на кладбище во время посещения могил с целью помянуть усопших.
  2. лить водку в могилу.
  3. оставлять на могиле еду.

Согласно канону, в дни посещения кладбища следует прибрать могилу, зажечь свечу, помолиться за душу усопшего (ради этого можно пригласить священника) и просто помолчать в память о нём. Поминальный обед/ужин лучше всего сделать дома. Нельзя наступать на могилы и перепрыгивать через них, убирать на чужих могилах, если об этом не попросят родственники похороненных в них, и уносить что-либо с кладбища. Если вы что-то обронили, то лучше его там оставить. Если обронённый предмет очень важен, забирая его, нужно положить что-либо взамен (конфеты, цветы, печенье) – то есть, «откупиться от смерти», как говорят экстрасенсы, иначе в доме скоро появится покойник. Обязательно следует после посещение кладбища вымыть руки, очистить свою обувь от «мёртвой земли» и тот инструмент, которым убирали на могиле. Также поощряется в этот день давать милостыню, а припасённую для кладбища еду рекомендуется раздать голодным и нищим на «помин души».

Поминание усопших – очень важная часть человеческой культуры, но не менее важно делать это правильно. К сожалению, никто не может знать, правы ли народные обычаи и предписания церкви или нет, и поведение человека в дни поминовения – это отголоски его тайных надежд и веры в то, что всё в конце концов будет хорошо для всех. А коль так, то лучше всего отмечать поминальные дни с обязательным посещением кладбища так, чтобы потом не было стыдно за своё поведение или за незнание чего-либо – ни перед живыми, ни перед мёртвыми.

Правильное время посещения кладбища

Люди стараются уделять максимум внимания усопшим родственникам. После смерти любимого человека появляется желание посетить покойного, убрать участок на кладбище, напомнить о своем присутствии цветами.

Важным условием заботы о покойном близком является правильный выбор часов посещения места захоронения. Существуют специальное время, когда можно ходить на могилу и когда лучше воздержаться от визита.

Разрешается проведывать усопших в следующие дни:

  1. В обязательном порядке нужно пойти на кладбище в день похорон умершего.
  2. Третьи, девятые, сороковые сутки после смерти — удачное время для навещаний усопшего. Именно в перечисленные дни душа ходит по земле и прощается с дорогими людьми и местами.
  3. Об умершем нельзя забывать. Желательно ежегодно навещать могилу в годовщины смерти.
  4. Троицкая, Дмитровская субботы — идеальные дни для посещения кладбища. Нужно раздать милостыню.
  5. В каждом году есть поминальные дни, когда желательно посетить место захоронения родственника, знакомого и выразить свое почтение.
  6. За неделю до Великого поста отмечается Мясопустная. Если не получится в данное время проведать любимого человека на кладбище, обязательно проведайте могилу во 2, 3, 4 субботу Великого поста.

Время суток для посещения погоста:

  1. В утреннее время по верованиям православных людей Господь отпускает души на землю, чтобы повидаться с живыми родственниками. Они могут ходить по любимым местам, наблюдать за близкими и знакомыми. Если утром прийти на кладбище, можно ощутить присутствие родного, показать ему свою заботу. Нужно помянуть захороненного, прочитать молитву за упокой души, убрать могилу.
  2. Днем ходить на погост не запрещается. До 12 часов дня можно навестить умерших.
  3. После обеда и вечером не стоит посещать погост. Можно потревожить души усопших.
  4. Ночь — время мощного энергообмена между умершими и живыми, потусторонним и нашим миром. Священники и эзотерики придерживаются одинакового мнения. Они считают, что категорически нельзя ходить на кладбище ночью. Иначе мертвые могут навредить живым.

Кроме времени, следует учитывать день недели, подходящий для посещения:

Дни недели Подходит или не подходит для визитов на кладбище
Понедельник Подходящий день, чтобы ходить на могилу к родным.
Вторник По церковным законам во вторник нужно проводить похороны. Время подходит, чтобы посещать покинувших мир живых. Радоница — первый вторник после Пасхи, который подходит для посещения усопших.
Среда Ходить на кладбище после обеда в среду — значит навлекать на себя огромную беду. Согласно народным верованиям, нельзя присутствовать на погосте посреди недели. Злые духи попробуют забрать живого в потусторонний мир. Церковь придерживается обратного мнения. В среду разрешается проводить похороны, девятины, сороковины.
Четверг Считается разрешенным временем для проведения похорон, уборки могил.
Пятница Ходить на кладбище запрещается.
Суббота Богослужения проходят обычно в субботу. Во время чтения библии упоминаются усопшие,посещать место захоронения не запрещено. Церковный календарь содержит специальные субботы, когда можно чтить память умерших. К ним относятся Троицкая, Дмитровская, Мясопустная.
Воскресенье На вопрос о посещении кладбища в воскресенье отвечают священники. Они объясняют запрет тем, что воскресенье — время для богослужений. Последний день недели считается малой Пасхой. Батюшки не рекомендуют ходить на могилы в праздник.

На кладбище надо ходить до 12 часов по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам.

Нужно избегать больших праздников: Пасхи, Троицы, Благовещения. Желательно находить время для ушедших в мир иной и не нарушать общепринятых правил ухода за могилами.


Почему нельзя ходить на кладбище после обеда или ночью

Ислам, православие, иудаизм — всемирно известные религии, которые имеют различия. Они сходятся во мнении по поводу посещения кладбища в утреннее время. После захода солнца и поздно вечером лучше не нарушать покой усопших. Иначе придется расплачиваться за пренебрежение простого правила.

Ответ священника

Христианская церковь придерживается мнения, что идеальное время для навещения могил умерших — утренние часы. Согласно православным законам ходить на кладбище вечером нельзя, лучше до 12 или до заката солнца.

Священники рекомендуют посещать места захоронения по специально предусмотренным поминальным дням (Радуницу, 2, 3, 4 суббота после Пасхи).

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас! Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Соблюдение христианский обычаев, сильная вера — два важных условия, которые необходимо учитывать при поминовении усопших.


Народное мнение и мысли эзотериков

Эзотерики не рекомендуют ходить по кладбищам в вечернее время. После 2 часов дня происходит сильный обмен энергии на местах захоронений. Негатив, мощная энергетика потусторонних сущностей может повлиять на состояние сверхчувствительных людей. Можно лишиться здоровья, счастья, духовного равновесия.

Если ходить по местам захоронения с 20.00 вечера по 5.00 утра, можно навлечь беду на себя и семью. Мертвые не любят, когда нарушают их покой.

Доверять или нет суевериям, приметам, христианским верованиям решает каждый самостоятельно. Придерживаясь простых правил посещения кладбища, можно избежать неприятностей.

Мнение эзотериков

Медиумы солидарны с утверждением суеверных людей, что посещать погосты следует до 12 часов дня. Однако обосновывают это другой причиной. Дело в том, что именно с шести утра до полудня человеческий энергообмен становится более медленным. Посетив кладбище в этот период, человек не получит большое количество отрицательной энергетики, которая присутствует в местах захоронения.

После двенадцати часов дня и вплоть до шести утра энергообмен становится более мощным. Поэтому поход на кладбище в этот период способен сильно навредить самочувствию человека. Обменявшись энергией с мёртвыми, можно почувствовать сильную слабость, головокружение и ухудшение настроения. Для гиперчувствительных или людей со слабой энергетикой такой поход может обернуться более серьёзными проблемами со здоровьем.

Некоторые люди, посетившие кладбище после полудня, начинают жаловаться на сильную головную боль, ощущение тяжести на душе и сильное ухудшение настроения, у других появляется повышенная раздражительность, которая не проходит несколько дней

Что говорят священнослужители

Церковные служители утверждают, что не существует никаких ограничений на посещение могил умерших родственников. Священники отрицают существование призраков, призывают не верить в суеверия и утверждают, что Господь услышит ваши молитвы об усопших в любое время суток.

Вот, что говорит иерей Борис Осипов:

Не имеет значения, в какое время ты приходишь на кладбище. Можно посещать кладбище как утром, так и вечером. У городских кладбищ есть режим работы, у деревенских нет — приходи, когда хочешь.

Аналогичного мнения придерживается и протоиерей Алексий Спасский:

На кладбище можно ходить в любое время. Мы туда приходим для того, чтобы вспомнить наших близких, мысленно к ним обратиться, помолиться Богу о них. Обычно мы приходим для этого и, конечно, следим за могилами, убираем их. В любой день и в любое время (городские кладбища в отличие от сельских могут иметь часы работы, то время, когда ворота открыты), можно туда пойти, если есть такая необходимость.

Подробнее о запретах при посещении кладбища читайте в нашей новой статье — https://legkovmeste.ru/interesnoe/chto-nelzya-delat-na-kladbishche-i-pochemu.html

Таким образом, можно сделать вывод, что посещать кладбище действительно лучше до двенадцати часов дня. Но связано это не с мистикой, а с тем, что так можно успеть сделать все дела и не столкнуться с неприятными личностями или озлобленными животными. Однако при необходимости приходить на могилы умерших близких можно в любое время суток.

Приметы о кладбище

Приметы на кладбище – это своеобразные подсказки, которые помогут предотвратить беды и невзгоды. Соблюдение традиций, связанных с поведением в местах захоронений, защищает от негативной энергетики, которая здесь витает.

  • Когда люди посещают кладбище, они всегда берут с собою чистую воду. Ею принято умывать лицо и руки при выходе – так делают для того, чтобы смыть могильную землю.
  • Воду, которую берут на территории погоста, пить запрещено. Ее используют исключительно для уборки мест захоронений.
  • Всегда следите за своими вещами и старайтесь не забывать ничего на могиле: любой ваш предмет может быть использован для наведения порчи.
  • С кладбищем связано еще одно любопытное суеверие, в котором говорится: если вы заметили на кресте трещину либо по прибытии увидели, что он упал, то вскоре вы можете получить известие о смерти кого-либо из близких или знакомых.
  • Если на могиле падает памятник, то это означает, что душа умершего так и не упокоилась. Суеверные люди говорят, что ее что-то еще не отпускает, осталось какое-то незаконченное дело. Возможно, что дух пытается, о чем-то сообщить, предупредить о будущих неприятностях.

Для того чтобы душа усопшего смогла-таки брести упокоение, желательно обратиться к медиуму и постараться выяснить причину происходящего.

Нелишним также станет посещение церкви: поставьте свечу за упокой, помолитесь перед святой иконой, возможно, вы не успели попросить прощения у человека, который навсегда покинул этот мир, или же, напротив, именно вы держали на него обиду. Пришло время простить и проститься.

  • Упасть на кладбище – одна из самых плохих примет. В народе говорят, что над этим человеком висит злой рок и ему уготована смерть.
  • Вы пришли на кладбище и вдруг начался дождь – примета обещает неожиданный поворот событий. Перемены коснутся личной сферы.
  • Если на могилу усопшего, к которой вы пришли, на памятник или крест присела птица – душа хочет вам о чем-то сообщить.
  • Есть суеверие, которое рассказывает, можно ли часто ходить на могилу к родственникам и долго находиться на кладбище. Делать этого не рекомендуется, так как в этом месте витает дух смерти, который отбирает у живых энергию.
  • Еще одна примета объясняет, почему нельзя оборачиваться, когда вы находитесь на кладбище – этим действием вы рискуете позвать за собой душу усопшего, которая поселится в вашем доме и навлечет немало бед.
  • Похожее толкование имеет примета, которая говорит, почему нельзя брать с собою какие-либо вещи с кладбища – в свой дом вы не принесете ничего хорошего, только негативную могильную энергетику. И она будет отравлять атмосферу до тех пор, пока вы не избавитесь от этого предмета.

Можно ли ходить на кладбище – приметы по времени суток

Верить или нет в приметы на кладбище – личное дело каждого. Однако и суеверные люди, и экстрасенсы считают, что лучше посещать могилы усопших до полудня. Итак, можно ли на самом деле ходить на кладбище после обеда.

Утром

В православии существует правило, согласно которому верующие христиане посещают кладбище утром. Говорят, что именно в это время суток Господь отпускает души повидаться с родственниками. Позже эта дорога становится закрытой. Кроме того, если вы приедете пораньше, то успеете и помянуть умерших, и прочесть молитву, и привести могилу в порядок.

Мнение медиумов на этот счет следующее: они утверждают, что наиболее благоприятным для посещения погоста является промежуток между шестью часами утра и двенадцатью по полудню, так как в этот период энергообмен максимально замедляется.

Днем

На дневное время также можно планировать посещение могил. И если они ранее уже были убраны, то вы вполне успеете помянуть усопших до наступления темноты. К тому же далеко не всегда получается сходить на кладбище до 12 часов, а потому это вполне можно сделать и после работы.

Однако медиумы говорят, что ходить на кладбище после обеда нельзя, и на вопрос «почему» они отвечают следующим образом: после двенадцати часов начинает происходить мощный обмен энергией, что может негативным образом отразиться на состоянии человека.

Особенно этому влиянию повержены впечатлительные люди. После посещения погоста они могут почувствовать сильную головную боль, общую слабость, ухудшение настроения и тяжесть на душе. Часто это состояние сопровождается повышенной раздражительностью и продолжается вплоть до следующего дня.

Если вы отличаетесь повышенной чувствительностью, но не имеете возможности сходить на кладбище в рекомендуемые часы, то перед выходом желательно принять успокоительное.

Вечером

Аналогичное объяснение будет и относительно того, можно ли вечером ходить на кладбище. Кроме того, суеверные люди говорят, что с наступлением сумерек души усопших поднимаются из своих могил и могут напугать посетителей.

Есть еще одна версия: наши предки считали, что проходя по погосту вечером, человек может потревожить упокоенные души. Они же, в свою очередь, увлекут любого, кто нарушил тишину, за собою в иной мир.

Ночью

Что касается вопроса, можно ли ходить на кладбище и посещать могилы умерших ночью, то здесь экстрасенсы придерживаются все той же версии: мощный энергообмен, который продлится до шести утра, может навредить вашему здоровью.

Если спросить у служителей церкви, почему нельзя ночью ходить на кладбище, то можно получить вполне разумное толкование. В это время суток следует опасаться не умерших и их душ, а живых, по той причине, что именно они способны причинить массу неприятностей.

И не забывайте о бродячих животных, которые, будучи голодными, а потому часто озлобленными, могут напасть на любого, кто зайдет на их территорию.

Таким образом, становится понятно, в какое время лучше ходить на кладбище. Выбирайте утренние часы: вы все успеете и после посещения могил будете чувствовать себя прекрасно. И не забывайте, что часто ходить на кладбище не рекомендуется, так как по приметам, такое ваше поведение не даст душе ушедшего человека покоя.

Когда можно ходить на кладбище – толкование по дням недели

Для начала стоит отметить, когда можно поминать усопших и ходить на кладбище. Церковь выделяет такие дни:

  1. Похороны – в этот день умершего провожают родственники и друзья.
  2. Третий день после смерти – как правило, он идет на следующий день после похорон.
  3. Девятины – эта дата приходится на девятый день после смерти.
  4. Сорочины – сороковой день после смерти.

В православии есть дни, когда ходить на кладбище нельзя. К ним относятся даты таких христианских праздников, как Пасха, Рождество, Благовещенье и Троица. В эти дни стоит посетить церковь, а ушедших родственников лучше помянуть в кругу семьи за столом.

Рассмотрим определенные дни недели, которые по народным поверьям тем или иным способом связаны с посещением погоста.

Понедельник и вторник

Церковь рекомендует ходить на кладбище в понедельник и во вторник, которые следуют сразу же за Пасхальным воскресеньем. В эти дни родственники разделяют радость светлого праздника с ушедшими в иной мир, а в церквях и храмах проходят заупокойные службы.

Среда

Есть примета, согласно которой посещать могилы умерших запрещается посреди недели. В связи с чем возникает вопрос, почему в среду нельзя ходить на кладбище. Наши предки верили, что в этот день души усопших могут забрать с собою незваных гостей, а потому места захоронений лучше не посещать.

Но церковь имеет на этот счет противоположное мнение: на кладбище в среду ходить можно, особенно не стоит себя ограничивать, если на этот день припадают похороны, третий день после смерти, девятины или сорочины.

Суббота

По субботам в храмах проходят богослужения, после которых обычно поминают усопших, а потому ходить на кладбище не запрещено. В церковном календаре на некоторые субботы приходятся особые даты, и на эти дни желательно запланировать посещение погоста.

  • Мясопустная суббота, которая празднуется за неделю до Великого поста.
  • Вторая, третья, четвертая суббота Великого поста.
  • Троицкая суббота – она предшествует празднику Св. Троицы.
  • Дмитровская – первая суббота последнего месяца осени.

Воскресенье

О том, можно ли посещать кладбище в воскресенье, рассказывают священнослужители. Этот день недели называют малой Пасхой, и он является напоминанием того, когда произошло воскрешение Христа Спасителя. В церквях и храмах в этот день проводится главное богослужение, которое называется Божественной литургией. И в общей молитве принимают участие все христиане.

По этой причине планировать поездку на погост на воскресенье не принято. Исключением может стать случай, когда на этот день приходится дата смерти. В остальных ситуациях посещение места вечного упокоения лучше перенести на другое время.

Как правильно вести себя на кладбище?

Посещение кладбища сопряжено с вполне понятными каждому правилами.

  • Если говорить об одежде, то она не должна быть яркой. Приглушенные тона, черный или белый цвет – оптимальный выбор. Ноги лучше прикрыть длинной юбкой либо надеть брюки. Обувь должна быть закрытой – так вы точно не принесете в свой дом могильную землю.
  • Поведение на кладбище также требует соблюдения определенных правил: будьте уравновешены, спокойны, не проявляйте лишних эмоций. Нельзя ни ругаться, ни сквернословить, ни смеяться, ни кричать, ни слишком громко плакать. Не допускается оставлять после себя мусор.
  • Придя на могилу, зажгите свечу и вспомните умершего человека. Когда ходят на кладбище, усопшего поминают мысленно и не употребляют при этом алкогольных напитков. Если вы желаете устроить поминальный обед, то лучше это сделать в стенах дома, собравшись за столом с родными и близкими.
  • Вести себя на кладбище следует сдержанно: не прыгайте через могильные холмики, не ступайте на них, не трогайте соседние памятники и не наводите возле них порядок, так как это наверняка не одобрят родственники человека, который захоронен на этом месте.
  • Если на погосте у вас что-либо случайно упало, не поднимайте этот предмет: теперь он принадлежит усопшему. Но если вы не можете расстаться с этой вещью, то вместо нее следует что-нибудь оставить: цветы, хлеб, печенье и т. п.
  • На кладбище нельзя пересчитывать деньги, потому что, делая это, вы можете привлечь бедность или преждевременную смерть. Если же деньги оказались в ваших руках, то согласно приметам, их необходимо оставить на могильном холме – так вы откупитесь от бед и неудач.
  • Покидают место вечного упокоения по той же тропе, по которой пришли. Но при этом к своему дому подходят с другой стороны.

Мнение православной церкви

Священники отмечают, что не существует строгих запретов относительно посещения могил умерших в те или иные дни. Имеется лишь церковная традиция, по которой в Пасху истинно верующие люди стараются пойти в храм. В этот день воскрес Спаситель, и православные пребывают в радости от столь значимого события.

Нет ничего плохого в том, что родственники усопшего посетят в церковные праздники кладбище. Не у всех есть возможность сделать это в обычные дни. Но надо понимать, что с точки зрения христианства предпочтительнее в дни больших праздников посещать церкви и читать молитвы. Поминать умерших и ухаживать за их могилами лучше в родительские субботы.

Кстати, немало людей ошибочно считают, что посещать кладбище надо в Пасху. Такая традиция сложилась в советское время. Тогда многие плохо разбирались в религии, поэтому считали данный праздник подходящим поводом для поездки на погост.

Многие священники считают, что визит к могилам усопших это всегда хороший поступок. Ведь так человек вспоминает и чтит тех, кто был с ними рядом и любил их. Не имеет особого значения, в какое время суток или день недели посещается кладбище.

В этом видео священник Афанасий Сахаров расскажет, нужно ли ходит на Пасху на кладбище:

Другие приметы, связанные с посещением кладбища

Помимо сложившихся поверий о запрете посещения погоста в определенные дни, существуют и другие приметы:

    1. Следует брать с собой воду в бутылочке или другой таре. Ей моют руки и лицо после приведения в порядок могилок;
    2. Надо забирать с собой все вещи и ничего не забывать. Оставленная рядом с могилой вещь может применяться колдунами для наведения порчи;
    3. Если на могиле памятник постоянно падает, даже если его хорошо установили, то это плохой знак. Вероятно, у покойного осталось важное дело, которое он не закончил в земной жизни. Или же так он старается предупредить о грядущих проблемах своих родных;
    4. Суеверные люди боятся оступиться и упасть возле могил. Такое неудачное событие говорит о том, что человек может вскоре умереть;
    5. Внезапно заставший посетителей кладбища дождь является предвестником скорых перемен в их личной жизни;
    6. Если на могилу или крест села птица, то это означает, что душа покоящегося в земле человека стремится о чем-то предупредить;
    7. Некоторые боятся часто ходить на кладбище. Они считают, что так отдают свою жизненную энергию мертвым;
    8. Найденную на погосте вещь не следует брать с собой. Даже если она будет полезна в хозяйстве. Такая вещь, наполненная негативной энергией, будет привлекать несчастье в дом новых владельцев. Считается, что избавиться от проблем можно лишь выбросив ее;
    9. Если на могильную землю упала вещь, то лучше не поднимать ее. Теперь она принадлежит мертвым. Но если эта вещь ценная или дорога как подарок от любимого человека, то можно оставить вместо нее на земле конфету, цветы или монетку;
    10. Не стоит поминать усопшего, распивая над его могилой спиртные напитки. И уж тем более надо отказаться от полуязыческого глупого ритуала выливать рюмку водки на его землю. Если хочется помянуть родного человека алкогольными напитками, то делать это следует дома в кругу семьи, но никак не на кладбище;
    11. Нельзя заниматься подсчетом денег рядом с могилами. Это влечет за собой несчастья и нищету. При возникновении необходимости передать деньги человеку, лучше выйти за границы кладбища;
    12. К месту захоронения приходят и уходят только по одной дороге;
    13. Беременным и детям до двух лет лучшее вообще не посещать кладбище. Парапсихологи считают, что в подобных местах сильная негативная энергия, которая плохо повлияет на малышей. Не говоря уже про неродившегося ребенка. У него еще нет ангела-хранителя, который бы уберег его от несчастья. Разумеется, есть случаи, когда беременная хочет побывать на кладбище. Например, она считает необходимым проводить умершего человека в мир иной и бросить на его гроб горсть земли. Вряд ли стоит отговаривать ее. Но потом ей желательно сходить в церковь и прочесть молитву;
    14. К чужим могилам следует относиться с уважением. Нельзя сгребать на них мусор. Но и не надо делать обратного, то есть облагораживать чужие могилы, если только родные умершего не попросили об этом;
    15. Вернувшись к дому, следует хорошо очистить обувь от кладбищенской земли, прежде чем переступить порог;
    16. Нельзя забывать про умерших. Если человек не имеет возможности ездить на могилу усопшего каждый год, то следует заказывать в церкви панихиду или самому выучить молитву за умершего и читать ее дома;
    17. Считается, что погибший ребенок может забрать с собой живых и еще неродившихся детей. Поэтому на кладбище при его погребении не должны присутствовать малыши и беременные. Вероятно, такое поверье появилось из-за высокой детской смертности в прошлом;
    18. На погосте не следует обсуждать хорошие события в семье. Это привлечет завистливых духов.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *