ЗАГАДКА НЕШВЕННОГО ХИТОНА.

Александр ШАМАРО

Легенда о Ризе Господней восходит к новозаветной первооснове — к трем Евангелиям: от Марка, Луки и Иоанна. В двух первых эпизод этот упомянут вскользь, одной фразой, а в Евангелии от Иоанна изложен подробно. Эпизод, кстати, отражает реальные нравы, и установления того времени. Палачи — в качестве вознаграждения за «работу» — имели право взять себе одежды казненных. (Невольно вспомнишь практику палачей и доносчиков системы ежовско-бериевского НКВД, которых начальство вознаграждало вселением в квартиры репрессированных.)
Итак, Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 23—24: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху (в России его назовут нешвенным. — А. Ш.). И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет… Так поступили воины».
И вот здесь эстафету повествования у Нового Завета принимают легенды, разумеется, не обладающие таким авторитетом у верующих. Предания, записанные лишь на рубеже I — II тысячелетий, рассказывают о том, что среди тех воинов оказался некто по имени Елиос (или Элиоз), грузинский еврей (а евреи поселились в Закавказье еще в VI веке до н. э., в связи с походами вавилонского царя Навуходоносора, который разрушил Иерусалим и угнал в полон тысячи жителей Иудеи). Елиосу и достался по жребию нешвенный хитон Христа. С этим «трофеем» он вернулся в Грузию. Дома он подарил хитон сестре своей Сидонии, до которой уже дошли вести о событиях в Палестине, о жизни, проповедях и мученической гибели на кресте пророка по имени Иисус. В благоговейном восторге прижала Сидония святыню к груди и — скончалась… По другой версии, она все же успела попросить родных похоронить ее с этим хитоном на груди. Так ее и предали земле.
Легенды всегда существуют во множестве вариантов,— и предание о Ризе Господней не исключение. Кинематографисты из Тбилиси, с которыми мне довелось познакомиться несколько лет назад, уверяли меня, что Елиос был купцом, а не солдатом, хитон» же он купил у одного из римских легионеров. Им никак не хотелось согласиться с тем, что соотечественник участвовал в казни Сына Божия… Владимир Иванович Даль в Толковом словаре сообщает о совсем ином предании, причем, как ни странно, повествуется оно в статье на слово «Щель»: «Евреи Вениаминова колена поселились, при Навуходоносоре, у Дербента; услышав о рождении Мессии, они послали послов, но Христос был уже распят, и они принесли только ризу Его и писания апостолов; от этих евреев, будто бы, образовались первые субботники, прозванные, по дербентским скалам, отшельниками» (том IV. С. 1499). Что ж, каждый волен, верить своей версии. Мы же вернемся к легенде о Елиосе и Сидонии.
Эту благочестивую женщину похоронили так, как она просила,— с хитоном на груди. И на ее могиле вырос кипарис, почитаемый на Кавказе как священное дерево. Минуло три столетия, и христианство стало в Грузии государственной религией. Повелением первого грузинского христианского царя кипарис над погребением Сидонии был спилен, дабы воздвигнуть на этом месте храм. При строительстве его была использована значительная часть ствола кипариса. Оставшаяся древесина пошла на изготовление крестов, один из которых и сейчас хранится в этом соборе. Легенда утверждает, что корень древа, оказавшийся в основании храма, стал источать благоухающее целебное миро. Поэтому и назвали храм Свети-Цховели, по-грузински «Животворящий Столп».
Прошло еще тринадцать столетий. Наступили лихие времена — не только для грузинского царства, но и для грузинского народа. В первой четверти XVII века христианская Грузия стала, в сущности, беззащитной жертвой опустошительного нашествия персидского шаха Аббаса. Из других легенд известно, что этот Аббас прислал со специальным посольством в Москву ризу Иисуса Христа. Зная о чудовищном разорении персами злосчастной Грузии, можно допустить, что воины Аббаса разгромили и собор Свети-Цховели, раскопали священную для верующих могилу и вытащили оттуда хитон Христа.
И вот он в Москве… Но подарок преподнесен руками мусульман, а «неверных слово без испытания не приемлется». Иначе говоря, необходима проверка подлинности ризы. В Кремле драгоценный ларец открыли, и патриарх Филарет бережно достал его содержимое. «И по досмотру,— как записали в специальном акте,— в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет к от давних лет, лице изменила, а ткань во льну (то есть льняная. — А. Ш.)…» Вероятно, образцом для проверки на подлинность послужили евангельские описания и более поздние христианские легенды.
«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,— повествует Евангелие от Марка (глава 5, стихи 25—27, 29),— много потерпела от многих врачей, а истощила все, что било у ней, и не получила ‘- никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,— услышав об Иисусе, подошла и сзади в народе и прикоснулась к одежде Его… И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».
В 326 году в Иерусалиме по повелению и Елены — матери византийского императора Константина — откопали на вершине Голгофы три креста, на которых были распяты Христос и разбойники. Табличка, приколоченная некогда над головой Иисуса по приказу Понтия Пилата, лежала в земле отдельно. В «Житиях святых» есть такая запись: «Бог не попустил, чтобы христиане, вместо Креста Господня воздали честь кресту разбойника. Чудесным исцелением, женщины от тяжкой болезни и воскрешением умершего от возложения одного из крестов найденных открыт животворящий Крест Христов».
Когда патриарх Филарет получил дар персидского шаха, он установил для себя и для своего ближайшего окружения семидневный пост с упованием на то, что «Господь Бог о той святыне проявит волю свою». И воля эта — как утверждает предание — была проявлена: «больные выздоравливали от прикосновения к ним Ризы Господней». В течение первой недели — 14 случаев исцеления. А по 1 сентября , 1625 года — 67! Слепые прозревали, к глухим возвращался слух; страдавшие «огневицей», то есть горячкой, а также «расслабленные», то есть парализованные, становились совершенно здоровыми.
10 июля 1625 года (через четыре месяца после появления хитона в Москве) в Успенском соборе Московского Кремля, в алтаре первопрестольного российского храма, хитон был положен в специально изготовленный драгоценный ковчег. А в российском церковном календаре появилась новая запись: «Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью — Русской. Во всем христианском мире ему посвящен один-единственный храм — московская церковь Ризположения на Донской. Казалось бы, все ясно, если бы не одно «но»…
Переверните несколько страниц того же «Православного церковного календаря». Против даты 1 октября (по старому стилю) помимо сообщения о великом (и опять же — чисто русском) церковном празднике «Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», о дне памяти Анании, апостола «от 70-ти»; преподобных Романа Сладкопевца, Саввы Ви-шерского, Новгородского; Домнина Солунского, а также и преподобномученика Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36 преподобномучеников, читаем: «Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз)».
Как это понимать? В честь чего устраивают 1 октября торжественные богослужения чада Грузинской православной церкви? Не в честь же возможно оскверненной некогда святыни? Разумеется, нет!.. Грузинская церковь убеждена, что хитон пребывает в неприкосновенности в соборе Свети-Цховели. И это убеждение грузинских собратьев по вере иерархам Русской православной церкви, несомненно, известно. В «Православном церковном календаре» на 1980 год читаем: «…Грузинский Католикос-Патриарх Николоз (XII в.) составил акафист в честь Хитона Господня, который, по преданию Грузинской Церкви, покоится в основании мцхетского патриаршего собора Двенадцати апостолов, получившего название Светицховели…».
Так, где же истинное место хранения хитона? И какая запись в «Православном церковном календаре» верна: 1 октября или 10 июля?
Богословы Русской православной церкви сняли противоречие, объявив, что истинно и то, и другое, обе даты церковного календаря посвящены разным одеяниям Иисуса Христа: 1 октября — хитону, принесенному Елиосом из Иерусалима и погребенному в городе Мцхета вместе с телом Сидонии, а 10 июля — некой ризе, происхождение которой не уточняется.
«Животворный Столп… имеет ныне каменное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора сенью.
Под ним и поныне, как гласит предание Грузинской церкви, незримо покоится Хитон Господень (ни один из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это святое место). Надо отличать «Хитон Господень от Ризы Господней…» — так записано в книге «Минея. Октябрь. Житийные справки» (издание Московской Патриархии, 1980, с. 8).
Но ведь в церковных изданиях слова эти употребляли исключительно как синонимические обозначения одного и того же предмета — облачения, в котором Христос возведен, был палачами к месту мученической казни.
В грамоте царя Михаила Федоровича и отца его Филарета, патриарха Московского и всея России, разосланной по епархиям в январе 1626 года, говорится: «В прошлом 1625 году, в 11 день марта, приходил… от Государя Аббас-Шаха посол, Грузинец Урусамбек, и после поклона… поднес… украшенный драгоценными каменьями золотой ковчег со срачицею (сорочкой, рубахой. — А. Ш.) или хитоном (подчеркнуто мною. — А. Ш.) Иисуса Христа» (Архиепископ Филарет (Гумилевский). Жития святых, чтимых православною церковью. Том «Июль», Спб, 1891, с. 92). И далее, на следующей, 93-й странице: «Призывая верных к поклонению Божественной и целебной ризе Спасителя, Церковь возглашает, что эта риза есть X и т о н»„. (подчеркнуто архиепископом Филаретом).
Может быть, ясность внесут словари? В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре», изданном в Петербурге в 1912 году, слово «хитон» поясняется следующим образом: «греческое название нижней одежды (рубашки) у древних народов, между прочим, у евреев; вообще платье, одежда. Хитон, иначе риза Спасителя, был не сшитый, а весь тканый» (столбец 2280).
Заметка в популярном журнале «Русский архив» (1892, Т. 5, с 171): «В десятый день Июля месяца празднуется «Положение честные Ризы Господа нашего Иисуса Христа, еже есть хитон, в царствующем граде Москве».
И, наконец, великая российская энциклопедия — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (том 52, СПб, 1899, с. 693): «Риза Господня — нешвенный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа…»
Любопытно, что в средневековье на обладание хитоном претендовали еще два десятка католических храмов. Со временем всех соперников оттеснил Трир — один из древнейших германских городов. Согласно преданию, впервые отраженному в письменных источниках в 1191 году, хитон, в 328 году найденный в Палестине матерью императора Константина Еленой, положен был в Трирском соборе; массовое поклонение святыне началось с 1512 года. По решению трирского епископа, с середины прошлого века утвердился обычай время от времени выносить хитон из собора — правда, в шелковом чехле. Только в конце минувшего столетия специальной комиссии разрешено было взглянуть на святыню. В акте комиссии сказано, что хитон «представляет собой нечто покрытое плесенью, сплошь дырявое, материал его теперь установить не представляется возможным, нельзя даже установить, имеются ли в этой вещи швы. По-видимому, она была сделана изо льна или хлопчатобумажной ткани и не имела никаких узоров».
Интересно было бы исследовать возраст и происхождение этой ткани таким же образом, каким была недавно исследована ткань Туринской плащаницы… Что же касается реликвии Успенского Собора Московского Кремля, то судьба ее автору этих заметок (при весьма основательном знакомстве с материалом) неизвестна. По всей вероятности, Риза Господня, вместе с другими особо почитаемыми реликвиями, был унесена из собора в 1918 году, после прекращения в нем богослужений… Может быть, она сохранилась в сокровищнице Московской Патриархии? В апрельском номере «Журнала Московской патриархии» за 1967 год была опубликована статья протоиерея Василия Свиденюка, настоятеля церкви Ризположения на Донской, посвященная истории возглавляемого им храма. В числе его святынь упомянута «аналойная храмовая икона», изображающая событие, в память о котором построена церковь. «В середину иконы вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренной Святейшим патриархом Алексием в 1951 году к 250-летию со дня основания Ризоположенского храма» (с. 16).
Почему бы Московской Патриархии не проявить такую же смелость, какую проявили иерархи Ватикана по отношению к Туринской плащанице? Почему бы не предоставить ученым возможность определить возраст ткани, передав им такой же крохотный ее кусочек, какой сорок лет назад был отдан — по повелению патриарха Алексия I — в дар Ризположенскому храму? Ведь такие случаи имели место и в прошлом. Жития, изданные Филаретом (мы их здесь цитировали), и словарь Брокгауза и Ефрона сообщают), что «частицы Ризы» хранились и в Софийском соборе Киева и в двух петербургских храмах — в Петропавловском соборе и в церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце. В этот список следует, наверное, включить и прославленный памятник русского церковного зодчества — Ильинскую церковь Ярославля, построенную в середине XVII века по заказу и на деньги богатейших сибирских промышленников Скрипиных. В порядке поощрения в богоугодном деле царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф «одарили Скрипиных редкой религиозной реликвией — частью, так называемой ризы господней» (Добровольская Э. Ярославль. М., 1968, с. 67).

Источник статьи А. Шамаро «Загадка нешвенного Хитона»: www.vesti-kuranti.narod.ru

Риза Господня

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля

Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа (Ин. 19:23-24) — по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранилась.

По другим мнениям, Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его нешвенным хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19). Хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе он просто распустился бы на нити.

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от Хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели, а в его сокровищнице.

Риза в России

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 июня 2015 года.

Персидский шах Аббас I по настоянию русского посла прислал фрагмент ризы в 1625 году царю Михаилу Фёдоровичу. В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.

Герб Грузинского царства, изображающий бесшовный хитон, 1711

Патриарх Филарет собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в великолепном ковчеге в шатёр для хранения священных реликвий в московском Успенском соборе и был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 10 июля (по юлианскому календарю), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве).

Часть Ризы хранилась в киевском Софийском соборе, две части — в Санкт-Петербурге (одна — в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости).

На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе. Предание это появилось только в 1196 году, а народное почитание Ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.

В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике научным сотрудником Еленой Бурдаковой. В 2004 году она была передана Русской православной церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в храме Христа Спасителя. Частицу в ковчеге выносят в праздник положения Ризы Господней (23 июля по новому стилю). Ещё одна частица ризы находится в Христорождественском соборе Рязанского кремля и ежедневно доступна для поклонения.

Ссылки

  • Риза Господа Нашего Иисуса Христа — сайт, посвящённый Ризе
  • Августин (Никитин). О Ризе Господней // Истина и Жизнь, № 7-8 / 2006

В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа.
В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.
В этом храме находится среди прочих святынь, тканный хитон Иисуса Христа.
Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые поехав в Иерусалим на Иудейскую Пасху, случайно присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, святой девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией.

Сидония просила своего брата Элиоза привезти из Иерусалима какую либо вещь к которой прикасался Христос. Элиозу удалось во время распятия Иисуса Христа выкупить хитон у одного из римских легионеров. Когда Элиоз вернулся в Мцхету, он узнал о смерти матери, которая говорила перед смертью, что ей так плохо, как буд-то в её сердце молотком загоняют гвозди. Именно в это время её сын Элоиз наблюдал за распятием Христа.
Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась от радости, её сердце не выдержало. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.
Возможно эта история была бы забыта в народе, если бы её потомки еврея Элиоза не передовали из уст в уста, так она дошла до мцхетского раввина Авиафара, который так же был потомком Элиоза.

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Видя всё это, Авиафар отказался от служения в иудейской синагоги и принял православие. В последствии он тоже был причислен к лику святых.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.


Под этой башней покоится святая Сидония с хитоном Христа

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

Здесь находится плащ пророка Ильи

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Хитон Господень – это самая великая святыня Грузинской Церкви. В сакральном плане Хитон Господень, находящийся ныне, как в царственном кивоте, в соборе Светицховели, можно сравнить с духовным солнцем, льющим из недр земли свой незримый свет, или с подземным родником, который невидим для глаз, но питает собой корни цветов и растений. Это тот Хитон, который был соткан руками Пречистой Девы Марии и обагрен кровью Спасителя на Его крестном пути от Гефсимании до Голгофы. Из-за этой святыни Мцхета называли «вторым Иерусалимом». Внутри собора Светицховели построена часовня, похожая по форме на кувуклию – ту, которую воздвиг император Константин над гробом Господним в Иерусалимском храме Воскресения. Хитон Господень, привезенный из Иерусалима во Мцхета, связал духовными узами Палестину и Грузию, храм Воскресения и Светицховели. В сакральном плане Хитон Господень – это столп духовного пламени, достигающий небес, более дивный, чем тот, который вел Моисея с народом по Синайской пустыне среди враждебных племен в Обетованную Землю. Это место, где Ангелы нисходят на землю, а души людей в молитве восходят к небесам. В Евангелии говорится о том, как страдающая неизлечимой болезнью женщина, подойдя в толпе к Спасителю, тайно прикоснулась к Его Хитону и мгновенно исцелилась от недуга (Лк. 8, 43–48). И сегодня исцеления от Хитона Господня получают те, кто приходит к нему с верой и благоговением.

Сегодня Светицховели является популярным местом среди туристов и молодожен, красочные свадебные церемонии которых можно увидеть в соборе каждые выходные.
Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви.


Тропарь Животворящему Столпу и Хитону Господню
Тропарь, глас 8: Днесь празднует Святая Церковь, чтущи Столп Животворящий и Хитон Господень, иже Свет просияша во вся концы вселенныя и жизни святое миро источиша. Сего ради Всесвятей Богоматери и рождшемуся от Нея Христу покланяемся во спасение душ наших.

Легионеры разыграли хитон Христа, впоследствии он попал в древнюю Грузию

Хитон Иисуса Христа

В Библии прямым текстом говориться, что всю одежду Иисуса Христа разделили меж собой четыре римских легионера. Произошло это сразу после приведения приговора Понтия Пилата в действие.

После чего разделили одежду Христа между собой. При этом долго спорили, кому достанется хитон.

Риза и хитон — разные вещи. Ризой называется вся верхняя одежда, состоящая из нескольких частей. Хитон же монолитный и разделить его можно только распоров ткань. Вот что такое хитон Господень.

Отрывок из Священного писания, в котором говорится об этом:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

(Ин. 19:23-24)

Вскоре одежды Христа покинули Иерусалим. Неизвестно достоверно, какой путь проделала риза и хитон.

Вскоре одежда Иисуса Христа частично оказывается на территории древней Грузии, где хранится в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Собор Светицховели в городе Мцхета, Грузия. Здесь одежда Иисуса Христа хранилась изначально

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя.

Риза Господня попадает в Россию, в Успенский собор

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя

В Россию частица хитона Господня попала благодаря персидским завоеваниям в Грузии. Шах Аббас исповедовал мусульманство и относился к церковной утвари христиан, как к военной добыче.

Именно при разграблении одного из храмов владыка Персии обрел одежду Христа, которую священники ловко прятали в тайнике.

Успенский собор в Москве. Здесь хранился хитон Иисуса

В знак доброй воли и дружественных отношений частицу хитона отправили в Россию. Этому немало поспособствовал тогдашний посол империи в этой восточной стране. Шах Аббас недолго думал и отослал императору Михаилу Федоровичу фрагмент одежды святого.

Таким образом мусульмане поспособствовали тому, что в Русской Православной церкви появилась такая ценная реликвия. Тогдашний патриарх Филарет, убедившись в подлинности одеяния, отправил святыню в специальный шатер.

23 июля день почитания Ризы Господней

Сокровищница размещалась в недрах московского Успенского собора. Большую часть года ризу скрывали от взора мирян.

Показывали ее только в день почитания — 23 июля. Праздник назвали Положение Ризы Господни. Молитву на этот чудесный день написал митрополит Крутицкий.

Молитва на Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

глас 4

Днесь притеце́м, ве́рнии,

к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,

благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти

и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,

е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия.

Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:

спаси́ оте́чество на́ше,

и архиере́ев, и град, и вся лю́ди

честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,

и спаси́ ду́ши на́ша,

я́ко Человеколю́бец.

Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу.

Потому с благодарностью взываем Ему:

«Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

глас 4

Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния

все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,

Твое́ Боже́ственное сокро́вище — честну́ю ри́зу,

я́же есть хито́н,

е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́.

Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,

стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:

сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,

по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище — священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил.

Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Молитва читается 23 июля по новому стилю. Читается только в этот день и восхваляет обретение столь важной для православия и всего христианства реликвии.

Герб древнего рода Багратиони. В центре композиции находится хитон Господень.

Сам род согласно легендам происходит от царя-пророка Давида. Так как Багратиони — королевский грузинский род, то это объясняет, как риза Господа оказалась на их гербе.

Риза — главная христианская реликвия, которая тогда хранилась на территории современной Грузии

Другие места хранения частицы одеяния Христа в России

Подаренная шахом Аббасом часть ризы не хранилась только в Успенском соборе Москвы. Ее разделили на четыре части и отправили в другие места:

  • одну частицу перенесли в Киев. Там она хранилась в Софийском соборе;
  • две части отправились в новую столицу Российской Империи — Санкт-Петербург. Первая в церкви Спаса нерукотворного образа, вторая — в храме Петропавловской крепости.

Частицы ризы Христа, доступные в настоящее время

В 2002 году произошло чудесное событие — в Ярославском музее-заповеднике обнаружили фрагмент одежды Спасителя. Уже в 2004 году реликвию передали Русской православной церкви.

Сейчас ее выносят на общее обозрение 23 июля, а местом хранения стал храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя. Здесь хранится часть хитона Иисуса Христа

Однако, это не единственный способ увидеть хитон Иисуса Христа. Еще один фрагмент имеется в Христорождественском соборе Рязанского кремля. Артефакт доступен обозрению мирян круглогодично.

Оказавшись рядом с частицей хитона, некоторые излечиваются от болезней.

Христорождественский собор Рязани. Здесь также можно видеть частицу хитона Господня

Хитон

У этого термина существуют и другие значения, см. Хитон (значения). Основная статья: Костюм Древней Греции Данаида в хитоне

Хито́н (греч. χιτών, «одежда») — мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов (в классическую эпоху хитоны с рукавами носили только актёры).

Мужской хитон делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и скалывали на плечах пряжками. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Хитон всегда подпоясывался, как правило, с напуском. Его длина зависела от возраста и социального положения человека. Чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны. Воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер. Во время работы надевали особый вид хитона — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный.

В Библии (в её греческом переводе Септуагинте, а также и в ряде других переводов на европейские языки) словом «хитон» переведено ивритское слово «эфод» (אפוד) (Исход \ Шмот, гл. 28, ст. 40), под которым понимается род нижней одежды у евреев, как у мужчин, так и у женщин; хитон (эфод) составлял также нижнюю одежду у священников и левитов (Исх 28:40). Хитон представлял собой рубаху с рукавами, надеваемую на голое тело. В Православной церкви хитон — принадлежность облачения мантийных монахов и схимников, одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой.

> См. также

  • Риза Господня
  • Дельфос (англ.)
  1. Хитон. azbyka.ru. Дата обращения 20 января 2019.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011 года.
Это заготовка статьи о Древней Греции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *