Людям, изучающим секты, и в особенности ведущим с ними полемику, постоянно приходится сталкиваться с удивительным явлением непонимания и неприятия сектантами системы аргументов, выдвигаемой в обоснование и защиту православной веры. Кажущиеся вполне убедительными доказательства не могут поколебать слепой уверенности заблудших душ в своей правоте. Многие склонны относить это к их зазомбированности, принципиальной неспособности услышать иную точку зрения. Встречаются мнения о ненужности и предзаданной неэффективности любых попыток обратить сектанта, достучаться до него, пробудить от глубокого сна. Многочисленные (одноразовые) столкновения и споры еще больше убеждают нас в этом.

Для качественного изменения подхода к подобному разговору нужно помнить, что подавляющее большинство людей остается в сектах не только и не столько из-за особенностей их вероучения, сколько из-за ритуальной практики, накопленного опыта «духовной» жизни в секте. Человек осмысляет все события окружающего мира в рамках учения секты. Постоянно находит «подтверждения истинности» учения принятой им новой религии в мелочах повседневности. При этом им привносится личный, индивидуальный компонент во все сферы его бытия в секте. Таким образом, открывая дискуссию о различных аспектах веры, мы затрагиваем только одну и далеко не самую важную область его «сектантскости», укорененности в секте, а, следовательно, в большинстве случаев заранее обречены на неудачу. Богатство и величина опыта духовной жизни, собственный пример говорящего, наконец, спокойное, уважительное, отношение к оппоненту часто являются наиболее серьезными аргументами, свидетельствующими о православной вере лучше всяких слов и любых умозрительных конструктов, хотя доскональное знание учения и религиозных практик секты только усиливает позицию Церкви.

Чем ярче, многообразнее, полнее и богаче эмоциональными впечатлениями отражается на каждом человеке его жизнь в секте, тем сложнее его заставить задуматься, критически осмыслить происходящее. Человек по своему маловерию ищет чуда, пытается приручить его. Неосознанно он принимает за основной критерий правильного понимания Библии свои личные чувства и переживания. Так легче и проще жить. Это сложно осознать и с этим очень тяжело расставаться. Пятидесятники представляют собой хороший пример подобного рода секты. Одним из наиболее часто и горячо обсуждаемых вопросов в полемике с ними является их учение или, точнее, учения о «иных языках», т.к. единого представления о сущности данного феномена у них не существует. Каждая отдельная пятидесятническая организация в процессе формирования своего собственного «священного предания» в виде многочисленной литературы, пишущейся под «вдохновением Духа Святого», высказывает свое понимание и интерпретацию ключевых моментов Библии. В результате, по многим пунктам понимания «иных языков» возникают разногласия и нестыковки. Поэтому еще до начала обсуждения уместно было бы попросить пятидесятников оценить учение собственных братьев по вере и представить некоторое единое мнение по целому ряду вопросов о степени значимости «иных языков» для их организации, о том, кто—дух человека, или же сам Святой Дух через человека, и на каком—человеческом или ангельском языке, молится на «иных языках». При этом могут ли они между собой решить: зависит этот дар от воли человека или же здесь все-таки можно и нужно отвести какую-то роль Святому Духу. Действительно, ведь с одной стороны: «…может быть, Дух Святой желает молиться через вас на языке, который понятен только Ему и Отцу…», а с другой «…при говорении на языках не Дух Святой говорит из человека…, и … пользование этим даром находится в зависимости от воли молящегося…». Несколько поражает диапазон возможных мест и времени для молитвы на языках. По одним данным, молиться на «иных языках» можно только на богослужении, по другим—где и когда угодно, во сне, за рулем автомобиля, после обеда и, желательно, а иногда и очень даже обязательно, ежедневно. Зачастую складывается впечатление, что дух каждого пятидесятника живет вполне самостоятельной духовной жизнью отдельно от самого человека, напрямую, минуя его разум, волю и чувства общаясь с Духом Божиим. Оказывается, наш дух молится на языках о делах и проблемах, касающихся своей или чужой жизни, о которых мы еще ничего не знаем и о которых нам, возможно, ничего и не нужно знать.

В последнее время некоторые весьма авторитетные сектоведы выдвигают мнение о том, что пятидесятников по целому ряду параметров (в том числе и из-за «языков») можно оценивать только как магически-оккультную систему с элементами психического манипулирования, находящуюся вообще вне христианства.

— Бессвязное лепетание, наблюдаемое у пятидесятников, было распространено на протяжении всей истории человечества в различных нехристианских религиозных культах;

— У Отцов и Учителей Церкви первых четырех веков нет никаких упоминаний о даре иных языков в Церкви;

— Дар иных языков был дан для распространения веры среди всех народов Земли и состоял в возможности ведения проповеди на конкретных исторических языках;

— Дар языков не был всеобщим даром, раздававшимся всеми членами ранней Церкви: 1 Кор. 12:8-11, 28-30;

— В 1 Кор. 13 апостол Павел ясно показывает, что любые дары Духа без исполнения заповеди любви к Богу и ближним—ничто;

— В 1 Кор. 13:1, говоря об «ангельских» языках, апостол употребляет стилистический оборот, усиливающий ничтожность знания любых языков перед живой любовью к ближним;

— Евангельские слова Спасителя Мк. 16:17 совершаются от ранних времен, с момента проповеди апостолов на языках всех народов, до сего дня, когда уже сама Церковь, включая в себя многие народы, благовествует на их родных языках. Кроме того, существенно меняется язык любого человека, жизнь которого изменилась под воздействием веры;

— Бессмысленно и бесполезно говорить на незнакомых языках в Церкви, если тебя не понимают окружающие: 1 Кор. 14:6-7, 19;

— Дар языков являлся знамением «не для верующих, а для неверующих»: 1 Кор. 14:22 и использовался для проповеди среди иноплеменников;

— В первом послании к Коринфянам нигде не упоминается, что конкретно представляет собой дар языков, однако тщательный анализ свидетельствует о гармоничном смысловом и лингвистическом единстве с Деяниями 2:4-9;

— Наконец, сектанты забывают, что настоящие Дары Святого Духа даются свободно и неожиданно, не вписываясь в конкретные рамки и нормы конструируемой ими по собственному желанию догматики, в отрыве от двухтысячелетнего опыта Церкви.

Вот десять признаков того, что можно назвать «харизманией».

Как верующий с пятидесятническим опытом, начиная с 1978 года, я видел не только много истинных проявлений Господа, но и плотские подделки под них. К сожалению, многие христиане не видят различий между тем, что истинно приходит от Господа, и тем, что от человека.

Моя бабушка более 50 лет была пастором классической пятидесятнической испаноязычной церкви. Благодаря этому опыту я могу понять некоторые пятидесятнические истоки и практики. В целом, классические церкви Пятидесятников (в каждой этнической группе, которую я встречал: итальянцы, испанцы, афроамериканцы, русские и другие) были очень строги в том, что касалось внешних проявлений святости. До такой степени, что многие из нас назвали бы их законниками. (Например, женщинам не разрешается носить брюки, делать макияж и стричь волосы. Нельзя ходить в кино, танцевать и развлекаться. Даже у мужчин есть строгий дресс-код, который предписывает носить галстук и костюм.)

Из пятидесятнического движения в 1960х – 1970 годах родилось харизматическое движение. Через него традиционные церковные деноминации получили второе благословение (крещение Святым Духом), подтверждающееся говорением на иных языках.

По причине законничества, с которым ассоциировалось слово «пятидесятник”, многие евангельские церкви, относящиеся к этой деноминации, стали называть себя «харизматами» для того, чтобы описать свой опыт Пятидесятницы, который включает говорение на языках, веру в чудесные исцеления и освобождение от власти демонов.

В то же время в последние 10 лет я был свидетелем столь многих крайностей в некоторых харизматических кругах, что иногда сам также чувствую себя некомфортно, используя этот термин для описания своей склонности к Пятидесятничеству. Вследствие этого я чаще использую термин «евангельский», описывая собственное выражение христианства, поскольку и термин «пятидесятнический», и «харизматический» влекут за собой цепочку определенных ассоциаций.

Классический харизмат и/или пятидесятник, согласно моему определению, – это человек, который принял Христа как Господа и Спасителя, который опирается на Слово Божие как на окончательный авторитет и который верит в проявления Духа Божия так, как это описано в 1 послании Коринфянам 12:4-8, а также в дар говорения на языках (1 Кор. 12:2,4).

Харизматы и пятидесятники также должны регулярно прислушиваться к голосу Господа внутри своего духа, который дает им мудрость (в противоположность некоторым евангельским фундаменталистам, которые верят, что Бог говорит только через написанное в Библии).

Есть и другие черты классических харизматов или пятидесятников, которые я мог бы описать при наличии времени.

С течением времени некоторые из представителей этого движения в своем харизматическом опыте стали настолько субъективны, что приняли чуждый огонь и создали плохую репутацию всему движению. Я понимаю, почему известный евангелист Джон МакАртур проводит своеобразную конференцию, посвященную теме «чуждого огня” и связанную с харизматическим движением. Но я скептически настроен к критике, которую высказывает человек, изначально настроенный против движения Пятидесятников. (Я также скорее предпочту иметь «чуждый огонь», чем не иметь огня вовсе!) Я лучше послушаю практикующего харизматика или пятидесятника. Следовательно, тема моей сегодняшней статьи – 10 ошибочных убеждений или практик харизматического движения.

10 признаков того, что вы вовлечены в харизманию, или иными словами являетесь харизманьяком.

(Большинство знакомых мне харизматов не верят и не практикуют ни одно из этих утверждений).

Вы ставите пророчества и дополнительные учения о Библии на тот же уровень, что и написанное Слово Божие.

Исаия 8:20 говорит, что если то, что мы говорим, не соответствует Слову Божию, то в нас нет света. Второе послание к Тимофею (3:16) учит нас, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Писание – это правило нашей жизни и наивысший стандарт для выявления истины.

К сожалению, некоторые из движения харизматов скорее слушаются личных пророчеств и сверхъестественных видений, чем Писания. Я знал людей, которые записывали пророчества, сделанные «известными» пророками и – не помолившись об этом и не сравнив их с Писанием или не спросив совета у более опытных лидеров – сразу применяли их в жизнь, как будто эти пророчества они получили из Библии.

Есть и другие, которые, кажется, ежедневно получают видения и сны от Господа, ведущие их. Я верю в то, что Бог может говорить через видения и сны. В то же время мы должны быть осторожны, потому что Сатана может прийти в обличии ангела света (2 Кор. 11:14) и обмануть наивных, которые думают, что пережили встречу с Богом только потому, что у них был сверхъестественный опыт. Павел говорит, что даже если с небес явится ангел и будет проповедовать иное евангелие – да будет ему анафема (Гал. 1:8).

Самое верное пророческое слово исходит из боговдохновенных писаний канонических книг Ветхого и Нового Заветов. Именно они должны быть нашим маяком в жизни (2 Петр. 1:19-20). И именно их надо использовать для проверки всех других пророчеств. Если же пророчество или сверхъестественное видение не противоречит Писанию, мы все равно должны молиться и получить личное свидетельство от Господа нашему духу, а также совет от зрелых лидеров церкви в том, действительно ли полученное нами пророческое слово или видение – особенное водительство от Господа (Мы не всегда можем получить непосредственное водительство из Писания, а скорее главные принципы и установки).

Дабы не давать повода позлорадствовать моим нехаризматичным друзьям, позвольте мне сказать, что полностью объективных людей на свете не бывает и быть не может. Все мы субъективны, даже не-харизматы, которые верят что Господь говорит с нами исключительно через Библию. Во всей Вселенной лишь один Бог поистине объективен, поскольку лишь Он один неподвластен влиянию времени, пространства и окружения. Даже фундаменталисты-кессационисты (те, кто верят, что дары Духа и говорение на языках прекратились после церкви первого века) тоже субъективны, поскольку верят в то, что они спасены потому, что в них есть «свидетельство Духа» о том, что они дети Божии (Рим. 8:16).

Так как мы не можем избежать субъективности, как же тогда нам определять библейскую истину? Есть только один способ знать истину – верить, что Святой Дух ведет нас и наших лидеров к явлению всякой истины, в то время, когда мы исследуем Писания, а также тот факт, что мы должны читать о том, как в течение прошлых времен церковь исторически толковала Слово. И тогда, если мы видим согласие евангельской церкви в толковании Писания или библейской истины, мы можем быть уверены в том, что Святой Дух открыл эту истину Своему народу.

2. Вы вслепую следуете за харизматическими лидерами.

Это утверждение может касаться как харизматов, так и не-харизматов. Но я буду говорить о харизматическом движении, поскольку сам являюсь его членом.

Я видел слишком много верующих, вовлеченных в следование учению харизматических лидеров, даже если эти лидеры вели аморальный образ жизни. Некоторые из них поддерживали политиков, выдвигавших анти-библейские законы. И верующие не только слушали их, но и голосовали, как они! Были и такие, которые совершенно не по-библейски разводились и снова вступали в брак или жили расточительной, роскошной жизнью без подотчетности кому-либо.

Но поскольку у них есть «харизма», они движутся дарами Духа и обладают помазанием как проповедники, люди следуют за ними, не задавая вопросов! Многие церкви переродились в культ личности, и ими руководят харизматичные лидеры, которые могут проповедовать откровенную ересь, а большая часть церкви будет продолжать восклицать аминь и аллилуйя.

В Судный день каждый из нас ответит перед Господом за свою жизнь, свою семью и свое призвание. И мы не сможем оправдаться тем, что нас увлекли ложные лидеры. Ведь это мы сами не уделили время изучению Писания и поиску Бога.

Вы приходите в церковь и ищете чего-то, помимо Иисуса.

Многие в харизматических церквях приходят на служения, чтобы «почувствовать» присутствие Бога, потому что им это очень нравится. Все это хорошо и вполне нормально для недавно уверовавших. Но для того, чтобы попасть туда, куда мы желаем, нам надо узнать личность Бога, а не просто чувствовать Его присутствие. (Например, если я хочу узнать сердце моей жены, то мне недостаточно ощущать запах ее духов или чувствовать ее объятия). Только когда мы знаем Бога (Иоанн 17:3), мы можем рассказать о Нем.

Вы полагаете, что странные движения и проявления – неотъемлемая часть проявлений Духа.

В некоторых общинах пятидесятников и харизматов (в том числе и классических церквях Пятидесятников) имели место так называемые движения пробуждения или обновления, участники которых полагают, что на человека сошел Святой Дух, потому что он начинает кричать, дергаться в конвульсиях, лаять, как собака, квохтать как курица, танцевать в Духе, бегать, кружиться и т.п. Когда я впервые проповедовал в классической церкви Пятидесятников, то подумал, что с кем-то случился эпилептический припадок. Но мне объяснили, что на этих людей сошел Святой Дух.

Я уверен, что Святой Дух иногда сходит на нас так, что наше тело, эмоции и физиология очень сильно реагируют на непосредственное присутствие Господа (со мной это случалось несколько раз). Но я также убежден, что многие просто стараются изобразить движение Божье. И это не более чем пятидесятнические штучки и дела плоти.

Бог не обязан действовать таким лишь образом для того, чтобы говорить с нами и сходить на нас. Самые яркие мои переживания присутствия Христа происходили, когда Он говорил со мной тихим, нежным голосом (3 Царств 19:11-13) во время личной молитвы или поклонения Ему в течение дня.

Мне кажется, что иногда неокрепшие люди, в своем рвении по Богу, поддаются своим эмоциям и демонстрируют странности во имя Господа, хотя это не более, чем дела плоти (которые, в некоторых случаях, могут быть и демоническими). Более того, я видел, как целые церкви праздновали эти странные явления как сошествие Господа. В результате они только привлекали людей, склонных к таким харизматическим крайностям, из других церквей, но практически не имели плода в виде покаявшихся неверующих.

Для вас важно погрузиться в Дух, а не наполниться Духом, чтобы свидетельствовать.

Согласно Деяниям 1:8, главное значения крещения Духом — стать способным свидетельствовать о Воскресении Христа. То есть сила Духа направлена на служение, а не на самого себя. Многие харизматы полагают, что Дух сходит на них, чтобы они почувствовали себя хорошо, и всё, чего они хотят, — прийти в церковь, чтобы «погрузиться в присутствие Бога». Но моя Библия учит меня, что каждый раз, когда человек встречается с Богом, Бог отправляет этого человека на служение для Своего царства. (Например, Моисей и горящий куст в книге Исхода 3; Исайя 6; Иезекииль 2:1-3; Павел в Деяниях 22:14-15).

Книга Деяний также может быть названа книгой Святого Духа, поскольку Дух активно действует в каждом аспекте церковного служения. Фокус книги Деяний — на делах, а не на чувствах и даже не на учении! Ее называют не книгой теорий, но книгой Деяний по вполне определенной причине! Даже когда церковь Антиохии совокупно прославляла Господа, Святой Дух отправил двух лучших её лидеров проповедовать Евангелие (Деяния 13:1-2).

Харизманьяки сосредоточены на себе, на том, чтобы погрузиться в Дух, а не на том, чтобы быть посланными Богом на служение!

6. Вы — мистики, и не практики.

Библия — самая практическая книга на свете, рассказывающая о служении на земле. Это не книга о небесах или мистическом опыте. Когда мы думаем о небесном, мы стоим на земле (Кол. 3.1-3).

В жизни же у харизманьяков — постоянные переживания и ощущения, интерпретации чисел, закономерностей, снов и видений. Они спиритуализируют все до такой степени, что уже почти ничего не делают на земле! Любой духовный или мистический опыт, который не приводит меня к лучшему познанию Бога или не готовит меня для того, чтобы служить Ему лучше в этом мире, — пустая трата времени и не достоин моего внимания.

7. Вы заявляете, что общаетесь со святыми на небесах.

Я слышал о некоторых церковных лидерах, которые заявляли, что беседовали с ветхозаветним патриархом Авраамом и апостолом Павлом, и другими святыми древних времен. Это очень опасно и может привести к еретической традиции поклонения святым, принятой в Римско-католической церкви. 1 послание к Тимофею 2:5 говорит, что есть только один посредник между человеком и Богом: человек Иисус Христос. Мне не надо говорить с Павлом, Марией, Авраамом и другими святыми из прошлого. Иисус помазан Святым Духом, чтобы вести нас ко всякой правде и открыть ее нам (Ин 14:26; 16:14). Даже апостол Павел не может быть лучше Святого Духа.

8. Вы постоянно говорите о явлениях ангелов.

Однажды меня попросили провести телевизионное интервью с женщиной, которая называла себя «Ангельская Леди». Я отказался, поскольку не хотел, чтобы мое имя ассоциировалось с этой чушью. Помимо этого, я не смог бы играть роль радушного хозяина, а наоборот, стал бы задавать ей много неудобных вопросов, чтобы проверить ее взгляды и выставить ее пред публикой в неудобном виде.

Меня не надо учить, как связаться с моим «ангелом-хранителем». Единственный ангел, которого я хочу знать, — это Ангел Господень, который ополчается вокруг боящихся Его (Пс.34:7), о котором многие толкователи говорят, что это — никто иной, как сам Иисус Христос.

Хотя я знаю, что ангелы идут впереди меня, когда я делаю работу для царства Божия, — не моя это задача, знать их или давать им приказания. Слово Божие учит меня возрастать в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр 3:18) и никогда не наставляет меня в том, что я должен узнать моего ангела-хранителя. Это заблуждение может привести к поклонению ангелам, которое нас дисквалифицирует, как говорит апостол Павел (Кол. 2:18)! Хотя в послании к Евреям (1:4) говорится, что ангелы посланы, чтобы служить верующим, Псалом 91:11 учит нас, что ангелами повелевает только Господь, но не я. Давая приказания ангелам, я нарушаю порядок молитвы, который учит нас во всякой нужде обращаться к Отцу во имя Иисуса (Ин. 16:23-24). Библия ничего не говорит о верующих, которые разговаривают или дают указания ангелам. Господь — Бог Вседержитель и Он лучше знает, как командовать Своей армией ангелов!

9. Вам недостает библейской глубины и доктринальной прочности.

Только немногие подобны святым из церкви в Верее, которые исследовали Писание, чтобы удостовериться, действительно ли апостол Павел говорил правду (Деяния 17:11).

Харизманьяками управляют эмоции, субъективные чувства и очень редко — серьезное изучение Библии! Чем меньше ваши познания Слова Божьего, тем менее вы способны распознать, от Господа или от дьявола приходящие вам мысли и образы (2 Кор. 10:3-5). Соответственно, харизманьяки крайне восприимчивы влиянию лжеучений и лжепророков, которые могут увлечь их ложными знамениями, чудесами и небиблейскими учениями (2 Кор. 11:13-15).

Иисус сказал религиозным лидерам Своего времени, что они заблуждаются, поскольку они не знают ни Писаний, ни силы Божией (Мф. 22:29). Я думаю, что Иисус первым упомянул Писание, поскольку Писание обрамляет наши, подчас очень мощные, духовные переживания и мы можем иметь верное различение! Нет Писания — нет различения, а если нет различения — значит есть потенциальное обольщение.

10. Вы независимы от Тела Христова, поскольку вас «ведет Дух».

Я знал некоторых харизманьяков, которые не связаны ни с одной из местных церквей, а просто переходят из одной церкви в другую, поскольку, как они сами говорили мне, «их ведет Дух”. Такие люди никогда не достигнут зрелости в Господе, потому что, подобно семенам, мы должны быть посажены в земле, чтобы достигнуть зрелости (Пс. 91:14 говорит, что тот, кто посажен в доме Господнем, будет процветать!). Даже Иисусу было необходимо тело для того, чтобы осуществить Его миссию (Еф. 1:22-23). Те, кто не входят в поместную церковь, подобны человеку, который отрезает себе руки и надеется, что они будут действовать сами по себе.

В заключении хочу добавить, что большинство верующих харизматов/пятидесятников, которых я знаю, любят Господа. Это именно те церкви, которые расширяют всемирное Христианство. Без харизматически-пятидесятнического лагеря церковь была бы мертва и находилась бы сейчас на пути к исчезновению.

Моя задача, в написании этой статьи, не «выплеснуть с водой и ребенка», но призвать церкви принять истинное назначение Пятидесятницы (Деяния 1:8) и отвергнуть безрассудство, которое только препятствует приближению Царства.

Джозеф Маттера посвятил свою жизнь церковному служению в 1980 году. В настоящее время он является председательствующим епископом Коалиции Завета Христа (Christ Covenant Coalition) и наблюдающим епископом в Церкви Воскресения в Нью-Йорке, мультинациональной конгрегации, в которую входят верующие более 40 национальностей. Эта церковь успешно вырастила много лидеров и служителей в Нью-Йорке и за его пределами.

Верховный суд РФ подтвердил решение о ликвидации церкви пятидесятников.

Полное название религиозной организации – «Церковь христиан веры евангельской пятидесятников «Жатва». Ведет она свою деятельность около 20 лет. По оценкам экспертов, в России у этого движения не менее 200 тыс. адептов. Пятидесятников ставят в один ряд со «Свидетелями Иеговы» по масштабам и темпам распространения. По свидетельствам очевидцев, на собраниях верующие входят в состояние экстаза вплоть до истерических припадков – считается, что только таким образом можно познать Святого Духа. Ученые-богословы на своих сайтах вносят это движение в список тоталитарных сект, активно действующих в России. Представители пятидесятников в свою очередь говорят, что их преследуют по религиозным мотивам.

Повод для закрытия

Весной прошлого года «Жатву» навестила городская прокуратура и выяснила, что религиозная организация вела образовательную деятельность без лицензии. В арендованном здании были оборудованы учебные классы, где проводились занятия. В аудиториях стояли школьные парты, стеллажи с учебной литературой, методическими пособиями и настенными досками. Для контроля за успеваемостью учеников представители религиоз­ной организации использовали классные журналы, вели расписание занятий, покупали учебную литературу.

По сути, был найден формальный повод закрытия «Жатвы». Прокуратура подала иск в суд (на стороне истцов также выступали управление юстиции и отдел образования Красногвардейского района), и 14 ноября 2013 г. петербургский суд вынес решение о ликвидации этой церкви. К тому времени в нескольких регионах страны суды также вынесли аналогичные вердикты в отношении пятидесятников.

Пятидесятники не согласились с таким решением и обжаловали его в Верховном суде. Однако решение, вынесенное Санкт-Петербургским городским судом о ликвидации церкви «Жатва», было оставлено без изменений и вступило в законную силу. Теперь эта религиозная организация будет исключена из реестра юридических лиц. По информации «Петербургского дневника», сейчас представители «Жатвы» готовят жалобу в Европейский суд.

А тем временем эксперты говорят о том, что в России до сих пор нет государственных структур, которые занимались бы проблемами, связанными с религиозными сектами и деструктивными культами. Хотя одно время говорилось о создании экспертных советов (был даже принят соответствующий закон, согласно которому планировалось, что подобные советы будут работать во всех субъектах России). Но оказалось, что среди чиновников практически нет людей, не только разбирающихся в религиозных вопросах, но и способных оценить потенциальную опасность различных проповедников и ограничить деятельность тоталитарных организаций.

Поэтому лишь в единичных случаях подобные «церкви» удается прикрыть. Но наблюдается парадокс – даже если религиозную организацию закрывают в Москве или Санкт-Петербурге, она свободно действует в провинции. Достаточно лишь поменять название.

Проблему нужно решать

Сейчас этой непростой темой занимаются в основном общест­венные движения. К примеру, в Петербурге работает центр, в котором оказывают психологическую помощь пострадавшим от деятельности религиозных структур.

По словам экспертов, используются самые разнообразные методы завлечения людей. Обычно в первое время новичков не нагружают информацией. Делается все, для того чтобы у людей не возникало никаких противоречивых чувств и сомнений. Этот период психологи называют «медовым месяцем» в секте. Новичка все принимают безоговорочно, все его любят и одобряют. В это время исподволь проводится оценка его платежеспособности (есть ли у него деньги, недвижимость и т.д.), выясняются семейный статус, род занятий.

В Петербурге пятидесятники действуют с 1996 г. Они начинали с трех человек и разрослись до ветви дочерних церквей. Основной зал на Таллинской ул. вмещает 500 прихожан.

Подобно другим протестантам, пятидесятники не почитают икон, креста, отрицают церковную обрядность. Крещение они совершают над взрослыми людьми «по убеждению». Большую роль отводят в секте проповедникам, которые пользуются влиянием и авторитетом среди верующих.

Секта пятидесятников неоднородна. Она имеет несколько течений. В нашей стране существуют самостоятельные пятидесятнические течения: воронаевцы, смородинцы, трясуны, сионисты и т. п. За рубежом немало приверженцев имеют Ассамблеи бога, Церкви бога и др.

Перфекционисты

К пятидесятникам примыкают перфекционисты. Как и пятидесятники, перфекционисты считают возможным достигнуть и поддерживать состояние личной святости, верят во второе пришествие. В отличие от пятидесятников они не признают говорения на иных языках — глоссолалии. В целом перфекционистов можно назвать умеренными пятидесятниками (иногда перфекционистов и пятидесятников объединяют под названием «церкви святости»). Крупнейшая организация перфекционистов — На-зарянская церковь. Подавляющее большинство перфекционистов сосредоточено в США.

Вальденсы

Несколько в стороне от трех основных течений протестантизма стоит секта вальденсов, появившаяся еще задолго до Реформации — в XII в. Она возникла на юге Франции среди городских низов и носила ярко выраженный антифеодальный и антипапистский характер. Как и протестанты, вальденсы требовали возвращения к принципам раннего христианства. Они установили принцип выборности духовенства, отказались от крещения детей, выступали против частной собственности. Несмотря на неоднократные погромы вальденсов, учинявшиеся как светскими, так и церковными властями, их секта в отличие от большинства других ранних (дореформационных) протестантских сект выжила и существует за рубежом вплоть до настоящего времени (Италия, Уругвай, Аргентина).

Моравские братья

В предреформационный период (в XV в.) появилась секта моравских (богемских) братьев. Она возникла среди городской и сельской бедноты средневековой Чехии. Важнейшие положения секты восходили к раннехристианским принципам. Являясь на первых порах антифеодальной, секта постепенно принимала более умеренный характер. Это не освободило ее от гонений. Спасаясь от преследований, некоторые приверженцы секты бежали в Германию, где обосновались в местечке Гернгут. Здесь в 1727 г. они создали религиозное общество «гернгутеров». Под воздействием предоставившего им приют немецкого аристократа Н. Цинцендорфа моравские братья признали аугсбургское исповедание.

Основное содержание христианства моравские братья видят в вере в искупительную жертву Христа. Большое значение придается обрядовой стороне религиозной жизни — литургии, гимнам и молитвам, омовению ног и т. д. У моравских братьев сохраняется церковная иерархия, местные церковные организации возглавляются епископами. В общинах поддерживается строгая дисциплина, жизнь рядовых членов секты находится под контролем особых надзирателей.

Активная миссионерская деятельность способствовала распространению секты по земному шару. В настоящее время ее общины имеются в США, Никарагуа, на ряде Антильских островов, в Суринаме, ЮАР, Танзании, ФРГ, Чехословакии и некоторых других странах. Организации моравских братьев находятся в тесном союзе с лютеранами.

Особенности идеологии современного протестантизма

Идеология протестантизма формировалась в процессе приспособления христианства к буржуазным общественным отношениям, шедшим на смену феодальному строю. Естественно, что содержание протестантской идеологии соответствовало капиталистическим отношениям и выступало как их идеологическое оправдание. Это отчетливо обнаруживалось в тесных связях, установившихся между протестантскими церквами и буржуазными государствами.

С переходом капитализма в его последнюю, империалистическую стадию развития буржуазия отрекается от своих былых прогрессивных устремлений и гуманистических идеалов, она стремится противопоставить социализму сплоченный фронт всех сил реакции. Протестантизм не сразу находит свое место в изменившихся условиях. Он переживает кризис и вынужден заняться поисками новой идеологической программы и новых форм организации.

В конце XIX и начале XX в. наиболее влиятельной в протестантизме была так называемая «либеральная теология» (Гарнак, Трёльч). Возможность согласовать христианство с разумом и научным знанием представители этого направления усматривали в том, чтобы отказаться от буквального понимания библейских мифов, чудес. Сторонники «либеральной теологии» допускали весьма вольное аллегорическое толкование Библии, рассматривая христианство как нравственную в своей сущности доктрину. Христианство в интерпретации «либеральных теологов» приобрело харак-теР скорее философского учения, нежели «религии откровения».

С протестантским теологическим Модернизмом было связано течение так называемого социального христианства, или «социального евангелизма», выдвинувшего на первый план идею царства божьего на земле. Стремясь повести за собой рабочее движение, идеологи протестантизма выдвинули лозунг «религиозного социализма», за которым крылась типично буржуазная программа: частная собственность провозглашается незыблемой и на ее основе предлагается «христианское примирение классов». По существу, реформированный капитализм предлагается в качестве царства божьего на земле.

Победа социалистической революции в России, утвердившей на земле новый общественный строй, глубокий общий кризис, поразивший капитализм, привели к весьма существенным сдвигам в протестантской теологии, к размежеванию различных по своей политической ориентации сил. Складываются такие течения, как «новая ортодоксия», с одной стороны, и «христианский коммунизм» — с другой. Возникшая в начале 20-х годов школа «новой ортодоксии» отказалась от надежд, возлагавшихся «либеральной теологией» на прогресс общества и утверждение разумных и нравственных отношений. Основной руководящей ее идеей является мысль о неразрешимости трагических противоречий человеческого существования. Противоречие между личностью и буржуазным обществом, которое в сознании «маленького человека» предстает как чуждый и враждебный ему мир, который непостижим для него и перед которым он бессилен, — это реальное противоречие выражается теологом К. Бартом в форме абсолютного противопоставления человека и бога, творения и творца. Причины трагизма человеческого бытия лежат в неразрешимом противоречии между абсолютной истиной бога и несовершенством греховного по своей природе человека. Человек не может не стремиться понять бога, но эти его попытки тщетны: для человеческих чувств и разума бог навсегда останется непостижимой тайной. Эта ситуация оставляет для человека только один путь приобщения к богу -посредством слепой веры.

Свойственное апологетам «новой ортодоксии» иррационалистическое восприятие мира проявляется и в отказе от попыток рационального обоснования самой религиозной веры. Сторонники «новой ортодоксии» предлагают рассматривать библейские мифы как способ передачи глубочайших истин, раскрывающих человеку его отношение к богу, а не как рассказы о подлинных событиях. Христианство, по их словам, может быть переведено с языка Библии на язык современного человека, демифологизировано. Смысл подобных утверждений следует искать в стремлении примирить религию с наукой.

Однако протестантским богословам в действительности не удается примирить науку и религию. Они не могут принять все то, что утверждается наукой. Уже само по себе размежевание мира на две сферы равнозначно утверждению того, что не все в мире доступно для познающего разума, равнозначно попытке ограничить науку в духе агностицизма. Очевидна несостоятельность этой попытки найти для религии область, в которой ее не могла бы затронуть наука: мир, единый в своей материальности, является в целом объектом научного познания, в нем нет места сверхъестественной тайне, недоступной человеческому разуму.

Список литературы

Григулевич И. Инквизиция. 3-е изд. М., 1985.

Католицизм-77. М., 1977.

Клибанов А Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

Курочкин П Эволюция современного русского православия. М., 1971.

Лозинский С История папства 3-е изд. М., 1986.

Новиков М. Тупики православного модернизма. М., 1979.

Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостолов

Пастор/руководитель: Шатров Дмитрий Дмитриевич, епископ

Адрес: Санкт-Петербург, район, 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 100, лит. И

Телефон: (812) 273-69-53

Эл. почта: info@mbv.spb.ru Сайт: mbv.spb.ru

Об организации

Церковь Миссия «БЛАГАЯ ВЕСТЬ»
197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., 22а (ст.м. «Пионерская»)Миссия «БЛАГАЯ ВЕСТЬ»
Приемная: (кабинет №60)
Время работы: Пн. – Пт., с 10:00 до 18:00
Телефон: +7 (812) 393-44-47
Тел./Факс: +7 (812) 393-95-12
Ждем ваших писем: E-mail
Линия доверия (круглосуточно, без выходных): +7 (812) 39-39-39-0, +7 (812) 438-11-33
Старший пастор церкви: Дмитрий Дмитриевич Шатров
Сайт: http://www.mbv.spb.ru/
Наша миссия
Каждый человек, переживший на себе Божью любовь, становится носителем и проводником этой любви на всяком месте, во всякое время, распространяя, таким образом, Царство Божье.
Наша цель
Только счастливый человек может сделать счастливым других.
Продолжая расти в Божьей любви, мы хотим, чтобы все люди на Земле, начиная с наших семей, друзей, коллег по работе, соседей и т.д. пережили Божью любовь и были счастливы с Богом уже здесь на Земле и, тем более, с Ним в вечности.
Наша задача
Благодаря возможности каждый день переживать Божью любовь и наполняться ею, наша жизнь становится всё ярче и радостней. Каждый из нас гармонично развивается как личность, обогащая себя и других, через правильные отношения друг с другом.
Во что мы верим
Библия – это живое слово Божье к человеку. Эта книга дает достоверные знания о Боге, о человеке, о будущем. На основании того, что сказано в Библии мы верим, что:
* Единый Бог есть творец всего видимого и невидимого мира. Весь мир Он сотворил Своим словом. Человек был создан из праха земного и «вдул в Него Бог дыхание жизни и стал человек душой живою.» (Быт. 2:7) Человек, как венец творения был сотворен для общения с Богом.
* Через грехопадение человек прервал связь с Творцом.
* Господь осуществил план искупления человечества через рождение на земле Иисуса Христа – Сына Божьего, в котором открылся Небесный Бог. Господь Иисус Христос взял на себя все наши грехи, беззакония, проклятия, вину, немощи и болезни, т.е. приобрел нам полное спасение, осуществив искупление через смерть на кресте и оправдание через воскресение из мертвых. (Рим. 4:25)
* Каждый человек, кто верит в жертву Иисуса Христа, принесенную за него, исповедует это своими устами и кается в своих грехах, получает их прощение и жизнь вечную. «…всякий, кто призовет Имя Господне – спасется» (Рим. 10:9-13)
* Покаяние – это осознание своей виновности перед Богом и принятие прощения Господа Иисуса Христа. Результатом покаяния является рождение свыше, перемена образа мышления и образа жизни.
* Рожденному свыше христианину необходимо заключить завет с Богом через водное крещение. Мы крестим человека в сознательном возрасте, крестя его во имя Христа. (Деян. 2:38, 10:48)
* Сейчас Господь работает Духом Святым через Церковь, как Его представительство на земле. (Еф. 1.22-23)
* Мы верим в излияние Божьего Духа на всякую плоть и в действие Даров Духа Святого в жизни людей, принявших спасение верой в жертву Иисуса Христа.
Сейчас Церковь ожидает возвращение господа Иисуса Христа на землю.
Историческая справка
Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостолов существует в г. Санкт-Петербург с 1914 г. До революции и несколько лет после 1917г. церковь проводила служения во дворцах княгини Н.Ф. Ливен, княгини В.Ф. Гагариной, графа И.М. Корф, известной семьи Пашковых, которые являлись членами нашей церкви. Эти горячо верующие и состоятельные люди предоставляли свои усадьбы для проведения богослужений и в других городах России.
Церковь быстро росла на всей территории бывшего Советского Союза, пока не начались преследования и репрессии в 1932г. К этому времени церковь уже окрепла и насчитывала тысячи прихожан во всех уголках страны.
В 1953г. служения церкви в г. Санкт-Петербург возобновились сначала нелегально. В 1975 г. община была зарегистрирована и в 1979г. в поселке Парголово был приобретен молитвенный дом. В этот ответственный период с 1972 по 2002 год церковью руководил Дмитрий Леонтьевич Шатров.
В 1990г. для осуществления широкой духовно-просветительской деятельности церковь открыла Миссию «Благая Весть». В настоящее время Миссия ведет активную деятельность в г. Санкт-Петербург по различным направлениям.

Церкви союза

  1. «Миссия Благая Весть» дочерняя церковь «Лоза»
  2. «Миссия Благая Весть», дочерняя церковь «Слава Божья на земле»
  3. «Миссия Благая Весть», дочерняя церковь в г. Волхов
  4. «Миссия Благая Весть», дочерняя церковь «Новая жизнь»
  5. «Миссия Благая Весть», дочерняя церковь в п. Семиозерье
  6. «Миссия Благая Весть», дочерняя церковь в п. Советский
  7. «Миссия Благая Весть», дочерняя церковь в поселке им. Морозова
  8. Домашняя группа церкви Миссия «Благая весть»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *