Валерий Михайлович Халилов (30 января 1952, Термез, Узбекская ССР — 25 декабря 2016, акватория Чёрного моря около г. Сочи, Россия) — российский дирижёр, композитор. Начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова (апрель — декабрь 2016). Начальник Военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации — главный военный дирижёр (2002—2016).

Валерий Халилов: «Вдохновение мое – это армия»

Генерал-лейтенант (2010). Член Союза композиторов России. Народный артист Российской Федерации (2014).

Биография

Родился в семье военного дирижёра в городе Термез, Узбекская ССР. Отец Михаил Николаевич Халилов в 1950 году окончил военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского; мать — Клавдия Васильевна Виноградова. В 1961 году семья переехала в Москву.

С 1963 года — воспитанник Московской военно-музыкальной школы (класс кларнета — педагог Е. М. Егоров, класс фортепиано — Т. И. Соколова).

В 1970—1975 годах обучался на военно-дирижёрском факультете при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Г. П. Алявдина).

Первое место службы — дирижёр оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

В 1980 году оркестр под управлением Валерия Халилова занял 1-е место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Валерий Халилов был назначен преподавателем кафедры дирижирования на военно-дирижёрский факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В 1984 году переведён в управление военно-оркестровой службы ВС СССР, где служил офицером военно-оркестровой службы, старшим офицером и заместителем начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 по 2016 год — начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации — Главный военный дирижёр. В этой должности неоднократно выступал в качестве дирижёра сводного военного оркестра, принимавшего участие в Парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади. С мая 2015 года — член попечительского совета «Академии праздничной культуры».

В апреле 2016 года назначен на должность начальника ансамбля-художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов выступил организатором многих праздничных театрализованных мероприятий с участием духовых оркестров России и зарубежных коллективов — в том числе таких международных военно-музыкальных фестивалей, как «Кремлёвская зоря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным руководителем фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» (Хабаровск) и «Марш столетия» (Тамбов), а также Международного военно-музыкального фестиваля в Южно-Сахалинске. Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии.

Валерий Халилов — автор произведений для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», маршей: «Кадет», «Молодёжный», «Рында», «Улан», романсов и песен.

Валерий Михайлович Халилов погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе в Сочи самолёта Минобороны России, направлявшегося в Хмеймим (Сирия). Вместе с ним погибли 91 человек, в том числе 64 артиста возглавляемого им ансамбля имени Александрова.

Останки идентифицированы после проведения генетической экспертизы в январе 2017 года. Похоронен 16 января 2017 года, согласно завещанию, на Архангельском Погосте в Киржачском районе Владимирской области.

Награды

  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Орден Почёта
  • Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в номинации «Музыкальное искусство» (2016, посмертно)
  • Медали СССР
  • Медали РФ

Воинские звания

  • генерал-майор (декабрь 2006 года)
  • генерал-лейтенант (9 июля 2010 года)

Учёное звание

Семья

У погибшего В. М. Халилова остались жена, две дочери и внуки.

Младший брат — Александр Михайлович Халилов, полковник, заслуженный артист Российской Федерации (1997), старший преподаватель Военного института (военных дирижёров) Военного университета Минобороны России, автор популярных в армии песен и аранжировок (в том числе музыки к песне «Мы уходим с Востока» ВИА «Каскад»).

Память

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года имя Валерия Халилова присвоено Московскому военно-музыкальному училищу.

Его имя будет носить Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске.

Имя Валерия Халилова будет присвоено одной из улиц города Киржач во Владимирской области.

Указом Главы Республики Тыва Ш. В. Кара-оола от 7 января 2017 года Тувинской государственной филармонии присвоено имя Валерия Михайловича Халилова.

Центральный военный оркестр Минобороны России дал несколько концертов, посвященных памяти Валерия Халилова.

Литература

  • Халилов В. «Наша музыка – экологически чистый жанр» (рус.) // Ориентир : журнал. — 2015. — Октябрь (№ 10). — С. 12-17.

Валерий Халилов – организатор праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали многочисленные военные духовые оркестры из разных стран мира. В эксклюзивном интервью корреспондентам ИА «Экзистенция» Марату Бекмурзаеву и Анне Качеровой Валерий Михайлович поделился воспоминаниями о годах учебы в военно-музыкальном училище, создании маршей и переменах, произошедших в военной музыке.

ИА «Экзистенция»:
Валерий Михайлович, кому принадлежит идея проведения фестиваля «Спасская башня»?

Халилов В.М.: Ставший традиционным фестиваль «Спасская башня» в 2010 году состоялся в третий раз. Первый военно-музыкальный смотр назывался «Кремлевская Зоря». Он прошел в сентябре 2007 года, разрешение на проведение было подписано Президентом РФ В.В. Путиным. Сама идея плац-концерта возникла в связи с удивительной архитектоникой Красной площади. Я считаю, что именно главная площадь столицы с историческими декорациями – стенами, башнями Кремля, Собором Василия Блаженного – является идеальной площадкой для потрясающего патриотического действа, знакомящего россиян с достижениями в области военной музыки. Основу фестиваля будут составлять военные оркестры, включающие в себя 1400 музыкантов из 15 стран. Кроме этого, как и в прошлые годы, в смотре принимали участие подразделения почетного караула – Президентского полка РФ и Республики Казахстан.

ИА «Экзистенция»: Что Вы сами ожидаете от фестиваля?

Халилов В.М.: Очень хотелось бы выстроить переход к финалу логично и «свести» все выступления высокопрофессионально. Например, оркестр Евросоюза, состоящий из 40 волынщиков, выступит по программе пятым номером. После дефиле к нему присоединится российский оркестр и исполнит номер на тему песен военных лет (в прошлом году мы играли попурри из песен легендарных The Beatles). Мы сместили акценты таким образом, чтобы сам финал – торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и знаменитый старинный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» – получился цельным, без эклектики. 2010 год – юбилейный, мы празднуем 65-летие со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому особое внимание мы уделяем теме Победы. Днем 5 сентября для москвичей и гостей города ведущие военные оркестры фестиваля сыграют в Измайловском парке, Сокольниках, в парке Горького, в Александровском саду, на Поклонной горе и в Царицыно, а тем же вечером в 20.00 на Красной площади состоится благотворительный Гала-концерт «Рубежи нашей памяти», на котором барды исполнят военные песни.

ИА «Экзистенция»: Чем «Спасская башня-2010»  отличается от предыдущих фестивалей?

Халилов В.М.: Несмотря на традиционность фестиваля, на нем представлено много новшеств. Впервые на Красной площади выступил Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Известный со времен императрицы Елизаветы Петровны, необычный состав духовых инструментов возрожден и сыграет специально созданную фанфару: 14 музыкантов протрубили о начале праздника с гульбища Спасской башни. Новой и разнообразной стала и программа фестиваля. Оркестр Бундесвера (Германия) предложил вниманию зрителей произведения Рихарда Вагнера, коллектив из США исполнил музыку Майкла Джексона, курсанты московского военно-музыкального суворовского училища сыграли «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и эстрадную музыку.

ИА «Экзистенция»: Валерий Михайлович, Вы сделали блестящую карьеру военного дирижера, возглавили Военно-оркестровую службу Российской Армии, в этом году после парада Победы Вам присвоено звание генерал-лейтенанта. Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша музыкальная карьера? Когда Вы впервые взяли в руки дирижерскую палочку?

Халилов В.М.: Это произошло в 1970-м году. Я окончил военно-музыкальное училище, затем поступил на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Я попал в класс профессора Георгия Петровича Алявдина, ученика Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педагога, воспитанниками которого были выдающиеся дирижеры, в том числе и Валерий Абисалович Гергиев.

ИА «Экзистенция»: На каком музыкальном инструменте Вы начинали играть?

Халилов В.М.: Я занимаюсь музыкой с четырех лет. Играл на пианино.

ИА «Экзистенция»: То есть, у Вас не было сомнений в выборе профессии?

Халилов В.М.: У папы не было. У меня же были колоссальные сомнения. Поступив в суворовское музыкальное училище, я подумал: «Куда я вообще попал?» Мне было одиннадцать лет, и меня обрили наголо. Да, я любил поиграть в футбол, похулиганить, как все мальчишки во дворе, но при этом я был домашним ребенком, занимался музыкой. В училище мне случалось даже плакать от обиды…Оценивая свой выбор через много лет, я считаю, что он был верным, ведь я продолжил семейную династию. Военно-музыкальное училище – уникальное учебное заведение: у нас был огромный конкурс – пятьдесят человек на место, на курс поступило тридцать человек со всего СССР. Поразительный факт: за семь лет учебы было отчислено всего четыре курсанта, и то по состоянию здоровья. А коллектив педагогов и студентов у нас был замечательный.

ИА «Экзистенция»: Вы поддерживаете с ними отношения?

Халилов В.М.: Конечно! Мы собираемся ежегодно в конце мая в Серебряном Бору, где располагалось училище.

ИА «Экзистенция»: Что вдохновляет Вас на создание собственных произведений?

Халилов В.М.: Вдохновением служит армия, ведь основная тематика моего творчества – армейская. Я пишу марши, мне это нравится и легко дается, я не стремлюсь к другим жанрам. Однажды я был в гостях у великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и поинтересовался: «Георгий Васильевич, а Вы бы смогли марш написать?». Он ответил: «Я же написал военный марш, в «Метели». А потом улыбнулся и говорит: «Конечно, это не военный марш.

Халилов Валерий Михайлович (1952-2016)

Просто тема такая. Я не смог бы написать». Я вообще не уверен, что, к примеру, известный композитор, но не армейский человек, может сочинить марш. Думаю, чтобы создать военную музыку, нужно находиться в недрах армии, впитать ее ритм. Для марша характерна определенная музыкальная форма: есть мотив, который должен быть развернут «сверху» и «снизу», есть «трио», во второй части должен быть обязательно контраст. Важно учитывать эти нюансы при создании марша. К примеру, симфонические или увертюрные музыкальные жанры – это развернутые произведения, создание которых требует большого количества времени, сосредоточения. Чтобы написать подобные произведения, необходимо учиться. А у меня нет специального образования, но есть умения, навыки и желание. Для меня творчество стало скорее хобби, во время учебы я входил в военно-научное общество по композиции, где и освоил основы композиторского письма. Это и есть мое «обучение». Меня принимала в Союз композиторов комиссия достаточно известных музыкантов. Я сыграл два своих произведения, и мне сказали: «Хватит!» Значит, этого было достаточно, чтобы признать меня композитором.

ИА «Экзистенция»: Как Вы считаете, что происходит сейчас с военной музыкой?

Халилов В.М.: В последние пять-семь лет я начал чувствовать, что действительно началось реальное возрождение военной музыки в России. Во-первых, в последние годы мы получили достаточно средств, чтобы начать обновление оркестров музыкальными инструментами. Москву и Санкт-Петербург мы уже полностью «одели» в новые комплекты отличных инструментов мирового уровня. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент – это оружие каждого музыканта. Во-вторых, за последние годы мы провели Всеармейский конкурс военных оркестров. Впервые за всю историю Вооруженных сил СССР и РФ все военные дирижеры собрались для обмена опытом и знакомства с достижениями в военной музыке. А до этого на протяжении 15 лет у нас был silentium (молчание): инструменты не закупались, конкурсы и смотры не проводились, потому что средства на это не выделялись. Шли девяностые, время было непростое.

ИА «Экзистенция»: На Ваш взгляд, есть ли разница между оркестрами Советского Союза и РФ?

Халилов В.М.: Мы отказались от репертуара, который много лет нам насаждали: не играем сейчас, например, песню «Широка страна моя родная». Думаю, в выборе исполняемых произведений необходимо избегать идеологической архаики, важно выбирать произведения, представляющие культурную ценность и соответствующие духу времени. В то же время, нельзя отказываться от шедевров музыкальной культуры, таких как «Священная война» Александра Васильевича Александрова. Посмотрите, что произошло: музыка гимна Советского Союза осталась основой гимна Российской Федерации. Слова изменились, но музыка-то осталась. Потому что это шедевр.

ИА «Экзистенция»: Валерий Михайлович, а Вам не кажется, что народ устал от современной музыки, от «попсы»?

Халилов В.М.: Мы все с вами и составляем российский народ, я не отношу себя к «элите». После службы я спускаюсь в метро и становлюсь таким же, как и все, ведь в гражданском никто не может различить, что я генерал. Я прихожу домой и слышу по радио или телевидению современную музыку, и она меня удручает. Я категорически против фонограммы в любом ее виде. Я еще могу понять исполнение под аккомпанемент, ведь артист иногда не может везти с собой из Москвы в регион оркестр. Но он может петь своим голосом. Пусть это будет «минусовка», но когда и артист, и аккомпанемент «не живой» – я не могу этого понять! Приходит зритель на концерт в зал, а его, извините, дурачат. Меня, музыканта-профессионала, это коробит. Исполнитель обязан показать свое мастерство.

ИА «Экзистенция»: Какие исполнители Вам нравится?

Халилов В.М.: Меня привлекают настоящие профессиональные «откровения», за которыми стоят труд и любовь к музыке, переданная по-настоящему. Недавно Игорь Бутман сказал мне такую фразу о бардах: «Поэтом можешь ты не быть, но музыкантом быть не можешь!» Да, барды не являются музыкальными профессионалами, и в то же время, я обожаю их: это музыка достаточно серьезная, глубокая, интересная, где чувства доносятся по-настоящему, через сокровенность. И мне барды, честное слово, дороже, чем профессионал, который исполняет свою музыку вымученно.

ИА «Экзистенция»: На Ваш взгляд, какую роль играет военный оркестр в жизни общества?

Халилов В.М.: Великий критик Владимир Васильевич Стасов сказал: «Военные оркестры – проводники не одной только военной, но всяческой музыки, в массу народную». Еще до революции, до эпохи радио и телевидения, военный оркестр являлся настоящим культурно-музыкальным центром, в задачи которого входило не только обеспечение строя военной музыкой или исполнение ритуальных протокольных произведений, но и  выступление перед зрителями как филармонии, игра на балах, в садах и парках. У каждого полка был свой гимн в виде марша или какой-нибудь «цитаты» из классического оперного произведения. Музыку военного оркестра раньше обожали все. Вспомните популярные произведения: «Амурские волны», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», вальсы, созданные, кстати, военными дирижерами.

ИА «Экзистенция»: Какую цитату Вы произносите чаще всего?

Халилов В.М.: Слова Александра Суворова: «Музыка ведет к победе – победа ведет к славе!» Вообще-то я не строю свою жизнь по цитатам или постулатам. Я верующий человек. Конечно, в жизни есть внутренние эстетические нормы, правила, которым я следую. Знаю, что где-то пролегает грань, дальше которой идти нельзя, потому что там находится «черная дыра», к которой я просто боюсь приближаться. А если вспомнить еще цитаты, то я часто обращаюсь к строчкам Владимира Маяковского:

Это мало – построить парами,
По штанине распушить канты.
Все совдепы не сдвинут армии,
Если марш не дадут музыканты!

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *