Гуманизм является следствием естественно присущей человеку гуманности, человечности. Он теснейшим образом связан с тем, что есть Я, человек как человек, его позитивная сущность.

Это не значит, что люди «обречены” на гуманизм. Человеку присущи отрицательные черты. У него есть и нейтральные качества, к которым относятся все физические, нервно-физиологические и познавательные способности, свобода, любовь и другие психо-эмоциональные характеристики. Правда, зачисление последних двух в рубрику нейтральных обычно вызывает возражения, ведь, сколько слов сказано во славу свободы и любви. Но реализм гуманиста в том и состоит, что он понимает негарантированность человечности свободы и любви, их обязательной связи со светлыми сторонами человеческого существа. Сколь ни неприятно нам признавать это, но жизнь демонстрирует бесчисленные проявления свободы как произвола, насилия и злой воли, а любви — как паразитизма и деспотизма, экспансии и притязаний, также как и, к сожалению, совместимости гения и злодейства. Очевидно, что нейтральные человеческие качества сами по себе ни хороши, ни плохи, они становятся таковыми, когда сочетаются, соответственно, с положительными и отрицательными качествами человека. Именно поэтому «нейтральная” область не может образовать какого-то мировоззрения.

Другое дело бесчеловечность. На ее основе формируется нечто противоположное гуманизму, скажем, криминальное или садистское мировоззрение. Оно реально, но его содержание негативно, оно — антипод гуманистического мировоззрения и предстает как его изнанка, как темная и иррациональная тяга к уничтожению и самоуничтожению человека. Нас же интересует не отрицательный, а положительный полюс личности. С этой точки зрения, гуманность — высшее жизнеутверждающее начало в человеке.

Главным признаком фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью. Она решает здесь актуальный, исключительно важный выбор себя в качестве не просто индивидуального Я (что происходит в обычном акте самосознания), а Я человечного, достойного лучшего в себе и равно достойного всем ценностям мира. На этой основе позитивно решаются все иные — философские, религиозные, политические, правовые и другие мировоззренческие вопросы.

Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей — это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма. Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность — неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека. Абсолютно бесчеловечных людей не бывает и быть не может. Но нет и абсолютно, стопроцентно человечных людей. Речь идет о преобладании и борьбе в личности того и другого.

Гуманизм представляет собой определенную сумму общечеловеческих ценностей, обычных (простых) нравственных, правовых и иных норм поведения. Их каталог знаком практически каждому из нас. Он включает в себя такие конкретные проявления человечности, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др.

Сложнее дело обстоит с характеристиками основ гуманизма как мировоззрения и явления общественной и культурной жизни. В них должна фиксироваться сущность человека, его взаимосвязи с обществом и природой, место и специфика гуманизма по отношению к другим мировоззрениям, социальным практикам и институтам.

По моему разумению, фундаментальными чертами гуманистического мировоззрения являются следующие:

1. Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе реальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, для гуманиста личность — исходная реальность, приоритетная и безотносительная по отношению к себе и относительная в ряду всех остальных.

2. Гуманисты, следовательно, утверждают равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам.

3. Гуманисты допускают возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но они отвергают редукцию, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д. Сущность человека — это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.

4. Гуманизм, таким образом, — это собственно человеческое, светское и мирское мировоззрение, выражающее достоинство личности, ее внешне относительную, но внутренне абсолютную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом всех иных реальностей, известных и неизвестных существ окружающей ее действительности.

5. Гуманизм — это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, стоицизм, трагизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.

8. Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.

7. Гуманизм — это мировоззрение без границ, поскольку предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикальных внутренних трансформаций перед лицом изменений и новых перспектив человека и его мира.

8. Гуманисты признают реальность антигуманного в человеке и стремятся максимальным образом ограничить ее сферу и влияние. Они убеждены в возможность все более успешного и надежного обуздания негативных качеств человеческого существа в ходе поступательного развития мировой цивилизации.

9. Гуманизм рассматривается в качестве принципиально вторичного феномена по отношению к гуманистам — группам или слоям населения, фактически существующим в любом обществе. В этом смысле гуманизм — не более чем самосознание реальных людей, понимающих и стремящихся взять под контроль естественно присущую любой — в том числе и гуманистической — идее тенденцию к тоталитарности и господству.

10. Как социально-духовное явление гуманизм — это стремление людей достигнуть возможно более зрелого самосознания, содержание которого составляют общепринятые гуманистические принципы, и практиковать их во благо всего общества. Гуманизм представляет собой осознание наличной гуманности, т.е. соответствующих качеств, потребностей, ценностей, принципов и норм сознания, психологии и образа жизни реальных слоев любого современного общества.

11. Гуманизм — это больше, чем этическая доктрина, поскольку стремится осознать все области и формы проявления человечности человека в их специфике и единстве. Это значит, что задача гуманизма — интегрировать и культивировать на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, юридические, гражданские, политические, социальные, национальные и транснациональные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.

12. Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением и структурой, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. Вместе с тем, задача гуманизма — прояснить и очертить плюрализм общечеловеческих политических ценностей, составляющих общую основу политических доктрин и движений. Тем самым он способен, готов выполнять и выполняет коммуникативно-интегративную, координирующую и согласительную функцию в диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе. Он способен предложить и предлагает всем не тоталитарным и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему ценностей, способных гуманизировать политические идеологии и политику в целом.

13. Гуманизм не является и не должен являться какой-либо формой религии. Гуманистам чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного, преклонение перед ними и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Гуманисты отвергают дух догматизма, фанатизма, мистицизма и антирационализма.

14. Гуманисты скептически относятся к явлениям, которые объявляются паранормальными, экстрасенсорными, оккультными, магическими, спиритическими, ясновидческими, астрологическими, телекинетическими и т.п., и выступают за необходимость независимого и объективного научного критического исследования заявлений о такого рода феноменах.

15. Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Гуманисты в целом разделяют принципы Всеобщей декларации прав человека.

***

Для гуманистического движения важен и дорог не гуманизм сам по себе, а человек, его объективная человечность. Он, его практический образ жизни приоритетны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. В организационном и социальном смысле это означает максимально возможную открытость и демократизм гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает максимально цивилизованные и взвешенные формы обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения или идей, что отнюдь не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей. Особенно корректной должна быть работа по расширению участников движения светского, гражданского гуманизма. Главное здесь — консолидация людей, уже считающих себя гуманистами или способных осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.

Речь, таким образом, идет о том, что связано с советом человеку разобраться со своим внутренним миром, навести в нем порядок. Гуманистический призыв — это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне безразлично, а прежде обрести себя с помощью самого себя и объективных возможностей, это призыв докопаться, увидеть в себе позитивные основы самого себя, своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми другими — социальными и природными — не менее дос-тойными и удивительными реальностями.

В. А. Кувакин
Президент Российского гуманистического общества

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Королева, Ирина Аркадиевна, 2001 год

2. Абдуллин Э. Б. О повышении теоретического уровня научных исследований в области педагогики музыкального образования // Преподаватель. 1999. № 4. С. 20 24.

5. Алиев Ю. Б. Музыка: Программы общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 1993.- 79 с.

6. Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987,- 208 с.

7. Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986,- 176 с.

9. Апраксина О. А. Вместе со всей страной. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сб. статей. М.: Музыка, 1978. С. 13 — 19.

10. Н.Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983,- 224 с.

11. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания // Программы педагогических институтов. Сб. № 14,- М., 1987. С. 1 21.

14. Арчажникова Л. Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984,- 111 с.

15. Арчажникова JI, Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования // Основы профессиональной подготовки учителя музыки; межвузовский сб. научн. трудов. Вып. 3. Саратов: Изд. СПИ, 1997. С. 3 13.

18. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973,- 144 с.

19. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-376 с.

20. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

21. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. 192 с.

24. Бейдер Т., Сергеева Г. О новом варианте издания программы по музыке // Искусство в школе. 1994. № 3. С. 24 25.

25. Беркман Т. Л. Методика обучения игре на фортепиано, М.: Просвещение, 1977.- 104 с.

26. Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. № 1. С. 9 11.

28. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983,- 96 с.

31. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973,- 216 с.

32. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1999.- 192 с.

33. Воронович Б. А. Философский анализ структуры практики. М.: Мысль, 1972.- 280 с.

34. Восприятие музыки:. Сб. статей / Ред.- сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980,-256 с.

35. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.

37. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Изд-во МГУ, 1985,- 45 с.

39. Горюнова Л. Развитие ребёнка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993. № 1. С. 15 20,

40. Губарева Л. Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: Диссерт. канд. пед. наук. Самара, 1994.205 с.

45. Дьюи Д. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1923,48 с.

46. Дьячкова М. А. Педагогические условия воспитания гуманистической направленности личности старших школьников: (На материале гуманитарных предметов и школьного музея): Диссерт. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 198 с.

47. Егикова В. Победить технократа // Народное образование, 1990. №2. С. 19-23.

52. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985,- 80 с.

54. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984,- 206 с.

55. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989 — 191 с.

56. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1990. Кн. 1.- 160 е.; Кн. 2 — 204 с.

57. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974,- 328 с.

58. Какой быть АПН СССР? // Учительская газета. 1988. 10 марта. С. 2.

59. Кант И. Основы метафизики нравственности // Собр. Соч. в 6-ти тт. Т. 4 (1).- М.: Мысль, 1965. С. 219 482.

61. Квинтилиан М. Ф. О воспитании оратора // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. С. 39 — 45.

62. Кожевникова JI, Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения: Диссерт. канд. пед. наук.-Н. Новгород, 1997. 191 с.

64. Кокарева 3. А. Педагогические условия развития профессиональных ценностей учителя: Диссерт. канд. пед. наук. м., 1999. -206 с.

66. Коменский Я, А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1989. С. 5 106.

67. Кононенко Т. С, Проблема педагогического общения в процессе занятий музыкой: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. -М., 1990,16 с.

68. Корчак Я. Педагогическое наследие,- М.: Педагогика, 1990,- 272с.

69. Костылёва Н. Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: Диссерт. канд. пед. наук. Казань, 1997.- 252 с.

71. Кошмина И. В. Как начать работу по введению духовной музыки в школе // Искусство в школе. 1995. № 4. С. 59 61.

72. Кошмина И. В. О курсе по духовной музыке в начальной школе // Искусство в школе. 1995. № 1. С. 59 65.

73. Кремлёв Ю. А. Избранные статьи .- JL: Музыка, 1976. 232 с.

74. Кремлёв Ю. А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966.-64 с.

75. Кремлёв Ю. А. Очерки по эстетике музыки. М.: Советский композитор, 1972.- 272 с.

76. Кремлёв Ю. А. Познавательная роль музыки. М.: Гос. муз. изд-во, 1963.-62 с.

77. Кудрявая Н. Образ нравственного человека в педагогике JI. Н. Толстого // Советская педагогика. 1988. № 10. С. 86-91.

78. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. М,: Просвещение, 1988,- 224 с.

79. Кузовлева Н. Е. Развитие методического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего учителя: Диссерт. канд. пед. наук. Липецк, 1995,- 233 с.

80. Куликова Н. Программа Д. Кабалевского: прошлое или настоящее? // Искусство в школе. 1994. № 3. С. 22 23.

81. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990,- 159 с.

82. Кухарев Н. В. Педагогическая теория и школьная практика. Экспериментально-дидактическое исследование на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся. Минск: Изд-во БГУ, 1978,- 296 с.

83. Кухарев Н. В. Эффективность обучения и воспитания: Наблюдение, опыт, размышления. Минск: Изд-во БГУ, 1979,- 216 с.

84. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

85. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980,- 96 с.

86. Локк Д. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — С. 246 — 179.

87. Лысенко В. Концепция глобального образования (российский вариант) // Народное образование. 1993. № 9-10. С. 3 7.

88. Лутовинов В. И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодёжи // Педагогика. 1998. № 5. С. 46 52.

89. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992,- 320 с.

90. Магомедова 3. Ш. Опыт творческой деятельности будущего учителя музыки и его накопление в условиях методолого-методической подготовки в вузе: Диссерт. канд. пед. наук. М., 1995,- 123 с.

92. Мананикова Е. Н. Гуманизация дидактических отношений учителя с младшими школьниками в учебном процессе: Диссерт. канд. пед. наук. Таганрог, 1998. — 203 с.

93. Маркс К. Экономико-философские рукописи // Собр. Соч. Изд. 2-е. Т. 42.-М.: Политиздат, 1974. С. 41 174,

94. Маслоу А. Психология бытия .- М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-307 с.

95. Маранизман В. Гуманистическое образование в современной школе // Народное образование. 1991. № 7. С. 16 19.

97. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981,- 96 с.

98. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М.: МПГУ, 1999. — 118 с.

99. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256 с.

101. Миронова М. П. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях музыкально- педагогического образования студентов педагогического вуза): Диссерт. канд. пед. наук. М., 1998. — 205 с.

102. Молчанова М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе: Диссерт. докт. пед. наук. Луганск, 1993. — 533 с.

104. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы 9 конференции Международного общества по музыкальному воспитанию 9 ( ИСМЕ ). М.: Советский композитор, 1973. — 416 с.

105. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей / Сост. А.Г.Костюк. К.: Муз. Украина, 1986. -126 с.

106. Мышление: процесс деятельность, общение / Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 288 с.

107. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 11972. 384 с.

109. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 103 — 133.

111. Нестеренко Г.П. Основы художественного воспитания учащихся начальных классов с дополнительной специальностью «Музыка»: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.

112. Нечаев Н. Гуманизация образования // Народное образование. 1990. №1. С. 50-54.

113. Нечепоренко Л.С. Педагогика личности: Учебное пособие. — Харьков: ХГУ, 1992. 114 с.

114. Никандров Н. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. №9. С. 41 47.

116. Никандров Н.Д., Алова Г.Н. Педагогические особенности лекции в массовой аудитории. Л.: Знание, 1979. — 16 с.

117. Никишина И.В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы. Диссерт.канд пед. наук, 1992. 159 с.

120. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. -280 с.

121. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.

122. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995. 360 с.

123. Общие вопросы проблемы способностей. М., 1962. — 308 с.

124. О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях. Постановление Министерства образования РФ № 908/11 от 23 ноября 1993 г. // Искусство в школе. 1994. № 2, С. 69 71.

125. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология. 1990. №2. С. 55 -57.

126. Педагогика в вопросах и ответах. Учебное пособие — справочник. Изд. 2-е. Саратов: Изд-во СПИ, 1997. — 160 с.

128. Педагогика сотрудничества // Учительская газета. 1986. 18 октября. С. 2-3.

129. Педагогическое наследие (Библиотека учителя). М.: Педагогика, 1989.-416 с.

130. Педагог музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия. — М.: Изд-во МПГУ, 1998. — 126 с.

132. Песталоцци И.Г. Метод // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С. 322 — 331.

134. Платонов К.К. Об изучении психологии учащихся. М.: Профтехиздат, 1961. — 144 с.

135. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -312 с.

136. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-256 с.

137. Полозова Т. К.Д.Ушинский об эстетическом воспитании // Советская педагогика. 1973. №12. С. 101 110.

138. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280 с.

139. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994. №3. С. 13-18.

141. Попов Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образовния: Диссерт.канд. пед. наук. С.-Пб., 1995. -201 с.

142. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974.-336 с.

143. Проблемы способностей в советской психологии. Сб. научных трудов. М., 1984. — 144 с.

144. Проект усовершенствованного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального -образования по специальности «030700 Музыкальное образование» // Преподаватель. 1999. №4. С. 2- 10.

145. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980,-288 с.

146. Пугачева Н.Б. Формы организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы на принципе гуманизма: Диссерт. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 231 с.

147. Рапацкая Л, А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников (Вопросы теории и методики). М., 1992.-92 с.

148. Реан А. А., Коломенский Я, Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: «Питер», 1999. -416 с.

149. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.

150. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник Московского Университета. Серя 14: Психология. 1990. №2. С. 58-65.

151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.

152. Румер Р. Активизация мышления на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Вып. 8. М.: Музыка, 1972. С. 86-95.

153. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С, 199 — 296.

154. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верх.-Волж. Кн. изд., 1990. — 64 с.

155. Синягин Ю. Личность творческая, свободная, самостоятельная // Народное образование. 1994. №2-3. С. 65 67.

156. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.

157. Смирнова И.Л. Совершенствование процессов запоминания музыкальных произведений в профессиональной подготовке учителя: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. -М.,1986. 17 с.

159. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. М.: ИДФ, 1996. — 224 с.

160. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. статей. Л.: Советский композитор, 1980. — 296 с.

161. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в советской школе в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.

163. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М,: Педагогика, 1990. — 288 с.

164. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащегося. М.: Знание, 1983. — 96 с.

165. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -176 с.

166. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // Политехнический музей. -М.: Знание, 1986. С. 4 34.

167. Талызина Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. 176 с.

169. Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979. -255с.

170. Теория эстетического воспитания. Сб. научн. трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973. — 128 с.

171. Теория эстетического воспитания. Сб. научн. трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975. — 82 с.

172. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х тт. T.l . М.: Педагогика,1985.-328 с.

173. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.

175. Ткаченко Е. Гуманизация российского образования // Народное образование. 1995. №6. С. 4 8.

176. Тухтаманов Н. Г. Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей в системе повышения квалификации: Диссерт. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 164 с.

177. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-451 с.

178. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. М., 1991. -20 с.

179. Учебный план специальности 03.07.00 Музыкальное образование с дополнительными специальностями 02.09.00 — Искусствоведение, 13.11.00 — Педагогика и методика дошкольного воспитания.

180. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собр. Соч. в 11-ти тт. Т.З. М.-Л .: Изд-во Академии пед. наук, 1948. С. 87-252.

182. Фрадкин Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. М.: Прометей, 1993.- 176 с.

183. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А.Коменского // Искусство в школе. 1993. К»1. С. 54 57.

184. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. — 558 с.

186. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М. Просвещение, 1981. — 528 с.

187. Художественное творчество и ребенок. Монография / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 288 с.

188. Целковников Б. М. Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Международная научно-практическая конференция II Преподаватель. 1999. № 4. С. 46 48.

190. Цыпин Г. Н. Исполнитель и техника. М.: Академия, 1999. -185 с.

191. Черепанова В. Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: Диссерт. канд. пед. наук. Тобольск, 1998. — 201 с.

192. Шаррельман Г. Творческая геометрия. М.: Работник просвещения, 1924. — 113 с.

193. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.

194. Шиян О.А. Современные концепции гуманизации педагогического сознания в США: Диссерт. канд пед. наук. М., 1996. -167 с.

195. Школяр Л. Обновление содержания музыкального образования // Искусство в школе. 1995. №2. С. 59-61.

196. Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Диссерт. докт. пед. наук. Казань, 1991. — 340 с.

197. Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода). М.: Педагогика, 1980. — 136 с.

198. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. М.: Советский композитор, 1972. — 712 с.

Всё чаще встречаю адептов данного направления атеизма, как религии. Да-да именно религии, потому что согласитесь, все наши знания основываются на вере. Как сказал пастор-пройдоха из «Берегись автомобиля» в исполнении Донатаса Баниониса — «Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то и другое недоказуемо». Только для обычного верующего синонимом высшей силы всего сущего является Бог, а для атеиста же — человеческая мысль вступающая в противоборство с силами природы. Есть ещё группа лиц, которые вообще ни во что не верят. Но эта «беда» с ними из-за того, что им во что-то верить собственно и некогда. Всё время и жизненная энергия направлены на «есть, пить, спать и размножаться». Винить их в этом у меня нет никакого морального права, так как зачастую жизненные остоятельства бывают очень жесткими ещё с пелёнок.
Так вот. Светский гуманизм.
Не полюбил почему-то это выражение. Вроде всё правильно написано, гладко. Но копчиком чую какой-то подвох. Надо понять в чём. А расколоть его поможет тележурнал «Хочу всё знать» поможет нам в этом википедия. Разберем по пунктам 10 принципов светского гуманизма:
Принцип первый: Свободное исследование. — Недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
— А как же детская порнография и пропаганда насилия с экранов? Неужели всё можно? Нет робяты, звиняйте, на это я пойтить не готов.
Принцип второй. Отделение церкви от государства. — Во избежание нарушения принципа свободного исследования необходимо отделить церковь от государства.
— Это пожалуйста. Хотя учитывая, что наше родное государство не является гарантом наших свобод, то какая собственно разница, есть у этого «государства» связь с церковью или нет?
Да и вообще, кто его знает, может как раз, отсутствие христианской морали у придержателей власти и предопределил нынешний беспредел в стране.
Принцип третий: Идеал свободы. — Недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
— Ну, за это мы всеми руками и ногами… Только избави Бог нас от гей-парадов и законов нарушающих права человека…
Принцип четвертый: Этика, основанная на критическом мышлении. — Независимость этики от религии. Возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
— Возможность или необходимость? Как-то не очень понятно. Определитесь, товарищи. Или нет полной уверенности в необходимости? У меня нет абсолютно. Я ниже ещё вернусь к этому вопросу.
Принцип пятый: Моральное образование. — Необходимость нравственного воспитания и образование детей. Недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде, чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
— Моральное образование — это несомненно важно. Но навязывать атеистическое нравственное воспитание или навязывать религиозное нравственное воспитание — какая собственно разница? Всё равно же навязывание… Может нравственное воспитание состоит не в словесном разжевывании «что такое хорошо и что такое плохо», а в личном каждодневном примере любви к ближнему? Может поэтому мы не можем привить нравственность, что сами ей не следуем с детства. Так может не ждать осмысленного принятия христианской морали, не пытаться изобретать свой велосипед?
От рождения до осмысленного согласия можно столько дров успеть наломать, что мама не горюй…
Принцип шестой: Религиозный скептицизм. — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
— Вполне разумно. Но давайте будем последовательны. Раз мы подвергаем скепсису претензии сверхъестественного на реальность, то давайте подвергать и претензии реальности на реальность… Иначе получается какая-то презумпция виновности.
Принцип седьмой: Разум. — Использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
— Для исследования материи? Да ради Бога… Но разум как единственный инструмент познания — не ущербно ли это?
Принцип восьмой: Наука и техника. — Признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
— В честь чего бы? Читайте пункт семь.
Принцип восьмой: Эволюция. — Порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозных доктрин, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
— Ну, может не так уж и убедительно. Но тем не менее, лично у меня претензий к старику Дарвину нет. Принимаем с оговоркой, что попытки лжеученых включать в учебники сфальсифицированные данные, а также притянутые за уши гипотезы и теории заслуживают порицания ещё более.
Принцип десятый: Образование. — «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ, как средства навязывания догм.
— Хороший принцип. Правда последнее утверждение принципа десятого несколько противоречит принципу первому. Ибо свобода прессы подразумевает и свободу навязывания догм. Но так как весь этот светский гуманизм соткан из противоречий, то одним лишним противоречием общей картины не изменить.
В дополнение к четвертому принципу скажу, что по моему сугубо личному мнению ущербность светского гуманизма как мировозрения и жизненной позиции состоит в том, что он заточен на человеческое счастье, как самоцель. В итоге каждый стремиться быть счастливым по возможности не причиняя неудобства окружающим. Вроде бы всё красиво. Но достичь личного счастья не причиняя неудобства другим невозможно. Это утопия! Планета слишкам мала для 7 миллиардов пар острых локтей, стремительно рвущихся к счастью. И что мы получаем в сухом остатке этого стремления? ЛИЦЕМЕРИЕ. Маска доброго самаритянина при паталогическом эгоизме и равнодушии. В чем же причина?
А причина проста. Светский гуманизм не рассматривает жертвенность, как высший приоритет жизни, как высшее проявление Любви. А без Любви какое же, скажите мне, может быть счастье? Одно лицемерие…
Всего вам доброго!

Что такое гуманизм? Гуманизм, иными словами, человеколюбие. На сегодняшний день такое качество считается наивысшей ценностью. Но почему? Отчего мы так ценим эту черту?

Определение гуманизма

Не отличаясь от любого философского направления, у гуманизма нет четких границ, и в связи с этим трудно дать ему четкое определение. В первую очередь гуманизмом называется любовь к людям, и не важно, каков этот человек — кореец, японец, араб или белорус. В соответствии с этой концепцией люди находятся на равном уровне, а жизнь является бесценным даром. Однако отчего гуманизм считают наивысшей ценностью?

Основные черты данного философского течения

  1. любовь;
  2. сострадание;
  3. человечность;
  4. добродушие;

История появления гуманизма

Гуманизм появился в период Возрождения и стал его настоящим символом. Вместе с возникновением данного философского течения появилась идея о важном значении человеческого «Я», что вызывало достаточно разногласий, ибо до возникновения мыслей данного направления считали, что центр мироздания не что иное, как Бог.

Однако вечного ничего не бывает, и со временем церковь отходит на второй план. Возрождение было известно храбрейшими мыслителями. Они не боялись инквизиций и ломали устоявшиеся мнения, считая, что любой обладает разумом, а его жизнь является священной. Это является одной из причин того, что гуманизм- высшая моральная ценность.

Причины того, что гуманизм является высшей моральной ценностью

Дело в том, что гуманизм то же самое, что и человечность. То, что может сделать людей настоящими людьми, ведь таких в настоящее время совсем немного. Гуманисты считают, что к человеку следует относится как к высшим ценностям, нужно уважать достоинство каждого и его право на жизнь, развитие, получение образования, стремление к счастливой жизни. Гуманисты считают, что следует признавать все основополагающие права человека.

В гуманизме наивысшими ценностями являются сочувствие, поддержка и т. п. Иными словами, гуманизм- идеальная сборка моральных ценностей. А ведь современному обществу как раз этого и не хватает.

Апологеты атеизма силятся изобразить свою идеологию как результат умственного прогресса, как самую современную идеологию. В действительности же, как мы увидим, она существовала задолго до возникновения главных мировых религий и во все времена являлась симптомом духовного оскудения, упадка и кризиса.
«Массовый атеизм» нашего трагического века — факт не случайный. И дело совсем не в том, что у народов европейского круга исчерпала себя вера в Бога. Отход от нее имеет три главные причины.
Первая заключается в том, что христианство оказалось в эпицентре урбанизации, которая нанесла тяжелый урон духовным ценностям и нравственному состоянию общества. Этот ураган не достиг в полной мере народов,исповедующих ислам и другие религии. Основная тяжесть удара пришлась на христиан.
Вторая причина связана с ошибками руководителей Церквей, с извращением некоторыми из них подлинного духа религии.
Третья коренится в плоской «духовной буржуазности», о которой говорил Николай Бердяев, в идеях секуляризма и Человекобожия. Эти идеи впервые зародились в древнем мире; наиболее же яркое выражение они нашли в эпоху Ренессанса. Тогда, около 400 лет назад, западный мир оказался перед соблазном языческого гуманизма и в значительной своей части не устоял перед ним. Человек как «мера всех вещей» был возведен в ранг божества, его разум объявлен высшим судьей в глубочайших вопросах бытия, его природа провозглашена гармоничной и прекрасной в самих своих основаниях.Идеологи «просветительства» и рационализма создали теоретическую платформу для подобных притязаний. Возник настоящий культ науки: социальные преобразования стали казаться единственным лекарством от всех недугов мира, а идея неуклонного прогресса, расцветшая в XIX веке, укрепила эти позиции.
Атеистический гуманизм, отвергнув гуманизм христианский, не уставал предсказывать гибель религиозной веры. Однако она не только выстояла, но и продолжала жить полной жизнью. Период от XVI до XIX века дал Церкви множество святых, подвижников, богословов; расцвела деятельность миссионеров, которые вывели христианство за пределы Европы; возникли новые духовные движения.
В ответ на это были предприняты прямые попытки уничтожить христианство силой. Еще в годы Конвента вспыхнули массовые гонения на Церковь. Казнили епископов и священников, храмы превращали в клубы, оскверняли гробницы святых (в частности, св. короля Людовика). Собор Нотр-Дам стал местом, где поклонялись разуму. По улицам Парижа провезли катафалк, нагруженный священными предметами, что должно было знаменовать «похороны Бога». Но вскоре стало очевидно, что «похоронили» атеисты отнюдь не Бога, а всего лишь кучу церковной утвари.
С Французской революцией «штурм Небес» не кончился. Вновь и вновь продолжался он то под знаком эволюционизма или библейской критики, то под предлогом борьбы с реакцией. Бисмарк и французские министры, немецкие социал-демократы и русские революционеры с разных сторон вели упорные атаки на христианство. Однако на рубеже XX века опрос, проведенный среди деятелей культуры, показал, что, по мнению большинства из них, религия далека от упадка. Известный американский философ Уильям Хокинг писал в те годы: «Не следует спешить с суждениями о том, что наш век нерелигиозен. Потенциально люди становятся более религиозными. Это развитие религии еще скрытый факт». А поскольку факт этот постепенно становился все менее скрытым,атеизм снова прибегнул к насилию.
В первой трети XX столетия социальные перевороты в России, Мексике,Германии и Италии привели к настоящей войне против христианства и других религий, войне, которая в КНР и Албании приняла впоследствии тотальный характер. Весь возможный арсенал средств — от пропаганды через печать и радио, трибуны и кафедры до жестоких массовых расправ — был пущен в ход, чтобы покончить с религией. Рука об руку с воинствующим богоборчеством против нее шли индифферентизм и пошлая рассудочность, обывательский материализм и «новый» гуманизм — эпигон ренессансного. Но победа, на которую так надеялись гонители, не наступала…
Александр Мень. Истоки религии. В поисках пути, истины и жизни Tags: История, Книги, Религия, Философия, Христианство, Церковь

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *