— Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя

— Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому.

Литературное и богословское наследие Св. Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

Родился Св. Григорий около 329 года в Арианзе, близ Назианза, в семье епископа Назианза Григория (чтоб различать их обычно помечают «Григорий Назианзин старший» и «Григорий Назианзин младший»). Получив начальное домашнее образование, он обучался в Кесарии Каппадокийской (Кесария — город находится в центральной части нынешней Турции, греч. Καισάρεια/Кесария, арм. Մաժաք/Мажак, один из центров распространения христианства. Из Каппадокии (арм. Գամիրք) вышли просветители армян и грузин: Григорий Просветитель и Нино Каппадокийская, а также Великие каппадокийцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов).

В 350 году Св. Григорий начал обучение в Афинской Академии. Там он сдружился с Василием Великим (познакомились они, вероятно, еще в Каппадокии). Интересно, что там же в это время учился и будущий император Юлиан Отступник.

После окончания обучения Григорий преподает в Афинах риторику, вернувшись домой только в 358 году. Тогда же он и принял Крещение (в ту эпоху было распространенной практикой позднее Крещение), хотя после шторма на обратном пути стал убежденным сторонником принятия Таинства как можно в более раннем возрасте.
После этого он удалился вместе с Василием в уединении в его имение, где продолжал изучение богословия вместе с аскетической практикой. В 361 году он вернулся в Назианз, где был рукоположен отцом в пресвитеры, хотя скоро вновь отправился в уединение, тяготясь жизнью в миру.
Однако в конце 363 года он возвращается к отцу и помогает ему в управлении епархией. В 372 году, по настоянию Василия Великого он становится епископом Сасим, но приехав туда и увидев, что городок представлял собой, удалился в уединение. Однако просьба престарелого отца заставили его вернутся опять в Назианз и помогать в управлении общиной до самой его смерти в 374 году. После этого, он еще некоторое время управлял епархией по просьбам жителей города. 379 год принес святителю весть о смерти Василия и приглашение от нового императора Феодосия занять кафедру Константинополя, находившегося в тот момент при подавляющем контроле ариан. Однако пламенные речи святителя привели к тому, что уже через год почти все общины города вернулись к Никейской вере.
Участвовал Григорий и на Втором Вселенском Соборе, где вновь поднялся вопрос о правомочности оставления Сасим и занятия кафедры столицы. При обсуждении Собором арианства и других ересей Григорий в своём Слове дал следующее изложение догмата Троичности:

«Безначальное Начало и Сущее с Началом — Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть… Имя Безначальному — Отец, Началу — Сын, Сущему вместе с Началом — Дух Святый; а естество в Трех единое — Бог. Единение же — Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».

Скончался он 25 января 389 года в Назианзе. Св. Григорий был похоронен в г. Назианзе. В первой половине V в. в честь него в Константинополе был построен храм и перенесены его мощи. В 950 г.мощи святого Григория были разделены: одна часть их положена была в храме Апостолов, другая – в храме св. Анастасии. Есть его мощи ныне и в Риме всоборе Св. Петра. Григорий Богослов был талантливым писателем и поэтом. До нынешних дней сохранилось 45 речей, в том числе «Пять слов о богословии», в которыхсвятитель защищал решения Никейс-кого собора от ариан. Кроме того, известны его 243 письма и 507 поэм, в том числе автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе», «О страданиях моей души», а также гимны, вошедшие в обиход православного пения.
Сочинения его состоят из 243 писем, 507 стихотворений и 45 речей.

  • Всего в 10 километрах от города Кавала, в центре соседнего города Неа Карвали, возвышается храм Святого Григория Назианзина Богослова, где хранится большая часть мощей святого. Это одна из важнейших достопримечательностей региона и крупное место паломничества, которое привлекает сюда огромное множество верующих со всей Греции и из за рубежа.

    Святой Григорий Назианзин, архиепископ Константинопольский в годы с 379 по 381, стоит в одном ряду с великими Отцами Церкви. Он был противником арийской ереси, замечательным оратором и богословом, автором с богатым наследием. До 1924 года его мощи хранились в каппадокийском селении Карвали, в храме, освященном в его честь.

    В 1924 году греческие беженцы из Малой Азии привезли их вместе с другими реликвиями на свою новую родину – в селение Неа (Новая) Карвали в окрестностях г. Кавала, где они построили новый храм. Его начали возводить в 1924 году, а освятили в 1950. В 1973 году он был объявлен святым местом паломничества.

    Это современное здание больших размеров, построенное в неовизантийском стиле. Оно представляет собой длинную трехнефную базилику, которая в восточной части имеет поперечный неф – трансепт, увенчанный куполом, а в западной части его находятся две колокольни. Храм является копией византийской церкви Святого Григория в каппадокийской Карвали,

    Храм Святого Григория Назианзина Богослова объявлен памятником и находится под охраной государства. Внутри него главное место занимают мощи святого Григория, которые хранятся в позолоченном саркофаге. Храмовый праздник отмечается 25 января, и это торжество является событием особого значения для всего региона.

    Надо сказать, что, хотя почти все мощи Святого Григория Богослова находятся в храмах и монастырях Греции (в Карвали, монастырях Афона и Метеоры), в Москве с 1653 года пребывает великая святыня – часть честной главы великого Святителя Григория Богослова. Эта святыня была подарена царю Алексею Михайловичу и по сей день находится в главном храме Русской Православной Церкви – Успенском Соборе Кремля.

    «Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы сделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе», — любил говорить святитель Григорий Богослов.

    Посещение Церкви входит в программу экскурсия по Святым местам Так же, Вы можете заказать индивидуальное путешествие в эту Святыню

    Заказать путешествие в церковь Святого Григория Назианзина Богослова

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

    АФИНЫ, 25 окт — РИА «Новости», Алексей Богдановский. Римско-католическая церковь вернет Константинопольскому патриархату мощи святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

    О соответствующем решении папы Римского Иоанна Павла II объявил в понедельник синод Константинопольского патриархата православной церкви.

    «Я бы хотел в качестве жеста доброй воли передать Вам мощи святых патриархов Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые были предшественниками Вашего святейшества на Константинопольской кафедре», — написал папа Римский в послании к патриарху Варфоломею, которое было обнародовано в Стамбуле.

    Предполагается, что делегация Вселенского патриархата во главе с патриархом Варфоломеем отправится из Константинополя в Ватикан 26 ноября этого года, чтобы забрать мощи святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые сейчас покоятся в Риме рядом с останками апостолов Петра и Павла — основателей христианской церкви.

    Мощи православных святых будут перевезены в Стамбул на самолете, который предоставляет греческое правительство. На 30 ноября намечена торжественная встреча святынь в резиденции патриарха в стамбульском районе Фанари. Сам папа Римский проводит мощи в Ватикане, но, как было объявлено, не сможет присутствовать на их встрече в Константинополе.

    Святые Иоанн Златоуст и Григорий Богослов почитаются всеми христианами, но особенно — православными. Вместе с Василием Великим они считаются наиболее выдающимися отцами церкви.

    Григорий Назианзин (Григорий Богослов) жил в IV веке нашей эры. Он прославился не только как виднейший богослов и архиепископ Константинополя, но и как замечательный поэт, сочетавший глубоко христианское мировоззрение с блестящим знанием античной литературы. Он оставил после себя обширное литературное наследие — речи, проповеди, письма, собрание стихотворений и поэм.

    Святой Иоанн, архиепископ Константинополя, был младшим современником Григория. Он по праву считается виднейшим христианским писателем и оратором, за что и получил свое прозвище Златоуст. Он прославился не только праведной жизнью и бескомпромиссным отстаиванием православия, но и своей проповеднической деятельностью. Иоанн Златоуст оставил после себя сотни проповедей, которые составляют «золотой фонд» христианской литературы. В течение многих веков чтение трудов Иоанна Златоуста, переведенных с греческого, было любимым занятием в России, а сам святой пользовался всенародной популярностью.

    Праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) издавна отмечался и в России 30 января (12 февраля по новому стилю). В этот день, бывшим одним из самых больших зимних праздников, отмечали свои именины обладатели таких распространенных имен, как Василий, Иоанн и Григорий.

    [ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *