Вопрос: Что такое греховная природа?
Ответ: Греховная природа – это тот аспект в человеке, который подталкивает его к восстанию против Бога. Говоря о греховной природе, мы имеем в виду тот факт, что в нас заложена естественная склонность к греху. Всякий раз, когда у нас есть выбор – исполнять волю Господа или свою собственную, мы естественным образом примем решение в пользу своих собственных желаний.
Доказательств существования греховной природы предостаточно. Никому не требуется учить ребенка обманывать или быть эгоистичным, наоборот – мы прикладываем все усилия, чтобы научить его говорить правду и ставить интересы других на первое место. Греховное поведение возникает естественно. Новости полны трагических примеров плохих поступков человечества. Где бы люди ни были, там всегда возникают проблемы. Чарльз Сперджен сказал: «Как солью приправлена каждая капля в Атлантике, так и грех влияет на каждый атом нашей природы. Он там, к сожалению, его там так много, что если кто-то не видит его, – он попросту обманывается».
Библия объясняет причину этой проблемы. Человечество греховно не только в теории или на практике, но и по своей природе. Грех является частью самой ткани нашего существа. Писание говорит о греховной природе в Римлянам 8:3. Именно она производит грехи из списка в Колоссянам 3:5. И в Римлянам 6:6 написано о том, что мы находимся под властью и в рабстве греха. Существование, которое мы ведем на этой земле, определяется нашей греховной, испорченной природой.
Греховная природа охватывает полностью все человечество. Мы все обладаем ею, и она затрагивает каждую нашу частичку. Это называется доктриной полной греховности. Все мы сбились с пути (Исаии 53:6). Павел признает: «Я же телесен, продан в рабство греху» (Римлянам 7:14; тут и далее – Новый Русский Перевод). Он также назвал себя рабом закону греха в своем теле (Римлянам 7:25). Соломон соглашается: «Нет праведного человека на земле, который всегда бы поступал правильно и никогда бы не грешил» (Екклесиаста 7:20). Апостол Иоанн, пожалуй, высказывается об этом резче других: «Если мы заявляем о том, что мы безгрешны, то обманываем самих себя, и в нас нет истины» (1 Иоанна 1:8).
Даже дети обладают греховной природой. Давид сожалеет о том, что родился с грехом, уже действующим внутри него: «Вот, грешником я родился, грешным зачала меня моя мать» (Псалом 50:7). В другом месте он заявляет: «От утробы матери нечестивые – среди отступников; с рождения сбились с пути и обманывают» (Псалом 57:4).
Откуда произошла греховная природа? Писание говорит, что Господь сотворил людей добрыми и безгрешными: «Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужчиной и женщиной Он сотворил их» (Бытие 1:27). Но уже в 3-й главе Бытие описано непослушание первых людей. Из-за этого единственного действия грех вошел в их природу. Они сразу же были охвачены чувством стыда, попытавшись скрыться от Бога (Бытие 3:8). Далее образ и подобие Адама передались их потомкам (Бытие 5:3). Греховная природа проявилась в самом начале человеческой генеалогии: самый первый ребенок, рожденный от Адама и Евы, – Каин – стал самым первым убийцей (Бытие 4:8).

Из поколения в поколение греховная природа передавалась всему человечеству: «Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом – смерть, и, таким образом, все стали смертными, потому что все согрешили» (Римлянам 5:12). Этот стих также содержит тревожную весть о том, что греховная природа неизбежно ведет к смерти (см. также Римлянам 6:23 и Ефесянам 2:1).
Другим последствием существования греховной природы является враждебность к Богу и незнание Его истины. Павел писал: «Греховный образ мыслей враждебен Богу. Он не подчиняется Божьему Закону, да и не может подчиняться. Поэтому живущие под властью греховной природы не могут угодить Богу» (Римлянам 8:7-8). Кроме того, «недуховный человек не принимает того, что приходит от Духа Божьего. Он считает это глупостью и не может понять, потому что об этом можно судить только духовно» (1 Коринфянам 2:14).
В истории есть только один Человек, не имевший греховной природы, – Иисус Христос. Его непорочное рождение позволило Ему войти в наш мир, избежав проклятия, переданного от Адама. Таким образом, Иисус провел безгрешную жизнь абсолютного совершенства. Он был «Святым и Праведным» (Деяния 3:14), и «безгрешным» (2 Коринфянам 5:21). Это позволило Ему отдать Свою жизнь «как чистого и непорочного ягненка» (1 Петра 1:19) в жертву на кресте, став нашим идеальным заместителем. Жан Кальвин рассматривает это следующим образом: «Конечно, Христос имеет гораздо большую силу спасти, чем Адам – разрушить».
Именно через Иисуса мы рождаемся свыше. «От плоти рождается плоть, а Дух рождает дух» (Иоанна 3:6). Рождаясь от Адама, мы наследуем его греховную природу; но рождаясь вновь во Христе, мы наследуем новую природу: «Поэтому, если кто-то находится во Христе, он уже новое творение. Все старое миновало, теперь все новое!» (2 Коринфянам 5:17).
Принимая Иисуса, мы не избавляемся от своей греховной природы. Библия говорит, что грех остается в нас и борьба с этой старой природой продлится столько, сколько мы будем находиться в этом мире. Павел писал о своей собственной борьбе в Римлянам 7:15-25. Но мы имеем поддержку в этой битве – божественную поддержку. Дух Святой обитает в каждом верующем и дает нам силу, необходимую для преодоления влечения греховной природы. «Всякий, кто был рожден от Бога, не любит грех, потому что в нем заложено Божье семя. Он не может любить грех, потому что рожден от Бога» (1 Иоанна 3:9). Наивысший Божий план относительно нас – это полное и окончательное освящение, когда мы увидим Христа (1 Фессалоникийцам 3:13; 1 Иоанна 3:2).
Своим подвигом на кресте Иисус удовлетворил Божий гнев против греха и даровал верующим победу над их греховной природой: «Он Сам в Своем теле вознес наши грехи на дерево, чтобы мы умерли для греха и жили для праведности» (1 Петра 2:24). Своим воскресением Христос предлагает жизнь каждому, кто находится в плену испорченной плоти. Рожденные свыше теперь имеют следующее указание: «Так же и вы смотрите на себя, как на мертвых для греха, но живых для Бога в Иисусе Христе» (Римлянам 6:11).

  • Грехопадение и его последствия прот. Олег Давыденков
  • Грехопадение Д.В. Новиков
  • Грехопадение прародителей архим. Алипий, архим. Исайя
  • Грехопадение человека преп. Максим Исповедник
  • О грехопадении человека свящ. Иоанн Арсеньев
  • Беседа о грехопадении прот. Серафим Слободской
  • Грехопадение человека прот. Александр Геронимус
  • В чем согрешили Адам и Ева диакон Андрей

***

Грехопаде́ние — первое преступление человека, связанное с нарушением Божьей заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла, повлекшее за собой катастрофические последствия как в отношении самого человека, так и в отношении окружающего мира.

Известно, что Бог, обустроив вселенную, создал человека и поселил его в особом саду — Раю, в «Эдеме на востоке». Человеку надлежало «возделывать и хранить» этот сад (Быт. 2:15).

Первозданные люди были нравственно чистыми и невинными. Их душевное и телесное состояние целиком соответствовало предначертаниям Божьим о человеке. Прародители не испытывали ни малейших бесчинных движений в душе, не имели стремлений ко злу. Чтобы они смогли осознанно и свободно сделать свой нравственный выбор, а затем и утвердиться в Добре, Бог назначил им испытание, дал заповедь, сообщив о последствиях возможного ослушания: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17).

Но диавол, будучи клеветником и завистником, возжелав навредить человеку и разрушить Бого-человеческий союз, подступил к жене, и, заведя разговор, вложил в её сердце коварную мысль: «знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

Формально, он предложил Еве то же, что и Господь — уподобление Богу, ведь и Бог призывает: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Однако между призывом Создателя и предложением диавола — принципиальная разница.

Единственный путь к богоуподоблению — тот, в основе которого лежит самоотверженное послушание Богу, стяжание святости: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16). Этот путь не только нельзя пройти разом и вдруг, он вообще не имеет конца, ведь Бог — беспределен в Своих совершенствах.

Диавол же предложил человеку прямо противоположное: средство мгновенного богоуподобления и автономию, независимость от Творца. Ведь если бы человек, отведав плодов, и действительно стал бы как бог, то Бог стал бы ему больше не нужен (как Бог).

Адам и Ева, знавшие от Владыки, в чём состоит добро и зло, тем не менее не распознали подвох. Вместо того, чтобы отсечь искусителя с порога или хотя бы насторожиться, Ева, а затем и Адам, проглотили наживку, поверили лжи и отвергли Бога. В этом и усматривается глубина их греха. Тот, факт, что они не имели предварительного опыта соприкосновения с коварством, не оправдывает их. Ведь Господь сделал всё, чтобы соблюдение заповеди было для них делом легким и исполнимым.

Во-первых, эта испытательная заповедь носила даже и не положительный, а отрицательный характер, то есть не обязывала к трудному, обременительному действию, а запрещала нетрудное. Наложив запрет на вкушение плодов только с одного дерева, Бог разрешил питаться плодами с многих других деревьев, так что недостатка в хорошей и вкусной еде прародители не испытывали.

Во-вторых, как заметил святой Ефрем Сирин, «Бог не дозволил сатане послать… к Адаму какого-либо Ангела, или Серафима. Или Херувима. Не дозволил также сатане и самому прийти в Едемский сад в образе человеческом или божественном… Дозволено же было прийти к ним змию, который, хотя хитер, но безмерно презрен и гнусен. Змий, приступив к людям, не сделал никакого действительного чуда, не принял даже на себя ложного вида, но предстал в том виде, какой имел: предстал пресмыкающимся, с поникшими долу глазами, потому что не мог взирать на сияние зрака той, которую хотел искусить» (преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Моисея Бытие, гл. 3).

Грехопадение привело к страшному результату:

  • разладились отношения человека с Богом,
  • человека с человеком,
  • человека с окружающим миром;
  • разладился сам человек, сделавшись тленным и смертным, склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию демонических сил.

***

См. также: ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ.

Первый человек вышел из рук Творца совершенным. Конечно, это было не то совершенство, которое достигается в результате продолжительной целеустрем-ленной деятельности и составляет нравственную цель человека, как это /показывают слова Господа: «Будьте совершенны, как (ωσπερ) совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Это было лишь изначальное совершенство его богозданной природы, которое означало, что человек со всеми его силами и способностями вполне отвечает тому назначению, для которого он создан.

Первый человек лишь не много умален был пред ангелами (Пс. 8, 6). В нем не было и тени греха или хотя бы малейших признаков противления добру. «Я нашел, — говорит Премудрый Экклезиаст, — что Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7, 29), то есть нравственно здоровым, способным идти правым путем и не грешить.

Однако человек с самого начала нуждался в постоянном содействии Божием, чтобы могли раскрыться и развиться задатки его богоподобной природы. И действительно, тотчас по сотворении ему была дарована сверхъестественная божественная помощь: первозданный человек пребывал в благодатном состоянии как по душе, так и по телу.

Но благодать Божия была дарована прародителям не безусловно. Человек мог и лишиться ее, преступно нарушив первоначальный райский завет с Богом. В этом случае и самые природные силы и способности человека неминуемо должны были, если и не вовсе утратиться, то, по крайней мере, существенно повредиться.

В первоначальном благодатном состоянии разум и воля человека находились на высокой степени совершенства. Разум Адама, по мнению Блаженного Августина, превосходил разум любого из его естественных потомков. Разум умнейших из потомков Адама, говорил Блаженный Августин, находится в таком отношении к разуму самого Адама, в каком быстрота черепахи к быстроте птицы. Человек легкомог усвоять и постигать как высшие сверхъестественные истины, так и низшие материальные предметы, находясь под влиянием божественного озарения. Если в настоящее время достижение знания сопряжено с великими трудами и усилиями, то в первобытном состоянии знание доставалось человеку без малейших трудов и усилий.

Воля первозданного человека, согласно Блаженному Августину, характеризовалась нравственной свободой. Ее проявления отнюдь не были произволом, то есть ничем немотивированными решениями или действиями. В силу своей нравственной свободы, предполагающей возможность обдуманного и ответственного решения, Адам мог не согрешить, если бы не захотел этого сам.

Воля первозданного человека не только была свободна от наличия в ней греховного расположения, но и обладала положительно добрым направлением — служила божественному закону. Человек любил добро и стремился к нему, не зная внутренней борьбы и колебаний между добром и злом, хотя и понимал, что такое добро и зло, а не просто пребывал в блаженном неведении о зле. «Рассуди, — говорит святой Иоанн Златоуст, — о свободе воли и преизбытке мудрости его (Адама), и не говори, будто он не знал, что добро и что зло». Отношения человека к Богу были отношениями полного и радостного послушания Ему. Бог был для человека высочайшим нравственным авторитетом, и мысль ослушаться прямого и ясного указания или совета Божия, а тем более воспротивиться ему, человеку не приходило в голову: это было для него нравственно невозможно, по любви к Богу.

При чистоте и ясности ума и при добром направлении воли сердце человека не возмущалось никакими греховными пристрастиями, не знало порочных движений и чувств. В человеке полностью отсутствовала плотская похоть, то есть беспорядочные и враждебные духу движения ненормально разросшейся чувственности.

Совершенным было и тело человека, назначенное быть послушным орудием его духа. «Бог создал человека для нетления» (Прем. 2, 23). Поэтому и телесная природа человека, соединенная с его бессмертным духом, имела возможность не умереть — при выполнении, однако, необходимых нравственных условий (Быт. 2, 17). «Человек не умер бы, если бы не согрешил», — много раз повторял Блаженный.

Бессмертие Адама и Евы по телу было бессмертием по благодати. Эта благодать бессмертия видимым образом сообщалась прародителям в плодах древа жизни, которое было прообразом будущего Крестного Древа и таинства Евхаристии.

Забота, или промышление, (πρόνοια) Божие о первых людях ярко выразилась в том, что «взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском», или в раю (Быт. 2, 8, 15). По вещественной стороне, рай был блаженным жилищем человека на земле. По духовной же стороне, райская жизнь была состоянием особенной близости человека к Богу. «Рай, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — некоторые представляли чувственным, а другие духовным; но мне кажется, что, как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший храм его был и чувственным и вместе духовным… Телом человек водворялся в божественной и прекрасной стране, а душой жил в несравненно высшем и прекраснейшем месте, где имел своим домом и светлой ризой Бога».

Страница сгенерирована за 0.08 секунд ![ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *