Мне достаточно неудобно об этом говорить, но, судя по вашему письму, описанию жизни и неизбежности рукоблудия для всего мужского населения, можно сделать предположение, что на первом месте в приоритете ценностей все же стоит не Христос, как декларируется, и даже не ближний. Скорее всего — это вы сами. Грустно, но письмо пропитано «собой» и оправданием «себя». Мне кажется, что для вас пока должен стоять внутри себя вопрос не о священстве, что в принципе похвально, а о том, чтобы узнать себя, свою душу и ее болезни. Категоричность заявлений «всегда», «никогда» и др. в 24 года понятны, но работа по осознанию себя поможет вам понять ваш вектор движения, цели и то, как вы будете их достигать.

С одной стороны, в книге «Номоканон», разделе «О играх и о малакии», прямо говорится:

Иже малакию сотвори, да сухоядение сорок дней по Св. Иоанну Постнику, и да творит на всякий день поклонов сто, если же не может, да удержится от причастия один год (Правило 58).

Аще кто от причетников, прежде поставления в страсть малакии падется, сначала подлежит запрещению малакии, потом рукополагается. По рукоположении же в неведении сие сотворивый, священства празден один год. В ведении опять сотворивый, да извержется.

С другой стороны, как говорится в одном из интернет-постов: «Английские ученые после тридцати лет исследований, на которые затрачено 1,5 млн. фунтов, смогли доказать, что они могут доказать любую ерунду, если на это будет выделено достаточное финансирование».

Преп. Антоний Великий почил в 115 лет, преп. Паисий Великий прожил более 70. Другие известные и малоизвестные иноки доживали до преклонных лет, борясь со страстями. Наверняка, как и у всех людей, у них были ошибки и падения, но они находили в себе силы, каясь, двигаться дальше. Не пытаясь оправдывать свои падения физиологией. Как вы совершенно верно заметили, предохранительный клапан был предусмотрен («крышку» сорвать не должно), но при условии, если человек не страдает похотью, не рассматривает картинки и не предается в мечтах разно-всякостям. По слову апостола Павла, «Лучше есть жениться, чем разжигаться» (1Кор.Гл.7;ст.9).

Может быть, было бы правильно просить вас стараться очищать свою душу настоящей исповедью и перед следующей прочитать книги архимандрита Лазаря «Грех и покаяние последних времен» и «О тайных недугах души». Современным, простым языком нам показывают нас, как мы есть. Если мы не чувствуем за собой грехов — это может быть по разным причинам. Подлинная безгрешность — самая редкая. Обычно наши души в суете, окружающей нас, очень грубеют и не в силах разглядеть грязь, которая накапливается в уголках.

Надеюсь, что со временем, молясь и прося у Господа подсказки, вы определитесь и с семейной жизнью, и со своим дальнейшим Путем. Бог в помощь!

Антон спрашивает:
Батюшка, помогите разобраться:
1. Как навсегда избавиться от страсти/греха рукоблудия? Исповедовал неоднократно, пока не смог даже будучи в православном браке..
2. Как выйти из ипохондрического невроза (такой диагноз поставил психотерапевт). Постоянно циклюсь на каких то ощущениях (в основном глаза, на данный момент — 10 лет назад была лазерная коррекция, с тех пор и началось…), постоянная усталость, вплоть до уныния… Стаж 10 лет.
3. Самое главное, пожалуйста, помолитесь о благополучном исходе первых родов супруги моей Дарьи, срок вот-вот.
Спаси Вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:

Антоний!
1. Надо заниматься необременительным физическим трудом, не опускать молитвенного правила утром и перед сном; при усталости можно несколько сократить его. Надо на ночь одевать длинную рубаху, не спать нагим. Во время искушения избегать уединения; если позволяет здоровье, спать на жесткой постели. Молитесь преподобному Антонию Великому, чтобы он избавил вас от этой пагубной привычки. Апостол Павел в числе грехов, препятствующих спасению, указывал на рукоблудие.
2. Старайтесь не вспоминать прошлого и не жить в нем. Воспоминания поглощают много духовной энергии; она как бы расходуется впустую. Когда настает уныние, то молитесь: «Слава Богу за все» и не прекращайте этой молитвы, хотя бы демон внушал вам, что вы обделены милостью Божией.
3. Дай, Господи, вашей супруге Дарии благополучно родить здорового ребенка.
Помоги вам Господи.

» Предыдущий вопрос Следующий вопрос «

Ответ священника:

Дорогой Александр! Вы совершаете несколько ошибок, неизбежным последствием которых и становится грех рукоблудия.

1. Христианский брак существует вовсе не для удовлетворения плотских похотей. Его основная цель – взаимная помощь супругов друг другу, и своим детям, для достижения спасения (поэтому, семья и называется малой церковью). Если – же похоть становится причиной вступления в брак, такой брак обязательно разрушится.

2. Нежелание иметь семью для христианина – не нормально (если, при этом, он не собирается соблюдать целомудрие). Это признак гедонистического мировоззрения, где основной целью являются только удовольствия, и нет понятия о долге и ответственности.

3. Христианин не должен использовать ТВ, интернет, и другие СМИ, для того, чтобы смотреть на женщин с вожделением (Мф. 5,28) (а лучше, в этом случае, вообще отказаться от просмотра СМИ).

Что касается вопроса: можно ли победить грех рукоблудия, конечно, с Божьей помощью, можно. Для этого, во-первых, Вам необходимо обратить внимание на вышеперечисленные ошибки и изменить себя по отношению к ним. Во-вторых, взяться за борьбу с самой страстью: начать с искреннего покаяния и участия в Исповеди и Причащении; подавлять в себе позывы страсти молитвой и волевым усилием; соблюдать однодневные и многодневные церковные посты: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17;21); хранить зрение (от ТВ, интернета, и пр.), слух, и, особенно, осязание; не давать места праздности и заполнять свое свободное время чтением Евангелия и других духовных книг, полезным бытовым трудом. Бог в помощь.

Блудные грехи и епитимии за них
(http://www.evangelie.ru/forum/t8387-36.html)
XIII век
Особая редакция «Вопрошания Кирика».
Из «Двух правил монахам»
Если два чернеца лягут на единую постель, то да нарекутся блудниками.
XIV век
Из «Вопрошанья-исповеданья».
Сзади блуд сотворив — 40 дней сухояста.
С кумом или с ближним игра до семени — 40 дней сухо есть.
Пересекавшимся струями, когда мочились, — 12 дней (сухо есть).
А это великие грехи
Содомский грех — 3 года.
Мужеложество — 3 года.
Из «Правила о верующих в гады»
О малакии. Малакию деющий и этим блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы.
Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино.
Мужеложницы да запретятся на 5 лет с прочим покаянием. Различие же мужеложества написаны в конце писания Иоанна мниха.
XV век
Вопрос мужам
Или содомский блуд сотворил? Пост — 3 дня.
Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи — 3 лета или 4.
Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи — год или два.
Если в свою руку блудил или в чужую — 3 месяца епитимьи.
Из «Некоторой заповеди» — худого номоканона
Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 — вечером…
Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем (т. е. всякий, согрешивший рукоблудием, убил человека?).
Из «Правил Халкидонского собора»
Мужам не достоит в женском портище ходить, ни женам в мужском.
Вопрос женам
Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост — 40 дней.
Из «Исповедания попом и дьяконом»
Не пался ли от своея жены с мужеским полом, или с мужнею женою, или со вдовою, или с рабою в дьяконстве?
XVI век
Из «Поновления священноинокам»
Господине, отче, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.
Из «Правила святых (отец) о епитимьях»
Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья — 12 дней, поклонов — по 60 на день.
Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья — 12 дней, поклонов — по 60 на день.
Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья — 6 дней, поклонов — по 30 на день.
Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья — 3 года, поклонов — по 100 на день.
А иные с присными беззаконство творят — в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья — 3 года, поклонов — по 100 на день.
Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья — 7 недель, поклонов по 150 на день.
Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост — 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов — по 150 в день.
Из «Правила с именем Максима»
Мужам не достоит в женских портах ходить, а жене в мужних.
Если кто сам на себе блуд сотворит — 40 дней поста ему.
Из «Вопрошания апостольского»
Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Рече Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.
Из «Правила «Аще двоеженец…»
Правило святых апостол и святых отец
… А прелюбодей или со скотом творящий блуд — 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.
Вопрос к мужам
Если содомский блуд сотворил, епитимьи — 3 лета.
Если в руку блуд сотворил, епитимьи — 3 недели.
Если со скотиною — 40 дней поста.
Вопрос мужам и отрокам
Или свой проход рукою щупал, или у парубков?
Или уд свой вздвигал рукою на блуд?
Или в женском платье плясал?
Из «Вопросы игуменам и священноинокам»
Не пался ли с мужеским полом или с младым чернецом?
Без надписания
Согрешил ли на небо и пред тобою, отче, каюсь, много беззаконствовал. Согрешил:
·блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;
·содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;
·в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;
·ручным блудом безчисленно;
XVII век
Из «Заповедей святых отец»
Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи — 8 лет, а причастие — от Пасхи до Пасхи. А поклонов — по 25 в день.
Из «Иноческого без надписания» и из «Поновления инокам»
Вот мои согрешения пред Богом и пред тобою, господине отче:
·господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;
·многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;
·на друга взлазя люблением страстным;
·некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.
·Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;
·С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;
·Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;
·Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;
«Общие вопросы мирянам без надписания»
Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли? Осязания между вами нечистого не было ли?
Малакий не делаешь ли?
И если это случится, вопрошает о содомском, о скотоложестве, о птицеложестве обстоятельно.
Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).
«А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: «ЛАДОМИР», 1999. С. 335-344.
(http://nordxp.3dn.ru/biblical/perversions.htm)
Или содомский блуд сотворил?
(сексуальные извращения по каноническим
памятникам XIII-XVIII вв.)
Канонические церковные памятники XIII-XVIII веков дают представление о том, что считали в те времена грехами и какое наказание за них накладывали. Все тексты имеют разные адресаты. Одни из них предназначены для мирян, отдельно мужчин и женщин, другие для чернецов, иноков и священнослужителей. Интересно, что мужчинам-мирянам (XVIII век) на исповеди надлежало рассказать о том, не грешат ли они сребролюбием, лицемерием, не имеют ли на кого зла, а о содомском грехе спрашивали только в случае, если мужчина грешил малакией (мастурбацией). Если такового греха не было, то дальше его и не расспрашивали. По-иному дело обстояло с чернецами и иноками. Их подробнейшим образом расспрашивали о гомосексуальных контактах, включая взаимную мастурбацию и половой акт. Рассказывать о подобных грехах на исповеди им надлежало в подробностях, например, «многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся». Один и тот же грех предполагал разное по тяжести наказание для мирян и иноков. На них накладывалась более строгая епитимья.
В данной подборке основой упор сделан на записи, связанные с мастурбацией, мужеложеством и другими «содомскими» грехами. Для того чтобы было с чем сравнить тяжесть наказания за «голубые» грехи, мы привели несколько выписок, касающихся скотоложества. Любопытно, что за скотоложество предполагалось меньшее наказание, чем за мужеложество, в то же время некоторые «гетеросексуальные» грехи наказывались строже, чем «голубые». Интересно также, как от века к веку менялось отношение к одному и тому же греху. Так, в XIV веке за содомский грех предполагали 3 года «сухояста», а в XVIII веке за мужеложство – 26 лет епитимьи и 300 поклонов в день.
Есть, конечно, и забавные с точки зрения морали XXI века грехи. Например «Если кто на восток помочится стоя, да поклонится 300 раз», а «Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть)». В целом, если вчитываться внимательно, то можно сделать довольно много интересных выводов – о том, насколько распространенным был такой грех как мужеложество, о том, каким «изощренным» подчас был «содомский грех». То, в чем каялись иноки XVII века, иногда просто поражает богатством фантазии: «некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил».
КАНОНИЧЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ XIII-XVIII вв.
XIII век
Особая редакция «Вопрошания Кирика».
Из «Двух правил монахам».
Если два чернеца лягут на единую постель, то да нарекутся блудниками.
XIV век
Из «Вопрошанья-исповеданья».
Сзади блуд сотворив – 40 дней сухояста.
С кумом или с ближним игра до семени – 40 дней сухо есть.
Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть).
А это великие грехи
Содомский грех – 3 года.
Мужеложество – 3 года.
Из «Правила о верующих в гады».
О малакии. Малакию деющий и этим блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы.
Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино.
Мужеложницы да запретятся на 5 лет с прочим покаянием. Различие же мужеложества написаны в конце писания Иоанна мниха.
XV век
Вопрос мужам
Или содомский блуд сотворил? Пост – 3 дня.
Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи – 3 лета или 4.
Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи – год или два.
Если в свою руку блудил или в чужую – 3 месяца епитимьи.
Из «Некоторой заповеди» – худого номоканона
Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 – вечером…
Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем.
Из «Правил Халкидонского собора»
Мужам не достоит в женском портище ходить, ни женам в мужском.
Вопрос женам
Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост – 40 дней.
Из «Исповедания попом и дьяконом»
Не пался ли от своея жены с мужеским полом, или с мужнею женою, или со вдовою, или с рабою в дьяконстве?
XVI век
Из «Поновления священноинокам»
Господине, отце, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.
Из древнерусских переводов номоканона Иоанна Постника
Если мирской человек займется рукоблудием – 40 дней не причащаться и мяса не есть, разве только масла. Да упражняется в молитвах и кладет поклоны. Если же такое случится с иноком, пусть 60 дней сухо есть, без причащения пребывая, постяся каждый день и непрестанно моляся. Тако же и священник.
Если инок впадет в истицание (семенной скверны) – 60 дней сухо да ест, строгий пост до 30 дней и по 300 поклонов ежедневно, пока не упадет до усталости.
Из «Правила святых (отец) о епитимьях»
Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья – 6 дней, поклонов – по 30 на день.
Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
А иные с присными беззаконство творят – в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья – 7 недель, поклонов по 150 на день.
Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост – 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов – по 150 в день.
Из «Правила с именем Максима»
Мужам не достоит в женских портах ходить, а жене в мужних.
Если кто сам на себе блуд сотворит – 40 дней поста ему.
Из «Вопрошания апостольского»
Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Речь Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.
Из «Правила «Аще двоеженец…»
Правило святых апостол и святых отец
… А прелюбодей или со скотом творящий блуд – 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.
Вопрос к мужам
Если содомский блуд сотворил, епитимьи – 3 лета.
Если в руку блуд сотворил, епитимьи – 3 недели.
Если со скотиною – 40 дней поста.
Вопрос мужам и отрокам
Или свой проход рукою щупал, или у парубков?
Или уд свой вздвигал рукою на блуд?
Или в женском платье плясал?
Из «Вопросы игуменам и священноинокам»
Не пался ли с мужеским полом или с младым чернецом?
Без надписания
Согрешил ли на небо и пред тобою, отче, каюсь, много беззаконствовал. Согрешил:
• блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;
• содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;
• в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;
• ручным блудом безчисленно;
XVII век
Из «Заповедей святых отец»
Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи – 8 лет, а причастие – от Пасхи до Пасхи. А поклонов – по 25 в день.
Из «Иноческого без надписания» и из «Поновления инокам»
Вот мои согрешения пред Богом и пред тобою, господине отче:
• господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;
• многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;
• на друга взлазя люблением страстным;
• некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.
• Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;
• С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;
• Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;
• Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;
XVIII век
Вопросы из сборной рукописи XVIII в.
О блудниках
ВОПРОСЫ
ЕПИТИМЬЯ/ЛЕТ
ПОКЛОНОВ/ДЕНЬ
Мужеложник?
26
300
Не играл ли с кумами до излияния скверны?
40
80
Не блудил ли рукою или ногою сквозь портно?
21
200
Не чесался ли с похотью до излияния скверны?
40
60
Не помышлял ли на скот с блудным похотением?
7
20
Не рукоблудствовал ли своеручно?
40
50
Не рукоблудствовал ли друг с другом, ты – его, а он – твой уд?
80
50
Не хватал ли кого за срамной уд?
3
100
«Общие вопросы мирянам без надписания»
Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли?
Осязания между вами нечистого не было ли?
Малакий не делаешь ли?
И если это случится, вопрошает о содомском, о скотоложестве, о птицеложестве обстоятельно.
Публикуется по Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).
«А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: «ЛАДОМИР», 1999. С. 335-344.

От редакции. Многие православные не знают, как справляться со своей сексуальностью. Поэтому при встрече с ней бросаются из крайности в крайность – от болезненного переживания своей плохости и невротической невозможности вступить в интимные отношения в браке к выводу о нормальности любых путей реализации своей сексуальности – включая рукоблудие и гомосексуальные отношения. К выводу о нормальности люди часто приходят после долгих лет безуспешной борьбы и понимания, что эта борьба и мысль о своей плохости не приближает их к Богу. Мы публикуем это свидетельство в помощь тем, кто измучен этой борьбой – в надежде, что оно поможет им найти царский путь по-настоящему христианских отношений со своей сексуальностью, без упомянутых выше крайностей.

Дивны дела Твои, Господи!

Случай, о котором пойдет речь, произошел несколько лет назад. Это была третья консультация с клиентом (назовем его Максим), и между нами уже сложилась атмосфера тепла и доверия, заботы и безопасности. Так бывает не всегда, но в отношениях с Максимом доверие росло довольно быстро.

Клиент – молодой мужчина, программист, воспитанный, с высоким интеллектом и многоэтажной рефлексией (удерживает большие блоки информации, плохо соотносящиеся с чувствами) – преодолевая стыд и смущение, похоже, хочет начать говорить о проблеме, которая его сильно беспокоит. Но пока мы говорим о каких-то еще немаловажных проблемах, коих, очевидно, всегда больше, чем одна. «И что-то просится наружу».

Но обратимся немного к началу.

«Терапия отношениями»

На первой встрече Максим боялся заговорить о своей самой постыдной, как ему кажется, проблеме. Страх осуждения, отвержения, неприятия. Выяснилось, что он в принципе может открываться лишь тогда, когда уверен, что в отношениях с собеседником есть что-то большее, чем то ужасное, что он скажет о себе. То есть если есть уверенность, что обнажение не разрушит отношения, тогда можно рискнуть. А пока страшно (1).

На второй встрече я, ощущая затянувшееся хождение «вокруг да около», позволила себе высказать предположение, что, возможно, часть болезненных переживаний клиента как-то связаны с сексуальной сферой. Уже было известно, что у Максима есть девушка, они встречаются несколько месяцев, она тоже верующая. Вопрос оказался точным, атмосфера консультации резко сменилась с вяло-пустоватой на энергично-наполненную. Максим как будто ждал такого вопроса как помощи, чтобы начать говорить «о самом страшном», потому что сам решиться не мог. В конце второй консультации он озвучил свою проблему. Это – рукоблудие. Старательная борьба, воздержание, порой долгие перерывы, а потом опять «срыв». И после этого жгучее чувство вины, ощущение собственной плохости и ужасности, потоки самообвинений и т. п. Я несколько удивлена: это и есть то самое страшное, о чем Вы боялись сказать на первой встрече? Ответ утвердительный. Обоим «полегчало».

Борьба, победы и поражения

На третьей консультации Максим настоял на том, чтобы говорить об обозначенной проблеме. Он описывает разные способы борьбы с ней. Больше всего это похоже на то, как будто один подросток (та часть души, которая испытывает влечение) задирает другого (того, кто хочет побороть страсть) и второй, хотя боится и хочет заплакать, делает вид, что с бравадой готов принять вызов, мол, давай-давай, ударь еще, посмотрим, на что ты способен, я выдержу. Но в итоге он терпит поражение – битва опять проиграна. И тогда наступает всепоглощающее недовольство собой, самоуничижение и самоукорение, злость на себя и порой на Бога, иногда – сомнения в Его существовании (ведь молился, а Он не помог, может быть, Его вообще нет?). В те разы, когда битву получается выиграть, не удается избежать самодовольства от ощущения своей силы и победы. Должен быть сильным, должен держать себя в руках, а свое тело – в узде, нельзя позволять ему владеть тобой, ведь это серьезнейшее поражение, падение на уровень животного – таковы убеждения клиента.

И вроде бы неплохие убеждения. Но уж очень много в этих переживаниях надрыва, войны, своего рода зацикленности. Мне вспомнились слова одного покойного священника: «Что ты носишься со своим грехом, как белка с орехом?» – имелась в виду белка из мультфильма «Ледниковый период». «Да, ношусь», – грустно вздыхает Максим и продолжает говорить о проблеме.

За все благодарите (1 Фес 5:18)

По мере слушания мне пришла идея предложить клиенту благодарить Бога. Но за что именно? – крутилось у меня в голове, – за что конкретно? В процессе внутреннего поиска предмета благодарения стали рождаться примерно такие слова молитвы, которую хотелось предложить собеседнику: «Господи, я благодарю Тебя за эту ситуацию, когда я опять встречаюсь со своим бессилием. Ты видишь, что я опять испытываю эти ощущения и ничего не могу с ними поделать, хотя чего только не пробовал, как только не боролся. Может быть, Ты даешь мне эту ситуацию, чтобы я, наконец, увидел свою слабость, свою малость, когда я сам не могу ничего. И тогда я смогу искренне взывать к Тебе о помощи, потому что когда я думаю, что могу справиться, то моя молитва о помощи оказывается лицемерной. Упованием на себя я мешаю действовать Тебе. Благодарю Тебя за эту встречу с моей слабостью, за помощь осознать свое бессилие и прошу Тебя – Ты Сам приди в эту ситуацию и сделай что-нибудь, потому что я не могу».

В конце консультации, среди прочего, начинаю озвучивать свое предложение о молитве-благодарении. Мой мотив – предложить благодарить за ситуацию встречи с бессилием, признать свою немощь, что было бы противоположно войне, истерике, надрыву, которых у Максима очень много. Прежде чем начать говорить о таких достаточно интимных вещах как искренняя молитва, мне важно было помолиться про себя, попросить Бога присутствовать в этом разговоре и вести его.

Святой Дух – Тот, Кто наставляет нас

И вот, совершенно неожиданно для меня, когда я открыла рот и начала говорить о благодарении, вырвались слова о том, что, может быть, стоит попробовать благодарить Бога за сами эти сексуальные ощущения, за свою природу как таковую. Сначала я немного смутилась и была сильно удивлена сказанному, потому что мысли такой у меня вообще не было. Но увидела в ответ сильное оживление и радость на лице Максима. Он как будто жадно схватился за эти слова как за что-то особенно важное для него сейчас. Далее я все же высказала идею о благодарении за слабость и проч. – по «заготовке» (зря, что ли, я ее вынашивала). В итоге тема благодарения разделилась на две линии, одна из которых оказалась принципиально значимой для клиента – благодарение за свое тело, данное Творцом, и за различные его части и проявления. Нам вспомнились слова ап. Павла о важности разных частей тела (1 Кор., глава 12). Благодарение за сексуальность как дар, благодарение за устроение своей природы.

По ощущениям (моим и клиента) именно этот момент был самым важным за три встречи. Я «ляпнула», неожиданно для себя, но именно это оказалось принципиально значимым, дало новый разворот терапии, запустило в клиенте важные процессы переосмысления своей ситуации, представлений о себе и отношений с Богом.

Путь из фарисеев в мытари

Поздно вечером в тот день, когда тело уже почти засыпало на одре своем после трудового дня, мне пришло желание помолиться о Максиме (таковое бывает нечасто, я не молюсь старательно за всех клиентов). Памятуя об опыте консультации с ее неожиданностями, я решила довериться этому желанию и все же встать, хотя все мои намерения были уже направлены на сон. Молитва была посвящена благодарности Богу за эту удивительную встречу, а также просьбам, чтобы Он вошел в ситуацию Максима, в его жизнь, дал ему возможность услышать Его мнение по поводу мучающих его вопросов, дал возможность клиенту увидеть себя и свою ситуацию глазами Бога. В голову приходили мысли о любви Бога к этому молодому мужчине – вроде бы банальные, но как-то особым образом живо звучащие в контексте конкретной ситуации конкретного человека, о котором была молитва…

И в какой-то момент в процессе молитвенных размышлений и вопрошаний о Максиме было открыто Евангелие – Лк 18:13 – «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Ага, о мытаре и фарисее, – подумалось в ту ночь усталому психологу, – а ведь как много мы говорили, по сути, о фарисействе в жизни клиента, которое особенно проявляется в требованиях к себе и отчасти в идеальном образе себя. Гордость, когда удается победить, упование на свои силы, война и надрыв, требование быть сильным, управляющим, контролирующим, соответствующим нормам и правилам – всему этому так хотелось противопоставить спокойное смирение, без истерики, с адекватным взглядом на себя перед лицом Любви, а не перед лицом невротизированных субличностей, которые могут только обвинять и осуждать. И голоса которых, кстати, люди нередко принимают за голос совести. Хотя даже святой Никодим Святогорец пишет: «погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся на том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого».

Не могу молчать!

Я написала Максиму письмо с предложением поразмышлять над притчей о мытаре и фарисее (Лк, 18 глава), где мытарь осознает свою немощь и смиряется, а фарисей гордится своей правильностью. И фарисей тысячу раз молодец, у него нет таких грехов, как у мытаря, но сказано, что «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот», а в одном из переводов: «этот пошел в дом свой оправданным, а не тот» (Лк 18:14). Также в письме было напоминание о том, что «Бог любит Вас независимо от того, делаете Вы что-то или нет». И еще я привела рассказ об одной святой, которая очень сокрушалась о своих грехах и считала, что она недостойна идти причащаться, но Бог ответил ей, что Его не так расстраивают ее грехи, как то, что она не хочет быть с Ним. Я высказала предположение, что, может быть, стоит сместить фокус с борьбы на движение к смирению и позволять Богу себя любить, а также предложила помолиться вместе.

Блудница омывает ноги Христа

Для читателя хочу уточнить, что я ни в коем случае не проповедую, что всем надо заниматься самоудовлетворением. Тем более что кроме греховного аспекта (который я не отрицаю – чтобы не быть неправильно понятой), особенно если речь идет о зависимости, это еще и психологически неоднозначная практика, потенциально мешающая центрации на другом – на любимом человеке, а также нередко ведущая к ощущению душевной опустошенности. Подробнее – тема отдельной статьи, однако есть немало публикаций на эту тему (в частности, работы Зеньковского).

Есть немало свидетельств о том, какие серьезные изменения происходят в духовной жизни, когда человек начинает благодарить. По слову апостола «за все благодарите» (1 Фес 5:18), «ибо такова о вас воля Божия». Позиция благодарения выводит нас на иной уровень отношений с Богом по сравнению, например, с позицией «дай».

Благодарность за данную Богом сексуальность – не повод заниматься рукоблудием, а способ выйти на новый уровень отношений с Богом и со своей сексуальностью, в том числе чтобы может быть направить эту энергию в продуктивное, например, творческое русло. Протоиерей Василий Зеньковский замечательно описал, что принятие сексуальности дает доступ к тому, чтобы из «половой» ее претворить в «энергию пола», ресурс полноценной мужественности.

Ответ Максима

«Спасибо Вам огромное, что позволили через переписку побыть и в терапии, и в человеческом, в т. ч. духовном общении… Ваши слова не воспринимались как проповедь, скорее, я теперь с тоской/надеждой/трепетом чувствую утраченную живую веру и, пожалуй, вижу послание Бога в том, о чем Вы говорите. Это очень сильно. Про принятие Богом, любовь, мое смирение – я думал об этом всем, но с Вами как-то прочувствовал это и испытываю теперь «к настоящему притяжение». Про совместную молитву – да, было бы здорово, спасибо!»

Еще Максим приложил стихотворение Вознесенского, из которого мне особенно запомнилось второе четверостишие:

Будто послушник хочет к Господу,

ну а доступ лишь к настоятелю —

так и я умоляю доступа

без посредников к настоящему.

Мне очень хочется, чтобы этот молодой человек прорвался таки к Живому Богу, «без посредников к настоящему».

Последние заметки: христоцентричность и грехоцентричность

Очень важно, на чем (или на Ком) я центрируюсь, куда уходят мои силы и время, а в пределе – жизнь. Идеи борьбы с грехом могут превратиться в почти навязчивый культ, где под видом благочестия и аскетики кормится желание стать чистеньким и хорошим, а лучше – стерильным, чтобы что? Чтобы избавиться от ядовитого чувства вины, поставить галочку, что я молодец? Чтобы заслужить любовь Бога? Но мы забываем одну очень важную вещь: Бог меня УЖЕ любит, любит бесконечно и безусловно, даже в тот момент, когда я делаю грех. В это бывает трудно поверить, т. к. нам в принципе бывает трудно поверить, что меня, такого, какой я есть на самом деле, можно любить.

Я не хочу сказать, что греху в себе надо говорить «да». При этом важно отделять себя от греха, не забывать, что я не равно то, что я делаю. Иначе все то время, которое я трачу на невротическое самопоедание, самобичевание и прочее само-, я центрируюсь на себе и своей плохости, и просто физически не могу удерживать внимание на чем-то еще – например, на Боге. На Боге, Который тихо стоит рядом и скромно ждет, когда я обращу на Него внимание, совершу поворот от себя к Нему, который и называется покаянием.

И тут можно вспомнить о том, что мы призваны к богообщению. Что Бог безумно хочет со мной личных отношений, чтобы я и на Него смотрел, а не только на себя – великого и ужасного грешника. И что Христос хочет быть моим другом.

И можно попробовать представить на минуточку: если мой самый близкий друг – Иисус из Назарета… Всерьез, по-настоящему. То как я буду жить? И что будет с моим рукоблудием, в частности?

П. С. Спустя годы, когда мы готовили этот текст к публикации, Максим рассказал о влиянии той сессии на его жизнь. Об этом будет следующая статья.

1 В итоге первая встреча была посвящена разным темам, и особое место в ней заняло прояснение чувств, переживаний клиента по отношению к психологу, возникающих здесь-и-сейчас в ситуации консультации. Стыд, страх, фантазии о том, что психолог подумает или почувствует и как потом будет относиться. Страх диктует клиенту, что я буду думать о нем что-то плохое, чувствовать буду отвращение и непринятие, а сам клиент перестанет вызывать у меня интерес и симпатию. То есть, по сути, должно произойти отвержение и, скорее всего, осуждение, ведь как еще можно отнестись к такому человеку, если он скажет самую страшную правду о себе. Ситуация нередкая, но каждый обычно переживает ее как уникальную (только я такой ужасный, всех остальных принимать можно, но только не меня, и т. п.). Нетрудно догадаться, что примерно такая же модель отношений будет проявляться у Максима в отношениях с Богом, хотя об этом мы пока не говорили (Максим верующий).

Действительно, подобные переживания знакомы многим, когда речь идет о самораскрытии, обнажении, близости, и в ситуации психотерапии они актуализируются порой довольно остро. И важно помочь клиенту встретиться с реальностью, с живым Другим – в данном случае со мной, с моими конкретными чувствами и настоящим отношением, – чтобы через это преодолеть миф о том, как к нему «надо» относиться. «Терапия отношениями» – так шутят иногда коллеги-психотерапевты, когда говорят о том, что для какого-то клиента особенно целительны именно сами отношения с психологом, в которых постепенно преодолеваются, в частности, подобные мифы клиента о том, какие у него «должны быть» отношения с другими людьми, как другие «должны» к нему относиться и т. п. Я должна была бы чувствовать отвращение / брезгливость / непринятие / желание сбежать или хотя бы отдалиться / осуждение / раздражение (нужное подчеркнуть и / или продолжить список). А у меня почему-то, наоборот, расцветают тепло-забота-доверие-благодарность-уважение-бережность и иже с ними, и так происходит далеко не только со мной. Это феномен близости, искренности, открытости. Но это уже тема отдельного разговора.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *